Биология 5 класс (ФГОС) карточки к уроку

Иноземцева Валентина Ивановна

Карточки - задания к параграфам учебника  линии Пономаревой И. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Глава 1. Биология — наука о живом мире

§ 1.  

Задание 1.Вставьте пропущенные слова.

  1. Биология – это –––––––––––––––, которая изучает живые ––––––––––,

их ______________________________ и ______________________.

  1. Ботаника изучает _____________________, зоология________________,

микология____________________.                                                                                      Задание 2. Напишите, что означают греческие слова:

«биос» —        

«логос» —________________________________

Задание 3

Заполните схему, которая отражает использование растений человеком.

Задание 4. Заполните таблицу

Животные в жизни человека

животное

Хозяйственное  значение

корова

Получение молока, мяса, кожи, жира

Лошадь

кролик

Задание 5.  Вставьте пропущенные буквы в словах.

  1. Соб…ратель
  2. Мног..клет…чный
  3. Орг…низм
  4. Би…логия
  5. Ихт..ология

Задание 6. Где используются биологические знания?

В сельском хозяйстве_______

В окружающей среде________

В производстве продуктов питания______

Медицине_________

Задание 7.

             Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы.

  1. Кому из учёных, упомянутых в тексте, была присуждена Нобелевская премия?
  2. В какой научной области он достиг выдающихся результатов?

     Большой вклад в развитие биологии в ХХ веке внесли такие всемирно известные учёные, К.А. Тимирязев, И.И. Мечников, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов. Всемирно известному русскому учёному ХХ века, физиологу Ивану Петровичу Павлову  в1904 году была присуждена Нобелевская премия в области медицины и физиологии.              

Задание 8. Составьте два предложения со словами, перечисленными в задании 5.

Отрабатываем тему

ТЕМА. Что такое живой организм. Наука о живой природе.    

ВАРИАНТ 1

Выберите один правильный ответ из четырёх.

1. Живым организмом является:

 а)сердце         в)берёза    б) лист берёзы           г) клетка печени

2. К объектам живой природы не относятся:

 а) кристаллы льда     в) грибы     б) водоросли                 г) морские звёзды

3.  Мельчайшей частицей живого, выполняющей все функции живого, является:

а) ноготь        б)волос      в) клетка    г) зуб

4. Способность живых организмов воспроизводить себе подобных называется:

 а) радражимость    б) выделение    в) обмен веществ    г) размножение

5. Наука о живой природе:

 а) геология         в) физика     б) биология             г) астрономия

6. Наука о растениях называется:

 а) геология      в) ботаника    б) биология          г) ихтиология

7. Наука о рыбах называется:

 а) ботаника    б) ихтиология     в) физиология     г) микология

8. Живой организм, изображённый на рисунке, относится к: 

а) растениям |б) бактериям    в) грибам       г) животным

Выберите правильные утверждения.

1. Все живые организмы состоят из множества клеток.

2. Клетки не сходны по составу образующих их веществ.

3. Обмен веществ свойственен только животным организмам.

4. Все живые организмы имеют клеточное строение.

Прочитайте текст.  Вставьте на месте пропусков соответствующие слова из словарика. 

Словарик: 1) организмы, 2) одноклеточными, 3) многоклеточными.

А)         ___________бывают_________, например некоторые водоросли, бактерии, и______________в которых все клетки тесно связаны между собой.

Удачи!

ТЕМА. Что такое живой организм. Наука о живой природе.               ВАРИАНТ 2

Выберите правильный ответ из четырёх.

1. Объектом неживой природы является:

 а) бактерия        в) кристалл соли          б) гриб                  г) жук

2. Живым организмом является:

 а) цветок растения         в) берёза   б) сердце              г) клетка кожи

3. Клетки слона в сравнении с клетками мыши:

 а) значительно крупнее              б) значительно меньше

в) не отличаются по размерам   г) немного крупнее

4. Развитие — это процесс:

 а) воспроизведения себе подобных

б) изменения в строении организма и его органов

 в) поступления веществ из внешней среды

 г) реагирования на изменения в окружающей среде

5.  Главным отличием растений от животных является способность:

 а) к обмену веществ    в) осуществлять дыхание         г) реагировать на внешние раздражители       б) образовывать органические вещества из неорганических

6. Грибы изучает наука:

а) ботаника     в) орнитология    б) микология           г) зоология

7. Жизнедеятельность организмов изучает наука:

 а) анатомия           в) физиология   б) зоология                г) биология

8. Организмы, изображённые на рисунке, изучает наука:

 а) ботаника     б) микология    в) орнитология     г) ихтиология

Часть В .   Выберите правильные утверждения.

1. Клетка — мельчайшая единица строения живого организма.

2. Обмен веществ невозможен без питания и выделения.

 3. Питание — это процесс поступления кислорода и выделения углекислого газа.

 4. Первую классификацию животных предложил древнегреческий учёный Аристотель.

Часть С.      Прочитайте текст. Вставьте на месте пропусков соответствующие слова из словарика.

Словарик: 1) жизнь, 2) наука, слово, 3) живых существ, 4)человека.                                                               Так  зарождалась  наука  о  живой  природе  —  биология.

Её название произошло от двух греческих слов «биос» —.»______» и «логос» — «___________».        Биология изучает разнообразие __________., строение их тел и

работу их органов, размножение и развитие организмов,

а также влияние______________на живую природу.

Удачи!

Биология – наука о живом мире.


Биология – наука о живом мире.
Вариант № 1
Часть А.  выберите один ответ из предложенных


А1. Наука о живой природе носит название:
1. Физика
2. Химия
3. Биология
4. География 

А2. Какие признаки характерны для всех живых организмов:
1. Активное передвижение
2. Дыхание, питание, рост, размножение
3. Поглощение из почвы растворённых в воде минеральных солей
4. Образование органических веществ из неорганических

А3. Часть клетки, где хранится наследственная информация:
1. Цитоплазма
2. Ядро
3. Вакуоль
4. Клеточная стенка
А4. Молодая клетка отличается от старой тем, что …
1. В ней несколько маленьких вакуолей, ядро прилегает к клеточной оболочке
2. В ней одна большая вакуоль, ядро прилегает к клеточной оболочке
3. В ней одна большая вакуоль, ядро располагается в центре
4. В ней несколько маленьких вакуолей, ядро располагается в центре
А5. Имя учёного, который первым обобщил биологические знания о животных, накопленные до него человечеством:
1. Аристотель
2. Теофраст
3. К.Линней
4. Ч.Дарвин
Часть В
В1. К органическим веществам клетки относят:
А) минеральные соли
Б) жиры
В) белки
Г) углеводы
Д) воду
Е) зола

Часть С
С1. Часть организма, которая выполняет особую функцию и обладает особым строением называют …….
С2. Какие методы изучения живых организмов применяют в природе, а какие в лаборатории. Приведите примеры.

Биология – наука о живом мире.
Вариант № 2
Часть А.  выберите один ответ из предложенных 

А1. Наука о растениях носит название:
1. Ботаника 
2. Зоология 
3. Биология
4. Микология 
А2. Укажите метод, с помощью которого можно изучать продолжительность зимней спячки у бурого медведя:
1. Наблюдение
2. Эксперимент
3. Сравнение
4. Моделирование 
А3. Гемоглобин – это …
1. Углевод
2. клетка
3. Белок крови
4. жир
А4. Название наследственного материала в ядре клетки:
1. Хромосомы
2. Хлоропласты
3. Ядрышко
4. Вакуоль 
А5. Имя учёного, который создал первую систему ботанических понятий:
1. Аристотель
2. Теофраст
3. К.Линней
4. Ч.Дарвин
Часть В
В1. Выберите признаки живых организмов:
А) обмен веществ и энергии
Б) раздражимость
В) сократимость
Г) размножение
Д) поглощение световых лучей
Часть С
С1. Как определить увеличение микроскопа?
С2. Зарисуйте клетку кожицы лука. Подпишите её части. Какую функцию выполняет клеточная мембрана?

Биология – наука о живом мире.
Вариант № 3
Часть А.  выберите один ответ из предложенных 

А1. Наука о животных носит название:
1. Ботаника 
2. Зоология 
3. Биология
4. Микология 
А2. В старой клетке хорошо заметны …
1. Оболочка
2. Вакуоль
3. Ядро
4. Хромосомы 
А3. Укажите, что доказывают результаты опыта. Немного муки размешали в воде, добавили две капли йода. Мучная смесь окрасилась в синий цвет.
1. Наличие в муке белков
2. Наличие в муке минеральных солей
3. Наличие в муке углеводов – крахмала
4. Наличие в муке жиров
А4. Назовите главную часть микроскопа:
1. Тубус
2. Предметный столик
3. Зеркало
4. Штатив 
А5. Имя учёного, который создал классификацию организмов:
1. Аристотель
2. Теофраст
3. К.Линней
4. Ч.Дарвин
Часть В
В1. Найдите соответствие между названиями клеточных структур и соответствующими им признаками:
1. Вакуоль
2. Мембрана
3. Ядро
4. Клеточная стенка А. деление клетки
Б. клеточный сок
В. поступление веществ в клетку
Г. обеспечение прочности

Часть С
С1. Группу клеток, сходных по строению, функциям и имеющих общее происхождение называют ……
С2. Докажите, что растение – живой организм.

Биология – наука о живом мире.
Вариант № 4
Часть А.  выберите один ответ из предложенных
А1. Наука о грибах носит название:
1. Ботаника 
2. Зоология 
3. Биология
4. Микология 
А2. Часть клетки, содержащая клеточный сок:
1. Цитоплазма
2. Ядро
3. Вакуоль
4. Клеточная стенка
А3. Укажите, что доказывают результаты опыта. Промыли кусочек теста в сосуде с водой, в марле осталась клейкая тягучая масса – клейковина.
1. Наличие в муке белков
2. Наличие в муке минеральных солей
3. Наличие в муке углеводов – крахмала
4. Наличие в муке жиров
А4. Каким образом можно рассмотреть клетки в кожице лука?
1. Рассмотреть кожицу невооружённым глазом
2. Рассмотреть кожицу с помощью лупы
3. Сделать микропрепарат и рассмотреть его под микроскопом
4. Сделать микропрепарат и рассмотреть его в лупу
А5. Имя учёного, который объяснил причины многообразия живых организмов:
1. Аристотель
2. Теофраст
3. К.Линней
4. Ч.Дарвин
Часть В
В1. Перечислите растительные ткани:
А) покровная
Б) мышечная
В) нервная
Г) соединительная
Д) проводящая
Е) механическая

Часть С
С1. Метод изучения природы, при котором используют микроскоп, называется ……
С2. Зарисуйте клетку кожицы лука. Подпишите её части. Какую функцию выполняет цитоплазма?

ОТВЕТЫ

Ответы на контрольную работу №1.
Биология. 5 класс. 
Биология – наука о живом мире.

Уровень А.
По вертикали: вариант, 
По горизонтали: номер вопроса.

1 2 3 4 5
1 3 2 2 4 1
2 1 1 3 1 2
3 2 2 3 1 3
4 4 3 1 3 4
Уровень В и С
1 вариант
В - Б, В, Г
С1 - Орган
С2 - Методы в природе: наблюдение, описание, измерение.
Методы в лаборатории: наблюдение, эксперимент, моделирование
2 вариант
В - А, Б, Г
С1 - Увеличение объектива умножить на увеличение окуляра
С2 – Клетка состоит из мембраны, ядра и цитоплазмы. Основной функцией клеточной мембраны является поступление веществ в клетку.
3 вариант 
В - 1-Б , 2-В, 3-А, 4-Г
С1 - Ткань
С2 - Живой организм: обмен веществ и энергии, рост и развитие, размножение, раздражимость
4 вариант
В - А, Д, Е
С1 – Наблюдение
С2 – клетка состоит из мембраны, ядра и цитоплазмы. Цитоплазма -это часть клетки, в которой расположены органоиды.

Система оценивания контрольной работы:

1-5 задание уровень А – 1 балл
В1 уровень В – 2 балла
С1 уровень С – 2 балла
С2 уровень С – з балла

12 – 10 баллов - оценка «5»
9 – 8 баллов - оценка «4»
7 – 5 баллов - оценка «3»
Менее 5 баллов - оценка «2»



Предварительный просмотр:

§ 2. Свойства живого.

Задание 1

Рассмотрите рисунок. Назовите изображённые на нём тела живой и неживой природы. Впишите их названия в соответствующие графы таблицы.

1111111111111111111111

Тела неживой природы

        Тела живой природы

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Задание 2.  Самостоятельно приведите по три примера различных природных тел, которые вас окружают.

Задание 3. Вставьте пропущенные слова.

1.  Между ______________________ и окружающей___________ постоянно  происходит_____________________________ __________и энергии.

2.  Всё живое активно________________________на___________________в окружающей среде.

3. Все__________________________________способны к питанию, росту и размножению.

Задание 4. Сформулируйте и запишите определения понятий.

  1. Организм —это
  2. Орган — это

Задание 5. Объясните, почему важна взаимосвязь органов в организме.

Задание 6. Опираясь на свои знания и опыт, объясните на примерах, в чем состоят различия между растительной и животным организмами


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

п.4   Увеличительные приборы

Задание №1. Используя текст учебника, выясните, какие приборы относятся к увеличительным. Ответ оформите в виде схемы.

Задание №2    Прочитайте текст и укажите, какое важное биологическое явление было открыто только с использованием увеличительных приборов?

  • Все живые организмы состоят из клеток. Впервые это было обнаружено более 300 лет тому назад благодаря изобретению микроскопа. Английский физик Роберт Гук сделал тонкие срезы бутылочной пробки, изготовленной из коры пробкового дуба, и рассмотрел их под микроскопом (рис. 11). Ученый обнаружил, что срезы состоят из множества «камер», подобно тому, как пчелиные соты состоят из множества шестиугольных ячеек. Эти «камеры» Р. Гук назвал клетками. 

Задание №3. Заполните таблицу, изучив предварительно устройство микроскопа.

Устройство микроскопа

*Часть микроскопа

*назначение части

  Задание № 4.Изучите инструкцию по работе с микроскопом

Порядок работы с микроскопом.

1.     Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5 – 10 см от края стола. В отверстии предметного столика направьте зеркалом свет.

2.     Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.

3.     Пользуясь винтами, плавно опустите тубус  так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1 – 2 мм от препарата.

4.     В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов  медленно поднимайте тубус, пока не появится четкое изображение предмета.

5.     После работы микроскоп уберите в футляр.

Микроскоп – хрупкий и дорогой прибор. Работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.

Задание №5.   Используя дополнительную литературу, Интернет, подготовьте сообщение «Первые микроскопы в руках естествоиспытателей». Составьте план сообщения. Можно использовать презентацию из 3-4 слайдов . Информация для слайда:(прибор, когда и кем изобретен, что рассматривали и увидели)



Предварительный просмотр:

П.5  Строение клетки. Ткани

Задание 1. Нарисуйте растительную и животную клетки, подпишите органоиды.

                                         

Задание №2. Дана схема. Расчертите таблицу используя слова схемы и заполните ее.

Строение клетки

                           Органоид                                                        значение в клетке

Задание №3. Укажите черты сходства и различия в строении растительных и животных клеток

клетка

сходство

различия

Животная

Растительная

Задание №4.  Выполните задание.

1. Подчеркните синей линией органоиды цитоплазмы и вставьте пропущенные буквы

2. Обведите  красной  линией структуры, которые находятся в ядре.

А. Ядро
Б. Я..рышко
В. Хл..р..пласты
Г. Риб..сомы
Д. Мит..х..ндрии
Е. В..куоли

А. Пластиды
Б. Ядрышко
В. Лизосомы.

Задание №5.  

Работая с текстом учебника, выясните какие виды ткани есть у животного и растительного организмов. Заполните таблицу.

Ткани животных

ткань

Особенности строения

значение

Ткани растений

ткань

Особенности строения

значение

Задание №6. Лабораторная №2 «Знакомство с клетками растений»

1).Зарисуйте клетка кожицы лука, которые увидели под микроскопом.(при малом и большом увеличении)

2).укажите увеличение, при котором вы рассмотрели препарат

3). Укажите тип ткани, к которому принадлежит кожица лука. Ответ обоснуйте.



Предварительный просмотр:

C:\Users\vtina\Pictures\Новая папка\domoj2.gif                               П.6 Химический состав клетки

Задание 1. Заполните схему отражающую химический состав клетки и значение этих веществ.

вещества

  1.                                                                                              1.
  2.                                                                                              2.
  3.                                                                                              3.
  4.  

Задание №2. Воспользуйтесь текстом учебника. Полученные данные занесите в таблицу

C:\Users\vtina\Pictures\Новая папка\1279169185_opyty.jpg  №1

1.Возьмите кусочек хлеба, размочите в воде и добавьте 1 каплю йода.

2. на сырой картофель капните каплю йода.

Что наблюдаете?

Укажите , что доказывают результаты опыта.

Какой метод вы использовали?

C:\Users\vtina\Pictures\Новая папка\1279169185_opyty.jpg №2

Возьмите семена подсолнуха, горчицы или другие, раздавите их, предварительно положив на бумажную салфетку.

Что наблюдаете?

Укажите , что доказывают результаты опыта.

Какой метод вы использовали?

C:\Users\vtina\Pictures\Новая папка\1279169185_opyty.jpg№3

Возьмите тесто. Промойте его  в воде  .

Что наблюдаете?

Укажите , что доказывают результаты опыта.

Какой метод вы использовали?

   

№ опыта

вещества

Что наблюдаете?

вывод

1

Хлеб+йод

Задание №3.

 Вставьте пропущенные буквы в слова. Проведите взаимопроверку. Поставьте оценку.    Сверьте ответы с эталоном(у учителя)

  1. М..н..ральные соли
  2. Угл..воды
  3. Ж..ры
  4. Б..лки
  5. Кл..тчатка
  6. Н..органич..ские вещества

Задание №4.  

Составьте три предложения с какими –либо  словами из перечисленных в задании №5.



Предварительный просмотр:

п 7.   Процессы жизнедеятельности клетки

задание 1.Сформулируйте определение понятий

  1. Обмен веществ- это процесс_____________
  2. Деление клетки – это процесс ___________

Задание 2.  Вставьте пропущенные слова

Клетка-это….. система, все ….. которой….Каждая клетка…. Клетки вып

Задание 3. Перечислите главные процессы жизнедеятельности олняет… клетки

C:\Users\vtina\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\1.jpg

Задание 5. Соедините имена ученых и заслуги, которые этим ученым принадлежат(пример:  4-б-5)

  1. Первым обобщил биологические знания о животных, накопленные до него человечеством
  2. Создал первую систему ботанических понятий
  3. Создал классификацию организмов, которая использовалась на протяжении многих лет
  4. Создал учение о биосфере
  5. Объяснил причины многообразия живых организмов
  6. Определил центры происхождения культурных растений

А).         К.Линней

Б.) В.И. Вернадский

В). Н.И.Вавилов

Г). Аристотель

Д). Ч.Дарвин

Е). Теофраст

Ответ___________________________

1.C:\Users\vtina\Desktop\теофраст.jpg   2. C:\Users\vtina\Desktop\дарвин.jpg  3. C:\Users\vtina\Desktop\Ламарк.jpg  4. C:\Users\vtina\Desktop\Аристотель.png5.C:\Users\vtina\Desktop\вернадский.jpg  6.C:\Users\vtina\Desktop\линней.jpg   7. C:\Users\vtina\Desktop\вавилов.jpg      66     6

Ответы:

 1. Теофраст  2.Дарвин 3.  Ламарк   4.Аристотель 5.Вернадский 6.Линней   7.Вавилов

2.



Предварительный просмотр:

П. 8 Царства живой природы

Задание № 1. Закончите предложения

А. упорядочить знания о многообразии живых организмов помогает________

Б. основной единицей классификации живых организмов служит __________

В. Самой крупной единицей классификации живых организмов является  ---------------

Задание № 2. Вставьте пропущенные слова

А. вирус состоит из молекул ________ и  ________

Б. вирусы – это _________  форма жизни

В. Вирусы вызывают такие заболевания, как ________

Задание № 3.  Существуют другие единицы классификации живых организмов, кроме вида. Назовите их…



Предварительный просмотр:

C:\Users\vtina\Pictures\Новая папка\domoj2.gif                  П.9.  Бактерии : строение и жизнедеятелность

Задание №1 зарисуй клетку бактерии и подпиши основные части клетки

Задание № 2. Заполни таблицу «Строение бактериальной клетки»

Часть клетки

Функции

Задание № 3. Опиши условия среды,  где встречаются бактерии

Задание №4. Выберите правильный ответ

1.Организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических, носят название

          А. автотрофы    б. гетеротрофы     в.  Хищники    г.травоядные

2. как называют группу живых организмов, в которую входит царство Бактерии?

         А.эукариоты  б.прокариоты   в. Животные   г. растения

3.заболевания, вызываемые  бактериями

        А.свинка и ветряная оспа   Б.глаукома и астигматизм  Вгрипп и корь  Г.холера и тиф

4. Бактерии, питающиеся отмершей органикой или выделениями других организмов:

      А . паразиты    Б. фототрофы   В. сапрофиты    Г. автотрофы

5. как различаются бактерии по способу питания?________________

6. подчеркните (выпишите) правильные ответы.  Из каких частей состоит бактериальная клетка?

         Оболочка, ядро, пластиды, цитоплазма, ядерное вещество, жгутик, ядрышко, вакуоль, поры,  

         включения

Задание 5. Зарисуйте, формы бактерий

Задание 6.

А.Опишите роль, которую играют в природе бактерии, содержащие в своем теле хлорофилл.

Б . какое свойство отличает цианобактерии от других бактерий?

В. приведите примеры положительной и отрицательной роли бактерий в хозяйственной деятельности человека.

Бактерии: строение и жизнедеятельность    Вариант № 1

  1. Характерным признаком клеток бактерий является
  1. отсутствие ядра
  2. отсутствие цитоплазмы
  3. наличие цитоплазмы
  4. наличие ядра
  1. Одиночные округлые бактерии называются
  1. вибрионы
  2. бациллы
  3. кокки
  4. спириллы
  1. Бактерий относят к крупной группе организмов, которые называются
  1. эукариоты
  2. вирусы
  3. прокариоты
  4. минералы
  1. Бактерии размножаются
  1. почкованием
  2. половыми клетками
  3. спорами
  4. делением клетки
  1. Бактерии, осуществляющие фотосинтез и образующие органическое вещество и кислород, называются
  1. цианобактерии
  2. эукариоты
  3. сапротрофы
  4. гетеротрофы

Вариант № 2

  1. Организмы, не имеющие оформленного ядра, являются
  1. водорослями
  2. мхами
  3. бактериями
  4. папоротниками
  1. Изогнутые в виде запятой бактерии называются
  1. вибрионы
  2. бациллы
  3. кокки
  4. спириллы
  1. Средой для обитания бактерий-паразитов является
  1. почва
  2. водная среда
  3. воздушная среда
  4. другой организм
  1. Бактерии, получающие органические вещества из других организмов, называются
  1. цианобактериями
  2. гетеротрофами
  3. вирусами
  4. автотрофами
  1. Самой древней группой организмов на Земле, которая появилась более 3,5 млрд лет назад, являются
  1. растения
  2. грибы
  3. животные
  4. бактерии

Значение бактерий в природе и для человека   Вариант № 1

  1. Для приготовления продуктов питания используются бактерии
  1. почвенные
  2. молочнокислые
  3. азотфиксирующие

клубеньковые

  1. В корнях бобовых растений живут азотфиксирующие бактерии, которые являются
  1. симбионтами
  2. паразитами
  3. сапротрофами
  4. автотрофами
  1. Превращают отмершие остатки растений и животных в минеральные соли
  1. цианобактерии
  2. молочнокислые бактерии
  3. гетеротрофные бактерии
  4. стафилококки
  1. Бактерии, живущие на корнях бобовых растений, называются
  1. цианобактерии
  2. клубеньковые бактерии
  3. бактерии-паразиты
  4. болезнетворные бактерии
  1. Какие из перечисленных болезней вызываются бактериями?
  1. инфаркт
  2. алкоголизм
  3. туберкулез
  4. плоскостопие

Вариант № 2

  1. Группа бактерий, живущих в содружестве с другими организмами, называется
  1. паразитами
  2. симбионтами
  3. сапрофитами
  4. консументами
  1. В корнях бобовых растений живут азотфиксирующие бактерии, которые
  1. повышают плодородие почв
  2. разлагают опавшие листья
  3. приносят растениям вред
  4. участвуют в пищеварении
  1. В ходе обмена веществ выделяют в воздух кислород
  1. цианобактерии
  2. молочнокислые бактерии
  3. гетеротрофные бактерии
  4. стафилококки
  1. Клубеньковые бактерии
  1. выделяют в воздух кислород
  2. участвуют в процессе брожения
  3. помогают растениям усваивать азот
  4. вызывают заболевания растений
  1. Какие из перечисленных болезней вызываются бактериями?
  1. инсульт
  2. наркотическая зависимость
  3. искривление позвоночника
  4. столбняк

использованная литература для тестов:

Пономарева Н. Биология 5 класс. Учебник. –М.: Вентана-Граф, 2013

Биология. Разноуровневые задания. 5 класс/сост. С.В.Рупасов.-М.6 ВАКО, 2016

 Богданов Н.А  Бмология. Итоговая аттестация. Типовые тестовые задания. 5 класс.-М.: Экзамен, 2013

Богданов Н.А  тесты по биологии 5 класс. К учебнику и.Н. Пономаревой. -М.: Экзамен, 2017



Предварительный просмотр:

П.10  Значение бактерий в природе и для жизни человека

Задание №1. Прочитайте  текст учебника и выясните, какую роль выполняют бактерии на планете?

Задание №2. Назовите продукты питания, получаемые при помощи бактерий

Задание №3. Многие болезни вызываются бактериями, назовите их

Задание №4. Проверь себя. Вставьте пропущенные буквы

А. С…мби…з         б.Цит…пл…зма         в.М…мбр…на         г.Прок…р…ота

Задание №5. Чтобы не заболеть, человек должен соблюдать правила гигиены. Сформулируй правила гигиены, чтобы не заболеть болезнями вызываемыми бактериями(можно восползоваться дополнителной литературой или Интернет)

Задание №6. Опишите сходство и различия между цианобактериями и осталными бактериями:

Сходство:

Различия:

Задание №7. Составьте кроссворд по пройденным темам



Предварительный просмотр:

П.11. Растения

Задание №1.Напишите определения понятий

Флора…

Хлорофилл…

Задание №2. Зарисуйте растение и обозначьте основные части его.

Задание №3. Подпишите названия систематических групп, к которым  относятся перечисленные растения

1.мох             2. Яблоня     3. Ель       4. Хламидомонада        5.одуванчик

Задание №4 укажите главное отличие растений от покрытосеменных (цветковых) растений

Задание №6. Составьте план сообщения «Как образовался каменный уголь»

Задание №7. Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растения»

  1. Схематично зарисуйте побег цветкового растения, укажите названия всех его частей
  2.  Запишите размеры почек растения:

Средняя длина почки (мм)

Средняя ширина почки в самой утолщенной части (мм)

Задание 2 лабораторной работы

Найдите на ветке сосны укороченные голосеменные побеги. Сосчитайте количество хвоинок на побеге. Зарисуйте побег.

  1. Сделайте общий вывод о многообразии побегов у растений



Предварительный просмотр:

П. №12. Животные

Задание № 1.  Перечислите признаки, характерные для  животных

Задание №2. Вспомните, какие среды жизни вы знаете. Отметьте цифрами 1,2,3 те места, где обитают животные, изображенные на рисунках:

1- на суше;   2 -  в воде;    3 – в почве

https://4.avatars.mds.yandex.net/get-entity_search/17826/49760002/S122x122Fit

http://donpodvoh.narod.ru/photogallery/photo26003/amur.jpg

http://files.ciemos.lv/2902/kurmis.jpg

http://www.petslove.de/bilder/produkte/gross/Laubwurm-Gross-15-Stueck.jpg

http://18.detirkutsk.ru/upload/18/%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BF.jpg

http://zanin.ir/wp-content/uploads/2012/04/kevjal.jpg https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=03a808b86dae5aa95d8340f9a617a324&n=33&h=215&w=382

Задание № 3. Рассмотрите изображение представителя простейших –  

                                  одноклеточного животного.

1.Подпишите части амебы.

2. Как называется часть тела амебы при помощи которой она движется

___________

https://refdb.ru/images/662/1323942/61fd00c8.png

Задание № 4. С помощью учебника завершите схему, отражающую значение многоклеточных животных для других организмов.

Многоклеточные животные

Значение для растений

 Значение для грибов

  1. Питаются растениями

Задание № 5. Подготовьте сообщение на тему «Животное, которое мне нравится». Используйте план рассказа:

  1. Название животного
  2. Откуда вы узнали об этом животном?
  3. Почему вы выбрали именно это животное для рассказа?
  4. Чем оно вас  заинтересовало?(интересные факты из жизни животного)

Задание 6. Выполните лабораторную работу № 4 «Наблюдение за передвижением животных»

  1. Зарисуйте общий вид тела инфузории, которую вы  наблюдали в микроскоп. Сделайте вывод о значении движения в жихни животных


Предварительный просмотр:

П. № 13. Грибы

Наука, изучающая грибы, называется МИКОЛОГИЕЙ

http://photoflowery.ru/photo/17/179dd115d6f6ba971dcb83193d933779.jpg

Задание №1. С помощью учебника укажите главные черты отличия грибов от других животных организмов

 Задание № 2. По рисункам и муляжам изучите внешнее строение шляпочного грибы.  Нарисуй гриб и подпишите все его  части. Укажи функции каждой его части.

Рисунок гриба

Функции его частей

1.

2.

3.

4.

Задание № 3. Заполни таблицу.  Разнообразие грибов

Группа (пример)

Место обитания

Способ питания

Значение в природе и жизни человека

Грибы -паразиты (трутовик…)

Задание № 4. Выучи слова и вствь пропущенные буквы.

  1. Мик…риза
  2. Гриб…кор…нь
  3. С…пр…фит
  4. Пар…зит

Задание № 5. Опиши роль грибов в жизни растений



Предварительный просмотр:

П.№14. Многообразие и значение грибов

Задание №1. ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ

ГРУППА ГРИБОВ

ПРИМЕРЫ

СРЕДА ОБИТАНИЯ

ЗНАЧЕНИЕ

ШЛЯПОЧНЫЕ

ПЛЕСНЕВЫЕ

ДРОЖЖИ

Задание № 2. Соедините линиями  названия грибов и группы, к которым они относятся. Ниже  запишите свой  ответ в краткой форме

  1. Мукор                                                          а) шляпочные
  2. Дрожжи                                                      б) плесневые
  3. Белый гриб                                               в) одноклеточные
  4. Шампиньон                                               г) паразитические
  5. Спорынья
  6. Пеницилл
  7. Подосиновик
  8. Трутовик

1

2

3

4

5

6

7

8

Задание № 3.  Назовите ядовитые грибы. И составьте памятку «Меры по предупреждению отравления грибами»

Задание № 4. Перед вами рисунки грибов. Подпишите названия, используя список грибов. Выделите красным карандашом грибы, опасные для человека, а синим – грибы, которые встречали вы в природе.  (Шампиньон, подосиновик, вешенка, мухомор, бледная поганка, рыжик)

http://likebook.ru/store/pictures/232/232624/4.jpg

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=ac429b0100ea13302d5f07f7703d62b6&n=33&h=190&w=285

http://www.playing-field.ru/img/2015/051910/3756523

http://www.playing-field.ru/img/2015/051900/1931717

C:\Users\vtina\Downloads\28637626-Грибы-на-белом-фоне-стиле-рисования-черным-по-белому.jpg

http://zilli-on.ru/image/cache/import_files/b3/b3cc5530-f143-11e3-9d9b-0030486193be_b3cc5538-f143-11e3-9d9b-0030486193be-600x600_0.jpeg

Задание №5.  Объясните, почему  неядовитый гриб стригущий лишай считают очень вредным для человека и животных.   Составьте памятку «Меры по предупреждению заражения стригущим лишаем»

Задание №6. Составьте памятку «Меры по предупреждению отравления грибами»

СПРАВКА

ГРУППА ГРИБОВ

ШЛЯПОЧНЫЕ

http://fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1742/d-1741251/1741251_html_m32ecd795.jpg

ПЛЕСНЕВЫЕ

http://ya-uznayu-mir.ru/images/konkurs_2011/14/3.jpg

ДРОЖЖИ

http://i277.photobucket.com/albums/kk72/microtr/science/Untitled-16.jpg

Так выглядит стригущий лишай

http://k.foto.radikal.ru/0701/34a6132608bc.jpg http://arh-info.ru/import/images/2015-08/1438940063_neskolko-desyatkov-detey-zabol.jpg

http://www.7gy.ru/images/stories/prodetey/lishai04.jpg http://www.askdrsears.com/wp-content/uploads/2013/08/ringworm-symptoms.jpg

ТЕСТ.   Грибы                            ВАРИАНТ 1

Выберите один правильный ответ из четырёх.

1 . Из перечисленных организмов к царству Грибы относится:

а) осина     в) подосиновик    б) лягушка   г) заяц

2. Основная часть гриба — это:

а) корень                          в) стебель     б) грибница                     г) шляпка

3. Дрожжи используют для приготовления: 

 а) творога                в) серы     б) хлеба          г) квашеной капусты

4. Самый ядовитый гриб:

 а) мухомор          в) сатанинский гриб    б) бледная поганка    г) опёнок

5.Пеницилл отличается от мукора тем, что
А) пеницилл многоклеточный, а мукор одноклеточный гриб
Б) пеницилл размножается спорами, а мукор – грибницей
В) пеницилл образует плесень на продуктах, а мукор нет
Г) пеницилл – гетеротроф, а мукор – автотроф

6.Что произойдет, если сбивать и сжигать плодовые тела грибов-трутовиков?
А) будут спасены от заражения другие деревья
Б) срок жизни поражённых деревьев сильно возрастёт
В) обработанные деревья полностью освободятся от гриба-паразита
Г) на обработанных деревьях не будут образовываться вновь плодовые тела
7. Дрожжевое тесто хорошо поднимается потому, что
А) оно наполняется кислородом    Б) в нем образуется много воды
В) оно хорошо впитывает сахар   Г) оно наполняется пузырьками углекислого газа

 8.Выберите правильные утверждения.

1. основная часть гриба – корень    2. Грибы размножаются спорами.

3. Грибы вместе с бактериями участвуют в разложении мёртвых остатков организмов.

4. Есть грибы, которые используют для приготовления вина.

5. Грибы участвуют в квашении капусты.

9.Рассмотрите рисунок.  На нём изображён гриб:

 а) мукор                         

б) дрожжи 

в) трутовик

г) пеницилл

http://www.bio-faq.ru/bio/bio611pic6.jpg

10. Установите соответствие между информацией из левого и правого столбца, указав его стрелками, а затем вставьте ответы в таблицу.

Виды грибов

1. Боровик

2. Мукор

3. Опёнок

4. Пеницилл

Группа грибов

А. Шляпочные

Б. Плесневые

1

2

3

4

  1. Вставьте в текст пропущенные слова.

Размножаются грибы в основном спорами, образующимися в специальных органах. Попав в почву,______________прорастают. Из них развивается ______________, на которой  со временем вырастает гриб. Помимо этого грибы могут

размножаться частями______________

  1. Под какой буквой изображена на рисунке бледная поганка?

http://www.bio-faq.ru/bio/bio611pic7.jpg

ТЕМА. Грибы.           ВАРИАНТ 2

Выберите один правильный ответ из четырёх.

1. Не имеет плодового тела:

 а) мухомор     б) опёнок     в) мукор    г) боровик 

2.  Корень дерева оплетается грибницей, которая снабжает его:

а) водой и минеральными веществами   б) органическими веществами

в)кислородом   г) углекислым газом

3.  Грибница в виде одной разросшейся клетки характерна для:

а) пеницилла        б) мукора   в) трутовика     г) дрожжей

4. Пекарские дрожжи — это:

а) бактерии      б) растения     в) грибы     г) животные

5.Для производства лекарственных препаратов выращивают гриб
А) мукор  Б) пеницилл   В) фитофтору   Г) шампиньон

6.Что представляют собой копытообразные наросты на деревьях?
А) годичные кольца  Б) грибницу осенних опят
В) разрастание коры и древесины   Г) плодовые тела грибов-трутовиков                                                                                                                        

7. Выберите правильные утверждения.

1. Белый налёт на хлебе образует трутовик.

2. Грибница обеспечивает дерево водой и минеральными веществами.

3. Размножаются грибы только грибницей.

4. Размножаются грибы только спорами.

5. Опёнок — это шляпочный гриб.

6. Мукор — это плесневый гриб.

7. К грибам-паразитам относятся спорынья, фитофтора.

8. Рассмотрите рисунок. На нём изображён гриб:

 

а) трутовик

 б) бледная поганка

в) боровик

г) дрожжи

http://www.bio-faq.ru/bio/bio610pic5.jpg

  1. Установите соответствие между информацией из левого и правого столбца, указав его стрелками,  ответы внесите в таблицу

Виды грибов

1. Мукор

2. Трутовик

3. Пеницилл

4. Спорынья

Группа грибов

А. Грибы-паразиты

Б. Плесневые грибы

1

2

3

4

  1. Вставьте в текст пропущенные слова.

Обычно грибом называют ту часть, которая возвышается

над почвой. Но на самом деле это лишь его______________

______________Основная же часть гриба —_____________,

состоящая    из    множества   ветвящихся   ______________,

находится под землёй. Так устроены уже известные вам шляпочные грибы.



Предварительный просмотр:

П.15.   ЛИШАЙНИКИ

ЗАДАНИЕ №1. Укажите три типа лишайников на рисунке

_______________

__________________

_________________

ЗАДАНИЕ №2.  Сравните признаки лишайников с другими группами живых организмов.

Выпишите 1) признаки общие  2) отличия

ЗАДАНИЕ №3.  

На рисунке обозначьте цифрами основные части лишайника

-  укажите их названия

- опишите роль этих частей в организме лишайника

ЗАДАНИЕ №4.

 Объясните, что такое «слоевище».  У  каких организмов оно имеется?

ЗАДАНИЕ №5. Объясните, что такое «симбиоз», приведите примеры

ЗАДАНИЕ №6. «Какова роль лишайников в природе и жизни человека?».  Составьте план ответа на вопрос.



Предварительный просмотр:

П.16   Значение живых организмов в природе и жизни человека

Задание 1.

Объясните, нужно ли уничтожать в природе ядовитые грибы и растения?

Задание № 2.

Составьте схему «Роль животных в природе»

Задание №3.  Заполните таблицу

Способы питания живых организмов

царство

Способ питания

Как происходит питание

Рстения

Животные

Грибы

Задание №4. Выберите правильный ответ

Выберите правильный ответ и отметьте его.

1.  К неклеточным формам жизни относятся

а)  бактерии

б)  вирусы

в)  простейшие

г)  дрожжи

2.  Ядро отсутствует в клетках

а)  растений

б)  простейших в)грибов

д)  бактерий

3. Зелёный пигмент хлорофилл присутствует в клетках

а)  амёб

б)  растений

в)  грибов

г)  крокодилов

Задание 5

Составьте слова из предложенных согласных букв и любых подходящих гласных.

1. л, ш, и, н, к

2.  г, р, б_____

3. ш, л, к, п,р,д

4.  и, Э, р, ж, н,к

Задание 6*

В середине прошлого века на сельскохозяйственных угодьях в южных регионах России специально высаживали лесные деревья между полями -создавали лесополосы, которые помогали удерживать снег и сохранять влагу в почве, предотвращали вредное влияние сильных ветров на урожай и разрушение плодородного слоя почв под воздействием ветра и воды. Однако деревья очень плохо приживались. Тогда было решено привезти и высыпать под деревьями почву из леса. Студенты и школьники собирали в лесу землю и высыпали её вокруг деревьев в лесополосах. После этого деревья начали расти, и сегодня лесополосы почти не отличаются от настоящего леса. Выскажите предположение: что помогло деревьям прижиться?

Задание 7

Решите кроссворд. Запишите слово, которое получилось из букв, находящихся на тёмном фоне:____________________________

C:\Users\vtina\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\м.jpg

  1. http://xn--c1abdigq5bpc.kz/images/152599.jpg2. https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=c6fd500822f849134fba2cd0ab25a7fe&n=33&h=215&w=200 3. http://pethappy.ru/userfiles/japanese-bobtail-lovely_96365-1400x1050.jpg

4.https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=5a108ee2853117cf103abb2e0267f79a&n=33&h=215&w=159  5. https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=bbcd11dc45568a036c5e27e4e057ed9e&n=33&h=215&w=215 9. http://cs4.pikabu.ru/images/big_size_comm/2014-03_2/13943525747945.jpg

6. https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=cc3e5fd81ebaf6f71f7349553b63d1b3&n=33&h=215&w=220 7. https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=22103520500fd7646b5bff5eec417600&n=33&h=215&w=3448. https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=9f74ff9ad66edfa9f95ab2ee6392186e&n=33&h=215&w=290

https://im0-tub-ru.yandex.

https://im0-tub-ru.yandex.net

https://im2-tub-ru

http://cs4.pikabu.ru/images/big_size_comm/2014-03_2/13943525747945.jpg



Предварительный просмотр:

C:\Users\vtina\Pictures\dy9.jpg                     П.17   Среды жизни планеты Земля

Задание № 1

Сформулируйте и запишите определения понятия «среда жизни»

Задание № 2

Прочитав текст учебника, заполните таблицу

Обитатели разных сред жизни

Среда жизни

обитатели

Задание № 3

Соотнесите  названия организмов и сред жизни, в которых организмы обитают. Ответ внесите в ячейки под цыфрами

1

Окунь

А

Водная среда

2

Дождевой червь

Б

Почвенная среда

3

Вирус

В

Наземно-воздушная

4

Лишайник

Г

организм

5

Водяная лилия

6

Паразитический червь

7

Крот

8

Пчела

9

заяц

Ответы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

Задание № 4.

Сравните условия обитания водной и почвенной сред жизни.

Укажите сходство и различия между ними

Сходство:_______________________________________________________________________________________________

Различия:_______________________________________________________________________________________________

Домашнее задание:

Изучить  § 17 и выполнить задания в конце параграфа.

Творческое задание:

подготовить сообщение об экологических факторах среды и их воздействии на живые организмы или написать мини-сочинение по материалам Интернет и дополнительной литературы.



Предварительный просмотр:

C:\Users\vtina\Pictures\dy9.jpg                                      п. 20  Природные сообщества

Задание № 1

Сформулируйте и запишите определения понятий:

  1. Природное сообщество – это …
  2. Пищевая цепь – это …
  3. Круговорот веществ в природе – это …

Задание № 2.

Из приведенного перечня организмов составьте пищевые цепи

 (щука, дуб, соболь,  личинка комара, белка, карась)

 Определите, к каким природным сообществам организмы относятся?

Задание №3.

Завершите схему: допишите участников круговорота веществ в природном сообществе.  Стрелками укажите связи между компонентами.

Задание № 4.

Укажите, что является главным условием существования природного сообщества. Объясните, почему вы так считаете.

Задание № 5. Заполните таблицу

Участники круговорота веществ в природном сообществе

Группа организмов

примеры

функции

Производители

потребители

разлагатели

Домашнее задание:

Изучить  § 20 и выполнить задания в конце параграфа.

Творческое задание: изготовить модель-аппликацию природного сообщества

«Лес», с его обитателями или нарисовать одно из природных сообществ родного края(презентацию)



Предварительный просмотр:

C:\Users\vtina\Pictures\dy9.jpg                                п.21.  Природные зоны России

   Задание № 1.  Рассмотрите карту природных зон России в параграфе учебника.

  1. Сколько природных зон на территории  РФ?_________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________

2.Укажите природные зоны, занимающие самое большое место на территории нашей страны

____________________________________________________________________________________________________________________

3. В какой природной зоне живете вы?_____________________________________________________________________

             Задание № 2. Назовите несколько представителей, флоры и фауны, обитающих в природной зоне, где проживаете вы (из Красной книги Челябинской области) ________________________________________________________________________________________

          ______________________________________________________________________________________________________________________

        Задание № 3. Работая с текстом, заполните таблицу

Природные зоны России

Природная зона

растения

животные

        Задание № 4.  Используя рисунок, определите организмы, указав  соответствующие номера

  1. производители  ______________________________________________________________________________________
  2. потребители __________________________________________________________________________________________
  3. разлагатели __________________________________________________________________________________________
  1. http://i398.photobucket.com/albums/pp69/tunyukuk/foto/18-1.jpg 5. http://www.dynamiclife.ru/images/articles/v_volgogradskoy_oblasti_zapreshchena_okhota_na_olenya_v_volgogradsskoy_oblasti_zapreshchena_dobycha_.jpg 6. https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=c875da99ceea5532c8929bfa0077e563&n=33&h=215&w=356  7. http://static.panoramio.com/photos/large/17133973.jpg

4. http://s009.radikal.ru/i310/1409/10/022690295360.jpg   3. http://geophoto.ru/large/kdr00059l.jpg  8. https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=d4d5daf9dbf0ccca0dcb9af3629a7395&n=33&h=215&w=287 

      Задание № 5. Найдите лишнее слово и ответ обоснуйте

  1. Хомяк, сайгак, суслик, лось, ковыль
  2.  Песец, ель, бурундук, рысь, глухарь
  3.  Лиана, термит, попугай, обезьяна, ель

Домашнее задание: Изучить  § 21 и выполнить задания в конце параграфа.

                     Творческое задание: сообщение о жизни организмов на разных материках с презентацией по материалам Интернета и дополнительной литературы (материки – по выбору учащегося) или написать мини-сочинение об одной из природных зон России, где побывал сам.



Предварительный просмотр:

C:\Users\vtina\Pictures\dy9.jpg

П 22. Жизнь организмов на разных материках

Прежде чем приступить к выполнению заданий, прочти текст учебника

Задание № 1.  Определите и подпишите названия материков.  Материк на котором вы живете , выделите цветом.C:\Users\vtina\Desktop\5 био ФГОС 2015\уроки 5 пономаревой\п.22 жизнь организмов на разных материках\image2.jpeg   Задание № 2. На каждом материке своя флора и фауна. Заполните таблицу, используя текст учебника.

Обитатели материков

материк

Местные виды растений

Местные виды животных

Задание № 3. На основе заполненной таблицы, зачеркни по два лишних названия животных в каждом ряду. Для оставшихся животных, подпиши материк, на котором они обитают.

  1. Зебра, утконос, ягуар, горилла, жираф- ___________________________________
  2. Лев, волнистый попугай, пиранья, ехидна, кенгуру- _________________________

  1. Слон, выхухоль, горилла,тигр, лось-  ____________________________________

  1. Бегемот, сайгак, ягуар, морская свинка - __________________________________

Задание № 4. По вашему мнению, на каком материке условия жизни самые благоприятные. Ответ обоснуйте.

Примерный план сообщения

  1. Название животного, растения (о ком хотите говорить
  2. Место обитания (материк, природная зона)
    3.  Внешний вид
    3. Чем питается
    4. Почему вид попал под угрозу исчезновения (если  из Красной книги)
    5. Где взят под охрану (заповедники, заказники) (если  из Красной книги)

6.Результаты охранных мер(если  из Красной книги)
7. Где гнездится (сколько в кладке яиц, сколько детынышей и т.д)

8. интересные факты и жизни растения или животного (происхождение названия, мифы, притчи)

9. чем удивила информация и заинтересовала лично.



Предварительный просмотр:

http://www.liveinternet.ru дельфины (400x319, 27Kb)

П.23 Жизнь организмов в морях и океанах

Прежде чем приступить к выполнению заданий, прочти текст учебника

Задание № 1.  На основе прочитанного текста,  внесите данные в таблицу

                          «Обитатели мелководий»

Обитатели мелководий

Особенности строения и образа жизни

мидии

Задание № 2.

  1. Укажите экологические факторы, наиболее значимые для обитателей водной среды ________________________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Задание №3. Составьте рассказ о планктоне по плану:

1. Что такое планктон?                    

2. Какие организмы входят в состав планктона,  и каковы их особенности.

3. Главное отличие планктонных организмов от рыб

4. Значение планктона

Задание № 4. Назовите особенности организмов, обитающих в водах морей и                       океанов_______________________________________________ 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

Задание №5. Рассмотрите рисунок. Определите, в какой части водной толщи моря  

                          обитают рыбы. Обоснуйте свой ответ

http://rybalka.in.ua/images/stories/zvezdchataia.jpg

http://builderbody.ru/wp-content/uploads/2013/11/2.jpg

http://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=758c12768e97b78d&mb=imgdb_preview_723

Камбала

Тунец

Конек-тряпичник

     

Домашнее задание:

  1. С помощью дополнительной литературы, Интернет подготовьте сообщение о глубоководных морских обитателях. Напишите план сообщения
  2. Творческое задание: спроектировать и создать объёмную модель пищевой цепи или экологической пирамиды какой-либо природной зоны.

                                                                             

http://www.aqua-product.ru камбала

http://builderbody.ru тунец

http://go3.imgsmail.ru конек-тряпичник



Предварительный просмотр:

П.25 Как человек изменял природу

http://900igr.net/datai/istorija/Pervobytnyj-mir/0021-008-Pervobytnyj-mir.jpg http://900igr.net/datai/istorija/Pervobytnyj-mir/0021-008-Pervobytnyj-mir.jpg

Задание № 1.какими путями человек воздействовал на природу в прошлые времена?

 Задание № 2. Объясните, почему воздействие человека на природу отличается от воздействия на нее животных?

Задание № 3. Для чего первобытные люди применяли огонь?

Задание №4. Что нужно сделать людям,  чтобы сохранить природу?

Задание № 5.Почему восстановить тропический лес очень трудно?