ОДАРЕННОСТЬ

Ульихина Анна Владимировна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Городской семинар педагогов – психологов «Одаренные дети: от выявления к развитию» 19 декабря 2013 г. Хабаровск

Слайд 2

Психолого – педагогическое сопровождение одаренных (талантливых) детей. Из опыта работы. Ульихина Анна Владимировна Педагог-психолог МБОУ СОШ №37 2 квалификационная категория

Слайд 3

Виды одаренности Академическая Интеллектуальная Творческая Социальная Коммуникативная Художественно- эстетическая Духовно-ценностная Практическая

Слайд 4

Академическая одаренность ярко выраженная способность учиться; проявляется в успешности обучения по отдельным предметам и является более частной и избирательной, чем другие виды одаренности; овладение основными дисциплинами –математика, русский язык.

Слайд 5

КОЛЬЦЕВАЯ МОДЕЛЬ ОДАРЕННОСТИ РЕЗНУЛЛИ О Д А Р Е Н Н О С Т Ь ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ВЫШЕ СРЕДНЕГО ВЫСОКАЯ УВЛЕЧЕННОСТЬ ВЫПОЛНЯЕМОЙ ЗАДАЧЕЙ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ КРЕАТИВНОСТИ

Слайд 6

КРЕАТИВНОСТЬ Способность порождать необычные идеи Отклоняться в мышлении от традиционных схем Быстро разрешать проблемные ситуации

Слайд 7

Психолого – педагогическая диагностика одаренности Творческий потенциал одаренного ребенка. 1. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник). 2. Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника). 3. Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса ). 4. Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР). 5. Методика «Предложения». 6. Методика «Классификация». 7. Методика «Две линии». 8. Методика Вартега «Круги». 9. Опросник для определения творческих наклонностей у школьников.

Слайд 8

Учащиеся с академической одаренностью

Слайд 9

Уровень развития дивергентного мышления учащихся 4 – х классов

Слайд 10

График значений для различных показателей теста творческого мышления

Слайд 11

График значений для различных показателей теста творческого мышления

Слайд 12

График значений для различных показателей теста творческого мышления

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

Психолого – педагогическое сопровождение одаренных (талантливых) детей.
Из опыта работы.

На первом этапе реализации программы «Одаренные дети», психолого-педагогическое сопровождение осуществляется с учащимися  с академической одаренностью.

Виды одаренности

  • Академическая
  • Интеллектуальная
  • Творческая
  •  Социальная
  • Коммуникативная
  • Художественно- эстетическая
  • Духовно-ценностная
  • Практическая

 Академическая одаренность –

  • ярко выраженная способность учиться;
  •  проявляется в успешности обучения по отдельным предметам и является более частной и избирательной, чем другие виды одаренности;
  •  овладение основными дисциплинами –математика, русский язык.

Акцент на учащихся с академической одаренностью делается исходя из целей и задач программы, а также из сложившейся в образовании ситуации. Отмечено, что несмотря на увеличение количества школьников, участвующих в краевых и Всероссийских олимпиадах, федеральных программах и конкурсах, количество призеров остается неизменным на протяжении вот уже нескольких лет.

Мы знаем, что по трехкольцевой модели Резнулли, помимо интеллектуальных способностей выше среднего и высокой увлеченностью делом, должна в равной степени быть развита и креативность.

Креативность  -

  • Способность порождать необычные идеи
  •  Отклоняться в мышлении от традиционных схем
  •  Быстро разрешать проблемные ситуации

Наша психолого-педагогическая задача состояла в определении уровня данного критерия.

Для диагностики креативности наиболее широко используются тесты творческого мышления Торренса, батарея креативных тестов Гилфорда и Торренса и адаптированный вариант опросника креативности Джонсона.

Одним же из самых надежных и валидных тестов являются модифицированные креативные тесты Вильямса, отвечающие всем необходимым требованиям. Он позволяет также экономить время и силы специалиста, содержит возможность оценить как когнитивные, так и личностно-индивидуальные характеристики учащегося; предлагает для  учащихся  не только творческие тесты, но и опросник для самооценки, а педагогам и родителям тесты на выяснение экспертного мнения о креативных проявлениях ребенка.

Творческая личность на каждом этапе диагностики исследуется по 4 когнитивным факторам дивергентного мышления – это беглость, гибкость, оригинальность, разработанность и фактору, характеризующему способность к словарному синтезу –название.

Итак, из 60 обследованных учащихся 4 класса школы № 37, было выявлено 11 учащихся с академической одаренностью – 18,3 %.

А теперь перед вами диаграмма, показывающая на каком уровне развития у данных учащихся находится креативность:

Высокий уровень - 9%; средний – 54%; Низкий - 27%, ниже нормы- 9%.

Далее представлен график низких показателей по всем факторам отдельно, мы видим, что западают такие показатели, как оригинальность, разработанность и название.

Следующий этап нашей программы - развитие этих способностей у испытуемых. На основе модели реализации эмоционально-когнитивного поведения  Вильямса, мы работаем над созданием своей адаптированной модели, чтобы помочь учащимся с академической одаренностью развить и креативность мышления.

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Основные формы внеурочной деятельности педагога-психолога по развитию одаренности учащихся

Вид деятельности педагога-психолога

Форма

Содержание

Задачи

  1. Направление психологического сопровождения: психологическое сопровождение учебной  деятельности, профориентация;

Вид деятельности учащихся: Познавательная;

Вид развиваемой одаренности: Интеллектуальная (естественнонаучная, гуманитарная; а также математическая, инженерная);

Академическая; творческая (креативность).

Просвещение, развитие, диагностика

Кружки, объединения

Кружок «Театр психологических зарисовок»

(- подготовка к олимпиаде по психологии;

- подготовка занимательных переменок «Остров душевной гармонии», мероприятий к «Неделе психологии»;

- подготовка миниатюр по профориентации)

  • Развитие эмоционального интеллекта школьников;
  • Выявление учащихся для участия в конференции «Шаг в науку», конкурсов разного уровня по психологии;
  • Изучение азов психологической науки;
  • Развитие творческих способностей учащихся
  • Самореализация, привлечение к добровольчеству;
  • Снятие психологических барьеров, социализация, коммуникация.

Просвещение, развитие, диагностика

Клуб «Аллея дружбы»

- работа с детьми-мигрантами

  • Выявление одаренных (талантливых) учащихся среди мигрантов;
  • Развитие когнитивных функций;
  • Повышение уверенности в себе, снятие психологических барьеров;
  • Изучение традиций России;
  • Привлечение к деятельности в объединениях психологической направленности, в объединениях школы, в учреждениях доп. Образования; (содействие через социальную службу).

Развитие, диагностика

Клуб «Эврика»

(по 3-м возрастным группам)

  • Интеллектуальные настольные игры (секретный лабиринт, робот будущего и т.д.);
  • Тестирование, арт-терапевтические занятия;
  • Квесты, конкурсы, тренинги
  • Развитие когнитивных функций;
  • Повышение интереса к техническим специальностям;
  • Творческое развитие школьников с математической, технической одаренностью;
  • Расширение метапредметных связей

Просвещение, развитие, диагностика

Познавательные экскурсии с мастер-классами и беседами

  • Редакция издания «Расти с Хабаровском»;
  • Телестудия «ДВТРК- Дальневосточная»;
  • Пограничные корабли;
  • Музей электричества;
  • Фестиваль «Робомех»;
  • Кондитерская фабрика и др.
  • Повышение мотивации учащихся, расширение сферы интересов;
  • Профориентация;
  • Знакомство с интересными людьми;
  • Социализация, коммуникация (группы разновозрастные, разностатусные)

Профилактика, просвещение, развитие, диагностика, консультирование

Занимательные переменки «Остров душевной гармонии» посвященные определенной теме («математика и психология», «морской флот России», «Технические достижения 21 века» и т.д.)

Проводятся вместе с учащимися (активистами психологической службы школы)

  • Выставка литературы;
  • Экспресс-диагностики;
  • Конкурсы, викторины, тесты;
  • Эстафета «Бегущая конфета» - творческие задания;
  • Онлайн-тестирование;
  • Запись на экскурсии, мастер-классы;
  • Музыкально-театральные миниатюры по теме;
  • Мини-эссе, перьевое письмо  и др.

  • Информирование о конкурсах разного уровня по соответствующей теме (включая дистанционные);
  • Выявление склонностей и способностей учащихся;
  • Повышение интереса к определенной сфере знаний;
  • Развитие эрудиции, метапредметности мышления;

Неделя психологии; участие в

предметных  неделях

Использование интеграции:

     - Английский язык и психология;

     - Химия и литература;

     - физическая культура и история и т.д….

  • Интеграция знаний, расширение метапредметных связей через весь спектр форм внеурочной деятельности;
  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
  • Развитие творческих способностей учащихся.

Развитие, просвещение, профилактика, диагностика

Факультативы, ИГЗ, встречи с интересными людьми

  • «Четыре путешествия» 1-4 (Новикова Л.М. ,Самойлова И.В.)
  • «Уроки самоопределения» 5-9 кл. (Резапкина Г.)
  • «Человек и общество» (Балыбердин А,)

  • Развитие психологических компетенций;
  • Формирование установки на саморазвитие, самопознание;
  • Познание собственных возможностей (диагностика);
  • Развитие эмоционального интеллекта, социальной направленности;
  • Обучение навыкам рефлексии, работа с ценностно-смысловыми установками;

Развитие, просвещение, профилактика

  • Беседы и видео сюжеты проекта «Молодежь выбирает Хабаровск»;
  • Авторский цикл бесед (с элементами тренинга, игр и т.д.) «Где родился, там и пригодился»:

- «Урбанисты города Хабаровска»;

- «Уникальные люди: прошлое и настоящее» (беседы о известных дальневосточниках - барон Корф ДерсуУзала, Арсеньев и др)

  • Ознакомление учащихся с историями успешных Хабаровчана прошлого и настоящего;
  • Мотивирование на деятельность по благоустройству города, социальноее проектирование;
  • Формирование у молодежи благоприятного имиджа города;
  • Развитие эрудиции, метапредметности мышления

  • Беседы с приглашенными специалистами,  успешными людьми города: представителями бизнеса, медицины, культуры;
  • Интерактивные беседы с представителями казачества, сестричества милосердия, реконструкторов истории и т.д.)

Развитие

Фестиваль «Хабаровск. НАШ»

  • Беседы с учащимися по всем классам, просмотр видео-сюжетов, презентации проектов лауреатов прошлых лет;
  • Работа с учащимися над проектом социального направления;
  • Встречи со значимыми интересными людьми, экскурсии, мастер-классы по теме.
  • Информирование о городском фестивале бизнес- и социально-экономических проектов;
  • Выявление активных и желающих участников (автора проекта, инициативной группы);
  • Стимулирование сознательности, своей ответственности за будущее города, социум;
  • Обучение написанию научных проектов;
  • Привлечение к добровольчеству

Развитие

ИГЗ в сфере журналистики

  • Написание статей для школьного и городского сайта, сайта психологической службы школы;
  • Выпуск психологического вестника;
  • Интервьюирование.
  • Привлечение к журналистской деятельности;
  • Социолизация, коммуникация (через развитие навыков интервьюирования);
  • Развитие речевых функций;
  • Формирование навыков рефлексии

Развитие

Конкурсы, олимпиады различного уровня:

- Юный журналист;

- в области психологии;

- Конференция «Шаг в науку»;

- по профессиям;

- исследовательские работы по краеведению.

  • Работа в архивах, музейных фондах;
  • Встречи с интересными людьми в рамках изучаемого вопроса;
  • Написание работы;
  • Проведение мониторинговых исследований.
  • Выявления сферы интересов школьников;
  • Выявление активных учащихся для конкретной деятельности;
  • Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
  • Обучение написанию исследовательских работ.
  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
  • Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
  • Формирование информационной и коммуникативной компетенции учащихся.

Развитие

Проекты социального партнерства (СУЗЫ, ВУЗЫ, дистанционные площадки)

  • Школа «Юный журналист» при ТОГУ;
  • Школа «Юный медик» при ДВГМУ;
  • Школа «Юный психолог»;
  • Школа юных звонарей (Духовная семинария)
  • Заочные дистанционные школы при ХКИРО (физико-математические, проект «Одаренный ребенок — одаренный учитель») и др.
  • Посещение дней открытых дверей, профессиональных фестивалей
  • Участие школьников  во Всероссийских дистанционных площадках (Open Innovations Startup Tour; «Поколение М» и др.)
  • Привлечение одаренных (талантливых) учащихся к участию в программах учреждений-партнеров

2.        Направление психологического сопровождения: психологическое сопровождение воспитательной деятельности, профориентация, ЗОЖ;

  1. Вид деятельности учащихся:художественно-эстетическая деятельность;

Вид развиваемой одаренности:хореографическая, - сценическая, литературно-поэтическая; - музыкальная.

  1. Вид деятельности учащихся: коммуникативная;

Вид развиваемой одаренности: - лидерская.

  1. Вид деятельности учащихся: Духовно-ценностная;

Вид развиваемой одаренности:социальная.

Развитие, профилактика, диагностика

Кружки, объединения

Театрализации (Кружок «Театр психологических зарисовок»)

Подготовка театрализаций, вокальных и поэтических номеров

  • Коммуникация, социализация;
  • Ознакомление с профессиями художественно-эстетической направленности;
  • Получение навыков сценического мастерства;
  • Выявление одаренных учащихся, содействие в дальнейшем развитии (поиск учреждений доп. образования)
  • Создание авторских сценариев (в том числе и в стихотворной форме);
  • Развитие добровольческих устремлений.

Клуб «Православная радуга»

Подготовка к олимпиаде по основам православной культуры

Добровольческий отряд «Горький шоколад»

  • Выступления добровольческого отряда в социальных учреждениях, в школе, в конкурсах;
  • Участие в конкурсах и акциях города;
  • Кинолектории, акции добровольческого отряда

Культурологические экскурсии

  • Библиотечный квест;
  • Мастер –класс старинных бальных танцев;
  • Концерты, спектакли и музейные экскурсии;
  • Концерт Ирландских танцев;
  • Памятные места города и т.д.

4)        Вид деятельности учащихся: практическая

Вид развиваемой одаренности:спортивная, техническая, психомоторная

Развитие профилактика, диагностика

Практические мастер классы с приглашенными специалистами

Мыловарение, скраббукинг, канзаши и прочеев соответствии с определенной тематикой и для себя и для добровольческих акций        

  • Развитие мелкой моторики;
  • Увлечение профессиями связанными с ручным трудом;
  • Осмысление своего труда для блага других

Спортивные игры и занятия

Зарницы, плавание, каток, стрельба из лука и т.д.

  • Ознакомление с различными видами спорта (возможность испытать себя);
  • Привлечение социально незащищенных групп детей к отдыху на природе, спортивным мероприятиям, содействие в посещении необходимых оздоровительных занятий