Школьное Методическое Объединение учителей математики, физики и информатики

Пряникова Юлия Евгеньевна

ШМО естественно – математического цикла – это коллектив беспокойных сердец, объединённых одной идеей – сделать обучение интересным для всех детей, эффективным и нешаблонным.

Это педагоги, готовые воспринимать новое и идти нехожеными путями, кому чуждо самоуспокоенность, у кого болит сердце за свою работу и вверенных ребят, а мысль неустанно бьётся в поисках более надёжных тропинок к детской душе и детскому уму.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы ШМО учителей математики, физики и информатики  МОУ «СОШ №12» на 2013-2014 учебный год.

месяц

Тема заседаний ШМО

Ответственные

1

август

1. Анализ результатов ГИА за 2012-2013 учебный год

 

2.  Анализ результатов мониторинга в 8-х, 10-х классах

3. Рассмотрение программных комплексов, рекомендуемых министерством для преподавания математики в школе и утверждение тематического планирования

4. Определение основной цели и задач школьного МО на 2013-2014  учебный год

5. Обзор методической литературы

Пряникова Ю.Е.

Учителя 8, 10 кл.

Пряникова Ю.Е.

Учителя

Учителя

2

сентябрь

1.Утверждение плана работы на 2013-2014 учебный год

2. Составление графика входных контрольных работ

3. Выбор формы прохождения аттестации и тем самообразования.

4. Планирование работы с одаренными детьми.

Учителя математики, физики, информатики

Пряникова Ю.Е.

Пряникова Ю.Е.

Учителя

Учителя математики, физики, информатики

3

октябрь

1. Анализ входного контроля в 5-11 классах

2.Составление материалов для школьной олимпиады

3. Работа экспертной группы (аттестация учителей города)

4. Составление графика открытых уроков аттестующихся учителей.

Почиталина Р.Т.

Ефимова Г.Н.

Почиталина Р.Т.,Чуракова С.В.

Вараксина Е.В.

Учителя

Вараксина Е.В.

Пряникова Ю.Е.

Вараксина Е.В.

4

ноябрь

1. Обсуждение результатов школьных олимпиад и подготовка к городским олимпиадам по математике, физике и информатике.

2. Обсуждение вопроса подготовки к ГИА по математике, информатике

3. Подготовка к городским предметным олимпиадам по математике и информатике

4. Разработка плана работы по социальным проектам

5. Подготовка к семинару на тему «Проектная и исследовательская деятельность обучающихся как необходимое условие овладения УУД и предметными компетенциями» (в преподавании отдельных предметов)

 6. Подготовка и обсуждение тем исследовательской деятельности учащихся.

Учителя

Пряникова Ю.Е.

Учителя

Вараксина Е.В.

Почиталина Р.Т.

Ефимова Г.Н., Иноземцева И.А.

Вараксина Е.В.

Почиталина Р.Т.

Ефимова Г.Н.

5

декабрь

1.Подготовка к научно-практической конференции

2. Обсуждение  темы  «Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения».

3. Проведение городской контрольной работы по математике в 6-ых классах

4. Проведение контрольных работ в 5-11 классах за 1 полугодие.

Учителя

Пряникова Ю.Е.

Учителя

Вараксина Е.В.

Почиталина Р.Т.

Ефимова Г.Н.

6

январь

1. Обсуждение вопроса подготовки к ЕГЭ по математике

 

2. Подготовка к проведению недели наук, создание научной базы по математике, физике и информатике.

3. Обсуждение новых образовательных стандартов и содержания базисного ядра

4. Итоги проверки выполнения единых требований орфографического режима в рабочих тетрадях и тетрадях для контрольных работ

5. Взаимопосещение уроков коллег

6. Заседание учителей ШМО по теме «Итоги 1 полугодия»:

  • Итоги административных контрольных работ за 1 полугодие».
  • Участие в школьной научно-практической конференции учащихся.
  • Составление графика открытых уроков аттестующихся учителей.

Вараксина Е.В.

Учителя

Пряникова Ю.Е.

Ефимова Г.Н.

Вараксина Е.В.

Почиталина Р.Т.

Вараксина Е.В.

Учителя:

Пряникова Ю.Е.

Ефимова Г.Н.

Вараксина Е.В.

Почиталина Р.Т.

Чуракова С.В.

7

февраль

1. Обсуждение вопроса подготовки к ГИА по математике, информатике

2. Взаимопосещение учителями уроков и внеклассных мероприятий.

3. Подготовка к проведению недели наук, создание научной базы по математике, физике и информатике.

4. Обмен опытом по проведению элективных курсов

5. Анализ выполнения плана мероприятий.

Пряникова Ю.Е.

Учителя и ученики

Пряникова Ю.Е.

Ефимова Г.Н.

Вараксина Е.В.

Почиталина Р.Т.

8

март

1. Анализ школьного этапа научно-практической конференции и подготовка к городскому этапу

1. Обсуждение вопроса:  ФГОС второго поколения: преемственность и инновационность.

2. Организация и проведение конкурса «Кенгуру»

3. Вопросы подготовки к экзаменам

4. Обсуждение вопроса о профессиональном самоанализе

5. Проведение тематических срезов по графику.

6.  Участие в неделе наук

8. Подведение итогов участия в неделе наук.

Вараксина Е.В.

Учителя

Пряникова Ю.Е.

Ефимова Г.Н.

Вараксина Е.В.

Почиталина Р.Т.

Ефимова Г.Н.

Вараксина Е.В.

Почиталина Р.Т.

Учителя:

Пряникова Ю.Е

Вараксина Е.В.

Почиталина Р.Т

Ефимова Г.Н.

Чуракова С.В.

9

апрель

1. Пробные ГИА и ЕГЭ по математике

2. Новые образовательные технологии в преподавании

3.Участие в городских научно-практических конференциях

5. Участие в городской олимпиаде по математике в 5-6 классах

6. Составление материалов для контрольных работ за год в 5-8, 10 классах по математике, в

8-9 классах по физике и в 7-11 классах по информатике.

Вараксина Е.В.

Почиталина Р.Т.

Ефимова Г.Н.

Пряникова Ю.Е.

Учителя, работающие в профильных классах

Пряникова Ю.Е

Вараксина Е.В.

Почиталина Р.Т

Ефимова Г.Н

май

1. Проведение городских контрольных работ по математике

2. Итоги проведения контрольных работ по предметам

3.  Участие в городской олимпиаде по математике.

4. Участие в 12 городской олимпиаде по физике: «Физика – это интересно»

5. Заседание ШМО по теме «Итоги учебного года. Перспективное планирование на следующий учебный год, недоработки этого года».

Вараксина Е.В.

Почиталина Р.Т.

Учителя

Почиталина Р.Т.

Ефимова Г.Н

Пряникова Ю.Е

Учителя:

Вараксина Е.В.

Почиталина Р.Т

Ефимова Г.Н.

Чуракова С.В.



Предварительный просмотр:

Предметные недели как традиционная часть внеучебной деятельности достаточно привычны для любой общеобразовательной школы. Как правило, это некий набор мероприятий, специализирующихся в гуманитарной, либо в физико-математической, либо в иной другой области учебной деятельности. Предметные недели являются многолетней традицией и для нашего учебного заведения.  

Предметная неделя ИНФОРМАТИКИ и ИКТ - это не только традиционное внеучебное мероприятие, преследующее определенные учебные и воспитательные цели, это многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими идеологическими задачами, по возможности прозрачными, видимыми не только преподавателям, но и учащимся, и подчиненной решению этих задач рационально отстроенной системой конкурсов, викторин, олимпиад, интеллектуальных игр.

Цели предметной недели

Воспитание познавательного интереса. Мотивация учебной деятельности учащихся может включать в себя разные аспекты: желание получить высокую оценку, одобрение преподавателей и т.п. Наиболее плодотворным нам кажется формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса ради самого процесса познания, закрепление отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия. И учебно-развлекательные мероприятия предметной недели как нельзя лучше решают эту задачу.

Переориентация восприятия учебных дисциплин. Продуманная предметная неделя дает прекрасную возможность показать не с академической, уже вполне приевшейся школьнику, стороны различные учебные дисциплины. Задача перед организаторами стоит не из легких - "сломать" стандарт восприятия, показать ребятам известные учебные предметы с неизвестной им стороны: не как набор правил, догм, а как нечто живое, постоянно развивающееся.

Информальное использование учебных знаний, навыков, умений. Одной из причин "прохладного" отношения школьников к учебе является кажущаяся невостребованность полученных ими знаний в реальной жизни. Дайте ребятам возможность во внеучебной игровой обстановке использовать полученные в ходе школьных занятий умения и навыки, и, возможно, это послужит толчком для формирования нового отношения к учебе как к чему-то ценностному, необходимому, востребованному не только на уроке, но и вне его.

Формирование целостного взгляда на мир и человека. Для школьных преподавателей не секрет, что крайне сложно создать интегрированный курс хотя бы в рамках предметов одного цикла (например, гуманитарного), курс, в котором тот или иной факт реальной действительности представлялся бы не в виде отрывочных мозаичных сведений, полученных на разных предметах в различные годы обучения, а в виде единого блока знаний, освоенных единовременно, формирующих целостный взгляд на мир. Предметная неделя может помочь решить и эту задачу. Мероприятия, в ходе которых объединяются и взаимодействуют различные учебные дисциплины, например русский язык, география, рисование, история, являются одной из необходимых составляющих этого учебно-воспитательного действа.

Расширение кругозора. Специфика организации учебного процесса в старших классах такова, что классы зачастую достаточно жестко специализируются в той или иной учебной области (физико-математические классы, гуманитарные, классы информатики и т.д.). С одной стороны, это совершенно оправданно необходимостью более глубокого погружения учащимися в учебные дисциплины в соответствии с их интересами, а также необходимостью получить качественную стартовую площадку в виде основательных знаний для успешного прохождения вступительных экзаменов в вуз. С другой - не обходится без жертв: гуманитарии лишаются возможности глубоко поработать в сфере логических задач, увидеть в физике не столько скучную науку с бессмысленным набором формул, сколько захватывающее учение о мире, в котором мы живем. Будущие физики невольно оказываются обделены знаниями о культуре и истории своей страны, что напрямую связано с проблемой недооформления собственной внутренней культуры.

Предметная неделя ИНФОРМАТИКИ и ИКТ даёт возможность учащимся расширить свой кругозор, понять, насколько увлекателен изучаемый предмет, важен, сложен и необходим.

Неформальное общение преподавателей и учащихся. В традиционной учебной практике, хотят этого преподаватели или нет, психолого-педагогические роли расписаны заранее. Учителя и те, кого они учат, разведены по разные стороны педагогического "барьера". Как и всякая жестко закрепленная, не имеющая движения структура, эта также бездушна. Поэтому так ценны любые проявления неформального учебного взаимодействия преподавателей и учеников. Видеть не просто добросовестных работников, прекрасно знающих свой предмет, а живых людей, влюбленных в свою профессию, - это ли не самый эффективный воспитательный опыт?

Структура и формы проведения недели 

По своему месту в учебном процессе предметная неделя может как вклиниваться в расписание уроков (при условии, что учебный план это позволяет), так и вестись во внеучебное время.

Организация и проведение мероприятий предметной недели ИНФОРМАТИКИ и ИКТ требуют от преподавателей изобретательности, а также больших временных затрат. Однако все это окупается сторицей - живым откликом со стороны учеников, их растущим интересом к учебе.

Собственно предметная неделя чаще всего не предусматривает особой подготовки учебных мероприятий (уроков) и занимает в основном внеучебное время. Но это вовсе не значит, что преподаватель по своему желанию не может провести нестандартный урок, просто творческая группа, готовящая неделю, не определяет заранее специфики учебных занятий. Основными учебными мероприятиями на предметной неделе являются олимпиады.

Учебные мероприятия

Олимпиады, рейтинговое тестирование 

Готовя задания для олимпиад предметной недели, мы исходим из следующих принципов: включение заданий, в основе поиска решений которых лежит не просто воспроизведение тех или иных научных фактов и решений, а возможность найти ответ путем логических операций; составление олимпиадных многоуровневых заданий позволяет создать довольно гибкую систему, учитывающую индивидуальные возрастные возможности и интересы учащихся, а также уровень их подготовки, что немаловажно для привлечения к участию в олимпиадах.

В качестве примера подобных заданий, используемых на олимпиаде, можно предложить задания прошедшей в прошлом учебном году олимпиады по информатики. (см. приложение 1)

Ни для кого не секрет, что уровень требований, предъявляемых к участникам школьных олимпиад по информатике, выходит далеко за рамки школьной программы. Это обстоятельство представляет серьезные трудности для подавляющего большинства учителей информатики в деле подготовки учеников к выступлениям на школьных олимпиадах по информатике.

Цель преподавателя состоит в оказании помощи в повышении алгоритмической подготовки учеников.

В качестве методического пособия к подготовки детей к олимпиаде по информатике можно предложить использование подобранных ссылок (см. приложение 3) ,

где подобранны материалы  

  • заданий городских и краевых туров олимпиад школьников разных лет,
  •  решения некоторых задач практических туров,
  • различные электронные справочники по языкам программирования,
  • тесты и многое другое,

что будет полезно для подготовки школьников ко второму практическому туру олимпиады по информатике.

В качестве примера проведения предметной Недели Информатики можем предложить разработанную программу Недели Информатики и ИКТ в МОУ «СОШ №4» (см.приложение 2)

В помощь преподавателю для подготовки учащихся к предметной недели и олимпиады может быть рекомендованы следующие книги:

  • Мендель А.В., Колегаева Е.М, Информатика.9-11 классы: подготовка учащихся к олимпиадам. Задачи, упражнения, методические рекомендации/ А.В. Мендель, канд.пед.наук, Е.М.Колегаева, канд.физ-мат. Наук.-Волгоград: Учитель, 2009.-167 с.
  • А.Ф.Чернов Информатика. 9-11 классы: олимпиадные задачи с решениями и подробным анализом /авт.-сост. А.Ф. Чернов.-Волгоград: Учитель, 2007.-207 с.
  • Э.С.Ларина. Олимпиадные задания по информатике. 9-11 классы/авт.-сост. Э.С.Ларина.-Волгоград: Учитель 2007.-111 с.
  • Феськов С.В. Информатика. 10-11 классы. Программирование на языке С++ (материалы к занятиям)/ С.В.Феськов.- Волгоград: Учитель 2009.-133 с.
  • Культин Н.Б. Turbo Pascal в задачах и примерах. – СПб.: БХВ-петербург, 2008.-256 с.: ил.
  • Л.Н.Горбунова, Т.П.Лунина. клуб весёлых информатиков: занимательные уроки, внеклассные мероприятия/авт.-сост. Л.Н.Горбунова, Т.П.Лунина.- Волгоград: Учитель 2009.-113 с.: ил.
  • Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование» №5-204. М: образование и Информатика, 2004.-96 с.: ил.