Методические рекомендации по обучению особых деток

Ульихина Анна Владимировна

Если ветер, если ветер 
В голове ученика, 
Что ни утро, что ни вечер - 
Он взлетает в облака. 
Удержи его, пожалуй... 
Вечно нужен глаз да глаз: 
В небесах гарцует малый - 
Возврати такого в класс! 
С ним забот - ну просто бездна! 
Весь его летучий вид 
Говорит: "Сейчас исчезну!.." 
Тут он! Там! Сидит! Летит! 
Вот была б такая скрепка 
Или специальный клей, 
Чтоб они держали крепко 
                                                                                                             Улетающих детей!

 

                                                                                                                         Клод Руа

http://www.sdvg-deti.com/t3104-topic Блог для общения родителей детей ЗПР

http://www.education.ssti.ru/ds6/stati1.html Научная статья по клинической психологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zpr_glavnoe.docx16.45 КБ
Файл rod_sobr_ravn_vozm.pptx862.15 КБ

Предварительный просмотр:

http://abc.vvsu.ru/Books/up_spec_psihologija/page0019.asp

Методические рекомендации по интегрированному обучению
учащихся с задержкой психического развития


В.А.Демидова, методист отдела коррекционной педагогики 

и специальной психологии ГОУ РК «ИПКРО»

Для повышения эффективности интегрированного обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия:

1. Индивидуальная помощь в случаях затруднения. 

2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала. 

3. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.

4. Вариативные приемы обучения:

  • Поэлементная инструкция.
  • Повтор инструкции.
  • Планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные).
  • Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный)
  • Речевой образец
  • Демонстрация действий.
  • Визуализация представлений (мысленное вызывание ощущений разной модальности).
  • Опора на рифму.
  • Вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные)
  • Подбор по аналогии.
  • Подбор по противопоставлению.
  • Чередование легких и трудных заданий (вопросов)
  • Совместные или имитационные действия.
  • Начало действия.
  • Сопряженная или отраженная речь.
  • Начало фразы.
  • Описание и анализ ситуаций с исключение 1 детали (молния без грома).
  • Описание и анализ ситуаций, включающих прямо противоположные детали (это правда или нет, что зимою черен снег).
  • Разведение соединенных объектов и нахождение последствий этого (рыба без воды).
  • Сведение несоединимых объектов, нахождение новой функции (ручка и травинка).
  • Многократное усиление функции.
  • Создание проблемных ситуаций.
  • Самостоятельная работа тройками, парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания.
  • Обращение к товарищу с вопросами.
  • Работа со словарями на время.
  • Сравнение (чем похожи и чем отличаются)
  • Наблюдение и анализ (что изменилось и почему?)
  • Найди ошибку.
  • Шифровка (применение символики для шифровки букв, слов, заданий).
  • Группировка по общности признаков.
  • Исключение лишнего.
  • Образец выполнения задания с подробным поэлементным анализом каждого из производимых действий.


5. Введение физминуток через 15-20 минут урока.
6. Создание ситуации успеха на занятии.
7. Благоприятный психологический климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие.

  1. Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических). 
  2. Значительная детализация учебного материала и пошаговая тактика обучения по теме. Рекомендуется учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий. Устанавливать взаимосвязь между изученным и новым материалом.
  3. Синхронизация темпа урока с возможностями ученика (индивидуализация темпа выполнения задания).
  4. Оптимальное распределение времени на проведение каждого компонента занятия (например, на изучение нового материала в начальной школе не должно отводиться больше 10-15 минут, в среднем звене- 15-20).
  5. Точность и краткость инструкция по выполнению задания.


Примеры коррекционных приемов по учебным предметам представлены в ПРИЛОЖЕНИИ: 

математика – ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

русский язык – ПРИЛОЖЕНИЕ 7.

английский язык – ПРИЛОЖЕНИЕ 8.

http://rudocs.exdat.com/docs/index-75157.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РАЗНЫМ ДЕТЯМ»

Слайд 3

Так важно воспитать в ребенке личность, Суметь посеять знания, добро. Заставить думать, размышлять и верить, Ведь воспитателю лишь так предрешено. От нас зависит то, что будет завтра – Духовность общества и нравственность людей. Давайте вместе всей душой и добрым сердцем Любить и уважать любых детей.

Слайд 4

Лицам с ограниченными возможностями здоровья Оказание психолого-педагогической помощи Испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации В том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления Одаренные дети

Слайд 5

Специфика Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна . В нее входят дети с разными нарушениями развития: слуха зрения речи опорно-двигательного аппарата задержкой психического развития умственной отсталостью выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая нарушение аутистического спектра (РДА) множественными нарушениями развития

Слайд 6

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик от практически нормально развивающихся, но испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы способны при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками нуждаются в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования

Слайд 7

Функции СФГОС максимально расширить охват детей с ОВЗ образованием , отвечающим их возможностям и потребностям; дать ребенку возможность реализовать на практике Конституционное право на школьное образование , вне зависимости от тяжести нарушения развития, возможностей освоения цензового уровня, типа учреждения, где он получает образование; гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей , создать оптимальные условия реализации его реабилитационного потенциала; обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка , отвечающего желанию семьи и рекомендациям специалистов, сделать ясным диапазон возможных достижений ребенка при выборе того или иного варианта стандарта

Слайд 8

компоненты ИХ СООТНОШЕНИЕ СПЕЦИФИЧНО ДЛЯ КАЖДОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ Академический компонет Компонент жизненной компетенции

Слайд 9

Соотношение академического компонента и компонента жизненной компетенции в вариантах стандартах I вариант II вариант III вариант IV вариант Академический компонент Компонент жизненной компетенции

Слайд 10

политические и социальные компетенции компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе Ключевые компетенции выпускника компетенции в области коммуникаций компетенции, связанные с информацией компетенции, связанные со способностью к самообразованию

Слайд 11

Пространственно-временной континуум взросления личности Социальная зрелость Физическая зрелость Психологическая зрелость Позитивная социализация Стихийная социализация

Слайд 12

Портрет выпускника: основная школа – старшая школа ОВЛАДЕНИЕ ОСНОВАМИ НАУК В ИЗБРАННОЙ ОБЛАСТИ ОПЫТ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( познавательной, социальной) умеет действовать с ориентацией на другую позицию познающий себя, утверждающий себя как взрослый способен принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность умеет работать в группе и индивидуально разделяет ценности здорового и безопасного образа жизни избирательность интересов личная профессиональ- ная перспектива осознающий себя личностью готов к сотрудничеству для достижения совместного результата осознанно выполняет правила здо-рового и безопасного образа жизни понимает ценности образования как основы будущего успеха креативный , критически мыслящий

Слайд 13

КОЛЬЦЕВАЯ МОДЕЛЬ ОДАРЕННОСТИ РЕЗНУЛЛИ О Д А Р Е Н Н О С Т Ь ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ВЫШЕ СРЕДНЕГО ВЫСОКАЯ УВЛЕЧЕННОСТЬ ВЫПОЛНЯЕМОЙ ЗАДАЧЕЙ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ КРЕАТИВНОСТИ

Слайд 14

№ п / п Ф. И. учащегося ОТЛИЧНИКИ ОЛИМПИАДНИКИ АСТРОНОМИЯ РУССКИЙ КИТАЙСКИЙ ЭКОЛОГИЯ ТЕХНОЛОГИЯ ХИМИЯ ИНФОРМАТИКА АНГЛИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРА ФИЗИКА МАТЕМАТИКА БИОЛОГИЯ ПРАВО ОБЖ ОБЩЕСТВОЗНА ЭКОНОМИКА ЛИТЕРАТУРА ГЕОГРАФИЯ ИСТОРИЯ ОПК МХК КЛАСС 1 Стрельник Олеся 11 1 2 Недосекова Анастасия 10 1 ПР Пр Пр 3 Потаенко Егор 10 1 4 Семенов Егор 9 а 1 5 Филиппов Артем 9 а 1 6 Лебедева Екатерина 8 б 1 Пр 7 Стельмах Павел 8 б 1 8 Гилязова 7 б 1

Слайд 15

КОНКУРСЫ ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНО-ЦЕННОСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ спортивная организационная естественнонаучная гуманитарная сценическая хореографическая литературно-поэтическая музыкальная ДПИ и ИЗО Победитель Городской конкурс исследовательских работ к дню славянской письменности и культуры 2014 ( Победитель, Городской конкурс "Юный журналист", 2014 () Победитель Соц проекта 2016 ( Победитель в номинации «Юные поэты» 2014-2015 (Кузнецова) Литературный конкурс посвященный окончанию второй мировой войны «О доблести, о подвиге, о славе»

Слайд 16

Практикум Если бы вы встретили беременную женщину, у которой уже 8 детей, из них трое глухих, двое слепых, один умственно отсталый, а сама женщина больна сифилисом – вы бы посоветовали ей сделать аборт? Прежде чем ответить на этот вопрос, прочитайте еще один: Нужно выбрать нового мирового лидера, и ваш голос – решающий . Вот информация о 3-х кандидатах: Кандидат 1 : общается с нечистыми на руку политиками, советуется с астрологами, у него две жены, курит без остановки и выпивает 8-10 бокалов мартини в день. Кандидат 2 : дважды изгонялся с должности, спит до полудня, баловался опиумом в колледже, выпивает около литра виски каждый вечер. Кандидат 3 : имеет воинские награды, вегетарианец, не курит, пьет изредка пиво и никогда не изменял жене. Кого из троих вы выберете?

Слайд 17

На самом деле… Первый кандидат: Франклин Д. Рузвельт . Второй кандидат: Уинстон Черчилль . Третий кандидат: Адольф Гитлер . И, кстати, насчет аборта: если ваш ответ «да», то вы только что убили Бетховена.

Слайд 20

1 + 8 =