Технологическая карта урока "Религия древних египтян"
Технологическая карта урока (учитель Баскова Н.Н.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока "Религия древних египтян. | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока (учитель Баскова Н.Н.)
Тема урока | Религия древних египтян |
Предмет | история |
Класс | 5 |
Цель урока | Познакомить учащихся с религиозными верованиями древних египтян, зародившимися еще в первобытные времена. Продолжить формирование умений анализировать исторические факты, формировать не сложные выводы, пересказывать содержание текста учебника. |
Задачи урока | 1. Способствовать созданию благоприятного психо - эмоционального климата на уроке; 2. Систематизировать полученные данные; 3. Закрепить фактологические знания учащихся; 4. Воспитывать дисциплинированность учащихся |
Тип урока | Изложение нового материала |
Методы обучения | Иллюстративно-словесный, наглядный, практический |
Формы работы | Фронтальная (активное слушание, фронтальный опрос) Индивидуальная Работа в парах |
Предметные результаты | Научатся: формировать представление о религии древних египтян. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения |
Личностные результаты | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания |
Метапредметные результаты | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий |
Основное содержание темы, понятия и термины | Миф – представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов. Религия – одна из форм отражения действительности в фантастических образах, представлениях, понятиях. Главным, определяющим признаком религии является вера в реальность сверхъестественного. Жрец – служитель богам у древних египтян. Фараон – правитель древнего Египта. |
Образовательные ресурсы | Учебник. Всеобщая история Древнего мира 5 класс, А.А. Вигасин, Г.И. Годер. Мультимедийное оборудование (проектор, компьютер) Презентация к уроку Дидактический материал к уроку. |
Организационная структура урока
Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Комментарии | |
I Организационный момент (1 минута) | ||||
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Приветствует учащихся Проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих в классе | Приветствуют учителя Организуют свое рабочее место | Личностные: проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности | |
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Военные походы фараонов». (6 минут) | ||||
Показать актуальность изучаемого материала, активизировать мыслительную деятельность учащихся Организация взаимопроверки | Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходили военные походы фараонов Древнего Египта?». Карточка Для этого вспомни: v Для чего фараоны Египта организовывали военные походы? v Как было вооружено войско фараона? v Как выглядели боевые колесницы? v Что привозили из походов их участники? v Каковы были результаты походов для фараона, военачальника и рядовых воинов? Сделай вывод. Сейчас выполним работу. Работа в парах. Письменно на листочках. - Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в правом или левом столбиках пропущенные строки. | Выдвигают варианты ответов, аргументируют свои позиции Выполняют самостоятельную работу по инструкции Демонстрируют знания по теме Проводят поиск необходимой информации в учебнике Выполняют задание «Найди лишнее утверждение» | Познавательные: закрепление и углубление знаний полученных на предыдущих уроках Коммуникативные: умение отвечать на вопросы и слушать ответы товарищей Регулятивные: умение принимать учебную задачу, сформулированную учителем; умение оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку других | |
III Формулировка темы урока, постановка учебной задачи (5 минут) | ||||
Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. Этап актуализации субъектного опыта | Итак, мы выяснили, что военные походы фараонов обогащали их и их ближайшее окружение. Фараоны становились могущественнее и сильнее. Известно, что в Египте в усыпальницу фараона клали статую его хозяина, высеченную из камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг. На стенах гробниц художники изображали хозяйство господина. О чем свидетельствуют такие погребения? Какие выводы можно сделать на основе этих данных? Главный вывод: у древних египтян существовала вера в загробную жизнь, а значит, были религиозные верования. Постановка проблемы Сегодня мы поговорим о духовной жизни древнеегипетского общества, где главную роль играла религия. Египетская религия и мир египетских богов – это лабиринт загадок. Согласно Геродоту, «…египтяне – самые богобоязненные из всех людей…». Он обнаружил, что у них самое большое число богов, самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов. Сегодня на уроке мы должны с вами решить проблему: какую роль в жизни египтян играли религиозные верования? | Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы Формулируют тему урока Отвечают на поставленные вопросы. | Предметные: умение строить высказывания Личностные: устойчивый познавательный интерес и становление смысл образующей функции познавательного мотива Регулятивные: умение находить ответы на вопросы в энциклопедическом материале | |
IV Физкультурная минутка (2 минуты) | ||||
Снятие утомления и активизация познавательной деятельности учащихся на последующих этапах урока | Проведение физкультминутки Физминутка Мы гуляем по Египту (топ, топ) Мы заходим в пирамиду (Цок-цок) Открываем двери шире (вжик-вжик) Там на троне фараон (вау) А там Ра – вот это да. Поприветствуем мы Баст, голос нам она подаст (мяу-мяу) Рядом с нею Апис – бык, он рогами Вжик-вжик. Мы со всеми попрощались, бай-бай. И бегом из пирамиды мы помчались топ-топ. | Выполняют упражнения | Личностные: проявление эмоционального отношения к физкультминутке | |
V Усвоение новых знаний и способов действий (18 минут) | ||||
Способствовать развитию способности учащихся работать индивидуально и в парах, умение исследовать учебный текст, а также его анализировать. Способствовать формированию навыков поисковой деятельности, навыков владения смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию. Способствовать формированию умения проводить поиск необходимой информации и преобразовывать ее графическим способом | Рассказ учителя. Египтяне были язычниками, то есть поклонялись множеству богов. Согласно верованиям египтян, различные силы природы находились в подчинении у различных богов. Одним из важнейших божеств был бог Ра – бог солнца, который также считался хранителем фараона. Большое значение придавалось и богу подземного царства Осирису: каждый умерший переходил в подчинение к этому богу. Боги изображались в виде животных или людей с головами животных. Египетские боги и богини часто выступают в образе того или иного животного, что является пережитком первобытной эпохи, подобное представление о богах очень удивляло греков, попадавших в Древний Египет. Греческий историк Плутарх, объясняя почитание египтянами бегемота и крокодила, писал, что они испытывали страх перед этим животным. Современные исследования доказали, что почитание животных у всех народов древнее, чем почитание богов в образе человека. Таким образом, египетская религия сохранила черты глубочайшей древности.
2. Работа с текстом учебника. - Прочитайте п.2 §10 (стр. 49-50) учебника. - Выясните, какие боги существовали у древних египтян? - Заполните таблицу в тетрадях. Выпоните задание № 32, 1 Продолжим работу с учебником (стр. 53-54). Познакомимся с мифом об Осирисе и Исиде. После чего вы должны ответить на вопрос: «Какое явление природы получило отражение в этом мифе?» Выпоните задание № 32, 2 Решение задачи. Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считали, если фараон позволил поцеловать свою сандалию. - О чем свидетельствуют эти факты? Какая связь существуют между религией и государственной властью? Сегодня на уроке мы с Вами познакомились с религиозными верованиями Древних Египтян. Давайте вспомним проблему, которая была поставлена в начале нашего. А именно: «Какую роль в жизни египтян играли религиозные верования?» Давайте так же ответим с вами на ряд вопросов: -Фараон считался сыном бога? -В честь кого возводились храмы? -В качестве кого фараон совершал религиозные обряды? -Существовала ли связь между фараоном и жрецами? -Наличие одного или множество богов? -Что играло главенствующую роль в жизни египтян? -Молодцы! | Отвечают на поставленные вопросы Проводят поиск необходимой информации в учебнике Зачитывают полученный текст Обобщают знания о деятельности человека. Проводят поиск необходимой информации в учебнике для решения проблемного вопроса (Египтяне верили, что фараон не просто человек, а могущественный бог, сын бога Ра. Солнца. Бог Солнца – царь среди богов, фараон (его сын) – царь среди людей. Между религией и государственной властью существует самая тесная связь. Религия – важнейшая опора государственной власти в Египте.) Отвечают на вопросы учителя (1. да египтяне считали его богом на земле. 2. храмы возводились в честь множества богов. 3. фараон совершал обряды в качестве верховного жреца. 4. связь существовала, так как жрецы являлись главными помощниками фараона. 5. у египтян было множество богов. :. Религия играла главную роль в жизни древних египтян.) | Познавательные: умение читать осмысленно; умение определять основную и второстепенную информацию; умение отбирать и разносить нужную информацию Коммуникативные: умение работать в паре со сверстником; использование средств устного общения для решения коммуникативных задач Регулятивные: умение формулировать свои мысли; умение сравнивать собственное видение проблем с другими взглядами и позициями |
|
VI Подведение итогов. Рефлексия (4 минуты) | ||||
Включение нового знания в систему знаний; Организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новое знание Создание ситуации успеха | -Итак, вспомним, о чём мы с вами сегодня говорили? -Сегодня я узнал -Мне было интересно -Мне было трудно -Я доволен собой | Целостное осмысление, обобщение полученной информации | Регулятивные: уметь осуществлять познавательную рефлексию уметь обобщать и делать выводы Коммуникативные: уметь полно и точно выражать свою мысль | |
VII Информация о домашнем задании (3 минуты) | ||||
Сообщение учащимся дифференцированного домашнего задания, определение и разъяснение критериев успешности его выполнения | -Ребята, домашнее задание каждый выберет для себя сам. Вам предлагаются задания, выполнив которые вы можете получить «3», «4», «5» На «3» Прочитать текст параг.10 и подготовить пересказ прочитанного. На «4» Прочитать текст параграфа 10 и ответить на 1-3 вопросы письменно. 3) На «5» Составить кроссворд по теме «Боги Древнего Египта» | Воспринимают задание, уточняют Выбирают домашнее задание | Регулятивные: уметь принимать цель, содержание и способы выполнения домашнего задания | |
VIII Выставление отметок (1 минута) | ||||
Мотивация к дальнейшему обучению | Выставление отметок учащимся | Личностные: проявление эмоционального отношения к отметке |