Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

Кольцова Наталья Владимировна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Использование технологической карты для организации сюжетно-ролевой игры (мастер-класс для педагогов)28.8 КБ
Файл Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста»15.88 КБ
Файл Конс« Установление партнерских взаимоотношений с родителями через использование нетрадиционных форм работы"14.08 КБ
Файл Консультация для воспитателей на тему: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста».18.36 КБ
Файл Консультация для педагогов ДОУ «Влияние театрализованных игр на развитие ребенка раннего возраста»12.41 КБ
Файл Конспект воспитательного мероприятия в старшей группе по образовательной области « Социально – коммуникативное развитие» 16.7 КБ
Файл Интегрированное занятие по обучению детей пересказыванию. на тему: « Поможем Белоснежке». 19.52 КБ
PDF icon Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности с детьми и родителями подготовительной группы1.92 МБ
PDF icon Семинар – практикум для родителей по экспериментированию в старшей группе. «Не бойтесь быть Всезнамусом»1.71 МБ
PDF icon «Использование современных образовательных технологий в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями»212.65 КБ
PDF icon Консультация для педагогов1.6 МБ
PDF icon «Мастерство общения: как преодолеть трудности»142.41 КБ
PDF icon Мастер-класс для родителей170.88 КБ
PDF icon Спортивный досуг во второй младшей группе совместно с родителями «По тропинкам здоровья»190.29 КБ
PDF icon Практикум для родителей «Игра – источник развития ребёнка»125.33 КБ
PDF icon Семинар - практикум для родителей «Растим здорового ребёнка»172.42 КБ
PDF icon УСТАНОВЛЕНИЕ ПАРТНЕРСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С РОДИТЕЛЯМИ 1.71 МБ
PDF icon «Использование инновационных форм в работе с детьми дошкольного возраста»140.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                       Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  Детский сад «Колокольчик»

Использование технологической карты

для организации сюжетно-ролевой игры

(мастер-класс для педагогов)

        Подготовила: Кольцова Н.В.

 

.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Когалым 2021

         

Описание:

В данной методической разработке представлено описание мастер-класса по организации сюжетно-ролевой игры, использование технологических карт. Мастер-класс будет интересен педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Цель: 

Привлечение интереса к использованию технологической карты сюжетно-ролевой игры в работе с детьми дошкольного возраста и побудить к дальнейшему применению.

Задачи:
1. Систематизировать знания педагогов о сюжетно-ролевой игре.

2. Познакомить с технологической картой сюжетно-ролевой игры.

З. Формировать у педагогов позитивное настроение, инициативу в творческом процессе.

Комплексно – методическое обеспечение:
- Компьютер, мультимедийный проектор;
- Готовые карточки – схемы;
- Карточки – задания;
- Маркеры, фломастеры;
- Картон;
- Технологическая карта игры.

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги!  Приветствую вас на мастер-классе, надеюсь на плодотворное сотрудничество.

Слайд 2

Дорогие педагоги, что является средством развития личности дошкольников и средством их общения? Что можно назвать формой организации детского общества, а также способом обучения и самообучения? Это может быть средством коррекции развития ребенка, диагностическим средством и даже психотерапевтическим?

Совершенно верно – это ИГРА.

Игра  рассматривается  как  важное  средство  социализации   ребенка,   его развития.  Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию у дошкольников таких качеств как инициативность, самостоятельность, способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности. Именно на это ориентирует педагогов федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Слайд 3

Назовите виды сюжетно-ролевых игр.

 Существуют следующие виды сюжетно-ролевых игр:

1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта и т.п.).

3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

4. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Лунтика и Кузю, в фиксиков (по содержанию мультфильмов), человека - паука (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах — и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.

         -Уважаемые коллеги, как часто вы играете со своими воспитанниками в сюжетные игры? (Ответы участников.)

- Какие трудности вы испытываете при организации сюжетно-ролевой игры?
(Ответы участников, Например, отсутствие мотивации, нет коммуникативных навыков, не умеют договариваться, распределять роли, подбирать игрушки – заместители, доводить игру до логического завершения.)

Конечно, и мы сталкивалась с такими же проблемами. Как правило, все из них сводятся к основной проблеме – проблеме организации сюжетной игры (формированию инициативности и самостоятельности детей).

Основными методами педагогического руководства детской сюжетно-ролевой игрой является метод диалога, полилога, создание проблемных ситуаций, прямые и косвенные воздействия на игру и играющих.  Кроме этих методов, мы в своей практике используем технологические карты сюжетно-ролевой игры. Этим мы и хотим с вами поделиться.

Знаете ли вы что такое технологическая карта?  (Ответы участников, например, это схема игры, поэтапное описание игры).  

Слайд 4

        Технологическая карта игры предлагает предварительную работу и новый подход организации сюжетной игры путем ее моделирования. Опираясь на разработанную модель, воспитатель помогает детям вспомнить эпизоды, действия участников игры, содержание взаимоотношений. Сегодня предлагаю вам рассмотреть универсальную технологическую карту игры – т.е. пошаговую инструкцию для детей по организации  игры. Она подходит для любого возраста и любого сюжета, поможет организовать любую сюжетно-ролевую игру.

  Посмотрите, здесь присутствуют все основные шаги.

Уважаемые коллеги, а для вас мы подготовили задания по технологическим картам.

Слайд 5

Вывод: такая технологическая карта помогает воспитателю направлять игру, делает воспитанников более инициативными и, самое главное, самостоятельными.

Девиз нашей работы: Дайте детству состояться, дайте детству наиграться. Спасибо за ваше внимание и участие!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик»

Консультация для педагогов ДОУ на тему:

«Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Подготовила:

воспитатель Кольцова Н.В.

Когалым, 2017г.

Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения (различение предметов по фактуре – гладкое/шершавое, твердое/мягкое), осязательные ощущения (определение формы предмета на ощупь – плоское/объемное), температурные ощущения, барические ощущения (вес, тяжесть).

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов:

Первый фактор — это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий — слепота, глухота и т.п.

Второй фактор — состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь.

Третий фактор — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения. Например, никто не станет сомневаться, что у человека, который с детства пробовал разнообразные блюда разных национальных кухонь, вкус будет гораздо тоньше, чем у того, кто ел только каши и макароны.

Чему же и как учить ребенка? Первая и главная задача — предоставлять ребенку самые разнообразные предметы для обследования и обращать  его внимание на их свойства. Но этого недостаточно для полноценного развития восприятия.  Ребенок  должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» — именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами».

«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств  предметов.

Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь.  Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.  

Сенсорные эталоны:

- Эталоны цвета -   семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.

- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер.

- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.

- Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.

- Запахи — на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т.д.

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

-  упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность;

- готовит к реальной жизни;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм, красок - это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства - картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

Перед сенсорным воспитанием стоят разные  задачи:

В раннем возрасте: накопление представлений о цвете, форме, величине (важно, чтобы эти представления были разнообразными).      

В среднем дошкольном возрасте:

- формирование сенсорных эталонов;  

- обучение детей способам обследование предметов;

- обучение группировке предметов по одному или нескольким признакам;

- развитие у детей аналитического восприятия - умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

В старшем дошкольном возрасте: различение речевых звуков и различение восприятия начертания букв  (при усвоении грамоты).

Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются.

Как знакомить ребенка с признаками предметов?

Лучше всего это делать по принципу «трехступенчатого урока» (Мария Монтессори):

1. Сначала происходит презентация нового свойства ребенку (например, взрослый называет и показывает карточку красного цвета).

2. Затем педагог предлагает различные задания на закрепление осваиваемого понятия (игра «Покажи такого же цвета»).

3. Самостоятельное называние ребенком освоенного понятия (взрослый задает вопрос: «Какого цвета этот предмет?»).

Для непрерывного сенсорного развития необходимо регулярно подкреплять знания практическими наблюдениями и упражнениями. Повторять и закреплять в памяти изученное, можно и в игровой форме.

Почему еще важно сенсорное развитие?

Мария Монтессори считала, что сенсорное развитие тесно связано с эстетическим. Чем более человек способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство. Наоборот, если сенсорный опыт невелик, ощущения не утончены, необходимы грубые и сильные раздражители, которые позволят получать удовлетворение от восприятия – вспомните яркие, вульгарные, кричащие цвета рекламных щитов, зашкаливающие децибелы на концертах или в кино.

Мария Монтессори также отмечала связь сенсорного развития с развитием воображения. Ведь утонченные органы чувств могут выделять малозаметные свойства, детали объектов внешнего мира, которые послужат прекрасной основой для создания необычного образа.

«Сенсорные игрушки своими руками».

Коллектив педагогов делится на подгруппы. Каждая подгруппа получает по несколько вопросов (вопросы пишутся на отдельных карточках). Педагоги внутри каждой группы обсуждают вопросы, затем идет обмен мнениями. На подготовку ответов дается 5 минут.

Вопросы первого уровня:

· какие игры и игрушки для развития тактильной чувствительности есть в вашей группе, как часто вы их используете в работе?

· какие игры и игрушки для развития зрительного восприятия есть в вашей группе, как часто вы их используете в работе?

· какие игры и игрушки для развития слухового восприятия есть в вашей группе, как часто вы их используете в работе?

· укажите «минусы» и «плюсы» игр на развитие вкусового восприятия?

· укажите «минусы» и «плюсы» игр на развитие  восприятия запаха (обоняния)?

Вопросы второго уровня:

· в  какие игры, развивающие восприятие ребенка, можно играть на улице?

· в какие игры и игрушки, развивающие восприятие, предпочитают играть дети в вашей группе?

· в своей работе вы предпочитаете использовать игрушки из магазина или «самоделки», почему?

· как, по вашему мнению, сенсорные игрушки и игры влияют на развитие речи детей?

· укажите игрушку, которая на ваш взгляд, обладает максимально развивающим восприятие ребенка потенциалом?

На стол перед педагогами выкладываются следующие предметы: маленькие пластиковые бутылки, камушки, фасоль, крупные макароны, крупы – манная, рисовая, вата, пенопласт, кусочки ткани фольга, целлофановый пакет бумага разных цветов плотная и тонкая, пластмассовые яйца-«киндерсюрпризы», скорлупа от орехов, арбузные семечки, шишки, разноцветные шерстяные нитки, пуговицы, клей, пластилин и др.

Каждой группе предлагается сделать две развивающие игрушки своими руками – на это отводится 10-15 минут, далее педагоги делают своим игрушкам презентацию (рекламу), объясняют,  как их можно использовать в работе по сенсорному воспитанию детей.

Затем все педагоги высказывают мнение, какую игрушку они считают самой лучшей. Группа педагогов, выполнившая ее, забирает все остальные игрушки в качестве приза для пополнения своего уголка сенсорного развития в группах.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик»

Консультация для воспитателей ДОУ

«Установление партнерских взаимоотношений с родителями через использование нетрадиционных форм работы»

Подготовила:

воспитатель Кольцова Н.В.

г. Когалым, 2016г.

Установление партнерских взаимоотношений с родителями через использование нетрадиционных форм работы.

Одной из актуальнейших задач, стоящих сегодня перед дошкольным учреждением, является организация работы с семьей. Сложности встречаются в период адаптации ребенка к детскому саду. Здесь особенно важен контакт родителей и педагогов, поскольку для малыша отрыв от семьи — очень тяжелый и болезненный процесс. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Но семье и детскому саду зачастую не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Чтобы исправить такое положение проводится работа по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ. Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями, суть которых - создать в детском саду необходимые условия для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные (собрания, лектории, круглые столы, вечера вопросов и ответов, и т.д ), индивидуальные (индивидуальная консультация или беседа, участие родителей в подготовке и проведении воспитательно-образовательного процесса) и наглядно- информационные.

В настоящее время существует многообразие нетрадиционных форм, где выделяются информационно - аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника. Контакты с родителями детей раннего возраста в детском саду начинается уже с того момента, когда они приносят медицинскую карту будущего воспитанника, тогда и организуется первичное знакомство с родителями малышей, в ходе которого проводятся беседа и анкетирование, направленные на изучение специфики семьи. Это позволяет судить об общекультурном уровне родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с родителями.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм относится проведение в группах праздников и досугов, выставки совместных работ детей и родителей, помощь в создании мини-музеев и другое. Такие мероприятия помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Использование досуговых форм способствует тому, что, благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы, родители становятся более активными в общении. В дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания, для формирования у родителей практических навыков.

Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам и методам общения как собрания, групповые консультации, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом; беседы с детьми и родителями, обмен литературой.

В результате повышается уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует развитию их творческой инициативы. Родители становятся активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, учатся взаимодействовать друг с другом.

Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения; позволяют правильно оценить деятельность педагогов; пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания; объективнее увидеть деятельность воспитателя. К специфике общения с родителями данного контингента детей относится и то, что педагог не проводит с родителями открытые просмотры видов деятельности как, например, в старших возрастных группах. Дети могут сорвать занятие, эмоционально реагируя на появление родителей. Заменить открытые просмотры могут современные технические возможности, например, использование фотоальбомов, стенгазет, записи занятий с детьми или других видов деятельности на цифровые носители. Наглядно-информационное направление включает в себя: родительские уголки; папки – передвижки, консультации, семейный и групповые альбомы, фотовыставки.

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала активизировать родителей используются рубрики: «Наши добрые дела», «Чем мы сегодня занимались», «В помощь родителям», в которых помещается практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Специфика наглядно-информационных форм заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное - через информационные листы, буклеты, организацию выставок и т.п.

Мы все вместе стремимся, чтобы детям в детском саду было хорошо, уютно, и родители постепенно становились активными участниками всех дел, непременными помощниками для воспитателя.

На сегодняшний день с твердой уверенностью можно сказать, что после использования разнообразных форм работы могут быть достигнуты определенные результаты: родители из «наблюдателей» и «зрителей» становятся активными участниками, проявляющими искренний и живой интерес.

Организация работы с семьей – это длительный процесс и очень кропотливый труд, не имеющий готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой, терпением педагога и его умением неуклонно следовать выбранной цели. Взаимная работа родителей и педагогов на благо ребёнка может быть результативной только в том случае, если они объединятся. У истоков такого союза должны находиться такие принципы, как: а) доверие и уважение друг к другу; б) совместная поддержка и помощь; в) взаимное терпение и терпимость друг к другу.

Друг другу будем помогать:

Как научить и как сказать,

Что сделать и к чему стремиться…

Так много надо научиться!

 

Ведь цель всего одна у нас

Вчера и завтра, и сейчас:

Чтобы везде, на всей планете,

Счастливые смеялись дети!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма "Колокольчик"

Консультация для воспитателей на тему:

«Развитие речи детей раннего дошкольного возраста».

Подготовила:

Воспитатель Кольцова Н.В.

Когалым 2016 г.

«Если педагог или родитель своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять ребенка  в свободном речевом выражении чувств и мыслей, если он не даст никакого простора их эмоциональным высказываниям, он рискует обесцветить детскую речь, сделать ее анемичной и скучной, убить в ней чудесную детскость и тем самым нанести ей непоправимый вред.

К.И. Чуковский.

        Развитие речи – одно из важнейших направлений педагогической работы детского сада, обеспечивающее своевременное психическое и личностное развитие ребенка. И многие причины задержки развития речи, и ее дефекты у детей более старшего возраста кроются в условиях их жизни в первые три года.

Психологи и лингвисты давно доказали, что именно в раннем возрасте темпы речевого развития значительно выше, чем в последующем. Так, например, к концу первого года жизни в словаре ребенка примерно 8-10 слов, в 2 года – 300-400 слов, а в 3 года – 1000 слов. Безусловно, эти цифры относительны, ведь присутствуют индивидуальные различия, свой темп развития и неповторимость каждого ребенка.

До полутора лет, на первом этапе развития речи, главным образом совершенствуется понимание ребенком обращенной к нему речи взрослых. Достаточно два-три раза показать предмет и назвать его, и малыш уже быстро запоминает и показывает на предмет по просьбе взрослого. Это и есть понимание речи. Если на данном этапе ребенок не овладеет пониманием речи, то в последующем может наблюдаться отставание в развитии самостоятельной речи.

К концу второго года жизни слово в сочетании с жестом или действием у малыша приобретают большую четкость. Теперь он должен не просто рассматривать , а как можно больше общаться с предметом: держать его в руках, ощупывать, действовать и одновременно слышать обозначение признаков предмета.

Второй год жизни – решающий в развитии речи детей. В этот период активно совершенствуется понимание речи детей, а главное – появляется самостоятельная речь.

На третьем году потребность в общении и развитие разнообразных форм речевого общения становится необходимым условием психического развития ребенка. Вообще, третий год жизни ребенка является переходным от раннего детства к дошкольному.

Характеризуется этот возрастной этап стремлением малыша к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, образованием новых форм взаимоотношений между детьми. Функция речи в связи с этими изменениями расширяется, речь становится средством общения со всеми окружающими ребенка людьми.  Именно поэтому при работе с детьми 2 – 3-х летнего возраста  мы способствуем развитию сознания детей в процессе развития их речи.

На начало года была проведена диагностика речевого развития детей группы. В естественных для ребенка ситуациях (во время игры, режимных моментов, в ситуации общения со взрослыми) мы диагностировали, что многие дети с трудом пользуются в речи трехсловными предложениями, употребляют редко прилагательные и местоимения, в общение со сверстниками вступают неохотно, чистота речи, темп и речевое дыхание развито плохо.

Диагностика показала, что работу по развитию речи детей следует вести целенаправленно и систематически, с учетом полученных данных.

Изучение методической литературы по проблеме развития речи детей раннего возраста помогло определить нам задачи работы.

Мы изучили  следующие источники:

•        Г.М. Лямина «Развитие речи детей в раннем возрасте».

•        Г.Г. Григорьева, Н.П. Котова и др. «Педагогика раннего возраста».

•         В.В. Гербова «Развитие речи детей в младшей разновозрастной группе».

•        А.Н. Давидчук  «Индивидуально-ориентированное обучение детей».

Главными на данном возрастном этапе  мы определили следующие задачи:

•        Развивать речь детей  как средство общения; создавая условия, при которых ребенок может устанавливать контакты и добиваться своей цели путем речевого обращения к сверстнику или ко взрослому.

•        Обогащать понимаемый и активный словарь малыша за счет общеупотребительных существительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов.

Что касается правильного произношения звуков, то в возрасте 2-3-х лет способность к различению звуков формируется, также как и их четкая артикуляция (за исключением «р», «л», свистящих и шипящих). Но правильное произношение еще не закреплено, не автоматизировано.

Пытаясь воспроизвести звук, дети пытаются искажать уже усвоенные: «Неня» - Лена, «Дед Амоз» - Дед Мороз. Такие недостатки в произношении не требуют, по мнению специалистов, поправок, тем более специальных занятий, так являются результатом не отсталости в развитии, а слабости речевого аппарата, его недостаточной тренированности. Поэтому задачу по развитию звуковой культуры речи на начало года мы перед собой не ставили.

Исходя из поставленных задач был составлен перспективный план на год. Задачи развития речи мы планируем и решаем в любые удобные для общения с детьми отрезки времени:

•        на занятиях по всем видам деятельности;

•        на прогулках и при наблюдениях за живыми объектами, транспортом;

•        во время проведения режимных моментов: укладывание спать, кормление, умывание, одевание;

•        в процессе самостоятельной и совместной деятельности детей;

•        на специально организованных занятиях по развитию речи.

Ежедневное индивидуальное общение с детьми – эффективнейший прием развития речи. Мы говорим с детьми буквально обо всем, что попало в поле зрения малыша, вызвало их интерес, а также о том, что намеренно включаем в совместные наблюдения. Стараемся следить за тем, чтобы наша речь была содержательна, эмоциональна, соответствовала возрастным возможностям восприятия детей по темпу, лексике и четкости артикуляции звуков.

Очень важно на начальном этапе незаметно для малыша вовлечь его в речевое каждодневное общение, показать и назвать предметы, явления, рассказать о чем-либо ненавязчиво для малыша. Например: «Сейчас мы будем кушать кашу. Катя любит кашу? Скажи: «Да». Каша вкусная! Где наша ложка? Покажи ложку, возьми ее. Это ложка. Скажи: «Ложка большая, чистая, красивая. Каша вкусная». Обязательно правильно называем предметы и объекты необлегченным словом: машина, собака и т.д.  

В любой момент жизнедеятельности ребенка можно предусмотреть такие ситуации. При этом стараемся вовлечь ребенка в разговор, вызвать у него ответные речевые действия. Терпеливо, обстоятельно мы комментируем и свои действия: что делаем, зачем, какой результат надеемся получить. Своими вопросами и ответами стараемся показать ребенку, что нуждаемся в его разъяснениях. Такое ежедневное общение строим как с несколькими детьми, так и со всей группой. Таким образом, активизируя инициативную речь, одновременно влияем на пополнение словаря детей.

При ежедневном общении с детьми в повседневной жизни часто используем мы и прием рассказывания историй из жизни детей, взрослых, животных, игрушек.  Рассказывать можно об одном и том же событии 2-3 раза с усложнением, используя авторские тексты (например, рассказы Славиной Л., К. Ушинского). Психологически важно рассказывать детям о них самих, ведь, кроме речевого развития, параллельно решаются задачи воспитания уверенности в себе, в хорошем отношении к нему; задается положительный образец поведения. Это способствует созданию в группе атмосферы взаимного уважения, что благоприятно сказывается на речевом развитии детей.

Часто у детей 2-3-х лет  возникает желание обратиться не только ко взрослому, но и к сверстнику. И в этом мы обязательно помогаем малышу, давая указания: «Пригласи Машу поиграть вместе», «Помоги найти Саше совочек», «Попроси у Тани мячик», и т.п. Используем и такие приемы: «Давай скажем вместе», «Я начну, а ты продолжи». Ситуаций множество. Любые попытки малыша вступить в общение поощряем, не оставляем без внимания, хвалим, вместе радуемся успехам. Активизируется словарь, ребенок овладевает словами просьбы, благодарности, учится строить фразовую речь.

Особое место занимают специальные занятия по развитию речи детей. Проводятся они  фронтально, подгруппами или индивидуально в зависимости от задач занятия. Средняя продолжительность занятия 8-10 минут, при сохранении интереса, работоспособности и активности детей  - до 15 минут.

Мы заметили, что особенно эффективны те занятия, которые или целиком проходят в форме игры, или у которых значительная часть отведена игре. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности: речевой и поведенческой.

При этом дети размещаются на занятии с использованием разных вариантов: свободно передвигаясь по комнате, сидя или стоя кружком, сидят на ковре или на стульях вокруг воспитателя. А в адаптационный период, когда все хотят сесть поближе, придвигаются к воспитателю, забираются на колени, водим за собой по группе всех желающих, обеспечивая непринужденность общения.

На занятиях мы используем игровые задания и упражнения, которые дети готовы выполнять охотно и многократно, что обеспечивает необходимую эффективность обучения и оптимальную речевую плотность занятия.

Это прежде всего следующие методы и приемы развития речи детей раннего возраста:

•        Чередование хоровых ответов с индивидуальными. Например, новую игрушку приглашают в группу сначала все дети, затем только мальчики, которые обещают ее не обижать, затем один ребенок, который предлагает спеть для нее.

•        Задания, предполагающие ответ действием: найди, покажи, выбери, принеси, сделай. Такие задания оживляют занятие, дают возможность детям сменить позу и подвигаться, а воспитатель выясняет, имеется ли данное слово или речевой оборот в пассивном словаре ребенка.

•        Специальные задания, побуждающие принять воображаемую ситуацию, побуждающие ребенка к самостоятельным инициативным высказываниям. Они вызывают эмоциональный отклик, способствуют формированию речевых и игровых умений.

•        Игры на звукоподражания и слова с определенным звуком: «Наши уточки с утра» (русская народная песенка), «Разговоры» (чувашская народная песенка), «Путаница» (К.И. Чуковский), «Мчится поезд» Э. Мошковской и др.

•        Имитационные и речевые упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, потешек, коротких рассказов. Слово в сочетании с жестом чрезвычайно важны в становлении речевой и умственной деятельности. Кроме того, зарождается интерес к художественному слову. Сначала стишок или потешка прослушивается детьми. Впервые малыш может на нее не отреагировать. Но после двух-трех прочтений радуется, узнает и пытается делать то, о чем говорится в тексте. В последующем, ребенок берет на себя роль соисполнителя, договаривая отдельные слова или оканчивая стихотворную фразу. И только после этого, пытается прочесть педагогу, сверстнику, игрушке, маме известные ему песенки, потешки, стихотворения.

•        Народные, дидактические, хороводные игры с действиями. В процессе таких игр один ребенок показывает движение, а остальные его повторяют. Особой популярностью пользуется у малышей игра «Зеркало», «Зайка серенький сидит».

•        Игры- инсценировки. Для этих игр используем дидактические игрушки. С помощью игрушки создаются модели положительного и негативного поведения, познаются действия с этой игрушкой, приобретаются практические навыки. Все это сопровождается речью. Благодаря особому эмоциональному состоянию, ребенок становится разговорчивее, с ним легче вступить в беседу.

•        Драматизации активизируют словарный запас детей, совершенствуют грамматический строй речи. Часто драматизации мы включаем в занятия по ознакомлению с художественной литературой, при этом учим детей не только проговаривать текст, но и изображать персонаж движением, мимикой, жестами.

•        Рассматривание сюжетных картин и беседы по картинам. Дети учатся не только понимать сюжет, но и выслушивать пояснения педагога, высказывать свои впечатления или суждения. Мы используем картины: «Дети играют в кубики», «Спасаем мяч», «Зимой на прогулке» и др.

•        Упражнения на развитие речевого дыхания: «Подуй на чай, султанчик, бабочку», «Произнеси протяжно, длительно». Внимание обращаем и на слитное произнесение звуков в звукоподражаниях «ау», «уа».

•        Настольно-печатные игры.

•        Пальчиковые игры.

•        Беседы с детьми, во время которых необязательно добиваемся четкого и ясного произношения слов. Стараемся в беседе не поправлять детей, а учить их слушать, повторять, имитируя речь воспитателя, усвоить смысл слов.

Несмотря на работу педагогов группы по развитию речи необходимым условием полноценного речевого развития является взаимодействие детского сада с семьей. Участие родителей в речевом развитии ребенка начинается с момента прихода малыша в детский сад. Уже на этом этапе в индивидуальных беседах с родителями мы стараемся убедить их в том, что роль семьи в развитии речи малыша огромна.

Затем, на родительских собраниях знакомим родителей с задачами речевого развития детей раннего возраста, приглашаем узких специалистов: медиков и логопедов. Родителям предоставлена информация по речевому развитию детей на папках-передвижках, стендах, в библиотечке группы.

Промежуточная диагностика (в середине года) показала, что малыши, ранее плохо владевшие речью, стали больше говорить со взрослыми, охотнее общаться со сверстниками. Они рассказывают и в детском саду, и дома (по словам родителей) много потешек, знакомых стихов, проявляют словотворчество, стали употреблять больше сложных предложений, задают много вопросов «Где?», «Почему?», «Когда?».

Это свидетельствует о том, что наша работа по развитию речи правильно и эффективно влияет на развитие речи детей группы. На конец года мы планируем получить результаты высокого речевого развития детей группы.

Библиография.

1. Серова Е.В. Развитие речи, движений и голосового аппарата детей раннего возраста. –  // Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов). Автор – составитель Сотникова В. М. ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.

 2. Радуга: программа и руководство для воспитателей первой младшей группы детского сада / Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, С.Г. Якобсон и др. Сост. Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1993.

3. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1986.

4. Гербова В.В. Конспекты занятий по развитию речи в младшей разновозрастной группе: 2-4 года: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

5. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет / Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П. и др. – М.: Просвещение, 2000.

6. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. – М.: Просвещение, 1083.

7. Петрова В.А. Занятия по развитию речи детей до трех лет. – М.: Просвещение, 1970.

8. Тихомирова Н.И. Речь и речевое общение в группе детей раннего возраста –  // Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов). Автор – составитель Сотникова В. М. ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.

9. Г.М. Лямина «Развитие речи детей в раннем возрасте». – М., 1995.

10. Г.Г. Григорьева, Н.П. Котова и др. «Педагогика раннего возраста».– М.: Просвещение, 1992.

11. А.Н. Давидчук  «Индивидуально-ориентированное обучение детей». – М.: Просвещение. 1997.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Когалыма «Колокольчик»

Консультация для педагогов ДОУ

«Влияние театрализованных  игр на развитие ребенка раннего возраста»

Составила:

Кольцова Н.В.

 воспитатель

1 кв.категория

г. Когалым

Влияние театрализованных игр

на развитие ребенка раннего возраста

А вы прилягте на траву,

Ведь это очень, очень просто,

И одинакового роста

Вы сразу станете с детьми …

(слова из песни)

Игра является основной деятельностью дошкольного возраста. Игровая деятельность сохраняет сове назначение как необходимое условие развития интеллекта, психических процессов, личности в целом. Дети раннего возраста бывают разные по своему психическому развитию: одни – робкие, скованные в игре, другие – подвижные, им не хватает внимания, сосредоточенности. В систему работы с детьми необходимо включить игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Применимы дидактические игры: «Одежда», «Транспорт», «Посуда», «Животные». Различные игры с куклой «Уложим спать, «Напоим куклу чаем», «Оденем куклу на прогулку». Игры по сенсорному развитию: по ознакомлению с геометрическими фигурами (Круг, квадрат, треугольник), с величиной и формой предметов, с запахом и звучанием предметов. И, как показывают наблюдения, особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. Наблюдая за театром, дети познают окружающий мир, переживают события из жизни людей, животных, растений.

Театрализованные игры строятся на основе сказок, потешек, литературных произведений. Тематика театрализованных игр может быть очень разнообразной, например: наш детский сад, семья, игрушки, времена года, из жизни животных, из жизни растений, труд людей, транспорт.

При выборе игр нужно учитывать индивидуальность ребенка, его любимые игры и игрушки, при это желательно советоваться с воспитателем о его жизни в группе, о тематике занятий текущего месяца. («Транспорт», «Одежда», «Наш детский сад»).

Ребятам очень интересно, когда персонаж появляется из-за ширмы, загадочно, с с песенкой или стихотворением, когда персонажи говорят разными интонациями: добрыми, ласковыми, грозными, страшными, веселыми, разной силой голоса: громко, тихо. В результате ребенок со временем сам научится передавать состояние героя театра, пользоваться движениями, мимикой, жестами, научится понимать речь, а в более старшем возрасте – связно рассказывать.

Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок – игр, когда осуждается плохое поведение, жадность, драчуны и капризули. Организовать театрализованные игры дома могут старшие братья и сестры, они большие выдумщики, фантазеры и малышам с ними интересно. Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и решение задач обучения (расширение знаний об окружающем мире, становление речи: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения) с другой, тесно взаимосвязаны между собой в театрализованных играх.

В раннем возрасте у детей опыта игры нет, поэтому ведущие роли берет на себя мама или папа. Дети вначале являются зрителями. Они не могут сразу и в полном объеме овладеть творческим процессом, необходимым для участия в театрализованных играх. Речь взрослого на этом этапе служит образцом для подражания. Поэтому необходимо следить за своей речью, правильно произносить речевые обороты, и если у вас нет задатков артиста – научиться на примере кинофильмов, мультфильмов. Дети наблюдают, как взрослый говорит, действует за персонажей, имитирует ролевые движения. Они чувствуют интонации, особенно контрастные. Особенно значимо для ребенка, если родители после игры разбирают действия и поступки героев, что хорошо, что плохо; уточняют знания о предметах, их цвете, величине. Постепенно творческая активность детей возрастает. Детям становится интересно не только смотреть, но и действовать, они пытаются имитировать ролевые движения, сложнее манипулируют с персонажами. Полезно использовать любые моменты в жизни ребенка для упражнений в различном интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро, медленно). Так у детей развиваются мелодико-интонационная выразительность, плавность речи.

В театрализованных играх очень хорошо использовать музыку. Веселая и грустная, задорная и спокойная – она всегда положительно влияет на психическое развитие ребенка. А если персонажи вашего театра будут двигаться под музыку, детям вдвойне интересно. Попробуйте, и вы убедитесь в этом сами. Музыка подчеркивает характер героем : громкая маршевая – волк, веселая задорная – зайчишка, лиса. У детей вырабатывается чувство ритма, а движения в свою очередь повышают активность речедвигательного аппарата, балансируют процессы возбуждения и торможения. Движения дети могут сопровождать лепетом, возгласами, пением, старшие – стихами.

Если у вас порвалась книга - не спешите выбрасывать. Вырежьте из нее картинки и показывайте сказку детям. Картинки соедините с картоном и обклейте скотчем, они надольше сохранятся. Если на картинках изображены пейзажи – они могут послужить декорациями к сказкам или для составления сезонных сказок: например, на небе появляется тучка, из нее сыплются  сестрички-снежинки, они покрывают землю белым пушистым одеялом. Или: дождь (капли, полоски) из тучки, на земле лужи, по луже бродят дети, купаются утята. Они будут хорошо держаться, если с тыльной стороны наклеить липучки и помещать на планшет обтянутый фланелью. Можно использовать настольный театр, театр кукол. Особенно много сценок можно разыграть с куклами бибабо.

Театрализованные игры – один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

А теперь можно определить выводы, которые говорят о пользе театрализованных игр:

1. Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире.

2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции.

3. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного.

4. Активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

5.Совершенствуются моторика, координация, плавность, целенаправленность движений.

6. Развивается эмоционально-волевая сфера.

7. Происходит коррекция поведения. Формируется опыт нравственного поведения.

8. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности.

9. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Литература:

1. «Дошкольное вопитание» № 4/2001г.

2. «Ваш ребенок» И.И. Гребешева



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик»

Конспект воспитательного мероприятия

в старшей группе по образовательной области

« Социально – коммуникативное развитие»

на тему: « Путешествие по сказкам»

Подготовила воспитатель

МАДОУ «Колокольчик»

Кольцова Н.В.

г. Когалым

 2015 год.

Конспект НОД по театрализованной деятельности

на тему: « Путешествие по сказке».

Цель: учить детей  обыгрывать сказки, передавать эмоциональное состояние героев сказок;создавать  условия  для активного общения детей со сказочными персонажами и друг с другом

Задачи:

Образовательные:

-учить детей  обыгрывать сказки, передавать эмоциональное состояние героев сказок; создавать  условия  для активного общения детей со сказочными персонажами и друг с другом

-учить детей называть сказку и автора;

-совершенствовать интонационную выразительность речи, отрабатывать дикцию;

-понимать и изображать основные эмоции, используя различные средства выразительности: мимику и жесты;

- способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности;

Развивающие:

-развивать представления о различных чертах характера сказочного персонажа, изображать его и совершенствовать пластику движений;

-развивать умение работать подгруппами;

-развивать монологическую и диалогическую речь;

Воспитательные:

чувство ответственности,  дружеские отношения

готовность  прийти на помощь;

любовь к устному народному творчеству.

Материал:ноутбук, экран, иллюстрации к сказкам, сундук с шапочками,

сказки разного вида( пальчиковый театр, конусы, настольный, театр на дисках).

Словарная работа: русские народные сказки, авторские сказки, интонация, мимика, жесты, эмоции человека.

Предварительная работа:чтение сказок в детском саду и дома рассматривание иллюстраций, презентации  по сказкам,и детей по сказкам,  чтение детям сказок, выставка рисунков совместной работы родителей инсценировка, обыгрывание, пересказ

.

Методы приемы:

 Словесные: игровой момент, рассказывание,вопросы,  ответы.

 Наглядные: рассматривание иллюстраций, презентация по содержанию сказки.

Ход занятия:

Дети в группе с воспитателем играют в игру « Круг кружочек Аленький цветочек»

Звучит  скайп.

Баба яга : Алле , алле меня кто ни будь слышит .(грубо)

Дети: Мы слышим, здравствуйте.

Баба Яга:  Здравствуйте мои дорогие. ( ласково)

Баба Яга: А  вы меня узнали?

Дети: Узнали, ты баба Яга.

Баба Яга:Хорошо, молодцы. А знаете, откуда я?

Дети:Ты из сказки.

Баба Яга:Скажите милые детишки, любите  сказки?

Дети.  Очень любим (предполагаемые ответы детей).

Баба Яга: Слышали,  Змей Горыныч выкрал Василису Прекрасную и закрыл в своем замке. Тогда помогли Ивану царевичу, а теперь не знаю, кто сможет помочь…….не знаю, ой  не знаю.

Дети: Мы сможем помочь.

Баба Яга:Ой, спасибо мои сладенькие. За это, я Вам подарю книгу, только страницы сами соберите. Вы будете получать,от меня, по странице за правильно выполненное задание. Воспитатель знает, что нужно делать. Вот вам книга. Желаю удачи. (показывает, а воспитатель берет у экрана).

Воспитатель:

Отправляемся друзья,

В чудо сказку – вы и я.

Здесь экран волшебный есть,

Сказок тут не перечесть! (присаживаются)

Воспитатель. «Жили- были в некотором царстве, в тридесятом государстве Иван – царевич со своей женой Василисой Прекрасной.  Жили они не тужили. Однажды подул сильный ветер, поднялась пыль, налетел Змей Горыныч и унес Василису в свое царство. Погоревал Иван-царевич, да делать нечего: нужно отправляться в путь-дорогу». Он должен освободить Василису. Трудно будет в дороге, но мы  вместе справимся. Правда?

Дети:Мы,справимся.

Воспитатель: У меня есть некоторые сомнение, я хочу вас проверить. Ответьте правильно  на вопросы:

Воспитатель: У кого избушка была ледяная?

Дети: Ледяная избушка была у лисы. (слайд)

Воспитатель:В какой сказке умели говорить яблонька, печка и речка?

Дети:  В сказке «Гуси-лебеди». (Слайд)

Воспитатель:   Сказка, в которой  главная героиня превратилась в облако?

Дети: В сказке «Снегурочка».(слайд)

Воспитатель:Какое первое животное обнаружило теремок в лесу?

Дети: Мышка-норушка.( слайд)

Воспитатель: Какой  зачин у сказок?

Дети: В некотором царстве, в некотором государстве…Жили-были …

Воспитатель: Какими словами заканчиваются сказки?

Дети:  И я там был мед, пиво пил…Вот и сказке конец…Стали они жить – поживать и добра наживать.

Воспитатель:Обратите внимание на экран. В каких сказках  волк не является  персонажем?

Дети: В сказке «Заюшкина избушка».( слайды)

      Слайд страницы со сказкой « Рукавичка».

Воспитатель: Друзья мои, мы получили  первую страницу от Бабы Яги. А вы узнали сказкуи  кто автор?

Дети: Это р.н.сказка« Рукавичка».

Воспитатель: Молодцы, мы отправляемся в дорогу. У меня убедительная просьба: быть предельно осторожными и внимательными. Не потеряйтесь в дороге, держитесь все вместе, помогайте друг другу. Помните пословицу: «Друга в беде не бросай, а всегда выручай».

Воспитатель.   Шёл Иван – царевич шёл и нашел волшебный сундук. (сундук тянется в группу). Вот интересно посмотреть, что в нем лежит? А вам интересно?

Дети: Да,интересно мы хотим увидеть, что в нем лежит.

Воспитатель: (открывает)Да в немшапочки лежат. Шапочку нужно одеть, обыграть персонажа, напеть  его песню. Кто пойдет, первый?

(Ребенок  подходит, берет шапочку, под музыку  обыгрывает героя)

1.Коза-

Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отомкнитеся!
Ваша мать пришла - молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!

Ребенок: Из какой я сказки?

Дети : Р.н. сказка « Волк и семеро козлят»

2. Лиса-

Петушок, петушок,

золотой гребешок

выгляни в окошко,

дам тебе горошку.

Ребенок:  Из какой я сказки?

3. Волк-

Вы, детушки!
Вы, козлятушки!
Отопритеся,
Отомкнитеся,
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Полны  копытцы водицы!

Ребенок: Из какой я сказки?

Дети:« Волк и семеро козлят» . Это русская сказка

3. Петушок –

 Кукареку,

несу косу на плечи,

хочу лису посечи,

уходи лиса с заюшкиной избушки.

Ребенок: Из какой я сказки?

Дети: Русская народная сказка « Заюшкина избушка».

4.Волк –

 Ловись, рыбка

большая и маленькая

Ловись рыбка большая и маленькая.

Ребенок: Из какой я сказки?

Дети:Русская народная сказка « Лисичка- сестричка и братец волк».

5. Кот-

Трень- брень  гусельки,

 Золотые  струнушки,

  дома ли лиса,

  выходи лиса.

Ребенок: Из какой я сказки?

Дети: Сказка называется « Кот, петух и лиса»

  Слайд страницы со сказкой « Сивка- Бурка»

Воспитатель:А вот следующая от Бабы Яги страница для книги. Догадались, что за сказка?

Дети:  Р.н. и называется « Сивка- Бурка».

Воспитатель: Вы, молодцы. Иван – царевич устал и ему захотелось отдохнуть. И мы  отдохнем и наберёмся сил.

Физминута: Внимание на экран.

- Вместе с белочкой попляшем.

- И пусть глазки отдохнут.

Воспитатель: Отдохнули, снова в путь. Идет Иван дальше  и увидел зеркало, в котором отражались части иллюстраций из сказок, он никак не может понять, какие сказки изображены. Как же быть?

Дети: Может нам их собрать.

Воспитатель: На столах иллюстрации сказок, подойдите к столам, соберите их.

(Дети подходят к столам и  самостоятельно  собирают сказки: «Крошечка-Хаврошечка» р. н.с. , « Серебряное копытце» П. Бажова и «Царевна- лягушка» р.н.с. )

Воспитатель: Какую иллюстрацию к сказке  собрали вы, ответь нам Настя?

Ребята, а вы какую собрали?

А  вам  какая сказка досталась?

Слайд со сказкой « По щучьему велению»

Воспитатель: И в этот раз вы справились, молодцы. Баба Яга не забыла  и отправила вам еще страницу.

Воспитатель: Узнали на этот раз, как называется сказка?

Дети:  Этор.н.сказка « По щучьему велению»

Воспитатель: Долго ли, коротко ли шел Иван. И набрел он на яблоньку. А она преградила ему путь и говорит, что отпустить Ивана если ребята помогут и покажут сказку, в которой рассказывается о  верной дружбе, красной девицы и коровушки. Что делать?

Дети: Мы покажем сказку.

Воспитатель: Кто желает участвовать в показе сказке, выходите, а зрители потом скажут, как сказка называется.

Инсценировка сказки ( дети сами берут персонажей)

Дети: Мы знаем сказку эту, она называется « Крошечка -Хаврошечка»

Слайд сказки« Иван- царевич и серый волк»

Воспитатель: Внимание на экран, еще страница от Бабы Яги.

Дети:Это русская народная сказка. « Иван – царевич и серый волк».

Воспитатель: Ребята! А впереди, самый трудный участок дороги к замку. Откуда ни возьмись,  вылетел Змей – Горыныч и летит прямо на Ивана.Как быть, чем помочь?

 На экране появляется страница от Бабы Яги « Зимовье зверей».

Воспитатель: Это же Баба Яга нам подсказку дала, что бы мы показали эту сказку, (отвлекли) задобрили Змея –Горыныча. Кто сможет помочь выходите и сказку покажите. (выходят дети сами берут атрибуты к сказке)

Инсценировка сказки  « Зимовье зверей» ( отрывок)

Воспитатель: Змею – Горынычу очень понравилась наша сказка и он отпустил Василису Прекрасную. Вышла  Василиса навстречу Ивану. Поблагодарили они вас за помощь. Посадил ее Царевич на коня и поскакал домой.

Демонстрируется слайд.

Воспитатель:Молодцы!  Вы справились со всеми заданиями, в  книгу собрали много страниц. Скоро сказка сказывается да не скоро дело делается. У меня есть для вас сюрприз, вот в этих конвертах заготовки сказочных персонажей. Давайте их вырежем, склеим и у нас появятся новые  сказочные персонажи.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Колокольчик»

Интегрированное занятие по обучению детей  пересказыванию.

   на тему: « Поможем Белоснежке».

                                             Подготовительная группа

Подготовила воспитатель

МАДОУ «Колокольчик»

Кольцова Н.В.

г. Когалым

 2016 год.

Конспект НОД

на тему: « Поможем Белоснежке».

Цель: формировать умение детей строить разные типы высказывания, соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания.

Программные задачи:

Образовательные:

-учить точно , последовательно, связно и грамматически правильно передавать содержание художественного текста;

-учить детей  пересказывать по опорной таблице;

-обобщать и систематизировать знание детей о зиме;

-развивать навык словообразования, активизировать словарь детей, подбирать слова- действия, прилагательные;

-совершенствовать интонационную выразительность речи, отрабатывать дикцию;

- способствовать проявлению творческой самостоятельности и активности;

- закрепить знания детей о составе числа 7;

Развивающие:

- закрепление образа цифр;

- расширять знание о зимних явлениях;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, зрительную память;

Воспитательные:

-воспитывать желание помогать друг другу, вместе преодолевать трудности;

- воспитывать аккуратность во время продуктивной деятельности.

Материал: письмо, задания, ноутбук, экран; иллюстрации;  цифры, веера с цифрами; ватман, клей, ножницы, бумага, веточки, вата, салфетки.

Словарная работа:  наст, зимняя сорожка,зимние  месяца,  год.

Предварительная работа:  беседы о зиме , рассматривание картин, иллюстраций, д/игра « Времена года», заучивание примет о зиме, проговаривание скороговорок.

Методы и приемы: использование сюрпризного  и игрового моментов, вопросы, ответы, использование ТСО.

Ход занятия.

Дети играют . Стук в дверь. Письмо от Белоснежки.

 « Здравствуйте , ребята ! Звери в сказочном  нашем лесу, рассказали мне о Вас, какие вы умные и сообразительные. Умеете считать, составлять рассказы. Помогите мне научить и моих гномов. Высылаю  вам  интересные задания, которые помогут  в обучении моих гномов.

Воспитатель:  Ребята,  покажем  гномам, что умеем и знаем?

Дети: Да мы покажем, что мы знаем и умеем .

Воспитатель: А вот и первое задание от Белоснежки, которое называется  «Разминка»:

- сколько ушей у трех мышей?

-сколько лап у двух собак?

-сколько месяцев году?

-чтобы  рассадить  6 детей в группе, не хватает одного стула. Сколько стульев в группе?

-какое время наступает позже: осень или зима?

-если сегодня вторник, то завтра день недели?

Воспитатель: Второе задание. Белоснежка интересуется, что важно уметь и знать, когда дети идут в школу?

Дети: Важно уметь считать , писать,  правильно и четко говорить.

Воспитатель: Научим , гномов четко говорить .

Дети: ( проговаривают скороговорки, быстро , медленно,  тихо, громко).

            Дятел дуб долбил , да недодолбил.

            Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во сне,

            Если бы он не свалился во сне , до сих пор бы сидел на сосне.

            Белый снег , белый мел , белый сахар тоже бел

            А вот белка не бела белой даже не была.

Задание 1.(слайд)

 Воспитатель: Белоснежка прислала нам фото своих друзей. Сколько гномов?

 Дети: На фото 7 гномов?

 Воспитатель: Покажите на веерах цифру семь, назовите соседей числа семь.

 Дети : Из каких двух меньших чисел состоит число семь?

Воспитатель: Молодцы справились.

Задание 2.

Воспитатель: Посмотрим следующее задание. Белоснежка попросила  гномов составить предложения и вот , что у них получилось.

       Дети, горку, из, делали, снега.

Воспитатель: Предлагаю помочь, игра « Составь правильно предложения».

       Окнах, на, зимние, узоры.

       Снеговика, из, делают , снега, дети.

       Деревья, снежном, в, стоят, уборе.

Воспитатель: Что общего в этих предложениях.

Дети: Во всех предложениях говорится о зиме.

Воспитатель: Какое сейчас, время года?

Дети: Сейчас время года , зима.

Воспитатель: Давайте отдохнем и посмотрим за снежинкой.

Физминута.  « Зимняя сказка» видео.

Воспитатель: В следующем задании говорится, что Белоснежка с гномами никогда не видели зиму и они очень хотят узнать , что такое зима ?.

Воспитатель: Подберите , слова к слову «зима».

Дети: Холодная , морозная, вьюжная, белая, снежная….

Воспитатель: Что делают снежинки?

Дети: Падают, летят, кружатся, тают.

Воспитатель: Пришло время и зимние приметы сказать. Мне , кажется, что Белоснежка с большим удовольствием научит гномов приметам.

Дети: Птицы прилетают к домам – к морозу.

           Чем крепче зима, тем скорее весна.

           Солнце в туманном кругу , жди пургу.

            Зима без снега, лето без хлеба.

           Если на Новый год тепло и снежно, лето будет дождливым.

           Ворона сидит на верхушке дерева- жди мороз.

           Если кошка скребет свои когти о стену, будет мороз.

Воспитатель: А еще зимой дети любят лепить снеговика  и мы сейчас покажем, как это делаем.

Физминута:

Мы бабу снежную лепили,                   Лицо украсили морковкой,

чтоб краше не было её,                        и угольками вместо глаз.

лопатами весь снег собрали,               Прорисовали ротик смело,

не позабыли ничего.                             смотрели в профиль и в анфас.

Сначала ком большой скатали,           На голову ведро надели,

и плотно этот ком прижали,                 украсили его пером.

второй поменьше был размером,       метлу воткнули для порядка

на первый он уселся смело.                Трудились дружно все двором.

А третьим – голова была

И участи своей ждала.

Воспитатель: Молодцы! Осталось еще одно задание. Белоснежка просит , что бы мы научили гномов правильно пересказать  рассказ. А знаете ли, вы чем отличается рассказ от сказки?

Дети : Отличается тем, что в рассказе нет волшебства.

Воспитатель читает рассказ Г. Скребицкий « Митины друзья».

Воспитатель: Давайте для начала , уточним , что такое «наст», « сторожка».

Дети: Наст,  это плотная корка льда. Сторожка , это небольшой домик для сторожа.

- О чем этот рассказ?
Дети: Рассказ «  Митины друзья», о лосях , о том как за ними гнались волки.

- Кто спас лосей?
Дети: Лосей спас Митя.

- Какой Митя в рассказе?

Дети: Митя в рассказе , сильный, смелый, отважный, решительный……

- Почему рассказ называется « Митины друзья»?

Дети: Митя, спас лосей, пришел им на помощь , а ведь только настоящие друзья приходят на помощь в трудную минуту.

Воспитатель: Сейчас , я прочту еще раз рассказ. Вы послушаете, а потом мы узнаем , кто у нас в группе умеет лучше всех пересказывать.

Воспитатель читает еще раз , выставляет опорные схемы. Слушают 3-4 ребенка.

Воспитатель: Кто лучше всех пересказал рассказ и почему ты так думаешь?

Дети : Лучше всех пересказал Артем, он четко , правильно последовательно рассказывал.

                 

-Ребята, какой  праздник  с нетерпением ждут и взрослые и дети?( новый год)

- Предлагаю сделать новогоднюю газету для гномов.

В зимнюю стужу.

Георгий скребицкий.

В зимнем тумане встаёт холодное, тусклое солнце. Спит заснеженный лес. Кажется, всё живое замёрзло от этой стужи — ни звука, только изредка потрескивают от мороза деревья.

Я выхожу на лесную поляну. За поляной — густой старый ельник. Все деревья обвешаны крупными шишками. Шишек так много, что под их тяжестью склонились концы ветвей.

Как тихо! Зимой не услышишь пения птиц. Теперь им не до песен. Многие улетели на юг, а те, что остались, забились в укромные уголки, попрятались от лютого холода.

Вдруг словно весенний ветерок прошумел над застывшим лесом: целая стайка птиц, весело перекликаясь, пронеслась над поляной. Да ведь это клесты — природные северяне! Им не страшны наши морозы.

Клесты облепили вершины елей. Птички ухватились за шишки цепкими коготками и вытаскивали из-под чешуек вкусные семена. Когда хорош урожай шишек, этим птицам не грозит бескормица зимы. Везде себе еду разыщут.

Я стоял на поляне и наблюдал, как хлопотали клесты в своей воздушной столовой.

Утреннее солнце ярко освещало зелёные вершины елей, грозди румяных шишек и весёлых, пирующих птиц. И мне почудилось, что уже пришла весна. Вот сейчас запахнет талой землёй, оживёт лес и, встречая солнце, защебечут птицы.

Любуясь клестами, я вдруг увидел, как один из них, подлетев к старой ели, скрылся в заснеженных ветках, словно юркнул в снеговую пещерку. И тут мне вспомнилась одна замечательная особенность из жизни этих птиц особенность, которой я никогда не мог поверить. А вот теперь представился случай самому проверить.

Крадучись, я подобрался к той ели и полез вверх по стволу. Острые иглы царапали лицо и руки, но я карабкался всё выше и выше.

Уже близка и вершина, а на дереве ничего нет.

Я начал спускаться и вдруг прямо перед собой увидел то самое, чего уже не надеялся найти: среди обледенелых, покрытых снегом веток едва виднелось небольшое гнездо, а в нём, как весной, озабоченно распушившись, сидела зеленоватая птичка — самочка клеста.

Неловким движением я качнул ветку. Испуганная птица вспорхнула. Я наклонился и замер от изумления: в гнезде копошились только что вылупившиеся, совсем голые птенцы.

Над самым гнездом свешивались заснеженные ветви. В лесу от мороза трещали деревья, а здесь, меж сучьев старой ели, будто уже наступила весна: заботливая мать выводила птенцов.

Я поскорее слез с дерева, чтобы не тревожить эту удивительную семью. Легко спрыгнул в снег, огляделся, и зимний лес уже не казался мне, как прежде, угрюмым и безжизненным.

Стоя под деревом, я тёр закоченевшие в шерстяных варежках руки, посмеивался над собой и всё думал о голых малышах в гнезде, которым не страшна зимняя стужа.
 

Митины друзья

Зимой, в декабрьскую стужу, лосиха с лосёнком ночевали в густом осиннике. Начало светать. Порозовело небо, а лес, засыпанный снегом, стоял весь белый, притихший. Мелкий блестящий иней оседал на ветви, на спины лосей. Лоси дремали.

Вдруг где-то совсем близко послышался хруст снега. Лосиха насторожилась. Что-то серое мелькнуло среди заснеженных деревьев. Один миг — и лоси уже мчались прочь, ломая ледяную кору наста и увязая по колени в глубоком снегу. Следом за ними гнались волки. Они были легче лосей и скакали по насту не проваливаясь. С каждой секундой звери всё ближе и ближе.

Лосиха уже не могла бежать. Лосёнок держался возле матери. Ещё немного — и серые разбойники нагонят, разорвут обоих.

Впереди — поляна, плетень возле лесной сторожки, широко раскрытые ворота.

Лоси остановились: куда деваться? Но сзади, совсем рядом, послышался хруст снега — волки настигали. Тогда лосиха, собрав остаток сил, бросилась прямо в ворота, лосёнок — за ней.

Сын лесника Митя разгребал во дворе снег. Он еле отскочил в сторону лоси чуть не сбили его с ног.

«Лоси!.. Что с ними, откуда они?»

Митя подбежал к воротам и невольно отшатнулся: у самых ворот — волки.

Дрожь пробежала по спине мальчика, но он тут же замахнулся лопатой и закричал:

— Вот я вас!

Звери шарахнулись прочь.

— Ату, ату!.. — кричал им вдогонку Митя, выскакивая за ворота.

Отогнав волков, мальчик заглянул во двор.

Лосиха с лосёнком стояли, забившись в дальний угол, к сараю.

— Ишь как испугались, дрожат всё… — ласково сказал Митя. — Не бойтесь. Теперь не тронут.

И он, осторожно отойдя от ворот, побежал домой — рассказать, какие к ним во двор примчались гости.

А лоси постояли во дворе, оправились от испуга и ушли обратно в лес. С тех пор они всю зиму так и держались в лесу возле сторожки.

Утром, идя по дороге в школу, Митя часто издали видел лосей на лесной опушке.

Заметив мальчика, они не бросались прочь, а только внимательно следили за ним, насторожив свои огромные уши.

Митя весело кивал им головой, как старым друзьям, и бежал дальше, в село.

 

Георгий Скребицкий.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: