Французский язык. Вводный курс.
МОДУЛЬ 1
Для начала поговорим о том, почему не стоит пренебрегать и всё же выучить французский алфавит.
- Не зная названий букв, вы не сможете читать сокращения, которые во французском языке встречаются, намного чаще, чем в русском.
- А как вам такая ситуация, вы находитесь в официальном учреждении, и служащий просит вас уточнить написание вашей фамилии и назвать её по буквам. В этой ситуации знание алфавита окажет вам неоценимую услугу.
- В случае если вы не будете знать написания, какого-нибудь слова и обратитесь к знакомому иностранцу за помощью, он продиктует вам это слово по буквам.
- И последнее, пожалуй, самое важное. Знать французский алфавит нужно обязательно, так как это поможет вам, более успешно освоить фонетику и орфографию французского языка.
Французский алфавит состоит из 26 букв взятых из латинского языка ( из них только 6 гласных) и визуально похож на английский. Но схожесть французского и английского алфавита лишь визуальна, и в дальнейшем их дороги широко расходятся.
Правила французской орфографии требуют использования дополнительных диакритических знаков₁ совместно с некоторыми буквами французского алфавита, а также лигатур₂, чего мы не наблюдаем в английском. Да и произношение букв французского алфавита в корне отличается. Для того, чтобы правильно произнести названия букв используйте аудио файл.
₁ Диакритические знаки
Диакритический знак - это надстрочный, подстрочный или внутристрочный знак, применяемый для изменения или уточнения значения других знаков, обозначающих звуки.
Во французском языке используются 5 диакритических знаков:
1. accent aigu: é - самый частый диакритический знак французского языка, но ставится только над одной буквой « е »;
2. accent grave: è, à, ù - над последними двумя не влияет на качество звука и играет лишь смыслоразличительную роль;
3. accent circonflexe: ê, â, ô, î, û - в первых трех случаях влияет на произношение гласных, в последних двух пишется по традиции вместо исчезнувших в ходе исторического развития языка букв;
4. tréma: ë, ï, ü, ÿ - показывает, что в данном случае не происходит образования дифтонга или другого звука;
5. cédille: ç - ставится только под « с », показывает, что буква читается как [s] независимо от следующей за ней буквы.
₂ Лигатура - это знак, образованный путем слияния двух и более графем.
Две лигатуры употребляются во французском языке: œ и æ. Они являются диграфами, т.е. передают один звук, а на письме состоят из двух графем.
Латинская буква | Французское название буквы |
Русское соответствие
|
A a | [ɑ] | |
B b | [be] | |
C c | [se] | |
D d | [de] | |
E e | [œ] | ё ( лён ) |
F f | [ɛf] | |
G g | [ʒe] | |
H h | [aʃ] | |
I i | [i] | |
J j | [ʒi] | |
K k | [kɑ] | |
L l | [ɛl] | |
M m | [ɛm] | |
N n | [ɛn] | |
O o | [o] | |
P p | [pe] | |
Q q | [ky] | |
R r | [ɛʁ] | |
S s | [ɛs] | |
T t | [te] | |
U u | [y] | ю ( жюри ) |
V v | [ve] | |
W w | [dubləve] | дубль - вэ |
X x | [iks] | |
Y y | [igʁɛk] | |
Z z | [zɛd] |
Упражнения
№ 1. Назовите пропущенные буквы :
A B ... D ... F G H ... J K ... M ... ... P Q R … T … V … X … Z
№ 2. Поставьте буквы в алфавитном порядке:
a. d – m - g – v – s
b. z – i – b – t – h
c. l – c – q – j – x
d. f – n – e – u – p
e. w – y – k – r – o
№ 3. Назовите букву, которая предшествует и следует за данной:
1. H 2. Q 3. F 4. X 5. I 6. O 7. U 8. L
Упражнения для контроля умения правильно графически и каллиграфически воспрозводить буквы французского алфавита.
Вариант № 1
№ 1. Спишите буквы, поставив их в алфавитном порядке.
Ll Xx Gg Pp Bb Vv Hh Qq Kk Aa Tt Uu Jj
№ 2. Напишите пару маленькой букве.
c - ............. i - .............. r - ............. y - .............
f - ............. m - ............. s - ............. n - ...............
№ 3. Спишите имена, расставив их в алфавитном порядке.
Sandrine, Odile, Marie, François, Nicolas, René, Claire, Yves, Evelyne, Irène, Zoé, Dorothée
Вариант № 2
№ 1. Спишите буквы, поставив их в алфавитном порядке.
Ww Ee Nn Rr Dd Yy Oo Ss Ff Zz Mm Ii Cc
№ 2. Напишите пару маленькой букве.
b - ............. q - .............. h - ............. k - .............
l - ............. g - ............. j - ............. t - ...............
№ 3. Спишите имена, расставив их в алфавитном порядке.
Théophile, Aline, Gilbert, Lucie, Victor, Basile, Xavier, Quentin, Julie, Philippe, Hercule, Ursule
ГРАММАТИКА
ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ГЛАГОЛА
Во французском языке есть 3 типа спряжения глагола. Тип спряжения глагола определяется по окончанию глагола
в неопределённой форме (глаголы в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать? или что сделать?
- I тип спряжения – глаголы заканчиваются на - er [e] все кроме aller
- II тип спряжения - глаголы заканчиваются на - ir
- III тип спряжения – глаголы заканчиваются на - ir, re, oir
№ 1. Определите тип спряжения глагола I или III:
admirer, adorer, aider, aimer, aller, arriver, bavarder, bricoler, coller, connaitre, dire, donner, dormir, faire, habiter, jardiner, lire, naitre,
noter, parler, partir, patiner, placer, plaire, raconter, rire, siffler, sortir, suffire, taper, visiter, vivre
ЛИЧНЫЕ безударные местоимения
Личные местоимения – служебная часть речи, указывает на лицо, которое совершает действие, стоит всегда перед глаголом, изменяется по лицам и числам, в 3м лице по родам: