ОДАРЕННОСТЬ
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психолого – педагогическое сопровождение одаренных (талантливых) детей. Из опыта работы. Ульихина Анна Владимировна Педагог-психолог МБОУ СОШ №37 2 квалификационная категория
Виды одаренности Академическая Интеллектуальная Творческая Социальная Коммуникативная Художественно- эстетическая Духовно-ценностная Практическая
Академическая одаренность ярко выраженная способность учиться; проявляется в успешности обучения по отдельным предметам и является более частной и избирательной, чем другие виды одаренности; овладение основными дисциплинами –математика, русский язык.
КОЛЬЦЕВАЯ МОДЕЛЬ ОДАРЕННОСТИ РЕЗНУЛЛИ О Д А Р Е Н Н О С Т Ь ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ВЫШЕ СРЕДНЕГО ВЫСОКАЯ УВЛЕЧЕННОСТЬ ВЫПОЛНЯЕМОЙ ЗАДАЧЕЙ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ КРЕАТИВНОСТИ
КРЕАТИВНОСТЬ Способность порождать необычные идеи Отклоняться в мышлении от традиционных схем Быстро разрешать проблемные ситуации
Психолого – педагогическая диагностика одаренности Творческий потенциал одаренного ребенка. 1. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. (Е. Туник). 2. Диагностика вербальной креативности (адаптация теста С. Медника). 3. Диагностика невербальной креативности (вариант теста Торренса ). 4. Модифицированные креативные тесты Вильямса (САР). 5. Методика «Предложения». 6. Методика «Классификация». 7. Методика «Две линии». 8. Методика Вартега «Круги». 9. Опросник для определения творческих наклонностей у школьников.
Учащиеся с академической одаренностью
Уровень развития дивергентного мышления учащихся 4 – х классов
График значений для различных показателей теста творческого мышления
График значений для различных показателей теста творческого мышления
График значений для различных показателей теста творческого мышления
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Предварительный просмотр:
Психолого – педагогическое сопровождение одаренных (талантливых) детей.
Из опыта работы.
На первом этапе реализации программы «Одаренные дети», психолого-педагогическое сопровождение осуществляется с учащимися с академической одаренностью.
Виды одаренности
- Академическая
- Интеллектуальная
- Творческая
- Социальная
- Коммуникативная
- Художественно- эстетическая
- Духовно-ценностная
- Практическая
Академическая одаренность –
- ярко выраженная способность учиться;
- проявляется в успешности обучения по отдельным предметам и является более частной и избирательной, чем другие виды одаренности;
- овладение основными дисциплинами –математика, русский язык.
Акцент на учащихся с академической одаренностью делается исходя из целей и задач программы, а также из сложившейся в образовании ситуации. Отмечено, что несмотря на увеличение количества школьников, участвующих в краевых и Всероссийских олимпиадах, федеральных программах и конкурсах, количество призеров остается неизменным на протяжении вот уже нескольких лет.
Мы знаем, что по трехкольцевой модели Резнулли, помимо интеллектуальных способностей выше среднего и высокой увлеченностью делом, должна в равной степени быть развита и креативность.
Креативность -
- Способность порождать необычные идеи
- Отклоняться в мышлении от традиционных схем
- Быстро разрешать проблемные ситуации
Наша психолого-педагогическая задача состояла в определении уровня данного критерия.
Для диагностики креативности наиболее широко используются тесты творческого мышления Торренса, батарея креативных тестов Гилфорда и Торренса и адаптированный вариант опросника креативности Джонсона.
Одним же из самых надежных и валидных тестов являются модифицированные креативные тесты Вильямса, отвечающие всем необходимым требованиям. Он позволяет также экономить время и силы специалиста, содержит возможность оценить как когнитивные, так и личностно-индивидуальные характеристики учащегося; предлагает для учащихся не только творческие тесты, но и опросник для самооценки, а педагогам и родителям тесты на выяснение экспертного мнения о креативных проявлениях ребенка.
Творческая личность на каждом этапе диагностики исследуется по 4 когнитивным факторам дивергентного мышления – это беглость, гибкость, оригинальность, разработанность и фактору, характеризующему способность к словарному синтезу –название.
Итак, из 60 обследованных учащихся 4 класса школы № 37, было выявлено 11 учащихся с академической одаренностью – 18,3 %.
А теперь перед вами диаграмма, показывающая на каком уровне развития у данных учащихся находится креативность:
Высокий уровень - 9%; средний – 54%; Низкий - 27%, ниже нормы- 9%.
Далее представлен график низких показателей по всем факторам отдельно, мы видим, что западают такие показатели, как оригинальность, разработанность и название.
Следующий этап нашей программы - развитие этих способностей у испытуемых. На основе модели реализации эмоционально-когнитивного поведения Вильямса, мы работаем над созданием своей адаптированной модели, чтобы помочь учащимся с академической одаренностью развить и креативность мышления.
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Основные формы внеурочной деятельности педагога-психолога по развитию одаренности учащихся
Вид деятельности педагога-психолога | Форма | Содержание | Задачи | ||
| |||||
Вид деятельности учащихся: Познавательная; Вид развиваемой одаренности: Интеллектуальная (естественнонаучная, гуманитарная; а также математическая, инженерная); Академическая; творческая (креативность). | |||||
Просвещение, развитие, диагностика | Кружки, объединения | Кружок «Театр психологических зарисовок» (- подготовка к олимпиаде по психологии; - подготовка занимательных переменок «Остров душевной гармонии», мероприятий к «Неделе психологии»; - подготовка миниатюр по профориентации) |
| ||
Просвещение, развитие, диагностика | Клуб «Аллея дружбы» - работа с детьми-мигрантами |
| |||
Развитие, диагностика | Клуб «Эврика» (по 3-м возрастным группам)
|
| |||
Просвещение, развитие, диагностика | Познавательные экскурсии с мастер-классами и беседами |
|
| ||
Профилактика, просвещение, развитие, диагностика, консультирование | Занимательные переменки «Остров душевной гармонии» посвященные определенной теме («математика и психология», «морской флот России», «Технические достижения 21 века» и т.д.) Проводятся вместе с учащимися (активистами психологической службы школы) |
|
| ||
Неделя психологии; участие в предметных неделях | Использование интеграции: - Английский язык и психология; - Химия и литература; - физическая культура и история и т.д…. |
| |||
Развитие, просвещение, профилактика, диагностика | Факультативы, ИГЗ, встречи с интересными людьми |
|
| ||
Развитие, просвещение, профилактика |
- «Урбанисты города Хабаровска»; - «Уникальные люди: прошлое и настоящее» (беседы о известных дальневосточниках - барон Корф ДерсуУзала, Арсеньев и др) |
| |||
| |||||
Развитие | Фестиваль «Хабаровск. НАШ» |
|
| ||
Развитие | ИГЗ в сфере журналистики |
|
| ||
Развитие | Конкурсы, олимпиады различного уровня: - Юный журналист; - в области психологии; - Конференция «Шаг в науку»; - по профессиям; - исследовательские работы по краеведению. |
|
| ||
Развитие | Проекты социального партнерства (СУЗЫ, ВУЗЫ, дистанционные площадки) |
|
| ||
2. Направление психологического сопровождения: психологическое сопровождение воспитательной деятельности, профориентация, ЗОЖ; | |||||
Вид развиваемой одаренности:хореографическая, - сценическая, литературно-поэтическая; - музыкальная.
Вид развиваемой одаренности: - лидерская.
Вид развиваемой одаренности:социальная. | |||||
Развитие, профилактика, диагностика | Кружки, объединения | Театрализации (Кружок «Театр психологических зарисовок») Подготовка театрализаций, вокальных и поэтических номеров |
| ||
Клуб «Православная радуга» Подготовка к олимпиаде по основам православной культуры | |||||
Добровольческий отряд «Горький шоколад»
| |||||
Культурологические экскурсии |
| ||||
4) Вид деятельности учащихся: практическая Вид развиваемой одаренности:спортивная, техническая, психомоторная | |||||
Развитие профилактика, диагностика | Практические мастер классы с приглашенными специалистами | Мыловарение, скраббукинг, канзаши и прочеев соответствии с определенной тематикой и для себя и для добровольческих акций |
| ||
Спортивные игры и занятия | Зарницы, плавание, каток, стрельба из лука и т.д. |
|