Экология (химия, биология)

Иноземцева Валентина Ивановна

Предварительный просмотр:

ФИ_______________________________________

класс_____________________________________

Контрольная работа по теме «Химические соединения в окружающей среде»

Вариант 1

Планируемые результаты

метапредметные:

– планировать решение поставленных задач, эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

– находить способы решения задач;

– критически оценивать и интерпретировать полученную информацию с различных позиций;

– осуществлять целенаправленный поиск возможностей для переноса средств и способов действия;

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием письменных языковых средств;

– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

предметные:

– объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;

– применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;

– характеризовать химические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

– приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов химических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;

– использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;

– выявлять природные особенности Челябинской области и условия формирования и сохранения природных объектов на Южном Урале;

– устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний;

– анализировать и оценивать экологические последствия хозяйственной деятельности человека в разных сферах деятельности;

– прогнозировать экологические последствия деятельности человека в конкретной экологической ситуации;

– моделировать поля концентрации загрязняющих веществ производственных и бытовых объектов.

Инструкция по выполнению работы

Работа включает 10 заданий. Часть 1 – 8 заданий (№ 1-8), часть 2 – 2 задания (№ 9-10).

Ответом к заданиям №1,2,4,6,7 является последовательность цифр, которая соответствует номерам правильного ответа. 

При выполнении задания №8 ответом является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. 

При выполнении заданий №3,5 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняя задания №9-10, запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво в поле ответов после каждого задания.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий дается от одного до нескольких баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть1

Ответом к заданиям 1,2,4,6,7 является последовательность цифр. Ответом к заданию 8 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. При выполнении заданий 3,5 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы

  1. Экологическая химия изучает
  1. источники химических загрязнений и пути их миграции
  2. влияние физических загрязнений на биосферу
  3. химические явления, протекающие в атмосфере, гидросфере, литосфере и биосфере
  4. способы защиты окружающей среды от вредного действия физических загрязнений
  5. взаимоотношения организмов с окружающей средой

Запишите в поле ответов цифры, под которыми они указаны.

Ответ

  1. Радиоактивные вещества – это
  1. химические вещества, образующиеся в результате круговорота веществ
  2. химические элементы, проявляющие радиоактивность в природе
  3. химические элементы, являющиеся источниками ионизирующего излучения, которое оказывает сильное биологическое воздействие
  4. химические вещества, разрушающие объекты живой природы в результате выпадения кислотных дождей
  5. вещества, обеспечивающие химическую коммуникацию между организмами одного вида.

Запишите в поле ответов цифры, под которыми они указаны.

Ответ

  1. Установите соответствие между экологическими проблемами и химическими явлениями, лежащими в их основе

Экологическая проблема

Химические явления

А) возникновение озонных дыр

1) использование горючих полезных ископаемых в промышленности – угля, нефти, природного газа, при сжигании которых в атмосферу выделяется огромное количество углекислого газа и других вредных соединений

Б) парниковый эффект

2) поступление в атмосферу атомов хлора, водорода, брома и других продуктов сгорания, выбросов фабрик, заводов и дымовых газовых ТЭЦ

В) образование кислотных дождей

3) накопление оксидов серы, азота, хлористого водорода и летучих органических соединений в результате деятельности предприятий и выпадение их в виде атмосферных осадков

4) образование на поверхности моря пленки из нефти и продуктов её переработки, различных технических и бытовых масел, жирных кислот, синтетических поверхностно-активных веществ, содержащихся в бытовых, промышленных и канализационных стоках

Запишите в поле ответов цифры, под которыми они указаны.

А

Б

В

Ответ

  1. Из предложенного перечня выберите два утверждения, относящиеся к макроэлементам
  1. к макроэлементам относятся углерод и железо
  2. роль макроэлементов маловероятна
  3. органогены – это макроэлементы
  4. из макроэлементов строятся биомолекулы клетки
  5. содержание макроэлементов менее 0,01 %

Запишите в поле ответов цифры, под которыми они указаны.

Ответ

  1. Установите соответствие между хемомедиаторами их функциями

Хемомедиаторы

Функции

А) феромоны

1) продукты внешней секреции, выделяемые некоторыми животных и обеспечивающие химическую коммуникацию между особями одного вида

Б) алломоны

2) продукты внешней секреции, выделяемые некоторыми животных и обеспечивающие химическую коммуникацию между особями разных видов

В) эндометаболиты

3) продукты секреции, смягчающие воздействия абиотических факторов на организм

4) продукты секреции, выделяющиеся организмом во внешнюю среду

Запишите в поле ответов цифры, под которыми они указаны.

А

Б

В

Ответ

  1. На территории Южного Урала широко распространены геохимические аномалии элементов, концентрация которых в сотни раз превышает ПДК в почве. Выберите из списка два элемента, которые, на Ваш взгляд, относятся к аномалиям вашего региона
  1. As
  2. Н
  3. О
  4. Не
  5. Zn

Запишите в поле ответов цифры, под которыми они указаны.

Ответ

  1. Стронций-90 – один из продуктов расщепления урана с большим периодом полураспада. Выберите из предложенного списка характеристики стронция-90
  1. мигрирует вместе Са2+ из почвы и воды в растения
  2. является органогеном
  3. встречается в природе в свободном виде
  4. способен накапливаться в костях до угрожающих жизни концентраций
  5. из-за высокой химической активности стронция его хранят в открытой стеклянной посуде

Запишите в поле ответов цифры, под которыми они указаны.

Ответ

8. Верны ли следующие утверждения об экокластерах:

А. Экологический кластер является совокупностью природных, социальных и экономических объектов, объединенных общим воздействием на них окружающей среды.

Б. Главная цель экокластеров – производство, поставка и реализация экологически чистой продукции.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба утверждения

4) оба утверждения неверны

Запишите в поле ответов цифру, под которой указан ответ.

Ответ

Часть 2

Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ к нему. Ответ записывайте чётко и разборчиво

9. Метан реагирует с кислородом в соответствии с химическим уравнением

СН4(г) + 2O2(г) = СО2(г) + 2H2O(г) + 802 кДж

При взаимодействии 1 моль СН4 с 2 моль O2 образуется 1 моль СО2 и 2 моль H2O. Какое количество теплоты выделится, если в реакцию вступит 112л метана? Вычислите объём кислорода (н.у.), который потребуется для реакции горения, и массу углекислого газа, получившегося в результате реакции.

10. Газ Y образуется при пропускании электрического заряда через кислород по уравнению реакции: 3О2 = 2Y.

Определите химическую формулу вещества Y и назовите это соединение. На каких свойствах этого газа основано его применение:

а) отбеливание бумаги;

б) очистка воды и воздуха от бактерий и микроорганизмов?

Это соединение используется при названии одноимённого «слоя» и «дыры» в атмосфере. Как вы думаете, чем опасно для обитателей нашей планеты разрушение этого слоя, последствия которого привели к образованию подобной «дыры»?

ФИ_______________________________________

класс_____________________________________

Контрольная работа по теме «Химические соединения в окружающей среде»

Вариант 2

Планируемые результаты

метапредметные:

– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач;

– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

– искать и находить обобщенные способы решения задач;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных письменных языковых средств;

предметные:

– объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;

– применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;

– характеризовать химические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

– приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов химических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;

– использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;

– выявлять природные особенности Челябинской области и условия формирования и сохранения природных объектов на Южном Урале;

– устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний;

– анализировать и оценивать экологические последствия хозяйственной деятельности человека в разных сферах деятельности;

– прогнозировать экологические последствия деятельности человека в конкретной экологической ситуации;

– моделировать поля концентрации загрязняющих веществ производственных и бытовых объектов.

Инструкция по выполнению работы

Работа включает 10 заданий. Часть 1 – 8 заданий (№ 1-8), часть 2 – 2 задания (№ 9-10).

Ответом к заданиям №1,2,4,6,7 является последовательность цифр, которая соответствует номерам правильного ответа. 

При выполнении задания №8 ответом является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. 

При выполнении заданий №3,5 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите выбранные цифры в таблицу под соответствующими буквами.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняя задания №9-10, запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво в поле ответов после каждого задания.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям вы сможете вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий дается от одного до нескольких баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть1

Ответом к заданиям 1,2,4,6,7 является последовательность цифр. Ответом к заданию 8 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. При выполнении заданий 3,5 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы

  1. Экологическая химия – наука, изучающая
  1. химические процессы, определяющие состояние и свойства окружающей среды
  2. химический состав живых клеток и организмов
  3. химические взаимодействия между живыми организмами и неживой природой
  4. химический состав Земли и других планет
  5. распространение химических элементов и изотопов в природе

Запишите в поле ответов цифры, под которыми они указаны.

Ответ

  1. Поллютанты – это
  1. химические вещества, загрязняющие окружающую среду
  2. элементы, оказывающие положительное влияние на природную среду
  3. вещества растительного и животного происхождения, обладающие аллергическим действием
  4. элементы, порождающие органические вещества
  5. вещества, оказывающие вредное воздействие на живые организмы

Запишите в поле ответов цифры, под которыми они указаны.

Ответ

  1. Установите соответствие между продуктами биосферы и их происхождением.

Продукт биосферы

Происхождение

А) нефть

1) образуется при участии живых организмов в морских бассейнах

Б) озоновый экран

2) образуется под воздействием ультрафиолетового излучения и молекул кислорода

В) известняк

3) образуется скоплением остатков мхов, подвергшихся неполному разложению в условиях болот

4) преобразование органического вещества в результате деятельности аэробных и анаэробных бактерий

Запишите в поле ответов цифры, под которыми они указаны.

А

Б

В

Ответ

4. Из предложенного перечня выберите два утверждения, относящиеся к микроэлементам

1) к микроэлементам относятся углерод и железо

2 органогены – это микроэлементы

3) содержание макроэлементов менее 0,01 %

4) из микроэлементов строятся биомолекулы

5) микроэлементы входят в состав неорганических соединений

Запишите в поле ответов цифры, под которыми они указаны.

Ответ

  1. Установите соответствие между функциями хемомедиаторов и их характеристикой

Функция хемомедиаторов

Характеристика

А) защитная

1) снабжение организмов веществами

Б) индикационная

2) приспособление к воздействию абиотических факторов

В) адаптационная

3) мечение территорий и ориентация перемещающихся особей в пространстве

4) оборона от потенциального хищника

Запишите в поле ответов цифры, под которыми они указаны.

А

Б

В

Ответ

  1. В Челябинской области техногенное загрязнение земель тяжелыми металлами захватывает площадь 29,5 тыс. км2. Выберите из списка металлы, относящиеся к тяжёлым
  1. натрий
  2. свинец
  3. калий
  4. медь
  5. кальций

Запишите в поле ответов цифры, под которыми они указаны.

Ответ

  1. Цезий-137 – один из главных компонентов радиоактивного загрязнения биосферы. Из предложенного списка выберите характеристики цезия-137.
  1. находится преимущественно в виде ионов в почве
  2. наибольший коэффициент накопления отмечен в грибах, которые считаются «аккумуляторами» радиоцезия
  3. выброс цезия-137 в окружающую среду происходит в результате выпадения кислотных дождей
  4. содержится в радиоактивных отходах
  5. является органогеном

Запишите в поле ответов цифры, под которыми они указаны.

Ответ

  1. Верны ли следующие утверждения о хемосенсорах:

А. Хемосенсор представляет собой инструмент для обнаружения и определения природы

вещества и его концентрации.

Б. Конструкция хемосенсора состоит из чувствительного элемента и преобразователя, позволяющих отслеживать параметры окружающей среды.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба утверждения

4) оба утверждения неверны

Запишите в поле ответов цифру, под которой указан ответ.

Ответ

Часть 2

Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ к нему. Ответ записывайте чётко и разборчиво

  1. Сероводород горит в кислороде в соответствии с химическим уравнением

2H2S(г) + 3O2(г) = 2SO2(г) + 2H2O(г) +1036 кДж

При взаимодействии 2 моль H2S с 3 моль O2 образуется 2 моль SO2, 2 моль H2O и выделяется 1036 кДж теплоты. Вычислите количество теплоты, которое выделится, если в реакцию вступит 112 л сероводорода? Найдите объём кислорода (н.у.), который потребуется для реакции горения, и массу сернистого газа, образовавшегося в результате реакции.

  1. Средняя суточная нома потребления ионов хлора для здорового взрослого человека – 6000 мг. Определите, какую массу морского окуня необходимо съесть, чтобы человек получил суточную норму ионов хлора? Как вы считаете, достаточно ли получение человеком суточной нормы ионов хлора, потребляя только одного морского окуня? Обоснуйте свой ответ. Каким образом человек может получить необходимое суточное количество ионов хлора?



Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКАЦИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

по теме «Химические соединения в окружающей среде»

  1. Назначение контрольной работы  оценить уровень достижения планируемых результатов

  1. Планируемые результаты

Обучающийся научится:

– объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;

– применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;

– характеризовать химические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

– приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов химических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;

– использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;

– выявлять природные особенности Челябинской области и условия формирования и сохранения природных объектов на Южном Урале.

Обучающийся получит возможность научиться:

– устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний;

– анализировать и оценивать экологические последствия хозяйственной деятельности человека в разных сферах деятельности;

– прогнозировать экологические последствия деятельности человека в конкретной экологической ситуации;

– моделировать поля концентрации загрязняющих веществ производственных и бытовых объектов.

  1. Документы, определяющие содержание контрольной работы

Содержание контрольной работы определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»).

Характеристика структуры и содержания контрольной работы

Каждый вариант контрольной работы содержит 10 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Задания №1,2,4,6,7 на последовательность цифр. К заданиям приводится 5 вариантов ответа, т.е. два верных ответа из пяти.

Задание № 8 с кратким ответом в виде одной цифры. К заданиям приводится 4 варианта ответа.

Задания № 3,5 с кратким ответом на установление соответствия между позициями двух множеств. Краткий ответ должен быть в виде набора цифр.

Задания № 9-10 с развернутым ответом.

Задание № 6 составлено с учетом национальных, региональных этнокультурных особенностей на примере экологических проблем Челябинской области.

  1. Распределение заданий контрольной работы по проверяемым умениям

Контрольная работа разрабатывается исходя из необходимости проверки видов деятельности, ориентированных на проверку усвоения системы знаний по химии на базовом и углубленном уровне:

  1. Владение основным понятийным аппаратом школьного курса химии базового и углубленного уровня.
  2. Решение расчетных задач.
  3. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни с учетом НРЭО Челябинской области.
  1. Распределение заданий контрольной работы по уровням сложности

В контрольной работе представлены задания разных уровней сложности: базового и углубленного.

Задания базового уровня сложности (№1-8) – в совокупности позволяют проверить усвоение значительного количества элементов содержания, предусмотренных Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта: теоретические положения химии; знания о системности и причинности химических явлений, способах познания веществ.

Задания углубленного уровня сложности (№9-10) проверяют усвоение элемента содержания: расчёт на тепловой эффект в термохимических уравнениях и усвоение важнейших элементов содержания «Методы познания в химии. Химия и жизнь».

В таблице 1 представлено распределение заданий по уровням сложности.

Таблица 1

Распределение заданий по уровням сложности

Уровень сложности задания

Количество заданий

Максимальный первичный балл

(БУ)

Максимальный первичный балл

(УУ)

Процент первичного балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного

БУ-13/УУ-17

Базовый

8

10

10

80

Углубленный

1/2

3

7

20

Итого

10

13

17

100

  1. Критерии оценивания контрольной работы

Верно выполненные задания 1,2,4,6,7 максимально оценивается по 1 баллу. Эти задания считаются выполненными верно, если правильно выбраны два варианта ответа. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются 0 баллов. Верное выполнение задания № 8 оценивается 1 баллом.

Задания № 3,5 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия, максимально оцениваются по 2 балла. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трех; он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются 0 баллов.

Максимальная оценка за верно выполненные задания углубленного уровня сложности №9 – 3 балла, № 10 – 4 балла.

Максимальный балл за выполнение работы составляет – 13/17. На основе баллов, выставленных за выполнение всех заданий работы, подсчитывается первичный балл, который переводится в отметку по пятибалльной шкале (таблица 2).

Таблица 2

Перевод баллов в отметку по пятибалльной шкале

Количество баллов (БУ)

Количество баллов (УУ)

Рекомендуемая оценка

10-13

14-17

5

7-9

10-13

4

4-6

6-9

3

Менее 4

Менее 6

2

  1. Продолжительность контрольной работы

Примерное время на выполнение заданий составляет:

  • задания базового уровня сложности – от 2 до 4 мин;
  • задания углубленного уровня сложности – от 4 до 8 мин.

На выполнение всей контрольной работы отводится 30 минут.

ОБОБЩЕННЫЙ ПЛАН ВАРИАНТА

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания

Коды элементов содержания

Коды проверяемых умений

Уровень сложности задания

Максимальный балл за выполнение задания

Примерное время выполнения задания (мин)

БУ/УУ

1

Сведения о химических науках

4.2.5

1.1.1

1.1.3

Б

1

3/2

2

Основные

загрязняющие вещества

2.1

4.2.5

1.3.2

1.3.3

2.1.1

Б

1

3/2

3

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия

4.2.2

4.2.5

1.3.2

1.3.3

2.1.1

Б

2

4/3

4

Простые и сложные вещества

2.1

1.1.3

1.3.1

2.4.1

Б

1

3/2

5

Мир веществ, материалов и химических реакций

4.2.5

1.1.3

2.2.6

Б

2

4/3

6

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия

4.2.2

1.3.3

Б

1

3/2

7

Безопасное использование простых веществ и в повседневной жизни

4.2.2

1.3.3

2.4.1

Б

1

3/2

8

Мир веществ и явлений в окружающей среде

4.2.5

1.1.3

2.2.6

Б

1

2/2

9

Расчёты по термохимическим уравнениям

1.4.2

4.3.4

2.5.2

В

3

5/4

10

Проблемы использования веществ в повседневной жизни

4.2.2

4.2.5

1.3.3

1.3.4

2.4.4

В

4

– /8

Всего заданий – 10; из них по типу: с кратким ответом – 8; с развернутым ответом – 2; по уровню сложности: Б – 8; У – 2. Максимальный первичный балл – БУ – 13, УУ – 17

Общее время выполнения работы – 30 минут

КОДИФИКАТОР ЭЛЕМЕНТОВ СОДЕРЖАНИЯ

И ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Кодификатор является систематизированным перечнем требований к уровню подготовки выпускников и проверяемых элементов содержания, в котором каждому объекту соответствует определенный код.

Кодификатор составлен на основе обязательного минимума содержания основных образовательных программ Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по химии (базовый и профильный уровни) (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089).

РАЗДЕЛ 1. Перечень элементов содержания, проверяемых на контрольной работе

Код

Элементы содержания, проверяемые заданиями

контрольной работы

Химическая реакция

1.4.2

Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения

Неорганическая химия

2.1

Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ

Методы познания в химии. Химия и жизнь

Экспериментальные основы химии

4.2.2

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия

4.2.5

Применение изученных неорганических и органических веществ

4.3.4

Расчеты теплового эффекта реакции

РАЗДЕЛ 2. Перечень планируемых результатов

Код

Планируемые результаты, которые проверяются заданиями

контрольной работы

Знать/понимать

1.1

Важнейшие химические понятия

1.1.1

Понимать смысл важнейших понятий (выделять их характерные признаки)

1.1.3

Использовать важнейшие химические понятия для объяснения отдельных фактов и явлений

1.3

Важнейшие вещества и материалы

1.3.1

Классифицировать неорганические и органические вещества по всем известным классификационным признакам

1.3.2

Понимать, что практическое применение веществ обусловлено их составом, строением и свойствами

1.3.3

Иметь представление о роли и значении данного вещества в практике

1.3.4

Объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ

Уметь

2.1

Называть

2.1.1

изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре

2.2

Определять/классифицировать:

2.2.6

принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений

2.4

Объяснять:

2.4.1

зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева

2.4.4

сущность изученных видов химических реакций

2.5

Планировать/проводить:

2.5.2

вычисления по химическим формулам и уравнениям

ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа по теме «Химические соединения в окружающей среде»

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

Вариант 1

13

23

213

34

123

15

14

3

Вариант 2

13

15

421

35

432

24

24

3

Максимальный балл

1

1

2

1

2

1

1

1

Вариант 1

9. Метан реагирует с кислородом в соответствии с химическим уравнением

СН4(г) + 2O2(г) = СО2(г) + 2H2O(г) + 802 кДж

При взаимодействии 1 моль СН4 с 2 моль O2 образуется 1 моль СО2 и 2 моль H2O. Какое количество теплоты выделится, если в реакцию вступит 112л метана? Вычислите объём кислорода (н.у.), который потребуется для реакции горения, и массу углекислого газа, получившегося в результате реакции.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1) Количество вещества метана: n(СH4) = 112 л / 22,4 л/моль = 5 моль.

По условию задачи, при окислении 1 моль метана выделяется 802 кДж теплоты, следовательно при окислении 5 моль метана: 802 кДж · (5 моль / 1 моль) = 4010 кДж.

2) По уравнению реакции: n(O2) = 2n(СH4); n(O2) = 2 · 5 моль = 10 моль.

Объем кислорода: V(O2) = 10 моль · 22,4 л/моль = 224 л.

3) По уравнению реакции: n(СО2) = n(СH4) = 5 моль.

Масса углекислого газа: m(СО2) = 5 моль · 44 г/моль = 220 г.

Критерии оценивания

Баллы

Правильно записаны три элемента ответа

3

Правильно записаны два элемента ответа

2

Правильно записан один элемент ответа

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальный балл

3

10. Газ Y образуется при пропускании электрического заряда через кислород по уравнению реакции: 3О2 = 2Y.

Определите химическую формулу вещества Y и назовите это соединение. На каких свойствах этого газа основано его применение:

а) отбеливание бумаги;

б) очистка воды и воздуха от бактерий и микроорганизмов?

Это соединение используется при названии одноимённого «слоя» и «дыры» в атмосфере. Как вы думаете, чем опасно для обитателей нашей планеты разрушение этого слоя, последствия которого привели к образованию подобной «дыры»?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1) Из уравнения реакции Y – О3 – озон.

2) Озон проявляет сильные окислительные свойства, поэтому применяется в процессе отбеливания бумаги.

3) Озон проявляет сильные дезинфицирующие свойства, поэтому используется в очистке воды и воздуха от бактерий и микроорганизмов.

4) Озоновый слой задерживает жесткое ультрафиолетовое излучение, губительное для обитателей Земли. Разрушение озонового слоя и появление в атмосфере озоновой дыры опасно для жителей Земли.

Критерии оценивания

Баллы

Правильно даны ответы на четыре элемента ответа

4

Правильно даны ответы на любые три элемента ответа

3

Правильно даны ответы на любые два элемента ответа

2

Правильно дан ответ на один любой элемент ответа

1

Ответ неправильный или отсутствует

0

Максимальный балл

4

Вариант 2

  1. Сероводород горит в кислороде в соответствии с химическим уравнением

2H2S(г) + 3O2(г) = 2SO2(г) + 2H2O(г) +1036 кДж

При взаимодействии 2 моль H2S с 3 моль O2 образуется 2 моль SO2, 2 моль H2O и выделяется 1036 кДж теплоты. Вычислите количество теплоты, которое выделится, если в реакцию вступит 112 л сероводорода? Найдите объём кислорода (н.у.), который потребуется для реакции горения, и массу сернистого газа, образовавшегося в результате реакции.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1) Количество вещества сероводорода: n(H2S) = 112 л / 22,4 л/моль = 5 моль.

По условию задачи, при окислении 2 моль cероводорода выделяется 1036 кДж теплоты, следовательно при окислении 5 моль сероводорода: 1036 кДж · (5 моль / 2 моль) = = 2590 кДж.

2) По уравнению реакции: n(O2) = (3/2) · n (H2S); n(O2) = (3/2) · 5 моль = 7,5 моль.

Объем кислорода: V(O2) = 7,5 моль · 22,4 л/моль = 168 л.

3) По уравнению реакции: n(SO2) = n(H2S) = 5 моль.

Масса сернистого газа: m(SO2) = 5 моль · 64 г/моль = 320 г.

Критерии оценивания

Баллы

Правильно записаны три элемента ответа

3

Правильно записаны два элемента ответа

2

Правильно записан один элемент ответа

1

Все элементы ответа записаны неверно

0

Максимальный балл

3

  1. Средняя суточная нома потребления ионов хлора для здорового взрослого человека – 6000 мг. Определите, какую массу морского окуня необходимо съесть, чтобы человек получил суточную норму ионов хлора? Как вы считаете, достаточно ли получение человеком суточной нормы ионов хлора потребляя только одного морского окуня? Обоснуйте свой ответ. Каким образом человек может получить необходимое суточное количество ионов хлора?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1) масса морского окуня: (6000 мг / 165 мг) · 100 г = 3636 г ≈ 3,64 кг.

2) Нормальный человек не может ежесуточно съедать 3,64 кг морского окуня.

3) обоснование: потребление рыбы в разумных количествах полезно, т.к. она содержит важные макроэлементы и микроэлементы, незаменимые аминокислоты, витамины А, С, Е. Но в результате потребления ее в больших количествах может быть достигнуто существенное превышение необходимых суточных норм приема других элементов и веществ, содержащихся в ней. Кроме того, любая рыба представляет собой высокоаллергенный продукт, может накапливать в себе радионуклиды и ионы тяжелых металлов. Поэтому систематическое потребление рыбы, в частности, морского окуня в огромных количествах недопустимо, поскольку может быть вредно.

4) Необходимое суточное количество ионов хлора человек получает в составе хлорида натрия с соленой пищей.

Критерии оценивания

Баллы

Правильно определена масса морского окуня, дана оценка с комментарием, дан ответ на последний вопрос (всего четыре элемента)

4

Правильно приведены любые три элемента

3

Правильно приведены любые два элемента

2

Правильно приведён один любой элемент

1

Не приведено ни одного элемента ответа

0

Максимальный балл

4



Предварительный просмотр:

Практическая работа по теме                                                                                        1

«Поллютанты – нарушители природной химической коммуникации»

Наименование раздела: Токсические и радиоактивные вещества – загрязняющий фактор окружающей среды

ВВОДНЫЙ КЕЙС

Окружающая среда – это мы с вами.

Чарлз Панати

Учащиеся знакомятся с химическими загрязнителями, классификацией и действиями поллютантов.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ КЕЙС

Текст «Химические загрязнители, их действия на химическую коммуникацию живых организмов»

Химическая или ольфакторная коммуникация – это связь в виде общения между животными одного или разных видов путём передачи информации с помощью разных сигналов: одни особи вырабатывают некоторые продукты обмена веществ (феромоны, алломоны, метаболиты), другие особи воспринимают их органами обоняния. Химические сигналы долго сохраняются, обходят различные препятствия, используются в дневное и ночное время, могут указывать на определённые объекты или события в окружающей среде. Животные, например, используют некоторые феромоны для мечения границ своей территории или сбора особей в стаю, а также как сигнал об опасности.

Природные соединения, осуществляемые в экосистемах химическую коммуникацию, могут снижать свои функции в результате химических загрязнений. Попав в живые организмы, загрязняющие вещества или поллютанты включаются в метаболизм: либо нейтрализуются, либо копятся в живом организме, усиливая ядовитые свойства в результате повышения концентрации.

Объектами или акцепторами загрязнения являются атмосфера, гидросфера и литосфера – основные элементы абиотической среды. Химические загрязнения вызывают изменения в естественных химических свойствах окружающей среды. Жертвами загрязнения являются растения, животные, микроорганизмы. Поллютанты в виде множества химических соединений и элементов неорганической и органической природы вызывают в организме или экосистеме последствия токсико-экологического характера.

Поллютанты – это различного рода химические вещества, вызывающие ухудшение здоровья живых организмов при накоплении в биосфере в высоких концентрациях. Они обладают канцерогенными и мутагенными свойствами. В зависимости от практического использования химикаты классифицируются по следующим признакам:

- отравляющие вещества;

- химикаты, применяемые в быту (пищевые добавки, средства санитарии и личной гигиены, косметики);

- промышленные яды, используемые в производстве (органические растворители, топливо, красители, строительный материал);

- ядохимикаты, применяемые в сельском хозяйстве (пестициды).

Большинство поллютантов – это тяжелые металлы с большой относительной атомной массой, например: свинец, цинк, ртуть, медь, никель, железо, ванадий. Они широко используются в промышленности и быту, но при этом очень ядовиты. Их соединения и ионы растворимы в воде и попадают в организм, взаимодействуя с ферментами и подавляя их активность.

Основные источники тяжелых металлов: процессы металлургических предприятий, сжигание угля, нефти и отходов, производство стекла, удобрений, цемента, выхлопные газы автотранспорта.

Важнейшими «металлическими ядами» являются химические соединения висмута, кадмия, марганца, меди, ртути, свинца, серебра, таллия, хрома, цинка. Содержание их в тканях организма в небольших количествах называют микроэлементами.

1. Предельно-допустимые концентрации микроэлементов в организме показаны в таблице

Таблица 1.

Предельно-допустимые концентрации микроэлементов

Наименование элемента

Kpoвь (мкг/мл)

Mn (марганец)

Ag (серебро)

As (мышьяк)

Ва (барий)

Cd (кадмий)

Bi (висмут)

Cr (хром)

Cu (медь)

Pb (свинец)

Tl (таллий)

Zn (цинк)

0,06

0,1

0,2

0,08

0,005

0,03

0,004

0,9

0,25

0,01

1,2

Общеизвестно, что наиболее опасными элементами для живых организмов являются кадмий, ртуть и свинец (Cd, Hg, Pb).

Причиной попадания кадмия в пищевые цепи являются промышленные газообразные выбросы. Животные получают кадмий с растительной пищей, так как он до 70%усваивается растениями из почвы. В большом количестве кадмий содержится в листьях табака, что и определяет его высокое содержание в табачном дыме.

Ртуть токсична для живых организмов в любой форме. Ртуть в природных условиях превращается в летучее токсическое соединение — хлорид метилртути. В организме ионы этого поллютанта быстро попадают в эритроциты, печень и почки, оседают в мозге, вызывая серьезные необратимые кумулятивные нарушения центральной нервной системы, что приводит к параличу, затруднению глотания, смерти.

Загрязненная свинцом почва является источником его поступления в сырье, продукты питания, в организм животных и человека. Наиболее опасное свинцовое попадание в организм идет с пылью от загрязненных почв, отсюда увеличение содержания свинца в почве на каждые 100 мкг/кг вызывает увеличение концентрации поллютанта в крови на 0,5-1,6 мкг/дл. Наиболее высокое содержание свинца отмечается в консервах, рыбе, пшеничных отрубях, моллюсках и ракообразных, а также наблюдается в корнеплодах и растениях, выращенных вблизи промышленных районов и вдоль дорог. Загрязнение продуктов в консервной жестяной банке объясняется тем, что припой, используемый при сварке швов, содержит до 60% свинца.

Тяжелые металлы особенно опасны тем, что способны к биоаккумуляции – явлении, при котором малые и безвредные дозы, получаемые в течение длительного времени, накапливаются в организме, приводят к токсичной концентрации и наносят ущерб здоровью.

Биоаккумуляция особенно усугубляется в пищевой цепи. Живые организмы в сети питания поглощают химикаты из окружающей среды и аккумулируют их в своих тканях. Питаясь этими организмами, животные следующего трофического уровня получают уже более высокие дозы, в них накапливаются высокие концентрации. В результате в последнем звене пищевой цепи концентрация поллютанта в организмах может стать в 10 и 100 тысяч раз выше, чем в окружающей среде. Это явление называется биоконцентрированием, т.е. накоплением вещества при прохождении через пищевую цепь. Находясь во внешней среде, поллютанты локализуются и включаются в круговорот веществ и в пищевую сеть.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КЕЙС

Учащимся предлагается обсудить вопросы в группах.

Изучите текст и сформулируйте ответы на вопросы.

  1. Как осуществляется химическая коммуникация у животных?
  2. Дайте определения следующим понятиям и определениям                                          2
  3. Химическая коммуникация________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Акцепторы загрязнения______________________________________________________________________

Поллютанты_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Биоаккумуляция__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КЕЙС

Учащиеся делятся на группы и получают задание. Каждая группа получает задание – инструкцию, изучив и ответив на вопросы, готовится к выступлению.

Для того чтобы определить правильность Ваших ответов, обратимся к исследованию. Прочитайте текст и выполните задания.

Задание – инструкция № 1

Прочитайте текст и заполните таблицу 1.

Таблица 1.

Характеристика тяжелых металлов

Тяжелые металлы

Характеристика по Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева

Влияние на организм

Кадмий

Свинец

Ртуть

Задание – инструкция № 2

Прочитайте текст и заполните таблицу 2.

Таблица 2.

Характеристика загрязнений окружающей среды

№ п/п

Характеристика загрязнения

Определение понятия

Пример

1

Виды загрязнения

2

Объекты загрязнения

3

Жертвы загрязнения

4

Источники загрязнения

5

Загрязнители

Задание – инструкция № 3

Выполните лабораторную работу по теме «Определение запаха воды»

Цель лабораторной работы: овладеть навыками проведения химического опыта, подтверждающего определение запаха и интенсивности воды природного происхождения.

Оборудование и реактивы: коническая колба на 250 мл, предметное стекло, водяная баня, вода озерного или речного происхождения.

Инструктаж по технике безопасности                                                                      3

  1. Разместите оборудование таким образом, чтобы исключить его падение или опрокидывание.
  2. Во время работы категорически запрещается пробовать вещества на вкус.
  3. По окончании работы приведите в порядок свое рабочее место, сдайте оборудование и реактивы, выданные в лотке.

Порядок выполнения опыта

  1. Нагрейте воду на водяной бане до температуры 200С.
  2. Налейте подогретую воду в колбу, закройте стеклом и встряхните вертикальным движением.
  3. Сдвиньте стекло и определите характер и интенсивность запаха.
  4. Нагрейте эту же колбу, закрытую стеклом, на водяной бане до 600С, затем хорошо перемешайте, не открывая.
  5. Сдвиньте стекло и определите характер и интенсивность запаха.
  6. Все результаты и происходящие изменения оформите в таблицу 3.

Таблица 3.

Интенсивность запаха воды

Количество баллов

Характеристика интенсивности

Качественная характеристика.

Появление запаха

0

запаха нет

отсутствует запах

1

очень слабый

запах, не поддается обнаружению, но может быть обнаружен в химической лаборатории

2

слабый

запах не привлекает внимания, но обнаруживается

3

заметный

запах легко обнаруживается

4

отчетливый

запах легко обращает на себя внимание; вода непригодная

5

очень сильный

Очень сильный запах; вода непригодная

ТРЕНИНГОВЫЙ КЕЙС

Выполните тест.

1. Способность организма накапливать химические вещества из окружающей среды

1) биоаккумуляция

2) биоконцентрация

3) биоконцентрирование

4) концентрация

2. ПДК – это

1) аббревиатура пестицида

2) сокращенное название поверхностно-активных веществ

3) концентрация вещества, не оказывающая вредного влияния на объекты биосферы

3. Химические вещества с большой относительной атомной массой

1) ПАВ

2) тяжёлые металлы

3) пестициды

4) аэрозоли

4. Тяжёлые металлы:

1) свинец, ртуть, кадмий

2) кислород, водород, углерод

3) натрий, алюминий, железо

4) радий, цезий

5. Поллютанты, как загрязнители окружающей природной среды, относятся к:

а) физическим загрязнениям

б) химическим загрязнениям

в) биологическим загрязнениям

г) механическим загрязнениям



Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (КЕЙС-ЗАДАНИЯ)

по теме «Поллютанты – нарушители природной химической коммуникации»

  1. Назначение практической работы (кейс-задания)   оценить уровень достижения планируемых результатов
  2. Планируемые результаты

Обучающийся научится:

– объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;

– осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;

– понимать взаимосвязь экологического вреда и оценивать последствия физического, химического и биологического загрязнения окружающей среды;

– оценивать опасность отходов для окружающей среды и предлагать способы сокращения и утилизации отходов в конкретных ситуациях.

Обучающийся получит возможность научиться: 

– устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний;

–        прогнозировать экологические последствия деятельности человека в конкретной экологической ситуации;

–        моделировать поля концентрации загрязняющих веществ производственных и бытовых объектов.

  1. Документы, определяющие содержание практической работы

Содержание практической работы определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»).

4.        Критерии оценивания практической работы

Разрабатывая критерии к кейсу необходимо учитывать соответствие проблематики кейса содержанию и дидактическим целям курса; определение предметного содержания, на которое опирается кейс; достаточный уровень знаний обучающихся в предметной области (таблица 1 и 2). 

Таблица 1.

Критерии оценивания решения кейсов по пятибалльной системе

Оценка

Критерии оценки

«5»

отлично

– задание решено правильно, дается развернутое пояснение и обоснование

– демонстрация теоретических знаний и свободное владение научной терминологией

– проявление творческих способностей при разборе предложенного задания

– умение анализировать, обоснование своего мнения, свободное проведение аналогии

«4»

хорошо

– задание решено правильно

– дается пояснение и обоснование демонстрация теоретических знаний

– свободное владение научной терминологией

– умение анализировать допущение неточностей при использовании научной терминологией

«3»

удовлетворительно

– задание решено правильно

– пояснение и обоснование только с помощью учителя

– ограниченные теоретические знания

– допущение существенных ошибок при установлении логических взаимосвязей

– допущение ошибок при использовании научной терминологии

«2»

неудовлетворительно

– задание не решено

– неспособность к построению самостоятельных заключений

– слабые теоретические знания

– не умение пользоваться научной терминологией

Таблица 2.

Критерии оценивания ответов решения кейса

по дихотомической системе (зачет/незачет)

Оценка

Критерии оценки

зачет

– демонстрация достаточных, допустимо поверхностных знаний в рамках изучаемой темы

– логически правильно выстроенный ответ, допустимость некоторых погрешностей и неточностей, легко исправляемых самим учащимся

– владение научной терминологией

– умение анализировать, допуская незначительные ошибки

– раскрытие ответа при наводящих вопросах

незачет

–отсутствие знаний

– не выполнение практического задания

– демонстрация фрагментарных знаний в рамках изучаемой темы

– отсутствие логики и взаимосвязи между понятиями, теорией, явлениями

– не умение пользоваться научной терминологией

–допущение грубых логических ошибок, не умение исправить самостоятельно

  1. Продолжительность практической работы

Примерное время на выполнение кейс-задания составляет:

  • работа с кейсом – 25 мин;
  • участие в дискуссии –15 мин;
  • подведение итога работы – 5 мин.

На выполнение всей практической работы отводится 45 минут.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: