Аналитический отчет
Аналитический отчет — это, во-первых, отчет о проделанной работе по изучению и обобщению новационного опыта, во-вторых, это аналитический отчет, что предполагает не простой перечень выполненной работы, а прежде всего анализ материалов, полученных в результате ее выполнения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский»
Аналитический отчет
учителя-логопеда
Богдановой Ольги Александровны
о проделанной работе
за 2018-2019 учебный год
г. Советский
май, 2019 г.
Основной целью логопедической службы в детском саду является коррекция и профилактика речевых нарушений у детей, посещающих компенсирующую группу в детском саду. Коррекционное воздействие осуществлялось на основе четко запланированной работы.
Целью работы являлось воспитание у детей правильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, что достигалось разноплановым систематическим воздействием, направленным на развитие речевых и неречевых процессов:
- создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и самомассаж, развитие речевого дыхания, коррекция звукопроизношения);
- развитие речеслухового внимания;
- развитие фонематического слуха;
- подготовка к анализу и анализ звукового состава слова;
- развитие слоговой структуры слова;
- расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие коммуникативных умений и навыков;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие психических функций.
Коррекционно-логопедическая работа строилась с учетом следующих принципов:
- индивидуализации;
- систематичности;
- комплексности коррекционно-педагогического воздействия.
Коррекционное обучение носит комплексный характер, обозначила для себя следующие направления работы:
- коррекционно – развивающая работа по устранению нарушений звукопроизношения;
- работа с педагогами;
- работа с родителями.
В начале учебного года проведено логопедическое обследование детей средней группы компенсирующей направленности для детей с ТНР № 9 «АБВГДешка». Рабочая программа коррекционно – развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 9 «АБВГДешка» (далее Программа) разработана на основе к Адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи МАДОУ д/с «Алёнка», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) с учетом примерной адаптированной программа коррекционно – развивающей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под редакцией Н.В. Нищевой.
Работа построена на общедидактических принципах: комплексного воздействия, системности, наглядности. Также на каждого ребенка составлен перспективный план работы, рассчитанный на 3 года (ТНР). На 1 октября 2018 года укомплектована группа с нарушением речи в количестве 11 человек: по заключению специалистов ПМПК дети имеют следующие диагнозы:
Клинические диагнозы:
- Сенсорная алалия – 1 ребенок;
- Моторная алалия – 4 ребенка;
- Сенсо-моторная алалия – 1 ребенок;
- Дизартрия – 5 детей.
Педагогические диагнозы:
- ОНР 1 уровня – 3 ребенка;
- ОНР 2 уровня – 4 ребенка;
- ОНР 3 уровня – 4 ребенка.
Занятия с детьми были организованны в индивидуально-подгрупповой форме, проводились занятия по обучению грамоте сентябрь-май 2 раза в неделю и лексико-грамматическим категориям 2 раза в неделю. Совместно с воспитателями запланировано 38 лексических тем - проведено 38 лексических тем, всего запланировано и проведено 74 занятия (38 занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, и 36 занятий по звуковой культуре речи). Программа реализована на 100%. Проведя обследование звукопроизношения, особую тревогу вызывает явное преобладание полиморфных форм нарушений над мономорфными, причем даже мономорфное нарушение в связи с тем, что у ребенка в структуре дефекта стертая форма дизартрии, устраняется с большим трудом.
При обследовании речевой моторики на первом месте выходят такие нарушения: удержание артикуляционной позы, переключаемость. Кроме многочисленных нарушений звукопроизношения ярко выделяется нарушенное фонематическое восприятие (не выделяли ударные гласные, не различали на слух и в произношении близкие по звучанию звуки т.д.). У всех детей нарушена слоговая структура слов (искажения, перестановки, опускания слогов, звуков, невозможность воспроизведения ряда слов, близкие по звучанию, звуковые и слоговые сочетания).
Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния: частей предметов, глаголов, выражающих утонченность действий, антонимов, синонимов.
В грамматическом строе речи распространены ошибки: в употреблении предлогов, согласовании различных частей речи, окончания слов опускают многие дети.
В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особенности.
Для детей с ТНР наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: (нарушение внимания, памяти, мышления, нарушена пальцевая и артикуляционная моторика).
Результаты диагностики на начало учебного года (2018-19 гг.) – всего 11 детей:
Начало учебного года 2018 г.
П/N | Звукопроиз- ношение | Фонематические процессы | Грамматический строй речи | Словарь | Связная речь | Уровень речевого развития |
1. | низкий | низкий | средний | средний | средний | средний |
2. | низкий | низкий | низкий | низкий | низкий | низкий |
3. | низкий | низкий | низкий | низкий | низкий | низкий |
4. | средний | низкий | средний | средний | низкий | средний |
5. | низкий | низкий | низкий | низкий | низкий | низкий |
6. | низкий | низкий | низкий | средний | средний | низкий |
7. | средний | низкий | средний | средний | средний | средний |
8. | низкий | низкий | низкий | низкий | низкий | низкий |
9. | низкий | низкий | низкий | низкий | низкий | низкий |
10. | низкий | низкий | низкий | средний | низкий | низкий |
11. | низкий | низкий | низкий | низкий | низкий | низкий |
Звукопроизношение: высокий – нет
средний – 18 % (2 ребёнка)
низкий – 82 % (9 детей)
Фонематические процессы: высокий – нет
средний – нет
низкий – 100 % (11 детей)
Грамматический строй речи: высокий – нет
средний – 27 % (3 ребёнка)
низкий –73 % (8 детей)
Словарь: высокий – нет
средний – 45 % (5 детей)
низкий – 55 % (6 детей)
Связная речь: высокий – нет
средний – 27 % (3 ребёнка)
низкий – 73 % (8 детей)
Уровень речевого развития: высокий – нет
средний – 27 % (3 ребёнка)
низкий – 73 % (8 детей)
Коррекционная работа проводилась поэтапно.
Занятия первого этапа направлены на уточнение артикуляции и произношения звуков с одновременным формированием фонематических представлений и навыков звукового анализа и синтеза. Занятие по постановке звуков проводились в индивидуальной форме. Автоматизация звуков проводилась на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Занятия проводились в игровой форме, использовались разнообразные пособия по автоматизации звуков. Занятия были интересными, проходили на повышенном эмоциональном фоне. Это позволило повысить их результативность. Индивидуальные и подгрупповые занятия старалась строить с учетом индивидуальных особенностей детей и их педагогическим заключением. На занятиях использовались дидактические игры для развития и закрепления словарного запаса детей, развития мелкой моторики и психических процессов. Дети, которые посещали непрерывно логопедические занятия показали неплохие результаты по словообразованию, грамматическому строю речи и звуковой культуре речи.
Цель второго этапа – уточнение значения слов; дальнейшее обогащение словаря; развитие и совершенствование грамматического строя речи;
На третьем этапе главное внимание уделялось развитию и формированию связной речи (запоминание стихов, связного высказывания).
Результаты диагностики на конец учебного года (2018-19 гг.) - всего 11 детей:
Конец учебного года 2019 г.
П/N | Звукопроиз- ношение | Фонематические процессы | Грамматический строй речи | Словарь | Связная речь | Уровень речевого развития |
1. | средний | средний | средний | высокий | средний | средний |
2. | средний | низкий | низкий | низкий | низкий | низкий |
3. | средний | низкий | низкий | средний | низкий | низкий |
4. | средний | низкий | средний | средний | средний | средний |
5. | средний | средний | средний | средний | средний | средний |
6. | средний | средний | средний | средний | средний | средний |
7. | средний | средний | средний | средний | средний | средний |
8. | низкий | средний | средний | средний | средний | средний |
9. | средний | низкий | средний | средний | низкий | средний |
10. | средний | низкий | средний | средний | средний | средний |
11. | низкий | низкий | низкий | низкий | низкий | низкий |
Звукопроизношение: высокий – нет
средний – 82 % (9 детей)
низкий – 18 % (2 ребёнка)
Фонематические процессы: высокий – нет
средний – 45 % (5 детей)
низкий – 55 % (6 детей)
Грамматический строй речи: высокий – нет
средний – 73 % (8 детей)
низкий – 27 % (3 ребёнка)
Словарь: высокий – 9 % (1 человек)
средний – 73 % (8 человек)
низкий – 18 % (2 ребёнка)
Связная речь: высокий – нет
средний – 64 % (7 детей)
низкий – 36 % (4 ребёнка)
Уровень речевого развития: высокий – нет
средний – 73 % (8 детей)
низкий – 27 % (3 ребёнка)
Таким образом, у всех детей отмечается положительная динамика речевого развития. Почти все дети группы показали положительную динамику развития словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры слова и в развитии связной речи, перейдя с одного уровня развития на другой уровень.
Качественное освоение программы: 73 % (не усвоено 27 %)
На конец 2018-2019 учебного года дети имеют следующие диагнозы:
Клинические диагнозы:
- Сенсорная алалия – 1 ребёнок;
- Моторная алалия – 4 ребёнка;
- Сенсо-моторная алалия – 1 ребёнок;
- Дизартрия – 5 детей.
Педагогические диагнозы:
- ОНР 1 уровня – 1 ребёнок;
- ОНР 2 уровня – 3 ребёнка;
- ОНР 3 уровня – 7 детей.
Реализация программы индивидуальных занятий в период
с 01 сентября 2018 г. по 31 мая 2019 г.
Код ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
По плану | 144 | 168 | 168 | 143 | 152 | 141 | 144 | 168 | 154 | 154 | 144 |
По факту | 134 | 111 | 122 | 80 | 130 | 92 | 112 | 107 | 134 | 142 | 132 |
Реализация программы | 93% | 66% | 73% | 56% | 86% | 65% | 78% | 64% | 87% | 92% | 92% |
Итого: 77 % посещения детьми индивидуальных занятий.
Причины: по больничным детей, отпуск детей, посещение реабилитационного центра «Солнышко», карантин по гриппу.
Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за 2018-2019 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что поставленные задачи, которые были поставлены в начале учебного года решены.
В течение учебного года осуществлялась тесная взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса (воспитателями, специалистами ДОУ):
- ознакомление воспитателей с итогами диагностики детей группы;
- совместное планирование по взаимодействию в реализации коррекционных мероприятий воспитателей и специалистов ДОУ с учетом возрастных возможностей и особенностей речевых дефектов воспитанников и системы мер по здоровьесбережению.
Работа с родителями: Цель – активизировать родителей, вовлечь их в коррекционно-образовательный процесс ДОУ. В течение 2018-19 учебного года проводилась в виде индивидуальных консультации: «Зачем логопед задаёт домашние задания?», «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения», «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения», «Развитие фонематического слуха. С чего начинать?», «Роль родителей в формировании грамматически правильной речи у дошкольников», «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста», «Почему у ребенка речь формируется с задержкой?». Проведены семинары — практикумы: «Артикуляционная гимнастика первый шаг в коррекции звукопроизношения для детей с ОНР», (май, 2019 г. на родительском собрании), Детско – родительское мероприятие «Страна сказок», совместно с педагогом-психологом Смирновой Н.С. (декабрь, 2018 г.), Рекомендации логопеда по выполнению домашних заданий», (сентябрь, 2018 г., май 2019 г.). Открытое логоритмическое занятие на тему: «Зимующие птицы» с музыкальным руководителем Алехиной Е.А. для родителей ноябрь, 2018 г. Было проведено 3 родительских собрания (по плану воспитателей), в 2-ух я принимала участие. Были индивидуальные консультации с родителями по желанию и по приглашению учителя-логопеда (15 консультаций).
Проблема – не все родители заинтересованы в помощи логопеда, не пользуются методическими рекомендациями и не всегда в полной мере оказывали помощь и поддержку своим детям. Запланированные мероприятия с участием родителей это большой плюс к коррекционной работе, но участвуют в них одни и те же родители. Работу с родителями оцениваю как удовлетворительно; в дальнейшем планирую продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия с родителями, повышающих мотивацию в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребёнка и профилактике нарушений. Принимала участие в КВЕС игре «Представляем детский сад» (сентябрь, 2018 г.) Практическое представление логопедического кабинета для вновь пришедших родителей в детский сад (пальчиковые игры, дыхательная гимнастика и т.д.); в Общем родительском собрании «Здоровый ребенок – счастливая семья», апрель, 2019 г. (выставка здоровьесберегающих технологий используемые в коррекционно-логопедической работе (су-джок терапия, кинетический песок, пальчиковая и артикуляционная гимнастика и др.); на интерактивной выставке муниципальных дошкольных образовательных организаций г. Советский «Открытый детский сад – 2019г.» май 2019 г. (Игротека «Ловкие пальчики» здоровьесберегающие приемы используемые в коррекционно-логопедической работе (су-джок терапия, пальчиковая и артикуляционная гимнастика и др.)
При работе с педагогами проводились семинар-практикум, круглый стол «Как важно дружить с пальчиками». Пальчиковый игротренинг» для педагогов групп № 6, 9 - ноябрь 2018 г.), беседы, консультации. Проведены консультации с педагогами на тему: «Преодоление речевых нарушений детей через развитие двигательных функций» (сентябрь, 2018 г.), «Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения» (ноябрь, 2018 г.), «Фонематический слух – основа правильной речи» (ноябрь, 2018 г.), «Игры и упражнения, способствующие развитию ЗКР» (февраль, 2019 г.), индивидуальное консультирование педагогов, каждую неделю по лексическим темам, над работой по звукопроизношению; методические рекомендации в тетради взаимосвязи с воспитателями; консультация с воспитателями группы № 6, 9, обращать на речь детей в образовательной и совместной деятельности, в режимные моменты. Велась тетрадь (журнал) взаимодействия между учителем - логопедом и воспитателями для коррекции речи детей.
Были проведены 1 семинар – практикум для педагогов детского сада «Подготовка к обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста» (октябрь, 2018 г.); и ПДС «Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста» (ноябрь, 2018 г.)
Совместно с музыкальным руководителем Алёхиной Е.А. было проведено Логоритмическое занятие «Зимующие птицы» (ноябрь, 2018 г.), «Путешествие в зимний лес» (декабрь, 2018 г.) запланировано 1 раз в квартал, к сожалению проведено только два раза (карантинные мероприятия, загруженность педагогов).
В 2018 – 2019 учебном году участвовала в интернет-конкурсах: Всероссийкая блиц-олимпиада «Педагогический кубок» за участие в олимпиаде: Коррекционная педагогика в образовательном процессе. Дипломом победителя I место, февраль 2019 г.; Всероссийкая блиц-олимпиада «Педагогический кубок» за участие в олимпиаде: Речевое развитие детей в условиях реализации ФГОС ДО. Дипломом победителя II место, февраль 2019 г. Опубликовала статью: «Путешествие в зимний лес»: конспект занятия по логоритмике в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР № 9 АБВГДешка в Международном электронном научно-практическом журнале «Совушка» № 2 (16).2019 свидетельство (май, 2019 г.); показала занятие на Практико-ориентированном семинаре для педагогов Советского района «Организация работы с детьми с ОВЗ» в рамках Дня открытых дверей МАДОУ «Детский сад «Алёнка» г. Советский, провела занятии по логоритмике в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР № 9 «АБВГДешка» по теме: «Путешествие в зимний лес».
Участвовали вместе с моими воспитанниками: в творческом конкурсе «Радуга талантов» МАДОУ д/с «Алёнка», участник Азанова Дарья; в подготовке к Всероссийской олимпиаде «Эстафета знаний» в номинации Весна (для средней группы ДОУ) Азанова Дарья, диплом за участие в олимпиаде - победитель I место (апрель 2019 г.)
Являюсь постоянным участником в ВЕБИНАРАХ на портале Мерсибо «Упражнения с мячом-мультицелевые занятия в помощь логопеду и психологу», 04.06.2018 г.; «Использование обучающих игр в развитии познавательной активности детей с ОВЗ», 06.06.2018 г.; «Комплекс компьютерных игр и упражнений для детей с ЗПР и ТНР как ресурс образовательной сферы», 13.06.2018 г.; «Приемы развития фонематического восприятия у детей с ОНР в условиях ДОУ и частной практики при помощи ИКТ», 15.08.2018 г.; «Этапы формирования речи у ребенка с 0 до 3лет. Ориентиры для детского специалиста», 16.08.2018 г.; Сертификат активного пользователя ИПП «Мерсибо», использующим в своей работе инновационные педагогические технологии и интерактивные методы обучения, 26.09.2018 г.; «Формирование положительной мотивации к обучению в школе у детей с ЗПР с помощью интерактивных и настольных игр», 14.11.2018 г.; «Ребенок с аутизмом. Диагностика, обучение, коррекция поведения. Взгляд практика», 22.11.2018 г.; «Особенности проведения индивидуального занятия с использованием интерактивных игр во время занятий с детьми с ОНР», 28.11.2018 г.; «Автоматизация поставленных звуков в играх на лексико-грамматические категории у детей с ОВЗ», 05.12.2018 г.; «Составление индивидуальной программы обучения и развития детей с ОВЗ с помощью специализированной программы КИМП», 12.12.2018 г.; «Новые подходы к обучению чтению детей с ОВЗ с помощью интерактивных и настильных игр», 19.12.2018 г.; «Интерактивные игры новогодней тематики для детей с ОВЗ», 26.12.2018 г.; «Речевое экспресс-обследование дошкольников с ОВЗ с помощью интерактивных пособий», 09.01.2019 г.; «Интерактивные методы активизации речи у детей с задержкой речевого и психического развития», 16.01.2019 г.; «Использование развивающих настольных игр «Ребус» на индивидуальных и групповых занятиях в ДОУ», 23.01.2019 г.; «Принципы коррекции дисграфии у детей с ОВЗ с использованием интерактивных технологий», 30.01.2019 г.; «Приемы автоматизации сонорных звуков у детей с ОВЗ с применением интерактивных и настольных игр», 06.02.2019 г.; «Составление индивидуальной программы обучения и развития детей с ОВЗ с помощью специализированной программы КИМП», 13.02.2019 г.; «Инновационные технологии в подаче лексических тем для детей с задержкой речевого развития», 20.02.2019 г.; «Использование базы готовых логопедических заданий как эффективное средство взаимодействия с родителями», 27.02.2019 г.; «Игровые приемы по формированию фонематического слуха на различных этапах логопедической коррекции», 06.03.2019 г.; «Постановка шипящих и свистящих звуков у детей с ОВЗ с использованием настольных и интерактивных материалов», 13.03.2019 г.; «Развивающие игры с детьми младшего дошкольного возраста. Индивидуальные и групповые занятия», 20.03.2019 г.; «Лексико-грамматические категории в игровых заданиях с детьми с ОВЗ», 27.03.2019 г.; «Диагностика речи, чтения и письма детей с ОВЗ с помощью интерактивной речевой карты», 03.04.2019 г.; «Игровые приемы в обучении чтению у дошкольников с ОВЗ», 10.04.2019 г.; «Создание предпосылок для правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ с помощью интерактивных игр», 24.04.2019 г.; «Выявление дизартрии у детей во время речевого обследования», 13.05.2019 г.
1 раза в неделю по 15-20 минут на протяжении учебного года велась профилактическая работа в средней группе № 6 «Лучик», с учетом перспективного плана (с сентября – по май), где решала задачи по развитию речевого дыхания, отработка правильного движения языка. Чтобы от занятий у детей оставались положительные эмоции, применяла игровые формы во всех видах речевых упражнений: артикуляционная гимнастика проводилась в форме сказок, историй о Веселом язычке. Была составлена система примерных видов заданий и упражнений по развитию общих речевых навыков у детей младшей группы, где воспитатели закрепляли пройденный материал, применяли на занятиях. Родители получали различную информацию оформление папок передвижек:
- «Игры и упражнения, способствующие развитию ЗКР»;
- «Речевые игры ребенка дома»;
- «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения»;
- «Развитие фонематического слуха. С чего начинать?»;
- «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»;
- «Почему у ребенка речь формируется с задержкой?».
В конце учебного года совместно с воспитателями обговариваем планирование работы на новый учебный год. Разрабатываем единый маршрут для детей группы риска, что помогает проследить этапы проведенного коррекционного воздействия. С педагогом - психологом обсуждаю проблемы по каждому ребенку, и решаем, какими способами можно их преодолеть. После чего даю рекомендации воспитателям, родителям или применяю иной подход к ребенку.
Достичь полученных результатов удалось за счет:
- проведения комплексного обследования детей с целью установления степени недоразвития речи;
- тщательного планирования индивидуальной работы с детьми с учетом уточнённого диагноза;
- проведение поэтапной коррекционной работы;
- проведение планомерной консультативной работы с родителями детей-логопатов по вовлечению их в коррекционный процесс.
Таким образом, годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы и все поставленные задачи повышения эффективности логопедической работы на учебный год выполнены.
Перспективы работы:
Проанализировав работу за данный учебный год, определила следующие задачи на 2019-2020 учебный год:
1. Необходимо продолжить работу над развитием всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи.
2. Осуществлять более тесную взаимосвязь с родителями через проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций, поскольку общая осведомленность детей, их словарный запас, грамматические представления во многом зависят от ближайшего окружения детей.
3. Повышение своего профессионального уровня, через вебинары, повышение квалификации.
4. Поддерживать партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский»
(МАДОУ д/с «Алёнка»)
Аналитический отчет
учителя-логопеда
Богдановой Ольги Александровны
о проделанной работе
за 2019-2020 учебный год
г. Советский
май, 2020 г.
Основной целью логопедической службы в детском саду является коррекция и профилактика речевых нарушений у детей, посещающих компенсирующую группу в детском саду. Коррекционное воздействие осуществлялось на основе четко запланированной работы.
Целью работы являлось воспитание у детей правильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, что достигалось разноплановым систематическим воздействием, направленным на развитие речевых и неречевых процессов:
- создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и самомассаж, развитие речевого дыхания, коррекция звукопроизношения);
- развитие речеслухового внимания;
- развитие фонематического слуха;
- подготовка к анализу и анализ звукового состава слова;
- развитие слоговой структуры слова;
- расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие коммуникативных умений и навыков;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие психических функций.
Коррекционно-логопедическая работа строилась с учетом следующих принципов:
- индивидуализации;
- систематичности;
- комплексности коррекционно-педагогического воздействия.
Коррекционное обучение носит комплексный характер, обозначила для себя следующие направления работы:
- коррекционно – развивающая работа по устранению нарушений звукопроизношения;
- работа с педагогами;
- работа с родителями.
В начале учебного года проведено логопедическое обследование детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР № 9 «АБВГДешка». Рабочая программа коррекционно – развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 9 «АБВГДешка» (далее Программа) разработана на основе к Адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи МАДОУ д/с «Алёнка», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) с учетом примерной адаптированной программа коррекционно – развивающей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под редакцией Н.В. Нищевой.
Работа построена на общедидактических принципах: комплексного воздействия, системности, наглядности. Также на каждого ребенка составлен перспективный план работы, рассчитанный на 3 года (ТНР). На 1 октября 2019 года укомплектована группа с нарушением речи в количестве 13 человек: по заключению специалистов ПМПК дети имеют следующие диагнозы:
Клинические диагнозы:
- Сенсорная алалия – 2 ребёнка;
- Моторная алалия – 2 ребёнка;
- Дизартрия – 9 детей.
Педагогические диагнозы:
- ОНР 1 уровня – 2 ребенка;
- ОНР 2 уровня – 3 ребенка;
- ОНР 3 уровня – 8 детей.
Занятия с детьми были организованны в индивидуально-подгрупповой форме, проводились занятия по развитию звуковой культуры речи сентябрь-май 2 раза в неделю и лексико-грамматическим категориям 2 раза в неделю. Совместно с воспитателями запланировано 38 лексических тем - проведено 30 лексических тем, всего запланировано 146 занятия (74 занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, и 72 занятие по звуковой культуре речи) – проведено 112 занятий (57 занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, и 55 занятий по звуковой культуре речи).
Программа реализована на 77 %. Проведя обследование звукопроизношения, особую тревогу вызывает явное преобладание полиморфных форм нарушений над мономорфными, причем даже мономорфное нарушение в связи с тем, что у ребёнка в структуре дефекта стертая форма дизартрии, устраняется с большим трудом.
При обследовании речевой моторики на первом месте выходят такие нарушения: удержание артикуляционной позы, переключаемость. Кроме многочисленных нарушений звукопроизношения ярко выделяется нарушенное фонематическое восприятие (не выделяли ударные гласные, не различали на слух и в произношении близкие по звучанию звуки т.д.). У боьшинства детей нарушена слоговая структура слов (искажения, перестановки, опускания слогов, звуков, невозможность воспроизведения ряда слов, близкие по звучанию, звуковые и слоговые сочетания).
Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния: частей предметов, глаголов, выражающих утонченность действий, антонимов, синонимов.
В грамматическом строе речи распространены ошибки: в употреблении предлогов, согласовании различных частей речи, окончания слов опускают многие дети.
В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особенности.
Для детей с ТНР наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: (нарушение внимания, памяти, мышления, нарушена пальцевая и артикуляционная моторика).
Результаты диагностики на начало учебного года (2019-20 гг.) – всего 13 детей:
Начало учебного года 2019 г.
П/N | Звукопроиз- ношение | Фонематичес-кие процессы | Грамматический строй речи | Словарь | Связная речь | Уровень речевого развития |
1. | средний | средний | средний | средний | средний | средний |
2. | средний | низкий | низкий | низкий | низкий | низкий |
3. | средний | низкий | низкий | низкий | низкий | низкий |
4. | средний | средний | средний | средний | средний | средний |
5. | средний | средний | средний | средний | низкий | средний |
6. | средний | средний | средний | средний | средний | средний |
7. | средний | низкий | средний | средний | средний | средний |
8. | низкий | низкий | низкий | низкий | низкий | низкий |
9. | средний | средний | средний | средний | низкий | средний |
10. | средний | низкий | низкий | средний | низкий | низкий |
11. | низкий | низкий | низкий | низкий | низкий | низкий |
12. | низкий | низкий | низкий | средний | низкий | низкий |
13. | низкий | низкий | средний | средний | низкий | низкий |
Звукопроизношение: высокий – нет
средний – 69 % (9 детей)
низкий – 31 % (4 ребёнка)
Фонематические процессы: высокий – нет
средний – 38 % (5 детей)
низкий – 62 % (8 детей)
Грамматический строй речи: высокий – нет
средний – 54 % (7 детей)
низкий – 46 % (6 детей)
Словарь: высокий – нет
средний – 69 % (9 детей)
низкий – 31 % (4 ребёнка)
Связная речь: высокий – нет
средний – 31 % (4 ребёнка)
низкий – 69 % (9 детей)
Уровень речевого развития: высокий – нет
средний – 46 % (6 детей)
низкий – 54 % (7 детей)
Коррекционная работа проводилась поэтапно.
Занятия первого этапа направлены на уточнение артикуляции и произношения звуков с одновременным формированием фонематических представлений и навыков звукового анализа и синтеза. Занятие по постановке звуков проводились в индивидуальной форме. Автоматизация звуков проводилась на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Занятия проводились в игровой форме, использовались разнообразные пособия по автоматизации звуков. Занятия были интересными, проходили на повышенном эмоциональном фоне. Это позволило повысить их результативность. Индивидуальные и подгрупповые занятия старалась строить с учетом индивидуальных особенностей детей и их педагогическим заключением. На занятиях использовались дидактические игры для развития и закрепления словарного запаса детей, развития мелкой моторики и психических процессов. Дети, которые посещали непрерывно логопедические занятия показали неплохие результаты по словообразованию, грамматическому строю речи и звуковой культуре речи.
Цель второго этапа – уточнение значения слов; дальнейшее обогащение словаря; развитие и совершенствование грамматического строя речи;
На третьем этапе главное внимание уделялось развитию и формированию связной речи (запоминание стихов, связного высказывания).
Результаты диагностики на конец учебного года (2019-20 гг.) - всего 13 детей:
Конец учебного года (март) 2020 г.
П/N | Звукопроиз- ношение | Фонематические процессы | Грамматический строй речи | Словарь | Связная речь | Уровень речевого развития |
1. | средний | средний | средний | средний | средний | средний |
2. | средний | низкий | низкий | низкий | низкий | низкий |
3. | средний | низкий | низкий | средний | низкий | низкий |
4. | средний | средний | средний | средний | средний | средний |
5. | средний | средний | средний | средний | средний | средний |
6. | средний | средний | средний | средний | средний | средний |
7. | средний | средний | средний | средний | средний | средний |
8. | средний | средний | средний | средний | средний | средний |
9. | средний | средний | средний | средний | средний | средний |
10. | средний | средний | средний | средний | средний | средний |
11. | средний | низкий | низкий | средний | низкий | низкий |
12. | средний | средний | средний | средний | средний | средний |
13. | средний | средний | средний | средний | средний | средний |
Звукопроизношение: высокий – нет
средний – 100 % (13 детей)
низкий – нет
Фонематические процессы: высокий – нет
средний – 77 % (10 детей)
низкий – 23 % (3 ребёнка)
Грамматический строй речи: высокий – нет
средний – 77 % (10 детей)
низкий – 23 % (3 ребёнка)
Словарь: высокий – нет
средний – 92 % (12 детей)
низкий – 8 % (1 ребёнок)
Связная речь: высокий – нет
средний – 77 % (10 детей)
низкий – 23 % (3 ребёнка)
Уровень речевого развития: высокий – нет
средний – 77 % (10 детей)
низкий – 23 % (3 ребёнка)
Таким образом, у всех детей отмечается положительная динамика речевого развития. Почти все дети группы показали положительную динамику развития словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры слова и в развитии связной речи, перейдя с одного уровня развития на другой уровень.
Качественное освоение программы: 77 % (не усвоено 23 %)
На конец марта 2020 года дети имеют следующие диагнозы:
Клинические диагнозы:
- Сенсорная алалия – 2 ребёнка;
- Моторная алалия – 2 ребёнка;
- Дизартрия – 9 детей.
Педагогические диагнозы:
- ОНР 2 уровня – 3 ребёнка;
- ОНР 3 уровня – 10 детей.
Реализация программы индивидуальных занятий в период
с 01 сентября 2019 г. по 27 марта 2020 г.
Код ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
По плану | 117 | 147 | 130 | 142 | 112 | 147 | 116 | 143 | 145 | 112 | 144 | 141 | 126 |
По факту | 86 | 77 | 85 | 52 | 85 | 68 | 75 | 75 | 70 | 79 | 99 | 101 | 72 |
Реализация программы | 74% | 52% | 65% | 37% | 76% | 46% | 65% | 52% | 48% | 71% | 69% | 72 % | 57 % |
Итого: 57 % посещения детьми индивидуальных занятий.
Причины: по больничным детей, отпуск детей, посещение реабилитационного центра «Солнышко», карантин в группе по ОРВИ с непосещением детей детского сада (с 06 – 12 декабря 2019 г), закрытие детского сада на карантин Коронавируса Covid – 19 c 30 марта 2020 г. по 29 мая 2020 г.
Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за 2019-2020 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что поставленные задачи, которые были поставлены в начале учебного года не решены (из-за коронавируса)
В течение учебного года осуществлялась тесная взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса (воспитателями, специалистами ДОУ):
- ознакомление воспитателей с итогами диагностики детей группы;
- совместное планирование по взаимодействию в реализации коррекционных мероприятий воспитателей и специалистов ДОУ с учетом возрастных возможностей и особенностей речевых дефектов воспитанников и системы мер по здоровьесбережению.
Работа с родителями: Цель активизировать родителей, вовлечь их в коррекционно-образовательный процесс ДОУ. В течение 2019-2020 учебного года проводилась в виде индивидуальных консультаций: «Зачем логопед задаёт домашнее задание?», «Этот непослушный грамматический строй», «Учимся говорить правильно. Как автоматизировать поставленные звуки дома?», «Говорите с ребёнком правильно».
Проведены семинары — практикумы: «Ознакомление с упражнениями артикуляционной гимнастики для формирования основных групп звуков: свистящих, шипящих: Методы и приёмы автоматизации звуков в повседневной жизни», (октябрь, 2019 г. на родительском собрании); «Дыхательная гимнастика весело и полезно» совместно с музыкальным руководителем Алехиной Е.А., март 2020 г.; Игра – практикум для родителей совместно с учителем-логопедом и воспитателями группы «Играем пальчиками и развиваем речь», март 2020 г. Был организован конкурс мастеров «Первая буква моего имени» в старших группах ДОУ, ноябрь 2019 г. Проведено 2 родительских собрания (по плану воспитателей). Были индивидуальные консультации с родителями по желанию и по приглашению учителя-логопеда (17 консультаций).
Проблема – не все родители заинтересованы в помощи логопеда, не пользуются методическими рекомендациями и не всегда в полной мере оказывали помощь и поддержку своим детям. Запланированные мероприятия с участием родителей это большой плюс к коррекционной работе, но участвуют в них одни и те же родители. Работу с родителями оцениваю как удовлетворительно; в дальнейшем планирую продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия с родителями, повышающих мотивацию в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребёнка и профилактике нарушений. Принимала участие в КВЕС игре «Представляем детский сад» (сентябрь, 2019 г.) Практическое представление логопедического кабинета для вновь пришедших родителей в детский сад (пальчиковые игры, дыхательная гимнастика и т.д.);
При работе с педагогами проводились консультации с воспитателями группы № 9 «АБВГДешка» на тему: «взаимодействие логопеда и воспитателей в работе с детьми с ОНР», сентябрь 2019 г.; «Фонематический слух – основа правильной речи», ноябрь 2019 г.; «Развитие слухового и зрительного внимания у дошкольников с ОНР», декабрь 2019 г.; «Игры и упражнения, способствующие развитию ЗКР», февраль 2020 г.; «Деление слов на слоги», март 2020 г. Велась тетрадь (журнал) взаимодействия между учителем - логопедом и воспитателями для коррекции речи детей.
Был проведен 1 семинар – практикум для педагогов детского сада «Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников с учетом требований ФГОС», сентябрь 2019 г. и участвовала в семинаре-практикуме «Создание единого коррекционно-образовательного процесса в группах при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья» выступала с сообщением «Требования к организации логопедического часа, организации индивидуальной работы с детьми в течение дня», ноябрь 2019 г.
В 2019 – 2020 учебном году участвовала в интернет-конкурсах: Портал для целеустремленных натур «Совушка». Международная викторина для дошкольников Подготовка к школе! Логика (благодарственное письмо, сентябрь 2019 г.); Всероссийское издание «Слово педагога» Всероссийский конкурс «Праздник правильной речи» (для учителей-логопедов) - Диплом II место, апрель 2020 г.; Всероссийский конкурс «Альманах логопедов». Блиц-олимпиада «Развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями» - Диплом II место, май 2020 г.; Опубликовала статью в Международном педагогическом портале «Солнечный свет» (Международная педагогическая дистанционная конференция «Педагогика и образование», сборник статей, часть 4, апрель 2020 г.): «Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Участвовали вместе с моими воспитанниками: Портал для целеустремленных натур Совушка. Международная викторина для дошкольников Подготовка к школе! Логика, Рузанов Иван – Диплом I степени, сентябрь 2019 г. Конкурс чтецов среди обучающихся МАДОУ д/с «Алёнка», Лазарчук Вероника - участник октябрь 2019 г.; Семейный творческий конкурс «Первая буква моего имени» в ДОУ, Суслов Максим - I место, Азанова Дарья – III место, ноябрь 2019 г.; Муниципальное автономное учреждение «Военно-патриотический и духовно-нравственный центр имени Героя России А.С.Бузина «Союз», участница флешмоба «Катюша шагает по Югре» Лазорчук Вероника, апрель2020 г.; Конкурс чтецов «Мы растем под мирным небом!», Азанова Даша – апрель2020 г.
Являюсь постоянным участником в ВЕБИНАРАХ на портале Мерсибо:
- «Использование интерактивных игр в закреплении и развитии навыка чтения у старших дошкольников и младших школьников», 24.00.2019 г.
- «Использование интерактивных игр в закреплении и развитии навыка чтения у старших дошкольников и младших школьников», 09.10.2019 г.
- «Дифференцированный подход к работе над звукопроизношением при ФФН и ОНР», 15.10.2019 г.
- «Интерактивные методы активизации речи у детей с задержкой речевого развития», 16.10.2019 г.
- «Первичное обследование неговорящего ребенка», 22.10.2019 г.
- «Эффективное ведение интерактивной экспресс-документации логопедом и дефектологом в условиях ДУ», 23.10.2020 г.
-Мастер-класс «Система коррекционной работы с неговорящими детьми или методика «Слоёный пирог» для неговорящего ребенка» 1. Почему же он не говорит? 2. Программа коррекционной логопедической и психолого-педагогической работы с неговорящими детьми, 29.10.2019 г.
- «Новые подходы к формированию лексико-грамматического строя языка у детей – билингвов и детей с ОВЗ», 30.10.2019 г.
- «Развитие фонематического восприятия у детей с ЗПР и ЗРР» 06.11.2019 г.
- «Рабочая программа специалиста дошкольного профиля: новая интерактивная программа в помощь педагогу», 12.11.2019 г.
- «Схема тела как основа формирования произвольности и пространственных представлений у детей», 19.11.2019 г.
- «Способы автоматизации поставленных звуков в слогах и словах с помощью разного вида игровых технологий», 20.11.2019 г.
- «Игровые методы активизации мышления, логики внимания как база для развития речи у детей с ОВЗ», 27.11.2019 г.
- «Настольные и интерактивные игры по обучению чтению и знакомству с окружающим миром на занятиях логопеда и воспитателя», 04.12.2019 г.
- «Использование новых дидактических пособий и интерактивных игр работе над лексико-грамматическим строем у детей с ОВЗ», 11.12.2019 г.
- «Применение интерактивных игр в структуре занятий по запуску речи», 18.12.2019 г.
- «Оперативное составление Рабочей программы специалиста дошкольного профиля. Разбор вопросов по обновлению», 22.01.2020 г.
- «Роль интерактивной и настольной игры в формировании и развитии фонематического восприятия у детей с ОНР», 12.02.2020 г.
- «Проведение итогового речевого обследования и оценка результатов у детей с ОВЗ», 19.02.2020 г.
- «Многофункциональный подход к процессу обучения чтению детей с ОВЗ с использованием интерактивных технологий», 04.03.2020 г.
- «Новые технологии взаимодействия и обучения детей с РАС и ментальными особенностями с помощью программ «А-Спектр», 11.03.2020 г.
- «Мастер-класс «Массажно-гимнастический комплекс и дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми с ОВЗ», 12.03.2020 г.
- «Эффективные игровые методы в работе над постановкой и автоматизацией сонорных звуков», 18.03.2020 г.
- «Профилактика дислексии у детей с помощью игровых технологий», 25.03.2020 г.
- «Приемы развития базовых психических функций у детей с ОВЗ во время подготовки к школе», 01.04.2020 г.
- «Актуальные направления логопедической работы по преодолению ОНР II и II-III уровня», 13.04.200 г.
- «Преодоление трудностей постановки и автоматизации шипящих и свистящих звуков с помощью интерактивных игр», 15.04.2020 г.
- «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОС»
Воспитатель «Всероссийский журнал», 20.04.2020 г.
- «Конструктор рабочих программ для воспитателей и специалистов, работающих с детьми раннего возраста», 21.04.2020 г.
- «Проведение коррекционной работы с дошкольниками и младшими школьниками с ТНР с использованием интерактивного материала», 22.04.2020 г.
- «Мнемотехника как один из эффективных вспомогательных приемов обучения»
Международный образовательный портал «Солнечный свет», 22.04.2020 г.
- «Введение в прикладной анализ поведения: его вклад в практику работы с детьми ОВЗ. Перспективы для логопедов, дефектологов, коррекционных педагогов, психологов», 28.04.2020 г.
- «Эффективная организация игрового процесса в работе над звукопроизношением детей с ОВЗ», 29.04.2020 г.
- «Коррекция угадывающего чтения (чтения по догадке)» Ассоциация родителей и детей с дислексией, 30.04.2020 г.
- «Логоритмика в системе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Международный образовательный портал «Солнечный свет», 07.05.2020 г.
- Участник Онлайн-Марафона Встреча с автором
* комплексы и комплекты технологии «Сказочные лабиринты игры» Вячеслава Воскобовича
* как использовать интерактивную песочницу в образовательных, коррекционных и терапевтических процессах, 08.05.2020 г.
- «Основные компетенции педагога коррекционного профиля в области ИКТ», 06.05.2020 г.
- «Успехи и заблуждения методик раннего развития детей», 12.05.2020 г.
- «Приемы проведения развивающих занятий с малышами и неговорящими детьми с помощью компьютерных игр настольных пособий», 13.05.2020 г.
- Мастер-класс «Зондовый массаж в комплексной работе по преодолению дизартрии у детей с ОВЗ», 14.05.2020 г.
- Издательство «БИНОМ» Лаборатория знаний «Развиваем таланты ребенка-дошкольника: логика и речь», Зайцева Л.Г. 18.05.2020 г.
- «Формирование и развитие связной речи у детей с ОНР с помощью инновационных технологий», 20.05.2020 г.
- Издательство «БИНОМ» Лаборатория знаний «Ребенок не хочет заниматься. Что делать?», 21.05.2020 г.
- Издательство «БИНОМ» Лаборатория знаний «Рисуем и сочиняем с Марией Колкер. Сотворение мира: играем с географическими картами», 22.05.2020 г.
1 раза в неделю по 15-20 минут на протяжении учебного года велась профилактическая работа в младщей общеразвивающей направленности № 3 «Радуга», с учетом перспективного плана (с сентября – по март), где решала задачи по развитию речевого дыхания, отработка правильного движения языка. Чтобы от занятий у детей оставались положительные эмоции, применяла игровые формы во всех видах речевых упражнений: артикуляционная гимнастика проводилась в форме сказок, историй о Веселом язычке. Была составлена система примерных видов заданий и упражнений по развитию общих речевых навыков у детей младшей группы, где воспитатели закрепляли пройденный материал, применяли на занятиях. Родители получали различную информацию оформление папок передвижек:
- «Развиваем у детей умение классифицировать»;
- «Детские ошибки. Не обращать внимания или поправлять?»;
- «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения»;
- «Говорите с ребенком правильно»;
- «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
В конце учебного года совместно с воспитателями обговариваем планирование работы на новый учебный год. Разрабатываем единый маршрут для детей группы риска, что помогает проследить этапы проведенного коррекционного воздействия. С педагогом - психологом обсуждаю проблемы по каждому ребенку, и решаем, какими способами можно их преодолеть. После чего даю рекомендации воспитателям, родителям или применяю иной подход к ребенку.
Достичь полученных результатов удалось за счет:
- проведения комплексного обследования детей с целью установления степени недоразвития речи;
- тщательного планирования индивидуальной работы с детьми с учетом уточнённого диагноза;
- проведение поэтапной коррекционной работы;
- проведение планомерной консультативной работы с родителями детей-логопатов по вовлечению их в коррекционный процесс.
Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы и все поставленные задачи повышения эффективности логопедической работы на учебный год не были выполнены из-за Коронавируса Covib – 19.
Перспективы работы:
Проанализировав работу за данный учебный год, определила следующие задачи на 2020-2021 учебный год:
1. Необходимо продолжить работу над развитием всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи.
2. Повышение своего профессионального уровня, через вебинары, повышение квалификации.
3. Поддерживать партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский»
(МАДОУ д/с «Алёнка»)
Аналитический отчет
учителя-логопеда
Богдановой Ольги Александровны
о проделанной работе
за 2020-2021 учебный год
г. Советский
май, 2021 г.
Основной целью логопедической службы в детском саду является коррекция и профилактика речевых нарушений у детей, посещающих компенсирующую группу в детском саду. Коррекционное воздействие осуществлялось на основе четко запланированной работы.
Целью работы являлось воспитание у детей правильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, что достигалось разноплановым систематическим воздействием, направленным на развитие речевых и неречевых процессов:
- создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и самомассаж, развитие речевого дыхания, коррекция звукопроизношения);
- развитие речеслухового внимания;
- развитие фонематического слуха;
- подготовка к анализу и анализ звукового состава слова;
- развитие слоговой структуры слова;
- расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие коммуникативных умений и навыков;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие психических функций.
Коррекционно-логопедическая работа строилась с учетом следующих принципов:
- индивидуализации;
- систематичности;
- комплексности коррекционно-педагогического воздействия.
Коррекционное обучение носит комплексный характер, обозначила для себя следующие направления работы:
- коррекционно – развивающая работа по устранению нарушений звукопроизношения;
- работа с педагогами;
- работа с родителями.
В начале учебного года проведено логопедическое обследование детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР № 9 «АБВГДешка». Рабочая программа коррекционно – развивающей работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 9 «АБВГДешка» (далее Программа) разработана на основе к Адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи МАДОУ д/с «Алёнка», в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) с учетом примерной адаптированной программа коррекционно – развивающей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет под редакцией Н.В. Нищевой.
Работа построена на общедидактических принципах: комплексного воздействия, системности, наглядности. Также на каждого ребенка составлен перспективный план работы, рассчитанный на 3 года (ТНР). На 15 сентября 2020 года укомплектована группа с нарушением речи в количестве 10 человек: по заключению специалистов ПМПК дети имеют следующие диагнозы:
Клинические диагнозы:
- Сенсорная алалия – 2 ребёнка;
- Моторная алалия – 2 ребёнка;
- Дизартрия – 6 детей.
Педагогические диагнозы:
- ОНР 2 уровня – 3 ребенка;
- ОНР 3 уровня – 7 детей.
Занятия с детьми были организованны в индивидуально-подгрупповой форме, проводились занятия по развитию звуковой культуры речи сентябрь-май 2 раза в неделю и лексико-грамматическим категориям 2 раза в неделю. Совместно с воспитателями запланировано 34 лексических темы - проведено 34 лексических темы, всего запланировано 136 занятия (68 занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи, и 68 занятий по подготовке к обучению грамоте) – проведено 136 занятий.
Программа реализована на 100 %. При обследовании речевой моторики на первом месте выходят такие нарушения: удержание артикуляционной позы, переключаемость. Кроме многочисленных нарушений звукопроизношения ярко выделяется нарушенное фонематическое восприятие (не выделяли ударные гласные, не различали на слух и в произношении близкие по звучанию звуки, не придумывали слова с заданным звуком и т.д.). Почти у всех детей нарушена слоговая структура слов (искажения, перестановки, опускания слогов, звуков, невозможность воспроизведения ряда слов, близкие по звучанию, звуковые и слоговые сочетания).
Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния: частей предметов, глаголов, выражающих утонченность действий, антонимов, относительных и притяжательных прилагательных, синонимов.
В грамматическом строе речи распространены ошибки: в употреблении сложных предлогов, согласовании различных частей речи, окончания слов опускают многие дети.
В связной речи отражаются, естественно, все перечисленные особенности.
Для детей с ТНР наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно: (нарушение внимание, памяти, мышления, нарушена пальцевая и артикуляционная моторика).
Результаты диагностики на начало учебного года (2020-2021 гг.) – всего 10 детей:
Начало учебного года 2020 г.
П/N | Звукопроиз- ношение | Фонематичес-кие процессы | Грамматический строй речи | Словарь | Связная речь | Уровень речевого развития |
1. | средний | низкий | низкий | средний | низкий | низкий |
2. | средний | низкий | низкий | средний | низкий | низкий |
3. | средний | низкий | низкий | низкий | низкий | низкий |
4. | средний | средний | средний | средний | средний | средний |
5. | средний | средний | средний | средний | средний | средний |
6. | средний | низкий | низкий | низкий | низкий | низкий |
7. | средний | средний | средний | средний | средний | средний |
8. | средний | средний | средний | средний | средний | средний |
9. | средний | низкий | средний | средний | средний | средний |
10. | средний | средний | средний | средний | средний | средний |
Звукопроизношение: высокий – нет
средний – 100 % (10 детей)
низкий – нет
Фонематические процессы: высокий – нет
средний – 50 % (5 детей)
низкий – 50 % (5 детей)
Грамматический строй речи: высокий – нет
средний – 60 % (6 детей)
низкий – 40 % (4 ребенка)
Словарь: высокий – нет
средний – 70 % (7 детей)
низкий – 30 % (3 ребёнка)
Связная речь: высокий – нет
средний – 60 % (6 детей)
низкий – 40 % (4 ребенка)
Уровень речевого развития: высокий – нет
средний – 60 % (6 детей)
низкий – 40 % (4 ребенка)
Коррекционная работа проводилась поэтапно.
Занятия первого этапа направлены на уточнение артикуляции и произношения звуков с одновременным формированием фонематических представлений и навыков звукового анализа и синтеза. Занятие по постановке звуков проводились в индивидуальной форме. Автоматизация и дифференциация звуков проводилась на подгрупповых и индивидуальных занятиях. Занятия проводились в игровой форме, использовались разнообразные пособия по автоматизации звуков. Занятия были интересными, проходили на повышенном эмоциональном фоне. Это позволило повысить их результативность. Индивидуальные и подгрупповые занятия старалась строить с учетом индивидуальных особенностей детей и их педагогическим заключением. На занятиях использовались дидактические игры для развития и закрепления словарного запаса детей, развития мелкой моторики и психических процессов. Дети, которые посещали непрерывно логопедические занятия показали неплохие результаты по словообразованию, грамматическому строю речи и обучению грамоте.
Цель второго этапа – уточнение значения слов; дальнейшее обогащение словаря; развитие и совершенствование грамматического строя речи;
На третьем этапе главное внимание уделялось развитию и формированию связной речи (запоминание стихов, связного высказывания).
Результаты диагностики на конец учебного года (2020-2021 гг.) - всего 10 детей:
Конец учебного года (май) 2021 г.
П/N | Звукопроиз- ношение | Фонематические процессы | Грамматический строй речи | Словарь | Связная речь | Уровень речевого развития |
1. | средний | средний | средний | средний | средний | средний |
2. | средний | низкий | низкий | средний | низкий | низкий |
3. | средний | низкий | низкий | средний | низкий | низкий |
4. | высокий | высокий | средний | средний | средний | средний |
5. | высокий | высокий | средний | средний | средний | средний |
6. | средний | средний | средний | средний | низкий | средний |
7. | средний | высокий | высокий | высокий | средний | высокий |
8. | средний | средний | средний | средний | средний | средний |
9. | средний | средний | средний | средний | средний | средний |
10. | высокий | средний | средний | средний | средний | средний |
Звукопроизношение: высокий – 30 % (3 ребенка)
средний – 70 % (7 детей)
низкий – нет
Фонематические процессы: высокий – 30 % (3 ребенка)
средний – 50 % (5 детей)
низкий – 20 % (2 ребёнка)
Грамматический строй речи: высокий – 10 % (1 ребенок)
средний – 70 % (7 детей)
низкий – 20 % (2 ребёнка)
Словарь: высокий – 10 % (1 ребенок)
средний – 90 % (9 детей)
низкий – нет
Связная речь: высокий – нет
средний – 80 % (8 детей)
низкий – 20 % (2 ребёнка)
Уровень речевого развития: высокий – 10 % (1 ребенок)
средний – 70 % (7 детей)
низкий – 20 % (2 ребёнка)
Таким образом, у всех детей отмечается положительная динамика речевого развития и достаточный уровень речевой готовности к школьному обучению. Почти все дети группы показали положительную динамику развития словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры слова и в развитии связной речи, перейдя с одного уровня развития на другой уровень.
Качественное освоение программы: 80 % (не усвоено 20 %)
На конец мая 2021 года дети имеют следующие диагнозы:
Клинические диагнозы:
- Моторная алалия – 3 ребёнка;
- Нерезко выраженная дизартрия – 5 детей.
Педагогические диагнозы:
- ОНР 2 уровня – 3 ребёнка;
- ФФНР 4 ребенка
- ФНР 1 ребенок
- 2 ребенка с нормой
Реализация программы индивидуальных занятий в период
с 01 сентября 2020 г. по 31 мая 2021 г.
Код ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
По плану | 107 | 110 | 143 | 108 | 109 | 143 | 111 | 109 | 108 | 109 |
По факту | 102 | 89 | 134 | 98 | 104 | 102 | 100 | 5 | 60 | 94 |
Реализация программы | 95 % | 81% | 94% | 91% | 95% | 71% | 90% | 5 % | 55% | 87% |
Итого: 77 % посещения детьми индивидуальных занятий.
Причины: по больничным детей, отпуск детей, посещение реабилитационного центра «Солнышко».
Результаты коррекционной работы учителя-логопеда в МАДОУ д/с «Алёнка»
в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
для детей с ТНР № 9 «АБВГДешка»
на 2020-2021 уч. год.
№ п/п | Показатели | Количество детей | % |
1. | Общее количество детей | 10 | 100% |
2. | Выпущенные: | ||
| 3 | 30 % | |
| 7 | 70 % | |
| |||
3. | Рекомендовано обучение в массовом классе | 7 | 70 % |
4. | Рекомендовано посещение школьного логопункта | 4 | 40 % |
5. | Рекомендован контроль со стороны школьного логопункта | 3 | 30 % |
6. | Рекомендован коррекционный (речевой) класс | 2 | 20 % |
7. | Остались на повторный курс в ДОУ | 1 | 10 % |
8. | Выбыли в течение года | - | - |
Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за 2020-2021 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что поставленные задачи, которые были поставлены в начале учебного года решены.
В течение учебного года осуществлялась тесная взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса (воспитателями, специалистами ДОУ):
- ознакомление воспитателей с итогами диагностики детей группы;
- совместное планирование по взаимодействию в реализации коррекционных мероприятий воспитателей и специалистов ДОУ с учетом возрастных возможностей и особенностей речевых дефектов воспитанников и системы мер по здоровьесбережению.
Работа с родителями: Цель активизировать родителей, вовлечь их в коррекционно-образовательный процесс ДОУ. В течение 2020-2021 учебного года проводилась в виде индивидуальных консультаций: Работа с родителями (гр. № 9 «АБВГДешка») в течение 2020-21 уч. года проводилась в виде индивидуальных консультации: «Пальчиковая гимнастика» (сентябрь); «Этап автоматизации звука» (октябрь), «Как воспитывать у ребенка навыки правильного звукопроизношения» (декабрь, 2020 г.), Индивидуальный практикум с участием ребенка «Автоматизация звука [ш] в словах» (январь, 2021 г.), Индивидуальный практикум с участием ребенка «Автоматизация звука [л] в словах со стечением согласных» (февраль, 2021 г.), «Логопедические игры с чистоговорками» (март, 2021 г.).
Семинар — практикум для родителей Детско – родительское мероприятие «Страна сказок», совместно с педагогом-психологом Смирновой Н.С. (январь, 2021 г. и Практикум: «Развитие речи в сюжетно-ролевой игре» (апрель, 2021 г.) НЕ ПРОВЕЛИ из-за карантина Covid-19).
Провели 3 родительских собрания по «ZOOM»: «Особенности и проблемы речевого развития у детей 6-7 лет с ТНР» (сентябрь, 2020 г.), «Речевая готовность ребенка к школе» (январь, 2021 г.); «Семья на пороге школы» (май, 2021 г.)
Были индивидуальные консультации с родителями по желанию и по приглашению учителя-логопеда (23 консультации).
Проблема – не все родители заинтересованы в помощи логопеда, не пользуются методическими рекомендациями и не всегда в полной мере оказывали помощь и поддержку своим детям. Запланированные мероприятия с участием родителей это большой плюс к коррекционной работе, но участвуют в них одни и те же родители. Работу с родителями оцениваю как удовлетворительно; в дальнейшем планирую продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия с родителями, повышающих мотивацию в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребёнка и профилактике нарушений. Принимала участие в КВЕС игре «Представляем детский сад» (сентябрь, 2020 г.). В подготовке видео-презентации логопедического кабинета (пальчиковые игры, дыхательная гимнастика и т.д.)
В соответствии с годовым планом работы проводились: Консультации для воспитателей гр. № 9: «Индивидуальные занятия с детьми по заданию учителя-логопеда» (сентябрь 2020 г.); «Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя над звукопроизношением» (октябрь, 2020 г.); «Фонематический слух – основа правильной речи» (ноябрь, 2020 г.); «Грамматические категории, которыми должны овладеть дети к школе» (декабрь, 2020 г.); «Роль речевой дидактической игры в развитии ребенка» (январь, 2021 г.)
Консультации для специалистов (инструктор по ФИЗО): «Фонетическая ритмика, что это такое» (октябрь, 2020 г.). Было запланировано и проведено совместно с инструктором по ФИЗО Почкаловой И.В. «Интегрированное физкультурно-речевое занятие «Подводное царство» (декабрь, 2020 г.)
В 2020 – 2021 учебном году участвовала в интернет-конкурсах: Международный образовательный портал «Солнечный свет». В интернет-олимпиаде «Солнечный свет». По логопедии «Раз словечко, два словечко». Диплом Победитель 1 место, март 2021 г. Всероссийский конкурс «Доутесса», Блиц-олимпиада: Дефекты произношения при разных формах речевых патологий. Диплом победителя - 1 место, май 2021 г.
Представила опыт работы на районном методическом объединении учителей-логопедов муниципальных дошкольных образовательных организаций Советского района. Выступила с темой сообщения «Применение метода «Синквейн» при знакомстве со звуком и буквой» по «ZOOM» платформе, ноябрь 2020 г.
Были устные выступления в течение учебного года в ДОУ: на ПДС (постоянно-действующем семинаре) ДОУ д/с «Алёнка» с сообщением «Новые подходы к организации коррекционно-развивающей работы с детьми по речевому развитию в группе компенсирующей направленности», ноябрь 2020 г. и на Педсовете № 3 «Организация здоровьесберегающих условий в ДОУ как ресурс благополучного психофизического развития дошкольника» с сообщением «Внедрение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающую работу с детьми с ТНР» январь 2021 г.
Участвовали вместе с моими воспитанниками: Конкурс чтецов среди обучающихся МАДОУ д/с «Алёнка» «Мир детства – самый лучший мир»!», участник (октябрь, 2020 г.) Лазорчук Вероника; Конкурс мини-книг «Моя любимая буква!», участник (январь, 2021 г.) Шартдинов Рамиль; Интеллектуальная игра «Колесо знаний» участники (февраль, 2021 г.) Каргапольцев Матвей, Шартдинов Рамиль, Крудов Михаил; Соревнование по завязыванию шнурков на приз заведующего МАДОУ д/с «Алёнка» «Шнурок -2021» среди воспитанников подготовительной к школе групп - грамота 3 место, (март, 2021 г.) Лазорчук Вероника; Всероссийское образовательное издание «Педразвитие», Всероссийская Олимпиада «В мире профессий» Диплом I место, (март 2021 г.) Каргапольцев Матвей; Всероссийский конкурс «Доутесса», Блиц-олимпиада: «Звукобуквенные истории». Образовательная область: Речевое развитие. Диплом победителя 1 место, (май, 2021 г.) Ильиных Никита.
Являюсь постоянным участником в ВЕБИНАРАХ на портале Мерсибо:
- «Игровые технологии в рамках программы подготовки детей к школе», 30.09.2020 г.;
- «Активизация речи у детей с ТНР с помощью интерактивных упражнений», 20.01.2021 г.
- «Ведение интерактивной документации с помощью новейших средств ИКТ», 13.01.2021 г.
- «Современные технологии в педагогике: тренажеры биоуправления для развития моторики, координации и ритмического праксиса», 11.11.2020 г.
-«Составление индивидуальной программы по развитию фонематических процессов у детей с ОВЗ с помощью игр и развивающих пособий», 25.11.2020 г.
- Мастер-класс «Использование элементов биоэнергопластики при проведении артикуляционной гимнастики», 21.01.2021 г.
- «Использование настольных игр на развивающих и коррекционных занятиях с детьми», 27.01.2021 г.
- «Формирование звуко-буквенного анализа у детей с ОВЗ с помощью традиционных и интерактивных подходов», 03.02.2021 г.
- «Автоматизация поставленных звуков у детей во фразах и предложениях, 10.02.2021 г.
- «Новые технологии взаимодействия и обучения детей с РАС и ментальными особенностями с помощью программы «А-Спектр», 17.02.2021 г.
- «Конструктор рабочих программ для воспитателей и специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста», 24.02.2021 г.
- «Новые подходы к обучению чтению детей с ОВЗ с помощью интерактивных и настольных игр», 03.03.2021 г.
- «Приемы развития базовых психических функций у детей с ОВЗ во время подготовки к школе», 10.03.2021 г.
- «Формирование собственной базы дидактических пособий с помощью специальных компьютерных программ: «Конструктор картинок» и «Генератор логопедических заданий», 31.03.2021 г.
- «Коррекция поведения дошкольников с ОВЗ. Современные тенденции», 13.04.2021 г.
- «Базовые приемы развития фонематического слуха у детей с ОВЗ с применением интерактивного контента», 14.04.2021 г.
- «Программный комплекс «Логомер» как эффективный инструмент в работе логопеда и дефектолога», 28.04.2021 г.
- «Автономная некоммерческая организация Центр социальных и благотворительных проектов «Содействие». «Ребенок с особыми потребностями: ежедневная жизнь, коммуникация, игра. Методы работы с неговорящими детьми», 2020 г.
-«Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» ООО «РИВ» В.В. Воскобович, 13.04.2021 г.
- Приняла в участие в мастер – классе «Дыхательные практики в реабилитации», (Дыхательная гимнастика COVID19 отличие в реабилитации) «Культура здоровья», март 2021 г.
- «Роль музыкально-ритмической культуры в становлении речи ребенка и логопедические приёмы её развития», 11.05.2021 г.
- «Автоматизация «трудных» звуков в связной речи. Настольные и интерактивные игры и упражнения», 26.05.2021 г.
- «Новые подходы к обучению чтению детей с ОВЗ с помощью интерактивных и настольных игр», 30.06.2021 г.
- «Настольно-предметная игровая деятельность в развивающей работе логопеда и воспитателя», 18.08.2021 г.
1 раз в неделю 15 минут на протяжении учебного года велась профилактическая работа в средней общеразвивающей направленности № 5 «Радуга», с учетом перспективного плана (с сентября – по май), где решала задачи по развитию речевого дыхания, отработка правильного движения языка. Чтобы от занятий у детей оставались положительные эмоции, применяла игровые формы во всех видах речевых упражнений: артикуляционная гимнастика проводилась в форме сказок, историй о Веселом язычке. Была составлена система примерных видов заданий и упражнений по развитию общих речевых навыков у детей младшей группы, где воспитатели закрепляли пройденный материал, применяли на занятиях. Родители получали различную информацию оформление папок передвижек:
- «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения»;
- «Играем пальчиками и развиваем речь»;
- «Речевые игры ребенка дома»;
- «Необходимость развития речевого дыхания»;
- «Развитие фонематического слуха. С чего начинать?»;
- «Обогащаем словарь дошкольника».
В конце учебного года совместно с воспитателями обговариваем планирование работы на новый учебный год. Разрабатываем единый маршрут для детей группы риска, что помогает проследить этапы проведенного коррекционного воздействия. С педагогом - психологом обсуждаю проблемы по каждому ребенку, и решаем, какими способами можно их преодолеть. После чего даю рекомендации воспитателям, родителям или применяю иной подход к ребенку.
Достичь полученных результатов удалось за счет:
- проведения комплексного обследования детей с целью установления степени недоразвития речи;
- тщательного планирования индивидуальной работы с детьми с учетом уточнённого диагноза;
- проведение поэтапной коррекционной работы;
- проведение планомерной консультативной работы с родителями детей-логопатов по вовлечению их в коррекционный процесс.
Перспективы работы:
Проанализировав работу за данный учебный год, определила следующие задачи на 2020-2021 учебный год:
1. Необходимо продолжить работу над развитием всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи.
2. Осуществлять более тесную взаимосвязь с родителями через проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций, поскольку общая осведомленность детей, их словарный запас, грамматические представления во многом зависят от ближайшего окружения детей.
3. Повышение своего профессионального уровня, через вебинары, повышение квалификации.
4. Поддерживать партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.
5. Оформление кабинета.