Программа "Физкультурно-спортивной направленности «Пауэрлифтинг»

Баскова Наталья Николаевна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Физкультурно-спортивной направленности «Пауэрлифтинг»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа45.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Озерная средняя школа № 9

Принята на заседании

Педагогического совета

Протокол № 19 от 31.10.2023г.

Утверждена:

И.о.директора МБОУ Озерная СШ № 9

__________О.Б.Колмагорова

Приказ  от  16.11.2023г. № 158

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Физкультурно-спортивной направленности «Пауэрлифтинг»

Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся: 13-17 лет

Автор-составитель:

Старшов Владимир Александрович

с. Черное Озеро, 2023г.

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Пауэрлифтинг» (далее – Программа) разработана  на основе:

-Закона от 29.12.2012. №273-ФЗ; «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) п.9 ст.2

-Приказа Минпросвещения России от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации  осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 31.03.22 г. №678-р;

-Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020. №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

-Устава МБОУ Озерная СШ № 9 от 08.12.2016года;

-Положения о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБОУ Озерная СШ № 9 от 23.01.2024года;

-Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», постановления Правительства Республики Хакасия от 13.03.2020 г. №102 «О введении на территории Республики Хакасия режима повышенной готовности и реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».

Направленность данной программы – физкультурно-спортивная.

Уровень освоения Программы – стартовый

Возраст обучающихся, на который рассчитана данная программа от 13 до 17 лет, не имеющих медицинских противопоказаний для занятий спортом и физическим нагрузкам. Занятия могут посещать как мальчики, так и девочки. Минимальная наполняемость группы - 10 человек.

Программа реализуется в течение 1 года .

Объем Программы 4,5 часа в неделю, 234 часа в год.

Режим занятий – 3 тренировки в неделю по 1,5 часа в тренажерном зале

МБОУ Озерная СШ №9.

Формы обучения – очная форма.

Программа        учитывает        возрастные        и        индивидуальные        особенности обучающихся.

Программа направлена на:

  • создание условий для физического образования, воспитания и развития детей;
  • формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта;
  • подготовку к освоению этапов спортивной подготовки;
  • организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.

Формы организации образовательного процесса– групповые, индивидуальные.

Виды        практических        занятий:        учебно-тренировочные        занятия; соревнования.

Все элементы учебного материала логически связаны между собой и распределены по принципу от простого к сложному. Учебный материал выдается дозировано, с показом действий, многократным повторением.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы является организация образовательно-воспитательного процесса, направленного на оздоровление, физическое развитие подростков и молодёжи, формирование у них мотивации к здоровому образу жизни и устойчивого интереса к физической культуре. Для достижения такой цели предполагается решение следующих задач:

Задачи программы: Обучающие:

  • укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма детей;
  • овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений и освоение техники подвижных игр;

- удовлетворить естественную потребность организма в движении и формирование стойкого интереса к занятиям спортом.

Развивающие:

  • совершенствовать гигиеническое обучение и воспитание младших школьников, формирование норм и навыков ЗОЖ, обучение ОФП и пауэрлифтингу в условиях учебно-тренировочного занятия детей 13-17 лет;
  • развитие и совершенствование физических качеств, освоение навыков техники безопасности и поведения в экстремальной ситуации.

Воспитательные:

  • достижение физического совершенствования, высокого уровня здоровья и рабо- тоспособности, необходимых для подготовки к общественно полезной деятельности;
  • воспитание трудолюбия.

  1. Учебный план

№ п\п

Название раздела

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Теоретическая

подготовка

9

9

Устное

тестирование

2

Общая физическая

подготовка

104

-

104

Контрольные

испытания

3

Специальная физическая

подготовка

47

-

47

Контрольные

испытания

4

Избранный вид спорта

60

-

60

Контрольные испытания

5

Другие виды спорта и подвижные игры

10

-

10

Контрольные испытания

6

Участие в

соревнованиях, в

показательных выступлениях

4

4

Промежуточный, итоговый контроль

Итого за год

234

9

225

Содержание программы

Теоретическая подготовка.

  1. Физическая культура и спорт в России

Физическая культура – составная часть культуры, одно из средств воспитания, укрепления здоровья, всестороннего развития людей. Значение физической куль- туры для подготовки людей к трудовой деятельности и защите Родины.

  1. Развитие пауэрлифтинга в России.

Характеристика пауэрлифтинга, его значение и место в системе физического воспитания. Возникновение пауэрлифтинга и его развитие в России.

  1. Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Спортивный инвентарь, одежда и обувь. Терминология первичных элементов техники пауэрлифтинга.
  2. Гигиенические знания и навыки, закаливание. Режим питания спортсмена. Личная гигиена: уход за кожей, волосами, ногтями, полостью рта. Вред курения.

Общий режим дня спортсмена. Значение правильного режима дня. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух, вода) в целях закаливания организма.

  1. Травматизм в спорте и его профилактика. Травмы и их причины.

Общая физическая подготовка.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) являются составной частью каждого занятия по физической подготовке. Упражнения состоят из всевозможных доступных для обучающихся движений рук, ног, туловища и их различных сочетаний, выполняются на месте и в движении, с предметами, индивидуально или с партнёром. Включаются в подготовительную часть тренировочного занятия. Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений, на месте и в движении, по кругу или по периметру площадки, сгибание и разгибание рук, вращение в плечевых, локтевых и запястных суставах. Махи, отведение и приведение, рывки назад, в сторону. Упражнения для ног. Сгибание и разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах; приведения, отведения и махи вперед, назад и в сторону, выпады с пружинистыми покачиваниями; вращение в тазобедренном суставе ноги, согнутой в коленном суставе; приседания; прыжки из различных исходных положений. Упражнения для шеи и туловища. Повороты, наклоны, вращения головы. Наклоны туловища, круговые вращения и повороты туловища. Из положения лежа на спине поднимание ног с доставанием стопами головы. Из положения сидя упор кистями рук сзади – поднимание ног с выполнением скрестных движений. Из исходного положения (основная стойка) перейти в упор сидя, затем в упор лежа, обратно в упор лежа и переход в положение основной стойки.

Упражнения для развития силы:

  • сгибание и разгибание рук из упора лёжа;
  • упражнения с набивными мячами;
  • преодоление сопротивления партнёра в статических и динамических режимах;
  • висы, подтягивание в висе;
  • приседания на одной и двух ногах;
  • упражнения из других видов спорта: гребля, езда на велосипеде.

Одновременно с воспитанием силы необходимо вырабатывать у юных спортсменов способность расслаблять мышцы после их напряжения. Силовые упражнения нужно дополнять упражнениями, активизирующими дыхание и кровообращение.

Упражнения для развития координационных качеств:

  • акробатические упражнения: кувырки вперед и назад, в стороны, перевороты;
  • упражнения в равновесии на гимнастической скамейке, бревне;
  • выполнение относительно координационно-сложных упражнений с разной направленностью и частотой движения рук и ног;
  • подвижные игры и игровые упражнения, в которых игроку приходится быстро перестраиваться из-за внезапно меняющихся игровых ситуаций.

Упражнения для развития гибкости:

  • общеразвивающие упражнения с большой амплитудой движения: отведение рук,             ног, наклоны, прогибы, повороты.

Эти упражнения можно выполнять с небольшими отягощениями, в виде набивных мячей, гимнастической палки, гантели и др. Для повышения эффективности развития гибкости полезно выполнять упражнения с помощью партнера, который помогает увеличить амплитуду движения, уменьшить или увеличить суставные углы.

Другие виды спорта и подвижные игры

Бег – один из распространенных и доступнейших видов физических упражнений – служит прекрасным средством развития быстроты, силы и других важных качеств. Вовлекая в работу многие мышечные группы, бег вызывает усиление деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и всего организма в целом, представляет возможность, варьируя различными дистанциями, добиваться более высоких уровней быстроты и выносливости.

Бег с места, ускорения с ходу по травянистым склонам вниз, вверх и по песчаному грунту. Бесконечное разнообразие беговых упражнений делает бег одним из основных средств ОФП.

Прыжки и подскоки совершенствуют координацию движений, функции вестибулярного аппарата, улучшают ориентировку в пространстве.

Гимнастика успешно развивает координацию движений, силу, ловкость и быстроту.

Спортивные игры – разнообразные и быстрые действия в условиях постоянно меняющейся обстановки – развивают быстроту, ловкость, выносливость и тактическое мышление. Они эмоциональны, вызывают интерес у занимающихся, дают возможность мобилизовать усилия занимающихся без особого волевого напряжения, разнообразно и интересно проводить тренировки. В играх присутствует элемент соревнования, стремление к победе, что, бесспорно, ценно и необходимо любому спортсмену.

Занятия по спортивным и подвижным играм направлены на развитие быстроты, ловкости, общей и скоростной выносливости, пространственной ориентировки; на формирование навыков в коллективных действиях, воспитание настойчивости, решительности, инициативы и находчивости; поддержание умственной и физической работоспособности; снятие эмоционального напряжения.

  1. Планируемые результаты

Обучающиеся, освоившие программу приобретут следующие предметные, личностные и метапредметные результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

проявляют трудолюбие,

интерес к занятиям спортом;

-понимают

ценность здорового образа жизни.

Познавательные:

-умеют делать выводы на основе обобщения полученных знаний, фиксировать результат и применять полученные знания в практической деятельности, устанавливать простейшие взаимосвязи и взаимозависимости.

Регулятивные:

Развиты умения:

  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач.
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
  • признавать свои ошибки поведения и исправлять их.

-адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность . Коммуникативные:

-проявляют чувство коллективизма и ответственность друг за друга;

-развиты навыки выполнения коллективных задач.

-знать основные вехи истории данного вида спорта;

-освоить основы техники по виду спорта

«пауэрлифтинг»;

-знать основные виды профилактики

заболеваний и травм при занятиях спортом,

правила техники безопасности, правила личной гигиены при занятиях физической культурой и спортом.

  1. Формы контроля

В течение учебного года тренер-преподаватель организует и проводит контроль знаний, умений и навыков учащихся.

Промежуточный контроль осуществляется в форме соревнований внутри спортивных групп, выполнения упражнений, тестирования, данный контроль проводится в декабре месяце.

Итоговая контроль: сдача контрольных нормативов по ОФП и СФП, проводится в соревновательной обстановке в мае месяце.

Комплексный контроль включает:

  1. педагогические наблюдения за поведением обучающихся в коллективе, во время занятий, соревнований;
  2. определение уровня теоретических знаний в ходе бесед, занятий по тактике и в процессе выполнения специальных заданий;
  3. метод экспертных оценок – определение уровня подготовленности ребят на данном этапе соревнований и тренировок;
  4. исследование психомоторных функций – определение и анализ наиболее важ ных показателей, характеризующих быстроту и точность движений.

  1. Оценочные материалы

Нормативы по общей физической подготовки

 Для учащихся 13-17 лет

Контрольные упражнения (развиваемое физическое качество)

Ед. измерения

Уровень оценки,

баллы

Результат

Бег 30 метров (быстрота)

Сек.

5

4

3

4,4

4,5

5,0

Прыжок в длину с места (скоростно- силовые качества)

См.

5

4

3

236

221

206

Подтягивание из виса (сила)

раз

5

4

3

8

6

4

Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы стоя (сила)

см

5

4

3

1400

1300

1250

Челночный бег 3 х 10 м (координация)

сек

5

4

3

6,8

6,9

7,4

Непрерывный бег (выносливость)

м

зачет

1000

Вис с согнутыми руками на перекладине (выносливость)

сек

5

4

3

Более 14

12

10

Сила кисти правая/левая руки (выставляется средняя оценка)

кг

5

4

3

50/6

38/36

32/30

Поднимание туловища из и.п. лёжа на спине за 1 мин.

раз

5

4

3

50

45

38

Сгибания и разгибание рук в упоре лежа

раз

5

4

3

25

17

10

Становая тяга. Вес штанги в % отношении от собственного веса

%

5

4

3

160%

150%

130%

Жим лежа. Хват по желанию. Вес штанги равен 60% собственного веса

раз

5

4

3

16

10

8

Приседания со штангой на плечах.

Вес штанги равен:

собственный вес + -кг

раз

5

4

3

собственный вес

+ 30 кг

собственный вес

+ 15кг

собственный вес

+ 5кг

Оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для осуществления спортивной подготовки

N п/п

Наименование оборудования, спортивного инвентаря

Единица измерения

Количество изделий

1

Стойки для приседания со штангой

штук

1

2

Штанга для пауэрлифтинга  с замками

комплект

1

3

Гантели переменного веса

пар

1

4

Гантели массивные

пар

2

5

Гири спортивные

комплект

1

6

Мат гимнастический

штук

2

7

Перекладина гимнастическая пристенная

штук

1

8

Скамейка гимнастическая

штук

1

9

Скамья для жима лежа

штук

1

10

Стенка гимнастическая

штук

1

11

Секундомер

штук

1