Развитие социально-значимой деятельности
Предварительный просмотр:
Трудно представить себе общество, в котором люди не готовы, хотя бы изредка, делать добрые дела – помогать другим, в том числе чужим, незнакомым людям. Конечно, в разные времена и в разных странах понятие "доброе дело" наполнялось разным содержанием. Но одно, пожалуй, всегда остается неизменным: "доброе дело" – это дело, которое никто делать не обязан, но которое, согласно общественной морали, делать должен.
Политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования, в том числе и детей с ОВЗ. Появление новых форм вовлечения детей и подростков с ОВЗ в социальную активность способствует формированию культуры социального служения, здорового образа жизни, гражданской активности. Волонтерское движение стало одной из таких форм работы в современное время.
Уклад жизни нашей школы строится на включении обучающихся и педагогов в различные направления РДШ (Российское движение школьников). Одним из таких направлений является гражданская активность, в рамках которого работает наш добровольческий отряд «Доброе сердце».
Членами отряда являются обучающиеся с школы которые обучаются по адаптированной программе для детей с ОВЗ. В отряде 17 детей, практически одной возрастной группы. Все дети из многодетных, малообеспеченных, 3 семьи опекаемых, 4 человека неполных семей, оказавшихся по разным причинам в трудной жизненной ситуации.
Как видите - необходимость создания этого отряда продиктовала сама жизнь. Одна из важнейших причин - дефицит тех качеств и ценностей у нашего подрастающего поколения, которыми должен владеть каждый человек с раннего возраста, чтобы жить и развиваться в современном обществе.
Цель:
Формирование нравственных и коммуникативных качеств личности, через организацию общественно-полезной деятельности, способствующей социализации личности школьника с ОВЗ.
Задачи:
- Развивать волонтерское движение в образовательной организации как одну из форм занятости обучающихся;
- Поддерживать социальные инициативы, направленные на распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;
- Развивать социальную активность детей и подростков, самостоятельность и ответственность, коммуникативные и организаторские умения и навыки.
Процесс воспитания активности должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив быть не может. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.
Проведение всех мероприятий решались совместно на заседаниях. Учитывала мнение каждого ребенка, старалась, чтобы каждый был замечен, активен. И о чудо! Не говорящие заговорили, пассивные забегали, у равнодушных – заблестели глаза. Сразу увидела положительный результат, а ведь раньше были ссоры, драки, сквернословие, нервные срывы.
У членов отряда есть свои атрибуты: желто-оранжевые галстуки, своя эмблема, свои законы, свой девиз, своя отрядная песня)
Добровольческие инициативы распространяются почти на любую сферу человеческой деятельности - работу с социально-незащищенными слоями населения (инвалидами, престарелыми); развитие проектов, укрепляющих дух социальной терпимости; миротворчество, разрешение конфликтов; экологическая защита; активизация населения в глубинке и т.д.
Мои добровольцы активно проводят различные акции в школе и на территории п. Абан, по возможности участвуют в муниципальных и краевых акциях. Таких, как например, Марафон добрых дел.
Добровольческая акция «Безопасность на дороге»,
Всемирный День мира,
Акция добрых дел «Помоги пойти учиться»,
Поздравление педагогов с Днем учителя,
Поздравление в День пожилого человека,
Акция «Игры на переменах с первоклассниками»,
Акция «Помоги книгам»,
Проведение классных часов среди младших школьников «Правила поведения в школе»,
Поздравление к Дню матери,
Добровольческая акция «Помоги зимующим птицам»
Одна из наших важнейших задач не только самим принимать активное участие в проведении акций, несущих добрые дела, но и призывать и привлекать других детей быть нашими союзниками.
-Да, добровольцам нашей школы не появится возможность получить баллы для поступления, но старт в жизни отряд им дал. Деятельность добровольческого отряда «Доброе сердце» позволило получить уже сейчас результат по социализации детей с ОВЗ
-развитие коммуникативных качеств, умение работать в команде;
-развитие уверенности в себе, самостоятельности, ответственности;
-расширение опыта общения, развитие навыков взаимодействия с различными людьми;
-воспитание толерантных качеств личности, милосердия, доброты, отзывчивости;
-формирование потребности здорового образа жизни;
Для измерения результативности деятельности использую методы собеседования, наблюдения, анкетирования.
Для нас стало экспериментом включение детей с ОВЗ в направления РДШ, но мы видим результат. В прошлом учебном году отрядом был реализован социальный проект «Добро для всех», Проведена акция для пожилых людей и ветеранов ВОВ и создан стенд «Бессмертный полк».