Внеклассная работа по предмету

Попова Ольга Александровна

На этой странице размещены разработки внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 г. Лузы Кировской области

Районный фестиваль «По-осеннему шепчут листья…»

Сценарий литературно-музыкальной композиции,

посвящённой поэту Сергею Есенину,

«По-осеннему шепчут листья…»

                                 

                                                                             

                                                                               Попова Ольга Александровна,

Ширяева Нина Валентиновна

                                                                               учителя русского языка и литературы

г. Луза, 2015 год


                         

Цели: заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно-поэтическим творчеством Сергея Есенина, обратить внимание на глубокую лиричность поэзии, нежную любовь к родине, природе; нравственно-эстетическое воспитание.

Оформление: березы, листопад, экран, электронная презентация, портреты Сергея Есенина, книжная экспозиция “Родился я с песнями в травном одеяле…”; записи песен, гитара.

Вступление

1. Звучит мелодия (Бах Ария из сюиты № 3 ре-мажор)

(Слайд: портрет Сергея Есенина)

Ведущий1:

«Лицом к лицу    

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье...»

Памяти великого поэта Сергея Есенина посвящается.

    Сергей Есенин! - это имя

    В лесах родной моей России,

    В березах нежных и осинах,

    В сережках желтовато-синих,

    В лугах из зелени весенней,

    В стихах твоих, Сергей Есенин.

Ведущий 2:

Поэзия – это Вселенная души человечества. Одни звёзды в ней сгорают и навсегда исчезают, не оставив следа, другие светят нам на протяжении столетий. Имя одной из таких звёзд в созвездии поэтической России – СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. Оно – вечно…

 (Слайды: фотографии матери, Константиново, детские)

 Ведущий1:

Сергей Есенин – сын крестьянина. Родился 2 октября в 1895 году в старинном селе Константиново Рязанской губернии, которое привольно раскинулось на высоком правом берегу Оки.

Чтец (Госшк.):

О пашни, пашни, пашни,

Коломенская грусть,

На сердце день вчерашний,

А в сердце светит Русь.

Как птицы, свищут версты

Из-под копыт коня.

И брызжет солнце горстью

Свой дождик на меня.

О край разливов грозных

И тихих вешних сил,

Здесь по заре и звездам

Я школу проходил.

(Слайды: фотографии матери, сестер)

Ведущий 2:

Так как мать его Татьяна Титова, замуж была отдана помимо воли, а отец был беден, то в 2 года его вернули в дом деда по матери, где он и воспитывался. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном.

Инсценировка (Появляются дед и бабка). Шк. №2

Бабка. Ну, нешто так можно, Сергуша, весь в царапинах, опять с соседскими мальчишками подрался. Али на яблоню лазил?

Дед. Ты, это, у меня, старая, не трожь, он так крепче будет!

Бабка. Только в субботу помыли, голову нагофрили, аж гребень поломали о кудри, а он...

Видать, не выйдет из него учителя, вон весь чумазый.

Дед. Как не выйдет! Вот отдадим его в земское училище, потом в церковно-учительскую школу, а потом и в Москву дальше на учителя учиться...

Есенин. Не буду учителем.

Дед. А кем тогда?

Есенин. Никем, частушки буду сочинять!

Дед. Частушки... Ах, ты деду перечить! Бабка, розги! (Уходят)

(Слайды: фотографии природы)

Чтец (Фабричная шк.): Стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями»

Ведущий 1:

Здесь впервые Есенин увидел, как ломаются березы, отражаясь в пруду, как тоскуют тающие поля. Здесь отшумело детство поэта, прошла его юность, здесь написал он свои первые стихи…

Ведущий 2:

 Благотворное влияние на Сергея Есенина оказали дед, бабушка и его мать. Живя почти все время с детьми, Татьяна Федоровна, наделенная от природы умом, красотой, чудесным песенным даром, замечательно исполняла русские народные песни: и шуточные, и обрядовые. Сергей и его сестры незаметно для себя приобщились к русской песенной культуре.

     (Звучит песня «Молотьба»).

   Учащиеся исполняют русский танец.

Ведущий 1:

   В девять лет Сергей Есенин переступил порог земского 4-классного училища. И учителя, и ученики любили Сергея за прямоту, веселый нрав. Уже в школьные годы он был заядлый книголюб. Ему удавалось читать не только днем, но и ночью, с коптилкой.

Закончил училище Сергей с похвальным листом, сдав все экзамены на «5». На семейном совете было принято решение направить Сергея в Спас-Клепиковскую  церковно- учительскую школу, закончив которую, он получил звание «учителя школы грамоты».

 Стихи он начал писать рано, лет девяти, но сознательно в 16-17 лет, когда приехал в Москву к отцу. Устроился помощником корректора в типографию.

(Слайды – фотографии молодого Есенина)

Чтец. (Лальская шк.)

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

Ведущий 2:

Судьба как поэта решилась в 1917-ом  году, когда он в Петрограде встретился с Александром Блоком

Инсценирование (Госшк.): Встреча с Александром Блоком  

(горничная Глаша и Блок).

Глаша. Александр Александрович!

Блок. Что, Глаша?

Глаша. Без Вас тут господин приходили.

Блок. Господин?

Глаша. Их не поймёшь, вроде барин, молоденький, да в сапожках сафьяновых таких, рубашка шелковая, что у нашего приказчика. Гармошки только не хватает.

Блок. Представился?

Глаша. Фамилия его такое, Евсеев что ли, али Ессеев... Да они записку и ещё платок какой-то оставили, наказывали непременно Вам доложить.

Блок. Хорошо, давай сюда. (Читает вслух):

“Александр Александрович. Я хотел поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти в четыре.

С почтением Сергей Есенин”. Так, а это значит у нас стихи. Интересно. (Читает про себя).

 (Звучит песня “За окошком месяц...” Слайды: фотографии природы)

Блок. Изумительно! Как свежо, чисто! Нужно встретиться с этим м... м... Есениным, отобрать лучшее, послать с рекомендательным письмом к Городецкому. Да перед нами талантливый крестьянский поэт! Самородок! (Уходит).

Ведущий 1. 

Через некоторое время встреча Блока и Есенина состоялась.

С легкой руки Александра Блока, давшего Есенину рекомендательные письма, начался его литературный путь.

Известно, что в период 1910 -1912 годов поэт написал более шестидесяти стихов. А вот каким было первое есенинское стихотворение, сочиненное им в 15 лет.

Чтец (Госшк.): Стихотворение «Вот уж вечер. Роса».

Ведущий 2.

 Невзгоды крестьянской жизни, ее радости и надежды - все это отразилось в есенинских задушевных строках.  «Моя  лирика, - не без гордости говорил поэт, - жива одной большой любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве».

Родина, Россия. Русь  - художественный нерв всего творчества Сергея Есенина.

Ведущий 1.

Есенин становится популярным. Каждый вечер его приглашают читать стихи в дома, кафе, поэтические салоны. Вдруг появилось огромное количество «друзей», приятелей, женщин, влюблявшихся в него с первого взгляда… Закружила веселая, бесшабашная жизнь. Для него не было никаких ценностей в жизни кроме его стихов. Все его выходки, бравады и неистовства вызывались только желанием заполнить пустоту жизни от одного стихотворения до другого.

Исполняется песня на стихи С. Есенина «Ты поила коня».

Ты поила коня из горстей в поводу,

Отражаясь, березы ломались в пруду.

Я смотрел из окошка на синий платок,

Кудри черные змейно трепал ветерок.

Мне хотелось в мерцании пенистых струй

С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй.

Но с лукавой улыбкой, брызнув на меня,

Унеслася ты вскачь, удилами звеня.

В пряже солнечных дней время выткало нить.

Мимо окон тебя понесли хоронить.

И под плач панихид, под кадильный канон,

Все мне чудился тихий раскованный звон.

Ведущий 2:

Он явился в город, чтоб рассказать о своей восторженной любви, рассказать о красоте, окружающей его.

Город восторгался им. Появились лицемеры и завистники. Друзья поили вином. И он почувствовал, что этот город должен его погубить.

Звучит песня на стихи С.Есенина «Отговорила роща золотая», демонстрируются слайды.

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер вдаль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Скажите так… что роща золотая

Отговорила милым языком.

Ведущий 1.

Первые сборники стихов Есенина восторженно приняты критикой. В стихах складывается особый есенинский мир: животные, растения, явления природы очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми гармоничный, целостный, прекрасный мир.

Самое драгоценное в нем, – писал Б. Пастернак, – образ родной природы, лесной, среднерусской, рязанской, переданной с ошеломляющей свежестью.

Чтец (Шк. №2):

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум,

Я полюбил – печальный

Твой предосенний шум.

И мне в ответ березка:

“О любопытный друг,

Сегодня ночью звездной

Здесь слезы лил пастух.

Луна стелила тени,

Сияли зеленя,

За голые колени

Он обнимал меня.

И так, вздохнувши глубоко,

Сказал под звон ветвей:

“Прощай, моя голубка,

До новых журавлей”.

Ведущий 2:

В начале 1918 г. Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встречает революцию, создает поэмы, проникнутые предчувствием “преображения” жизни. Размышляя над тем “куда  несет нас рок событий”, обращается к истории.

В 1921 году встречается с американской танцовщицей Айседорой Дункан, путешествуют по Европе и Америке.

Чтец (Верхнелальская шк.):

Тогда я понял,

Что такая Русь.

Я понял, что такое слава.

И потому мне

В душу грусть

Вошла, как горькая отрава.

На кой мне черт.

Что я поэт! ...

И без меня в достатке дряни.

Пускай я сдохну,

Только…

Нет,

Не ставьте памятник в Рязани!

Ведущий 1:

На родину вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием “быть певцом и гражданином… в великих штатах СССР”. 1923 – 1925гг. создаются лучшие строки: стихотворения “Отговорила роща золотая…”, “Письмо матери”, “Мы теперь уходим понемногу…”, цикл “Персидские мотивы”, поэма “Анна Снегина”, “Страна негодяев” и др.

Ведущий 2:

Главное место в его стихах по-прежнему принадлежит теме родины, которая теперь приобретает драматические оттенки. “Русь Советская” – “Русь уходящая”. Он все больше ощущает себя певцом “золотой бревенчатой избы”, поэзия которого “здесь больше не нужна”. Эмоциональной доминантой лирики становятся осенние пейзажи, мотивы, подведение итогов, прощания.

Чтец (Фабричная шк.):

Друзья! Друзья!

Какой раскол в стране,

Какая грусть в кипении веселом!

Знать, оттого так хочется и мне,

Задрав штаны,

Бежать за комсомолом.

Я уходящих в грусти не виню,

Ну где же старикам

За юношами гнаться?

Они несжатой рожью на корню

Остались догнивать и осыпаться.

Ведущий 1:

Последние 2 года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз в Константиново. В очередной раз пытается начать семейную жизнь, брак с внучкой Льва Николаевича Толстого Софьей.

Ведущий 2:

В конце ноября 1925г. измученный скитальчеством и бивуачным бытом попадает в психоневрологическую клинику. Одна из последних поэм – “Черный человек”, в которой прошедшая жизнь предстает частью ночного кошмара. 23 декабря Есенин поехал в Ленинград, где в ночь на 28 декабря...

Чтец (Фабричная шк.):

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свидания, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, -

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Ведущий 1:

Умер Поэт! Угасла творческая жизнь, в которую до последней минуты вплетал драгоценные нити поэзии Сергей Есенин.

Ведущий 2:

Сергей Есенин открыл перед читателями те стороны души переломной эпохи, которые не находили места в поэзии его современников.

Его стихи были созвучны настроениям молодежи, он один из первых в советской поэзии почувствовал необходимость раскрыть духовный мир своего читателя (современника). Писал искренне, правдиво, не скрывая своих сомнений, колебаний, заблуждений.

Чтец (Лальская шк.):

Жизнь – обман с чарующей тоскою,

Оттого так и сильна она,

Что своею грубою рукою

Роковые пишет письмена.

Я всегда, когда глаза закрою,

Говорю: “Лишь сердце потревожь,

Жизнь – обман. Но и она порою

Украшает радостями ложь.

Обратись лицом к седому небу,

По луне гадая о судьбе,

Успокойся, смертный, и не требуй

Правды той, что не нужна тебе”.

Хорошо в черемуховой вьюге

Думать так, что эта жизнь – стезя.

Пусть обманут легкие подруги,

Пусть изменят легкие друзья.

Пусть меня ласкают нежным словом,

Пусть острее бритвы злой язык, -

Я живу давно на все готовым,

Ко всему безжалостно привык.

Холодят мне душу эти выси,

Нет тепла от звездного огня.

Те, кого любил я, отреклися,

Кем я жил – забыли про меня.

Но и все ж, теснимый и гонимый,

Я, смотря с улыбкой на зарю,

На земле, мне близкой и любимой,

Эту жизнь за все благодарю.

Ведущий 1:

Есенин – визитная карточка России. Его стихи находят живой отклик в наших душах. Все прочувствованное им, прожитое за короткую жизнь, он превратил в шедевры поэзии. Он воспел землю, плененный ею, воспел любовь, как счастье, и счастье, как любовь.

Звучит песня «Клён ты мой опавший …»

Чтец (Шк. №2):

Вышел он из-под осенней сени –

Медным инеем усыпаны поля…

Загляделись на мужичьи сени

Ивушки, берёзы, тополя…

Великаном Русь в стихах вставала –

В кумачовых флагах Октября.

По стихам поэта полыхала

Утренняя нежная заря.

Он писал, как млеют милой очи,

Воспевал неведомый Шираз.

И, тоскуя по рязанской ночи,

Говорил о жизни без прикрас.

И таким остался он, Есенин,

Из надёжных русских выйдя рук…

Не пустые меркнущие тени

Направляет бороздою плуг.

Знаю я, берёзовому свету

Будет рад не только этот век…

Жив Есенин! С нами рядом где-то

Он идёт – ты слышишь, человек?

Он идёт дорогою ковровой,

Вытканной горячей страстью слов –

Не попутчик вовсе в жизни новой –

Сын российских пашен и лугов.

                        Борис Орлов



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

основная общеобразовательная школа №2 г. Лузы

 Лузского района Кировской области

                                                                                     

"Я ДЕТСТВОМ ЖИВУ, СТАРАЯСЬ ИЗ ДЕТСТВА НЕ ВЫПАСТЬ..."

Литературная игра по произведениям А.А. Лиханова

для детей среднего школьного возраста.

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\lihan.jpgллл.jpg

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Zavetnoe_S.jpg

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Zavetnoe_L.jpg

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Zavetnoe_A.jpg

О.А.Попова, учитель русского языка и литературы

2015 год

Цель: пробуждение интереса к произведениям  и приобщение учащихся к          

         более глубокому изучению творчества  А. А. Лиханова.      Воспитание  

         гражданственности, нравственное совершенствование личности учащихся,    

         формирование активной жизненной позиции, размышление о смысле жизни  

         и соотношение в нём личностного и общественного.

Подготовка: За месяц до проведения мероприятия нужно предложить учащимся    

         прочесть произведения Альберта Лиханова.

         Провести классные часы:

         а) «Основные вехи жизненного пути»

         б) «Обзор творчества А. Лиханова»

         в) «Добрые дела А. Лиханова для общества».

Оформление:

        Книжная выставка: "Я ДЕТСТВОМ ЖИВУ, СТАРАЯСЬ ИЗ ДЕТСТВА НЕ ВЫПАСТЬ...".

        Портрет А. А. Лиханова.

        Высказывания А. Лиханова: «Чтение — это дыхание ума и пища для    

        сердца»;   "Мои книги для всех  и, может быть, для родителей более, чем  

        для детей, хотя, честно говоря, я хотел бы, прежде всего, быть услышанным  

        ребёнком"; «Интернет не заменит книгу, в компьютерном тексте нет духа»;  

        Девиз Детского фонда: «Ни дня без доброго дела»

Альберт Лиханов давно и прочно занял почётное место в современной русской литературе, в одной из важнейших её частей – прозы для детей и юношества. Постоянный интерес к судьбе детей, к изучению обстоятельств, влияющих на формирование их жизненных убеждений, забота о нравственном здоровье подрастающего поколения характерны для творчества Альберта Анатольевича Лиханова – писателя, публициста, общественного деятеля.

В течение последнего месяца вы знакомились с творчеством А. Лиханова. Прочитали книги, познакомились с героями его книг. Какие произведения вам больше всего понравились? Согласитесь, что ни одно произведение не оставило вас равнодушным.

Правила игры: играют две команды.

Задание №1 «Биография».                                          Командам даётся 10 минут,  чтобы вспомнить факты из биографии

А. А.   Лиханова.

Выступает один человек от команды. Кто больше приведёт фактов жизненного пути А. Лиханова.

Команды молодцы, отлично справились с заданьем. Дополним ваши выступления любопытными фактами его биографии.

*Одним из воспоминаний детства был клён, забираясь на который Лиханов очень любил читать книги.

*В детстве А. Лиханов занимался лыжами и в секции лёгкой атлетики, где установил рекорд, который до сих пор не побит.

*В детстве же ему подарили фотоаппарат «Комсомолец», с которого началось увлечение А. Лиханова фотографией.

*Уже в детстве и юности отправлял свои рассказы и заметки в газеты «Пионерская правда», «Комсомольская правда», «Комсомольское племя», «Кировская правда», где они печатались.

*Будучи в Комсомольске-на-Амуре на практике, писал статьи в одну газету под тремя псевдонимами-именами: Лиханов, Анатольев, Кузнецов.

*Серьёзно о писательской деятельности задумался во время болезни. Не мог лежать в постели без дела и начал писать рассказы.

*Произведение «Солнечное затмение» в 1978 году вошло в число лучших книг Америки для юношества.

*К 45 годам написано 30 книг.

Задание №2 «Викторина».

  1. Какие повести входят в роман «Русские мальчики»?
  2. От чьего имени ведётся рассказ в повести «Последние холода»?
  3. Какую военную тайну хранил дедушка Антона в романе «Мой генерал»?
  4. Как объяснить название романа «Сломанная кукла»?
  5. В чём заключается мудрость Анны Николаевны, учительницы, главной героини повести «Крёстна».
  6. О чём рассказывается в романе «Никто»?
  7. Кому принадлежат слова: «Детство – это такой возраст, который проходят все, но выходят из него разными»?
  8. Кому Лиханов посвящает свои книги?
  9. По каким произведениям Лиханова сняты фильмы?

10.  Любимое время года писателя.

  1.  Любимое занятие.
  2.  Девиз Детского фонда, созданного А. Лихановым.

Задание №3 «Угадай произведение».                        Команды должны угадать, из какого произведения отрывок, и назвать его.

*Я обгоняю маму и отца, я жму во все лопатки и вижу, как по шаткой лесенке, спиной ко мне спускается мужчина в лётчицком шлеме. Я поддаю газу и проношусь мимо какого-то маленького старика в коричневом пальто и кепке. Старик что-то говорит мне, кажется, но тут уж не до него, я подлетаю к мужчине в лётчицком шлеме, думая, зачем артиллеристу такой шлем. И говорю спине, улыбаясь во весь рот:

— Мон женераль!

Отрывок из романа «Мой генерал»

*Итак, став взрослым и понемногу разговаривая с разными людьми, я постепенно выяснил, что и предположить в детстве-то не мог. А выяснил я очень даже простецкую влиятельность Анны Николаевны в нашем городе.

Ведь почему мы её не видели в хлебном магазине никогда? Чтобы она карточки отоваривала? Да потому просто-напросто, что в хлебном у неё работала её бывшая ученица.  Анна Николаевна отдавала ей свою карточку, и та через день, а если надо, и каждый день, приносила хлеб к учительнице домой, а то и прямо в школу.

Отрывок из повести «Крёстна»

*Федька проснулся поздно и заторопился на голубятню. Вчера он долго ворочался, не мог  уснуть, а ночью ему снились разные страхи. Будто мать поставила тесто, оно поднялось,  вышло из миски, скатилось на пол и стало пухнуть, расти на глазах, стало подбираться к подбородку, душить, а выбраться невозможно — как с ним, с тестом, быть, не поплывёшь по нему — густое, и не пойдёшь — жидкое...

Отрывок из повести «Солнечное затмение»

У всех людей старый год заканчивается в полночь под первое января – и впереди триста шестьдесят пять дней,  ежели не считать високосный год. А здесь… Каждый месяц – это, в сущности, год. Точнее, каждая смена. Они колеблются по своим размерам, эти смены, суть не в этом, а в том, что каждый круг – это встреча, знакомство, сближение, узнавание, даже любовь, а потом неизменное, неотвратимое расставание.

 Отрывок из романа «Невинные тайны»

Задание №4 «Карточки».

 В каком из этих произведений встречаются следующие персонажи книг. Каждой команде выдаются два набора карточек, в одном название произведений, другой персонажи. Разложи правильно карточки.

Повесть «Последние холода»               Вадик и Маша

Повесть «Крёстна»                                 Анна Николаевна

Роман «Никто»                                       Коля Топоров

Повесть «Солнечное затмение»           Фёдор и Лена

Роман «Сломанная кукла»                    Вячик

Роман «Мой генерал»                            Антон

Задание №5 «Портрет».

Угадать героя по описанию

*Лицо у неё круглое и ямочки на щеках, а глаза ясные, синие. Если она сидит у окна и солнечный луч сбоку светит, падает маме прямо в глаза — хрусталики её горят, словно прозрачные камушки.

 Мама моя добрая, я её злой никогда ещё не видел. Даже когда сердится, она всё равно добрая. Волосы у мамы русые, она их в косы заплетает и укладывает кольцом на голове. За это папа зовет её солнышком. А всех вместе нас — семейством Белобрысиковых. Имя у мамы, как и лицо её, — округлое, доброе:

Портрет №1 :Ольга мама Антона из романа «Мой генерал»

*Лицо у неё было совершенно обыкновенное, старушечье — продольные морщины на лбу, резкие прорези от носа к краешкам рта, и скулы выпирают, наверное, это от общей худобы. Седые волосы зачёсаны на пробор и назад, а на затылке, я видел, тощая маленькая косичка, спрятанная под платок, — маленький старушечий секрет.

Портрет №2 Анна Николаевна из повести «Крёстна»

*Светлоглазый, с круглым лицом, в раннем детстве он был одним из стайки головастиков, не просто похожих друг на друга, но абсолютно одинаковых, а потом, с годами не, то чтобы вырвался вперед, а отошел в сторону, пожалуй. Обрел масть — темно-русые, откуда-то шелковистые красивые волосы, которые, если их не состригать безжалостно воспитательскими ножницами, наверное, предназначенными когда-то для стрижки баранов, льются волшебными струями от макушки во все стороны, легкие и пышные, сами по себе составляя в зависть беспородному девчачьему большинству неслыханное богатство.

Еще одна подробность — брови. Казалось бы, и они должны иметь цвет в масть волосам, но по прихоти природы брови у него были абсолютно черные, ровно насурьмленные, и разлетались от переносицы прямыми стрелками, придавая его лицу решительное выражение.

Широкий нос с широкими же ноздрями и широкие губы завершали его облик какой-то утвердительностью, определенностью, твердостью.

Портрет №3 Коля Топоров из романа «Никто»

*Мы сидели с ним на одной парте, и он вполне соответствовал своей фамилии. Он был очень маленький, но очень головастый. Головастый во всех смыслах. Он хорошо соображал, особенно по арифметике, а кроме того, его голова была очень большая, круглая и крепкая. Иногда – не злоупотребляя, впрочем, этим – он применял её как таран, готовый снести на своём пути любую преграду. Во всяком случае – почти любую.

Портрет №4 Вовка Крошкин из повести «Крутые горы»

Задание №6 «Кто больше». 

(По принципу аукциона.) Команды должны назвать как можно больше названий произведений А. А. Лиханова. Даётся 5 минут, чтобы вспомнить произведения. Начинает команда, имеющая меньше баллов.

Задание №7 «Словарь».

Порой нужно знать точное значение слов. Бывает, что забываешь в самый неподходящий момент, а спросить не у кого. Вот тогда мы и открываем толковый словарь. Толковый словарь нужен, чтоб знать правильное толкование слов и правильное (уместное) употребление этих слов.

Следующее задание, с помощью словаря объяснить значение слов, все эти слова название книг А. Лиханова. Какая команда быстрей справится.

ИНЦИДЕНТ,  ГОЛГОФА,  ПАВОДОК,  КОДЕКС,  СФИНКС,  ЭШАФОТ

Задание №8 «Реклама».

Командам надо придумать и нарисовать обложку книги любого произведения А. А. Лиханова. Придумать рекламу этой книги и прорекламировать её.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ВСЕХ КОНКУРСОВ.

К сожалению, сегодня мы смогли только прикоснуться ко всей многогранной деятельности Лиханова как литератора и общественного деятеля.

- Давайте постараемся определить основные задачи, которые решает в своей деятельности Альберт Анатольевич Лиханов.

- Актуальны ли они для России и нашего города? Почему?

- Что сейчас вы добавили бы к человеческому портрету А. Лиханова (земляк, современник, деятельный, неравнодушный человек)?

- Что значит быть неравнодушным? (Неравнодушный человек – это тот, который видит трудности, беды других и старается им помочь, человек дела).

- Давайте попробуем задать себе вопрос: А кто же я? Человек – зритель или человек-деятель? Скорее всего, что каждому трудно ответить на этот вопрос, потому что Добро Деятельное не кричит о себе, а тот, кто его дарит, делает это по зову души. Из маленьких добрых поступков – уступить место в транспорте, не пройти мимо плачущего малыша, подарить улыбку тому, кому плохо, - вырастают большие добрые дела.

Мы надеемся, что сегодняшнее мероприятие не оставило вас равнодушными.

Список использованной литературы:

  1. Лиханов А.А. Собрание сочинений: В 4 т., - М., 1986-1987.
  2.  Изучение творчества Альберта Лиханова в школе. Методическое пособие: Е.О.Галицких. – М.: ООО «Детство. Отрочество. Юность», 2009.
  3. Души магнитный полюс. О творчестве А. Лиханова. – М., 1984.
  4. Поздравляем юбиляра. А. А. Лиханову 50 лет. – Литературная газета, 1985, 18 сентября.
  5.  «Мой генерал»: семейное прочтение. – Читаем, учимся, играем, №8, 2005.