МОЕ ПОРТФОЛИО
Образование | |||||||||||||||||
Название и год окончания учреждения профессионального образования с указанием специальности и квалификации по диплому. | На фото - знаменательный в моей жизни день защиты магистерской диссертации. Уважаемые педагоги - Куликова Лидия Николаевна, доктор педагогических наук, профессора кафедры педагогики ДВГГУ, Колташ Светлана Ивановна, мой научный руководитель... http://realteach.vsevteme.ru/?tag=4011 Высшее, ХГПУ учитель биологии и химии 2003 год, ДВГГУ магистратура по направлению «педагогическая психология» 2008 г., ДВГГУ второе высшее образование «клиническая психология» 2010 г. | ||||||||||||||||
Дополнительное профессиональное образование за последние три года (наименование образовательных программ, модулей, стажировок и т.п., место и срок их получения) | ХКИРО 7.04.14-7.05.14 «Психолого- педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС ОО» (132 ч.); РЦ ОД ПК 26.11.14-28.11.14 «Эффективные модели работы с детьми с признаками одаренности в условиях модернизации образования» (24 ч); ХК ИРО – семинары по работе с уч-ся с ОВЗ; КЦ ПМСС – семинары по суицидологи, подготовки к ГИА, по работе с агрессией и т.д. | ||||||||||||||||
Публикация в педагогических изданиях | Сборник по итогам Свято-Серафимовских образовательных чтений «Духовно-нравственные проблемы современной семьи», статья «Меры по воспитанию целомудрия» (25.11.08.) Статьи в блоге «Рыбари Христовы» по вопросам взаимодействия психологической службы школы и православной епархии Хабаровска. http://blogs.pravostok.ru/apostol/2014/11/22/osennie-kanikulyi-s-polzoy-i-udovolstviem/ |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_ulihina.docx | 29.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе на тему «Моя педагогическая философия»
«Найдите себе занятие по душе, –
и одним несчастным на земле станет меньше».
Максим Горький
Как же приятно и волнительно сесть за написание эссе… Писать журналистские новости о проведенных мероприятиях, конечно, здорово, составлять и придумывать уроки и сценарии - увлекательно, но писать сочинение, да еще и на тему собственной педагогической философии – такая возможность меня восхищает! Но, стоп - неужели я доросла до такого, что кому-то может быть интересен мой внутренний мир, мои взгляды и переживания? (Мой мир вообще, потому что моя философия как педагога - это нечто абсолютно целостное с моим «Я», мой монолит, не разделимый со всем, чем живу.) А как же моя любимая фраза о том, что «чем больше я узнаю, тем сильнее понимаю, что я ничего не знаю»? Если уж так рассуждали великие мудрецы… Но ведь понятно, что жизнь не стоит на месте и развиваться мы обязаны всю жизнь. Все еще впереди, но это тоже рубеж, который подлежит осмыслению, отчету, и в нем наверняка есть много стоящего.
«Достижения, полезность являются идеалами, которые как будто указывают путь из хаоса проблем. Они являются путеводными звездами для расширения и упрочения нашего физического бытия, для нашего укоренения в мире…» (Карл Юнг, о рубеже жизни)
Итак, я имею исключительную возможность поделиться своим уже нажитым, хоть и небольшим опытом, своими сомнениями, надеждами, да еще и в качестве учителя, психолога, душеведа… Для меня удивительно и волнительно уже само мое призвание, то, что я вообще стала учителем, да еще и психологом в жизни. Ведь это такая благороднейшая профессия, страшная ответственность, миссия чрезвычайной важности!
Если в наш век подчинение материального мира представляется порой прямо блестящей победой, то на втором фронте человечество все более теряет внутреннюю жизненную силу и саму радость жизни, терпя очевидное поражение. Но «какая польза человеку, если приобретет весь мир, а душе своей повредит?» [Матф 16, 26]. Ведь «не на небе, не на земле, нет большей красоты, чем душа человека» (Св.Макарий Великий).
И вот я стала психологом, и постоянно переживаю – действительно ли стала? Получается? Нужно ли то, что говорю и делаю? Помогаю ли я реально? Нужна ли своим «школьным» детям, моим маленьким друзьям так же, как они мне? Приношу ли реальную пользу их растущим душам? Размышляю… и - все таки мне кажется, что приношу… видя радостные лица при встрече, улыбку и удовольствие от проделанной работы, которую я предложила им, восторг от увиденного или услышанного – предложенного мной, заинтересованность и их дальнейшее саморазвитие, преодоление печали, скованности. Видя как от моих, в частности (все таки учит многое, даже обстоятельства), предприятий у детей появляются друзья, вера в себя, в чудо (в первую очередь в смысле человеческого отношения) и новые увлечения - я тоже бываю счастлива, как младенец. Значит, я кому-то здесь нужна, значит, я тоже «сею разумное, доброе, вечное», и эти всходы видны, пусть и на чуток. Они обязательно, я верю, дадут добрый плод. «Вылепить прекрасную статую и вдохнуть в нее жизнь,— хорошо; но развить юный ум, вылепить юную душу и вдохнуть в нее чувство правды,— еще лучше» Гюго В.
Пусть не так много тех, кто во мне ежедневно и очень нуждается. Но я рада этому не меньше – значит, «эти другие» твердо стоят на ногах, я вижу их уже имеющими четкие цели, идеи, занимающихся в любимых кружках и студиях и т.д. Их социализация и коммуникация идет на «ура», с учебой справляются… Мне достаточно их приветливой улыбки и осознания, что если понадоблюсь – подойдут за участием, советом.
Самую большую скорбь вызывают у меня ситуации, когда я вижу, что конкретному ребенку нужна моя помощь или чье-то участие вообще, но он или сам того не осознает, или держит большой барьер с социумом, или у него внутренний вакуум вообще – и в мыслях, и с желаниями даже, туго. Когда только телесные удовольствия и компьютер, например. Как пробиться через броню и помочь ему стать Человеком? Ведь столько вокруг опасностей и соблазнов, а он так беззащитен. Нет у него никакой «прививки от мира», например, по причине равнодушия «домашних». Вот где начинаются мои терзания… И еще когда «не хватает времени на все». В целом же моя профессия доставляет мне все мыслимые и не мыслимые мной в детстве радости – принося пользу детям, я сама имею возможность полноценно жить, удовлетворять жажду познания нового и репродуктировать, делиться накопленным багажом с юными! А главное - творить новое, творить для них и вместе с ними!
В моей профессии нашлось место всему, воплотилось многое, даже все, чем я жила с детства, чем полнилась моя юность. А ведь как часто встречаются люди, не удовлетворенные своим положением, профессией, нереализованными мечтами. Все то, что я скажу по этому поводу, тоже напрямую связано с моей педагогической философией, важно для профориентации моих учеников. Я делюсь с ними и этим опытом становления и рассуждаю о том, кого можно назвать человеком успешным…
«Многое, слишком многое — жизнь, которая могла бы быть прожита иначе, — остается лежать в чуланах, покрытых пылью воспоминаний, порою даже оказываясь раскаленными углями под серым пеплом.» (К. Юнг). И это при том, что я и не помышляла, что стану учителем и тем более психологом. Нет, я не стала великой певицей или артисткой. И в тоже время все мои амбиции воплотились – я пою, режиссирую и играю в спектаклях с детьми, беседую и рассказываю (тоже детские мечты о писательстве и «опыт» сказительницы), проявляю себя в научных работах, в том числе по ветеринарии (первое образование – ветеринарный фельдшер) и даже соприкасаюсь с Индией (исследование с ученицей о творчестве Афанасия Никитина, общение с детьми-мигрантами, восточные элементы в спектаклях и т.д.). Ведь самое мое большое желание было стать индологом. Перефразируя анекдот, я говорю – «я мечтала стать индологом, как моя мама!» - «А ваша мама индолог?» - «О нет, - отвечаю – она тоже хотела им стать!». И делюсь с учениками своим детским рвением. Я не просто любила смотреть индийские фильмы, у меня в моем солнечном Магадане на новый год вместо костюма снежинки были сари и чели, деду Морозу я пела песню на ломаном индийском (научил педагог, папа одной азербайджанской девочки, с которой познакомилась в Москве, на «фестивале Индии в СССР»).
Настольной книгой у меня была энциклопедия об этой удивительной стране, а еще я пыталась читать Рабиндраната Тагора. Надо, ведь я люблю Индию. Да, еще очень старалась учить английский язык и иметь хорошее произношение. Ходила с мамой на экскурсию в РУДН и любила цитировать Марка Твена: « Индия - "Земля грез и романтики, неслыханного богатства и небывалой нищеты, роскоши и бедности, дворцов и лачуг…». Но совсем не удивительно, что эта любовь к чужой стране и культуре помогла мне вырасти патриотом своей страны. Ведь я очень любила и нашу классику, нашего Пушкина и Грина, и интересовалась нашей историей. Я мечтала, что буду рассказывать моим индийским друзьям о России, буду петь им наши песни, как я научила петь «Мой конь Буланный» свою азербайджанскую подругу. И я считаю, что именно индийские фильмы научили меня крепко любить свою страну, жить ею, восхвалять и восхищаться во что бы то ни стало. А еще, за отсутствием знаний и духовного опыта веры православной (в моем Магадане, откуда я родом, построили храм, только когда мне исполнилось 13 лет, церковь мы видели лишь в отпуске и воспринимали как музей) это дало мне любовь к семейным традициям, нравственности в любви да и в целом жажду веры. Чужая культура при всем своем очаровании учила меня любить свою. И это также стало основой основ моей педагогической философии.
Меня учила и подводила к педагогике и жизнь, и, конечно, окружающие люди. Удивительные учителя в музыкальной школе: чуткие, заботливые, спешащие всегда на помощь. Увы, были и негативные примеры, и даже такая мелочь, как брошенная фраза, которая надолго засела в мою голову и порой внутренне расслаблявшая и тормозившая меня. «Какая талантливая девочка, но ленивая», - сказала однажды учитель хорового пения (увы, не объяснили мне, что каждый одарен по своему, но это звание надо заслужить великим и постоянным трудом. Да и родители мне ласково говорили, что лень вперед меня родилась. И это, к сожалению, не пугало, а лелеяло). Зато теперь это служит мне предостережением как учителю – очень следить за тем, что говорю. Стараться приучать учеников (и себя) к трудолюбию.
По материальным и практическим соображениям я должна была пойти в техникум на ветеринара, вдали от дома. Моей любимой книгой была «Друг, воспитанный тобой», была у меня и преданная собака. Но особой тяги к животным я не испытывала. Взяла брошюру о профессии, прочитала, поступила. И вот прошли четыре года учебы в техникуме. Но разве это было зря? Ни минуты не жалела я о приобретенных знаниях и опыте в своем любимом «технаре». Профессия ветеринара такая важная, сострадательная, серьезная… (после хорошей учебы получила направление в ВУЗ, но опять-таки не вышло, для этого надо было ехать в другой город, а тут обстоятельства…) Однако я неописуемо рада времени, «прожитом» в техникуме. Это были не только плодотворные и веселые дни в плане творчества, в получении серьезных знаний врачевания (одна эпизоотология чего стоит!). Это удивительные люди, а главное – примеры высокого педагогического искусства! О, какие там были учителя-новаторы! Я восхищалась и удивлялась этим необычным урокам, невиданным методикам (в школе не было такого). Теперь одного из ярчайших учителей техникума, Александра Петровича Клюева, любимого всеми «папу Клюева», я почитаю не только как преподавателя, давшего мне профессию ветеринара. Я называю его своим наставником, подарившим мне интерес и тягу к профессии учителя!
Этот Человек стал для меня примером искренности и непоказной, неподдельной заботы к каждому (!) ученику, при внешней кажущейся суровости (так мы думали, будучи абитуриентами). Мы все со временем почувствовали, сколько он делает для нас (во всех отношениях, включая заботу о нашем материальном и физическом комфорте). Как мы действительно дороги ему как люди, его волновали не только наши профессиональные достижения, но и духовный облик, наш досуг и надежды – все!
Я, сама того не замечая (осознание пришло позже), как губка, впитывала его слова и методы! Это были совершенно нестандартные уроки. Описывать отдельно очень долго. Если кратко: на каждое заболевание была ментальная карта, транслируемая с помощью проектора (первая увиденная мной интерактивная доска! Это в советское-то время!), схематичная, с помощью специального придуманного учителем для нас языка символов. После изучения нового материала таким способом включался свет, и мы все зарисовывали по памяти. А его волшебный красный мешочек с дощечками-вопросами к зачету! Нет, невозможно было не влюбиться, не заразиться этой учительской оригинальностью, горением, энтузиазмом! Были и другие уникумы. И я включилась – создала и провела за время учебы «патанатомический КВН», необычные уроки животноводства и другое. Благо учителя только поддерживали и подогревали все наши начинания любого рода. Они что, готовили из нас учителей? Да и разговоров об этом не было! Я не ожидала и не понимала, чем все это может для меня (счастливо!) кончиться…
В год работы в медицинском училище лаборантом я в свободное время почему-то придумывала сценарии праздников, фантазировала и обдумывала необычные классные часы, как бы я это делала, если бы была преподавателем. Читая книги (сама не поняла, как получилось, но логичным же после техникума стало увлечение биологией), придумывала, к какой теме может подойти тот или иной рассказ (например, из новелл Герберта Уэллса). Так я дошла до того, что стала учителем биологии. А затем предложение пойти в магистратуру – мне очень нравилось «докапываться до истины», дотошно изучать первоисточники, находить связи… в общем проводить методологические изыскания (в процессе написания дипломной работы).
А магистратура (по направлению психология) стала для меня открытием нового мира – Человека во всей его полноте, красоте, удивительности. За что я благодарна открытию для себя «Антропологической психологии» Слободчикова и Исаева. Это стало для меня словно тайным и сокровенным, одухотворяющим знанием (так недостающим в процессе изучения обязательной и сухой в педагогическом ВУЗе общей психологии).
Стараюсь искать смысла и глубины во всем, что делаю, и учить этому детей. За эпиграф я взяла слова Максима Горького, а ведь я живу и работаю в жилмассиве, названном в его честь. Я сама так чувствую и ребятам хочу показать, что все не просто так, что все не пустое, а близкое нам (наша история, культура, наука). Ожившее, родное - наше, для нас, а мы для будущего… Что все взаимосвязано… Изучая биографии, труды и творчество Людей, я не перестаю восхищаться эрудированности и многогранности, открытости и общительности, благородству и восторженности. Мой любимый писатель Герберт Уэллс, приезжая в Россию, жил в квартире Максима Горького, был ему другом… Соединилось в сознании мое детское удивление от «Легенды о Данко», в пересказе любимой бабушки, с тем, что живу в поселке, «благословленном» на его основание автором повести («Цель работы вашей прекрасна», - писал он основателям-заводчанам).
Такие живые примеры соединяют прошлое, будущее и настоящее, помогают осознать и свою важность и нужность в мире. Это доношу я школьникам: «Вы, каждый из вас, – подарок для человечества»! Биография Горького так многогранна и многолика. В моей педагогической философии это ближайшая тема рассмотрения. Для исследования и диалога с учениками в назидание и в профориентационном, и нравственном, и человеческом смыслах. Уникальные люди, какие бы ошибки и падения они ни испытывали, в самой сути своей обнажают сокровенную основу жизни человека - «совесть - чувство любви к людям, потребность думать о благе всех людей» (из рассуждений Горького о христианстве).
Ульихина Анна Владимировна, педагог-психолог.