Диагностический инструментарий.
"Сущность педагогической диагностики — изучение результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей» (А.И. Кочетов).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тестовая методика диагностики устной речи детей подготовительной группы к обучению в школе
(под редакцией В.И. Яшиной)
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РЕЧЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучению уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и об их целостном психическом развитии.
Речь является средством приобретения знаний, развития всех психических функций, самовыражения и познания других, основным средством общения между учителем и учеником.
Уровень развития речи существенно влияет на успешность обучения. Дети с высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем речевого развития обнаруживаются трудности в общении, обучении грамоте. Дети со средним уровнем речевого развития отличаются нестабильностью успехов в учебе.
Для того, чтобы понять сущность речевой готовности к школьному обучению, мы должны четко представлять, что же входит в содержание способностей устной речи и какие компоненты самые важные для изучения речи.
Речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие фонематического слуха и звукового анализа, словаря, осознание состава слов, формирование грамматических категорий, развитие коммуникативных умений, связной речи.
Вопрос о диагностике речевой готовности детей к школьному обучению исключительно сложен, поскольку речь подвержена многофакторным влияниям, сложна по своей организации. Тесты для определения общего развития устной речи до сих пор мало разработаны. Чаще всего предлагаются задания для выявления уровня развития отдельных сторон развития речи (лексика, фонетика, грамматика, связная речь), на основе выполнения, которых делаются выводы об уровне речевого развития детей в целом.
Обработка и интерпретация результатов.
Вывод об уровне речевой готовности детей к школьному обучению делается на основе суммарной оценки развития всех обследованных сторон речи.
Совпадение качественных оценок указывает на общую оценку уровня речевого развития: высокий, средний, низкий. В случаях несовпадения учитывается преобладание определенных оценок, и вводятся промежуточные уровни: выше среднего или ниже среднего.
Например, если совпадают 4 высоких уровня и 2 средних, итоговой оценкой
будет – уровень выше среднего.
Таким образом, при итоговой оценке ребенок может быть отнесен к одному из пяти уровней речевой готовности к школе: высокому, выше среднего, среднему, ниже среднего или низкому.
Результаты обследования могут быть оформлены в итоговой таблице (см. таблицу №6).
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Для изучения коммуникативных умений детей приводятся наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать диалог, поддерживать и вести его последовательно, умение слушать собеседника и понимать его, умение ясно выражать свои мысли.
Оценка коммуникативных умений может быть дана (условно) с учетом следующих критериев.
№ | КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ | ОЦЕНКА В БАЛЛАХ | УРОВЕНЬ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ |
1. | Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета. | 3 | ВЫСОКИЙ |
2. | Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое. | 2 | СРЕДНИЙ |
3. | Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогами, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать мысли, точно передавать их содержание. | 1 | НИЗКИЙ |
ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Важно проверить, как дети произносят звуки не только в отдельных словах, но во фразовой речи. С этой целью применяются наборы предметных и сюжетных картинок, в названии которых проверяемые звуки и находятся в разных позициях.
Для проверки умений дифференцировать звуки ребенку предлагают картинки, в названии которых, встречаются оба дифференцируемых звука [З-С, Ш-Ж, Ц-Ч, Б-Д, Г-К, Л-Р], и картинки, названия которых отличаются звуком (мишка-миска, лак-рак). При обследовании произношения следует отмечать не только отсутствие или особенности темпа речи, речевого дыхания.
Результаты обследования речи заносятся в таблицу:
- Знаком ( + ) отмечается правильное произношение, умение дифференцировать звуки, регулировать темп речи и дыхания.
- Знаком ( – ) пропуск звуков, отсутствие дифференциации, нарушение в регуляции темпа речи.
- При замене звуков в соответствующей клетке указывается звук – заменитель.
№ | КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ | ОЦЕНКА В БАЛЛАХ | УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ |
1. | Правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка. Умение дифференцировать звуки (различать на слух и при произношении). Хорошая регуляция темпа речи и речевого дыхания. | 3 | ВЫСОКИЙ |
2. | Неустойчивость и недостаточная четкость произношения и дифференциация звуков. | 2 | СРЕДНИЙ |
3. | Дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации. Неумение регулировать темпы речи и дыхания. | 1 | НИЗКИЙ |
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Для изучения уровня связной речи используется методики «пересказа текста». Детям предлагается прослушать незнакомые рассказ или сказку, небольшие по объему.
Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям:
- ПОНИМАНИЕ ТЕКСТА – правильно ли ребенок формулирует основную мысль.
- СТРУКТРУИРОВАНИЕ – умение последовательно и точно построить
ТЕКСТА пересказ (основывается на основе сопоставления
пересказа со структурой текста).
- ЛЕКСИКА – полнота использования лексики текста, замена авторских
выразительных средств собственными.
- ГРАММАТИКА – правильность построения предложений, умение
использовать сложные предложения.
- ПЛАВНОСТЬ РЕЧИ – наличие или отсутствие длительных пауз.
6. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ – наличие или отсутствие подсказок педагога
ПЕРЕСКАЗА по ходу пересказа, необходимость повторного
чтения текста.
Каждый показатель оценивается отдельно.
Высшая оценка воспроизведения текста – 12.
Правильное воспроизведение – 2.
Незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок,
длительных пауз, небольшое количество подсказок – 1.
Неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики,
многочисленные паузы, необходимость в подсказках – 0.
Высокий уровень воспроизведения текста – 12.
Средний уровень – 6.
Низкий уровень – 6.
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОСОЗНАНИЯ
ЭЛЕМЕНТОВ ЯЗЫКА
ЗАДАНИЯ:
- Назвать слово.
- Назвать один звук.
- Придумать слова на заданный звук [С].
- Придумать слова на заданный слог ША.
- Сколько звуков в слове ЛИСА.
- Составить схему назвать в этом слове (согласный твердый, согласный мягкий, гласный).
- Разделить слово МАШИНА на слоги, назвать первый, второй, третий слог.
- Собрать слово из звуков В, О, Л, К; Т, А, Н, К.
- Назвать одно предложение.
- Сколько слов в предложении – Дети любят гулять.
- Назвать первое, второе, третье слово.
- Какое слово второе, третье, первое.
Результаты обследования заносятся в таблицу:
Правильный ответ – 1.
Не верный ответ – 0.
Высшая оценка – 12.
Средняя – 6.
Низкая оценка – 6.
ИЗУЧЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Необходимо выявить способность детей быстро находить, подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова.
ЗАДАНИЕ №1. Классификация понятий.
МАТЕРИАЛ: 30 картинок с изображением ЖИВОТНЫХ, ОДЕЖДЫ, ИГРУШЕК, ФРУКТОВ, ОВОЩЕЙ, ТРАНСПОТРА.
Педагог называет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки. Например, подобрать картинки с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильных выборов картинок, каждый верный выбор оценивается одним баллом. Если наряду с верными выборами сделаны неверные, то все задания оцениваются 0.
Высшая оценка – 30.
ЗАДАНИЕ №2. Подбор синонимов.
Проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову слово, близкое по значению. Всего предъявляются 10 слов (например, хмурый, веселый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать).
Высшая оценка – 10.
Подобранное слово является синонимом названного – 1.
Подобранное слово не соответствует семантическому полю заданного – 0.
ЗАДАНИЕ №3. Подбор определений.
Проводится в форме игры в слова. Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: ПЛАТЬЕ, БЕРЕЗА, ЯБЛОКО, ЛИСА, ДЕВОЧКА. Например, платье. Какое оно? Как про можно сказать еще? Каким оно может быть?
Высшая оценка – 10.
Придумано более 3 слов, семантически соответствующих названному – 2.
Менее 3 слов – 1.
Отсутствие или не соответствует семантическому полю предъявляемого слова – 0.
После выполнения всех трех заданий, направленных на выявление словаря, подсчитывается суммарная оценка.
Высшая оценка – 50 – соответствует высокому уровню.
Средний уровень – 32 – 49.
Низкий уровень лексического развития ребенка – 32.
ИЗУЧЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Необходимо выявить уровень владения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова. С этой целью предлагаются игровые грамматические задачи на конструирование слов и предложений.
ЗАДАНИЕ №1. Понимание грамматических структур.
МАТЕРИАЛ: 4 КУКЛЫ, 10 ФИГУРОК ЖИВОТНЫХ, 1 КУБИК.
Педагог произносит фразу и просит ребенка проиллюстрировать ее смысл с помощью игрушек:
- Уложить маленького ребенка спать.
- Кошка поймана мальчиком.
- Утка убежала, прежде чем ее схватила овца.
- Собака кусает медведя, который схватил зайца.
- Собака позволяет мальчику погладить ее.
- Белка стоит между медведем и мальчиком.
- Маленький мальчик убежал от собаки и спрятался за кубик.
- Покажи ручкой карандаш.
- Покажи собаку хозяина.
- Толя веселее Светы. Кто веселее?
Верные ответы – 1.
Неверные ответы – 0.
ЗАДАНИЕ №2. Образование форм существительных, обозначающих детенышей животных.
МАТЕРИАЛ: 10 картинок с изображением животных и их детенышей (ЛОШАДЬ, СЛОН, ЛИСА, КОШКА, ЗАЯЦ, СВИНЬЯ, ЛЕВ, КОРОВА, ОВЦА, МЕДВЕДЬ).
Задания предъявляются в форме игры «Кто у кого?». Необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовать формы множественного числа именительного и родительного падежей (у лисы – лисята; У лисы много лисят и др.).
Высшая оценка – 20.
Безошибочное употребление обеих форм – 2.
Незначительная ошибка от нормы – 1.
Неверный ответ – 0.
ЗАДАНИЕ №3. Конструирование предложений.
Ребенку предлагается 3 слова (имена существительные в именительном падеже, глаголы в неопределенной форме), из которых он должен составить предложение. Всего 5 наборов слов:
- Дети, гулять, парк.
- Аквариум, рыбка, плавать.
- Танк, мальчик, рисовать.
- Малыш, купать, мама.
- Гараж, дети, строить.
Высшая оценка – 10.
Предложение сконструировано верно, все слова употреблены правильно – 2.
В предложении есть незначительные отклонения от правил – 1.
Не все слова использованы, есть нарушения правил – 0.
ЗАДАНИЕ №4. Словообразование.
Проверка умения образовывать слова:
А) С помощью слияния двух основ (морфолого-синтаксический способ).
Ребенку предлагается ответить на вопросы:
- У зайца короткий хвост. Какой заяц? (Короткохвостый).
- У зайца длинные уши. Какой заяц? (Длинноухий).
- У медведя толстые пятки. Какой медведь? (Толстопятый).
- У девочки черные волосы. Какая девочка? (Черноволосая).
Б) Путем перехода слов из одного грамматического класса (сущ.) в другой (прил.)
(семантико-морфологический способ).
Ребенку предлагаются упражнения на образование прилагательных:
- Стакан сделан из стекла. Какой стакан?
- Стол сделан из дерева. Какой он?
- Мясорубка сделана из железа. Какая она?
ЗАДАНИЕ №5. Проверка умения подбирать родственные слова.
Подбери родственные слова к словам: СНЕГ, ЗИМА, МОРЕ.
Высшая оценка – 10.
Правильность выполнение – 1.
Неверное выполнение – 0.
После выполнения всех заданий, направленных на выявление уровня грамматических навыков, подсчитывается их суммарная оценка.
Высшая оценка – 50, соответствует высокому уровню.
Средний уровень – 32 – 49.
Низкий уровень – 32
ИЗУЧЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ (1)
№ п/п | ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЕНКА | ПОНИМАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ | ИТОГ | ОБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ,ОБОЗНАЧАЮЩИХ ДЕТЕНЫШЕЙ ЖИВОТНЫХ | ОБРАЗОВАНИЕ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ д\и «ЧЕЙ ХВОСТ?» «ЧЬЯ МОРДА?» | ИТОГ | |||||||||||||||||
1. Уложи маленького ребенка спать. | 2. Кошка поймана мальчиком. | 3. Утка убежала, прежде чем ее схватила овца. | 4. Собака кусает медведя, который схватил зайца. | 5. Собака позволяет мальчику погладить ее. | 6. Толя веселее Светы. Кто грустнее? | 7. Покажи хозяина собаки. | 8. Белка стоит между медведем и мальчиком. | 9. Мальчик убежал от собаки и спрятался за кубик. | 10. Покажи ручкой карандаш. | В.О.- 1 Н.О.- 0 общий 10 | лошадь д/и “Кто у кого” | слон “Нет кого?” | свинья | корова | лев | У лисы | У волка | У зайца | У собаки | У медведя | 2 1 0 общий 20 | ||
1 | |||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||
10 |
ИЗУЧЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ (2)
№ П/П | ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЕНКА | КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ | ИТОГ | СЛОВООБРАЗОВАНИЕ | ИТОГ | ВЫВОД | |||||||||||||
1. Дети, гулять, парк. | 2. Аквариум, рыбка, плавать. | 3. Танк, мальчик, рисовать. | 4. Гараж, дети, строить. | 5. Малыш, купать, мама. | 2 1 0 обший 10 | ОБРАЗОВАНИЕ УМЕНЬШ. -ЛАСКАТ. СУЩЕСТВ. | СЛИЯНИЕ ДВУХ ОСНОВ | ОБРАЗОВАНИЕ ПРИЛАГА ТЕЛЬНЫХ | ПОДБОР РОДСТВЕННЫХ СЛОВ | В.О. - 1 Н.О. - 0 обший 10 | в. ур. – 50 с. ур. - 49-32 н. ур. – 31 | ||||||||
1.изба | 2. дерево | 1. У зайца короткий хвост. Какой заяц? | 2. У зайца длинные уши. Какой заяц? | 3. У девочки черные волосы. Какая девочка? | 1. Мясорубка из железа. Какая она? | 2. Стол из дерева. Какой он? | снег | зима | море | ||||||||||
1 | |||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||
10 |
ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ
№ п/п | Ф.И. РЕБЕНКА | ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ | ОСОБЕННОСТИ ТЕМПА РЕЧИ, РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ | ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ | ИТОГ | ||||||||||||
с ш | з ж | ц ч | с щ | п б | к г | т д | л р | ||||||||||
1. | в норме | ||||||||||||||||
2. | в норме | ||||||||||||||||
3. | в норме | ||||||||||||||||
4. | в норме | ||||||||||||||||
5. | в норме | ||||||||||||||||
6. | в норме | ||||||||||||||||
7. | в норме | ||||||||||||||||
8. | в норме | ||||||||||||||||
9. | в норме | ||||||||||||||||
10. | в норме |
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОСОЗНАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЯЗЫКА
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ИТОГО | ОЦЕНКА в. у.-12 б., с. у.-6 б., н. у.-5 б. |
Сказать 1 слово | Сказать 1 звук | Придумать слово на заданный звук «С» | Придумать слово на заданный слог «ША» | Сколько в слове звуков «лиса» | Составить схему, назвать звуки в этом слове (согл., тв., согл.м., гл.) | Разделить слова «МАШИНА» на слоги, назвать слоги: 1, 2, 3. | Собрать слово из звуков ВОЛК, ТАНК. | Сказать одно предложение | Сколько слов в предложении «ДЕТИ ЛЮБЯТ ГУЛЯТЬ» | Назвать 1,2,3 слово | Назвать 2,3,1 слово | ||||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
10 |
- Изучение уровня речевой коммуникации детей.
- Изучение уровня связной речи.
- Изучение словаря детей.
№ п/п | ФАМИЛИЯ ИМЯ РЕБЕНКА | 1 | 2 | 3 | CИНОНИМЫ «Скажи по-другому» | АНТОНИМЫ «Скажи наоборот» | Подбор опреде лений | Части предмета | Всего бал. Уровень речевого развития | ||||||||||||||||||||||
Связная речь | Классификация | ||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень речевой коммуникации 1, 2, 3 3 | Пересказ 2 – 1 – 0 | Составление пересказа по карт. 2 – 1 – 0 | 12 в.у6-11-с.у. 6 -н.у | Животные | Одежда | Транспорт | Овощи | Фрукты | Игрушки | ИТОГО 5 - 0 | Хмурый | Веселый | Разговаривать | Большой | Смеяться | День | Старый | Далёко | Трусливый | Плакать | ИТОГО 1 - 0 | Платье | Береза | Яблоко | чайник | стул | ИТОГО 2 б. 1б. 0 | 50 – в.у., 32 – 49 – с.у., 32 – н.у | |||
1 | |||||||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||||||||
6 | |||||||||||||||||||||||||||||||
7 | |||||||||||||||||||||||||||||||
8 | |||||||||||||||||||||||||||||||
9 | |||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Уровень речевого развития выпускников
МАДОУ д/с «Алёнка» за 2016 - 2017учебный год
группа
№ п/п | Ф.И. ребенка | Школа | Диагноз | Уровни развития | Уровень речевой готовности к школе | Примечание | ||||||
Первичный | По выпуску | Речевая Коммуникац. | Связная речь | Словарь | Грамматика | Произношен. | Подготовка к обучению грамоте | |||||
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
7 | ||||||||||||
8 | ||||||||||||
9 | ||||||||||||
10 |
Качественный показатель: Примечание: Дети со средним уровнем речевого развития
В.У. – отличаются нестабильностью успехов в учебе.
С.У. –
Предварительный просмотр:
Речевая карта ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР) с 4 до 7 лет (Н.В. Нищева)
АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ
Фамилия, имя ребенка ____________________________________________________________________________________________________________
Дата рождения ___________________________________________________________
Домашний адрес ___________________________________________________________
Откуда поступил ___________________________________________________________
Сведения о родителях:
• мать (ФИО; возраст на момент родов; где и кем работает; образование)__________________________________________________________________
Национальный язык (двуязычие)____________________________________________________________________________________________________
Общий анамнез
Перенесенные заболевания:• до года_________________________________________________________________________________________________
• после года _____________________________________________________________________________________________________________________
Ушибы, травмы головы ______________________________________ Судороги при высокой температуре _____________________________________
Раннее развитие
Голову держит с ( 1,5 мес.) _______Сидит с ( 6 мес.) _____Ползает с ( 6—7 мес.) ______Стоит с (10—11 мес.) _________Ходит с ( 11—12 мес.) _____
Речевой анамнез
Гуление в (2 мес.) _______ Лепет в (4—6 мес.) _____________ Первые слова (к 1 году) ____________ Первые фразы в (от 1,5 до 2-х лет) ___________
Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине _________________________________________________________________________________
Использование жестов (замена речи, дополнение речи) ________________________________________________________________________________
Отношение членов семьи к речевому дефекту ________________________________________________________________________________________
Занимались ли с логопедом ________________________________________________________________________________________________________
Результаты занятий с логопедом ____________________________________________________________________________________________________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) __________________________________________________________________________________________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов) __________________________________________________
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный) ______________________________________________________
Твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель)_____________________________________________
Мягкое небо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) _______________________________________________________
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия корня языка)_____________________________________________
Подъязычная связка (без особенностей, короткая, укороченная, наличие спайки с тканями подъязычной области, оперированная, наличие послеоперационного узла.) ________________________________________________________________________________________________________
Исследование состояния моторной сферы
1. Состояние общей и мелкой моторики (объем выполнения движений, темп, активность, координация движений, ведущая рука)
4 года __________________________________________________________________________________________________________________________
5 лет ___________________________________________________________________________________________________________________________
6 лет ___________________________________________________________________________________________________________________________
2. Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок)
4 года | 5 лет | 6 лет | |
закрыть правый глаз, левый глаз, прищурить глаза; поднять брови, нахмурить брови, надуть щеки, втянуть щеки, наморщить нос • наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок |
3. Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка)
4 года | 5 лет | 6 лет | |
• движения нижней челюсти: (открыть и закрыть рот; подвигать нижней челюстью вправо-влево) | |||
• движения губ: ( «улыбка», «трубочка», чередовать выполнение указанных упражнений; «заборчик», «рупор», вибрация «тпру») | |||
• движения языка: ( «лопатка», «иголочка», чередовать выполнение указанных упражнений, «качели»; «часики»; «вкусное варенье», кончиком обвести губы, «цоканье») |
4. Исследование состояния импрессивной речи
4.1. Пассивный словарь:
4 года | 5 лет | 6 лет | ||
4.1.1. Понимание имён существительных (по картинкам / игрушкам показать отдельные предметы и части предметов) Покажи…. | ||||
4 года | мальчика | |||
девочку | ||||
голову мальчика/девочки | ||||
руки мальчика/ девочки | ||||
ноги мальчика/ девочки | ||||
дом | ||||
крышу дома | ||||
машину | ||||
колеса машины | ||||
собаку | ||||
уши собаки | ||||
глаза собаки | ||||
5 лет | живот мальчика/ девочки | |||
шею мальчика/ девочки | ||||
окна дома | ||||
дверь дома | ||||
балкон | ||||
трубу на крыше дома | ||||
стул | ||||
ножки стула | ||||
спинку стула | ||||
сиденье стула | ||||
кабину грузовика | ||||
кузов грузовика | ||||
туловище собаки | ||||
голову собаки | ||||
6 лет | локти девочки/ мальчика | |||
колени девочки/ мальчика | ||||
пуговицы | ||||
воротник | ||||
манжеты | ||||
фары грузовика | ||||
лапы собаки | ||||
4.1.2. Понимание действий Покажи… | Где девочка сидит? Где девочка стоит? Где девочка лежит? Где девочка идет? Где мальчик ест? Где мальчик пьет? Где мальчик читает? Где мальчик рисует? | Кто летит? Кто плывет? Кто идет? Кто прыгает? Кто ползет? | Кто строит? Кто убирает? Кто продает? Кто покупает? |
4.2. Понимание различных форм словоизменения:
4 года | 5 лет | 6 лет | |
4.2.1. Дифференциация единственного и множественного числа существительных. Покажи где….? (по картинкам) | дом/дома кот/коты кукла/куклы груша/ груши ведро/ведра | глаз/глаза стул/стулья лист/листья окно/окна | рукав/рукава пень/ пни гнездо/гнезда перо/ перья ухо/уши |
4.2.2. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами. Покажи цыплёнка, который….. (по сюжетной картинке) | |||
- стоит в корытце | |||
- стоит на корытце | |||
- стоит у корытца | |||
- прыгает со ступеньки | |||
- гонится за бабочкой | |||
- спрятался под крыльцом | |||
- ходит по крыльцу | |||
- выглядывает из ведра | |||
- выглядывает из-за крыльца | |||
- выглядывает из-под крыльца | |||
- сидит над корытцем | |||
4.2.3. Понимание предложений | Покажи картинку, на которой … - Мальчик поздравляет девочку. - Девочка поздравляет мальчика. | Покажи картинку, на которой … - Собака бежит за мальчиком. - Мальчик бежит за собакой. | Покажи на картинке… - Бабочку, которая сидит на распустившемся цветке. - Бабочку, которая сидит на ещё не распустившемся цветке. |
4. 3. Состояние фонематического восприятия:
4 года | 5 лет | 6 лет | |
4.3.1. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (показать на картинке) | Кот-кит Дом-дым Уточка-удочка Киска-миска | Мышка-мишка Почка – бочка Катушка – кадушка Корка - горка | Мышка – мошка Пашня – башня Сова – софа Крот - грот |
4.3.2 Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (показать на картинке) | Коса-коза Мишка-миска Кочка-кошка Малина - Марина | Речка – редька Цвет – свет Чёлка – щёлка Рейка - лейка | Лук – люк Марка – майка Ель – гель Плач - плащ |
5. Исследование экспрессивной речи
5.1.1.Номинативный словарь. Имена существительные – назвать существительные по предложенным темам | |
4 года. Вспомни и назови несколько…. | игрушек: ______________________________________________________________________________________ предметов одежды: ______________________________________________________________________________ предметов посуды: _______________________________________________________________________________ предметов обуви: ________________________________________________________________________________ |
5 лет. Перечисли известные тебе … | овощи: _________________________________________________________________________________________ фрукты: ________________________________________________________________________________________ птиц: ___________________________________________________________________________________________ мебель: _________________________________________________________________________________________ |
6 лет. Вспомни и назови названия…. | ягод: ___________________________________________________________________________________________ насекомых: ______________________________________________________________________________________ животных: ______________________________________________________________________________________ транспорта: _____________________________________________________________________________________ |
5.1.2. Номинативный словарь. Имена существительные – назвать части тела и части предметов (по картинкам) | |
4 года. Назови что это? | ноги ___________________________________ спинка стула ________________________________________ руки ___________________________________ сиденье стула ________________________________________ голова __________________________________ ножки стула _________________________________________ глаза ___________________________________ кузов машины _______________________________________ уши кукол _______________________________ колёса машины _______________________________________ |
5 лет. Назови что это? | нос ____________________________________ рукав ______________________________________________ рот ____________________________________ воротник ____________________________________________ шея ____________________________________ пуговицу ____________________________________________ живот __________________________________ кабину машины ______________________________________ грудь кукол ______________________________ руль_________________________________________________ |
6 лет. Назови что это? | локоть _________________________________ манжета ____________________________________________ ладонь ________________________________ петля для пуговицы __________________________________ затылок _________________________________ фары ______________________________________________ висок ___________________________________ мотор _____________________________________________ |
5.1.3. Номинативный словарь. Имена существительные – обобщающие слова. Назови одним словом, что это? | ||
4 года. | 5 лет. | 6 лет. |
Машинка, кукла, мяч - _____________________ Рубашка, платье, шорты - ___________________ Ботинки, тапки, туфли - ____________________ | Стул, стол, шкаф - _________________________ Огурец, морковь, помидор- _________________ Яблоко, банан, апельсин - __________________ Сова, воробей, голубь- _____________________ | Клубника, смородина, черника -_____________ Муха, комар, бабочка - _____________________ Корова, кошка, собака - ____________________ Самолёт, машина, автобус - _________________ |
5.2.1. Атрибутивный словарь. Подбор антонимов. Скажи наоборот. | |||
6 лет. | |||
друг - _________________________ горе - _________________________ | легкий - _______________________ давать - _______________________ | добро - ________________________ горячий - ______________________ | длинный - _____________________ поднимать - ___________________ |
5.2.2. Атрибутивный словарь. Умение называть форму предмета. Назови форму предметов изображённых на картинке. | |||
Логопед помогает вопросами: - Мяч какой формы? - Какой формы огурец? - На какую фигуру похож платок? - Если платок похож на квадрат, какой он формы? | 4 года. | 5 лет. | 6 лет. |
Мяч какой? _______________________ Платок какой? ____________________ | Солнце какое? ____________________ Печенье какое?____________________ Косынка какая? ___________________ Огурец какой? ____________________ | Руль какой? ______________________ Окно какое? ______________________ Флажок какой? ____________________ Слива какая? _____________________ Салфетка какая? __________________ (многоугольная) |
5.3. Предикативный словарь (глагольный). | ||
4 года. | 5 лет. | 6 лет. |
Перечисли, что делают те, кто изображён на картинках? Мальчик (ест) ________________ Девочка (спит) _______________ Птица (летит) ________________ Рыбки (плавают) _____________ Машины (едут) ______________ | Как передвигаются птицы? ____________________ Как передвигаются рыбы? _____________________ Как передвигается змея? ______________________ Как передвигается лягушка? ___________________ Как передвигается человек? ___________________ Кошка мяукает. А собака что делает? ___________ А как подаёт голос корова? ____________________ А как подаёт голос петух? _____________________ (летают, плавают, ползает, прыгает, ходит, лает, мычит, кукарекает) | Ворона каркает. А как подаёт голос кукушка? ___________ Как подаёт голос волк? ______________________________ Как подаёт голос лошадь? ____________________________ Как подаёт голос овца? ______________________________ Врач лечит. А что делает учитель? _____________________ Что делает продавец? ________________________________ Что делает маляр? ___________________________________ Что делает швея? ___________________________________ (кукует, воет, ржёт, блеет, учит, продаёт, красит, шьёт) |
6. Состояние грамматического строя речи.
6.1. Образование формы множественного числа имён существительных. Назови пары картинок. | ||
4 года. | 5 лет. | 6 лет. |
Стол - ___________________________________ Кот - ____________________________________ Дом - ____________________________________ Кукла - __________________________________ Рука - ___________________________________ Окно - ___________________________________ | Глаз - ____________________________________ Рот - ____________________________________ Река - ____________________________________ Ухо - ____________________________________ Кольцо - _________________________________ | Лев - ____________________________________ Лист - ___________________________________ Стул - ___________________________________ Воробей - ________________________________ Дерево - _________________________________ Пень - ___________________________________ |
6.2. Употребление имён существительных в косвенных падежах. | |||
4 года. | 5 лет. | 6 лет. | |
Родительный падеж? Без чего? | |||
Дательный падеж. Даёт корм кому? | |||
Винительный падеж. Мальчик нарисовал кого? | |||
Творительный падеж. Работает чем? | |||
Предложный падеж. Мечтает о чём? |
6.3. Согласование имен прилагательных с именами существительными единственного числа. | ||
4 года. | 5 лет. | 6 лет. |
Мяч какой?_______________________________ Шапка какая? _____________________________ Ведро какое? _____________________________ (красный, синяя, желтое) | Апельсин какой? __________________________ Бабочка какая? ____________________________ Блюдце какое? ____________________________ (оранжевый, голубая, белое) | Колокольчик какой? _______________________ Ворона какая? ____________________________ Платье какое? ____________________________ (фиолетовый, серая, розовое) |
6.4. Употребление простых предлогов. | ||
4 года. | 5 лет. | 6 лет. |
Где стоит ваза? ___________________________ Где лежат фрукты? ________________________ У кого мячик? ____________________________ (на столе, в корзине, у мальчика) | Где сидит снегирь? ________________________ Где стоит машина? ________________________ У кого кукла? _____________________________ Где стоит коза? ___________________________ Где едет машина? _________________________ (на дереве, в гараже, у девочки, за забором, по дороге) | Где лежит мяч? ___________________________ Где летает бабочка? _______________________ Откуда вылетает птичка? ___________________ Откуда прыгает котёнок? ___________________ (под столом, над цветком, из клетки, с кресла) |
6.5. Согласование имен числительных с именами существительными. Сосчитай на картинках предметы. Ответь, сколько … | ||
4 года. | 5 лет. | 6 лет. |
Два кота - _______________________________ Пять котов - _____________________________ Две машины - ___________________________ Пять машин - ____________________________ | Два мяча - _______________________________ Пять мячей - _____________________________ Две розы - ________________________________ Пять роз - ________________________________ Два окна - _______________________________ Пять окон - _______________________________ | Два пня - _________________________________ Пять пней - _______________________________ Два воробья - _____________________________ Пять воробьев - ___________________________ Две шали - _______________________________ Пять шалей - _____________________________ Два ведра - _______________________________ Пять ведер - ______________________________ |
6.6. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Назови ласково – маленький (мячик)…. | ||
4 года. | 5 лет. | 6 лет. |
Стол - ___________________________________ Чашка - __________________________________ Сумка - __________________________________ Ведро - __________________________________ | Забор - __________________________________ Носок - __________________________________ Лента - __________________________________ Окно - ___________________________________ | Палец - __________________________________ Изба - ___________________________________ Крыльцо - _______________________________ Кресло - _________________________________ |
6.7. Образование/ употребление названий детёнышей животных. У лосихи – лосёнок. А у кошки кто? | ||
4 года. | 5 лет. | 6 лет. |
У кошки - ________________________________ У лисы - _________________________________ У утки - _________________________________ У слонихи - ______________________________ | У зайца - _________________________________ У волка - _________________________________ У белки - _________________________________ У козы - _________________________________ У медведицы - ____________________________ | У бобрихи - ______________________________ У барсучихи - _____________________________ У собаки - ________________________________ У коровы - _______________________________ У овцы - _________________________________ У лошади - _______________________________ |
6.8. Образование относительных прилагательных. 6 лет. | |
Стол из дерева (какой?) _________________________________________ Аквариум из стекла (какой?) _____________________________________ Крыша из соломы (какая?) _______________________________________ Сапоги из резины (какие?) ________________________________________ Сок из яблок (какой?) ____________________________________________ | Стена из кирпича (какая?) ________________________________________ Шапка из меха (какая?) __________________________________________ Носки из шерсти (какие?) ________________________________________ Крепость из снега (какая?) _______________________________________ Лопата из металла (какая?)________________________________________ |
6.9. Образование притяжательных прилагательных. 6 лет. Очки у бабушки – бабушкины. А как сказать про сумку мамы? Чья это сумка? | |
Очки бабушки (чьи?) ____________________________________________ Туфли мамы (чьи?) ______________________________________________ Усы кошки (чьи?) _______________________________________________ | Хвост лисы (чей?) _______________________________________________ Берлога медведя (чья?) ___________________________________________ Гребень петуха (чей?) ___________________________________________ |
6.10. Образование приставочных глаголов. 6 лет. Ответь на вопрос «Что делает мальчик?» (по картинкам) | |
Мальчик выходит из дома. _______________________________________ Мальчик отходит от дома. ________________________________________ Мальчик подходит к магазину. ____________________________________ | Мальчик переходит улицу. _______________________________________ Мальчик обходит лужу. __________________________________________ Мальчик входит в дом. ___________________________________________ |
6.11. Образование глаголов совершённого вида. 6 лет. Составление предложений по картинкам. | |
Девочка строит домик. __________________________________________ Девочка построила домик ________________________________________ | Мальчик красит самолёт. _________________________________________ Мальчик покрасил самолёт. ______________________________________ |
7. Состояние связной речи.
7.1. Ответ на вопрос простым предложением (умение вести диалог с педагогом, сверстником, умение делиться впечатлением) Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Где ты живёшь? Какие у тебя есть игрушки? Какое сейчас время года? Как ты догадался? | 4 года | 5 лет | 6 лет | ||||
7.2. Пересказ литературного произведения. 4 года «Котенок» У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей. 5 лет «Рыбалка» Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху. 6 лет «Утка и утята» Было лето. Юра и Яша шли по по берегу озера. Вдруг из-за куста вылетела утка. Юра и Яша подошли к кусту. Из - под куста выбежали маленькие утята и побежали к матери. Они ёщё не умели летать. Мальчики стали смотреть, что будет дальше. Утка спустилась в воду и поплыла. Она крякала и звала утят. Утята один за другим спустились в воду. Они поплыли за уткой. | |||||||
7.3. Составление рассказа по сюжетной картинке. | 4 года | 5 лет | 6 лет | ||||
7.4. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Рассмотри картинки. Разложи их по порядку. Расскажи, что нарисовано на каждой картинке, так чтобы получился рассказ. (Если ребёнок испытывает затруднения, предложите ему сначала ответить на вопросы по каждой из картинок, а уже потом составить рассказ) | 5 лет | 6 лет | |||||
8. Исследование фонетической стороны речи.
8.1. Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за логопедом с опорой на наглядность): | ||
4 года | 5 лет | 6 лет |
Кот - _____________________ Вода - ____________________ Стук - ____________________ Мост - ___________________ Спина - ___________________ Банка - ___________________ Фантик - __________________ Ступенька - _______________ | Самолет - _________________________________ Скворец - _________________________________ Фотограф - _______________________________ Микстура - _______________________________ Мотоциклист - ____________________________ Погремушка - _____________________________ Сестренка развешивает простыни. __________________________________________ В универсаме продают продукты. __________________________________________ Мотоциклист мчится на мотоцикле. | Тротуар - ______________________________________________ Градусник - ____________________________________________ Фотоаппарат - ___________________________________________ Экскаватор - ____________________________________________ Виолончелист - __________________________________________ Регулировщик - _________________________________________ Виолончелист укладывает инструмент в футляр. ________________________________________________________ Регулировщик руководит движением на перекрестке. ________________________________________________________ У фотографа фотоаппарат со вспышкой. |
8.2. Состояние звукопроизношения | |||
Гласные | 4 года | 5 лет | 6 лет |
Звуки раннего онтогенеза | |||
Свистящие | |||
Шипящие | |||
Соноры | |||
8.3. Состояние дыхательной и голосовой функций (нужное подчеркнуть):
- физиологическое дыхание: верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное. носовое, ротовое, грудное; свободное, учащённое, неглубокое, поверхностное, неровное, неритмичное;
- объем дыхания: достаточный, недостаточный;
- мелодико-интонационная сторона речи: не нарушена, отсутствие голосовых модуляций (немодулированный), слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный); употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной) – сформировано, не сформировано;
- темп речи: нормальный, ускоренный, замедленный, заикание;
- разборчивость речи: Не нарушена. Несколько снижена. Речь невнятная, смазанная. Разборчивость нарушена, речь малопонятна для окружающих. Речь понятна только близким.
9. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.
9.1. Повторение слогов с оппозиционными звуками: | ||
4 года | 5 лет | 6 лет |
ба-па _______________ па-ба _______________ га-ка _______________ ка-га _______________ да-та _______________ та-да _______________ ма-ба _______________ ба-ма _______________ ва-ка _______________ ка-ва _______________ ня-на ______________ на-ня _______________ | ба-па-ба ____________ па-ба-па ____________ да-та-да ____________ та-да-та _____________ га-ка-га ____________ ка-га-ка _____________ за-са-за ____________ са-за-са _____________ та-тя-та ____________ тя-та-тя _____________ | са-ша-са ____________ ша-са-ша ____________ жа-ша-жа ___________ ша-жа-ша ___________ са-ца-са ____________ ца-са-ца _____________ ча-тя-ча ____________ тя-ча-тя _____________ ла-ля-ла ____________ ля-ла-ля _____________ том – дом – ком ___________________________ кот – год – кот ____________________________ |
9.2. Выделение звука «Р» из слов. Определи «рычит» ли собачка в словах.
4 года: майка ___________, шапка ___________, рыба ____________, корова ___________, санки __________, пирамида __________, рак __________.
9.3. Выделение начального ударного из слов.
5 лет: астра __________ арка __________ осень __________ озеро __________ улей __________ уши ________ иглы _______ искры ________
9.4. Выделение конечного согласного из слов.
6 лет: кот __________ суп __________сом __________ лимон __________мох __________ сок __________
9.5. Выделение первого согласного из слов.
6 лет: мост ________ банка __________ пол __________ тапки __________ дом ___________ нос __________ вода__________ фартук __________ Кот __________ год __________ хлеб __________
9. 6. Определение последовательности звуков в слове.
6 лет: кот_________________________ вата ________________________ дом_______________________ дубы ________________________
9.7. Определение количества звуков в словах.
6 лет: бык _____________________ вата ___________________ дом ____________________ банан _______________________
Логопедическое заключение:
Дата | Динамика речевого развития | Подпись |
Предварительный просмотр:
Диагностика мелкой и артикуляционной моторики
старших дошкольников
(по Н. В. Нищевой)
Исследование состояния ручной моторики
Цели
Выявить:
- объём выполнения движений (полный или неполный);
- переключаемость (своевременная, замедленная, отсутствует), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый), активность, координацию движений;
- наличие леворукости;
- навыки работы с карандашом;
- способность к манипуляции с предметами.
Процедура исследования:
- Ребёнку предлагают выполнить упражнения по образцу или вместе с ним.
Кинестетическая основа движений:
4 года
- Сложить в кольцо большой палец с каждым пальцем на правой руке по очереди, потом на левой.
5 лет
- Одновременно вытянуть указательный и средний палец правой руки, левой руки, обеих рук.
6 лет
- Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой руки, обеих рук.
- Поместить указательный палец на средний и, наоборот, на правой, левой руке.
Кинетическая основа движений:
4 года
- Поочерёдно сгибать и разгибать пальцы на правой, левой руке.
- Изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены: и наоборот.
5 лет
- «Игра на рояле» ведущей рукой.
- Проба «кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой.
6 лет
- «Игра на рояле» правой и левой рукой.
- Проба «кулак – ребро – ладонь» правой и левой рукой.
- Ребёнку предлагают взять карандаш и нарисовать по образцу вслед за логопедом.
4 года
- Горизонтальную, вертикальную линии, круги.
5 лет
- Прямую, ломанную, замкнутую линии, человека.
6 лет
- Прямую, ломанную, замкнутую, волнистую линии, человека.
- Ребёнку предлагают выполнить манипуляции с предметами.
4 года
- Застегнуть и расстегнуть пуговицы.
- Переложить мелкую мозаику или арбузные семечки из одной руки в другую.
5 лет
- Застегнуть и расстегнуть пуговицы.
- Завязать и развязать шнурки.
6 лет
- Застегнуть и расстегнуть пуговицы.
- Завязать и развязать шнурки.
- Выполнить ножницами прямой и косой разрезы, вырезать фигуру среднего размера.
Критерии оценивания:
- 3 балла. Ребёнок движения выполняет. Объём движения полный, переключаемость своевременная, движения сильные. Точные, координированные, в нормальном темпе. Леворукость отсутствует. Навыки работы с карандашом хорошо развиты. Манипуляции с предметами соответствуют возрастной норме и даже опережает её.
- 2 балла. Ребёнок движения выполняет. Объём движений неполный, переключаемость замедленная, движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько замедлен. Возможна леворукость. Навыки работы с карандашом и манипуляции с предметами недостаточно развиты.
- 1 балл. Ребёнок выполняет движения не в полном объёме. Движения слабые, неточные, нескоординированные. Темп замедлен. Переключаемость нарушена. Навыки работы с карандашом и манипуляция с предметами не сформированы.
- 0 балов. Задания не выполняет совсем.
Исследование состояния артикуляционной моторики
Цели
Выявить:
- наличие или отсутствие движений нижней челюстью, губами, языком, мягким нёбом;
- объём выполняемых движений (полный, неполный);
- точность выполнения (точно, неточно) и темп выполнения (нормальный, быстрый, замедленный) движений;
- мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный); наличие тремора (увеличение гиперкинеза при повторных движениях и удержания позы, синкинезии);
- длительность удержания органов в заданном положении (4 года – 3 с., 5 и 6 лет – 5 с.);
- способность к переключению с одного упражнения на другое (нормальная, замедление темпа, персеверации, замены движений);
- наличие гиперкинезов;
- наличие слюнотечения.
Процедура исследования:
Ребёнку предлагают выполнить движения по подражанию.
Нижней челюстью:
- Открыть и закрыть рот (4 – 6 лет).
- Подвигать вправо-влево (5 – 6 лет).
Губами:
- «Улыбка» (4 – 6 лет).
- «Трубочка» (4 – 6 лет).
- «Улыбка-трубочка» (5 – 6 лет).
- Поднять верхнюю губу (6 лет).
- Опустить нижнюю губу (6 лет).
- Одновременно поднять верхнюю губу, опустить нижнюю (6 лет).
Языком:
- «Лопата» (4 – 6 лет).
- «Жало» (4 – 6 лет).
- «Лопата-жало» (5 – 6 лет).
- «Качели» (4 – 6 лет).
- «Маятник» (4 – 6 лет).
- «Чашечка» (6 лет).
- «Вкусное варенье» (6 лет).
Мягкое нёбо:
- Широко открыть рот и зевнуть (4 – 6 лет).
Критерии оценивания:
3 балла. Ребёнок движения выполняет. Объём движений полный. Переключаемость своевременная. Движения сильные, точные, координированные, в нормальном темпе. Синкинезии отсутствуют. Мышечный тонус в норме. Может длительно удерживать орган в заданном положении. Повышенное слюнотечение не наблюдается.
2 балла. Ребёнок движения выполняет. Объём движений неполный. При переключении движений наблюдается замедление темпа. Движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько замедлен. Синкинезии отсутствуют. Мышечный тонус слегка понижен или повышен. Длительно удерживать орган в заданном положении затрудняется. Гиперкинезы отсутствуют. Повышенное слюнотечение не наблюдается.
1 балл. Ребёнок не выполняет движения в полном объёме. Движения слабые, неточные. Темп замедленный или быстрый. При переключении с одного движения на другое наблюдаются персеверации и замены движений. Мышечный тонус понижен или повышен. Отмечаются синкинезии и гиперкинезы. Наблюдается повышенное слюнотечение.
0 баллов. Движения не выполняет совсем.