Внеклассная работа по предмету
На этой странице размещены разработки внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литературно-музыкальная композиция "По-осеннему шепчут листья..." | 34.15 КБ |
Литературная игра по произведениям А. Лиханова | 39.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2 г. Лузы Кировской области
Районный фестиваль «По-осеннему шепчут листья…»
Сценарий литературно-музыкальной композиции,
посвящённой поэту Сергею Есенину,
«По-осеннему шепчут листья…»
Попова Ольга Александровна,
Ширяева Нина Валентиновна
учителя русского языка и литературы
г. Луза, 2015 год
Цели: заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно-поэтическим творчеством Сергея Есенина, обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к родине, природе; нравственно-эстетическое воспитание.
Оформление: березы, листопад, экран, электронная презентация, портреты Сергея Есенина, книжная экспозиция “Родился я с песнями в травном одеяле…”; записи песен, гитара.
Вступление
1. Звучит мелодия (Бах Ария из сюиты № 3 ре-мажор)
(Слайд: портрет Сергея Есенина)
Ведущий1:
«Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье...»
Памяти великого поэта Сергея Есенина посвящается.
Сергей Есенин! - это имя
В лесах родной моей России,
В березах нежных и осинах,
В сережках желтовато-синих,
В лугах из зелени весенней,
В стихах твоих, Сергей Есенин.
Ведущий 2:
Поэзия – это Вселенная души человечества. Одни звёзды в ней сгорают и навсегда исчезают, не оставив следа, другие светят нам на протяжении столетий. Имя одной из таких звёзд в созвездии поэтической России – СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. Оно – вечно…
(Слайды: фотографии матери, Константиново, детские)
Ведущий1:
Сергей Есенин – сын крестьянина. Родился 2 октября в 1895 году в старинном селе Константиново Рязанской губернии, которое привольно раскинулось на высоком правом берегу Оки.
Чтец (Госшк.):
О пашни, пашни, пашни,
Коломенская грусть,
На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь.
Как птицы, свищут версты
Из-под копыт коня.
И брызжет солнце горстью
Свой дождик на меня.
О край разливов грозных
И тихих вешних сил,
Здесь по заре и звездам
Я школу проходил.
(Слайды: фотографии матери, сестер)
Ведущий 2:
Так как мать его Татьяна Титова, замуж была отдана помимо воли, а отец был беден, то в 2 года его вернули в дом деда по матери, где он и воспитывался. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном.
Инсценировка (Появляются дед и бабка). Шк. №2
Бабка. Ну, нешто так можно, Сергуша, весь в царапинах, опять с соседскими мальчишками подрался. Али на яблоню лазил?
Дед. Ты, это, у меня, старая, не трожь, он так крепче будет!
Бабка. Только в субботу помыли, голову нагофрили, аж гребень поломали о кудри, а он...
Видать, не выйдет из него учителя, вон весь чумазый.
Дед. Как не выйдет! Вот отдадим его в земское училище, потом в церковно-учительскую школу, а потом и в Москву дальше на учителя учиться...
Есенин. Не буду учителем.
Дед. А кем тогда?
Есенин. Никем, частушки буду сочинять!
Дед. Частушки... Ах, ты деду перечить! Бабка, розги! (Уходят)
(Слайды: фотографии природы)
Чтец (Фабричная шк.): Стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями»
Ведущий 1:
Здесь впервые Есенин увидел, как ломаются березы, отражаясь в пруду, как тоскуют тающие поля. Здесь отшумело детство поэта, прошла его юность, здесь написал он свои первые стихи…
Ведущий 2:
Благотворное влияние на Сергея Есенина оказали дед, бабушка и его мать. Живя почти все время с детьми, Татьяна Федоровна, наделенная от природы умом, красотой, чудесным песенным даром, замечательно исполняла русские народные песни: и шуточные, и обрядовые. Сергей и его сестры незаметно для себя приобщились к русской песенной культуре.
(Звучит песня «Молотьба»).
Учащиеся исполняют русский танец.
Ведущий 1:
В девять лет Сергей Есенин переступил порог земского 4-классного училища. И учителя, и ученики любили Сергея за прямоту, веселый нрав. Уже в школьные годы он был заядлый книголюб. Ему удавалось читать не только днем, но и ночью, с коптилкой.
Закончил училище Сергей с похвальным листом, сдав все экзамены на «5». На семейном совете было принято решение направить Сергея в Спас-Клепиковскую церковно- учительскую школу, закончив которую, он получил звание «учителя школы грамоты».
Стихи он начал писать рано, лет девяти, но сознательно в 16-17 лет, когда приехал в Москву к отцу. Устроился помощником корректора в типографию.
(Слайды – фотографии молодого Есенина)
Чтец. (Лальская шк.)
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.
И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.
Ведущий 2:
Судьба как поэта решилась в 1917-ом году, когда он в Петрограде встретился с Александром Блоком
Инсценирование (Госшк.): Встреча с Александром Блоком
(горничная Глаша и Блок).
Глаша. Александр Александрович!
Блок. Что, Глаша?
Глаша. Без Вас тут господин приходили.
Блок. Господин?
Глаша. Их не поймёшь, вроде барин, молоденький, да в сапожках сафьяновых таких, рубашка шелковая, что у нашего приказчика. Гармошки только не хватает.
Блок. Представился?
Глаша. Фамилия его такое, Евсеев что ли, али Ессеев... Да они записку и ещё платок какой-то оставили, наказывали непременно Вам доложить.
Блок. Хорошо, давай сюда. (Читает вслух):
“Александр Александрович. Я хотел поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти в четыре.
С почтением Сергей Есенин”. Так, а это значит у нас стихи. Интересно. (Читает про себя).
(Звучит песня “За окошком месяц...” Слайды: фотографии природы)
Блок. Изумительно! Как свежо, чисто! Нужно встретиться с этим м... м... Есениным, отобрать лучшее, послать с рекомендательным письмом к Городецкому. Да перед нами талантливый крестьянский поэт! Самородок! (Уходит).
Ведущий 1.
Через некоторое время встреча Блока и Есенина состоялась.
С легкой руки Александра Блока, давшего Есенину рекомендательные письма, начался его литературный путь.
Известно, что в период 1910 -1912 годов поэт написал более шестидесяти стихов. А вот каким было первое есенинское стихотворение, сочиненное им в 15 лет.
Чтец (Госшк.): Стихотворение «Вот уж вечер. Роса».
Ведущий 2.
Невзгоды крестьянской жизни, ее радости и надежды - все это отразилось в есенинских задушевных строках. «Моя лирика, - не без гордости говорил поэт, - жива одной большой любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве».
Родина, Россия. Русь - художественный нерв всего творчества Сергея Есенина.
Ведущий 1.
Есенин становится популярным. Каждый вечер его приглашают читать стихи в дома, кафе, поэтические салоны. Вдруг появилось огромное количество «друзей», приятелей, женщин, влюблявшихся в него с первого взгляда… Закружила веселая, бесшабашная жизнь. Для него не было никаких ценностей в жизни кроме его стихов. Все его выходки, бравады и неистовства вызывались только желанием заполнить пустоту жизни от одного стихотворения до другого.
Исполняется песня на стихи С. Есенина «Ты поила коня».
Ты поила коня из горстей в поводу,
Отражаясь, березы ломались в пруду.
Я смотрел из окошка на синий платок,
Кудри черные змейно трепал ветерок.
Мне хотелось в мерцании пенистых струй
С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй.
Но с лукавой улыбкой, брызнув на меня,
Унеслася ты вскачь, удилами звеня.
В пряже солнечных дней время выткало нить.
Мимо окон тебя понесли хоронить.
И под плач панихид, под кадильный канон,
Все мне чудился тихий раскованный звон.
Ведущий 2:
Он явился в город, чтоб рассказать о своей восторженной любви, рассказать о красоте, окружающей его.
Город восторгался им. Появились лицемеры и завистники. Друзья поили вином. И он почувствовал, что этот город должен его погубить.
Звучит песня на стихи С.Есенина «Отговорила роща золотая», демонстрируются слайды.
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер вдаль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.
Ведущий 1.
Первые сборники стихов Есенина восторженно приняты критикой. В стихах складывается особый есенинский мир: животные, растения, явления природы очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми гармоничный, целостный, прекрасный мир.
Самое драгоценное в нем, – писал Б. Пастернак, – образ родной природы, лесной, среднерусской, рязанской, переданной с ошеломляющей свежестью.
Чтец (Шк. №2):
Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил – печальный
Твой предосенний шум.
И мне в ответ березка:
“О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух.
Луна стелила тени,
Сияли зеленя,
За голые колени
Он обнимал меня.
И так, вздохнувши глубоко,
Сказал под звон ветвей:
“Прощай, моя голубка,
До новых журавлей”.
Ведущий 2:
В начале 1918 г. Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встречает революцию, создает поэмы, проникнутые предчувствием “преображения” жизни. Размышляя над тем “куда несет нас рок событий”, обращается к истории.
В 1921 году встречается с американской танцовщицей Айседорой Дункан, путешествуют по Европе и Америке.
Чтец (Верхнелальская шк.):
Тогда я понял,
Что такая Русь.
Я понял, что такое слава.
И потому мне
В душу грусть
Вошла, как горькая отрава.
На кой мне черт.
Что я поэт! ...
И без меня в достатке дряни.
Пускай я сдохну,
Только…
Нет,
Не ставьте памятник в Рязани!
Ведущий 1:
На родину вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием “быть певцом и гражданином… в великих штатах СССР”. 1923 – 1925гг. создаются лучшие строки: стихотворения “Отговорила роща золотая…”, “Письмо матери”, “Мы теперь уходим понемногу…”, цикл “Персидские мотивы”, поэма “Анна Снегина”, “Страна негодяев” и др.
Ведущий 2:
Главное место в его стихах по-прежнему принадлежит теме родины, которая теперь приобретает драматические оттенки. “Русь Советская” – “Русь уходящая”. Он все больше ощущает себя певцом “золотой бревенчатой избы”, поэзия которого “здесь больше не нужна”. Эмоциональной доминантой лирики становятся осенние пейзажи, мотивы, подведение итогов, прощания.
Чтец (Фабричная шк.):
Друзья! Друзья!
Какой раскол в стране,
Какая грусть в кипении веселом!
Знать, оттого так хочется и мне,
Задрав штаны,
Бежать за комсомолом.
Я уходящих в грусти не виню,
Ну где же старикам
За юношами гнаться?
Они несжатой рожью на корню
Остались догнивать и осыпаться.
Ведущий 1:
Последние 2 года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново. В очередной раз пытается начать семейную жизнь, брак с внучкой Льва Николаевича Толстого Софьей.
Ведущий 2:
В конце ноября 1925г. измученный скитальчеством и бивуачным бытом попадает в психоневрологическую клинику. Одна из последних поэм – “Черный человек”, в которой прошедшая жизнь предстает частью ночного кошмара. 23 декабря Есенин поехал в Ленинград, где в ночь на 28 декабря...
Чтец (Фабричная шк.):
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свидания, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Ведущий 1:
Умер Поэт! Угасла творческая жизнь, в которую до последней минуты вплетал драгоценные нити поэзии Сергей Есенин.
Ведущий 2:
Сергей Есенин открыл перед читателями те стороны души переломной эпохи, которые не находили места в поэзии его современников.
Его стихи были созвучны настроениям молодежи, он один из первых в советской поэзии почувствовал необходимость раскрыть духовный мир своего читателя (современника). Писал искренне, правдиво, не скрывая своих сомнений, колебаний, заблуждений.
Чтец (Лальская шк.):
Жизнь – обман с чарующей тоскою,
Оттого так и сильна она,
Что своею грубою рукою
Роковые пишет письмена.
Я всегда, когда глаза закрою,
Говорю: “Лишь сердце потревожь,
Жизнь – обман. Но и она порою
Украшает радостями ложь.
Обратись лицом к седому небу,
По луне гадая о судьбе,
Успокойся, смертный, и не требуй
Правды той, что не нужна тебе”.
Хорошо в черемуховой вьюге
Думать так, что эта жизнь – стезя.
Пусть обманут легкие подруги,
Пусть изменят легкие друзья.
Пусть меня ласкают нежным словом,
Пусть острее бритвы злой язык, -
Я живу давно на все готовым,
Ко всему безжалостно привык.
Холодят мне душу эти выси,
Нет тепла от звездного огня.
Те, кого любил я, отреклися,
Кем я жил – забыли про меня.
Но и все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю.
Ведущий 1:
Есенин – визитная карточка России. Его стихи находят живой отклик в наших душах. Все прочувствованное им, прожитое за короткую жизнь, он превратил в шедевры поэзии. Он воспел землю, плененный ею, воспел любовь, как счастье, и счастье, как любовь.
Звучит песня «Клён ты мой опавший …»
Чтец (Шк. №2):
Вышел он из-под осенней сени –
Медным инеем усыпаны поля…
Загляделись на мужичьи сени
Ивушки, берёзы, тополя…
Великаном Русь в стихах вставала –
В кумачовых флагах Октября.
По стихам поэта полыхала
Утренняя нежная заря.
Он писал, как млеют милой очи,
Воспевал неведомый Шираз.
И, тоскуя по рязанской ночи,
Говорил о жизни без прикрас.
И таким остался он, Есенин,
Из надёжных русских выйдя рук…
Не пустые меркнущие тени
Направляет бороздою плуг.
Знаю я, берёзовому свету
Будет рад не только этот век…
Жив Есенин! С нами рядом где-то
Он идёт – ты слышишь, человек?
Он идёт дорогою ковровой,
Вытканной горячей страстью слов –
Не попутчик вовсе в жизни новой –
Сын российских пашен и лугов.
Борис Орлов
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
основная общеобразовательная школа №2 г. Лузы
Лузского района Кировской области
"Я ДЕТСТВОМ ЖИВУ, СТАРАЯСЬ ИЗ ДЕТСТВА НЕ ВЫПАСТЬ..."
Литературная игра по произведениям А.А. Лиханова
для детей среднего школьного возраста.
О.А.Попова, учитель русского языка и литературы
2015 год
Цель: пробуждение интереса к произведениям и приобщение учащихся к
более глубокому изучению творчества А. А. Лиханова. Воспитание
гражданственности, нравственное совершенствование личности учащихся,
формирование активной жизненной позиции, размышление о смысле жизни
и соотношение в нём личностного и общественного.
Подготовка: За месяц до проведения мероприятия нужно предложить учащимся
прочесть произведения Альберта Лиханова.
Провести классные часы:
а) «Основные вехи жизненного пути»
б) «Обзор творчества А. Лиханова»
в) «Добрые дела А. Лиханова для общества».
Оформление:
Книжная выставка: "Я ДЕТСТВОМ ЖИВУ, СТАРАЯСЬ ИЗ ДЕТСТВА НЕ ВЫПАСТЬ...".
Портрет А. А. Лиханова.
Высказывания А. Лиханова: «Чтение — это дыхание ума и пища для
сердца»; "Мои книги для всех и, может быть, для родителей более, чем
для детей, хотя, честно говоря, я хотел бы, прежде всего, быть услышанным
ребёнком"; «Интернет не заменит книгу, в компьютерном тексте нет духа»;
Девиз Детского фонда: «Ни дня без доброго дела»
Альберт Лиханов давно и прочно занял почётное место в современной русской литературе, в одной из важнейших её частей – прозы для детей и юношества. Постоянный интерес к судьбе детей, к изучению обстоятельств, влияющих на формирование их жизненных убеждений, забота о нравственном здоровье подрастающего поколения характерны для творчества Альберта Анатольевича Лиханова – писателя, публициста, общественного деятеля.
В течение последнего месяца вы знакомились с творчеством А. Лиханова. Прочитали книги, познакомились с героями его книг. Какие произведения вам больше всего понравились? Согласитесь, что ни одно произведение не оставило вас равнодушным.
Правила игры: играют две команды.
Задание №1 «Биография». Командам даётся 10 минут, чтобы вспомнить факты из биографии
А. А. Лиханова.
Выступает один человек от команды. Кто больше приведёт фактов жизненного пути А. Лиханова.
Команды молодцы, отлично справились с заданьем. Дополним ваши выступления любопытными фактами его биографии.
*Одним из воспоминаний детства был клён, забираясь на который Лиханов очень любил читать книги.
*В детстве А. Лиханов занимался лыжами и в секции лёгкой атлетики, где установил рекорд, который до сих пор не побит.
*В детстве же ему подарили фотоаппарат «Комсомолец», с которого началось увлечение А. Лиханова фотографией.
*Уже в детстве и юности отправлял свои рассказы и заметки в газеты «Пионерская правда», «Комсомольская правда», «Комсомольское племя», «Кировская правда», где они печатались.
*Будучи в Комсомольске-на-Амуре на практике, писал статьи в одну газету под тремя псевдонимами-именами: Лиханов, Анатольев, Кузнецов.
*Серьёзно о писательской деятельности задумался во время болезни. Не мог лежать в постели без дела и начал писать рассказы.
*Произведение «Солнечное затмение» в 1978 году вошло в число лучших книг Америки для юношества.
*К 45 годам написано 30 книг.
Задание №2 «Викторина».
- Какие повести входят в роман «Русские мальчики»?
- От чьего имени ведётся рассказ в повести «Последние холода»?
- Какую военную тайну хранил дедушка Антона в романе «Мой генерал»?
- Как объяснить название романа «Сломанная кукла»?
- В чём заключается мудрость Анны Николаевны, учительницы, главной героини повести «Крёстна».
- О чём рассказывается в романе «Никто»?
- Кому принадлежат слова: «Детство – это такой возраст, который проходят все, но выходят из него разными»?
- Кому Лиханов посвящает свои книги?
- По каким произведениям Лиханова сняты фильмы?
10. Любимое время года писателя.
- Любимое занятие.
- Девиз Детского фонда, созданного А. Лихановым.
Задание №3 «Угадай произведение». Команды должны угадать, из какого произведения отрывок, и назвать его.
*Я обгоняю маму и отца, я жму во все лопатки и вижу, как по шаткой лесенке, спиной ко мне спускается мужчина в лётчицком шлеме. Я поддаю газу и проношусь мимо какого-то маленького старика в коричневом пальто и кепке. Старик что-то говорит мне, кажется, но тут уж не до него, я подлетаю к мужчине в лётчицком шлеме, думая, зачем артиллеристу такой шлем. И говорю спине, улыбаясь во весь рот:
— Мон женераль!
Отрывок из романа «Мой генерал»
*Итак, став взрослым и понемногу разговаривая с разными людьми, я постепенно выяснил, что и предположить в детстве-то не мог. А выяснил я очень даже простецкую влиятельность Анны Николаевны в нашем городе.
Ведь почему мы её не видели в хлебном магазине никогда? Чтобы она карточки отоваривала? Да потому просто-напросто, что в хлебном у неё работала её бывшая ученица. Анна Николаевна отдавала ей свою карточку, и та через день, а если надо, и каждый день, приносила хлеб к учительнице домой, а то и прямо в школу.
Отрывок из повести «Крёстна»
*Федька проснулся поздно и заторопился на голубятню. Вчера он долго ворочался, не мог уснуть, а ночью ему снились разные страхи. Будто мать поставила тесто, оно поднялось, вышло из миски, скатилось на пол и стало пухнуть, расти на глазах, стало подбираться к подбородку, душить, а выбраться невозможно — как с ним, с тестом, быть, не поплывёшь по нему — густое, и не пойдёшь — жидкое...
Отрывок из повести «Солнечное затмение»
У всех людей старый год заканчивается в полночь под первое января – и впереди триста шестьдесят пять дней, ежели не считать високосный год. А здесь… Каждый месяц – это, в сущности, год. Точнее, каждая смена. Они колеблются по своим размерам, эти смены, суть не в этом, а в том, что каждый круг – это встреча, знакомство, сближение, узнавание, даже любовь, а потом неизменное, неотвратимое расставание.
Отрывок из романа «Невинные тайны»
Задание №4 «Карточки».
В каком из этих произведений встречаются следующие персонажи книг. Каждой команде выдаются два набора карточек, в одном название произведений, другой персонажи. Разложи правильно карточки.
Повесть «Последние холода» Вадик и Маша
Повесть «Крёстна» Анна Николаевна
Роман «Никто» Коля Топоров
Повесть «Солнечное затмение» Фёдор и Лена
Роман «Сломанная кукла» Вячик
Роман «Мой генерал» Антон
Задание №5 «Портрет».
Угадать героя по описанию
*Лицо у неё круглое и ямочки на щеках, а глаза ясные, синие. Если она сидит у окна и солнечный луч сбоку светит, падает маме прямо в глаза — хрусталики её горят, словно прозрачные камушки.
Мама моя добрая, я её злой никогда ещё не видел. Даже когда сердится, она всё равно добрая. Волосы у мамы русые, она их в косы заплетает и укладывает кольцом на голове. За это папа зовет её солнышком. А всех вместе нас — семейством Белобрысиковых. Имя у мамы, как и лицо её, — округлое, доброе:
Портрет №1 :Ольга мама Антона из романа «Мой генерал»
*Лицо у неё было совершенно обыкновенное, старушечье — продольные морщины на лбу, резкие прорези от носа к краешкам рта, и скулы выпирают, наверное, это от общей худобы. Седые волосы зачёсаны на пробор и назад, а на затылке, я видел, тощая маленькая косичка, спрятанная под платок, — маленький старушечий секрет.
Портрет №2 Анна Николаевна из повести «Крёстна»
*Светлоглазый, с круглым лицом, в раннем детстве он был одним из стайки головастиков, не просто похожих друг на друга, но абсолютно одинаковых, а потом, с годами не, то чтобы вырвался вперед, а отошел в сторону, пожалуй. Обрел масть — темно-русые, откуда-то шелковистые красивые волосы, которые, если их не состригать безжалостно воспитательскими ножницами, наверное, предназначенными когда-то для стрижки баранов, льются волшебными струями от макушки во все стороны, легкие и пышные, сами по себе составляя в зависть беспородному девчачьему большинству неслыханное богатство.
Еще одна подробность — брови. Казалось бы, и они должны иметь цвет в масть волосам, но по прихоти природы брови у него были абсолютно черные, ровно насурьмленные, и разлетались от переносицы прямыми стрелками, придавая его лицу решительное выражение.
Широкий нос с широкими же ноздрями и широкие губы завершали его облик какой-то утвердительностью, определенностью, твердостью.
Портрет №3 Коля Топоров из романа «Никто»
*Мы сидели с ним на одной парте, и он вполне соответствовал своей фамилии. Он был очень маленький, но очень головастый. Головастый во всех смыслах. Он хорошо соображал, особенно по арифметике, а кроме того, его голова была очень большая, круглая и крепкая. Иногда – не злоупотребляя, впрочем, этим – он применял её как таран, готовый снести на своём пути любую преграду. Во всяком случае – почти любую.
Портрет №4 Вовка Крошкин из повести «Крутые горы»
Задание №6 «Кто больше».
(По принципу аукциона.) Команды должны назвать как можно больше названий произведений А. А. Лиханова. Даётся 5 минут, чтобы вспомнить произведения. Начинает команда, имеющая меньше баллов.
Задание №7 «Словарь».
Порой нужно знать точное значение слов. Бывает, что забываешь в самый неподходящий момент, а спросить не у кого. Вот тогда мы и открываем толковый словарь. Толковый словарь нужен, чтоб знать правильное толкование слов и правильное (уместное) употребление этих слов.
Следующее задание, с помощью словаря объяснить значение слов, все эти слова название книг А. Лиханова. Какая команда быстрей справится.
ИНЦИДЕНТ, ГОЛГОФА, ПАВОДОК, КОДЕКС, СФИНКС, ЭШАФОТ
Задание №8 «Реклама».
Командам надо придумать и нарисовать обложку книги любого произведения А. А. Лиханова. Придумать рекламу этой книги и прорекламировать её.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ВСЕХ КОНКУРСОВ.
К сожалению, сегодня мы смогли только прикоснуться ко всей многогранной деятельности Лиханова как литератора и общественного деятеля.
- Давайте постараемся определить основные задачи, которые решает в своей деятельности Альберт Анатольевич Лиханов.
- Актуальны ли они для России и нашего города? Почему?
- Что сейчас вы добавили бы к человеческому портрету А. Лиханова (земляк, современник, деятельный, неравнодушный человек)?
- Что значит быть неравнодушным? (Неравнодушный человек – это тот, который видит трудности, беды других и старается им помочь, человек дела).
- Давайте попробуем задать себе вопрос: А кто же я? Человек – зритель или человек-деятель? Скорее всего, что каждому трудно ответить на этот вопрос, потому что Добро Деятельное не кричит о себе, а тот, кто его дарит, делает это по зову души. Из маленьких добрых поступков – уступить место в транспорте, не пройти мимо плачущего малыша, подарить улыбку тому, кому плохо, - вырастают большие добрые дела.
Мы надеемся, что сегодняшнее мероприятие не оставило вас равнодушными.
Список использованной литературы:
- Лиханов А.А. Собрание сочинений: В 4 т., - М., 1986-1987.
- Изучение творчества Альберта Лиханова в школе. Методическое пособие: Е.О.Галицких. – М.: ООО «Детство. Отрочество. Юность», 2009.
- Души магнитный полюс. О творчестве А. Лиханова. – М., 1984.
- Поздравляем юбиляра. А. А. Лиханову 50 лет. – Литературная газета, 1985, 18 сентября.
- «Мой генерал»: семейное прочтение. – Читаем, учимся, играем, №8, 2005.