Обобщение опыта
-
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proforientatsionnaya_rabota_shkoly.doc | 189.5 КБ |
sistema_raboty_s_roditelyami_detey_s_ovz.docx | 22.07 КБ |
sistema_raboty_s_roditelyami_detey_s_ovz.pptx | 395.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.А. Щукина,
социальный педагог
МКОУ Абанская ООШ №1, п. Абан
Профориентационная работа школы
как условие успешной социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Мир «особого» ребенка интересен и пуглив
Мир «особого» ребенка безобразен и красив
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка иногда он нас страшит
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих
Мир «особого» ребенка допускает лишь своих.
Н.А. Калиман
Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение возможности получения трудовой подготовки. Большинству выпускников возможность трудоустройства в сфере материального производства обеспечивает только трудовое обучение направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного развития.
Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) классов проблематична, т. к. на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающими сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, т. к. помимо снижения интеллекта, обучающиеся имеют, как правило, ряд сопутствующих заболеваний мешающих становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь влияет на осознанность и мобильность навыков и умений.
Для нашей школы вопрос профориентационной работы очень актуален, так как на сегодняшний день у нас обучается 78 детей с умственной отсталостью.
Основная цель профориентационной работы школы – способствовать профессиональному самоопределению ребенка с учетом его склонностей, интересов, возможностей. Для реализации цели ставим следующие задачи:
- формировать представление о мире профессий и рабочих специальностях;
- выявлять интересы, способности и наклонности учеников;
- формировать мотивацию к общественно-полезному труду, трудовой и учебной деятельности;
- содействовать в осуществление адекватного выбора профессии.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья выбор профессии сужается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в школе является воспитание у обучающихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей. Чтобы достигнуть положительного результата, мы привлекаем различные службы:
1. совместная работа с педагогом-психологом (анкетирование, беседы)
2. совместная работа с родителями
3. совместная работа социального педагога с обучающимися (изучение возможностей и желаний обучающихся)
4. совместная работа классного руководителя со всеми службами.
Выбор профессии одна из сложных и ответственных задач встающих перед нашими обучающимися. Им необходимы знания о мире профессий, о том какие требования предъявляются к специальностям, какие ограничения имеются в той или иной сфере труда.
Профориентационная работа в первую очередь должна решать задачу выявления и прогнозирования развития профессиональных способностей и склонностей детей в связи с тем, что ограничено количество учреждений начального профессионального образования, где могут обучаться наши дети. Решение этой задачи ведется на протяжении всего периода обучения школьников, мы стараемся научить уч-ся реально представлять свои возможности в своей будущей трудовой деятельности. Главная цель нашей школы — социализация через общение и труд.
Учителя трудового обучения, выполняя практические задачи, проводят большую работу по профориентации обучающихся. Уроки трудового обучения формируют у детей интерес к миру профессий, уважительное отношение к труду и его результатам, становление и укрепление положительных качеств личности (аккуратность, бережливость, дисциплинированность, коллективизм и т.д.). В нашей школе дети обучаются по двум направлениям: швейное и столярное дело.
Кроме уроков технологии в поурочное планирование различных учебных предметов включаются задания, содержания которых связано с имеющимися в школе направлениям трудового обучения. Такие задания применяются на этапе закрепления изученной темы. Чаще всего данные задания включаются на уроках математики, русского языка, социально-бытовой ориентировки, обществознания, биологии, географии. В старших классах обучающие знакомятся с деловыми бумагами, требующимися при трудоустройстве, с организациями, занимающимися трудоустройством. Изучают основные вопросы, возникающие в ходе собеседования с работодателями. Учатся находить информацию о вакансиях рабочих мест и т.д.
Во внеурочной деятельности профориентационная работа проводится, начиная с младших классов. Традиционными стали для ребят 1- 4 классов: проведение игр, праздников, встреч с родителями по ознакомлению детей с различными профессиями. Так, например,
- классные мероприятия на тему «Профессии наших родителей»;
- конкурсы рисунков «Все работы хороши»;
- экскурсии в мастерские трудового обучения;
- вовлечение обучающихся в дополнительное образование в соответствии с их интересами.
Начиная с 5 класса, на протяжении всего учебного года проводятся:
- индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
- анкетирование обучающихся по вопросу их самоопределения в профессии;
-встречи с интересными людьми, представителями профессий, работниками предприятий, учреждений профессионального образования;
- внеклассные мероприятия.
В 5-6 классах прошли классные часы совместно с родителями по теме «Зачем человеку труд?». Родители рассказали о своих профессиях («Почтальон», «Качегар», «Уборщик служебных помещений»). Внеклассное мероприятие «Профессии моего будущего», которое провели специалисты ММЦ, также состоялась встреча с преподавателями Георгиевского техникума отраслевых технологий и сельского хозяйства.
Для обучающихся 7-9 классов организуется традиционная «Ярмарка профессий», экскурсии на предприятия ( Почта России, ИП Дядечкин «Мана», Абанский угольный разрез, ДРСУ), проводится «Круглый стол» для родителей и выпускников с привлечением различных специалистов. Ежегодно в летний период наши ребята работают в трудовых отрядах старшеклассников.
Также обучающиеся ежегодно принимают участие: в краевом конкурсе «Лучший по профессии», в краевой олимпиаде по социально-бытовой ориентировке «Мир вокруг нас».
Посещаем дни открытых дверей в учреждениях профессионального образования г. Канска. Также у нас на договорной основе налажена тесная связь с Канским техникумом отраслевых технологий и сельского хозяйства. Начиная с 6 класса, мы возим ребят на экскурсию, где они непосредственно знакомятся с учреждением, со специальностями техникума. А обучающихся 9 классов возим вместе с родителями, где родители знакомятся с условиями обучения и проживания детей. Но в связи с пандемией второй год экскурсии приходиться отложить.
В силу особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья профориентационная подготовка является сложным процессом, поэтому у нас налажено межведомственное взаимодействие с различными организациями.
На этой схеме представлены все организации с кем мы сотрудничаем:
Проводя такую работу в школе мы видим, что ситуация меняется в лучшую сторону: дети и родители стали более активны в выборе профессии после окончания 9 класса и в выборе профессионального учреждения, уезжают учиться в Канск, Дзержинск, Георгиевку.
В таблице представлено распределение выпускников с ОВЗ за последние 3 года.
Учебный год | Количество выпускников | Количество выпускников поступивших в ПУ | Количество выпускников работающих |
2018 - 2019 уч.год | 8 уч-ся | 7 уч-ся (1 инвалид) | - |
2019 - 2020 уч.год | 17 уч-ся | 13 уч-ся (1 инвалид) | 3 уч-ся |
2020 - 2021 уч.год | 17 уч-ся | 13 уч-ся (1 инвалид) | 3 уч-ся |
Еще возникает вопрос - где наши дети устроены после того как закончат обучение, проблема есть!!! Не все наши ребята устраиваются на работу. Но мы рады, когда они находят работу на предприятиях района грузчиками, скотниками, на лесосеке, в пекарне.
Понимаем, что в данном направлении нам есть еще над чем работать. В настоящее время обновляем содержание школьной программы по профориентации, стараемся добиваться того, чтобы все ученики, поступившие в учреждения профессионального обучения, своевременно их оканчивали и смогли трудоустроиться.
Предварительный просмотр:
В 2021-2022 уч.г. в школе обучается: 380 детей, из них 101 ребенок с ОВЗ:
-80 детей с нарушением интеллекта
-16 детей с ЗПР
- 4 ребенка с ТНР
- 1 ребенок с НОД
- 9 детей-инвалидов.
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
Основные проблемы, возникающие в семьях детей с ОВЗ:
1.умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка, 2.гиперопека: часто является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания,
3. отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома,
4. асоциальный образ жизни родителей, в результате ребенок предоставлен сам себе, не осуществляется должный контроль и уход, низкий уровень благосостояния семьи
5. педагогическая безграмотность родителей: неумение принять адекватные воспитательные меры по отношению к своим детям.
Именно помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе психолого-педагогической работы с родителями детей с ОВЗ.
Цель работы с родителями таких детей: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по творческому саморазвитию и самореализации личности учащихся и создание единого воспитательного пространства; помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для решения данной цели поставили ряд задач:
– профилактика нарушений в развитии ребенка;
– оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;
– выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;
– подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно – воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции развития.
Для проведения консультативно – просветительской и профилактической работы используем следующие организационные формы:
- индивидуальное консультирование;
- групповое консультирование;
- родительские собрания;
- организация совместного досуга;
- посещение учебных занятий родителями;
- индивидуальный опрос;
- фронтальный опрос;
- день открытых дверей;
- праздники;
- конкурсы, соревнования;
- экскурсии;
- благоустройство и озеленение школьной территории.
Все виды работ проводятся при тесном взаимодействии с узкими специалистами, социальными педагогами, администрацией, медицинским работником.
К основным формам взаимодействия с родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья относится групповая, индивидуальная и коллективная работа.
Индивидуальная работа
В первую очередь педагог проводит изучение семейной микросреды ребенка с ограниченными возможностями здоровья, для чего осуществляется диагностико-аналитическая работа. Она может включать в себя различные формы и методы:
- анкетирование родителей;
- посещение семьи, лучший способ максимально близко познакомиться с ребенком и его семьей в привычной для него обстановке (своевременная помощь семьям в различных ситуациях, составление банка данных, оказание своевременной помощи особо нуждающимся детям из многодетных семей),
- проведение консультаций: очно, дистанционно (на сайте - «Консультационный пункт», куда родители могут входить, знакомиться с памятками специалистов, а также получать консультационную помощь любого из специалистов),
- переписка с родителями, информирование родителей об успехах ребенка и имеющихся трудностях,
- проведение совместных занятий, в ходе которых осуществляется погружение родителей в учебный процесс (в рамках проекта «Куклотерапия», педагог-психолог проводит занятия с семьями детей, в которых есть проблемы поведенческого характера),
- демонстрация родителям фото- и видеоматериалов с уроков в школе.
Коллективные и групповые формы работы
К наиболее распространенным формам следует отнести:
- родительские практикумы, которые предполагают выработку у родителей разнообразных педагогических умений по воспитанию детей и решению различных педагогических ситуаций. Темы для проведения практикумов могут быть самыми разнообразными;
- обмен опытом между родителями, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья (родительский всеобуч, открытые занятия для родителей),
- родительское собрание. Благодаря тому, что на собрания приглашаются и родители детей с ограниченными возможностями здоровья, то они могут почувствовать себя равноправными членами коллектива и при желании вступить в родительский комитет (стимулирование деятельности активных родителей – награждения, благодарности),
- тематические консультации. Они организуются как для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, так и могут иметь вид общеклассного занятия,
- совместные досуговые мероприятия, которые направлены на повышение родительской активности с участием обучающихся (проект «Мамина школа», который включает следующие формы работы: сказкатерапия, адресный родительский всеобуч, предметная школа для родителей, мир семейных увлечений).
Организовывая совместное участие детей и их родителей в разнообразных интеллектуальных, творческих и спортивных конкурсах, необходимо учитывать, что социализация детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется не только в ходе совместного обучения со здоровыми детьми. Так, обучающиеся с ОВЗ могут проявить себя, участвуя в различных конкурсах, которые проводятся как очно, так и дистанционно (ежегодно принимаем участие и имеем призовые места в спортивных конкурсах, проводимых Зеленогорской школой-интернатом «Веселые старты», «Лыжи», «Легкая атлетика»; дистанционно участвуем в конкурсах «Лучший по профессии», «Мир вокруг нас»).
Использование данных форм работы с родителями позволяет лучше усвоить пройденный материал ребенку, с интересом заниматься в дальнейшем, повышает уровень психического и речевого развития ребенка, повышает активность и компетентность родителей в педагогическом процессе.
Применение индивидуальных, групповых и коллективных форм работы с родителями обучающихся с ОВЗ позволяет поднять на новый уровень взаимодействие между школой и семьёй и тем самым существенно повысить эффективность всего процесса воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В 2021-2022 учебном году в школе обучается: 380 детей, из них 101 ребенок с ОВЗ: -80 детей с нарушением интеллекта -16 детей с ЗПР - 4 ребенка с ТНР - 1 ребенок с НОД - 9 детей-инвалидов.
Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ.
о сновные проблемы, возникающие в семьях детей с ОВЗ: 1. Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья « закапсулирована » и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка;
основные проблемы, возникающие в семьях детей с ОВЗ: 2. Гиперопека : часто является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания,
основные проблемы, возникающие в семьях детей с ОВЗ: 3 . Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома; 4. Асоциальный образ жизни родителей, в результате ребенок предоставлен сам себе, не осуществляется должный контроль и уход, низкий уровень благосостояния семьи;
5. Педагогическая безграмотность родителей: неумение принять адекватные воспитательные меры по отношению к своим детям. Основные проблемы, возникающие в семьях детей с ОВЗ:
м аксимальное сближение интересов родителей и педагогов по творческому саморазвитию и самореализации личности учащихся и создание единого воспитательного пространства; помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество. Цель работы с родителями:
– профилактика нарушений в развитии ребенка; – оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем; – выбор стратегии взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития; – подготовка и включение родителей (близких людей) в процесс решения коррекционно – воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции развития. Задачи:
- индивидуальное консультирование; - групповое консультирование; - родительские собрания; - организация совместного досуга; - посещение учебных занятий родителями; - индивидуальный опрос; - фронтальный опрос; - день открытых дверей; - праздники; - конкурсы, соревнования; - экскурсии; - благоустройство и озеленение школьной территории. О рганизационные формы:
О сновные формы взаимодействия с родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья : г рупповая работа индивидуальная работа коллективная работа
И ндивидуальная работа Она может включать в себя различные формы и методы: - анкетирование родителей; посещение семьи, - проведение консультаций :; - переписка с родителями; проведение совместных занятий ,; - демонстрация родителям фото- и видеоматериалов с уроков в школе.
К оллективные и групповые формы работы родительские практикумы; - обмен опытом между родителями, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья (родительский всеобуч, открытые занятия для родителей), родительское собрание; тематические консультации .; - совместные досуговые мероприятия .