ПРОЕКТЫ

Богданова Ольга Александровна

«Проект — это совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Проект: «Птицы нашего двора»

Подготовили:

Воспитатель МАДОУ д/с «Алёнка» Казарина Анастасия Александровна,

Учитель-логопед МАДОУ д/с «Алёнка» Богданова Ольга Александровна

г. Советский, 2020 г.

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный

Возраст детей-участников: 6-7 лет.

Участники: педагог, учитель-логопед, дети и родители группы.

Актуальность:

В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 14 опрошенных воспитанников меньше половины группы узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2. Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.

3. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Подготовительный этап

- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

- Определение темы проекта, задач.

- Подбор необходимой литературы по данной теме.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный:

  • Разработка и накопление методических материалов по теме
  • Выявить знания детей про птиц;
  • Проанализировать и скорректировать РРПОС;
  • Разработать перспективный план работы по теме.

2 этап – практический

  • Реализация проекта в соответствии с перспективным планом.

3 этап - заключительный:

  • Презентация проекта «Птицы нашего двора»

Ожидаемые результаты:

У детей сформируются

  • Знания о жизни перелетных и зимующих птиц
  • Представления о влиянии состояния окружающей среды на птиц
  • Навыки правильного поведения в природе
  • Чувство гуманного отношения к живой природе
  • Желание отражать полученные впечатления в изобразительной деятельности

У родителей

  • Повысится интерес к совместной деятельности по охране и защите птиц нашего края
  • Повысится уровень экологической культуры личности
  • Расширятся знания о птицах

Форма работы

Содержание

Беседы

- «Как живут наши пернатые друзья зимой?»

- «Зимующие и перелетные птицы»

-«Птицы нашего края»

НОД

-Составление описательного рассказа (исп. схему описания)

-Птицы наши друзья

-Зимующие птицы (логоритмика)

-Аппликация, лепка, рисование

-Лепка снегери

Дидактические игры и настольные игры

«Чьи следы?» - определить, какая птица оставила тот или иной след;

«Зимующие – перелетные» - отделить зимующих птиц от перелетных;

«Сложи птицу» - подобрать голову, хвост, ноги к птицам;

«Кто на кормушку прилетел?» - найти зимующих птиц;

 «Узнай какое время года?» - по действию птиц узнай когда это бывает. (Птенцы, строительство гнезд, птицы на кормушке, отлет птиц и т.д.);

«Дикие – домашние птицы» - отделить домашних от диких.

Подвижные игры

«Птички», «Перелетные птицы», «Коршун и наседка», «Полярная сова и евражки» (игры народов манси)

Пальчиковые игры

«Где обедал воробей?», «Десять птичек стая», «Сколько птиц в кормушке нашей?»

Зрительная гимнастика

«Полет синицы», «Следим за полетом»

Эксперементирование

«Плавает ли перо?», «Кто дальше летит?»

Художественная литература

А. Блок «Ворона»

В. Бианки «Синичкин календарь», «Терентий – тетерев»

В. Бианки «Сова»

Г. Скребицкий «На лесной полянке»

Г. Скребицкий, В. Чаплина «Появились синички»

Е. Чарушин «Воробей»

И. Соколов – Микитов «Глухари»

М. Горький «Воробьишко»

М. Пришвин «Птицы под снегом», «Синички»

С. Алексеев «Снегирь»

Работа с родителями

Поместить информацию о проекте «Птицы нашего двора»

Изготовление совместно с ребенком книжек-малышек о птицах

Изготовление кормушек «Зимняя столовая»

Привлечь родителей к изготовлению масок

Оформление лэпбуков о перелетных птицах

Презентация проекта «Птицы нашего двора»

Слайд 1

Ведущий

Спозаранок скачут птицы.

По заснеженным ветвям –

Во дворе и шум и гам

То на дереве сидят,

То в окно моё глядят.

Среди зимнего пейзажа.

На заснеженной дорожке

Стайка птиц замерла.…

Подбирает хлеба крошки

Музыка. Выходят дети. Птицы в серединке. Дети делают круг, и садится на стульчики перед экраном. Дети – птицы (София, Кирилл, Данил К – убирают маски в кармашки стульев)

Корнеев Матвей

Что за шум, что за гам!

Разбудили вы меня!

Ну-ка брысь по местам!

Здесь гуляю только Я!

Как бы я хотел скорей

Стать большим и взрослым.

Хотя мама говорит

Взрослым быть не просто

Да чего уж проще, птиц прогнать с двора

Делать все как хочешь с самого утра.

Влад (с кормушкой)

Ты зачем прогнал всех птиц

Разве ты не знаешь?

Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать!

Распилить я попросил

Досочку еловую,

Вместе с папой смастерил

Птичкину столовую.

Ведущий

Матвей, мне кажется ты совсем о птицах ничего не знаешь?

Матвей: нет не знаю.

Ведущий: хочешь я тебе все расскажу о них?

Матвей: да.

Ведущий: тогда присоединяйся к ребятам и мы все вместе будем узнавать о птицах. Вы наверно заметили, что в теплое время года во дворе очень много птиц, которых не встретишь зимой?

Ведущий: Ребята, а где же сейчас эти птицы? (улетели в теплые края, на юг). В какое время года они улетают? (осенью.) Как назвать одним словом птиц которые улетают осенью? (перелетные)

Ведущий: правильно, перелетные птицы улетели в теплые края. Птицы так далеко улетели, что мы сможем только по силуэту определить птицу (встают полукругом).

Приготовили бинокли. Смотрим внимательно.

Игра «Бинокль» или «Узнай птицу по образу» (слайды с птицами 4 шт.)

(журавль, грач, ласточка, утка)

Ведущий: Присаживайтесь на стульчики.

Ведущий: (слайд 6)

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Ведущий:

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром окутан весь.

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

Ребята в зимнем лесу очень много зимующих птиц, но они все спрятались. Птицы хотят поиграть с нами. Поиграем?

Игра: «Птицы в лесу» (определение по звуку птиц)

(Дятел, Клест Глухарь Свиристель)

Ведущий: мы всех птиц с вами угадали, давайте повторим каких птиц мы узнали по голосу? (слайд 15)

Ведущий:

По дорожке, ища крошки,

Голубок шёл не спеша,

И курлыча, беззаботно,

Клюв свой чистил впопыхах.

Голуби (Кирилл, Арсений)

Мы воркуем во дворе

Крылья, словно в серебре,

Ходим очень важно,

Не боимся даже.

Ведущий (обращаясь к Матвею)

Ждут тебя, иди скорей,

Стайка диких голубей.

Можно хлебных крошек

И зерна немножко.

(Матвей кормит птиц с руки и остатки корма уносит в кормушку).

Ведущий: (слайд 16)

Смастерим мы столик-дом,

Птичек в гости позовём.

Все летите поскорей,

Здесь сытнее и теплей.

Чтобы птицы не болели,

И зимой нам песни пели –

Мы положим им в кормушку

Хлеба, зёрнышек, ватрушку.

Ведущий: ребята вы сделали для птиц много кормушек, но они совсем пустые. Давайте наполним их. Но сначала вспомним, чем питаются птицы? (синица - сало, голуби- крошки, семечки, воробьи- крошки, пшено.

Подходите к столу берите корм и высыпайте в нужную кормушку. Обратите внимание, что для каждой птицы своя кормушка, корм нужно высыпать правильно.

ИГРА «Чем питаются птицы?»

(Выбирают на столе корм для птицы кладут в кормушку)

Ведущий:

Хватит всем еды в кормушке,

В этой хлебной комнатушке.

Приходи любая птица,

Если нужно подкрепиться.

Синичка (София)

Я шустрая птица,

Желтогрудая синица

Только сала мне дадут, появлюсь я тут как тут

Мне на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок,

Заверчусь я как волчок.

Поиграй со мной дружок!

Ведущий: синичка ты такая веселая, вставай вместе с ребятами поиграем в игру «Зимующие и перелетные птицы».

Игра «Зимующие и перелетные птицы»

Зимующие

Перелетные

Ворона

Ласточка

Голубь

Стриж

Снегирь

Скворец

Воробей

Соловей

Синица

Утка

Свиристель

Лебедь

Ведущий:

Вот и размялись. Присаживайтесь на стулья.

Ведущий:

- Не замерзнешь, воробьишка,

Без сапожек, без пальтишка?

Воробей (Котов Д)

- Не волнуйтесь! Я привык!

Чик-чирик! Чик-чик-чирик!

Я – воробушек обычный,

К русской зимушке привычный.

Хоть свирепы холода,

Мне метели не беда.

Бросьте крошки воробью –

Я вам песенку спою.

Бросьте крошки и ячмень –

Буду петь вам целый день!

Ведущий: ребята, давайте позовем птиц к нашим кормушкам.

(Выходят дети, а птицы сидят)

Смастерили мы кормушки

Для голодных зимних птиц:

— Прилетайте к нам, подружки,

Стайки резвые синиц! (Софья выходит)

Снегири, за ними следом (выходит Никита)

К нам спешите под окно!

Мы накормим вас обедом —

Есть и просо и пшено.

Галку, черную как сажа, (выходит Вера)

Мы не будем прогонять.

Воробью-плутишке скажем:

— Только, чур, не воровать.

А сороки-стрекотушки (выходит Саша К)

Знай, кричат:

— И мне! И я!

Собирайтесь у кормушки,

Все пернатые друзья!

 (Под музыку вылетают птицы к кормушкам. София, Данил К, Кирилл, Влад, Арсений, Сорока – Саша К, Снигирь – Никита, Галка - Вера)

Птицы (все):

Всё короче зимний день –

Не успеешь пообедать,

Солнце сядет за плетень.

Ни комарика,

Ни мушки.

Всюду только снег да снег.

Хорошо,

Что нам кормушки

Сделал добрый человек»

Ведущий:

Мы с ребятами довольны –

Помогли пичугам.

Не страшны теперь им будут

Холода и вьюги!

Ведущий:

Снова в нашем дворе звон,

Снег искрится так красиво.

Стайка на кормушке птиц!

Говорит нам всем «спасибо»

Песня и танец

Мне хотелось тогда за ночь взрослой стать,

Чтоб не смог мне никто что-то запрещать!

Улыбнулась мама мне, за руку взяла,

Научила песенке, что в жизни помогла.

Припев:

Что манит птицу - высота, высота!

Рыбам снится глубина, глубина!

Всё успеешь - не спеши, посчитай: раз, два, три!

Что манит птицу - высота, высота!

Рыбам снится глубина, глубина!

Всё успеешь - не спеши, посчитай: раз, два, три!

Список литературы

Интернет ресурсы

http://videoscope.cc/

http://multiki.arjlover.net/

1. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (Общим недоразвитием речи) с 4до 7 лет) Н.В. Нищевой

2. Дидактическая копилка воспитателя детского сада/ П.П. Дзюба.-Изд.2-е- Ростов н/Д.: Феникс, 2009.-252, [1] с.: - ил. – (Сердце отдаю детям)

3. Арбекова Н.Е Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Конспекты подгрупповых занятий логопеда/издательство ГНОМ, 2011.- 184с.

4 Проектная деятельность старших дошкольников/сост. В. Н. Журавлева. – Волгоград: Учитель, 2011.- 202с.: ил. ISBN 978-5-7057-1982-2

5. Ребенок и окружающий мир. Комплексные занятия в старшей группе.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»

6. Коррекция нарушения речи у дошкольников: программно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1999.-286с.

7. Экологические занятия с детьми: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.-159с.

8. Юшков А.Н. Загадки природы. Рекомендации к занятиям по естествознанию с первоклассниками и старшими дошкольниками . – СПб.: Речь; образовательные проекты; М.: Сфера, 2009.- 176с.

9. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Эксперементировангие.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2011.-128с.

10. Лесные тайнички: [рассказы, сказки] / Николай Сладков.- СПб.: Амфора. ТИД Амфора, 2010. – 95с.: ил. – (Серия «Звери и птицы»).

Приложение №1

Мы развесили кормушки

У администрации

Нет ни птиц и не птенцов,

Лишь одни овации!

Смастерили теремок

Он ни низок, ни высок

Думали для птичек – рай

Разобрали зря сарай!

Всю неделю мастерил

Дерево стругал, рубил

Получился птичий дом

Я повесил под окном

Чтоб помочь немножко птичкам

Сало вешаю синичкам

Семечек им налущу

И кормушку поищу

Смастерила я скворечник,

Словно терем расписной.

Пенье птицы вяз украсит

В марте, раннею весной

Свиристели налетели

Сразу ветки опустели

У куста калины красной

Стал порядок безобразный

Воробей сидел на ветке

И чирикал: «Чик-чирик»

Вдруг он кошечку увидел,

Стушевался и притих

Разнесла сорока вести,

Что спешит жених к невесте

И трещала до утра,

Что на свадьбу всем пора

Ворона вороненку

Купила рубашонку

Возразил малыш: « Как, как?

Я купил бы серый фрак!»

Приложение №2

Конспект занятия в подготовительной к школе группе

«Птицы нашего двора».

Цели: познакомить с зимующими птицами; изучать их особенности; воспитывать любовь к природе; развивать интерес к наблюдению за птицами; обогащать словарь: зимующие, перелетные птицы, кормушка.

Материалы и оборудование: зимнее дерево с изображением птиц, аудиозапись «Голоса птиц», баночки с кормом для птиц, силуэты птиц, кормушки изготовленные детьми с родителями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

-Отгадайте загадку о зимнем месяце. Обоснуйте отгадку словами загадки.

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза мерзнет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?

(Январь).

-«Даже птице не летится». Кому не летится? (Птице).

- Почему птице не летится? (Она мерзнет.)

- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

- Каких зимующих птиц вы знаете?

- Давайте отправимся в зимний лес, чтобы посмотреть, кто же живет там. Тихо в лесу поздней осенью и зимой: перелетные птицы уже давно улетели далеко-далеко. Зато к нам на зимовку прилетают другие пернатые. Пусть их немного, пусть не радуют нас веселым щебетанием, все равно это прекрасно.

– Ребята! Как красиво в зимнем лесу! Тишина. А что это за шум? Что за суета среди деревьев?

(Звучит запись «Голоса птиц»)

- Ребята, да это птицы зимнего леса. Но где же они?

(дети подходят к дереву, на котором «сидят» птицы).

А вот и необычное дерево, на котором поселилась стайка птиц. Давайте с ними познакомимся.

(Зимнее дерево с зимующими птицами: снегирь, клест, синица, дятел, ворона, воробей, сорока)

II. Знакомство с зимующими птицами.

- Посмотрите какая бойкая стайка поселилась на дереве.

Птички в этой стайке разные. Все эти птицы собрались вместе ещё осенью. Стайкой им легче прокормиться. Найдёт одна птичка корм, на её голос спешат другие. Обшарит стайка дерево и снег под ним, соберёт всё, что можно – попрятавшихся насекомых, семена и плоды – и летит дальше.

- Послушайте загадку и найдите эту птицу на нашем зимнем дереве.

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют

Не боится он простуды

С первым снегом тут как тут. (Снегирь).

-Молодцы!

- У снегиря, важного и гордого, ярко-красная грудка, черная шапочка, белые полоски на крыльях. Когда снегирь взлетает с ветки, кажется, на солнце вспыхивают два зеркальца. Но такими щеголями выглядят только папы – снегири. Снегири – мамы гораздо скромнее. У птиц это вообще заведено. Грудка у них не красная, а серовато-бурая. Шапочка не такая бархатистая, и зеркальца на крыльях поменьше. Все снегири неутомимые путешественники: всю осень и зиму они проводят в странствиях, перелают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины, ясеня, клена т. д. Чуть подкрепились, передохнули и вновь замелькали в припорошенных снегом перелесках.

- А теперь обратите внимание на клюв снегиря. Как вы думаете, таким клювом удобно извлекать семена? (Ответы детей). Следовательно, снегирь - птица (Зерноядная).

- Итак, чем питается снегирь? Как его клюв приспособлен к добыванию семян и почек? Запомните, если найдете под деревом выеденные плоды, значит, «столовались» тут именно снегири.

- Отгадайте следующую загадку и найдите птицу на дереве.

Непоседа невеличка.

Желтая почти вся птичка

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее... (Синичка)

Ребята, посмотрите какая необыкновенная окраска перьев у синицы. Кажется, что птичка надела желтую блузку с черным галстуком и зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой. Это оседлая птица. Синицы строят гнёзда в дуплах деревьев, в норах, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. Живут они стайками по 10 – 15 шт.

Гнездо синички состоит из тонких сухих стебельков трав, веточек, мха, лишайников. Синицы очень полезны в природе. За сутки они поедают столько насекомых, сколько весят сами.

Ребята, существует даже праздник в честь синички, он отмечается 12 ноября. В этот день зимующие птицы прилетают поближе к жилью человека. Синицу любили на Руси, считали ее птицей, приносящей счастье и хранительницей вещего слова.

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой. (Клёст)

- Зимой в наших краях можно увидеть и клеста. Это - большеголовая птица с красно- коричневым оперением. Одиночества они не любят, держатся стайками. Небольшие стайки клестов можно увидеть на хвойных деревьях. Почему? Семена шишек - их основная пища, но достать семечко из закрытой шишки не так - то просто. Как же быть?

- Рассмотрите эту птицу. Обратите внимание на клюв. На что он похож? Клюв у клеста напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. Шишки, после того как над ними потрудился клест, кажутся растрепанными. Клест сбрасывает их на землю. Шишку, обработанную клестом, узнать легко: клест отрывает ее вместе с веткой. И что еще интересно: клест вьет гнездо и выводит птенцов обычно в конце зимы - в феврале. Это - единственная птица, которая выводит птенцов зимой.

- Так как же отличить клестов от других птиц? Что помогает им доставать семена из шишки? Что особенного в поведении птиц зимой?

-Продолжаем отгадывать загадки:

В лесу под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово - дрозд, приятель!»

И ставит подпись…(дятел).

- Ребята, познакомьтесь с необыкновенно красивой птицей - дятлом. Крылья, брюшко и крылья у него черные. На голове красное пятнышко словно шапочка. У него крепкий клюв и длинный язычок. Дятел извлекает из-под коры жуков – короедов, вот почему дятла зовут лесным доктором. С наступлением весны у дятла в дупле появляется потомство: крошечные слепые птенцы. Послушайте стихотворение о дятле.

Добрый дятел – лесу лекарь

И летучая аптека.

Если с кем беда случится,

То он вмиг к нему примчится.

– Что, сосенка, заболела?

Мошкара тебя заела?

Да-а-а, тебя на самом деле

Короеды одолели.

Но даю тебе я слово –

Будешь ты опять здорова!

(В. Гвоздев)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её ... (Cорока)

- По – разному называют сороку: сорока - белобока, сорока - воровка, стрекотуха. Вот сколько прозвищ у одной птицы. Как она выглядит? Голова, хвост, крылья – черные, а бока белые. Отсюда и прозвище белобока. Летая по лесу, сорока издает звук, похожий на стрекот – вот и зовут ее стрекотухой.

Неспроста получила сорока прозвище «воровка»- любит она все блестящее. Несет в гнездо яркие бусинки, проволочку, пуговицы.

С наступлением осени сороки собираются в стаи Ягоды рябины, облепихи – излюбленное лакомство сорок. На юг сороки не улетают, а в зимние холода перебираются поближе к людям.

Физминутка «Птичка-невеличка»

Птичка-невеличка

По небу летала (птички летают),

Села под окошко,

Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки),

Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),

Выпрямила спинку.

Песенку запела, в домик полетела (машут руками).

- Ребята, а каких еще птичек вы видите на нашем дереве, назовите их?

А сейчас поиграем в игру «Счёт птиц» посчитайте сколько птиц сидит на дереве.

Игра «Узнай птицу по словесному описанию».

  1. Эта маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись. (Воробей.)
  2. Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. (Синицы.)
  3. У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел.)
  4. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, чёрного цвета. (Снегирь.)
  5. Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом. (Клест.)
  6. Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)
  7. У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое. (Ворона.)

- Молодцы, узнали всех птиц.

Что за стол среди берез,

Под открытым небом?

Угощает он в мороз.

Птиц зерном и хлебом (Кормушка).

- Правильно. Для чего нужны кормушки?

- Чем питаются птицы и что можно положить в кормушку).

-Молодцы!

-Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года? (ответы детей).

- Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм. Возле кормушек нельзя бросать пакеты, банки, в которых приносите корм. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был всегда. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба.

Игра «Птицы в кормушке».

-Сейчас мы с вами поиграем. Представьте, что вы птицы. Возьмите изображение понравившейся птицы. (Берут) А я читаю стихотворение. Та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку». (Садят птицу на кормушку)

«Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краёв

Стая жадных воробьёв.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог

Налетели семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье»

Дидактическая игра «Птичья столовая»

- А теперь подойдите к подносу с кормом, выберите только то, что едят птицы.

(На подносе стоят баночки с различным кормом для птиц. Среди них конфеты, хлеб, печенье, капуста свежая, сало).

- Ребята мы побывали в зимнем лесу, а теперь возвращаемся обратно.

III. Итог занятия:

- О каких птицах мы говорили?

- Почему их так называем?

- Какую птицу называют лесным доктором?

- Кто из этих птиц трещит?

- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?

- Как называется «птичья столовая»?

- Какой корм нужно класть в кормушку?

-ребята вы с родителями приготовили кормушки, мы сегодня на прогулке их развесим и разложим туда лакомства для наших птиц. Давайте и у себя дома тоже устаивать «птичьи столовые» и думаю, птицы будут нам за это благодарны.

Приложение №3

Загадки о зимующих птицах

Грудка ярче, чем заря,

У кого?..

У снегиря.

Всех я за день навещу,

Всё, что знаю, растрещу.

Сорока.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Синица.

В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой,

Назови его скорей,

Кто там скачет?

Воробей.

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей,

Прячется в морозных кронах,

А зовут её …

Ворона.

Эти птички с хохолком,

Очень яркие притом.

На рябину прилетели,

Птички эти…

Свиристели.

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица – почтальон,

Пролетит любой маршрут.

Голубь.

Над жуком и короедом

Держит он всегда победу.

По деревьям тук да тук:

Кто для леса верный друг?

Дятел.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

МАДОУ д/с «Алёнка» г. Советский»

Проект по развитию артикуляционной моторики «Веселый язычок»

у детей средней группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «АБВГДешка»

Исполнители:

учитель-логопед Богданова О.А.

воспитатели Казарина А.Н.

Прокопцова К.А.

г. Советский, 2018 г.

Актуальность:

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, тем содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Существует несколько сторон речи, одна из них - звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного звукопроизношения у детей - это сложный процесс: ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, контролировать собственную речь и речь окружающих людей. В норме звукопроизношение у ребенка формируется к пяти годам. Но у многих детей этот процесс задерживается. Исследования учёных показывают, что 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты звукопроизношения. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, имеющие различные речевые нарушения, глубоко переживают свои проблемы, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Что отрицательно влияет на успеваемость ученика. Очень серьезно встает вопрос о формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Воспитание правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста - задача общественной значимости. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения и другие). Одним из них является артикуляционная гимнастика. Знакомство детей с артикуляционной гимнастикой происходит с ранних лет. Благодаря артикуляционной гимнастике и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи логопеда.

Артикуляционная гимнастика интересна своей яркой, доступной для детей формой. Дети с интересом пытаются подрожать педагогу, повторить его действие. Выполняя вместе с педагогом артикуляционные упражнения, у детей обогащается словарный запас, развивается воображение, эмоции, упражняются органы артикуляции.

Участники проекта: дети средней группы, логопед, воспитатели, родители.

Сроки реализации: 6 мес. (октябрь 2018 г. – март 2019 года).

Цель проекта: создание условий для предупреждения и коррекции нарушений звукопроизношения у детей четырех – пяти лет, через применение артикуляционной гимнастики.

Задачи учителя - логопеда:

- провести диагностику состояния артикуляционной моторики у детей;

- подготовить методический материал для просвещения родителей и педагогов о методике проведения артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики.

- продемонстрировать способы и приемы проведения артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики.

Задачи педагогов:

- совместно с учителем – логопедом, подготовить план работы, картотеку артикуляционных игр и упражнений;

- формировать подвижность органов артикуляционного аппарата и точность их движений;

- воспитывать уверенность ребёнка в себе и своих возможностях, побуждать активность, самостоятельность, инициативность;

- способствовать активному привлечению родителей к совместной деятельности с ребенком для развития его артикуляционной моторики.

Задачи родителей:

- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;

- создавать в семье благоприятные условия для проведения артикуляционной гимнастики.

Гипотеза: Качественное и регулярное использование артикуляционной гимнастики педагогами в процессе НОД и родителями в домашних условиях с детьми способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе; позволяет подготовить артикуляционный аппарат детей к овладению нормами звукопроизношения родного языка.

Ожидаемый результат:

1. Развитие артикуляционной моторики до уровня максимальной достаточности для постановки звуков у детей;

2. Повышение интереса родителей к проблеме развития речи своих детей;

3. Активное участие родителей в образовательном процессе детей.

Средства достижения поставленных задач:

- использование артикуляционной гимнастики в процессе НОД, на прогулке, в повседневной жизни ребенка, на индивидуальных занятиях;

- информационные листы для родителей;

- разработка приемов для развития артикуляционной моторики;

- анализ методической литературы по данной теме.

Мониторинг проекта.

Для выявления уровня развития артикуляционной моторики были подобраны следующие упражнения:

1. «Изобразим животных»

«Волк»

Предложить ребенку показать, как воет волк (вытянуть губы вперед и произнести звук «у - у - у»).

«Котенок»

Предложить ребенку «полакать» молоко, как котенок, быстро выбрасывая и втягивая язык.

«Лошадка»

Прищелкивая языком, цокать, как лошадки.

Оценка результатов:

3 балла: Ребенок активно выполняет все задания. Поиск артикуляторной позиции не затруднен. Язык не отклоняется от заданного игровой ситуацией положения. Движения губ и языка довольно четкие, координированные. Легкая усталость.

2 балла: Все задания ребенок выполняет, легко находя артикуляторную позицию. Движения языка и губ координированные. К концу упражнения наблюдается сильное истощение и замедление темпа.

1 балл: Ребенок, выполняя упражнения, затрудняется быстро найти позицию губ и языка. Движения нечеткие, не плавные. Наблюдается быстрая истощаемость, присутствуют ошибки.

0 баллов: Движения губ и языка затруднены. Не все задания выполняются, темп выполнения медленный.

2. «Сказка о веселом Язычке»

Оценка результатов:

3 балла: Ребенок активно участвует в действии, не задумываясь находит позицию органов артикуляции. Активен, движения быстрые. Небольшая усталость.

2 балла: Ребенок выполняет все игровые задания. Но к концу сказки наблюдается истощение, появляются ошибки, темп выполнения упражнений замедляется.

1 балл: Игровые задания с произнесением гласных выполняет нечетко, сильно затруднено нахождение правильного положения языка и губ, темп замедленный.

0 баллов: Ребенок не успевает выполнять игровые задания, ориентируется на других детей и повторяет частично за ними. Артикуляция сильно затруднена.

3. Игровые упражнения на дыхание.

«Ветерок»

Предложить ребенку подуть на маленький листик из бумаги, как будто это ветер сорвал его с дерева. Губы ребенка должны быть округлены и слегка вытянуты вперед. Дети выполняют упражнения после показа педагога.

«Мыльные пузыри»

Игра с пусканием мыльных пузырей. Дети по очереди выдувают мыльные пузыри, стараясь выпустить струю воздуха плавно, но довольно сильно. Так выдувается больше мыльных пузырей.

«Забей гол»

Оценка результатов:

3 балла: Ребенок активно выполняет упражнения, дыхание не затруднено. Выдох сильный, целенаправленный. Чаще всего задания выполняются успешно, четко, правильно.

2 балла: Ребенок старательно выполняет задания. Струя воздуха довольно сильная, но часто отклоняющаяся от необходимой траектории.

1 балл: Задания ребенком понимаются правильно, но выдох слабый. Струя воздуха не целенаправленна. Только некоторые попытки выполнить задание являются успешными.

0 баллов: Ребенок сильно затрудняется в выполнении задания. Долго ищет подходящую позицию органов артикуляции. Выдох очень слабый, координация плохая.

Для оценки артикуляционной моторики детей нами были определены уровни ее развития:

Высокий уровень (6 и более баллов): Движения органов артикуляции свободные, легко координируемые, четкие. Темп выполнения заданий довольно быстрый, относительно постоянный. Быстрая смена положения языка и губ. К концу выполнения заданий наблюдается лишь легкая усталость.

Средний уровень (3-5 баллов): Большинство игровых заданий выполняются ребенком успешно. Движения координированные, четкие. Небольшие проблемы в поиске артикуляторной позиции. Довольно замедленный темп выполнения заданий.

Низкий уровень (0-2 баллов): Ребенок затрудняется в выполнении упражнений. Движения языка и губ нечеткие, смазанные. Темп выполнения заданий очень медленный. Сильное истощение, практически нет успешно выполненных заданий.

План выполнения проекта

1. Подготовительный этап

- Диагностика состояния артикуляционной моторики у детей;

- изучение методической литературы по данной теме;

- определение темы, цели и задач, содержание проекта;

- прогноз результата деятельности.

2. Родительские собрания: знакомство с проектом «Веселый язычок!»;

3. Подготовка наглядного материала:

- письменных консультаций, стендов информации;

- современных, многофункциональных игр для развития артикуляционного аппарата детей.

4. Основной этап

Составление перспективного плана проведения артикуляционных игр педагогов и родителей с детьми.

5. Включение воспитателем артикуляционных игр в конспекты НОД.

6. Консультации учителя – логопеда для родителей на тему: «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?» и др.;

7. Мастер-класс для родителей: «Трудности трудных звуков».

8. Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые игры? », «Как проводить с ребенком речевые игры».

9. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию артикуляционной моторики детей.

10. Заключительный этап

- диагностика артикуляционной моторики у детей;

- анализ проделанной работы по проекту «Веселый язычок!» с родителями.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

- НОД;

- Дидактические игры;

- Подвижные игры;

- Пальчиковые игры;

- Речевые игры;

- Чтение художественной литературы;

- Музыкально-ритмические движения.

Месяц

Содержание

октябрь

Диагностика состояния артикуляционной моторики у детей.

ноябрь

«Сказка о весёлом Язычке» - мониторинг для детей

декабрь

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию артикуляционной моторики у детей (папки-передвижки, картотеки, комплекс упражнений для занятий дома)

январь

Мастер-класс для родителей «Массаж язычка зубной щеткой» (Для чего нужна артикуляционная гимнастика?)

февраль

Мастер-класс для родителей «Автоматизация звуков с мамой»

март

Диагностика артикуляционной моторики у детей.