Главные вкладки
Программа "Физкультурно-спортивной направленности «Пауэрлифтинг»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Физкультурно-спортивной направленности «Пауэрлифтинг»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа | 45.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Озерная средняя школа № 9
Принята на заседании Педагогического совета Протокол № 19 от 31.10.2023г. | Утверждена: И.о.директора МБОУ Озерная СШ № 9 __________О.Б.Колмагорова Приказ от 16.11.2023г. № 158 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Физкультурно-спортивной направленности «Пауэрлифтинг»
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 13-17 лет
Автор-составитель:
Старшов Владимир Александрович
с. Черное Озеро, 2023г.
- Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Пауэрлифтинг» (далее – Программа) разработана на основе:
-Закона от 29.12.2012. №273-ФЗ; «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) п.9 ст.2
-Приказа Минпросвещения России от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 31.03.22 г. №678-р;
-Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020. №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
-Устава МБОУ Озерная СШ № 9 от 08.12.2016года;
-Положения о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБОУ Озерная СШ № 9 от 23.01.2024года;
-Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», постановления Правительства Республики Хакасия от 13.03.2020 г. №102 «О введении на территории Республики Хакасия режима повышенной готовности и реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».
Направленность данной программы – физкультурно-спортивная.
Уровень освоения Программы – стартовый
Возраст обучающихся, на который рассчитана данная программа от 13 до 17 лет, не имеющих медицинских противопоказаний для занятий спортом и физическим нагрузкам. Занятия могут посещать как мальчики, так и девочки. Минимальная наполняемость группы - 10 человек.
Программа реализуется в течение 1 года .
Объем Программы 4,5 часа в неделю, 234 часа в год.
Режим занятий – 3 тренировки в неделю по 1,5 часа в тренажерном зале
МБОУ Озерная СШ №9.
Формы обучения – очная форма.
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Программа направлена на:
- создание условий для физического образования, воспитания и развития детей;
- формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта;
- подготовку к освоению этапов спортивной подготовки;
- организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.
Формы организации образовательного процесса– групповые, индивидуальные.
Виды практических занятий: учебно-тренировочные занятия; соревнования.
Все элементы учебного материала логически связаны между собой и распределены по принципу от простого к сложному. Учебный материал выдается дозировано, с показом действий, многократным повторением.
- Цель и задачи программы
Цель программы является организация образовательно-воспитательного процесса, направленного на оздоровление, физическое развитие подростков и молодёжи, формирование у них мотивации к здоровому образу жизни и устойчивого интереса к физической культуре. Для достижения такой цели предполагается решение следующих задач:
Задачи программы: Обучающие:
- укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма детей;
- овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений и освоение техники подвижных игр;
- удовлетворить естественную потребность организма в движении и формирование стойкого интереса к занятиям спортом.
Развивающие:
- совершенствовать гигиеническое обучение и воспитание младших школьников, формирование норм и навыков ЗОЖ, обучение ОФП и пауэрлифтингу в условиях учебно-тренировочного занятия детей 13-17 лет;
- развитие и совершенствование физических качеств, освоение навыков техники безопасности и поведения в экстремальной ситуации.
Воспитательные:
- достижение физического совершенствования, высокого уровня здоровья и рабо- тоспособности, необходимых для подготовки к общественно полезной деятельности;
- воспитание трудолюбия.
- Учебный план
№ п\п | Название раздела | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Теоретическая подготовка | 9 | 9 | Устное тестирование | |
2 | Общая физическая подготовка | 104 | - | 104 | Контрольные испытания |
3 | Специальная физическая подготовка | 47 | - | 47 | Контрольные испытания |
4 | Избранный вид спорта | 60 | - | 60 | Контрольные испытания |
5 | Другие виды спорта и подвижные игры | 10 | - | 10 | Контрольные испытания |
6 | Участие в соревнованиях, в показательных выступлениях | 4 | 4 | Промежуточный, итоговый контроль | |
Итого за год | 234 | 9 | 225 |
Содержание программы
Теоретическая подготовка.
- Физическая культура и спорт в России
Физическая культура – составная часть культуры, одно из средств воспитания, укрепления здоровья, всестороннего развития людей. Значение физической куль- туры для подготовки людей к трудовой деятельности и защите Родины.
- Развитие пауэрлифтинга в России.
Характеристика пауэрлифтинга, его значение и место в системе физического воспитания. Возникновение пауэрлифтинга и его развитие в России.
- Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Спортивный инвентарь, одежда и обувь. Терминология первичных элементов техники пауэрлифтинга.
- Гигиенические знания и навыки, закаливание. Режим питания спортсмена. Личная гигиена: уход за кожей, волосами, ногтями, полостью рта. Вред курения.
Общий режим дня спортсмена. Значение правильного режима дня. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух, вода) в целях закаливания организма.
- Травматизм в спорте и его профилактика. Травмы и их причины.
Общая физическая подготовка.
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) являются составной частью каждого занятия по физической подготовке. Упражнения состоят из всевозможных доступных для обучающихся движений рук, ног, туловища и их различных сочетаний, выполняются на месте и в движении, с предметами, индивидуально или с партнёром. Включаются в подготовительную часть тренировочного занятия. Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений, на месте и в движении, по кругу или по периметру площадки, сгибание и разгибание рук, вращение в плечевых, локтевых и запястных суставах. Махи, отведение и приведение, рывки назад, в сторону. Упражнения для ног. Сгибание и разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах; приведения, отведения и махи вперед, назад и в сторону, выпады с пружинистыми покачиваниями; вращение в тазобедренном суставе ноги, согнутой в коленном суставе; приседания; прыжки из различных исходных положений. Упражнения для шеи и туловища. Повороты, наклоны, вращения головы. Наклоны туловища, круговые вращения и повороты туловища. Из положения лежа на спине поднимание ног с доставанием стопами головы. Из положения сидя упор кистями рук сзади – поднимание ног с выполнением скрестных движений. Из исходного положения (основная стойка) перейти в упор сидя, затем в упор лежа, обратно в упор лежа и переход в положение основной стойки.
Упражнения для развития силы:
- сгибание и разгибание рук из упора лёжа;
- упражнения с набивными мячами;
- преодоление сопротивления партнёра в статических и динамических режимах;
- висы, подтягивание в висе;
- приседания на одной и двух ногах;
- упражнения из других видов спорта: гребля, езда на велосипеде.
Одновременно с воспитанием силы необходимо вырабатывать у юных спортсменов способность расслаблять мышцы после их напряжения. Силовые упражнения нужно дополнять упражнениями, активизирующими дыхание и кровообращение.
Упражнения для развития координационных качеств:
- акробатические упражнения: кувырки вперед и назад, в стороны, перевороты;
- упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне;
- выполнение относительно координационно-сложных упражнений с разной направленностью и частотой движения рук и ног;
- подвижные игры и игровые упражнения, в которых игроку приходится быстро перестраиваться из-за внезапно меняющихся игровых ситуаций.
Упражнения для развития гибкости:
- общеразвивающие упражнения с большой амплитудой движения: отведение рук, ног, наклоны, прогибы, повороты.
Эти упражнения можно выполнять с небольшими отягощениями, в виде набивных мячей, гимнастической палки, гантели и др. Для повышения эффективности развития гибкости полезно выполнять упражнения с помощью партнера, который помогает увеличить амплитуду движения, уменьшить или увеличить суставные углы.
Другие виды спорта и подвижные игры
Бег – один из распространенных и доступнейших видов физических упражнений – служит прекрасным средством развития быстроты, силы и других важных качеств. Вовлекая в работу многие мышечные группы, бег вызывает усиление деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и всего организма в целом, представляет возможность, варьируя различными дистанциями, добиваться более высоких уровней быстроты и выносливости.
Бег с места, ускорения с ходу по травянистым склонам вниз, вверх и по песчаному грунту. Бесконечное разнообразие беговых упражнений делает бег одним из основных средств ОФП.
Прыжки и подскоки совершенствуют координацию движений, функции вестибулярного аппарата, улучшают ориентировку в пространстве.
Гимнастика успешно развивает координацию движений, силу, ловкость и быстроту.
Спортивные игры – разнообразные и быстрые действия в условиях постоянно меняющейся обстановки – развивают быстроту, ловкость, выносливость и тактическое мышление. Они эмоциональны, вызывают интерес у занимающихся, дают возможность мобилизовать усилия занимающихся без особого волевого напряжения, разнообразно и интересно проводить тренировки. В играх присутствует элемент соревнования, стремление к победе, что, бесспорно, ценно и необходимо любому спортсмену.
Занятия по спортивным и подвижным играм направлены на развитие быстроты, ловкости, общей и скоростной выносливости, пространственной ориентировки; на формирование навыков в коллективных действиях, воспитание настойчивости, решительности, инициативы и находчивости; поддержание умственной и физической работоспособности; снятие эмоционального напряжения.
- Планируемые результаты
Обучающиеся, освоившие программу приобретут следующие предметные, личностные и метапредметные результаты:
Личностные | Метапредметные | Предметные |
проявляют трудолюбие, интерес к занятиям спортом; -понимают ценность здорового образа жизни. | Познавательные: -умеют делать выводы на основе обобщения полученных знаний, фиксировать результат и применять полученные знания в практической деятельности, устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости. Регулятивные: Развиты умения:
-адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность . Коммуникативные: -проявляют чувство коллективизма и ответственность друг за друга; -развиты навыки выполнения коллективных задач. | -знать основные вехи истории данного вида спорта; -освоить основы техники по виду спорта «пауэрлифтинг»; -знать основные виды профилактики заболеваний и травм при занятиях спортом, правила техники безопасности, правила личной гигиены при занятиях физической культурой и спортом. |
- Формы контроля
В течение учебного года тренер-преподаватель организует и проводит контроль знаний, умений и навыков учащихся.
Промежуточный контроль осуществляется в форме соревнований внутри спортивных групп, выполнения упражнений, тестирования, данный контроль проводится в декабре месяце.
Итоговая контроль: сдача контрольных нормативов по ОФП и СФП, проводится в соревновательной обстановке в мае месяце.
Комплексный контроль включает:
- педагогические наблюдения за поведением обучающихся в коллективе, во время занятий, соревнований;
- определение уровня теоретических знаний в ходе бесед, занятий по тактике и в процессе выполнения специальных заданий;
- метод экспертных оценок – определение уровня подготовленности ребят на данном этапе соревнований и тренировок;
- исследование психомоторных функций – определение и анализ наиболее важ ных показателей, характеризующих быстроту и точность движений.
- Оценочные материалы
Нормативы по общей физической подготовки
Для учащихся 13-17 лет
№ | Контрольные упражнения (развиваемое физическое качество) | Ед. измерения | Уровень оценки, баллы | Результат |
Бег 30 метров (быстрота) | Сек. | 5 4 3 | 4,4 4,5 5,0 | |
Прыжок в длину с места (скоростно- силовые качества) | См. | 5 4 3 | 236 221 206 | |
Подтягивание из виса (сила) | раз | 5 4 3 | 8 6 4 | |
Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы стоя (сила) | см | 5 4 3 | 1400 1300 1250 | |
Челночный бег 3 х 10 м (координация) | сек | 5 4 3 | 6,8 6,9 7,4 | |
Непрерывный бег (выносливость) | м | зачет | 1000 | |
Вис с согнутыми руками на перекладине (выносливость) | сек | 5 4 3 | Более 14 12 10 | |
Сила кисти правая/левая руки (выставляется средняя оценка) | кг | 5 4 3 | 50/6 38/36 32/30 | |
Поднимание туловища из и.п. лёжа на спине за 1 мин. | раз | 5 4 3 | 50 45 38 | |
Сгибания и разгибание рук в упоре лежа | раз | 5 4 3 | 25 17 10 | |
Становая тяга. Вес штанги в % отношении от собственного веса | % | 5 4 3 | 160% 150% 130% | |
Жим лежа. Хват по желанию. Вес штанги равен 60% собственного веса | раз | 5 4 3 | 16 10 8 | |
Приседания со штангой на плечах. Вес штанги равен: собственный вес + -кг | раз | 5 4 3 | собственный вес + 30 кг собственный вес + 15кг собственный вес + 5кг |
Оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для осуществления спортивной подготовки
N п/п | Наименование оборудования, спортивного инвентаря | Единица измерения | Количество изделий |
1 | Стойки для приседания со штангой | штук | 1 |
2 | Штанга для пауэрлифтинга с замками | комплект | 1 |
3 | Гантели переменного веса | пар | 1 |
4 | Гантели массивные | пар | 2 |
5 | Гири спортивные | комплект | 1 |
6 | Мат гимнастический | штук | 2 |
7 | Перекладина гимнастическая пристенная | штук | 1 |
8 | Скамейка гимнастическая | штук | 1 |
9 | Скамья для жима лежа | штук | 1 |
10 | Стенка гимнастическая | штук | 1 |
11 | Секундомер | штук | 1 |