Программа «Географические аспекты Древнейшей истории Земли и людей» автор Чирвон Н.А.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Географические аспекты Древнейшей истории Земли и людей»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 659.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Географические аспекты Древнейшей истории Земли и людей» туристско-краеведческой направленности разработана на основе:
-Закона «Об образовании в Российской Федерации» от29.12.2012.№273-ФЗ, (с изменениями и дополнениями), п.9 ст.2
Приказа Минпросвещения России от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 31.03.22г.№678-р;
-Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020. №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Устава МБОУ Озерная СШ №9 от 08.12.2016г
-Положения о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБОУ Озерная СШ №9, от 23.01.2024г.
-Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», постановления Правительства Республики Хакасияот13.03.2020г.№102«О введении на территории Республики Хакасия режима повышенной готовности и реализации дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций».
Уровень освоения общеобразовательной программы стартовый.
Адресат программы: программа рассчитана на обучение и воспитание детей от 14 до 17 лет, группа- 10 человек.
Срок освоения программы-1 год.
Периодичность занятий:
- количество занятий в неделю- 2 часа– 1 раз в неделю.
Направленность программы – туристско-краеведческая. Программа направлена на решение таких проблем как: повышение занятости детей в свободное от учебы в образовательном учреждении время; организация разнообразного и полноценного досуга; физическое развитие и оздоровление детей.
Цель программы: формирование личности учащихся посредством привлечения их к систематическим занятиям туризмом на основе изучения и познания родного края в туристских походах; отследить и исследовать имеющиеся археологические памятники древних культур на предмет совмещения их с особенностями геологического строения, рельефа и климата.
Задачи программы:
Обучающие
- усвоение и закрепление на практике базовых знаний техники и тактики спортивного туризма и ориентирования, основ краеведческой работы; навыки работы с планом местности, топографическими картами, выбор места для установки палатки, укомплектование рюкзака, использования веревки.
Развивающие
- интеллектуальное, эстетическое и физическое развитие в процессе освоения учебного материала; изучить рельеф и геологическое строение исследуемой территории, используя в работе оборудование: компас, бинокль.
Воспитывающие
- воспитание любви к своему краю, отечеству;
- физическое и духовное совершенствование.
Форма обучения – очная.
Организация общеобразовательной общеразвивающей деятельности.
Теоретические занятия должны проводиться с использованием наглядных материалов (спортивные и топографические карты, фотографии, отчёты о походах, тематические подборки из периодических изданий и литературных источников), новейшего туристского снаряжения и технических средств обучения (демонстрация слайдов, аудио и видеозаписей). Практические занятия проводятся преимущественно на местности, со сложным рельефом или условиями прохождения.
Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом исходя из местных условий деятельности объединения.
Планируемые результаты.
Обучающиеся должны знать:
- основные гигиенические требования к организации тренировочного процесса в спортивном зале и в полевых условиях;
- требования к организации и проведению туристских соревнований и походов, оформлению документации;
Обучающиеся должны уметь:
- применять на практике полученные знания по технике и тактике преодоления естественных и искусственных препятствий, организации туристского быта, оказанию первой медицинской помощи, владеть приемами организации страховки и само страховки при преодолении сложных участков местности, владеть основными приемами ориентирования на местности.
Учебный план.
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Основы туристкой подготовки. | 12 | 8 | 4 |
1.1 | История развития и современная организация туризма в России. Виды туризма и их особенности. | 3 | 3 | |
1.2 | Классификация спортивных походов. Подготовка, проведение и подведение итогов похода. | 3 | 2 | 1 |
1.3 | Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. Организация питания. | 6 | 3 | 3 |
2 | Топография и ориентирование. | 15 | 3 | 12 |
2.1 | Топографическая и спортивная карта. Условные знаки. | 3 | 2 | |
2.2 | Способы ориентирования. Измерение расстояний. | 3 | 2 | |
2.3 | Ориентирование в сложных условиях. Действия в случае потери ориентировки. | 6 | 3 | 2 |
2.4 | Соревнования по спортивному ориентированию. | 6 | 0 | 6 |
3 | Краеведение. | 12 | 2 | 10 |
3.1 | Географическое положение родного края. Климат, рельеф, почвы, полезные ископаемые края. Экономика. История и культура края. | 6 | 1 | 5 |
3.2 | Реки и озера родного края. Флора и фауна края. | 6 | 1 | 5 |
4 | Основы гигиены, первая доврачебная помощь. | 12 | 6 | 6 |
4.1 | Личная гигиена туриста. Профилактика заболеваний. Походная аптечка. | 3 | 3 | |
4.2 | Основные приемы оказания первой доврачебной помощи. | 3 | 3 | |
4.3 | Способы очистки воды. Лекарственные растения. | 3 | 3 | |
4.4 | Приемы транспортировки пострадавшего. | 3 | 3 | |
5 | Обеспечение безопасности в походах. Преодоление естественных препятствий в походах. | 20 | 1 | 19 |
5.1 | Техника безопасности при проведении походов. | 2 | 2 | |
5.2 | Личное и групповое снаряжение. Специальное снаряжение, требование к нему. | 1 | 1 | |
5.3 | Техника и тактика в туристском походе. Техника преодоления естественных препятствий в походе. | 5 | 5 | |
5.4 | Действия группы в аварийных ситуациях. Факторы, влияющие на безопасность группы в походе. Взаимоотношения в группе. | 7 | 7 | |
5.5 | Аттестация по итогам реализации программы | 5 | 5 |
Содержание программы.
1. Основы туристкой подготовки.
1.1. История развития и современная организация туризма в России. Виды туризма и их особенности.
Туризм — средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков. Знаменитые русские путешественники и исследователи, их роль в развитии нашей страны. История развития туризма в России. Организация туризма в России. Роль государства, общественных организаций и органов образования в развитии детско-юношеского туризма и туризма в целом в различные периоды. Современная организация туризма в стране. История развития детско-юношеского туризма в стране и в местном регионе. Знакомство с туристами-земляками. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, конный, спелео туризм. Характеристика каждого вида. Понятие о спортивном туризме, экскурсионный и спортивный туризм.
1.2. Классификация спортивных походов. Подготовка, проведение и подведение итогов похода.
Правила организации и проведение туристских походов и экскурсий. Подбор группы, распределение обязанностей. Определение цели путешествия, выбор маршрута.
Практические занятия.
Ведение походных записей. Разработка маршрутов походов. Составление плана подготовки 1-2 дневного похода. Составление отчета о походе, соревновании.
1.3. Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. Организация питания.
Привалы и ночлеги в походе. Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к месту привала и бивака. Значение, режим и особенности питания в походе. Калорийность, вес и нормы дневного рациона. Норма закладки продуктов. Хранение продуктов.
Практические занятия.
Определение мест для организации привалов и ночлегов. Знакомство с правилами разведения костра, виды костров. Работа с топором, пилой при заготовке дров. ТБ при обращении с огнем. Составление меню, списка продуктов на 1 день, на несколько дней похода. Приготовление пищи на костре..
2. Топография и ориентирование.
2.1. Топографическая и спортивная карта. Условные знаки.
Роль топографии и топографических карт. Масштаб. Виды масштабов.
Рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Горизонтали, отметки высот. Типичные формы рельефа. Характеристика местности по рельефу.
Назначение спортивной карты, её отличие от топографической карты. Условные топографические знаки (масштабные и внемасштабные).
Практические занятия.
Знакомство с разными формами рельефа на местности и способами его изображения на карте. Работа с разными видами карт. Топографические диктанты. Упражнения на запоминание знаков.
2.2. Способы ориентирования. Измерение расстояний.
Ориентирование по горизонту. Азимут. Основные направления на стороны горизонта. Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам света. Азимут. Азимутальное кольцо. Азимут истинный и магнитный. Магнитное склонение. Измерение и построение углов (направлений) на карте.
Компас, его устройство. Упражнения по определению азимута, снятия азимута с карты. Ориентирование по небесным светилам, по местным предметам.
Измерение расстояний по карте и на местности. Способы определения точек стояния на карте. Движение по легенде. Измерение кривых линий на карте с помощью нитки и курвиметра. Измерение длины шага при разных темпах ходьбы, измерение среднего шага. Определение расстояния до доступного предмета, до недоступного предмета, определение ширины реки по карте, длины оврага. Способы тренировки глазомера.
Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.
Практические занятия.
Построение на бумаге заданных азимутов. Упражнения на глазомерную оценку азимутов. Упражнения на инструментальное (транспортиром) измерение азимутов на карте. Построение азимутальных треугольников.
Ориентирование карты по компасу. Определение азимута на объект и объекта по азимуту. Движение по азимуту. Движение по легенде.
Измерение расстояний по карте. Курвиметр, использование нитки. Средний шаг, зависимость его длины от рельефа. Глазомерный способ измерения расстояний. Оценка пройденных расстояний по затраченному времени.
2.3. Ориентирование в сложных условиях. Действия в случае потери ориентировки.
Суточное движение Солнца по небосводу, средняя градусная скорость его движения. Определение азимута на солнце в разное время дня. Определение азимута по Луне. Ориентирование по звездам. Определение сторон горизонта по местным предметам.
Причины, приводящие к потере ориентировки. Анализ пройденного маршрута в случае потери ориентировки, возможность ухода на сходную ситуацию. Поиск отличительных ориентиров. Порядок действий в случае потери ориентировки: прекращение движения, анализ пройденного пути, нахождение опорных ориентиров и работа с картой. Движение по генеральному азимуту. Движение вдоль рек и выход к населенным пунктам. Поведение членов группы, необходимость дисциплины, с целью предупреждения паники. Действие отдельного участника в случае потери ориентировки.
Практические занятия.
Упражнения по определению азимута, снятие азимута с карты. Упражнения на глазомерную оценку азимутов. Определение азимута по Солнцу в разное время дня. Упражнения по определению сторон горизонта по местным предметам, Солнцу, Луне, звездам.
Определение своего местонахождения на различных картах. Движение по маршруту, по легенде. Имитация ситуации потери ориентировки, построение алгоритма действий по восстановлению местонахождения.
2.4. Соревнования по спортивному ориентированию.
Знакомство с разными видами соревнований по спортивному ориентированию.
По способу передвижения:
- ориентирование бегом «ОБ»;
- ориентирование на лыжах «ОЛ»;
- ориентирование на велосипедах «ОВ».
По времени проведения соревнований:
- дневные (в светлое время суток);
- ночные (в темное время суток)
По способу старта спортсменов:
- индивидуальные (каждый спортсмен имеет индивидуальное время старта);
- эстафетные (члены команды проходят свои этапы последовательно);
- групповые (спортсмены имеют общее время старта).
По способу определения результата соревнований:
- однократные (результат одного единственного состязания окончательный результат);
- многократные (комбинированные результаты одной или более трасс, преодоленных в течение одного или нескольких дней, определяют окончательный результат);
- квалификационные (участники проходят одну или несколько квалификационных трасс для выхода в финал).
По способу выполнения задач проводятся следующие виды соревнований по ориентированию:
- ориентирование в заданном направлении, «ЗН» (прохождение отмеченных на карте и
расположенных на местности КП в заданном порядке. Путь от одного КП до другого участники выбирают по своему усмотрению).
- ориентирование по выбору, «ВО» (прохождение КП из числа имеющихся в районе
соревнований. Выбор КП и порядок их прохождения произвольный, по усмотрению участника).
- ориентирование на маркированной трассе, «МТ» (прохождение дистанции,
маркированной на местности от старта до финиша, с нанесением на карту местоположения КП, установленных на дистанции).
Практические занятия.
Участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.
3. Краеведение.
3.1. Географическое положение родного края. Климат, рельеф, почвы, полезные ископаемые края. Экономика. История и культура края.
Географическое положение родного края, территория и границы. Климат, его влияние на возможности занятия туризмом. Рельеф, его разнообразие, полезные ископаемые края. История края, памятные события, проходившие на его территории. Экскурсионные объекты.
Практические занятия.
Знакомство с картой своего края. Проведение краеведческих игр, викторин.
3.2. Реки и озера родного края. Флора и фауна края.
Гидрография родного края. Топонимика названий на карте. Легенды и сказания. Многообразие животного и растительного мира края. Красная книга.
Практические занятия.
Экскурсии по окрестностям. Посещение музеев.
4. Основы гигиены, первая доврачебная помощь.
4.1. Личная гигиена туриста. Профилактика заболеваний. Походная аптечка.
Понятие о гигиене: гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные задачи. Гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий физической культурой и спортом. Личная гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, парная баня, душ, купание). Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов и путешествий. Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях туризмом, гигиенические основы закаливания. Закаливание воздухом, солнцем, водой. Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсменов.
Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Назначение и дозировка препаратов: ампульные, таблеточные, порошковые, линименты, смазки. Различия в принципе действия. Состав походной аптечки для походов выходного дня и многодневных. Перечень и назначение, показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов. Новейшие фармакологические препараты.
Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые в зависимости от хронических заболеваний.
Практические занятия.
Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировок. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за вещами. Комплектование аптечки.
4.2. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи.
Заболевания в походе. Профилактика заболеваний и травматизма. Работа с группой по развитию самоконтроля и усвоению гигиенических навыков. Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления и желудочные заболевания. Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промывание желудка.
Практические занятия.
Оказание первой помощи при различных травмах. Определение травмы, постановка диагноза. Изучение приемов искусственного дыхания. Наложение жгута.
4.3. Способы очистки воды. Лекарственные растения.
Добыча воды, нахождение воды на местности, её обеззараживание. Изучение лекарственных растений, сбор, их назначение и приготовление.
Практические занятия.
Способы обеззараживания воды для питья. Сбор и применение лекарственных растений.
4.4. Приемы транспортировки пострадавшего.
Зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от характера и места повреждения, его состояния, от количества оказывающих помощь. Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на веревке, вдвоем на поперечных палках. Переноска вдвоем на шестах (или лыжах) со штормовками, на носилках-плетенках из веревок, на шесте. Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж.
Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной локализации.
Практические занятия.
Изготовление носилок, волокуш, разучивание различных видов транспортировки пострадавшего.
5. Обеспечение безопасности в походах. Преодоление препятствий в походах.
5.1. Техника безопасности при проведении походов, тренировочных занятий.
Особенности совершения переходов в различных условиях. Организация перехода. Тактика перехода. Переходы в горах. Передвижение по сложному рельефу и скалам. Источники опасности на маршруте
Особенности совершения переходов в различных условиях. Организация перехода. Тактика перехода. Переходы в горах. Передвижение по сложному рельефу и скалам. Источники опасности на маршруте.
Характеристика несчастного случая, туристской аварии. Дисциплина при проведении занятий, как фактор безопасности. Опасности, связанные с метеоусловиями, некачественным снаряжением, утомлением. Сезонные факторы опасности. Потеря ориентировки в тёмное время суток. Найденные опасные предметы. Личная подверженность опасности
Правила ПДД. Правила поведения в незнакомом населенном пункте.
Практические занятия.
Организация походов выходного дня, степенных.
5.2. Личное и групповое снаряжение. Специальное снаряжение, требование к нему.
Понятие о личном и групповом снаряжении. Требования к туристскому снаряжению: прочность, легкость, безопасность и удобство в эксплуатации, гигиеничность, эстетичность. Перечень личного снаряжения для спортсмена обвязка, блокировка, карабины, спусковое устройство, зажимы, каски. Виды карабинов, их характеристики и применение при выполнении технических задач. Стандартные страховочные системы. Блокировка страховочного пояса и беседки. Само страховка. Виды узлов.
Основные правила эксплуатации личного снаряжения. Одежда и обувь для тренировок, уход за ней. Групповое снаряжение, требования к нему. Типы веревок, карабинов, блоков, зажимов, роликов, преимущества и недостатки. Технические и тактические приспособления спортсмена. Снаряжение для похода, личное и групповое.
Практические занятия.
Подбор снаряжения, подгонка под спортсмена. Вязка узлов.
5.3. Техника и тактика в туристском походе. Техника преодоления естественных препятствий в походе.
Порядок движения группы на маршруте. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего. Режим ходового дня.
Характеристика естественных препятствий лесные заросли, завалы, склоны, реки, болота, осыпи, снежники. Движение группы по дорогам и тропам. Разведка маршрута и, при необходимости, маркировка. Техника движения на равнине по травянистой поверхности, песку, мокрому грунту, через кустарники, по камням, болоту. Броды через равнинные и горные реки: выбор места брода и способ прохождения. Страховка и само страховка во время брода.
Практические занятия.
Совершение походов по маркированным тропам, по разным видам рельефа. Отработка страховок при преодолении естественных препятствий.
5.4. Действия группы в аварийных ситуациях. Факторы, влияющие на безопасность группы в походе. Взаимоотношения в группе.
Авария в безлюдной местности. Оценка обстановки и принятие решения. Составление плана действий. Зависимость планирования действий от особенностей аварийной ситуации. Сохранение целостности группы. Аварийная сигнализация.
Практические занятия.
Имитация ситуации потери ориентировки, построение алгоритма действий по восстановлению местонахождения. Работа группы с психологом.
Материально-техническое обеспечение.
- Компас высокоточный.
- Бинокль.
- Палатка.
- Оборудование для приготовления пищи.
- Веревка 10 метров.
- Индивидуальный медицинский пакет туриста.