Главные вкладки
Психология
Тесты психологические. Адаптация пятиклассников: методика "Цветные письма", тест Филлипса, открытое письмо родителям, чувства к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_volontera.docx | 407.46 КБ |
Методика "Цветные письма" | 72.5 КБ |
Открытое письмо родителям | 49.5 КБ |
Тест тревожности Филлипса | 60 КБ |
Отношение к школе и учителям | 17.56 КБ |
Электронный вариант теста Филлипса | 57.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Президент Российской Федерации подписал указ о введении нового праздника –
Дня волонтёра (добровольца).
День волонтёра (день добровольца) уже существует с 1985 года
Совершенно верно, уже совсем скоро, а именно 5 декабря 2017 года, в нашей стране впервые будет отмечаться "День волонтёра".
В переводе с французского языка слово "волонтер" буквально значит "доброволец".
День волонтера будет чествовать людей, которые добровольно и с позиций альтруизма помогают другим людям, нуждающимся в поддержке и помощи.
5 декабря День волонтера пройдет в стране с организованными концертами, вечерами, тематическими выставками, где людям расскажут о той безвозмездной помощи, которую оказали, оказывают и будут оказывать волонтеры другим людям, оказавшимся в бедственном положении или в экстремальной ситуации. Это очень хорошо, что Россия подключилась к мировому сообществу, в котором очень развито волонтерское движение.
День волонтера - это мой праздник. Я волонтер.
Предварительный просмотр:
Методика «Цветные письма»
Цель исследования: определение психологической комфортности учащихся на разных уроках.
Метод достаточно прост в применении. Для проведения исследования необходимо иметь бланк на каждого учащегося с отпечатанным перечнем предметов, изучаемых в 5 классе. В бланке каждому предмету соответствует пустой квадрат, который в соответствии с инструкцией необходимо раскрасить таким цветом, который определяет состояние учащегося на том или ином уроке. Проведению исследования предшествует ознакомление с инструкцией, которую зачитывает психолог.
Инструкция: «Закрась квадрат, соответствующий тому или иному предмету таким цветом, который определяет твоё состояние на этом уроке. Вам предложено 8цветов: красный, желтый, синий, зеленый, черный, серый, фиолетовый. В соответствии с Вашим выбором один и тот же цвет можно выбирать несколько раз, какие-то цвета могут вообще не использоваться».
Бланк для заполнения:
Математика
Русский язык
Литература
Природоведение
Английский/Немецкий язык
ОБЖ
История
Музыка
ИЗО
Физическая культура
Технология (девочки/мальчики)
Обработка и интерпретация результатов:
Опираясь на значение цвета, при обработке результатов необходимо проследить
- характер общего психологического состояния каждого учащегося на уроках в школе (по преобладанию определенных цветов), (в целях выявления дезадаптированных учащихся),
- уроки, на которых учащиеся испытывают состояние психологического дискомфорта (в целях выявления наиболее стрессовых уроков для учащихся),
- характер психологической комфортности на разных уроках.
Интерпретация цвета (по М. Люшеру)
Синий – спокойствие,
Зеленый – уверенность,
Красный – энергия, стремление к активной деятельности,
Желтый – активность, стремление к общению,
Черный – страх,
Коричневый – стресс,
Фиолетовый – тревога,
Серый – нейтральная граница
Методика «Цветные письма»
Методика «Цветные письма»
Инструкция: «Закрась квадрат, соответствующий тому или иному предмету таким цветом, который определяет твоё состояние на этом уроке. Вам предложено 8цветов: красный, желтый, синий, зеленый, черный, серый, фиолетовый. В соответствии с Вашим выбором один и тот же цвет можно выбирать несколько раз, какие-то цвета могут вообще не использоваться». |
|
Методика «Цветные письма»
Инструкция: «Закрась квадрат, соответствующий тому или иному предмету таким цветом, который определяет твоё состояние на этом уроке. Вам предложено 8цветов: красный, желтый, синий, зеленый, черный, серый, фиолетовый. В соответствии с Вашим выбором один и тот же цвет можно выбирать несколько раз, какие-то цвета могут вообще не использоваться». |
|
Методика «Цветные письма»
Инструкция: «Закрась квадрат, соответствующий тому или иному предмету таким цветом, который определяет твоё состояние на этом уроке. Вам предложено 8цветов: красный, желтый, синий, зеленый, черный, серый, фиолетовый. В соответствии с Вашим выбором один и тот же цвет можно выбирать несколько раз, какие-то цвета могут вообще не использоваться». |
|
Предварительный просмотр:
«Открытое письмо родителям»
Дорогие родители!
Вот я и учусь в пятом классе.
Прежде всего, хочу сообщить, что я______________________________________________________
Если сравнивать с учёбой в 4-м классе, то сейчас __________________________________________
____________________________________________________________________________________
Иногда я ____________________________________________________________________________
Самый интересный для меня предмет ____________________________________________________
А ещё я _____________________________________________________________________________
Но кроме этого я хочу рассказать о ______________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Самым трудным для меня в 5-м классе ___________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Больше всего я хочу ___________________________________________________________________
А в большинстве случаев настроение у меня ______________________________________________
Ещё хочу сказать, что учителя, которые ведут уроки в 5-м классе ____________________________
_____________________________________________________________________________________
А наш классный руководитель __________________________________________________________
Хочу признаться, что у меня совсем нет времени на ________________________________________
Но вот то, что заинтересовало меня, так это _______________________________________________
В 5-м классе меня удивило _____________________________________________________________
Но с гордостью могу сказать, что теперь умею ____________________________________________
Жаль, но меня торопят ________________________________________________________________
Крепко целую.
Дата ______________________ Ваша дочь(сын) ________________________
«Открытое письмо родителям»
Дорогие родители!
Вот я и учусь в пятом классе.
Прежде всего, хочу сообщить, что я______________________________________________________
Если сравнивать с учёбой в 4-м классе, то сейчас __________________________________________
____________________________________________________________________________________
Иногда я ____________________________________________________________________________
Самый интересный для меня предмет ____________________________________________________
А ещё я _____________________________________________________________________________
Но кроме этого я хочу рассказать о ______________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Самым трудным для меня в 5-м классе ___________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Больше всего я хочу ___________________________________________________________________
А в большинстве случаев настроение у меня ______________________________________________
Ещё хочу сказать, что учителя, которые ведут уроки в 5-м классе ____________________________
_____________________________________________________________________________________
А наш классный руководитель __________________________________________________________
Хочу признаться, что у меня совсем нет времени на ________________________________________
Но вот то, что заинтересовало меня, так это _______________________________________________
В 5-м классе меня удивило _____________________________________________________________
Но с гордостью могу сказать, что теперь умею ____________________________________________
Жаль, но меня торопят ________________________________________________________________
Крепко целую.
Дата ______________________ Ваш сын(дочь)__________________
Опросник «Чувства в школе»
Опросник содержит перечисление 16 чувств, из которых предлагается выбрать только 8 и отметить значком «+» те, «которые ты наиболее часто испытываешь в школе».
Класс __________ Дата опроса _____ Пол ______ Возраст ___________
Отметь значком «+» те чувства, которые ты наиболее часто испытываешь в школе.
Я испытываю в школе | Да |
Спокойствие | |
Усталость | |
Скуку | |
Радость | |
Уверенность в себе | |
Беспокойство | |
Неудовлетворенность собой | |
Раздражение | |
Сомнение | |
Обиду | |
Чувство унижения | |
Страх | |
Тревогу за будущее | |
Благодарность | |
Симпатию к учителям | |
Желание приходить сюда |
Опросник «Чувства в школе»
Опросник содержит перечисление 16 чувств, из которых предлагается выбрать только 8 и отметить значком «+» те, «которые ты наиболее часто испытываешь в школе».
Класс __________ Дата опроса _____ Пол ______ Возраст ___________
Отметь значком «+» те чувства, которые ты наиболее часто испытываешь в школе.
Я испытываю в школе | Да |
Спокойствие | |
Усталость | |
Скуку | |
Радость | |
Уверенность в себе | |
Беспокойство | |
Неудовлетворенность собой | |
Раздражение | |
Сомнение | |
Обиду | |
Чувство унижения | |
Страх | |
Тревогу за будущее | |
Благодарность | |
Симпатию к учителям | |
Желание приходить сюда |
Предварительный просмотр:
Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филлипса
Цель исследования – изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьниками, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если Вы не согласны.
Текст опросника:
- Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
- Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
- Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
- Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
- Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
- Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорил?
- Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
- Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
- Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
- Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
- Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
- Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
- Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
- Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
- Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
- Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
- Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
- Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
- Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
- Похож ли ты на своих одноклассников?
- Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли ты с ним справился?
- Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
- Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
- Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
- Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
- Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
- Боишься ли ты временами вступать в спор?
- Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
- Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
- Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
- Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
- Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
- Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
- Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
- Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
- Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
- Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
- Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
- Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как твои одноклассники?
- Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
- Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
- Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
- Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
- Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем
- Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
- Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
- Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
- Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
- Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
- Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
- Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
- Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
- Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
- Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
- Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
- Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
- Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо
- Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филлипса
Цель исследования – изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьниками, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если Вы не согласны.
Обработка и интерпретация результатов:
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-ой вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», т.е. ответ «Нет». Ответы, не совпадающие с ключом – это проявление тревожности.
При обработке подсчитывается:
- общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности;
- число совпадений по каждому из восьми факторов тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Факторы | Номера вопросов | |
1. Общая тревожность в школе | 2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58 Е=22 | |
2. Переживание социального стресса | 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 Е=11 | |
3. Фрустрация потребности в достижении успеха | 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 Е=13 | |
4. Страх самовыражения | 27, 31, 34, 37, 40, 45 Е=6 | |
5. Страх ситуации проверки знаний | 2, 7, 12, 16, 21, 26 Е=6 | |
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 3, 8, 13, 17, 22 Е=5 | |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 9, 14, 18, 23, 28 Е=5 | |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47 Е=8 |
Ключ к вопросам:
«+» - Да, «-» - Нет
- – 21. - 41. +
- - 22. + 42. -
- – 23. - 43. +
- – 24. + 44. +
- – 25. + 45. -
- – 26. - 46. -
- – 27. - 47. -
- – 28. - 48. -
- – 29. - 49. -
- – 30. + 50. -
- + 31. - 51. -
- - 32. - 52. -
- – 33. - 53. -
- – 34. - 54. -
- – 35. + 55. -
- – 36. + 56. -
- – 37. - 57. -
- – 38. + 58. -
- – 39. +
- + 40. -
Результаты:
- Число несовпадений знаков («+» - Да, «-» - Нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: <50%; >50%; >75%).
- Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.
- Число несовпадений по каждому фактору для всего класса (абсолютное значение - <50%; >50%; >75%).
- Представление этих данных в виде диаграммы.
- Количество учащихся, имеющих несовпадений по определенному фактору >50% и >75% (для всех факторов).
- Представление сравнительных результатов при повторных замерах.
- Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):
- Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
- Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).
- Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
- Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
- Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
- Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.
- Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
- Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Предварительный просмотр:
Опросник «Чувства в школе»
Опросник содержит перечисление 16 чувств, из которых предлагается выбрать только 8 и отметить значком «+» те, «которые ты наиболее часто испытываешь в школе». Ответы анонимны.
Класс __________ Дата опроса _____ Пол ______ Возраст ___________
Отметь значком «+» те чувства, которые ты наиболее часто испытываешь в школе.
Я испытываю в школе | Да |
Спокойствие | |
Усталость | |
Скуку | |
Радость | |
Уверенность в себе | |
Беспокойство | |
Неудовлетворенность собой | |
Раздражение | |
Сомнение | |
Обиду | |
Чувство унижения | |
Страх | |
Тревогу за будущее | |
Благодарность | |
Симпатию к учителям | |
Желание приходить сюда |
Опросник «Отношение к учебным предметам»
Класс __________ Дата опроса _____________ Пол _____ Возраст________
№ | Предмет | Изучаю с интересом | Равнодушен | Не люблю |
1. | Русский язык | |||
2. | Литература | |||
3. | Иностранный язык | |||
4. | Математика | |||
5. | История | |||
6. | Природоведение | |||
7. | Физкультура | |||
8. | Труд | |||
9. | ИЗО | |||
10. | Музыка |
Опросник «Черты идеального учителя»
Класс __________ Дата опроса _____________ Пол _____ Возраст________
Отметь знаком «плюс» те общие черты учителей, которые вызывают у тебя симпатию (нравятся тебе, внушают уважение). Нужно выбрать только пять черт из десяти.
Черты учителя | Мне нравится |
1. Хорошо знает предмет | |
2. Строгий, дает прочные знания | |
3. Относится ко мне по-человечески | |
4. Считается с моими возможностями | |
5. Общается с нами после уроков | |
6. Не требует многого | |
7. Интересно на уроках | |
8. Дает работать самостоятельно, сделать что-то свое | |
9. Выделяет меня из класса (относится ко мне иначе, чем к другим) | |
10. Допускает короткую дистанцию между собой и учениками |
Опросник «Черты идеального учителя»
Черты учителя | Предметник |
1. Хорошо знает предмет | |
2. Строгий, дает прочные знания | |
3. Относится ко мне по-человечески | |
4. Считается с моими возможностями | |
5. Общается с нами после уроков | |
6. Не требует многого | |
7. Интересно на уроках | |
8. Дает работать самостоятельно, сделать что-то свое | |
9. Выделяет меня из класса (относится ко мне иначе, чем к другим). | |
10. Допускает короткую дистанцию между собой и учениками | |