Результаты профессиональной деятельности

Бархатова Ирина Анатольевна

Обеспечиваю положительную динамику освоения учащимися образовательных программ. Своим достижением считаю высокие результаты ГИА. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon el.kurs_9_klass.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

элективного курса для 9 класса

«Русский язык: от простого к сложному»

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы.

Цели и задачи изучения элективного курса «Русский язык: от простого к сложному».

Основными целями курса является совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

      Задачи курса:

 1. Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.

 2. Помочь девятиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с экзаменом.

 3. Познакомить ребят с процедурой проведения ОГЭ по русскому языку.

 4. Научить выпускников правильному оформлению бланков.

 5. Помочь девятиклассникам подготовиться к ОГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.

 6. Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.

 7. Опробовать разработанные КИМы для сдачи ОГЭ.

Данный элективный курс призван помочь обучающимся успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи.

                 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Учебно-тематическое планирование состоит из трех частей: работа над сжатым изложением, выполнение заданий на основе прочитанного текста, написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему или по содержанию прочитанного текста.

Сжатое изложение считается наиболее трудным видом работы. В планировании при обучении сжатому изложению  особое внимание уделяется формированию  следующих коммуникативно-речевых умений: вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.  Работа над сжатым изложением должна проводиться на каждом занятии и усложняться по мере овладения данным умением.                                                                                                

Другая важная составляющая программы – подготовка к выполнению заданий с кратким ответом 2-14. При подготовке к выполнению задания 2 формируются практические умения извлекать информацию из прочитанного текста; задание 3,6  связаны с использованием знаний из раздела «Лексика»; задания 4-5 направлены на формирование  орфографического навыка написания морфем; задания 7-14 связаны  с использованием знаний из разделов «Пунктуация» и «Синтаксис».  

Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.

      Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1.) и тему, связанную с анализом текста(15.2 и 15.3.) выполняется на основе печатного текста. Учитель при обучении сочинению-рассуждению создает условия для формирования  следующих умений:

 понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания),

 проникать в авторский замысел, осознавать значение использованных автором средств выражения мысли, в том числе и знаков препинания;

 продуцировать собственное связное высказывание, посвященное лингвистической проблеме;      

 способность этически корректно доказывать правильность назначения языковых средств;

умение цитировать и использовать цитаты из исходного текста как средство аргументации;   умение композиционно оформлять текст;

умение выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя такие значимые качества речи как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др.

Все виды учебной деятельности обучающихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитию речи школьников, усвоению ими практической грамотности.

 Целесообразно познакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволит избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. Обучение приемам компрессии текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста.

3.СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА.

 Подготовка к написанию изложения (6 ч)

1.Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления,          формулирования.

2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

3.Микротема.  Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.

4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

5. Написание изложения.        

Подготовка к выполнению  заданий с кратким ответом (17 ч)      

1.  Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос.

2. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности.

3.Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ-  и ПРИ- ;  Ы, И после приставок.

4. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий.

5. Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова.

6. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.

7. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения.

8.Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях.

9. Вводные слова и предложения.  Вставные конструкции.  Обращения.

10. Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения.  Количество грамматических основ в предложении.

11. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении.

12.Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение.

13.Сложные предложения с разными видами связи.

 Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  – 7 ч

1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. 2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.

5. Корректировка текста.

Контроль знаний-4 ч

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.

             

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Наименование тем, разделов

Макси-мальная нагрузка учащегося

Из них

Теоретическое обучение

Практикумы

Уроки контроля

1

Подготовка к написанию изложения

6

2

2

2

2

Подготовка к выполнению  заданий с кратким ответом    

17

-

15

2

3

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  

7

2

3

2

4

Контроль знаний

4

-

-

4

Всего

34

4

20

10

5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п\п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Коли-чество часов

Характеристика видов деятельности учащихся

Дата проведения занятий

Планируемая

Факти

ческая

Подготовка к написанию изложения-6 ч

1-2

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.

Урок новых знаний

2

Информационная обработка текстов разных стилей и жанров.

Анализ текстов.

3

Композиция, логическая, грамматическая структура текста

Урок-практикум

1

Анализ композиционных частей текста

4

Микротема.  Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.

Урок-практикум

1

Выделение микротем текста. Абзацное членение.

5

Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

Урок-практикум

1

Использование разных способов компрессии текста.

6

Сжатое изложение.

Урок контроля

1

Написание сжатого изложения.

Подготовка к выполнению  заданий с кратким ответом (17 ч)

7

 Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 2.)

Урок-практикум

1

Анализ текста

8

 Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 3.)

Урок-практикум

1

Выделение в тексте метафор, сравнений, олицетворений, фразеологизмов

9

Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ-  и ПРИ- ;  Ы, И после приставок. (Задание 4.)

Урок-практикум

1

Отработка умения правописания приставок, суффиксов.

 Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.)

10

 Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова. (Задание 6.)

Урок-практикум

1

Подбор стилистических синонимов.

11

 Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 7.)

Урок-практикум

1

Определение видов подчинительной связи в словосочетании.

12

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 8.)

Урок-практикум

1

Выделение грамматической основы предложения.

Выделение обособленныъх членов предложения.

Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. (Задание 9.)

13

 Вводные слова и предложения.  Вставные конструкции.  Обращения. (Задание 10.)

Урок-практикум

1

Выделение вводных слов, вставных конструкций, обращений.

14-15

 Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения.  Количество грамматических основ в предложении. (Задание 11.)

Урок-практикум

2

Различие односоставного и двусоставного предложений.

16-17

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 12.)

Урок-практикум

2

Расстановка знаков препинания в сложном предложении.

18-19

Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. (Задание 13.)

Урок-практикум

2

Определение видов подчинения в сложном предложении.

20-21

Сложные предложения с разными видами связи. (Задание  14.)

Урок-практикум

2

Определение разных видов связи в сложном предложении.

22-23

Выполнение заданий

2-13.

Урок контроля

2

Выполнение заданий с кратким ответом

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения-7 ч

24

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.

Урок новых знаний

2

Работа с текстом по определению темы , идеи, проблемы сочинения.

25

Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

Урок-практикум

2

Работа с текстом по определению позиции автора. Формулирование собственной позиции.

26

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

Урок-практикум

1

Работа над композицией сочинения.

27

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

(Задание  15.1)

Урок-практикум

1

Работа над сочинением.

28

 Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста

(Задание 15.2)

Урок-практикум

1

Работа над сочинением.

29

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста

(Задание 15.3)

Урок-практикум

1

Работа над сочинением.

30

Анализ написанного сочинения по выбору учащихся . Классификация речевых и грамматических ошибок.

Урок-практикум

1

Корректировка текста.

Контроль знаний- 4 ч

31-34

Репетиционный экзамен в формате ОГЭ

Урок контроля

4

6.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

 Литература для учителя:

1. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель".

2. Сычева В.П. Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация: Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. М.: "Экзамен".

3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен".

4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). Государственная итоговая аттестация. М.: "Эксмо".

5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме). М.: "Экзамен".

6. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно деятельностный подход. М.: КНОРУС, 2010.

7. Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки, аргументы, комментарии. М.: Просвещение, 2011.

9. Опыты анализа художественного текста / Сост. Н.А. Шапиро. М.: МЦНМО, 2010.

10. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Компьютер.
  2. Интерактивная приставка.

7.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения экзаменационной работы. В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ОГЭ, то есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно ориентироваться в оформлении бланков, знать свои права и систему оценивания работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе, повысят уровень качества знаний по русскому языку, что будет способствовать успешной сдаче экзаменов.

Таким образом, в результате прохождения программного материала будет реализовано:

1. Подготовка учащихся 9-го класса к прохождению государственной итоговой аттестации.

2. Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации. В ходе занятий учащиеся научатся:

- работать с заданиями (внимательно читать формулировку задания  и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);

- четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;

- выполнять различные  типы заданий;

- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

- правильно отмечать в бланке вариант ответа;

- вносить исправления в бланк экзаменационной работы;

- сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.