Методические рекомендации по обучению особых деток
Если ветер, если ветер
В голове ученика,
Что ни утро, что ни вечер -
Он взлетает в облака.
Удержи его, пожалуй...
Вечно нужен глаз да глаз:
В небесах гарцует малый -
Возврати такого в класс!
С ним забот - ну просто бездна!
Весь его летучий вид
Говорит: "Сейчас исчезну!.."
Тут он! Там! Сидит! Летит!
Вот была б такая скрепка
Или специальный клей,
Чтоб они держали крепко
Улетающих детей!
Клод Руа
http://www.sdvg-deti.com/t3104-topic Блог для общения родителей детей ЗПР
http://www.education.ssti.ru/ds6/stati1.html Научная статья по клинической психологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zpr_glavnoe.docx | 16.45 КБ |
rod_sobr_ravn_vozm.pptx | 862.15 КБ |
Предварительный просмотр:
http://abc.vvsu.ru/Books/up_spec_psihologija/page0019.asp
Методические рекомендации по интегрированному обучению
учащихся с задержкой психического развития
В.А.Демидова, методист отдела коррекционной педагогики
и специальной психологии ГОУ РК «ИПКРО»
Для повышения эффективности интегрированного обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия:
1. Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
3. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.
4. Вариативные приемы обучения:
- Поэлементная инструкция.
- Повтор инструкции.
- Планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные).
- Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный)
- Речевой образец
- Демонстрация действий.
- Визуализация представлений (мысленное вызывание ощущений разной модальности).
- Опора на рифму.
- Вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные)
- Подбор по аналогии.
- Подбор по противопоставлению.
- Чередование легких и трудных заданий (вопросов)
- Совместные или имитационные действия.
- Начало действия.
- Сопряженная или отраженная речь.
- Начало фразы.
- Описание и анализ ситуаций с исключение 1 детали (молния без грома).
- Описание и анализ ситуаций, включающих прямо противоположные детали (это правда или нет, что зимою черен снег).
- Разведение соединенных объектов и нахождение последствий этого (рыба без воды).
- Сведение несоединимых объектов, нахождение новой функции (ручка и травинка).
- Многократное усиление функции.
- Создание проблемных ситуаций.
- Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания.
- Обращение к товарищу с вопросами.
- Работа со словарями на время.
- Сравнение (чем похожи и чем отличаются)
- Наблюдение и анализ (что изменилось и почему?)
- Найди ошибку.
- Шифровка (применение символики для шифровки букв, слов, заданий).
- Группировка по общности признаков.
- Исключение лишнего.
- Образец выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий.
5. Введение физминуток через 15-20 минут урока.
6. Создание ситуации успеха на занятии.
7. Благоприятный психологический климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие.
- Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).
- Значительная детализация учебного материала и пошаговая тактика обучения по теме. Рекомендуется учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий. Устанавливать взаимосвязь между изученным и новым материалом.
- Синхронизация темпа урока с возможностями ученика (индивидуализация темпа выполнения задания).
- Оптимальное распределение времени на проведение каждого компонента занятия (например, на изучение нового материала в начальной школе не должно отводиться больше 10-15 минут, в среднем звене- 15-20).
- Точность и краткость инструкция по выполнению задания.
Примеры коррекционных приемов по учебным предметам представлены в ПРИЛОЖЕНИИ:
математика – ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
русский язык – ПРИЛОЖЕНИЕ 7.
английский язык – ПРИЛОЖЕНИЕ 8.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Так важно воспитать в ребенке личность, Суметь посеять знания, добро. Заставить думать, размышлять и верить, Ведь воспитателю лишь так предрешено. От нас зависит то, что будет завтра – Духовность общества и нравственность людей. Давайте вместе всей душой и добрым сердцем Любить и уважать любых детей.
Лицам с ограниченными возможностями здоровья Оказание психолого-педагогической помощи Испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации В том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления Одаренные дети
Специфика Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна . В нее входят дети с разными нарушениями развития: слуха зрения речи опорно-двигательного аппарата задержкой психического развития умственной отсталостью выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая нарушение аутистического спектра (РДА) множественными нарушениями развития
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик от практически нормально развивающихся, но испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы способны при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками нуждаются в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования
Функции СФГОС максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием , отвечающим их возможностям и потребностям; дать ребенку возможность реализовать на практике Конституционное право на школьное образование , вне зависимости от тяжести нарушения развития, возможностей освоения цензового уровня, типа учреждения, где он получает образование; гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей , создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала; обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка , отвечающего желанию семьи и рекомендациям специалистов, сделать ясным диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта
компоненты ИХ СООТНОШЕНИЕ СПЕЦИФИЧНО ДЛЯ КАЖДОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ Академический компонет Компонент жизненной компетенции
Соотношение академического компонента и компонента жизненной компетенции в вариантах стандартах I вариант II вариант III вариант IV вариант Академический компонент Компонент жизненной компетенции
политические и социальные компетенции компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе Ключевые компетенции выпускника компетенции в области коммуникаций компетенции, связанные с информацией компетенции, связанные со способностью к самообразованию
Пространственно-временной континуум взросления личности Социальная зрелость Физическая зрелость Психологическая зрелость Позитивная социализация Стихийная социализация
Портрет выпускника: основная школа – старшая школа ОВЛАДЕНИЕ ОСНОВАМИ НАУК В ИЗБРАННОЙ ОБЛАСТИ ОПЫТ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( познавательной, социальной) умеет действовать с ориентацией на другую позицию познающий себя, утверждающий себя как взрослый способен принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность умеет работать в группе и индивидуально разделяет ценности здорового и безопасного образа жизни избирательность интересов личная профессиональ- ная перспектива осознающий себя личностью готов к сотрудничеству для достижения совместного результата осознанно выполняет правила здо-рового и безопасного образа жизни понимает ценности образования как основы будущего успеха креативный , критически мыслящий
КОЛЬЦЕВАЯ МОДЕЛЬ ОДАРЕННОСТИ РЕЗНУЛЛИ О Д А Р Е Н Н О С Т Ь ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ВЫШЕ СРЕДНЕГО ВЫСОКАЯ УВЛЕЧЕННОСТЬ ВЫПОЛНЯЕМОЙ ЗАДАЧЕЙ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ КРЕАТИВНОСТИ
№ п / п Ф. И. учащегося ОТЛИЧНИКИ ОЛИМПИАДНИКИ АСТРОНОМИЯ РУССКИЙ КИТАЙСКИЙ ЭКОЛОГИЯ ТЕХНОЛОГИЯ ХИМИЯ ИНФОРМАТИКА АНГЛИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРА ФИЗИКА МАТЕМАТИКА БИОЛОГИЯ ПРАВО ОБЖ ОБЩЕСТВОЗНА ЭКОНОМИКА ЛИТЕРАТУРА ГЕОГРАФИЯ ИСТОРИЯ ОПК МХК КЛАСС 1 Стрельник Олеся 11 1 2 Недосекова Анастасия 10 1 ПР Пр Пр 3 Потаенко Егор 10 1 4 Семенов Егор 9 а 1 5 Филиппов Артем 9 а 1 6 Лебедева Екатерина 8 б 1 Пр 7 Стельмах Павел 8 б 1 8 Гилязова 7 б 1
КОНКУРСЫ ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНО-ЦЕННОСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ спортивная организационная естественнонаучная гуманитарная сценическая хореографическая литературно-поэтическая музыкальная ДПИ и ИЗО Победитель Городской конкурс исследовательских работ к дню славянской письменности и культуры 2014 ( Победитель, Городской конкурс "Юный журналист", 2014 () Победитель Соц проекта 2016 ( Победитель в номинации «Юные поэты» 2014-2015 (Кузнецова) Литературный конкурс посвященный окончанию второй мировой войны «О доблести, о подвиге, о славе»
Практикум Если бы вы встретили беременную женщину, у которой уже 8 детей, из них трое глухих, двое слепых, один умственно отсталый, а сама женщина больна сифилисом – вы бы посоветовали ей сделать аборт? Прежде чем ответить на этот вопрос, прочитайте еще один: Нужно выбрать нового мирового лидера, и ваш голос – решающий . Вот информация о 3-х кандидатах: Кандидат 1 : общается с нечистыми на руку политиками, советуется с астрологами, у него две жены, курит без остановки и выпивает 8-10 бокалов мартини в день. Кандидат 2 : дважды изгонялся с должности, спит до полудня, баловался опиумом в колледже, выпивает около литра виски каждый вечер. Кандидат 3 : имеет воинские награды, вегетарианец, не курит, пьет изредка пиво и никогда не изменял жене. Кого из троих вы выберете?
На самом деле… Первый кандидат: Франклин Д. Рузвельт . Второй кандидат: Уинстон Черчилль . Третий кандидат: Адольф Гитлер . И, кстати, насчет аборта: если ваш ответ «да», то вы только что убили Бетховена.
1 + 8 =