ПРОЕКТЫ
«Проект — это совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся...
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка» г. Советский»
Проект: «Птицы нашего двора»
Подготовили:
Воспитатель МАДОУ д/с «Алёнка» Казарина Анастасия Александровна,
Учитель-логопед МАДОУ д/с «Алёнка» Богданова Ольга Александровна
г. Советский, 2020 г.
Тип проекта: информационно-творческий.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: краткосрочный
Возраст детей-участников: 6-7 лет.
Участники: педагог, учитель-логопед, дети и родители группы.
Актуальность:
В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 14 опрошенных воспитанников меньше половины группы узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
2. Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.
3. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Подготовительный этап
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
- Определение темы проекта, задач.
- Подбор необходимой литературы по данной теме.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный:
- Разработка и накопление методических материалов по теме
- Выявить знания детей про птиц;
- Проанализировать и скорректировать РРПОС;
- Разработать перспективный план работы по теме.
2 этап – практический
- Реализация проекта в соответствии с перспективным планом.
3 этап - заключительный:
- Презентация проекта «Птицы нашего двора»
Ожидаемые результаты:
У детей сформируются
- Знания о жизни перелетных и зимующих птиц
- Представления о влиянии состояния окружающей среды на птиц
- Навыки правильного поведения в природе
- Чувство гуманного отношения к живой природе
- Желание отражать полученные впечатления в изобразительной деятельности
У родителей
- Повысится интерес к совместной деятельности по охране и защите птиц нашего края
- Повысится уровень экологической культуры личности
- Расширятся знания о птицах
Форма работы | Содержание |
Беседы | - «Как живут наши пернатые друзья зимой?» - «Зимующие и перелетные птицы» -«Птицы нашего края» |
НОД | -Составление описательного рассказа (исп. схему описания) -Птицы наши друзья -Зимующие птицы (логоритмика) -Аппликация, лепка, рисование -Лепка снегери |
Дидактические игры и настольные игры | «Чьи следы?» - определить, какая птица оставила тот или иной след; «Зимующие – перелетные» - отделить зимующих птиц от перелетных; «Сложи птицу» - подобрать голову, хвост, ноги к птицам; «Кто на кормушку прилетел?» - найти зимующих птиц; «Узнай какое время года?» - по действию птиц узнай когда это бывает. (Птенцы, строительство гнезд, птицы на кормушке, отлет птиц и т.д.); «Дикие – домашние птицы» - отделить домашних от диких. |
Подвижные игры | «Птички», «Перелетные птицы», «Коршун и наседка», «Полярная сова и евражки» (игры народов манси) |
Пальчиковые игры | «Где обедал воробей?», «Десять птичек стая», «Сколько птиц в кормушке нашей?» |
Зрительная гимнастика | «Полет синицы», «Следим за полетом» |
Эксперементирование | «Плавает ли перо?», «Кто дальше летит?» |
Художественная литература | А. Блок «Ворона» В. Бианки «Синичкин календарь», «Терентий – тетерев» В. Бианки «Сова» Г. Скребицкий «На лесной полянке» Г. Скребицкий, В. Чаплина «Появились синички» Е. Чарушин «Воробей» И. Соколов – Микитов «Глухари» М. Горький «Воробьишко» М. Пришвин «Птицы под снегом», «Синички» С. Алексеев «Снегирь» |
Работа с родителями | Поместить информацию о проекте «Птицы нашего двора» Изготовление совместно с ребенком книжек-малышек о птицах Изготовление кормушек «Зимняя столовая» Привлечь родителей к изготовлению масок Оформление лэпбуков о перелетных птицах |
Презентация проекта «Птицы нашего двора»
Слайд 1
Ведущий
Спозаранок скачут птицы.
По заснеженным ветвям –
Во дворе и шум и гам
То на дереве сидят,
То в окно моё глядят.
Среди зимнего пейзажа.
На заснеженной дорожке
Стайка птиц замерла.…
Подбирает хлеба крошки
Музыка. Выходят дети. Птицы в серединке. Дети делают круг, и садится на стульчики перед экраном. Дети – птицы (София, Кирилл, Данил К – убирают маски в кармашки стульев)
Корнеев Матвей
Что за шум, что за гам!
Разбудили вы меня!
Ну-ка брысь по местам!
Здесь гуляю только Я!
Как бы я хотел скорей
Стать большим и взрослым.
Хотя мама говорит
Взрослым быть не просто
Да чего уж проще, птиц прогнать с двора
Делать все как хочешь с самого утра.
Влад (с кормушкой)
Ты зачем прогнал всех птиц
Разве ты не знаешь?
Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
Ведущий
Матвей, мне кажется ты совсем о птицах ничего не знаешь?
Матвей: нет не знаю.
Ведущий: хочешь я тебе все расскажу о них?
Матвей: да.
Ведущий: тогда присоединяйся к ребятам и мы все вместе будем узнавать о птицах. Вы наверно заметили, что в теплое время года во дворе очень много птиц, которых не встретишь зимой?
Ведущий: Ребята, а где же сейчас эти птицы? (улетели в теплые края, на юг). В какое время года они улетают? (осенью.) Как назвать одним словом птиц которые улетают осенью? (перелетные)
Ведущий: правильно, перелетные птицы улетели в теплые края. Птицы так далеко улетели, что мы сможем только по силуэту определить птицу (встают полукругом).
Приготовили бинокли. Смотрим внимательно.
Игра «Бинокль» или «Узнай птицу по образу» (слайды с птицами 4 шт.)
(журавль, грач, ласточка, утка)
Ведущий: Присаживайтесь на стульчики.
Ведущий: (слайд 6)
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Ведущий:
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром окутан весь.
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Ребята в зимнем лесу очень много зимующих птиц, но они все спрятались. Птицы хотят поиграть с нами. Поиграем?
Игра: «Птицы в лесу» (определение по звуку птиц)
(Дятел, Клест Глухарь Свиристель)
Ведущий: мы всех птиц с вами угадали, давайте повторим каких птиц мы узнали по голосу? (слайд 15)
Ведущий:
По дорожке, ища крошки,
Голубок шёл не спеша,
И курлыча, беззаботно,
Клюв свой чистил впопыхах.
Голуби (Кирилл, Арсений)
Мы воркуем во дворе
Крылья, словно в серебре,
Ходим очень важно,
Не боимся даже.
Ведущий (обращаясь к Матвею)
Ждут тебя, иди скорей,
Стайка диких голубей.
Можно хлебных крошек
И зерна немножко.
(Матвей кормит птиц с руки и остатки корма уносит в кормушку).
Ведущий: (слайд 16)
Смастерим мы столик-дом,
Птичек в гости позовём.
Все летите поскорей,
Здесь сытнее и теплей.
Чтобы птицы не болели,
И зимой нам песни пели –
Мы положим им в кормушку
Хлеба, зёрнышек, ватрушку.
Ведущий: ребята вы сделали для птиц много кормушек, но они совсем пустые. Давайте наполним их. Но сначала вспомним, чем питаются птицы? (синица - сало, голуби- крошки, семечки, воробьи- крошки, пшено.
Подходите к столу берите корм и высыпайте в нужную кормушку. Обратите внимание, что для каждой птицы своя кормушка, корм нужно высыпать правильно.
ИГРА «Чем питаются птицы?»
(Выбирают на столе корм для птицы кладут в кормушку)
Ведущий:
Хватит всем еды в кормушке,
В этой хлебной комнатушке.
Приходи любая птица,
Если нужно подкрепиться.
Синичка (София)
Я шустрая птица,
Желтогрудая синица
Только сала мне дадут, появлюсь я тут как тут
Мне на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Заверчусь я как волчок.
Поиграй со мной дружок!
Ведущий: синичка ты такая веселая, вставай вместе с ребятами поиграем в игру «Зимующие и перелетные птицы».
Игра «Зимующие и перелетные птицы»
Зимующие | Перелетные |
Ворона | Ласточка |
Голубь | Стриж |
Снегирь | Скворец |
Воробей | Соловей |
Синица | Утка |
Свиристель | Лебедь |
Ведущий:
Вот и размялись. Присаживайтесь на стулья.
Ведущий:
- Не замерзнешь, воробьишка,
Без сапожек, без пальтишка?
Воробей (Котов Д)
- Не волнуйтесь! Я привык!
Чик-чирик! Чик-чик-чирик!
Я – воробушек обычный,
К русской зимушке привычный.
Хоть свирепы холода,
Мне метели не беда.
Бросьте крошки воробью –
Я вам песенку спою.
Бросьте крошки и ячмень –
Буду петь вам целый день!
Ведущий: ребята, давайте позовем птиц к нашим кормушкам.
(Выходят дети, а птицы сидят)
Смастерили мы кормушки
Для голодных зимних птиц:
— Прилетайте к нам, подружки,
Стайки резвые синиц! (Софья выходит)
Снегири, за ними следом (выходит Никита)
К нам спешите под окно!
Мы накормим вас обедом —
Есть и просо и пшено.
Галку, черную как сажа, (выходит Вера)
Мы не будем прогонять.
Воробью-плутишке скажем:
— Только, чур, не воровать.
А сороки-стрекотушки (выходит Саша К)
Знай, кричат:
— И мне! И я!
Собирайтесь у кормушки,
Все пернатые друзья!
(Под музыку вылетают птицы к кормушкам. София, Данил К, Кирилл, Влад, Арсений, Сорока – Саша К, Снигирь – Никита, Галка - Вера)
Птицы (все):
Всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо,
Что нам кормушки
Сделал добрый человек»
Ведущий:
Мы с ребятами довольны –
Помогли пичугам.
Не страшны теперь им будут
Холода и вьюги!
Ведущий:
Снова в нашем дворе звон,
Снег искрится так красиво.
Стайка на кормушке птиц!
Говорит нам всем «спасибо»
Песня и танец
Мне хотелось тогда за ночь взрослой стать,
Чтоб не смог мне никто что-то запрещать!
Улыбнулась мама мне, за руку взяла,
Научила песенке, что в жизни помогла.
Припев:
Что манит птицу - высота, высота!
Рыбам снится глубина, глубина!
Всё успеешь - не спеши, посчитай: раз, два, три!
Что манит птицу - высота, высота!
Рыбам снится глубина, глубина!
Всё успеешь - не спеши, посчитай: раз, два, три!
Список литературы
Интернет ресурсы
http://videoscope.cc/
http://multiki.arjlover.net/
1. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (Общим недоразвитием речи) с 4до 7 лет) Н.В. Нищевой
2. Дидактическая копилка воспитателя детского сада/ П.П. Дзюба.-Изд.2-е- Ростов н/Д.: Феникс, 2009.-252, [1] с.: - ил. – (Сердце отдаю детям)
3. Арбекова Н.Е Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда/издательство ГНОМ, 2011.- 184с.
4 Проектная деятельность старших дошкольников/сост. В. Н. Журавлева. – Волгоград: Учитель, 2011.- 202с.: ил. ISBN 978-5-7057-1982-2
5. Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»
6. Коррекция нарушения речи у дошкольников: программно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999.-286с.
7. Экологические занятия с детьми: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.-159с.
8. Юшков А.Н. Загадки природы. Рекомендации к занятиям по естествознанию с первоклассниками и старшими дошкольниками . – СПб.: Речь; образовательные проекты; М.: Сфера, 2009.- 176с.
9. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Эксперементировангие.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.-128с.
10. Лесные тайнички: [рассказы, сказки] / Николай Сладков.- СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2010. – 95с.: ил. – (Серия «Звери и птицы»).
Приложение №1
Мы развесили кормушки
У администрации
Нет ни птиц и не птенцов,
Лишь одни овации!
Смастерили теремок
Он ни низок, ни высок
Думали для птичек – рай
Разобрали зря сарай!
Всю неделю мастерил
Дерево стругал, рубил
Получился птичий дом
Я повесил под окном
Чтоб помочь немножко птичкам
Сало вешаю синичкам
Семечек им налущу
И кормушку поищу
Смастерила я скворечник,
Словно терем расписной.
Пенье птицы вяз украсит
В марте, раннею весной
Свиристели налетели
Сразу ветки опустели
У куста калины красной
Стал порядок безобразный
Воробей сидел на ветке
И чирикал: «Чик-чирик»
Вдруг он кошечку увидел,
Стушевался и притих
Разнесла сорока вести,
Что спешит жених к невесте
И трещала до утра,
Что на свадьбу всем пора
Ворона вороненку
Купила рубашонку
Возразил малыш: « Как, как?
Я купил бы серый фрак!»
Приложение №2
Конспект занятия в подготовительной к школе группе
«Птицы нашего двора».
Цели: познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка.
Материалы и оборудование: зимнее дерево с изображением птиц, аудиозапись «Голоса птиц», баночки с кормом для птиц, силуэты птиц, кормушки изготовленные детьми с родителями.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент.
-Отгадайте загадку о зимнем месяце. Обоснуйте отгадку словами загадки.
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза мерзнет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
(Январь).
-«Даже птице не летится». Кому не летится? (Птице).
- Почему птице не летится? (Она мерзнет.)
- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)
- Каких зимующих птиц вы знаете?
- Давайте отправимся в зимний лес, чтобы посмотреть, кто же живет там. Тихо в лесу поздней осенью и зимой: перелетные птицы уже давно улетели далеко-далеко. Зато к нам на зимовку прилетают другие пернатые. Пусть их немного, пусть не радуют нас веселым щебетанием, все равно это прекрасно.
– Ребята! Как красиво в зимнем лесу! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?
(Звучит запись «Голоса птиц»)
- Ребята, да это птицы зимнего леса. Но где же они?
(дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы).
А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Давайте с ними познакомимся.
(Зимнее дерево с зимующими птицами: снегирь, клест, синица, дятел, ворона, воробей, сорока)
II. Знакомство с зимующими птицами.
- Посмотрите какая бойкая стайка поселилась на дереве.
Птички в этой стайке разные. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше.
- Послушайте загадку и найдите эту птицу на нашем зимнем дереве.
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут. (Снегирь).
-Молодцы!
- У снегиря, важного и гордого, ярко-красная грудка, черная шапочка, белые полоски на крыльях. Когда снегирь взлетает с ветки, кажется, на солнце вспыхивают два зеркальца. Но такими щеголями выглядят только папы – снегири. Снегири – мамы гораздо скромнее. У птиц это вообще заведено. Грудка у них не красная, а серовато-бурая. Шапочка не такая бархатистая, и зеркальца на крыльях поменьше. Все снегири неутомимые путешественники: всю осень и зиму они проводят в странствиях, перелают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, ясеня, клена т. д. Чуть подкрепились, передохнули и вновь замелькали в припорошенных снегом перелесках.
- А теперь обратите внимание на клюв снегиря. Как вы думаете, таким клювом удобно извлекать семена? (Ответы детей). Следовательно, снегирь - птица (Зерноядная).
- Итак, чем питается снегирь? Как его клюв приспособлен к добыванию семян и почек? Запомните, если найдете под деревом выеденные плоды, значит, «столовались» тут именно снегири.
- Отгадайте следующую загадку и найдите птицу на дереве.
Непоседа невеличка.
Желтая почти вся птичка
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее... (Синичка)
Ребята, посмотрите какая необыкновенная окраска перьев у синицы. Кажется, что птичка надела желтую блузку с черным галстуком и зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. Это оседлая птица. Синицы строят гнёзда в дуплах деревьев, в норах, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. Живут они стайками по 10 – 15 шт.
Гнездо синички состоит из тонких сухих стебельков трав, веточек, мха, лишайников. Синицы очень полезны в природе. За сутки они поедают столько насекомых, сколько весят сами.
Ребята, существует даже праздник в честь синички, он отмечается 12 ноября. В этот день зимующие птицы прилетают поближе к жилью человека. Синицу любили на Руси, считали ее птицей, приносящей счастье и хранительницей вещего слова.
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой. (Клёст)
- Зимой в наших краях можно увидеть и клеста. Это - большеголовая птица с красно- коричневым оперением. Одиночества они не любят, держатся стайками. Небольшие стайки клестов можно увидеть на хвойных деревьях. Почему? Семена шишек - их основная пища, но достать семечко из закрытой шишки не так - то просто. Как же быть?
- Рассмотрите эту птицу. Обратите внимание на клюв. На что он похож? Клюв у клеста напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. Шишки, после того как над ними потрудился клест, кажутся растрепанными. Клест сбрасывает их на землю. Шишку, обработанную клестом, узнать легко: клест отрывает ее вместе с веткой. И что еще интересно: клест вьет гнездо и выводит птенцов обычно в конце зимы - в феврале. Это - единственная птица, которая выводит птенцов зимой.
- Так как же отличить клестов от других птиц? Что помогает им доставать семена из шишки? Что особенного в поведении птиц зимой?
-Продолжаем отгадывать загадки:
В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово - дрозд, приятель!»
И ставит подпись…(дятел).
- Ребята, познакомьтесь с необыкновенно красивой птицей - дятлом. Крылья, брюшко и крылья у него черные. На голове красное пятнышко словно шапочка. У него крепкий клюв и длинный язычок. Дятел извлекает из-под коры жуков – короедов, вот почему дятла зовут лесным доктором. С наступлением весны у дятла в дупле появляется потомство: крошечные слепые птенцы. Послушайте стихотворение о дятле.
Добрый дятел – лесу лекарь
И летучая аптека.
Если с кем беда случится,
То он вмиг к нему примчится.
– Что, сосенка, заболела?
Мошкара тебя заела?
Да-а-а, тебя на самом деле
Короеды одолели.
Но даю тебе я слово –
Будешь ты опять здорова!
(В. Гвоздев)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ... (Cорока)
- По – разному называют сороку: сорока - белобока, сорока - воровка, стрекотуха. Вот сколько прозвищ у одной птицы. Как она выглядит? Голова, хвост, крылья – черные, а бока белые. Отсюда и прозвище белобока. Летая по лесу, сорока издает звук, похожий на стрекот – вот и зовут ее стрекотухой.
Неспроста получила сорока прозвище «воровка»- любит она все блестящее. Несет в гнездо яркие бусинки, проволочку, пуговицы.
С наступлением осени сороки собираются в стаи Ягоды рябины, облепихи – излюбленное лакомство сорок. На юг сороки не улетают, а в зимние холода перебираются поближе к людям.
Физминутка «Птичка-невеличка»
Птичка-невеличка
По небу летала (птички летают),
Села под окошко,
Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки),
Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),
Выпрямила спинку.
Песенку запела, в домик полетела (машут руками).
- Ребята, а каких еще птичек вы видите на нашем дереве, назовите их?
А сейчас поиграем в игру «Счёт птиц» посчитайте сколько птиц сидит на дереве.
Игра «Узнай птицу по словесному описанию».
- Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)
- Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)
- У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел.)
- У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь.)
- Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест.)
- Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)
- У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона.)
- Молодцы, узнали всех птиц.
Что за стол среди берез,
Под открытым небом?
Угощает он в мороз.
Птиц зерном и хлебом (Кормушка).
- Правильно. Для чего нужны кормушки?
- Чем питаются птицы и что можно положить в кормушку).
-Молодцы!
-Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года? (ответы детей).
- Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм. Возле кормушек нельзя бросать пакеты, банки, в которых приносите корм. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был всегда. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба.
Игра «Птицы в кормушке».
-Сейчас мы с вами поиграем. Представьте, что вы птицы. Возьмите изображение понравившейся птицы. (Берут) А я читаю стихотворение. Та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку». (Садят птицу на кормушку)
«Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье»
Дидактическая игра «Птичья столовая»
- А теперь подойдите к подносу с кормом, выберите только то, что едят птицы.
(На подносе стоят баночки с различным кормом для птиц. Среди них конфеты, хлеб, печенье, капуста свежая, сало).
- Ребята мы побывали в зимнем лесу, а теперь возвращаемся обратно.
III. Итог занятия:
- О каких птицах мы говорили?
- Почему их так называем?
- Какую птицу называют лесным доктором?
- Кто из этих птиц трещит?
- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?
- Как называется «птичья столовая»?
- Какой корм нужно класть в кормушку?
-ребята вы с родителями приготовили кормушки, мы сегодня на прогулке их развесим и разложим туда лакомства для наших птиц. Давайте и у себя дома тоже устаивать «птичьи столовые» и думаю, птицы будут нам за это благодарны.
Приложение №3
Загадки о зимующих птицах
Грудка ярче, чем заря,
У кого?..
У снегиря.
Всех я за день навещу,
Всё, что знаю, растрещу.
Сорока.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
Синица.
В серой шубке перьевой,
И в морозы он герой,
Назови его скорей,
Кто там скачет?
Воробей.
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей,
Прячется в морозных кронах,
А зовут её …
Ворона.
Эти птички с хохолком,
Очень яркие притом.
На рябину прилетели,
Птички эти…
Свиристели.
Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица – почтальон,
Пролетит любой маршрут.
Голубь.
Над жуком и короедом
Держит он всегда победу.
По деревьям тук да тук:
Кто для леса верный друг?
Дятел.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский»
МАДОУ д/с «Алёнка» г. Советский»
Проект по развитию артикуляционной моторики «Веселый язычок»
у детей средней группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «АБВГДешка»
Исполнители:
учитель-логопед Богданова О.А.
воспитатели Казарина А.Н.
Прокопцова К.А.
г. Советский, 2018 г.
Актуальность:
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Существует несколько сторон речи, одна из них - звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного звукопроизношения у детей - это сложный процесс: ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, контролировать собственную речь и речь окружающих людей. В норме звукопроизношение у ребенка формируется к пяти годам. Но у многих детей этот процесс задерживается. Исследования учёных показывают, что 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты звукопроизношения. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, имеющие различные речевые нарушения, глубоко переживают свои проблемы, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Что отрицательно влияет на успеваемость ученика. Очень серьезно встает вопрос о формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Воспитание правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения и другие). Одним из них является артикуляционная гимнастика. Знакомство детей с артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда.
Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной для детей формой. Дети с интересом пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Выполняя вместе с педагогом артикуляционные упражнения, у детей обогащается словарный запас, развивается воображение, эмоции, упражняются органы артикуляции.
Участники проекта: дети средней группы, логопед, воспитатели, родители.
Сроки реализации: 6 мес. (октябрь 2018 г. – март 2019 года).
Цель проекта: создание условий для предупреждения и коррекции нарушений звукопроизношения у детей четырех – пяти лет, через применение артикуляционной гимнастики.
Задачи учителя - логопеда:
- провести диагностику состояния артикуляционной моторики у детей;
- подготовить методический материал для просвещения родителей и педагогов о методике проведения артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики.
- продемонстрировать способы и приемы проведения артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики.
Задачи педагогов:
- совместно с учителем – логопедом, подготовить план работы, картотеку артикуляционных игр и упражнений;
- формировать подвижность органов артикуляционного аппарата и точность их движений;
- воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность;
- способствовать активному привлечению родителей к совместной деятельности с ребенком для развития его артикуляционной моторики.
Задачи родителей:
- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
- создавать в семье благоприятные условия для проведения артикуляционной гимнастики.
Гипотеза: Качественное и регулярное использование артикуляционной гимнастики педагогами в процессе НОД и родителями в домашних условиях с детьми способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе; позволяет подготовить артикуляционный аппарат детей к овладению нормами звукопроизношения родного языка.
Ожидаемый результат:
1. Развитие артикуляционной моторики до уровня максимальной достаточности для постановки звуков у детей;
2. Повышение интереса родителей к проблеме развития речи своих детей;
3. Активное участие родителей в образовательном процессе детей.
Средства достижения поставленных задач:
- использование артикуляционной гимнастики в процессе НОД, на прогулке, в повседневной жизни ребенка, на индивидуальных занятиях;
- информационные листы для родителей;
- разработка приемов для развития артикуляционной моторики;
- анализ методической литературы по данной теме.
Мониторинг проекта.
Для выявления уровня развития артикуляционной моторики были подобраны следующие упражнения:
1. «Изобразим животных»
«Волк»
Предложить ребенку показать, как воет волк (вытянуть губы вперед и произнести звук «у - у - у»).
«Котенок»
Предложить ребенку «полакать» молоко, как котенок, быстро выбрасывая и втягивая язык.
«Лошадка»
Прищелкивая языком, цокать, как лошадки.
Оценка результатов:
3 балла: Ребенок активно выполняет все задания. Поиск артикуляторной позиции не затруднен. Язык не отклоняется от заданного игровой ситуацией положения. Движения губ и языка довольно четкие, координированные. Легкая усталость.
2 балла: Все задания ребенок выполняет, легко находя артикуляторную позицию. Движения языка и губ координированные. К концу упражнения наблюдается сильное истощение и замедление темпа.
1 балл: Ребенок, выполняя упражнения, затрудняется быстро найти позицию губ и языка. Движения нечеткие, не плавные. Наблюдается быстрая истощаемость, присутствуют ошибки.
0 баллов: Движения губ и языка затруднены. Не все задания выполняются, темп выполнения медленный.
2. «Сказка о веселом Язычке»
Оценка результатов:
3 балла: Ребенок активно участвует в действии, не задумываясь находит позицию органов артикуляции. Активен, движения быстрые. Небольшая усталость.
2 балла: Ребенок выполняет все игровые задания. Но к концу сказки наблюдается истощение, появляются ошибки, темп выполнения упражнений замедляется.
1 балл: Игровые задания с произнесением гласных выполняет нечетко, сильно затруднено нахождение правильного положения языка и губ, темп замедленный.
0 баллов: Ребенок не успевает выполнять игровые задания, ориентируется на других детей и повторяет частично за ними. Артикуляция сильно затруднена.
3. Игровые упражнения на дыхание.
«Ветерок»
Предложить ребенку подуть на маленький листик из бумаги, как будто это ветер сорвал его с дерева. Губы ребенка должны быть округлены и слегка вытянуты вперед. Дети выполняют упражнения после показа педагога.
«Мыльные пузыри»
Игра с пусканием мыльных пузырей. Дети по очереди выдувают мыльные пузыри, стараясь выпустить струю воздуха плавно, но довольно сильно. Так выдувается больше мыльных пузырей.
«Забей гол»
Оценка результатов:
3 балла: Ребенок активно выполняет упражнения, дыхание не затруднено. Выдох сильный, целенаправленный. Чаще всего задания выполняются успешно, четко, правильно.
2 балла: Ребенок старательно выполняет задания. Струя воздуха довольно сильная, но часто отклоняющаяся от необходимой траектории.
1 балл: Задания ребенком понимаются правильно, но выдох слабый. Струя воздуха не целенаправленна. Только некоторые попытки выполнить задание являются успешными.
0 баллов: Ребенок сильно затрудняется в выполнении задания. Долго ищет подходящую позицию органов артикуляции. Выдох очень слабый, координация плохая.
Для оценки артикуляционной моторики детей нами были определены уровни ее развития:
Высокий уровень (6 и более баллов): Движения органов артикуляции свободные, легко координируемые, четкие. Темп выполнения заданий довольно быстрый, относительно постоянный. Быстрая смена положения языка и губ. К концу выполнения заданий наблюдается лишь легкая усталость.
Средний уровень (3-5 баллов): Большинство игровых заданий выполняются ребенком успешно. Движения координированные, четкие. Небольшие проблемы в поиске артикуляторной позиции. Довольно замедленный темп выполнения заданий.
Низкий уровень (0-2 баллов): Ребенок затрудняется в выполнении упражнений. Движения языка и губ нечеткие, смазанные. Темп выполнения заданий очень медленный. Сильное истощение, практически нет успешно выполненных заданий.
План выполнения проекта
1. Подготовительный этап
- Диагностика состояния артикуляционной моторики у детей;
- изучение методической литературы по данной теме;
- определение темы, цели и задач, содержание проекта;
- прогноз результата деятельности.
2. Родительские собрания: знакомство с проектом «Веселый язычок!»;
3. Подготовка наглядного материала:
- письменных консультаций, стендов информации;
- современных, многофункциональных игр для развития артикуляционного аппарата детей.
4. Основной этап
Составление перспективного плана проведения артикуляционных игр педагогов и родителей с детьми.
5. Включение воспитателем артикуляционных игр в конспекты НОД.
6. Консультации учителя – логопеда для родителей на тему: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?» и др.;
7. Мастер-класс для родителей: «Трудности трудных звуков».
8. Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые игры? », «Как проводить с ребенком речевые игры».
9. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию артикуляционной моторики детей.
10. Заключительный этап
- диагностика артикуляционной моторики у детей;
- анализ проделанной работы по проекту «Веселый язычок!» с родителями.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- НОД;
- Дидактические игры;
- Подвижные игры;
- Пальчиковые игры;
- Речевые игры;
- Чтение художественной литературы;
- Музыкально-ритмические движения.
Месяц | Содержание |
октябрь | Диагностика состояния артикуляционной моторики у детей. |
ноябрь | «Сказка о весёлом Язычке» - мониторинг для детей |
декабрь | Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию артикуляционной моторики у детей (папки-передвижки, картотеки, комплекс упражнений для занятий дома) |
январь | Мастер-класс для родителей «Массаж язычка зубной щеткой» (Для чего нужна артикуляционная гимнастика?) |
февраль | Мастер-класс для родителей «Автоматизация звуков с мамой» |
март | Диагностика артикуляционной моторики у детей. |