МОЕ ПОРТФОЛИО

Ульихина Анна Владимировна

http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2017/01/25/moe-portfolio МОЕ ПОРТФОЛИО

Место работы

МАОУ «СШ №37»

Занимаемая должность

Педагог-психолог

Преподаваемые предметы

«Занимательная психология», «Уроки самоопределения» и др.

Внеурочная деятельность

Театр психологических зарисовок "Элис"; Добровольческий отряд "Горький ШоКоЛаД", Занимательные переменки "Остров душевной гармонии"; Клуб интересных встреч "Нить Ариадны"

Педагогический стаж, наличие квалификационной категории

9 лет, соответствие должности

Ученая степень, звание, правительственные и отраслевые награды

Магистр педагогики; 2016 г – Грамота   управления образования администрации г.Хабаровска.

Послужной список  (место и срок работы за последние 10 лет.

МАОУ «СШ №37», 9 л

 

Образование

Название и год окончания учреждения профессионального образования с указанием специальности и квалификации по диплому.

На фото - знаменательный в моей жизни день защиты магистерской диссертации. Уважаемые педагоги - Куликова Лидия Николаевна, доктор педагогических наук, профессора кафедры педагогики ДВГГУ,  Колташ Светлана Ивановна, мой научный руководитель...

http://realteach.vsevteme.ru/?tag=4011

Высшее, ХГПУ учитель биологии и химии 2003 год, ДВГГУ магистратура по направлению «педагогическая психология» 2008 г., ДВГГУ второе высшее образование «клиническая психология» 2010 г.

Дополнительное профессиональное образование за последние три года (наименование образовательных программ, модулей, стажировок  и т.п., место и срок их получения)

ХКИРО 7.04.14-7.05.14 «Психолого-

педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС ОО» (132 ч.);

РЦ  ОД ПК 26.11.14-28.11.14 «Эффективные модели работы с детьми с признаками одаренности в условиях модернизации образования» (24 ч);

ХК ИРО – семинары по работе с уч-ся с ОВЗ; КЦ ПМСС – семинары по суицидологи, подготовки к ГИА, по работе с агрессией и т.д.

Публикация в педагогических изданиях

Сборник по итогам Свято-Серафимовских образовательных чтений «Духовно-нравственные проблемы современной семьи», статья «Меры по воспитанию целомудрия» (25.11.08.)

Статьи в блоге «Рыбари Христовы» по вопросам взаимодействия психологической службы школы и православной епархии Хабаровска.

 http://blogs.pravostok.ru/apostol/2014/11/22/osennie-kanikulyi-s-polzoy-i-udovolstviem/

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ulihina.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему «Моя педагогическая философия»

   «Найдите себе занятие по душе, –

и одним несчастным на земле станет меньше».

Максим Горький

        Как же приятно и волнительно сесть за написание эссе… Писать журналистские новости о проведенных мероприятиях, конечно, здорово, составлять и придумывать уроки и сценарии - увлекательно, но писать сочинение, да еще и на тему собственной педагогической философии – такая возможность меня восхищает! Но, стоп - неужели я доросла до такого, что кому-то может быть интересен мой внутренний мир, мои взгляды и переживания? (Мой мир вообще, потому что моя философия как педагога - это нечто абсолютно целостное с моим «Я», мой монолит, не разделимый со всем, чем живу.) А как же моя любимая фраза о том, что «чем больше я узнаю, тем сильнее понимаю, что я ничего не знаю»? Если уж так рассуждали великие мудрецы… Но ведь понятно, что жизнь не стоит на месте и развиваться мы обязаны всю жизнь. Все еще впереди, но это тоже рубеж, который подлежит осмыслению, отчету, и в нем наверняка есть много стоящего.

    «Достижения, полезность являются идеалами, которые как будто указывают путь из хаоса проблем. Они являются путеводными звездами для расширения и упрочения нашего физического бытия, для нашего укоренения в мире…» (Карл Юнг, о рубеже жизни) 

    Итак, я имею исключительную возможность поделиться своим уже нажитым, хоть и небольшим опытом, своими сомнениями, надеждами, да еще и в качестве учителя, психолога, душеведа… Для меня удивительно и волнительно уже само мое призвание, то, что я вообще стала учителем, да еще и психологом в жизни. Ведь это такая благороднейшая профессия, страшная ответственность, миссия чрезвычайной важности!

 Если в наш век подчинение материального мира представляется порой прямо блестящей победой, то на втором фронте человечество все более теряет внутреннюю жизненную силу и саму радость жизни, терпя очевидное поражение. Но «какая польза человеку, если приобретет весь мир, а душе своей повредит?» [Матф 16, 26].   Ведь «не на небе, не на земле, нет большей красоты, чем душа человека» (Св.Макарий Великий).

     И вот я стала психологом, и постоянно переживаю – действительно ли стала? Получается? Нужно ли то, что говорю и делаю? Помогаю ли я реально? Нужна ли своим «школьным» детям, моим маленьким друзьям так же, как они мне? Приношу ли реальную пользу их растущим душам? Размышляю… и - все таки мне кажется, что приношу… видя радостные лица при встрече, улыбку и удовольствие от проделанной работы, которую я предложила им, восторг от увиденного или услышанного – предложенного мной, заинтересованность и их дальнейшее саморазвитие, преодоление печали, скованности. Видя как от моих, в частности (все таки учит многое, даже обстоятельства), предприятий у детей появляются друзья, вера в себя, в чудо (в первую очередь в смысле человеческого отношения) и новые увлечения - я тоже бываю счастлива, как младенец. Значит, я кому-то здесь нужна, значит, я тоже «сею разумное, доброе, вечное», и эти всходы видны, пусть и на чуток. Они обязательно, я верю, дадут добрый плод.  «Вылепить прекрасную статую и вдохнуть в нее жизнь,— хорошо; но развить юный ум, вылепить юную душу и вдохнуть в нее чувство правды,— еще лучше» Гюго В.

     Пусть не так много тех, кто во мне ежедневно и очень нуждается. Но я рада этому не меньше – значит, «эти другие»  твердо стоят на ногах, я вижу их уже имеющими четкие цели, идеи, занимающихся в любимых кружках и студиях и т.д. Их социализация и коммуникация идет на «ура», с учебой справляются… Мне достаточно их приветливой улыбки и осознания, что если понадоблюсь – подойдут за участием, советом.

    Самую большую скорбь вызывают у меня ситуации, когда я вижу, что конкретному ребенку нужна моя помощь или чье-то участие вообще, но он или сам того не осознает, или держит большой барьер с социумом, или у него внутренний вакуум вообще – и в мыслях, и с желаниями даже, туго. Когда только телесные удовольствия и компьютер, например. Как пробиться через броню и помочь ему стать Человеком? Ведь столько вокруг опасностей и соблазнов, а он так беззащитен. Нет у него никакой «прививки от мира», например, по причине равнодушия «домашних». Вот где начинаются мои терзания… И еще когда «не хватает времени на все». В целом же моя профессия доставляет мне все мыслимые и не мыслимые мной в детстве радости – принося пользу детям, я сама имею возможность полноценно жить, удовлетворять жажду познания нового и репродуктировать, делиться накопленным багажом с юными! А главное - творить новое, творить для них и вместе с ними!

     В моей профессии нашлось место всему, воплотилось многое, даже все, чем я жила с детства, чем полнилась моя юность. А ведь как часто встречаются люди, не удовлетворенные своим положением, профессией, нереализованными мечтами. Все то, что я скажу по этому поводу, тоже напрямую связано с моей педагогической философией, важно для профориентации моих учеников. Я делюсь с ними и этим опытом становления и рассуждаю о том, кого можно назвать человеком успешным…

       «Многое, слишком многое — жизнь, которая могла бы быть прожита иначе, — остается лежать в чуланах, покрытых пылью воспоминаний, порою даже оказываясь раскаленными углями под серым пеплом.» (К. Юнг).  И это при том, что я и не помышляла, что стану учителем и тем более психологом. Нет, я не стала великой певицей или артисткой. И в тоже время все мои амбиции воплотились – я пою, режиссирую и играю в спектаклях с детьми, беседую и рассказываю (тоже детские мечты о писательстве и «опыт» сказительницы), проявляю себя в научных работах, в том числе по ветеринарии (первое образование – ветеринарный фельдшер) и даже соприкасаюсь с Индией (исследование с ученицей о творчестве Афанасия Никитина, общение с детьми-мигрантами, восточные элементы в спектаклях и т.д.). Ведь самое мое большое желание было стать индологом. Перефразируя анекдот, я говорю – «я мечтала стать индологом, как моя мама!» - «А ваша мама индолог?» - «О нет, - отвечаю – она тоже хотела им стать!».  И делюсь с учениками своим детским рвением. Я не просто любила смотреть индийские фильмы, у меня в моем солнечном Магадане на новый год вместо костюма снежинки были сари и чели, деду Морозу я пела песню на ломаном индийском (научил педагог, папа одной азербайджанской девочки, с которой познакомилась в Москве, на «фестивале Индии в СССР»).

      Настольной книгой у меня была энциклопедия об этой удивительной стране, а еще я пыталась читать Рабиндраната Тагора. Надо, ведь я люблю Индию.  Да, еще очень старалась учить английский язык и иметь хорошее произношение. Ходила с мамой на экскурсию в РУДН и любила цитировать Марка Твена: « Индия - "Земля грез и романтики, неслыханного богатства и небывалой нищеты, роскоши и бедности, дворцов и лачуг…».  Но совсем не удивительно, что эта любовь к чужой стране и культуре помогла мне вырасти патриотом своей страны. Ведь я очень любила и нашу классику, нашего Пушкина и Грина, и интересовалась нашей историей. Я мечтала, что буду рассказывать моим индийским друзьям о России, буду петь им наши песни, как я научила петь «Мой конь Буланный» свою азербайджанскую подругу. И я считаю, что именно индийские фильмы научили меня крепко любить свою страну, жить ею, восхвалять и восхищаться во что бы то ни стало. А еще, за отсутствием знаний и духовного опыта веры православной (в моем Магадане, откуда я родом, построили храм, только когда мне исполнилось 13 лет, церковь мы видели лишь в отпуске и воспринимали как музей) это дало мне любовь к семейным традициям, нравственности в любви да и в целом жажду веры. Чужая культура при всем своем очаровании учила меня любить свою. И это также стало основой основ моей педагогической философии.

    Меня учила и подводила к педагогике и жизнь, и, конечно, окружающие люди. Удивительные учителя в музыкальной школе: чуткие, заботливые, спешащие всегда на помощь. Увы, были и негативные примеры, и даже такая мелочь, как брошенная фраза, которая надолго засела в мою голову и порой внутренне расслаблявшая и тормозившая меня. «Какая талантливая девочка, но ленивая», - сказала однажды учитель хорового пения (увы, не объяснили мне, что каждый одарен по своему, но это звание надо заслужить великим и постоянным трудом. Да и родители мне ласково говорили, что лень вперед меня родилась. И это, к сожалению, не пугало, а лелеяло). Зато теперь это служит мне предостережением как учителю – очень следить за тем, что говорю. Стараться приучать учеников (и себя) к трудолюбию.  

         По материальным и практическим соображениям я должна была пойти в техникум на ветеринара, вдали от дома. Моей любимой книгой была «Друг, воспитанный тобой», была у меня и преданная собака. Но особой тяги к животным я не испытывала. Взяла брошюру о профессии, прочитала, поступила. И вот прошли четыре года учебы в техникуме. Но разве это было зря? Ни минуты не жалела я о приобретенных знаниях и опыте в своем любимом «технаре». Профессия ветеринара такая важная, сострадательная, серьезная… (после хорошей учебы получила направление в ВУЗ, но опять-таки не вышло, для этого надо было ехать в другой город, а тут обстоятельства…) Однако я неописуемо рада времени, «прожитом» в техникуме. Это были не только плодотворные и веселые дни в плане творчества, в получении серьезных знаний врачевания (одна эпизоотология чего стоит!). Это удивительные люди, а главное – примеры высокого педагогического искусства! О, какие там были учителя-новаторы! Я восхищалась и удивлялась этим необычным урокам, невиданным методикам (в школе не было такого). Теперь одного из ярчайших учителей техникума, Александра Петровича Клюева, любимого всеми «папу Клюева», я почитаю не только как преподавателя, давшего мне профессию ветеринара. Я называю его своим наставником, подарившим мне интерес и тягу к профессии учителя!

       Этот Человек стал для меня примером искренности и непоказной, неподдельной заботы к каждому (!) ученику, при внешней кажущейся суровости (так мы думали, будучи абитуриентами). Мы все со временем почувствовали, сколько он делает для нас (во всех отношениях, включая заботу о нашем материальном и физическом комфорте). Как мы действительно дороги ему как люди, его волновали не только наши профессиональные достижения, но и духовный облик, наш досуг и надежды – все!

      Я, сама того не замечая (осознание пришло позже), как губка, впитывала его слова и методы! Это были совершенно нестандартные уроки. Описывать отдельно очень долго. Если кратко: на каждое заболевание была ментальная карта, транслируемая с помощью проектора (первая увиденная мной интерактивная доска! Это в советское-то время!), схематичная, с помощью специального придуманного учителем для нас языка символов. После изучения нового материала таким способом включался свет, и мы все зарисовывали по памяти. А его волшебный красный мешочек с дощечками-вопросами к зачету! Нет, невозможно было не влюбиться, не заразиться этой учительской оригинальностью, горением, энтузиазмом! Были и другие уникумы. И я включилась – создала и провела за время учебы «патанатомический КВН», необычные уроки животноводства и другое. Благо учителя только поддерживали и подогревали все наши начинания любого рода. Они что, готовили из нас учителей? Да и разговоров об этом не было! Я не ожидала и не понимала, чем все это может для меня (счастливо!) кончиться…

     В год работы в медицинском училище лаборантом я в свободное время почему-то придумывала сценарии праздников, фантазировала и обдумывала необычные классные часы, как бы я это делала, если бы была преподавателем. Читая книги (сама не поняла, как получилось, но логичным же после техникума стало увлечение биологией), придумывала, к какой теме может подойти тот или иной рассказ (например, из новелл Герберта Уэллса).  Так я дошла до того, что стала учителем биологии. А затем предложение пойти в магистратуру – мне очень нравилось «докапываться до истины», дотошно изучать первоисточники, находить связи… в общем проводить методологические изыскания (в процессе написания дипломной работы).  

      А магистратура  (по направлению психология) стала для меня открытием нового мира – Человека во всей его полноте, красоте, удивительности. За что я благодарна открытию для себя «Антропологической психологии» Слободчикова и Исаева. Это стало для меня словно тайным и сокровенным, одухотворяющим знанием (так  недостающим в процессе изучения обязательной и сухой в педагогическом ВУЗе общей психологии).

      Стараюсь искать смысла и глубины во всем, что делаю, и учить этому детей. За эпиграф я взяла слова Максима Горького, а ведь я живу и работаю в жилмассиве, названном в его честь. Я сама так чувствую и ребятам хочу показать, что все не просто так, что все не пустое, а близкое нам (наша история, культура, наука). Ожившее, родное  - наше, для нас, а мы для будущего… Что все взаимосвязано… Изучая биографии, труды и творчество Людей, я не перестаю восхищаться эрудированности и многогранности, открытости и общительности, благородству и восторженности. Мой любимый писатель Герберт Уэллс, приезжая в Россию, жил в квартире Максима Горького, был ему другом…  Соединилось в сознании мое детское удивление от «Легенды о Данко», в пересказе любимой бабушки, с тем, что живу в поселке, «благословленном» на его основание автором повести  («Цель работы вашей прекрасна»,  - писал он основателям-заводчанам).

     Такие живые примеры соединяют прошлое, будущее и настоящее, помогают осознать и свою важность и нужность в мире. Это доношу я школьникам: «Вы, каждый из вас, – подарок для человечества»! Биография Горького так многогранна и многолика. В моей педагогической философии это ближайшая тема рассмотрения. Для исследования и диалога с учениками в назидание и в профориентационном, и нравственном, и человеческом смыслах. Уникальные люди, какие бы ошибки и падения они ни испытывали, в самой сути своей обнажают сокровенную основу жизни человека  - «совесть - чувство любви к людям, потребность думать о благе всех людей» (из рассуждений Горького о христианстве).

Ульихина Анна Владимировна, педагог-психолог.