Здоровьесбережение

Щукина Елена Анатольевна

-

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура деятельности социального педагога

по    здоровьесбережению в школе.

Школа ответственна за сохранение здоровья детей и формирование их валеологической культуры. В этом процессе участвует весь педагогический коллектив. Социальный педагог выступает в роли координатора, организатора, посредника и валеолога при решении оздоровительных задач: рациональная организация учебно-воспитательного процесса, оптимизация физического воспитания, гигиеническое и половое просвещение, лечебно-профилактическая, социально-психологическая поддержка учащихся.

Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации

В свою очередь М.А. Галагузова определяет эту деятельность, как профессиональную деятельность, направленную на оказание помощи ребенку в процессе его социализации и создание условий для его самореализации в обществе.

Социально-педагогическая деятельность начинается с постановки цели и задач, которые необходимо решить специалисту – сформировать у ребенка навыки общения, которые по какой-либо причине у него отсутствуют, помочь ребенку адаптироваться в новой среде и др. Цель, в свою очередь, определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации, которые взаимосвязаны между собой.

Цель социально-педагогической деятельности и ее конечные результаты зависят от того, насколько правильно определено содержание, какие выбраны методы для ее достижения и формы организации этой деятельности. Понятно, что содержание, методы и формы не могут существовать независимо друг от друга их взаимосвязь определяется тем, что содержание влияет на формы и методы, те в свою очередь могут корректировать содержание и формы; кроме того формы и методы также между сбой взаимосвязаны

Любая деятельность имеет свою структуру, которая обуславливает взаимосвязь и взаимообусловленность элементов деятельности. Структура деятельности социального педагога, как и любой другой профессиональной деятельности, предполагает наличие следующих компонентов: субъекта (того, кто её осуществляет); объекта (того, для кого она специально организована, на кого направлена); цели (к чему она стремится, идеальный предполагаемый результат деятельности); функций (какие при этом функции или виды деятельности выполняются); средств (при помощи каких методов и технологий достигается её цель).

Вопрос об объекте и субъекте социально-педагогической деятельности остается дискуссионным в современной социальной педагогике. По мнению    М.А. Галагузовой объектом деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические или интеллектуальные нарушения развития. В.А. Сластенин утверждает, что объектом профессиональной деятельности социального педагога выступает, с одной стороны, растущий человек во всем богатстве его жизнедеятельности, а с другой – элементы общественной культуры, которыми владеет педагог и которые служат «строительным материалом» для формирования личности. Возможно и иное толкование, - объектом деятельности социального педагога является социально-педагогический процесс как целенаправленная последовательность действий, обеспечивающая оптимальное достижение цели.

Субъект социально-педагогической деятельности многомерен, выделяют три уровня включенности в решение социальных проблем ребенка учреждений, организаций, специалистов:

А) ведущие (социальные педагоги, социальные работники, социально-педагогические центры системы социальной защиты детей и подростков, органы государственной власти);

Б) сопутствующие (учреждения, организации и специалисты здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты, спорта, культуры, общественные организации);

В) оказывающие косвенное влияние на реализацию ведущими учреждениями, организациями и специалистами, задач социальной помощи детям и подросткам (финансово-экономические организации, учреждения пищевой и легкой промышленности и т.д.).

Очевидно, что ведущим субъектом социально-педагогической деятельности является социальный педагог, но без активного участия самого ребенка в социально-педагогическом процессе, эффективное социально-педагогическое взаимодействие - не возможно.

Создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах – это и является кратким содержанием социально-педагогической деятельности.

Цели деятельности социального педагога в образовательных учреждениях:

1. Создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);

2. Оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;

3. Защита ребенка в его жизненном пространстве.

Основные направления социально-педагогической работы в образовательном учреждении определяются проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей.

Хотя направления работы и перечислены в квалификационной характеристике, но практически их круг значительно шире. Социальный педагог должен быть главным посредником между ребенком и теми, кто его окружает: учителями, классным руководителем, администрацией, представителями милиции, суда, других ведомств, а иногда и родителями или опекунами.

Основные направления деятельности социального педагога:

1 Постановка социального диагноза. Определение социокультурной ситуации, социальных и личностных проблем детей и взрослых, попадающих в сферу влияния социального педагога. Информация может быть из разных источников (педагогическая, родительская, психологическая, медицинская, другая). Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций.

2 Помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком. Посредничество между различными специалистами и организациями (учреждением образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и пр.).

3 Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учебного учреждения. Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка. Предотвращение серьезных последствий развития сложных для ребенка событий.

4 Профилактика правонарушений, девиантного поведения детей и подростков, в том числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей. Пропаганда здорового образа жизни.

5 Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций. Организация разнообразной социально-значимой деятельности детей в социуме (досуг, отдых, воспитательные мероприятия). Включение в процесс творчества, поддержка социальной инициативы.

6 Организация взаимодействия различных групп детей и взрослых, содействие налаживанию нормальных межличностных взаимоотношений в семьях, детских и взрослых коллективах. Помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми.

7 Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи и педагогов. В качестве особой функции может быть выделена защита прав ребенка на основе конвенции о правах ребенка и других правовых документов. Социальный педагог имеет полномочия быть представителем образовательного учреждения в суде, на конфликтных комиссиях, где решается судьба ребенка. Важно, чтобы были охвачены все основные направления социально-педагогической работы, независимо от ставок специалистов. Но, в связи с тем, что круг и объем обязанностей широк, для более результативной работы целесообразно иметь в учреждении несколько социальных педагогов и распределять их обязанности по профилю деятельности: охрана здоровья и гигиена, профилактика школьной и социальной дезадаптации, культурно-досуговая деятельность, педагогическое просвещение и работа с родителями, опека и попечительство и т.д.

Особую актуальность в последнее время приобрело такое направление как социально-психологическое консультирование.

8 Индивидуальное и групповое социально-психологическое консультирование детей, родителей, педагогов и администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, воспитания детей в семье.

Деятельность социального педагога в школе направлена на сохранение и укрепление здоровья всех участников педагогического процесса. Она, несомненно, влияет на качество обучения и воспитания и обеспечивает качество жизни для детей в будущем.

Здоровьесберегающая педагогика это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.)

В эту систему входит:

•        Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

•        Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.

Понятие "здоровьесберегающие образовательные технологии" (ЗОТ) появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Это свидетельствует об искаженном понимании термина "здоровьесберегающие образовательные технологии", примитивных представлениях о содержании работы, которую должна проводить школа для осуществления своей важнейшей задачи - сохранения и укрепления здоровья учащихся.

По-разному понимают этот термин и преподаватели общеобразовательных учреждений. Некоторые считают, что ЗОТ - это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому можно выбирать: работать ли, например, по технологиям С. Френе, В. Зайцева, М. Монтессори и т.д. или по "технологии здоровьесбережения".

Другой вариант понимания можно обозначить как «мифологизацию представления о здоровьесберегающих технологиях»: будто никогда в школах невиданное и обладающее чудодейственной эффективностью.

Но нужно четко различать, что, например, красиво оформленный фитобар - это здоровьесберегающие технологии, а чистота и порядок в туалетах - это "просто" санитарно-гигиеническое состояние; открытый в школе кабинет физиотерапии или конторки в классе - это здоровьесберегающие технологии, а грамотно составленное расписание уроков и используемые учителем приемы нейтрализации стресса у школьников - это повседневная, общеизвестная работа школы и т.п.

Беречь здоровье учащихся - задача каждого учителя. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление. На многих уроках детям приходится много писать. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, мышцы кисти работающей руки. Наиболее эффективно в этих случаях проведение физкультурных минуток. Время проведения физкультминутки определяет учитель при появлении первых признаков утомления. Это наблюдается через 20-25 минут после начала урока. Учащиеся начинают отвлекаться, теряют интерес, снижают работоспособность. Снять это утомление помогут физкультминутки, которые включают упражнения для снятия общего и локального утомления, кистей рук, глаз, улучшения слуха, коррекции осанки.

К недостаткам образования, в частности, относятся:

-  недостаточная освещенность классов;

-  плохой воздух школьных помещений;

-  неправильная форма и величина школьных столов;

-  перегрузка учебными занятиями.

Педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся:

-стрессовая тактика авторитарной педагогики; интенсификация учебного процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки;

-несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся;

-несоблюдение элементарных физико-гигиенических требований к

организации учебного процесса; -отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.

Системная последовательность приобщения школы и каждого учителя к здоровьесберегающим технологиям позволит:   1. Осознать проблемы негативного воздействия школы на здоровьеучащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения 2. Признать педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников

3. Овладеть необходимыми здоровьесберегающими технологиями (обретение компетенций) Реализовать полученную подготовку на практике, в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками, с самими учащимися и их родителями

Таким образом, особым условием управления здоровьесбережением в школе является наличие системы подготовки педагогических кадров в работе по здоровьесбережению обучающихся и самооздоровлению педагогов.

Приступая к любой работе, а педагогической особенно, педагог должен иметь представление об объекте и результате своего воздействия.