Защита прав участников образовательного процесса

Щукина Елена Анатольевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_sotsialnogo_pedagoga.docx174.06 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы социального педагога по защите прав детей

Щукина Елена Анатольевна – социальный педагог                                    МКОУ" Абанская                           общеобразовательная школа №1"

2022год

 

Оглавление.

  1. Создание условий в школе для обеспечения защиты прав детей.

  1. Работа социального педагога по защите прав детей.

  1. Работа социального педагога с педагогическим коллективом по защите прав детей.

  1. Работа социального педагога с учащимися по защите прав детей.

  1. Работа социального педагога с родителями по защите прав детей.

  1. Работа социального педагога с учреждениями социума по защите прав детей.

  1. Заключение.

        

Понимание, великодушие,

Милосердие, терпимость

и вера в ребенка-

вот наши главные лекарства.

И ещё - полнокровная, радостная,

 яркая, наполненная трудом,

 общением и заботой о других, жизнь.

Дубровский А.А.

  1. Создание условий в школе для обеспечения защиты прав детей.

В условиях становления и развития правового, демократического государства, резкой дифференциации вступающего в жизнь поколения, роста социальных проблем актуализируется значимость правозащитной деятельности, одной из задач которой является защита прав детей.

В ситуации социально-экономической нестабильности общественной жизни Дети неспособны в силу возраста сформулировать  свои права и обеспечить свою защиту, становятся наиболее уязвимой частью населения. Беззащитность детей перед пренебрежением их родителей своими обязанностями, жестоким  обращением с ними взрослых, насилием, эксплуатацией обуславливает потребность общества в повышении качества профессиональной подготовки социальных педагогов, призванных активизировать охранно-защитный потенциал семьи, обеспечить социальную помощь, реализацию прав несовершеннолетних.

Практическое исследование правовой защиты детей одной из  направлений социальной работы в нашей школе. Одним из основополагающих по вопросу защиты прав ребенка является Конвенция о правах ребенка, принятая в 1989 году генеральной Ассамблеей ООН. Основные статьи документа:

Статья 9. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

Статья 24. Дети имеют право на достойное питание и достойное количество чистой воды, право на пользование услугами здравоохранения и средствами лечения болезней.

Статья 26.27. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.

Статья 23. Дети – инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

Статья 31. Дети имеют право на отдых.

Статья 28. Дети имеют право на бесплатное образование.

Статья 19. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению

Статья 32. Дети не должны использоваться  в качестве дешевой рабочей силы.

Статья 30. Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

Статья 12.13, 15. Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе  с целью выражения своих взглядов.

Кроме Конвенции о правах ребенка существует ещё ряд законодательных актов, которые защищают права и достоинство ребенка. Это Семейный  кодекс РФ. Весь 4 раздел посвящен правам и обязанностям родителей и детей, Конституция  РФ, Уголовный кодекс РФ, Закон РФ « Об образовании», Федеральный Закон РФ № 124  « О защите прав детей», Декларация прав  ребенка и другие. Каждый регион издает свои законы, постановления, направленные на защиту прав детей.

В нашей школе правовая защита  детей осуществляет следующим образом.

Закрепление прав учащихся в нормативных документах   общеобразовательного учреждения: анализ и комментарии. Для целей исследования ограничимся сравнительным анализом Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденным  Постановлением от 30 декабря 2005 года и Уставом школы.

В указанных  нормативных документах имеются специальные разделы, посвященные правам участников образовательного процесса: обучающихся, педагогических работников, родителей или законных представителей детей. Наличие таких разделов в Уставе обязательно и предусмотрено ст.13 Закона РФ « Об образовании».

В Уставе школы наиболее тщательно прописано право детей на образовании, а также те права, что связаны с целевым назначением общеобразовательного учреждения.

- Право на получение общедоступного и бесплатного общего образования (начального, основного, полного среднего) в соответствии с государственными  образовательными стандартами.

- право на выбор различных форм обучения, в том числе по индивидуальному учебному плану.

-  право на   ускоренный курс обучения; право на получение дополнительных образовательных услуг

- курсы по выбору

- дополнительные уроки, факультативные занятия;

- занятия кружков.

В Уставе школы закреплено право детей на  бесплатное пользование библиотечно-информационным фондам, право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом; право ребенка на защиту от всех форм физического или психического насилия.

Также в Уставе школы закреплены права учащихся на управление. Управление включает возможность избирать и быть  избранными в органы школьного самоуправления, в том числе в Управляющий Совет школы; право  присутствовать на заседаниях любого органа школьного управления, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений, участие в выработке и принятии Устава школы и других локальных актов, регулирующих жизнь школы, участие в организации и деятельности общественных ученических  организаций,  добровольных обществ и иных объединений. Кроме того, в школе предусмотрена деятельность органов детского самоуправления, а также родительских  комитетов, конференций родителей (законных представителей) учащихся, чьи права и обязанности также четко прописаны в Уставах других образовательных учреждений.

Школа является весьма  значимым  социальным институтом, а  потому организует, как и другие институты общества, систему социальных связей и социальных норм, объединяет общественные ценности и процедуры, которые способны удовлетворить основные нужды людей. То есть школа как социальный институт обеспечивает общество основными привычками и установками, определяя конкретные нормы, устанавливая  свои общественные рамки, в том числе и на территории района.

В нашей школе я являюсь социальным педагогом с 2011 года. Я курирую работу,  которая направленна на непосредственную работу с детьми, их семьями и социальным окружением.

Социальная работа в школе по защите прав ребенка - это система социальной помощи и защиты ребенка в целом, в его потребностях и интересах.

  1. Работа социального педагога по защите прав детей.

2.1. Работа социального педагога с педагогическим коллективом по защите прав детей.

Проведенная в нашей школе работа в настоящее время наиболее острой проблемой, стоящей перед школьным коллективом, является использование правовых и  педагогических возможностей образовательного учреждения для защиты прав ребенка. Позиция ребенка, как  равноправного субъекта права выступает важным условием для внедрения в повседневную жизнь российских граждан вообще и в образовательный процесс в частности новой системы межличностных отношений-системы, основанной на гуманистических принципах, на принципах взаимоуважения и толерантности.  В этой сложной и многоплановой работе принимает участие весь коллектив образовательного учреждения.

И поэтому в школе созданы различные службы помощи. В школе понимают, что только в том случае, если эта работа будет осуществляться на всех ступенях слаженно и синхронно, можно добиться желаемого результата. Администрация школы осуществляет распределение функциональных обязанностей между сотрудниками и оформляет их в письменном виде. Формирует мотив ответственного отношения к выполнению должностных  обязанностей. Ориентацию сотрудников на уважение прав детей рассматривают как одну из значимых задач управления, без решения которой различные организационно - педагогические меры не дадут заметного результата.

Совместно с педагогическим коллективом определяется мера  ответственности образовательного учреждения педагогических работников и родителей за соблюдением конкретных прав детей. Заключается договор между  учредителем и образовательным учреждением, между учреждением и  родителями. В настоящее время социально-педагогическая служба школы работает над созданием благоприятных условий для реализации  прав ребенка, основанного на оказании помощи учащегося в преодолении трудности социального и образовательного характера, исходя из его реальных и потенциальных возможностей.

Работа соц. педагога по защите  прав учащихся с педагогическим коллективом осуществляет:

- выступление на педсоветах

- МО классных руководителей

- методические разработки и рекомендации

- консультации

- индивидуальная работа по решению проблем ребенка.

Взаимодействие с педагогическим  коллективом осуществляется в следующих направлениях :

 1.  Индивидуальная работа по защите прав учащихся проводится мной  с классным руководителем, преподавателем-предметником, узкими специалистами школы :

- с классными руководителями выстраивается более тесное взаимодействие, так как именно он оказывает первичную помощь ребенку в решение его проблем. Начинаю работу с составления социальных паспорта  школы на основе социальных паспортов класса.

Так же составляем индивидуальную картотеку на учащихся (дети на учете ПДН и ВУ, безнадзорные, проблемные, дети из социально - опасного окружения)

 Создается банк данных об образе жизни семей учащихся, о положении семейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношение учащихся (многодетные, неблагополучные семьи  и другие).

Составляем планы работы по данным категориям, где обязательно есть мероприятия по защите прав детей.

- преподаватели-предметники общаются с ребенком в учебно-воспитательном процессе, тем самым обеспечивая школьнику право на образование. Взаимодействие строится на основе решения учебных проблем ребенка, контроля  его обучения и посещения занятий. (все пропуски заносятся в журнал, а потом передаются в отдел образования) В случае пропусков вместе с учителями и классными руководителями выясняем причину отсутствия ( посещаем на дому , беседуем с родителями и ребенком, вызываем на Совет профилактике и т.д.)  Учитель обществознания знакомит учащихся с законами РФ и Красноярского края  по защите прав детей.

- взаимодействие со специалистами школы узкой профессиональной направленности (педагог - психолог, педагог – организатор, библиотекарь, медицинская сестра и другие):

а)  Психолог проводит диагностику интересов и способностей, прогноз и конструирование индивидуального развития, коррекцию обучения и воспитания, психотерапевтическую помощь. Психолог участвует в планировании и анализе общешкольных мероприятий, всех педагогических советов, ведет учет и диагностику трудновоспитуемых. Именно при совместной работе педагога - психолога и социального педагога защищается право ребенка на моральную защиту. Нами составлен совместный план работы, где основными пунктами является диагностика и мероприятия по защите прав детей. Именно благодаря психологу создается благоприятный психологический климат в коллективе.

б) Право ребенка на здоровье осуществляет медицинская сестра. У медицинской сестры имеется конкретный план работы по здоровье сберегающему развитию детей. Медицинская сестра отслеживает и корректирует процессы физического развития детей. Проводятся осмотры учащихся, формируются физкультурные группы, заполнение листов здоровья в классных журналах, проверка уроков физической культуры, труда, следит за питанием учащихся в столовой, наблюдает за карантином и т.д.

в) Одно из прав учащихся является право на творческое самовыражение. Это мы осуществляем совместной работой социального педагога и педагога – организатора. Организуем занятость детей в кружках, внеклассных мероприятиях при этом опираясь на индивидуальные и творческие способности ребенка.

2. Работа методического объединения классных руководителей направлена на оказание помощи педагогам – предметником, классным руководителям в работе с родителями по решению проблем ребенка.

3. Социально - педагогические консультации направлены на решение конкретной проблемы, одной из которых является защита прав ребенка.

4. Выступления на педагогических советах, где даются рекомендации по защите прав ребенка  и знакомство с разнообразными законами, касающиеся прав детей и их обязанностей.

Важным условием в нашем педагогическом коллективе является осознание и признания ребенка самоценной личностью, имеющей наряду с обязанностями определенные права и свободы.

 2.2.Работа социального педагога с учащимися по защите прав детей.

Работа социального педагога с учащимися носит многогранный характер: это решение социально-педагогических проблем детей, профилактика правонарушений, формирование потребности в ведении здорового образа жизни. Особое значение в деятельности социального педагога,  имеет работа по формированию представлений о правах человека у учеников начиная с первого класса.   Подросток часто не знает социальных норм поведения. Я, как социальный педагог, осуществляю социальную защиту, знакомлю с их правами, с социальными гарантиями при обучении ив трудовой деятельности, экономическими нормами использования труда подростка и молодежи в условиях рынка.   В своей работе я использую разнообразные средства и методы: этические беседы, чтение правовой литературы, организация нравственно-правовых, педагогических и игровых ситуаций, проблемное обучение, прямое разъяснение отрицательных поступков, шутка, юмор, индивидуальная работа и т.п.

 В школе оборудован постоянный стенд (Уголок права). На нем вывешен текст «Права ребенка с момента рождения  и до совершеннолетия», « Права и обязанности ученика и учителя», выдержки из Устава школы. На стенде есть место для информации  « На вопросы отвечает школьный социальный педагог и педагог - психолог …» Каждый ученик нашей школы знает, к кому он может обратиться за защитой  в случае, если считает, что его права ущемлены.

Наша школа второй год работает по программе профилактика правонарушений. Программа разработана на основе Закона «Об образовании», Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «№120-ФЗ от 24.06.99. Международной Конвенции ООН о правах ребенка. Цель Программы: создание условий для формирования у учащихся норм социального приемлемого поведения, ответственности за свои действия. Один из разделов Программы посвящен правовому всеобучу (разнообразные мероприятия: беседы, игры, проекты, классные часы). Школьники принимают активное участие во всех мероприятиях, которые организованные по защите прав детей. Так же участвуют в районных акциях, конкурсах, проектах, именующих социально – педагогическую направленность.

Социальное назначение защиты прав несовершеннолетних в сфере профилактики состоит в том, чтобы не следовать за последствиями отклонений в их поведении, применяя меры административно-правового характера по социальному контролю и ограничению, а предотвращать их, обеспечивая механизм реализации прав ребенка.

2.3. Работа социально педагога с родителями по защите прав детей.

Семья, как микромодель общества является важным звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир.

 В настоящее время родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Многих беспокоит непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей, вызывают отчаяние, слабое развитие, не любознательность, пассивность, плохие успехи ребенка в школе.

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема домашнего насилия, приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми, и особую тревогу за маленьких граждан испытывают образовательные учреждения , которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих учеников.

 В чем  же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Семья ответственна за ребенка, за соблюдение его прав, за наилучшее его обеспечение.

 Я, как социальный педагог, знакомлю родителей с законодательными актами, направленными на защиту прав и достоинств ребенка. Это происходит на родительских собраниях, конференциях, на праздниках, на заседаниях родительского комитета. Так же размещается информация на стенде «Вам, родители».

Одной из моих задач, как социального педагога – это вести правовое просвещение родителей, выявлять группы семей риска, в которых или реально происходить нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинств детей. Для повышения педагогической культуры родителей в школе осуществляется:

-педагогическое просвещение

- привлечение родителей в качестве активных воспитателей (праздники, Дни здоровья, участие в управлении школы).

В нашей школе работа с родителями направлена к сотрудничеству, к совместной деятельности. Так, совместно с родительским комитетом школы, проработан механизм защиты прав детей и родителей от административного и педагогического нарушения (проводим анонимное анкетирование родителей и сотрудников и др.) Для того, чтобы лучше знать семьи и обстановку в семье в начале учебного года  составляется картотека. В случае необходимости я и классные руководители проводят социальную диагностику семьи, определяя тип семьи по различным основаниям и классификации.

- проведение контрольно-коррекционной работы с родителями из группы риска, анкетирование, индивидуальные беседы, посещение на дому и т.д.)

- совместно с психологом школы проводим тренинги для родителей.

- работает Совет профилактики с семьями «группы риска»  

Свою деятельность с родителями, как социальный педагог, я стараюсь строить по принципу социального партнерства: равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон, обязательность и ответственность сторон. Если эти принципы будут успешно взаимодействовать, то будут и успешно решаться проблемы в семье,  и не нарушаться права детей в семье.

2.4. Работа социального педагога с учредителями социума по защите прав детей.

Социальный педагог ведет работу по социальному партнерству, которая позволяет более эффективно организовать учебно-воспитательный процессии снизить уровень школьной и семейной дезадаптации.

Одной из моей функции является – посредник во взаимодействии семьи и специалистов различных служб района, оказывающих помощь ребенку и семье.

Свою работу с учреждениями социума я начинаю с составления планов работы. Обязательным условием является включение семьи в активное взаимодействие со школой, с районными центрами, привлекая родителей к совместным творческим делам. Вся моя работа сводится к тому, чтобы установить профессиональное взаимодействие с различными службами. Совместные рейды в неблагополучные семьи, где мы отслеживаем и защищаем права детей, происходят обоюдные консультации по различным ситуациям, где обязательно рассматриваем права детей. Оказываем материальную помощь малообеспеченным семьям, выявляем неблагополучных и оказавшихся в сложной жизненной ситуации семей.

III.. Заключение.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что социальная служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур. Это сотрудничество направлено на оказание реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям, родителям и учителям по защите их личностных прав и предупреждения их нарушения.

Социальная работа в школе – это система социальной помощи и защиты ребенка в целом, в его потребностях и интересах. В содержание социальной работы включаются организационно – управленческие, правовые, экономические, психологические, медицинские аспекты и технологии. Миссия всех работников социальной службы образовательного учреждения состоит в обеспечении и интеграции ребенка, находящегося в процессе социализации, в динамично развивающееся общество. Социальный педагог осуществляет координацию усилий педагогического коллектива по реализации социально-педагогической функции в деятельности современного образовательного учреждения, являясь специалистом по воспитанию детей и подростков, имеющих те или иные проблемы социальной жизни.