Программа "Юный Архивист"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«Юный архивист»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Озерная средняя школа №9
РАССМОТРЕНО: на заседании педагогического совета Протокол № 19 от 31.10.2023г. | УТВЕРЖДАЮ: И.о.директора МБОУОзерная СШ№9 ___________О.Б.Колмагорова Приказ №158 от 16.11.2023г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«Юный архивист»
Возраст обучающихся 13-17 лет
Срок обучения: 1 год
Составитель:
Баскова Наталья Николаевна,
Учитель истории и обществознания
Черное Озеро, 2023
Аннотациякпрограмме«Юный архивист»
Дополнительнаяобщеобразовательнаяобщеразвивающаяпрограмма«Юный архивист»туристско-краеведческой направленностиразработанадлядетей13-17 лет.
Программа кружка «Юный архивист» направлена на формирование знаний и умений самостоятельного знакомство с архивными источниками, оценки их культурной и исторической ценности; поиска нужной информации о родном крае, о людях внесших вклад в развитие и историю родного края, района. Участие в исследовательской и конкурсной деятельности, участие в экскурсиях, познавательные игры, творческие задания. Важное место отводится практической деятельности учащихся.
На занятиях, изучая основы архивного дела, учащиеся получат новые знания не только по истории. Они познакомятся с источниковедением и вспомогательными историческими дисциплинами - археологией, генеалогией, топонимикой, а также с документоведением, статистикой и другими науками. В процессе занятий, учащиеся получат возможность узнать основы теории и практики архивного дела. Курс предполагает развитие интереса учащихся к работе в архивах, музеях, библиотеках.
Предполагается самостоятельное размышление учащихся над историческими фактами, обращение к различным их толкованиям, выработка собственных оценочных критериев на данной основе. В ходе предлагаемого курса учащиеся смогут развить навыки поиска, подборки, чтения, анализа, обсуждения и оценки многообразных письменных источников, что будет способствовать не только их интеллектуальному развитию, но и становлению личности самостоятельной активной.
Уровеньдополнительнойобщеобразовательнойпрограммы –базовый.
Программарассчитанана1годобучения.Курсобучениясоставляет72 часа.
Планируемыерезультаты
Предметные:кконцугодаобученияребенокможет
знать:
- историю Республики Хакасия, историю развития Ширинского района
- историюсвоейсемьи;
- архитектурныеискульптурныепамятникиДмитроваиДмитровскогорайона;
- именаидостижениязнаменитыхземляков;именагероев участников, и тружеников тыла ВеликойОтечественной войны;
- особенноститрудалюдейШиринского района (поэты,писатели, строители,первыеучителя);
уметь:
- находитьииспользоватьдополнительнуюинформациюородномкрае;
- самостоятельноосуществлятьпоискисточников,информациивархивныхпоисковыхсистемах;
- систематизироватьинформацию;
- различатьтипыисточниковинформации,видыписьменныхисточников.
- работатьскаталогамивбиблиографическомотделебиблиотеки.
- работатьсосправочнойлитературой.
- формулироватьпротиворечие,проблему,темуицельисследования.
- определятьобъект,предмет,задачиигипотезуисследования.
- разрабатыватьэтапыипрограммуучебногоисследованияподруководством
- оформлятьматериалы,создаватьэкспозиции.
1.1 Пояснительнаязаписка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный архивист» туристско-краеведческой направленности разработана наоснове:
-Законаот29.12.2012.№273-ФЗ; «ОбобразованиивРоссийскойФедерации»(с изменениями и дополнениями) п.9 ст.2
-ПриказаМинпросвещенияРоссииот27.07.2022№629«ОбутвержденииПорядкаорганизацииосуществленияобразовательнойдеятельностиподополнительнымобщеобразовательнымпрограммам»;
-Концепцииразвитиядополнительногообразованиядетей до 2030 года,утвержденнаяраспоряжениемправительстваРоссийской Федерации от 31.03.22г.№678-р;
-ПостановленияГлавногогосударственногосанитарноговрачаРФот28.09.2020.№28«Обутверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациивоспитанияиобучения,отдыхаиоздоровлениядетейимолодежи»
-Устава МБОУ Озерная СШ № 9 от 08.12.2016года;
-Положения о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБОУ Озерная СШ № 9 от 23.01.2024года;
-Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологическиетребования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций идругихобъектовсоциальнойинфраструктурыдлядетейимолодеживусловияхраспространенияновойкоронавируснойинфекции(COVID-19)»,постановленияПравительстваРеспубликиХакасияот13.03.2020г.№102«ОвведениинатерриторииРеспубликиХакасиярежимаповышенной готовности и реализации дополнительных мер по защите населения и территорийотчрезвычайныхситуаций».
Уровеньосвоенияобщеобразовательнойпрограммыстартовый.
Адресатпрограммы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный архивист» рассчитана для обучающихся 7-11 классов (13-17 лет), принимаются все желающие дети, независимо от их способностей и одаренности. Реализация программы дает возможность узнать профессиональную работу архива, научиться правильно искать информацию в архиве. Правильно составлять запросы в архив. Овладеть профессиональными начальными знаниями архивиста. Главное условие - желание и интерес к занятиям. Основанием для зачисления в группу являются заявления от родителей/законных представителей.
Объемисрок освоенияпрограммы.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество за период обучения по программесоставляет – 72 часа.
Формы обучения – очная, очно-заочная, заочная с применением дистанционных технологий, атакже «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения»(Закон№273-ФЗ,гл.2,ст.17, п.4).
Режимзанятий.
Занятияпроводятся2разавнеделюпо2часа сперерывомнаперемену10 минут
Цельпрограммы:
формирование интереса учащихся к культурному наследию родного края, историческому прошлому и настоящему своего региона, района, своего села, на основе познавательной, практической и исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- расширить знания учащихся по истории родного края, района;
- познакомить учащихся с памятниками, архитектурными зданиями, жизнью интересных людей родного района и своего села;
- формировать у учащихся практические навыки проектно-исследовательской деятельности;
- формировать практические навыки подготовки к публичному представлению результатов краеведческого исследования;
- формировать умение работать с архивными, литературными и другими источниками информации;
- познакомить со способами сбора, обработки, систематизации материалов и информации;
- формировать мотивацию учащихся к самообразованию.
Развивающие:
- развивать аналитическое мышление;
- развивать устойчивость внимания, наблюдательность;
- развивать зрительную, слуховую и моторную память;
- развивать познавательную активность;
- развивать творческий потенциал учащихся;
- развивать способность видения и постановки проблемы в области краеведения.
Воспитательные:
- формировать у учащихся социально-нравственные ориентиры;
- воспитывать нравственно-патриотические убеждения учащихся;
- воспитывать ответственность и дисциплинированность учащихся;
- формирование у учащихся творческого подхода к учебно-практической деятельности;
- формировать социальные умения и навыки;
- воспитывать культуру общения и поведения, учащихся в общественных местах;
- воспитывать активную гражданскую позицию учащихся.
Учебныйплан
Названиераздела,темы | Количествочасов | Формыорг-циизанятия | Формыат-ции(контроля) | ||||
Всего | Теор ия | Практ ика | |||||
Раздел 1. «Введение в мир профессии архивиста» 16 ч. | |||||||
1.1 | Вводное занятие. Музеи и архивы. инструктажпоОТ | 2 | 1 | 1 | |||
1.2 | Следыпрошлого.Вспомогательныеисторическиедисциплины. | 2 | 2 | Лекция | |||
1.3 | Школьныйархив.Знакомствософормлениемархивныхдокументов. | 2 | 2 | Индивидуальная аналитическая работа | |||
1.4 | Различныеисточникиинформации:семейныеархивы.СемейныйархивС. М. Кузнецовой. | 2 | 1 | 1 | Занятие общения | ||
1.5 | Документ.Подлинностьдокумента.Копия документа.Информация,содержащаясявдокументе. | 2 | 1 | 1 | Индивидуальная аналитическая работа | ||
1.6 | Книга – источник знаний. Интернет – источники. | 2 | 1 | 1 | Деловая игра | ||
1.7 | Фотографии–источникинформации | 2 | 1 | 1 | Занятиерешения практическихзадач | ||
1.8 | Краеведение,какисточникинформации. | 2 | 1 | 1 | Лекция практика | ||
Раздел 2. Экспозиции музея с. Черное Озеро 8 ч. | |||||||
2.1 | Краеведческий музей – хранитель народной памяти. История создания и деятельность музея с. Черное Озеро. | 2 | 2 | практика | |||
2.2 | Музейные фонды. Комплектование фондов школьного музея. | 2 | 1 | 1 | лекция практика | ||
2.3 | Музейный экспонат, его значимость. Сохранность экспоната. | 2 | 2 | лекция | |||
2.4 | Описание экспонатов, поступивших на хранение в Музей. Страницы истории нашего поселка. | 2 | 2 | Практика | |||
Раздел 3.Архивные документы 6 ч. | |||||||
3.1 | Правила хранения архивных документов. | 1 | 1 | Лекция | |||
3.2 | Знакомство с принципами работыавтоматизированнойинформационнойсистемы архива(АИС)напримереГКУ РХ «Национальный архив | 1 | 1 | Практика | |||
3.3 | Фондовый каталог Электронный ресурс ГКУ РХ «Национальный архив | 2 | 1 | 1 | практика | ||
3.4 | Электронная библиотека Национальная библиотека им. Н.Г. Доможакова Газета Советская Хакасия | 2 | 2 | Занятиерешенияпрактическ ихзадач Практика | |||
Раздел4. Самостоятельное исследование | |||||||
4.1. | История Ширинского района | 6 | 2 | 4 | Лекция Практика | ||
4.2 | Ширинский район в годы Великой Отечественной войны | 6 | 4 | ||||
4.3 | Наши земляки- участники Великой Отечественной войны | 8 | 8 | практика | |||
4.4 | Школьная жизнь дневник отряда «Павлика Морозова» (Пионерские организации. | 6 | 2 | 4 | практика | ||
4.5 | Школьная жизнь: лесничество «Орленок» | 6 | 6 | Практика | |||
4.6 | Родословная моей семьи | 4 | 4 | Практика | |||
4.7 | Мое село | 4 | 4 | ||||
Раздел5. Конкурс «Юный архивист» | |||||||
5.1 | Аттестация по итогам завершения программы | 4 | 1 | 3 | Тест Представление исследовательских работ | ||
Итого | 72 | 18 | 54 |
Содержаниеучебногоплана
Раздел1.«Введение в мир профессии архивиста» 16 ч
Теория:
Различные источники информации: семейные архивы.
Документ. Подлинность документа. Копия
документа. Информация, содержащаяся в документе.
Книга – источник знаний. Интернет – источники.
Фотографии – источник информации
Краеведение, как источник информации.
Практика:
Работа с семейным архивом С. М. Кузнецовой,
Раздел2.Экспозиции музея с. Черное Озеро 8 ч.
Теория:Краеведческий музей – хранитель народной памяти. История создания и
деятельность музея с. Черное Озеро.
Музейные фонды.
школьного музея. Музейный экспонат, его значимость. Сохранность экспоната.
Страницы истории нашего поселка.
Практика: экскурсия вмузей с. Черное Озеро, комплектование фондов, сбор экспонатов для школьного музея.
Описание экспонатов, поступивших на хранение в Музей с. Черное Озеро.
Раздел3.Архивные документы 6 ч.
Теория:Правила хранения архивных документов
Практика:Знакомство с принципами работы автоматизированной информационной системы
архива (АИС) на примере ГКУ РХ «Национальный архив.
работа на сайте ГКУ РХ «Национальный архив» Электронный ресурс,фондовый каталог.
Работа с электронными ресурсами сайт Электронная библиотека Национальной библиотеки им. Н.Г. Доможакова, Газета Советская Хакасия
Раздел4.Самостоятельное исследование 6 ч.
Теория:Лекция: Пионерские организации.
Практика:Оформление исследований Ширинский район в годы Великой Отечественной войны
Наши земляки- участники Великой Отечественной войны
Школьная жизнь дневник отряда «Павлика Морозова» Школьная жизнь: лесничество
«Орленок». Родословная моей семьи
Раздел5. Конкурс «Юный архивист» 4 ч.
Аттестация по итогам завершения программы Теория:проверкатеоретическихзнаний.
Практика:Представление исследовательских работ
Планируемые результаты
Предметные результаты:
- знание состава документов, хранимых в архивах;
- знания в области архивного дела;
- знания в составлении запроса в архив;
- знания в области использования архивных документов;
- применение основ ориентирования в поисковых системах архива и использования научно-справочного аппарата.
Личностные результаты:
- проявление осознанного отношения к архивным документам;
- сформировать у детей личностной культуры во время работы с архивными документами;
- развитие навыков самопознания, представления о ценности другого человека и себя самого.
Метапредметные результаты:
- выработанные коммуникативные способности и навыки эффективного общения;
- проявление творческих способностей детей;
- проявление позитивных мотивов межличностных отношений.
Методическое обеспечение программы
Педагогическиетехнологии,используемыедляреализациипрограммы
Входеосвоенияпрограммы используетсярациональноесочетаниеэлементовразличныхпедагогическихтехнологий:
- Технологияразвивающегообучения;
- Проектнаятехнология;
- Рефлексивно-деятельностныетехнологии.
методика должна опираться на знания и учет возрастных и индивидуальныхособенностейучащихся,посколькуглавнойцельюучебногопроцессаявляетсявоспитаниевсесторонне развитой и социально зрелой личности. Для ее реализации должна бытьиспользованатехнология развивающегообучения.
Проекты предполагают активизацию деятельности учащихся, развивают творческиеспособности:ониподбираютинформациювсправочниках,энциклопедиях,находятеевсетиИнтернет, собирают фотографии, рисунки. Повышенная познавательная активностьобусловлена стремлением учащихся проявить инициативу, что-то сделать самим.использованиеинформационныхтехнологийзанимаетодноиз ведущихмест.
Описаниеметодовиформпроведениязанятий
Приреализациидополнительнойобщеобразовательнойобщеразвивающейпрограммы«Юныеархивисты»используется большое разнообразие форм: акции, беседы, встречи синтересными людьми, выставки, гостиные, диспуты, игры, защита проектов, концерты,конкурсы, конференции, круглые столы, экскурсии, творческие мастерские, экспедиции,ярмарки,походы, праздники ипр.
Формыорганизациидеятельностиучащихся:
- Индивидуальная(каждыйребенокдолженвыполнитьсвоезадание);
- Групповая(привыполненииколлективныхработкаждаягруппавыполняетопределенноезадание);
- Коллективная(впроцессеподготовкиивыполненияколлективнойэкспозициидетиработаютвсевместе, неразделяяобязанностей).
При выборе методов и форм обучения должны учитываться цели формированияуниверсальныхучебныхдействий.
Методы,восновекоторыхлежитспособорганизациизанятия:
- словесный(устноеизложение,беседа,рассказ);
- наглядный(показмультимедийных материалов, иллюстраций,наблюдение,показ(выполнение)педагогом, работапо образцуидр.);
- практический(выполнениеработпоинструкционнымкартам,схемамидр.);Методы,восновекоторыхлежитуровеньдеятельностидетей:
- объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовуюинформацию;
- репродуктивный-учащиесявоспроизводятполученныезнанияиосвоенныеспособыдеятельности;
- частично-поисковый-участиедетейвколлективномпоиске,решениепоставленнойзадачисовместно спедагогом;
- исследовательский-самостоятельнаятворческаяработаучащихся.
- Методы,восновекоторыхлежитформаорганизациидеятельностиучащихсяназанятиях:
- фронтальный-одновременнаяработасовсемиучащимися;
- индивидуально-фронтальный-чередованиеиндивидуальныхифронтальныхформработы;
- групповой-организацияработывгруппах;
- индивидуальный-индивидуальноевыполнениезаданий,решениепроблем.
Обеспечениепрограммыметодическимивидамипродукции
Программа «Юныйархивист»обеспеченаматериаломдлябесед,лекций,экскурсий,выступленийнаконференциях, участие в конкурсах.
Тематикаисследовательскихработ
- Составьтеродословнуюсемьи.
- Составьтеисторическийкалендарьсемьи.
- Составьтегенеалогическоедревосвоегорода.
- Разработкапрограммы«Праздниксемьи»-представлениесемейныхмузеев,семейныхтрадиций,обрядов, обычаев.
- Эссе натему«Историяродногосела»
- Исследовательскаяработа:«Мойпрадед -ветеранВеликойОтечественнойвойны».
- «Труженикитыла.Рассказочевидца».
- Разработкакраеведческогомаршрута.
- «Листаястарыеальбомы».
- «Местасилы Ширинский район ».
- «Очеммолчатпамятники».
- «Листаястарыегазеты».
Организационно-педагогическиеусловияреализациипрограммы
Помещенияиматериально-техническоеобеспечение
1.Музейнаякомнатас.Черное Озеро.
-Экспонатымузея
-Экспозициимузейнойкомнаты:
«Историяшколы»;
«Выпускникишколы»;
«Учителя–выпускникинашейшколы»;
«Пионерскоеикомсомольскоедвижениевшколе».
Виды,формыикритерииаттестации(контроля)
Формы:
-теория-проверкатеоретическихзнаний-тест
-практика-Представление исследовательских работ
Оборудование и инвентарь для деятельности
школьного кружка
Nп/п | Наименованиеоборудования, инвентаря | Единицаизмерения | Количествоизделий |
1 | Ноутбук | штука | 1 |
2 | МФУ | штука | 1 |
3 | Подвесные системы для картин постеров, фотографий | комплект | 3 |