Методическая копилка

Попова Ольга Александровна

Предварительный просмотр:

Попова О.А.,

учитель русского языка и литературы

 МОКУ СОШ № 2 г. Лузы

Инсценирование отрывка из рассказа

В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

Автор: Проснулся Витька от солнечного луча, просочившегося в мутное окошко кладовки и ткнувшегося ему в глаза. В луче мошкой мельтешила пыль. Откуда-то наносило заимкой, пашнею. Он огляделся, и сердце его радостно подпрыгнуло: на него был накинут дедушкин старенький полушубок. Дедушка приехал ночью. Красота! На кухне бабушка кому-то обстоятельно рассказывала:

Бабушка: — …Культурная дамочка, в шляпке. «Я эти вот ягодки все куплю». Пожалуйста, милости прошу. Ягодки-то, говорю, сиротинка горемышный собирал…

Автор: Тут он  провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог и не желал разбирать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы скорее помереть. Но сделалось жарко, глухо, стало нечем дышать, и он  открылся.

Бабушка: — Своих вечно потачил! Теперь этого! А он уж мошенничат! Че потом из него будет? Жиган будет! Вечный арестант! Я вот еще левонтьевских, пятнай их, в оборот возьму! Это ихняя грамота!..

Автор: Убрался дед во двор, от греха подальше, чего-то тюкает под навесом. Бабушка долго одна не может, ей надо кому-то рассказывать о происшествии либо разносить вдребезги мошенника, и она тихонько прошла по сеням, приоткрыла дверь в кладовку. Витька едва успел крепко-накрепко сомкнуть глаза.

Бабушка: — Не спишь ведь, не спишь! Все-о вижу!

Тетка Авдотья: Как «тета» сплавала в город?

Бабушка:  — Сплавала, слава Тебе, Господи, ягоденки продала сходно. Мой-то! Малой-то! Чего утворил!.. Послушай-ко, послушай-ко, девка!

Автор: В это утро   приходило много людей, и всех бабушка задерживала, чтоб поведать: «А мой-то! Малой-то!» И это ей нисколько не мешало исполнять домашние дела — она носилась взад-вперед, доила корову, выгоняла ее к пастуху, вытряхивала половики, делала разные свои дела и всякий раз, пробегая мимо дверей кладовки, не забывала напомнить:

Бабушка: — Не спишь ведь, не спишь! Я все-о вижу!

Автор: В кладовку завернул дедушка, вытянул из-под внука кожаные вожжи и подмигнул:

Дедушка: - Ничего,  терпи и не робей!  Ну, што ты, што ты?  Чего голоднай-то лежишь? Попроси прошшенья… Ступай, ступай…

Внук:  — Я больше… Я больше… Я больше… 

Бабушка: — Ладно уж, умывайся да садись трескать! 

Автор: Витька  покорно умылся, долго возил по лицу сырым рукотерником и вспомнил, что ленивые люди, по заверению бабушки, всегда сырым утираются, потому что всех позднее встают. Надо было двигаться к столу, садиться, глядеть на людей. Содрогаясь от все еще не прошедших всхлипов, он прилепился к столу. Дед возился на кухне, сматывал на руку старую, совсем,  ненужную ему веревку, чего-то доставал с полатей, вынул из-под курятника топор, попробовал пальцем острие. Он ищет и находит заделье, чтоб только не оставлять горемычного внука один на один с «генералом» — так он в сердцах или в насмешку называет бабушку. Чувствуя незримую, но надежную поддержку деда, Витька взял со стола краюху и стал есть ее всухомятку. Бабушка одним махом плеснула молоко, со стуком поставила посудину перед ним и подбоченилась:

Бабушка:— Брюхо болит, на краюху глядит! Эшь ведь какой смирененькай! Эшь ведь какой тихонькай! И молочка не попросит!..

Автор: Даже дед не выдержал бабушкиных речей. Ушел. Ушел, скрылся, задымив цигаркой, дескать, мне тут ни помочь, ни совладать, Бог пособляй тебе, внучек…

Бабушка устала, выдохлась, а может, и почуяла, что уж того она, лишковато все ж внука громила.

Бабушка: — Бери, бери, че смотришь? Глядишь, зато еще когда омманешь баушку…

Автор: Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, а Витька все не может забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой.



Предварительный просмотр:

        

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 г. Лузы

Практико-ориентированный

мини-проект

«За Астафьевской строкой»

                                                                 Руководитель проекта

                                                        Дружинина С.В.

                                                        Рабочая группа:

                                                                                    Ширяева Н.В., Попова О.А.,

       Плюснина Т.М., Шувалова Т.З.

г. Луза, 2014 год

В 2014 году исполняется 90 лет со дня рождения знаменитого сибирского писателя Виктора Петровича Астафьева. В рамках празднования этой знаменательной даты коллектив учителей русского языка и литературы школы №2 г. Лузы подготовил и реализовал проект «За Астафьевской строкой»

        Этот  практико-ориентированный  мини-проект рассчитан на месяц.

Выбор темы исходит из проблемы: чтение книг  является  приоритетом  не  у всех ребят нашей школы, что ведёт к утрате нравственных ценностей, к разобщённости, равнодушию, жестокости. Воспитывать грамотного читателя помогают уроки литературы. Но этого недостаточно.        

        В современном образовании внеклассная работа очень важна как составляющая общего образовательного процесса. Только благодаря внеклассной работе мы, педагоги, можем дифференцированно стимулировать интерес ребёнка к чтению классики и современной литературы, всесторонне развивать интеллектуальные и духовно-нравственные качества  своих учеников.

        Проблема:

противоречие между наличием  лучших произведений отечественной  литературы и возрастанием числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.

        Конечные цели проекта:

- формирование представления о личности В.П. Астафьева и его вкладе

в отечественную литературу;

- развитие потребности читать и задумываться над прочитанным;

- оказание помощи детям и подросткам в определении значимых нравственных и духовных ценностей на основе произведений Виктора Астафьева.

        Задачи:

1.Способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности обучающихся  путем знакомства с  произведениями  В. П. Астафьева.

2. Использовать различные методы популяризации творчества писателя, эффективность которых подтверждена практикой: чтение вслух с обсуждением и рисованием, инсценирование, исследование и др.

3. Способствовать развитию творческой инициативы детей и педагогов.

4.Обобщить и распространить опыт, выработанный в ходе реализации проекта.

Выход на гипотезу.

Наш писатель-земляк А.А. Лиханов говорит: «Ни для кого не секрет: дети стали мало читать. Больше думают о грядущих заработках, о так называемой успешности. Но успешности широкой, глубокой, размашистой достигнет тот, кто много думал, а это значит – читал. Так что чтение, стремление к этическим вершинам – это и есть золотой запас нашей личности».

Отсюда вытекает гипотеза.

Если вдохновить детей на чтение книг Виктора Астафьева, который стал совестью поколения, пережил войну, то это будет содействовать духовно-нравственному воспитанию наших детей.

Работа по реализации проекта.

        Проект «За Астафьевской строкой» был разработан и реализован в МОКУ СОШ №2 г. Лузы.

        Работа над проектом рассчитана на месяц и разбита на этапы.

        С целью выявления проблемы и определения цели на первом этапе был проведён соцопрос обучающихся 5-11 классов. Результаты опроса показали, что школьники знают программные произведения Астафьева. Но хотелось бы, чтобы ученики познакомились и с другими книгами писателя.

        Данные соцопроса были рассмотрены на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла, на педсовете, на классных родительских собраниях.

Решено реализовывать проект по этапам.

        1 этап – подготовительный.

 Он включает в себя:

  • подготовку  мероприятий, предусматривающих активное участие  ребят всех возрастных групп, начиная с 5 класса и заканчивая выпускниками: оформление стендов в кабинетах русского языка о жизни и творчестве писателя, презентации книг, составление диктантов по произведениям Астафьева, выставка книг и рисунков, написание отзывов, рефератов, подготовка  классных часов;
  • распределение обязанностей и закрепление за каждым учителем того или иного направления работы по подготовке проекта на заседании МО учителей русского языка и литературы;

     2 этап – практический.

Он включает в себя проведение недели литературы «Время открывать Астафьева»   и участие в районной научно-практической конференции.

Неделя началась с классных часов, которые провела лекторская группа. Учащиеся  не только познакомились с интересными фактами из жизни и творчества В.П. Астафьева, но и услышали малоизвестные рассказы  автора.

Работники библиотеки имени  В.А. Меньшикова  провели во всех классах уроки внеклассного чтения: в  5-6кл. по рассказу «Монах в новых штанах»;  в 7-8   по рассказу «Без приюта», а в 9-11 –   по повести  « Пастух и пастушка».

            Кроме того, в школе  была проведена викторина по творчеству  В.П.Астафьева и в школьной библиотеке оформлена выставка  книг  писателя.   В 6-х классах прошли открытые уроки по рассказу «Конь с розовой гривой».

         В ходе недели ученики не только читали, слушали, обсуждали произведения, но  и проверили свою грамотность. В каждом классе были написаны диктанты, составленные по произведениям В.П. Астафьева.

        Закончилась неделя проведением литературной гостиной «Над Енисеем осени круженье», которая началась с романса на стихи Астафьева. Учащиеся декламировали прозаические отрывки, инсценировали произведения писателя.

Неделя закончилась, но работа по  изучению творчества В.П.Астафьева  продолжалась, потому что предстояло участие в районной конференции, посвящённой 90-летию со дня рождения В.П.Астафьева.

        В программе конференции было 3 секции: «Литературная», «Лингвистическая», «Творческая». В первой секции были представлены рефераты  «Нравственная сила добра бабушки (по книге В.П. Астафьева «Последний поклон»), «Довоенное детство в произведениях В.П. Астафьева», презентация недели литературы «Время открывать Астафьева». В следующей – исследовательская работа педагога школы «Роль диалектизмов в произведениях Астафьева». Больше всего работ участвовало в «Творческой» секции: отзывы о книгах, рецензии на произведения, сочинения, рисунки, инсценирование и чтение наизусть прозы Астафьева.

         3 этап – оценочный.

Рабочая группа по реализации проекта проанализировала проведённую работу, подвела итоги. Лучшие творческие работы, выступления были отмечены грамотами и призами.

Участникам было предложено оценить мероприятия, организованные в рамках проекта. Отзывы учащихся вы видите на слайдах.

Исходя из этих отзывов, можно сделать вывод, что мероприятия, проведённые в ходе проекта, заинтересовали обучающихся, родителей и учителей, способствовали росту интереса к произведениям В.П. Астафьева, оказали огромное влияние на их духовно-нравственное воспитание и развитие творческих способностей.  

Продуктом проекта стали:

  • фотогазета;
  • классные стенды;
  • отзывы и рецензии;
  • рефераты и рисунки;
  • исследовательская работа;
  • подборка диктантов, составленных на основе произведений Астафьева;
  • разработки уроков внеклассного чтения;
  • статья в районную газету «Северная правда».

«Добрая книга – как всхожее зерно, она прорастает в душе…», - когда-то

сказал В.П. Астафьев.  И мы надеемся, что  та  работа, которую мы провели, как  зёрна, прорастет в  душах наших детей добром, милосердием, неравнодушием и другими добродетелями.

                                       Библиография

1.Астафьев В.П. Последний поклон. – М.: Просвещение, 1990

2.Астафьев В. «Как важно это - быть понятым»: [письма В.П. Астафьева

 к  Г. Семенову 1965 г.] // Лит. Газ. -  2000. - № 1/2. - C. 10.

3.Астафьев, В.П. "Расскажу о себе сам...": [Автобиография писателя  / В.П. Астафьев // День и ночь. - 2004. - Январь - апрель, №1/2. - С. 2-7 : фото

 4.  Астафьев, В.П. "Расскажу о себе сам...": [Автобиография писателя  / В.П. Астафьев // День и ночь. - 2004. - Январь - апрель, №1/2. - С. 2-7 : фото

5.Астафьев, В. Сопричастный всему живому: о себе и о своей работе / В. Астафьев // Перевал; Последний поклон; Кража; Пастух и пастушка.- Красноярск,1974. - С. 5 -19.- (Писатели на берегах Енисея).

6.Баранова О.С. Урок по рассказу Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой"  / О.С. Баранова // Литература - Первое сентября. - 2006. - 1-15 мая , N9. - С. 8-9.

 

7.Голикова  Г.А. Урок по рассказу В.П.  Астафьева "Фотография, на которой меня нет": личностно ориентированное обучение. Vl класс / Г.А. Голикова //Литература в школе. - 2007. -  № 5. - С. 42-44.

8.Емельянова, О.Н. Устойчивые обороты в прозе Виктора Астафьева / О.Н. Емельянова // Рус. яз. в шк. - М., 1998. - № 3. - С. 72-74.

9.Кононова, А.А. Всякая таежная дорога начинается с затесей. По рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро". V класс [Текст] / А.А. Кононова // Литература в школе. - 2005. - N4. - С. 37-39

10.Курбатов, В.Я. Миг и вечность: размышления о творчестве В. Астафьева / В.Я. Курбатов. - Красноярск: Книжное издательство, 1983. - 166с

http://lit.1september.ru/

http://festival.1september.ru/subjects/9

www.proshkolu.ru/club/lit/

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мини-проект «За Астафьевской строкой» Руководитель проекта: Дружинина С.В., Рабочая группа: Попова О.А., Плюснина Т.М., Ширяева Н.В., Шувалова Т.З.,

Слайд 2

1 мая 2014 года исполняется 90 лет со дня рождения сибирского писателя Виктора Петровича Астафьева В рамках празднования этой даты коллектив учителей русского языка и литературы школы №2 г. Лузы подготовил и реализовал мини-проект «За Астафьевской строкой»

Слайд 3

Проблема: противоречие между наличием лучших произведений отечественной литературы и возрастанием числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе. Конечные цели проекта: - формирование представления о личности В.П. Астафьева и его вкладе в отечественную литературу; - развитие потребности читать и задумываться над прочитанным; - оказание помощи детям и подросткам в определении значимых нравственных и духовных ценностей на основе произведений Виктора Астафьева. Задачи: 1.Способствовать всестороннему и гармоничному развитию личности обучающихся путем знакомства с произведениями современного писателя В. П. Астафьева. 2. Использовать различные методы популяризации творчества писателя, эффективность которых подтверждена практикой: чтение вслух с обсуждением и рисованием, инсценирование , исследование и др. 3. Способствовать развитию творческой инициативы детей и педагогов. 4.Обобщить и распространить опыт, выработанный в ходе реализации проекта.

Слайд 4

Наш писатель-земляк А.А. Лиханов говорит: « Ни для кого не секрет: дети стали мало читать. Больше думают о грядущих заработках, о так называемой успешности. Но успешности широкой, глубокой, размашистой достигнет тот, кто много думал, а это значит – читал. Так что чтение, стремление к этическим вершинам – это и есть золотой запас нашей личности » . Г ипотеза . Если вдохновить детей на чтение книг Виктора Астафьева, который стал совестью поколения, пережил войну, то это будет содействовать духовно-нравственному воспитанию наших детей.

Слайд 5

Работа по реализации проекта. Решено реализовывать проект по этапам. 1 этап – подготовительный. Подготовка мероприятий, распределение обязанностей и закрепление за каждым учителем того или иного направления работы. 2 этап – практический. Проведение недели литературы «Время открывать Астафьева» и участие в районной научно-практической конференции. 3 этап – оценочный. Анализ проведённой работы, подведение итогов.

Слайд 6

Неделя русского языка и литературы, посвящённая 90-летию со дня рождения В.П.Астафьева «Время открывать Астафьева»

Слайд 7

Цель: углубление представления учащихся об В.П. Астафьеве как человеке и писателе, привитие интереса к его творчеству

Слайд 8

Классный час «Рождённый Сибирью» Лекторская группа

Слайд 9

н а классных часах

Слайд 10

Викторина по творчеству В.П. Астафьева (5-7 классы) Победители и призёры викторины

Слайд 11

Диктанты, составленные на основе произведений В.П. Астафьева Победители конкурса «Грамотеи»

Слайд 12

Выставка книг в школьной библиотеке «Время открывать Астафьева»

Слайд 13

Уроки внеклассного чтения в 5-6 классах по рассказу «Монах в новых штанах»

Слайд 14

Уроки внеклассного чтения в 7-8 классах по рассказу «Без приюта»

Слайд 15

Конкурс рисунков «Река жизни» по произведениям В.П.Астафьева

Слайд 16

Уроки внеклассного чтения в 9-11 классах по повести «Пастух и пастушка»

Слайд 17

Литературная гостиная «Над Енисеем осени круженье…» Победители и призёры конкурса чтецов

Слайд 19

Литературная гостиная «Над Енисеем осени круженье…» Инсценирование отрывка из рассказа «Конь с розовой гривой»

Слайд 20

Конкурс рисунков «Река жизни» по произведениям В.П.Астафьева

Слайд 21

Районная научно-практическая конференция.

Слайд 22

Участники конференции

Слайд 23

Оценка нашей работы в проекте Мне понравилась неделя, посвящённая Астафьеву тем, что было много интересных конкурсов. А классный час проводили старшеклассники. Я узнал о жизни писателя и познакомился с новыми рассказами. (Петухов П. 5 класс) Мне понравился рассказ «Монах в новых штанах», который учит доброте, честности. Интересно прошла литературная гостиная! (Тетерина А. 6 класс)

Слайд 24

Запомнилась неделя тем, что я приняла участие во всех мероприятиях недели, посвящённой творчеству Астафьева. Молодцы, учителя! (Попова А. 7 класс) Неделя понравилась. Я думаю, что такие мероприятия помогают ученикам больше узнать о писателях. Даже мне стало интересно, и я прочитала много рассказов Астафьева. ( Корепина М. 7 класс)

Слайд 25

Чтобы поучаствовать в викторине, я с удовольствием перечитала книги Астафьева и ответила почти на все вопросы правильно. Я получила грамоту за 2 место. (Кузьмина Л. 7 класс) Недавно у нас прошёл урок внеклассного чтения по рассказу «Без приюта». Мы все получили «5», потому что каждый прочитал рассказ и старался выступить. (Михеева К. 8 класс)

Слайд 26

« Добрая книга – как всхожее зерно, она прорастает в душе …» В.П. Астафьев.

Слайд 27

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Факультативное занятие

           Тема: Учимся спорить и доказывать.
           Цели:

  1. Повторить уже известные детям правила речевого этикета.
  2. Познакомить с правилами поведения во время спора, дискуссии.
  3. Учить дискутировать.

Оформление:
Спор – не ссора,
бойся ложного задора! 
(Пословица)

В споре побеждает не тот,
кто горячится, 
а тот, кто думает.
(Народная мудрость)


Ход занятия.

  1. Вступительное слово учителя.
    На этом занятии мы узнаем, что ЗНАЧИТ СПОРИТЬ ПО ПРАВИЛАМ. Вы, наверное, удивитесь, ведь вам не раз приходилось оказываться в ситуации спора и вы не предполагали, что есть определенные этикетные правила поведения в такой ситуации.
  2. Знакомство с правилами поведения во время спора, дискуссии.
    - Как вы понимаете значение слов СПОР, ДИСКУССИЯ? Найдите в словаре. (Словесное обсуждение какого-либо вопроса, в котором каждый отстаивает своё мнение).
    -Как вы думаете, зачем люди спорят, дискутируют друг с другом? Может быть для того, чтобы поссориться?
    -Чем отличается ссора от дискуссии, спора? Найдите в словаре. (Ссора – состояние взаимной вражды, перебранка).

Задание: Прочитайте тексты. В каком из них собеседники ведут спор, а в каком – происходит ссора? Почему ты так решил?

***

Проходящий мальчик задевает плечом другого.

- Не цепляйся!

- Кто цепляется?

- Ты цепляешься!

- Я не цепляюсь! Ты сам цепляешься!

- Я цепляюсь?

- Да. Ты!

- Да знаешь… Знаешь ты кто? – толкает его.

- Да та сам… - и тоже толкает.

- Стоящая рядом девочка громко говорит:

-Наталия Борисовна, а мальчики дерутся!

***

Учитель.  Ребята, может ли предложение быть одновременно восклицательным и вопросительным?

Коля. Я думаю, что нет. И вот почему. Вопросительное предложение употребляется, когда мы спрашиваем, чтобы получить ответ. А восклицательное – когда хотим выразить какие-то чувства: радость, удивление, восхищение, страх.

Таня. Твоё суждение интересное, но я не согласна. Ведь мы можем спрашивать и радоваться, спрашивать и бояться. Вот в сказке Козлята Волка спрашивают с большим страхом: «Кто там?!». Значит, твоё утверждение, Коля, не является правильным, и предложение может быть восклицательным и вопросительным одновременно.

Определите вид спора. Можно ли назвать данный спор публичным? Если да, то какой форме организации публичного спора он соответствует? Обоснуй свой ответ.

Вывод:
     Веди спор достойно: будь спокоен, вежлив, уважай чужое мнение. Вежливый человек во время спора не обидит, а тем более не оскорбит другого.

                 Чтобы высказать свою точку зрения и не обидеть собеседника,  

            употребляют  специальные слова и обороты речи.

  Задание:  Какие речевые обороты не следует употреблять в дискуссии? Как возразить, чтобы не оскорбить и не обидеть собеседника? Рассмотрите левый столбик и сформулируйте противоположные по значению речевые клише для правого столбика. Помните о том, что выражения несогласия должны быть вежливыми.

Речевые обороты согласия и несогласия.

Согласие                                   Несогласие

                                              Вы правы

                                             Это так

                                             Правильно

                                             Это само собой разумеется

                                             Это нельзя отрицать

                                             Верно

                                             Я согласен с…

                                             Могу согласиться

                                             Я уверен, что это так

                                             Я разделяю ваше мнение

                                             Придерживаюсь того же мнения

                                             Не возражаю против этого

         
          3. Знакомство с правилами ведения спора.
         Давайте познакомимся с секретами талантливого спора.

Известный философ Сократ – один из основателей Школы риторической 
грамоты – ввел для своих учеников специальные уроки, которые он назвал «Уроками эристики», т.е. уроками «праведного», честного спора, который строился как диалог – уважительный и доказательный. 

Были определены и основные правила ведения такого диалога-спора. Вот некоторые из них (правила вывешиваются на доску последовательно).

          - НЕ СПОРЬ ПО ПУСТЯКАМ, т.е. БЕЗ ПРИЧИНЫ

          - ПОМНИ ВСЕГДА, О ЧЁМ СПОРИШЬ, т.е. О ПРЕДМЕТЕ СПОРА.

- ИМЕЙ ВСЕГДА В СПОРЕ ПРИМЕРЫ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.

- ВЕДИ СПОР ДОСТОЙНО: БУДЬ СПОКОЕН, ВЕЖЛИВ, УВАЖАЙ ЧУЖОЕ МНЕНИЕ.


4. Упражнение в ведении дискуссии.

       Примите участие в дискуссии на тему «Человек – друг или враг природы?»,  используя на каждом этапе речевые обороты, допустимые в дискуссии.

        Для этого класс делится на 4 группы, каждая получает индивидуальное задание – готовит текст высказывания для одной из частей дискуссии (вступление, заключение, позиция «человек-друг», позиция «человек-враг»). Далее происходит коллективное обсуждение в рамках учебной дискуссии.



           5. Итог занятия.

          - Для чего необходимо знать речевые обороты ведения дискуссии? Как помогают

             они сформулировать свою мысль?

          - Как проходила работа твоей группы по подготовке дискуссии? Насколько    

            участники были активны в процессе обсуждения, вежливы, внимательны друг

            к  другу?

          - Было ли тебе интересно участвовать в дискуссии? Почему?

 
           6. Домашнее задание.
         - Сочините небольшой диалог – спор любых персонажей. Спор должен

           быть вежливым. Запишите диалог в тетрадь, правильно оформив.



Предварительный просмотр:

МОКУ СОШ № 2 г. Лузы Кировской области

                                                                                     

Разработка литературной игры

 по книге Е.Ильиной «Четвёртая высота»

для учащихся  5-6  класса.

Четвёртая высота

Гули Королёвой.

                                            Подготовила Попова О.А.,

                                                              учитель русского языка и литературы

     .

2013 год

Цель:

- Расширять представления учащихся об исторических фактах      Великой Отечественной войны.  

- Прививать любовь к книге, чтению.

- Развивать интерес к историческому прошлому нашей страны.  

- Воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, чувство благодарности погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам, людям старшего поколения, перенесшим все тяготы военных лет.

Подготовка: 

За месяц до проведения мероприятия нужно предложить учащимся  прочесть книгу Е.Ильиной «Четвёртая высота» и написать отзыв о ней, сделать закладку, на которую  выписать понравившиеся цитаты.        

Оформление:

          Книжная выставка: «Гуля Королёва в книге и кино».

Цитаты из книги:

«…Разобьем эту сволочь — увидимся, а если не придется, так знай, что твоя дочь трусихой не была и честно отдала жизнь за Родину».

«За что нам столько счастья? Чем мы его заслужили? Такой месяц в Артеке, да ещё теперь — поездка в Москву, в Кремль! Ах, милый наш Артек, милая, родная наша страна! Всё сделаю для тебя, ничего для тебя не пожалею!»

«— Как тебе везет!

 — Это не мне везет. Это я сама везу! И поверь, это мне очень тяжело дается».

«Настоящий талант всегда скромен».

«Право на радость нужно сначала заработать!»

«А все-таки счастливые дворники, что им не надо сдавать физику!»

« ...есть в человеке тёмная, слепая сила, которая может заставить его бежать с поля боя, но есть и что-то посильнее, чем эта слепая жадность к жизни, и это – разумная воля»

«... плыть вниз по течению очень легко, одно удовольствие. Лодка как будто сама идёт. А попробуй, поверни обратно. Тебя захлестнёт так, что не выберешься! ...это ко всему подходит, решительно ко всему. Только дай себе волю, начни жить как легче, и тебя понесёт так, что не выплывешь. Это надо помнить всю жизнь».

«- Вот и нет нашей Аськи...  - Как это нет? -  Надо уметь помнить! Помнить всё - каждое слово, каждое движение, каждый стон... Она отдала жизнь вот этой земле, нам, жизни... А ты говоришь - её нет!»

Ход мероприятия.

  1. Рассказ учителя о Сталинградской битве.

             Сталинградская битва - одна из крупнейших во Второй мировой войне. Она продолжалась около 200 дней (17 июля 1942г.- 2 февраля 1943г.). По характеру боевых действий она делится на два периода: оборонительный, продолжавшийся до 19 ноября 1942 года, и наступательный, завершившийся разгромом крупной стратегической группировки врага в междуречье Волги и Дона.

С июля 1942 года фашистская авиация подвергла город массированной бомбардировке. Город пылал как гигантский костер. Перестала функционировать вся система городского обеспечения: остановился транспорт, прекратилась подача воды и электроэнергии, остановились заводы, телефонная связь с Москвой тоже была прервана. 25 августа 1942 года в городе было введено осадное положение.  Город был превращен в груду пылающих развалин, битого кирпича и камня, искореженных металлоконструкций. В этом аду гибли тысячи мирных жителей, в основном женщины, дети и старики.  Более 50 тысяч жителей Сталинграда вступили в ряды народного ополчения. 150 тысяч рабочих Сталинградских заводов в условиях непрерывных бомбардировок с воздуха и под жесточайшим артобстрелом  давали фронту танки, пушки, минометы, «катюши» и выпускали боеприпасы.

В середине ноября 1942 года в тяжелых оборонительных боях наши войска обескровили группировку немецких войск – их наступательные возможности окончательно иссякли. Контрнаступление началось 19 ноября 1942 года мощной артиллерийской подготовкой и вводом в сражение танковых и механизированных корпусов. Значительная группировка противника, насчитывающая более 250 тысяч фашистских захватчиков, оказалась в окружении.

          Утром 10 января 1943 года советские войска приступили к осуществлению операции «Кольцо» - к плану ликвидации окруженной группировки. В результате окружения группировка была расчленена на две части – южную и северную.  Бои в городе продолжались еще несколько дней. 31 января южная группировка во главе с командующим 6-й немецкой армии генерал- фельдмаршалом  Ф. Паулюсом  сдалась в плен.

2 февраля 1943 года последние немецкие части капитулировали.

В этой битве, зарегистрировано наибольшее число людских потерь за всю историю сражений – 2 млн. 100 тыс. человек.

    О тяжелых боях на Мамаевом кургане говорит такой факт: после Сталинградской битвы на одном квадратном метре земли можно было насчитать от 500 до 1250 осколков. Весной 1943 года на Мамаевом кургане не взошла даже трава. Именно с этой высоты началась победа в Великой Отечественной войне.

            Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла все предшествовавшие ей сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тыс. кв.км. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало более 2 миллионов человек.

           Советские Вооруженные силы разгромили пять армий врага: две немецкие, две румынские и одну итальянскую. Немецко-фашистские войска и союзники потеряли в общей сложности около 1,5 млн. человек убитыми, ранеными, пленными. Было уничтожено свыше 2 тыс. танков, 10 тыс. орудий и минометов, 3 тыс. самолетов противника.

          Мамаев курган- один из самых величественных монументов, воздвигнутых в честь героев войны и в память об их подвиге. На стенах Пантеона славы имена более 7000 бойцов, погибших за Сталинград.

            В память о героической обороне волжской твердыни в декабре 1942 года была учреждена медаль «За оборону Сталинграда». Ее удостоились 754 тысячи участников битвы на Волге – воинов Армии и Флота, партизан, трудящихся города и области.

         Сталинград назван в числе первых городов-героев. Сталинграду было присвоено звание «Город-Герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

            Великая Победа на Волге стала символом мужества, героизма, самопожертвования и силы духа солдат Красной Армии.

Во время Великой Отечественной войны на фронт уходили добровольцами не только сильные, здоровые воины, но и люди, зачастую совершенно не приспособленные к бою, никогда не державшие в руках оружие. Это были учителя, писатели, художники, вчерашние школьники…

И зачастую они проявляли в нечеловеческих условиях невероятный героизм. Сотни удивительных судеб обрели особое, бессмертное звучание в горниле Великой войны.

«…Разобъем эту сволочь — увидимся, а если не придется, так знай, что твоя дочь трусихой не была и честно отдала жизнь за Родину», — писала отцу с фронта 23 октября 1942 года — ровно за месяц до своей гибели — двадцатилетняя Марионелла Королева. В мирное время она была довольно известной киноактрисой и за свою недолгую жизнь успела сняться в пяти кинокартинах.

Среди многих книг о героях Отечественной войны повесть Ильиной «Четвёртая высота» о Гуле Королёвой, участнице Отечественной войны, погибшей под Сталинградом, - занимает особое место.

  1. Презентация  «Четвёртая высота» (Приложение1)
  2. Игра.

1 КОНКУРС.

Викторина (каждый отвечает на листе)

  1. Папа и мама Гули были людьми творческими. И к выбору имени для дочери тоже подошли творчески. Как же они назвали новорожденную дочь?

( Марионелла.  Марионелла Владимировна - полное имя Гули Королевой.  Гуля - детское прозвище. А родилась она в семье режиссера Владимира Даниловича Королева и актрисы Варвары Метлиной).

2. В детстве Гуля очень дружила с одним весьма симпатичным пареньком. Вы помните, как его звали?

(  Паренька этого звали Эрик, а Гуля называла его ласково, Эрастик).

3. Какой фильм стал кинодебютом юной Гули Королевой?

   (Это был фильм "Каштанка" режиссера Ольги Преображенской. Девочке было тогда три года. Маленькая актриса так понравилась режиссеру, что она взяла ее сниматься в свою картину "Бабы рязанские". Так Гуля сыграла самую маленькую из этих самых баб. Потом, позже, были съемки в картине "Дочь партизана", где Гуля исполнила роль крестьянской девочки Василинки и в картине "Я люблю", где ей досталась роль Варьки, внучки шахтера).

4. Как называли Гулю маленькие испанцы в санатории?  

(Гуля так нежно и внимательно ухаживала за детьми, что они прозвали ее «мадресита», что в переводе означает маленькая мама).

5. Путевкой в какой пионерский лагерь была награждена Гуля после окончания седьмого класса?  

(За роль в картине "Дочь партизана" Гулю наградили путевкой в самый лучший пионерский лагерь, "Артек").

6. Гуля рано вышла замуж и рано стала мамой. Как она ласково называла маленького сынишку?  

(Сына Сашеньку, который родился в эвакуации в Уфе, куда Гуля уехала с мамой и отчимом, она ласково называла Ёжик - за его светлый хохолок).

7. В каком городе родился ребёнок Гули?

 (Это радостное событие случилось в 1941 году, в столице Башкирии Уфе).

8. Когда Гуля ушла на фронт?

(Это случилось 1 мая 1942 года. Выучившись на санинструктора, Гуля сначала поработала в госпитале, где в том числе организовывала для раненых спектакли и концерты, ну а потом отправилась в действующую армию).

9. Какой подвиг совершила Гуля Королева?

(Гуля служила в 780-м стрелковом полку. В бою близ хутора Паншино (на Дону) она повела в атаку оставшееся без командира подразделение и пала смертью храбрых. Шел 1942 год…)

10. Какую награду получила посмертно Гуля Королева?

(За беззаветную храбрость и героизм в борьбе с захватчиками - именно так звучала формулировка - Марионелла Владимировна Королева была посмертно награждена Орденом Красного Знамени).

1 - 4 правильных ответа – 1 балл

5 - 7 правильных ответов – 2 балла

8 – 10 правильных ответов – 3 балла

2 КОНКУРС.

 Вспомнить эпизод книги, связанный с изображённым предметом.

  1. Детское голубое ведёрко.
  2. Часы с браслетом.
  3. Байдарка.
  4. Резиновая шапочка.
  5. Ветки деревьев.

      Играющий получает 1 балл, если расскажет.

3 КОНКУРС.

Вставить пропущенные эпитеты и сравнение (на карточках)

Первый раз в жизни Гуля устраивалась по-своему, на свой вкус и лад. Одна стена у неё была ………… – там висели коньки и в углу стояли лыжи, другая стена –………….., с ………..  ракеткой и мячами в сетке. С книжной полки на стол и со стола на подоконник весело перелетала …………. белка, взятая из зоопарка. Гуля её совсем приручила, и зверёк доверчиво усаживался к ней на плечо и заглядывал в её книжку своими …………, блестящими, ……………………….., глазками.

Первый раз в жизни Гуля устраивалась по-своему, на свой вкус и лад. Одна стена у неё была «зимняя» – там  висели коньки и в углу стояли лыжи, другая стена «летняя», с теннисной  ракеткой и мячами в сетке. С книжной полки на стол и со стола на подоконник весело перелетала пушистая белка, взятая из зоопарка. Гуля её совсем приручила, и зверёк доверчиво усаживался к ней на плечо и заглядывал в её книжку своими чёрными, блестящими, как бусинки,  глазками.

1 – 2 слова  – 1 балл

3 – 4 слова  – 2 балла

5 – 6 слов  – 3 балла

4 КОНКУРС.

Объяснить значение слов, встретившихся в книге (на листе каждый пишет)

ПЕНСНЕ – очки без дужек, держащиеся при помощи пружинки, защемляющей переносицу.

ТЮБЕТЕЙКА – маленькая без тульи и полей узорчатая восточная шапочка, облегающая голову.

ТЕПЛУШКА – в военные годы: товарный вагон с печуркой, приспособленный для перевозки людей.

ТОРЕАДОР – название бойцов в корриде.

ЛАВАШ – на юге, в Средней Азии: белый хлеб в виде большой плоской лепёшки.

1 – 2 слова  – 1 балл

3 – 4 слова  – 2 балла

5  слов  – 3 балла

5 КОНКУРС.  

Составить из отдельных слов и реплик цитаты.

«Право на радость нужно сначала заработать!»

«Настоящий талант всегда скромен».

«— Как тебе везет!

 — Это не мне везет. Это я сама везу! И поверь, это мне очень тяжело дается».

1 цитата – 1 балл

2 цитаты – 2 балла

3 цитаты – 3 балла

6 КОНКУРС.

Домашнее задание «Закладки в книги». Показать закладку, на которой написаны понравившиеся цитаты из книги.

Максимальный балл – 3

7 КОНКУРС.  

Кто это сказал? (пишут на листочках)

- «Эта девочка всех нас переиграет. Если картина пройдёт, наша Варька прославится!»

(Режиссёр)

- «А я люблю экзамены. Хоть и страшновато бывает, а хорошо». (Гуля)

- «А жалеть не будете, гражданочка? Лучше бы к лету подстриглись…» (Парикмахер)

- «Добре, добре! Только ты не рассчитала высоты, и оттого получились брызги. Толчок сделала такой же, как с трёх метров. Вот потренируешься, тогда и этот недостаток устраним». (Тренер Олеся)

- «От до чого хвизика дивчину довела!» (Школьный сторож дядя Опанас)

- «Я ещё могу кое-что сделать в жизни. Ну, нет ног – зато есть голова. Вот я лежу тут, а в памяти всё мелькают математические формулы. И странное дело – хорошо помню, будто страница перед глазами открыта». (Саша из госпиталя)

- «На фронт? Зачем? Здесь, в тылу, тоже нужны люди. … Ну, зачем же вам, голубушка, обязательно на фронт?» (Командир дивизии генерал Бирюков)

- «Несмотря ни на что, жить так хорошо! Всё, всё интересно! Интересно изучать оружие, ходить на стрельбище, ездить верхом, делать перевязки, беседовать с людьми, выступать, видеть, как светлеют усталые лица». (Гуля)

- «Почему это так? Вместе живём, всё одинаково чувствуем, а такие мы разные? Я бы ни за что не пошла в разведку! Нет, пошла бы, конечно, если бы послали, а сама бы не вызвалась…  Подумать только – вдруг немцы живьём возьмут…» (Девушка-санитарка Ася)

- «И мне хочется пожелать вам, дорогие ребята, мирной и счастливой жизни, в которой вам придётся брать новые высоты – высоты вдохновенного, творческого труда». (Девочка из Западной Германии Урзула)

1 - 4 правильных ответа – 1 балл

5 - 7 правильных ответов – 2 балла

8 – 10 правильных ответов – 3 балла

8 КОНКУРС.

 Расставить кинофильмы в том порядке, в котором снималась в них Гуля. (карточки)

              «Я люблю»

              «Дочь партизана»

              «Каштанка»

              «Бабы Рязанские»

      1 – 2 кинофильма – 2 балла      

      3 – 4 кинофильма – 3 балла

     

    Фильмы с участием Гули Королёвой

1926 —« Каштанка» — эпизодическая роль

1927 — «Бабы рязанские» — самая маленькая «баба рязанская»

1934 — «Дочь партизана» — крестьянская девочка Василинка

1936 — «Я люблю» — внучка старого шахтёра Варька

1936 — «Солнечный маскарад» — Лиза, дочь директора зверосовхоза

9 КОНКУРС.

Домашнее задание «Отзыв о книге «Четвёртая высота». Зачитать.  

Максимальный балл – 3

  1. Презентация «Гуля Королёва» (Приложение 2)
  2. Презентация «Большое путешествие» (Приложение 3)
  3. Подведение итогов игры. 

Вручение брошюр «Фронтовые  письма  Гули Королёвой» и грамот.

 

        



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

средняя общеобразовательная

школа № 2 г. Лузы Кировской области

Урок внеклассного чтения в 9 классе

Маргарита Петровна Чебышева

«Фронтовые письма»

http://derevnyaonline.ru/upload/blog/676/images/1689639.jpg

Подготовила Попова Ольга Александровна,

                                                          учитель русского языка и литературы

г. Луза 2014

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с творчеством писательницы-земляка М. Чебышевой и её поэмой, а также с драматургом И.С.Шуром.
  2. Развивать умение излагать самостоятельно изученные факты биографии писателя, обучать выразительному чтению и умению анализировать произведение.
  3. Воспитывать патриотические чувства, напомнить учащимся о том, как нелегко досталась победа нашему народу.

Оборудование:

        Портреты М.П. Чебышевой и И.С.Шура, фронтовые письма,   вопросы к поэме на доске, эпиграф.

                                        «Искать, чтобы постигнуть смысл и суть,

                                      Всё приходить и не прийти к решенью…

                 По жизни сердце я своё несу

                           Все пули принимающей мишенью».

Выставки:

  1. Книги писателей-земляков о Великой Отечественной войне.
  2. Картины «Я прошёл по той войне» с эпиграфом:

                              «Будь зорким – станут

                                                         страшной сказкой войны,

                               Они погаснут, как тифозный бред.

                               И снова мир – живой, зелёный, хвойный –

                               Очнётся, чьей-то нежностью согрет».

                                                                            П. Антокольский

На доске выписки из писем погибших (из книги «Говорят погибшие герои»)

Ход урока.

Звучит песня «С чего начинается Родина?

1.Вступительное слово учителя.

        Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Мы впервые встретимся с одним именем. Для меня очень дорогим. Я хочу познакомить вас, ребята, с моей любимой поэтессой. И я с гордостью за нашу вятскую землю, родившую такой талант, называю её имя. Это Маргарита Петровна Чебышева. Её стихи нежны и мужественны одновременно. Это мыслящий, тонкий поэт, который принимает и пропускает через своё сердце все беды, все невзгоды родной земли, родной страны, свои, чужие…

        Обратите внимание на эпиграф, подтверждающий мои слова: (читают  эпиграф).

        Дома вам нужно было познакомиться с некоторыми её стихами и приготовить краткий пересказ её биографии.

2. Доклад ученика о биографии.

3. Чтение наизусть стихотворений М. Чебышевой о войне: «Колыбелью солдату – чужая земля…», «Военное поколение» (в сопровождении музыки «Журавли»)

4. Слово учителя.

        Одним из близких людей, советчиком, учителем М. Чебышевой был Кировский драматург Исаак Соломонович Шур, которому она посвятила свою поэму «Фронтовые письма». Она написала эту поэму, потрясённая его смертью, унёсшей писателя в период  расцвета его творческого таланта.

        Но необходимо сказать и об этом человеке.

5. Доклад о И.С. Шуре. (Ученик)

6. Письма с фронта – это бесценные документы, в которых мы узнаём беспощадное, жестокое лицо войны. Они полны ненависти и любви, боли и гнева и нескончаемой радости дошедшего до  вражеского логова человека-победителя.

        Вот они, эти письма командира батареи Исаака Соломоновича Шура с поэтическими комментариями М. Чебышевой.

        Вот она, поэма «Фронтовые письма».

7. Чтение поэмы (на фоне музыки «Полонез Огинского»)

8. Анализ поэмы по вопросам (на доске):

        - В чём особенности композиции поэмы?

        - Связаны ли главы между собой единой сюжетной линией?

        - Почему это произведение можно назвать поэмой?

        - Кто является главным лирическим героем поэмы?

        - Какова главная идея поэмы?

        Да, мы не можем забыть, не имеем права забывать об этой страшной войне. И наша задача – по крупицам собирать эту память.

9. Рекомендации книг с выставки, обращение внимания учащихся на выставку картин, подборка строк из поэмы к конкретным репродукциям.

10. Домашнее задание:

        Прочитать к следующему уроку внеклассного чтения книгу Б. Горбатова «Непокорённые» (о ней говорилось в поэме).

Звучит песня «Если мы войну забудем» (В. Шаинский – Р.Рождественский)



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 г. Лузы

Кировской области

Наши истоки

Круглый стол по изучению местных диалектов

для учащихся 7-9 классов

Подготовила Попова Ольга Александровна,

                                                          учитель русского языка и литературы

г. Луза 2014

Сценарий круглого стола по проблеме изучения местных диалектов «Наши истоки».

Цель:

-изучить особенности  говора Покровской округи;

-вызвать интерес к живой народной речи.

Задачи:

-узнать об особенностях местного говора;

-познакомиться с собранным материалом для словаря  диалектов;

-выявить, влияет ли говор на речь школьников;

-выполнить интересные задания, связанные с диалектами.

Участники:

Учащиеся 7-9 классов, библиотекарь, учителя, жители деревни.

Оформление зала:

На доске высказывания, пословицы о родной речи, выставка книг «Диалекты – жемчужины языка», музейных экспонатов с местными названиями.

Раздаточный материал:

Каждому участнику круглого стола подготовлен буклет «Родной язык – ключ к душе народа», карточки с заданиями.

Форма проведения:

Круглый стол

Ведущий:

Учитель русского языка и литературы Попова О.А.

Предварительная подготовка:

Краеведческая поисковая работа по сбору местных диалектов, подготовка презентации о В.И. Дале, приглашение гостей.

Ход мероприятия:

Ведущий:

Тому, кто впервые попал в какую-нибудь сельскую местность, в речи её жителей обязательно встретятся незнакомые слова, притом в каждой местности свои, особые. Эти слова областные, или диалектные. Они не входят в состав национального языка, а употребляются только в говорах, и не повсеместно, а лишь на определённой территории. О них мы сегодня с вами поговорим за круглым столом.

Что же обозначают эти особые, диалектные слова? Что-нибудь особенное, такое, что не имеет названия в литературном языке? Да, многие диалектные слова относятся именно к таким специфически сельским реалиям (предметам окружающего нас мира), которые связаны с сельским хозяйством, деревенским домашним обиходом, устройством крестьянского дома. Многие диалектные слова служат местными названиями для совсем обычных, повсеместно распространённых предметов, явлений, действий, понятий.

Множество наименований одних и тех же предметов, явлений, действий, признаков в разных местностях свидетельствует о богатстве и своеобразии языка. Об этом пишет и Лев Успенский в  книге «Слово о словах»:

        «...это чистый и правильный русский язык, только не  литературный, а народный, в одном из его многочисленных наречий.
Было время, наречия эти резко отделялись друг от друга и не менялись веками: ведь жители разных частей нашей родины – тверяки, псковичи, вологжане, куряне – почти никогда не встречались и даже не слышали друг о друге. Теперь не то: наша жизнь с ее железными дорогами,  почтой, радио, телеграфом, книгами, газетами, воинской службой, обязательным обучением все сильней и сильней стирает все языковые рубежи. Иначе и быть не может. Но кое-какие местные особенности все еще держатся. Областные говоры и сегодня влияют на общерусский язык. В них гораздо крепче, чем в городской речи, сохраняются следы прошлого. Не приходится удивляться, если языковеды спят и во сне видят: хоть напоследок собрать, запечатлеть, изучить эти вымирающие диалекты: не из них ли вырос и весь наш язык?!»

            «Собрать, запечатлеть, изучить» – этой нелегкой, но очень важной работе можно посвятить целую жизнь, как это сделал автор известного словаря Владимир Иванович Даль.

           Об этом удивительном человеке расскажет вам библиотекарь Чебаевская Е.И.

Библиотекарь:

Владимир Иванович Даль - русский учёный-диалектолог, этнограф, писатель, составитель знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка».

Несмотря на то, что он окончил медицинский факультет Дерптского университета, основным делом всей его жизни было изучение русского языка и быта народа. Собирать материалы для словаря он начал с 1819 года и отдал работе над словарём 53 года своей жизни. Начав работу юношей, он продолжал её до самой смерти. В словаре содержится около 200 тысяч слов, из них 80 тысяч, по свидетельству автора, собрано и объяснено им самим. В труде Даля с замечательной полнотой отражён словарный состав русского языка середины 19 века. Помимо лексики литературного языка, в нём большое место занимают областные слова, чрезвычайно широко представлена терминология разных профессий и ремёсел.

О себе и своём словаре В.И.Даль говорил: «Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился; ученик, собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка».

«Толковый словарь живого великорусского языка» - явление исключительное и, в некотором роде, единственное. Он своеобразен не только по замыслу, но и по выполнению. Другого подобного труда лексикография не знает. За словарь В.И.Даль был удостоен Ломоносовской премии Академии Наук и звания почётного академика. Даль был непревзойдённым для своего времени знатоком русских народных говоров; его доклад «О наречиях русского языка» положил начало русской диалектологии как самостоятельного раздела науки о русском языке...

        ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ О В.И.ДАЛЕ

Ведущий:

Лев Успенский говорил о важности изучения местных слов:

«На местных диалектах никто не пишет ни книг, ни документов. Они живут только звуча, только в устах говорящих. И ученым, которые охотятся за их словами, приходится пускаться в далекие, порою нелегкие странствия».

        Вы уже  выступили в роли ученых и исследователей речи местных жителей: поговорили с родными и соседями, пожилыми людьми нашей деревни, вспомнили слова, которые употребляют жители нашей и  других деревень Покровской округи. И сейчас я предлагаю  выступить каждой группе ребят, рассказать об интересных находках, о своих впечатлениях  от поисковой работы.

Речь народа красная,

Будто ткань атласная,

Слово золотом расшито,

Жемчугом покрыто.

Народная речь выразительна, богата, самобытна, эмоциональна. Лев Успенский пишет: «Мало кто представляет себе по-настоящему, каково оно, самое простое и обычное человеческое слово, каким неописуемо тонким и сложным творением человека оно является, какой своеобразной (и во многом еще загадочной) жизнью живет, какую неизмеримо огромную роль играет в судьбах своего творца – человека». Подтвердим это высказывание ученого-лингвиста примерами из лексикона жителей деревни Куликово.

И сейчас я предлагаю  выступить каждой группе ребят, рассказать об интересных находках, о своих впечатлениях  от поисковой работы.

КАЖДАЯ ГРУППА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБРАННЫЙ МАТЕРИАЛ

Ведущий:

Спасибо за интересные выступления. Такие удивительные «раскопки» вы произвели, записывая  только устную речь односельчан. А я часто встречаюсь с местными диалектами в письменных работах учащихся, так как диалектная языковая среда, окружающая вас, не может не отразиться на письменной речи. Вот примеры из ваших работ:

Но вот и мой дом. Когда я и моя сестра зашли в ограду, нас увидела бабушка.

Детей своих по пустякам не ругайте. Коли мир в семье, дак и на душе легко. Рукой на детей не замахивайтесь да не помыкайте ими. Кто детям помыкает, тот потом слезу проливает.

(Из поучения семиклассников родителям) 

Мне пондравилась девочка, она храбрая.

Герасим принес собачонке черепушку с молоком.

Все кустарники были в  снегу, только торчали ихние пушистые макушки.

Листья были везде: на койках, на полах, на книгах.

Льет дожь как из ведра.

Глянул я, а с горы несутся разъяренные собаки... Дак вот от кого спасался зверек!

Что я не люблю на уроках русского языка, дак это писать диктанты.

А знаете ли вы, что есть «Словарь местных (диалектных), старых и редких слов  Лузского района Кировской области», автором которого является В.И.Нечаев? Познакомит нас с ним Чебаевская Е.И.

Библиотекарь:

        Валентин Иванович родился в деревне Верхнее Боярское в 1928 году. Вырос в семье учительницы русского языка и литературы Нечаевой А.В., которая занималась краеведением, в том числе сбором материалов о местных говорах. Она помогла пробудить живой, искренний интерес сына к русскому языку, к русской словесности. В 1946 году Нечаев В.И. поступил на филологический факультет Кировского педагогического института. После окончания второго курса  (1948 г.) был участником диалектологической экспедиции АН СССР, цель которой – сбор материалов для составления диалектологического атласа (в Шестаковском районе под руководством будущего известного учёного-филолога В.Симонова). А через год (в 1949) сам возглавил такую же экспедицию в Унинский и Порезский районы и дополнительно собрал и представил для атласа материалы об особенностях говора родной деревни Боярское.

Окончив институт, Валентин Иванович половину века проработал учителем русского языка и литературы (и директором) Папуловской средней и Лузской средней №2 школ и позднее – методистом районного методического кабинета.

        Словарь, который я держу в руках, - результат многолетнего поиска, преданности и любви к родному языку Нечаева В.И. В нём автор уделяет пристальное внимание деталям и особенностям быта, взаимоотношениям людей, обычаям, нравам, религии, психологии человека, особенностям одежды, мебели, видам передвижения, убранству жилища, словам с названиями еды, напитков, досуга, украшений, то есть ко всему тому, что составляет своеобразие говора жителей Лузского района.

Зачитывается вступление к книге и примеры слов.

Ведущий: Чтение стихотворения А. Яшина “Родные слова”.

 Родные, знакомые с детства слова

 Уходят из обихода:

 В полях поляши – тетерева,

 Летятина – дичь,

 Пересмешки – молва,

 Залавок – подобье комода.

 Не допускаются в словари

 Из сельского лексикона:

 Сугрёвушка,

 Фыпики – снегири;

 Дежень,

 Воркуны вне закона.

 Слова исчезают, как пестери,

 Как прясницы и веретёна.

 Возилкой

 Неполный мешок с зерном

 Вчера назвала мельничиха,

 Поднёбицей – полку под потолком,

 Клюкву – журавлихой.

 Нас к этим словам привадила мать,

 Милы они с самого детства.

 И ничего не хочу уступать

 Из вверенного наследства.

 Но как отстоять его,

 Не растерять

И есть ли такие средства?                           

   Слова для справок:

сугрёвушка - родной, милый, сердечный человек;

дежень – квашеное молоко;

пестерь – приспособление для переноски тяжестей,    

                    например, сена;

прясница – приспособление для прядения без веретена.

Беседа со всеми присутствующими:

-О чем грустит поэт?

-Почему поэт вводит данные слова в стихотворение?

-Как он относится к непонятным для вас словам?

-Зачем нужно сохранять “милые с детства слова”?

Ведущий:

Диалектные слова нередки в художественной литературе. Обычно их используют те писатели, которые сами родом из деревни, или же те, кто хорошо знаком с народной речью: А.С. Пушкин, Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов,  С.А.Есенин, М.А.Шолохов, В.М.Шукшин, А.И.Солженицын и многие другие.

Предлагаю послушать отрывки из стихотворений и найти в них диалектные слова, которые, кстати, часто употребляются и в нашей местности.

…Вцепившись в бабушкин подол,
Бегу тропинкой незнакомой
Сквозь хмурый лес в приречный дол.
Там сенокос. Наш путь завешан
Ветвями пихт. Туман и мгла.
Всё озираюсь: как бы леший
Не сцапал лапой из дупла…
Так после зыбки я впервые

Мир познавал. И тропки те —
Исток моей любви к России,
К ее теплу и доброте.

Константин Мамонтов. «Меня бойцы считают странным…»

Печь в избушке еще горяча,
Не остыла квашонка с закваской,
И горит восковая свеча
В изголовье над старою сказкой.


Николай Домовитов. «Последняя сказка»

Старуха знала, где живут маслята,
Где белый гриб в зеленый мох залез,
В глухой жакетке с дюжиной заплаток
Она входила, ровно в церковь, в лес,
И кланяться земле не уставала,
Как будто бы молоденькой была,
Голубушкой синявку называла,
А мухомор антихристом звала.


Алексей Решетов. «Старуха знала, где живут маслята…»

Опять зима, опять мороз.
Крахмальный скрип сухого снега.
Куржак на веточках берез.
Дымок над кровом человека.
И солнце —
        яркое до слез.


Алексей Решетов. «Опять зима, опять мороз…»

Промотала осень золото.
Осталось серебро.
Утром встану,
Ахну —
поле-то
Белешенько-бело!
Ах ты свет ты мой серебряный,
Прохлада по щеке!
Ах деревья
над деревнею
В пушистом куржаке!

Анатолий Гребнев.  «Первый снег»

Спрашивают дети:
Что такое счастье?..
Счастье — жить на свете
В вёдро и в ненастье.
Делать свое дело
В горе и в печали,
Чтоб душа и тело
Крылья обретали.


Александр Гребенкин. «Спрашивают дети…»

 

- Оцените уместность, выразительность использованных  в текстах диалектизмов. Попробуйте объяснить, почему авторы предпочли местные слова литературным.

 

В приведенных примерах встретились следующие диалектизмы: зыбка (‘подвесная колыбель, люлька’), квашонка (‘посуда для приготовления квашеного теста’), синявка (‘сыроежка’), куржак (‘иней’), вёдро (‘летняя сухая и ясная погода’), ровно (‘словно, как будто’).

Ведущий:

Очень приятно, что в обсуждении участвуют Г.А. Чикучева, которая также увлечена краеведением и собирает местные диалекты, Г.Н.Хорошева, учитель русского языка с многолетним стажем, Л.А.Гондюхина, неравнодушный человек ко всему, что происходит в округе.
          Нам очень интересно послушать людей, живущих давно, знающих много интересных историй.

ВЫСТУПАЮТ ГОСТИ, МЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ  

Ведущий:

        

-Одинаковы ли понятия  «знать свой диалект» и «говорить на своем диалекте»? Дайте развернутое обоснование ответа.

- Как вы считаете, может ли говорить на своем диалекте:

А) житель деревни – в местном магазине?

Б) житель деревни, давая интервью столичному журналисту?

В) журналист – в репортаже о жизни деревни?

Г) губернатор – на заседании Совета Федерации, докладывая о положении дел в области?

Мотивируйте свой ответ.

А сейчас для всех викторина. Победитель получит приз.

1.Как у нас называются:

- хорошая погода (вёдро)

- соперница (супостатка)

- сеновал (повить)

- кухня (кут)

- большой тёплый платок (полушалок)

- молодая жена (молодица)

- подросток (обменок)

- умывальник (рукомойник)

- валенки (упаки)

- рабочие рукавицы (шойды)

- лужайка (мурок)

- пляска, дискотека (барабушка)

2.Отгадайте загадки, в которых также встречаются диалекты:

В потёмках родится, с огнём помирает. (Воск)

Без рук, без ног на брюхе ползёт. (Червь)

Латка на латке, а игла не была. (Кочан капусты)

О чём в потёмках вспомнишь? (О свете)

Стоит Афанасия мочалышком подпоясана. (Веник)

Сырой телёночек в голбец упал. (Помело)

Ведущий:

         Подведём итог нашей встречи. «Язык – это история народа, - писал А.И. Куприн, - язык – это путь цивилизации и культуры. Потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью».

Я думаю все согласятся с тем, что  местные говоры, то есть диалекты, необходимо беречь, как памятники старины: старинную одежду, орудия труда, древнейшие рукописи, которые  так заботливо собираются  и бережно хранятся  в наших музеях, научных библиотеках.

Для нас представляет определённую ценность каждое слово, независимо от того, входит ли оно в литературный язык или является  только принадлежностью какого-либо местного говора, потому что оно появилось в речи народа для того, чтобы им обозначить, назвать какую-то частицу действительности.

         Потерять диалектные слова – это значит потерять  для науки, для истории  нашего  народа, истории его духовной и материальной культуры,  его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий.

         Знакомство с  говорами одной маленькой  деревни позволяет глубже узнать историю своего села, края, познакомиться с замечательными людьми, живущими рядом, узнать о их  жизни, о их судьбе.

 Относитесь к родному языку бережно и любовно.

                                                Думайте о нем, изучайте его, и вам откроется

                                              мир безграничных радостей, ибо безграничны

          сокровища русского языка.

                                                                                                               В.Луговской. 

Список использованной литературы

  1. Энциклопедия земли Вятской. В 10-и томах / Гл. ред. В.А.Ситников Т.8. Этнография. Фольклор. – Киров.:  Вятка, 1998.
  2. Старинные вятские загадки. – Киров.: Вятка, 1996.
  3. Журнал «Русский язык в школе», №3, 1981.
  4. Интернет-ресурсы.