Программа "Юный Архивист"

Баскова Наталья Николаевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

туристско-краеведческой направленности

«Юный архивист»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Озерная средняя школа №9

РАССМОТРЕНО:

на заседании

педагогического совета

Протокол № 19

от 31.10.2023г.

УТВЕРЖДАЮ:

И.о.директора МБОУОзерная СШ№9

___________О.Б.Колмагорова

Приказ №158 от 16.11.2023г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

туристско-краеведческой направленности

«Юный архивист»

Возраст обучающихся 13-17 лет

Срок обучения: 1 год

Составитель:

Баскова Наталья Николаевна,

Учитель истории и обществознания

Черное Озеро, 2023

Аннотациякпрограмме«Юный архивист»

Дополнительнаяобщеобразовательнаяобщеразвивающаяпрограмма«Юный архивист»туристско-краеведческой направленностиразработанадлядетей13-17 лет.

Программа кружка «Юный архивист» направлена на формирование знаний и умений самостоятельного знакомство с архивными источниками, оценки их культурной и исторической ценности; поиска нужной информации о родном крае, о людях внесших вклад в развитие и историю родного края, района. Участие в исследовательской и конкурсной деятельности, участие в экскурсиях, познавательные игры, творческие задания. Важное место отводится практической деятельности учащихся.

На занятиях, изучая основы архивного дела, учащиеся получат новые знания не только по истории. Они познакомятся с источниковедением и вспомогательными историческими дисциплинами - археологией, генеалогией, топонимикой, а также с документоведением, статистикой и другими науками. В процессе занятий, учащиеся получат возможность узнать основы теории и практики архивного дела. Курс предполагает развитие интереса учащихся к работе в архивах, музеях, библиотеках.

Предполагается самостоятельное размышление учащихся над историческими фактами, обращение к различным их толкованиям, выработка собственных оценочных критериев на данной основе. В ходе предлагаемого курса учащиеся смогут развить навыки поиска, подборки, чтения, анализа, обсуждения и оценки многообразных письменных источников, что будет способствовать не только их интеллектуальному развитию, но и становлению личности самостоятельной активной.

Уровеньдополнительнойобщеобразовательнойпрограммы –базовый.

Программарассчитанана1годобучения.Курсобучениясоставляет72 часа.

Планируемыерезультаты

Предметные:кконцугодаобученияребенокможет

знать:

  • историю Республики Хакасия, историю развития Ширинского района
  • историюсвоейсемьи;
  • архитектурныеискульптурныепамятникиДмитроваиДмитровскогорайона;
  • именаидостижениязнаменитыхземляков;именагероев участников, и тружеников тыла ВеликойОтечественной войны;
  • особенноститрудалюдейШиринского района (поэты,писатели, строители,первыеучителя);

уметь:

  • находитьииспользоватьдополнительнуюинформациюородномкрае;
  • самостоятельноосуществлятьпоискисточников,информациивархивныхпоисковыхсистемах;
  • систематизироватьинформацию;
  • различатьтипыисточниковинформации,видыписьменныхисточников.
  • работатьскаталогамивбиблиографическомотделебиблиотеки.
  • работатьсосправочнойлитературой.
  • формулироватьпротиворечие,проблему,темуицельисследования.
  • определятьобъект,предмет,задачиигипотезуисследования.
  • разрабатыватьэтапыипрограммуучебногоисследованияподруководством
  • оформлятьматериалы,создаватьэкспозиции.

1.1 Пояснительнаязаписка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный архивист» туристско-краеведческой направленности разработана наоснове:

-Законаот29.12.2012.№273-ФЗ; «ОбобразованиивРоссийскойФедерации»(с изменениями и дополнениями) п.9 ст.2

-ПриказаМинпросвещенияРоссииот27.07.2022№629«ОбутвержденииПорядкаорганизацииосуществленияобразовательнойдеятельностиподополнительнымобщеобразовательнымпрограммам»;

-Концепцииразвитиядополнительногообразованиядетей до 2030 года,утвержденнаяраспоряжениемправительстваРоссийской Федерации от 31.03.22г.№678-р;

-ПостановленияГлавногогосударственногосанитарноговрачаРФот28.09.2020.№28«Обутверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациивоспитанияиобучения,отдыхаиоздоровлениядетейимолодежи»

-Устава МБОУ Озерная СШ № 9 от 08.12.2016года;

-Положения о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБОУ Озерная СШ № 9 от 23.01.2024года;

-Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологическиетребования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций идругихобъектовсоциальнойинфраструктурыдлядетейимолодеживусловияхраспространенияновойкоронавируснойинфекции(COVID-19)»,постановленияПравительстваРеспубликиХакасияот13.03.2020г.№102«ОвведениинатерриторииРеспубликиХакасиярежимаповышенной готовности и реализации дополнительных мер по защите населения и территорийотчрезвычайныхситуаций».

Уровеньосвоенияобщеобразовательнойпрограммыстартовый.

Адресатпрограммы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный архивист» рассчитана для обучающихся 7-11 классов (13-17 лет), принимаются все желающие дети, независимо от их способностей и одаренности. Реализация программы дает возможность узнать профессиональную работу архива, научиться правильно искать информацию в архиве. Правильно составлять запросы в архив. Овладеть профессиональными начальными знаниями архивиста. Главное условие - желание и интерес к занятиям. Основанием для зачисления в группу являются заявления от родителей/законных представителей.

Объемисрок освоенияпрограммы.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество за период обучения по программесоставляет – 72 часа.

Формы обучения – очная, очно-заочная, заочная с применением дистанционных технологий, атакже «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения»(Закон№273-ФЗ,гл.2,ст.17, п.4).

Режимзанятий.

Занятияпроводятся2разавнеделюпо2часа сперерывомнаперемену10 минут

Цельпрограммы:

формирование интереса учащихся к культурному наследию родного края, историческому прошлому и настоящему своего региона, района, своего села, на основе познавательной, практической и исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить знания учащихся по истории родного края, района;
  • познакомить учащихся с памятниками, архитектурными зданиями, жизнью интересных людей родного района и своего села;
  • формировать у учащихся практические навыки проектно-исследовательской деятельности;
  • формировать практические навыки подготовки к публичному представлению результатов краеведческого исследования;
  • формировать умение работать с архивными, литературными и другими источниками информации;
  • познакомить со способами сбора, обработки, систематизации материалов и информации;
  • формировать мотивацию учащихся к самообразованию.

Развивающие:

  • развивать аналитическое мышление;
  • развивать устойчивость внимания, наблюдательность;
  • развивать зрительную, слуховую и моторную память;
  • развивать познавательную активность;
  • развивать творческий потенциал учащихся;
  • развивать способность видения и постановки проблемы в области краеведения.

Воспитательные:

  • формировать у учащихся социально-нравственные ориентиры;
  • воспитывать нравственно-патриотические убеждения учащихся;
  • воспитывать ответственность и дисциплинированность учащихся;
  • формирование у учащихся творческого подхода к учебно-практической деятельности;
  • формировать социальные умения и навыки;
  • воспитывать культуру общения и поведения, учащихся в общественных местах;
  • воспитывать активную гражданскую позицию учащихся.

Учебныйплан

Названиераздела,темы

Количествочасов

Формыорг-циизанятия

Формыат-ции(контроля)

Всего

Теор

ия

Практ

ика

Раздел 1. «Введение в мир профессии архивиста» 16 ч.

1.1

Вводное занятие. Музеи и архивы.

инструктажпоОТ

2

1

1

1.2

Следыпрошлого.Вспомогательныеисторическиедисциплины.

2

2

Лекция

1.3

Школьныйархив.Знакомствософормлениемархивныхдокументов.

2

2

Индивидуальная аналитическая работа

1.4

Различныеисточникиинформации:семейныеархивы.СемейныйархивС. М. Кузнецовой.

2

1

1

Занятие

общения

1.5

Документ.Подлинностьдокумента.Копия

документа.Информация,содержащаясявдокументе.

2

1

1

Индивидуальная аналитическая работа

1.6

Книга – источник знаний. Интернет – источники.

2

1

1

Деловая

игра

1.7

Фотографии–источникинформации

2

1

1

Занятиерешения

практическихзадач

1.8

Краеведение,какисточникинформации.

2

1

1

Лекция

практика

Раздел 2. Экспозиции музея с. Черное Озеро 8 ч.

2.1

Краеведческий музей – хранитель народной памяти. История создания и

деятельность музея с. Черное Озеро.

2

2

практика

2.2

Музейные фонды. Комплектование фондов

школьного музея.

2

1

1

лекция практика

2.3

Музейный экспонат, его значимость. Сохранность экспоната.

2

2

лекция

2.4

Описание экспонатов, поступивших на хранение в

Музей. Страницы истории нашего поселка.

2

2

Практика

Раздел 3.Архивные документы 6 ч.

3.1

Правила хранения архивных документов.

1

1

Лекция

3.2

Знакомство с принципами работыавтоматизированнойинформационнойсистемы

архива(АИС)напримереГКУ РХ «Национальный архив

1

1

Практика

3.3

Фондовый каталог Электронный ресурс ГКУ РХ «Национальный архив

2

1

1

практика

3.4

Электронная библиотека

Национальная библиотека им. Н.Г. Доможакова

Газета Советская Хакасия

2

2

Занятиерешенияпрактическ

ихзадач Практика

Раздел4. Самостоятельное исследование

4.1.

История Ширинского района

6

2

4

Лекция

Практика

4.2

Ширинский район в годы Великой Отечественной войны

6

4

4.3

Наши земляки- участники Великой Отечественной войны

8

8

практика

4.4

Школьная жизнь

дневник отряда «Павлика Морозова» (Пионерские организации.

6

2

4

практика

4.5

Школьная жизнь: лесничество

«Орленок»

6

6

Практика

4.6

Родословная моей семьи

4

4

Практика

4.7

Мое село

4

4

Раздел5. Конкурс «Юный архивист»

5.1

Аттестация по итогам

завершения программы

4

1

3

Тест

Представление исследовательских работ

Итого

72

18

54

Содержаниеучебногоплана

Раздел1.«Введение в мир профессии архивиста» 16 ч

Теория:

Различные источники информации: семейные архивы.

Документ. Подлинность документа. Копия

документа. Информация, содержащаяся в документе.

Книга – источник знаний. Интернет – источники.

Фотографии – источник информации

Краеведение, как источник информации.

Практика:

  Работа с семейным архивом С. М. Кузнецовой,

Раздел2.Экспозиции музея с. Черное Озеро 8 ч.

Теория:Краеведческий музей – хранитель народной памяти. История создания и

деятельность музея с. Черное Озеро.

Музейные фонды.

школьного музея. Музейный экспонат, его значимость. Сохранность экспоната.

Страницы истории нашего поселка.

Практика: экскурсия вмузей с. Черное Озеро, комплектование фондов, сбор экспонатов для школьного музея.

Описание экспонатов, поступивших на хранение в Музей с. Черное Озеро.

Раздел3.Архивные документы 6 ч.

Теория:Правила хранения архивных документов

Практика:Знакомство с принципами работы автоматизированной информационной системы

архива (АИС) на примере ГКУ РХ «Национальный архив.

работа на сайте ГКУ РХ «Национальный архив» Электронный ресурс,фондовый каталог.

Работа с электронными ресурсами сайт Электронная библиотека Национальной библиотеки им. Н.Г. Доможакова, Газета Советская Хакасия

Раздел4.Самостоятельное исследование 6 ч.

Теория:Лекция: Пионерские организации.

Практика:Оформление исследований Ширинский район в годы Великой Отечественной войны

Наши земляки- участники Великой Отечественной войны

Школьная жизнь дневник отряда «Павлика Морозова» Школьная жизнь: лесничество

«Орленок». Родословная моей семьи

Раздел5. Конкурс «Юный архивист» 4 ч.

Аттестация по итогам завершения программы Теория:проверкатеоретическихзнаний.

Практика:Представление исследовательских работ

Планируемые результаты

Предметные результаты:

- знание состава документов, хранимых в архивах;

- знания в области архивного дела;

- знания в составлении запроса в архив;

- знания в области использования архивных документов;

- применение основ ориентирования в поисковых системах архива и использования научно-справочного аппарата.

Личностные результаты:

- проявление осознанного отношения к архивным документам;

- сформировать у детей личностной культуры во время работы с архивными документами;

- развитие навыков самопознания, представления о ценности другого человека и себя самого.

Метапредметные результаты:

- выработанные коммуникативные способности и навыки эффективного общения;

- проявление творческих способностей детей;

- проявление позитивных мотивов межличностных отношений.

Методическое обеспечение программы

Педагогическиетехнологии,используемыедляреализациипрограммы

Входеосвоенияпрограммы        используетсярациональноесочетаниеэлементовразличныхпедагогическихтехнологий:

  • Технологияразвивающегообучения;
  • Проектнаятехнология;
  • Рефлексивно-деятельностныетехнологии.

 методика должна опираться на знания и учет возрастных и индивидуальныхособенностейучащихся,посколькуглавнойцельюучебногопроцессаявляетсявоспитаниевсесторонне развитой и социально зрелой личности. Для ее реализации должна бытьиспользованатехнология развивающегообучения.

Проекты предполагают активизацию деятельности учащихся, развивают творческиеспособности:ониподбираютинформациювсправочниках,энциклопедиях,находятеевсетиИнтернет, собирают фотографии, рисунки. Повышенная познавательная активностьобусловлена стремлением учащихся проявить инициативу, что-то сделать самим.использованиеинформационныхтехнологийзанимаетодноиз ведущихмест.

Описаниеметодовиформпроведениязанятий

Приреализациидополнительнойобщеобразовательнойобщеразвивающейпрограммы«Юныеархивисты»используется большое разнообразие форм: акции, беседы, встречи синтересными людьми, выставки, гостиные, диспуты, игры, защита проектов, концерты,конкурсы, конференции, круглые столы, экскурсии, творческие мастерские, экспедиции,ярмарки,походы, праздники ипр.

Формыорганизациидеятельностиучащихся:

  • Индивидуальная(каждыйребенокдолженвыполнитьсвоезадание);
  • Групповая(привыполненииколлективныхработкаждаягруппавыполняетопределенноезадание);
  • Коллективная(впроцессеподготовкиивыполненияколлективнойэкспозициидетиработаютвсевместе, неразделяяобязанностей).

При        выборе        методов        и        форм        обучения        должны        учитываться        цели        формированияуниверсальныхучебныхдействий.

Методы,восновекоторыхлежитспособорганизациизанятия:

  • словесный(устноеизложение,беседа,рассказ);
  • наглядный(показмультимедийных        материалов,        иллюстраций,наблюдение,показ(выполнение)педагогом, работапо образцуидр.);
  • практический(выполнениеработпоинструкционнымкартам,схемамидр.);Методы,восновекоторыхлежитуровеньдеятельностидетей:
  • объяснительно-иллюстративный        -        дети        воспринимают        и        усваивают        готовуюинформацию;
  • репродуктивный-учащиесявоспроизводятполученныезнанияиосвоенныеспособыдеятельности;
  • частично-поисковый-участиедетейвколлективномпоиске,решениепоставленнойзадачисовместно спедагогом;
  • исследовательский-самостоятельнаятворческаяработаучащихся.
  • Методы,восновекоторыхлежитформаорганизациидеятельностиучащихсяназанятиях:
  • фронтальный-одновременнаяработасовсемиучащимися;
  • индивидуально-фронтальный-чередованиеиндивидуальныхифронтальныхформработы;
  • групповой-организацияработывгруппах;
  • индивидуальный-индивидуальноевыполнениезаданий,решениепроблем.

Обеспечениепрограммыметодическимивидамипродукции

Программа        «Юныйархивист»обеспеченаматериаломдлябесед,лекций,экскурсий,выступленийнаконференциях, участие в конкурсах.

Тематикаисследовательскихработ

  1. Составьтеродословнуюсемьи.
  2. Составьтеисторическийкалендарьсемьи.
  3. Составьтегенеалогическоедревосвоегорода.
  4. Разработкапрограммы«Праздниксемьи»-представлениесемейныхмузеев,семейныхтрадиций,обрядов, обычаев.
  5. Эссе натему«Историяродногосела»
  6. Исследовательскаяработа:«Мойпрадед -ветеранВеликойОтечественнойвойны».
  7. «Труженикитыла.Рассказочевидца».
  8. Разработкакраеведческогомаршрута.
  9. «Листаястарыеальбомы».
  10. «Местасилы Ширинский район ».
  11. «Очеммолчатпамятники».
  12. «Листаястарыегазеты».

Организационно-педагогическиеусловияреализациипрограммы

Помещенияиматериально-техническоеобеспечение

1.Музейнаякомнатас.Черное Озеро.

-Экспонатымузея

-Экспозициимузейнойкомнаты:

«Историяшколы»;

«Выпускникишколы»;

«Учителя–выпускникинашейшколы»;

«Пионерскоеикомсомольскоедвижениевшколе».

Виды,формыикритерииаттестации(контроля)

Формы:

-теория-проверкатеоретическихзнаний-тест

-практика-Представление исследовательских работ

Оборудование и инвентарь для деятельности

школьного кружка

Nп/п

Наименованиеоборудования, инвентаря

Единицаизмерения

Количествоизделий

1

Ноутбук

штука

1

2

МФУ

штука

1

3

Подвесные системы для картин постеров, фотографий

комплект

3