Игры на развитие творческого воображения детей 3, 4 лет

Несмачная Екатерина Викторовна

Облака, белогривые лошадки...

Игра развивает творческое воображение, целостное восприятие.

◈ Как играть: понаблюдайте за облаками. На что они похожи? Какие они? Веселые, грустные? Почему? Фантазируйте вместе с ребенком. Поощряйте его.

◈ Закрепляем: нарисуйте облако и спросите ребенка, на что оно похоже. На лошадку? Тогда дорисуйте хвост. На зайчика? Дорисуйте ушки.

Вспомните песенку «Облака, белогривые лошадки...». А может, облака похожи на сказочную птицу? Животное?

◈ Усложняем: сочините сказку про облако. Запишите ее.  

Кляксография Игра на разбитие творческого воображения и целостного восприятия

Необходимый инвентарь: краски, кисть, бумага.

◈ Как играем: на середину листа поставьте кляксу любого цвета (или нескольких цветов). Согните лист пополам, кляксой внутрь. Разверните его. Получаются чудесные картинки. Просушите лист. На что это похоже?

Дорисуйте детали.   Кругольники

Необходимый инвентарь: нарисованные на ватмане круги, квадраты, треугольники.

◈ Как играем: предложите ребенку дорисовать детали. Например, к кругу — длинные уши, усы, глаза, нос, зубы; получился зайчик! К квадрату стрелки — получаются часы. К треугольнику хвостик — веселая морковка.

Закрепляем: рисуйте вместе с ребенком. Вариантов много (круг — мяч, шар, яблоко, сказочная птица и т. д.). Повесьте рисунок на видное место.

  «Угадайте, кто я»

◈ Как играем: «Кто я? Что я?» — спрашиваете вы у ребенка и изображаете (жестами, мимикой, звуками) поезд, машину, чайник, собаку, медведя, самолет и т. д.

◈ Меняйтесь ролями. В такую игру можно играть долго.

◈ Усложняем: как показать, например, ветер, дерево, радость? А крадущуюся за петухом лису, плачущего зайца?  

Превращалка

Необходимый инвентарь: предметы без четкого назначения — палочка, брусочек, камешек, кубик, картонка и т. п

◈ Как играем: покажите палочку и спросите ребенка, чем она может быть? (Градусником для куклы, карандашом, ложкой.) Придумывайте вместе. Чем больше вариантов, тем лучше.

◈ Закрепляем: задайте противоположный вопрос: «Какие предметы можно использовать вместо ложки для супа? Вместо машинки?».

Радостные рисунки

Необходимый инвентарь: ватман, альбом, краски, кисть, вода.

◈ Как играем: скажите ребенку, что сегодня будете рисовать радость. Побеседуйте о том, когда и отчего бывают радостными дети, взрослые. Например: «Ну а мы всем детским садом любим плитку шоколада...» или «Любит зайчик морковку, кузнечик подковку, мишка медок, белочка грибок...».

◈ Спросите, когда ребенок бывает рад? Предложите нарисовать радость. Если он затрудняется, помогите. Например, ребенок любит смотреть мультипликационные фильмы — помогите ему нарисовать их сюжет. Или он может нарисовать улыбающееся лицо, лето, игрушку, маму с папой и т. д

. ◈ Закрепляем: важно, чтобы сначала ребенок рисовал то, что доставляет радость в его представлении. В дальнейшем — то, что может радовать не только людей, но и животных и т. д.

◈ Усложняем: а когда море бывает радостным? [Когда светит солнце, летают бабочки, лодки в море...) А лес? СКогда в лесу много ягод, грибов.) А может, лес радуется зиме? Там тихо, все укрыто снегом. А чайник? (Когда в нем кипятят чай.) И т. д.

  Кто кем будет? Игра развивает творческое воображение и мышление

◈ Как играем: спросите у ребенка, кем будет (чем будет): яйцо, цыпленок, мальчик, кирпич, желудь, семечко, икринка, мука, больной, слабый?.. Желательно, чтобы ребенок дал несколько вариантов ответов. Например, из яйца может быть — птенец, крокодил, змея, яичница... А может, сказочная птица, динозавр? Зарисуйте ваши ответы и сделайте выставку рисунков.

◈ Закрепляем: в эту игру можно играть каждый день и везде (на улице, в дороге...).

Можно выбрать другой вариант игры «Кем был (чем был) раньше — цыпленок, дом (кирпич), яблоня (семечко)»?..

◈ Усложняем: в дальнейшем берите для игры качества предметов, их материал, их развитие, черты характера. Например, кем были (чем были) ваза, шарик, дядя?..   Разговорчивые рисунки Игра развивает связную речь, творческое воображение. Необходимый инвентарь: игрушки (сюжетные).

◈ Как играем: для начала можно взять любимые игрушки. Что может рассказать о себе кукла? Зайчик? Например, зайчик любит играть в лесу с другими зайчиками. Они любят играть в прятки, в мяч. А может, один зайчик потерялся? Как его искали? А может, его хотел обидеть волк? Как его спасли другие зайчики?

◈ Сначала ребенку нужно обязательно помочь при составлении рассказа наводящими вопросами, фразами.

◈ Усложняем: можно взять несколько игрушек, использовать в построении сюжета волшебные предметы (волшебную палочку, волшебный клубок, колпачок) или волшебные превращения.  

«Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем» Игра учит называть действия словами, развивает творческое воображение, тренирует сообразительность

◈ Как играем: взрослый показывает ребенку любое действие (пилит дрова, играет на дудочке, рисует и т. д.), а ребенок отгадывает. Неважно, если он назовет не то, что вы загадали, — главное, чтобы его ответ был похож на ваши действия.

◈ Закрепляем: пусть ребенок сам показывает действия, а вы отгадываете.

◈ Если свои действия он будет сопровождать мимикой, еще лучше. ◈ Усложняем: можно показать не одно действие, а несколько (например, пьет чай, а затем моет посуду). В эту игру можно играть часто, она нравится детям. Играть можно во дворе и даже в очереди в поликлинике (ведь вы не издаете ни звука).