МОЯ СИСТЕМА РАБОТЫ

Ульихина Анна Владимировна

     Анализ российских и зарубежных материалов в области образования, обобщение практики моей работы по психологическому обеспечению образования, позволяет выделить несколько взаимосвязанных направлений деятельности, связанных с сопровождением обучения, воспитания, сохранения и укрепления здоровья, самоопределения обучающихся. Выделенные направления деятельности носят пролонгированный характер, они актуальны для разных ступеней образования. При этом каждое из направлений имеет свою специфику при работе с разными участниками образовательного процесса на различных ступенях общего образования.

При этом важно отметить, что в каждом конкретном случае приоритеты и объѐм видов работ, реализуемых мной в качестве педагога-психолога школы, определяются мной отдельно с учѐтом целей и актуальной ситуации, сложившейся в образовательном учреждении, где я осуществляю работу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_portfolio_ulihina.docx25.79 КБ
Файл metodicheskoe_portfolio_ulihina.pptx2.29 МБ

Предварительный просмотр:

Методическое портфолио педагога-психолога Ульихиной А.В.

«Идеалами, освещавшими мой путь

и сообщавшими мне смелость и мужество,

были добро, красота и истина»

А. Энштейн

     

      Выделение среди ключевых ценностей современного образования ориентации на развитие личности, ее самоопределение, активную жизненную и гражданскую позицию, высокую нравственность, позитивное отношение к себе и другим задает систему требований к личностной зрелости и уровню профессионализма и мне, школьному психологу.  

   «Психолог, в первую очередь, рассматривается как командный игрок, который включен в процесс образования, ориентируется в новых стандартах, может, работая в команде, помогать выстраивать образовательный процесс с учетом личности учащихся». (слайд 2)        

       Программа развития школы, в которой я работаю, определяет миссию учреждения как «Школа для всех, школа для каждого». И моя задача максимально обеспечить социальные и коммуникативные потребности всех учеников, способствовать успешности каждого. В актив психологической службы школы я стараюсь привлекать особенно тех учащихся, кому сложно себя реализовывать – детей с ОВЗ, мигрантов, и других ребят группы риска. Стараюсь показать им и окружающим - их уникальность, нужность. (слайд 3)

В настоящий момент «Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет». Анализ российских и зарубежных материалов в области образования, обобщение практики работы по психологическому обеспечению образования позволяет выделить несколько взаимосвязанных направлений деятельности школьного психолога, связанных с сопровождением обучения, воспитания, сохранения и укрепления здоровья, самоопределения обучающихся. Выделенные направления деятельности носят пролонгированный характер, они актуальны для разных ступеней образования. (слайд 4)

        При этом важно отметить, что в каждом конкретном случае приоритеты и объѐм видов работ, реализуемых мной в качестве педагога-психолога школы, определяются отдельно с учѐтом целей и актуальной ситуации, сложившейся в образовательном учреждении, где я осуществляю работу.  (слайд 5)

        Важнейшим и основным направлением моей деятельности является воспитательное (социализация, коммуникация, развитие одаренности) направление. Однако, так как все глубоко взаимосвязано, параллельно охватываются и все другие аспекты психологического сопровождения. Взаимодействие с участниками процесса осуществляется в том числе в форме  клубной деятельности. (слайд 6)

         В своей работе применяю целый ряд методов. Среди совокупности способов и приемов - наблюдение, опрос, интервью, психодиагностические тесты, эксперимент, моделирование, методы коррекции и развития, в педагогике - это дидактические и воспитательные методы и подходы. В работе по развитию одаренности давно использую  креативный тест Вильямса, о чем неоднократно рассказывала на методических семинарах и конференциях города. Также и до школьников доношу информацию в творческой форме о сути одаренности. Провожу авторские уроки-диалоги «Формула успеха», «Хабаровск: прошлое, настоящее, будущее» и др. способствующие осознанию школьниками своего места в мире, важности креативного взгляда на происходящее. (слайд 7)

         Работа с одаренными ведется по авторской программе «Нить Ариадны». В школе создана база данных одаренных учащихся (слайд 8, 9).

       Успех в моей работе с одаренными учащимися вижу в разнообразии форм и видов работы при подготовке конкурсных материалов. Школьники работают в архивах, посещают музеи и выставки, мастер-классы и лекции по изучаемой тематике. Глубоко погружаются в проблему. Я учу их грамотно логически строить и методологически правильно оформлять работу. (слайд 10)

Среди применяемых технологий - здоровъесберегающие технологии в виде организации занятий по формированию и сохранению психологического здоровья (ежегодный «День душевной гармонии», занимательные переменки), использование на занятиях образовательной кинезиологии; технологии личностного роста в виде помощи в выборе образовательного маршрута, развития и коррекции отдельных психологических показателей учащихся; игровые технологии на занятиях с детьми младшего и среднего школьного возраста по формированию у них компонентов учебной деятельности. Также в работе активно используются тренинговые технологии. В частности, это занятия с элементами тренинга, направленные на развитие сплоченности, коммуникативных навыков, мотивационной сферы учащихся. Техники арт-терапии: изотерапия, фототерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, коллажирование, элементы песочной терапии - позволяют проводить эффективную работу по коррекции эмоциональных состояний школьников различных возрастных групп. Также новыми интересными технологиями стали в моей практике настольные психологические игры, проведение кинолекториев или использование видеофрагментов на уроках. Также сочетание психологической деятельности и практических тематических мастер-классов (мыловарение, значки в технике канзаши) стали регулярными в дни школьных каникул. (слайд 11)

     Из всего многообразия методик и техник формирую свой "арсенал".  За свой авторский психологический  КВН «Я – подарок для человечества» получила звание призера конкурса «Методическая копилка». Ведь и в своей педагогической деятельности я осуществляю субъектно-субъектный подход, присущий современной гуманистической педагогике, когда ребенок выступает как индивидуальность и равноправный, активный член образовательного процесса. Мои теоретические позиции и предпочтения основываются на антропологической психологии (основоположник Виктор Слободчиков, соавтор Евгений Исаев) азы которой я в доступной форме сообщаю ученикам. Одним из важных принципов своей работы считаю принцип сотрудничества. (слайд 12) 

        Учащихся особых категорий (ОВЗ, дети-мигранты, учащиеся с дезадаптивым поведением) я включаю в ту же совместную работу, что идет по программе развития одаренности, ведь одно другое не исключает. Однако при необходимости всегда провожу работу с «особыми» детьми пользуясь своими знаниями и умениями как клинического психолога. Также часто прибегаю к опыту психолога Натальи Локаловой.

Важнейшим моментом при работе с детьми является учет их возрастных и психологических особенностей. Так каждое из направлений деятельности имеет свою специфику при работе с разными участниками образовательного процесса на различных ступенях общего образования.  При  сопровождении ФГОС я стараюсь соблюдать эту специфику и учитывать особенности каждого возрастного периода. Осуществляю мониторинг, по результатам которого в целом наблюдается положительная динамика развития УУД учащихся. Среди выпускников высокий процент состоявшихся личностей, чей «портрет выпускника» соответствует портрету предлагаемому новым стандартом.  (слайд 13)

Многие организуемые мной мероприятия проходят в тесном сотрудничестве с учащимися, воспитанниками:

•        педагогов-психологов из творческой группы «Одаренные дети Хабаровска»;

•        интерната слепых и слабовидящих детей 3-4 вида;

•        коррекционного интерната №4;

•        православной воскресной школы храма апостола Андрея Первозванного (микрорайон школы)

•        другими поселковыми ребятами из других школ.

Таким образом совместную деятельность и множество акций, дел, познавательных и досуговых выездов учащиеся совершают все  вместе как в рамках школы, так и за ее пределами: начальная школа и дети среднего и старшего звена, отличники и слабо успевающие дети, дети 1 группы здоровья и учащиеся с  ОВЗ,  ребята из благополучных семей и семей находящиеся за чертой… Уже в 2016 году мы со школьниками побывали на таких необычных событиях как «Библионочь», фестивале семейных театров. Также была организована экскурсия по истории основания Хабаровска «Пошла Россия на дедовы земли» (автор Павел Белых). По развитию патриотизма регулярно проводятся встречи с представителями казачества, уроки богатырства (Китеж-град), посещается музей поселка Горький (слайд 14).

Все это способствует развитию компетенций предусмотренных ФГОС (слайд 15)

Те учащиеся, которые желали не только получать, но и нести психологически знания в массы в театральной форме стали посещать занятия театра психологических зарисовок «Элис» (ранее «театральный коллектив «Элис»» также под моим руководством. С 2008 года существовал как просветительский театр, всегда нес психологическую составляющую). Другие же учащиеся, которые также хотели быть полезными людям, объединились под моим руководством в добровольческий отряд «Горький ШоКоЛаД». На занятиях ребята готовят викторины, беседы, соц.опросы и т.д. Получают психологические знания и готовятся нести их в массы. Также ведутся и занятия с Одаренными учащимися по программе «Шаг в науку», где также приглашаются не только одаренные по подтвержденному факту, но все кто хочет попробовать себя в исследовательской деятельности. Ведутся и  другие групповые занятия. (слайд 16)

Благодаря несколько нетрадиционному подходу к проведению психологических занятий ребята обучаются и сами социализируются  в процессе значимой и социально-направленной деятельности.  (слайд 17)

Ребята учатся взаимодействовать друг с другом, с незнакомыми взрослыми (военными, бизнесменами, священнослужителями, деятелями науки и искусства и т.д.) Учатся приносить социальную пользу, пытаются поделиться своим теплом с окружающими. Это например наши акции в поселке – в день референдума в Крыму ребята проводили интересную историческую викторину,  делали тут же для всех прохожих цветы и журавлей в технике оригами и угощали конфетами. Так - было радостно, когда детям одна прохожая дала 200 руб. на гостинцы, а они обрадовались - что теперь смогут купить еще бумаги для поделок и конфет для людей, что они мигом и осуществили.

Также проводились акции в день защиты детей, в день независимости России и тд. Проводились просветительские мероприятия способствующие возрождению духовности, нравственности, исконно русской православной культуры и патриотизма в праздники Рождества, Пасхи, на масленицу, в день Победы. (слайд 18)

Для учащихся школы в качестве поощрения за их социальную активность неоднократно организовывались досуговые мероприятия, с одной стороны развлекательные, но мне как педагогу-психологу тоже важные для наблюдения, а детям для разгрузки. Кроме того здесь же дети могли увидеть и пример подлинного человеколюбия, не для галочки. Так ребята знают, что совершенно бесплатно посещали например парк «Ска-лэнд» (сентябрь 2013) и дельфинарий (февраль 2014, 2016).  Люди просто творили добро, бескорыстно и оставаясь при этом в тени. А еще с некоторыми учащимися ездили родители (малоимущие семьи), которые самостоятельно не могут позволить себе такого выезда с детьми (особенно многодетные). Что с точки зрения психологии крайне важно для укрепления семейных отношений учащихся.

       Также  вместе с педагогом-психологом учащиеся трижды за год (в течении осенних, зимних и весенних каникул) посетили по льготной цене Ворлд-классики – аквапарк и развлекательный комплекс. (слайд 19)

Результаты мониторинга моей деятельности показывают эффективность проделанной работы и заинтересованность учащихся к проводимым мной событиям в школе. (слайд 20)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Название презентации Система работы педагога-психолога МАОУ «СШ №37» Ульихиной Анны Владимировны

Слайд 2

Так важно воспитать в ребенке личность, Суметь посеять знания, добро. Заставить думать, размышлять и верить, Ведь воспитателю лишь так предрешено. От нас зависит то, что будет завтра – Духовность общества и нравственность людей. Давайте вместе всей душой и добрым сердцем Любить и уважать ЛЮБЫХ детей.

Слайд 3

Лицам с ограниченными возможностями здоровья Оказание психолого-педагогической помощи Испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации В том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления Одаренные дети

Слайд 4

пункт первый презентации пункт второй презентации пункт третий презентации пункт четвертый презентации пункт пятый презентации

Слайд 5

пункт первый презентации пункт второй презентации пункт третий презентации пункт четвертый презентации пункт пятый презентации Группы работ Виды работ 1. Оказание психологической помощи и повышение психологической компетентности участников образовательного процесса  психологическое просвещение  психологическая профилактика  психологическая диагностика  психологическое консультирование  психологическая коррекция и развитие 2. Обеспечение информационно-аналитической основы для психолого-педагогического сопровождения образования  социально-психологический мониторинг  социально-психологическое проектирование  социально-психологическая экспертиза 3. Обеспечение качества реализуемых работ и услуг по психолого-педагогическому сопровождению образования  проектирование и планирование педагогом-психологом собственной деятельности  работа по повышению квалификации  информационно-методическая работа Виды работ по психологическому сопровождению образования

Слайд 6

АКТИВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ ТЕАТР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАРИСОВОК « ЭЛИС » (работа по направлению « Арттерапия » ) подготовка театральных миниатюр; спектаклей. - ОСТРОВ ДУШЕВНОЙ ГАРМОНИИ (взаимодействие с учащимися на Занимательных переменах) работа ш.с.п . тематические викторины, игры, конкурсы; запись на экскурсии, анкетирование, тестирование; 15-ти минутки; КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ по программам: « Развивающие игры » ; « Я учусь владеть собой » УРОКИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ по программе Резапкиной Г.В. д ля 5-8 классов) + учащихся « Группы риска » / Подготовка « Занимательных переменок » , занятия активистов Ш.С.П. по программе « школьная конфликтология » Гребенкина Е.В. Развивающее занятие « ШАГ В НАУКУ » « НИТЬ АРИАДНЫ » (В рамках работы городской творческой группы « Одаренные дети »; с оц проекты ) Занимательная психология УРОКИ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ д ля 9-11 – х классов Интересные выезды и встречи Индивидуальные занятия с « одаренными учащимися (подготовка к конкурсам, конференциям) ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЙ ОТРЯД « ГОРЬКИЙ ШОКОЛАД » подготовка и проведение интересных просветительских мероприятий в поселке, в социальных учреждениях ТЕАТР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАРИСОВОК « ЭЛИС » (работа по направлению « Арттерапия » ) подготовка театральных миниатюр; спектаклей. - КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ по прграммам : « Развивающие игры » ; « Я учусь владеть собой »

Слайд 7

КОЛЬЦЕВАЯ МОДЕЛЬ ОДАРЕННОСТИ РЕЗНУЛЛИ О Д А Р Е Н Н О С Т Ь ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ВЫШЕ СРЕДНЕГО ВЫСОКАЯ УВЛЕЧЕННОСТЬ ВЫПОЛНЯЕМОЙ ЗАДАЧЕЙ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ КРЕАТИВНОСТИ

Слайд 8

№ п / п Ф. И. учащегося ОТЛИЧНИКИ ОЛИМПИАДНИКИ АСТРОНОМИЯ РУССКИЙ КИТАЙСКИЙ ЭКОЛОГИЯ ТЕХНОЛОГИЯ ХИМИЯ ИНФОРМАТИКА АНГЛИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРА ФИЗИКА МАТЕМАТИКА БИОЛОГИЯ ПРАВО ОБЖ ОБЩЕСТВОЗНА ЭКОНОМИКА ЛИТЕРАТУРА ГЕОГРАФИЯ ИСТОРИЯ ОПК МХК КЛАСС 1 Стрельник Олеся 11 1 2 Недосекова Анастасия 10 1 ПР Пр Пр 3 Потаенко Егор 10 1 4 Семенов Егор 9 а 1 5 Филиппов Артем 9 а 1 6 Лебедева Екатерина 8 б 1 Пр 7 Стельмах Павел 8 б 1 8 Гилязова 7 б 1

Слайд 9

КОНКУРСЫ ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВНО-ЦЕННОСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ спортивная организационная естественнонаучная гуманитарная сценическая хореографическая литературно-поэтическая музыкальная ДПИ и ИЗО Победитель Городской конкурс исследовательских работ к дню славянской письменности и культуры 2014 ( Победитель, Городской конкурс "Юный журналист", 2014 () Победитель Соц проекта 2016 ( Победитель в номинации «Юные поэты» 2014-2015 (Кузнецова) Литературный конкурс посвященный окончанию второй мировой войны «О доблести, о подвиге, о славе»

Слайд 10

В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом: - от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенное; - от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий; - от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения; - от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

Слайд 12

пункт первый презентации пункт второй презентации пункт третий презентации пункт четвертый презентации пункт пятый презентации

Слайд 13

Портрет выпускника: основная школа – старшая школа ОВЛАДЕНИЕ ОСНОВАМИ НАУК В ИЗБРАННОЙ ОБЛАСТИ ОПЫТ УСПЕШНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( познавательной, социальной) умеет действовать с ориентацией на другую позицию познающий себя, утверждающий себя как взрослый способен принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность умеет работать в группе и индивидуально разделяет ценности здорового и безопасного образа жизни избирательность интересов личная профессиональ- ная перспектива осознающий себя личностью готов к сотрудничеству для достижения совместного результата осознанно выполняет правила здо-рового и безопасного образа жизни понимает ценности образования как основы будущего успеха креативный , критически мыслящий

Слайд 14

пункт первый презентации пункт второй презентации пункт третий презентации пункт четвертый презентации пункт пятый презентации

Слайд 15

политические и социальные компетенции компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе Ключевые компетенции выпускника компетенции в области коммуникаций компетенции, связанные с информацией компетенции, связанные со способностью к самообразованию

Слайд 16

Я обнаружил, что целенаправленная жизнь в целом лучше, богаче, здоровее, чем бесцельная, и что лучше идти вперед вместе со временем, чем назад против времени. Врачевателю души пожилой человек, неспособный расстаться с жизнью, кажется таким же слабым и больным, как и юноша, который не в состоянии ее построить. Карл Юнг ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ПЕРЕМЕНКИ «Остров душевной гармонии»

Слайд 17

Пространственно-временной континуум взросления личности Социальная зрелость Физическая зрелость Психологическая зрелость Позитивная социализация Стихийная социализация

Слайд 20

Динамика доли обучающихся, воспитанников (в %), имеющих положительные результаты в развитии, коррекции и решении личностных проблем, заданные программой психологической службы школы: