Консультация для педагогов

Работа воспитателя в группах детей  с общим недоразвитием

речи с учетом их психических особенностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_rabota_s_onr.docx32.51 КБ

Предварительный просмотр:

Работа воспитателя в группах детей  с общим недоразвитием

речи с учетом их психических особенностей

Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимается не только логопед, но и воспитатель. Если логопед развивает и совершенствует речевое общение детей, то воспитатель закрепляет их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. Успех формирования правильной речи у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых навыков и умений. Перед воспитателем группы для детей с общим недоразвитием речи стоят и коррекционные, и общеобразовательные задачи. Для их решения необходимо максимально использовать материал общеобразовательных занятий и режимных моментов.

Воздействие воспитателя должно быть многоаспектным, направленным на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности дошкольника. Особое внимание должно уделяться развитию мышления (процессов анализа, синтеза, обобщения, противопоставления), внимания, памяти, что создает необходимые предпосылки для формирования речи.

Воспитатель должен помочь ребенку овладеть всеми видами деятельности, которая предусмотрена программой массового детского сада.

Направления работы воспитателя будут зависеть не только от психического состояния детей, но и от степени проявления общего недоразвития речи.

Особое внимание воспитателя должно быть обращено на создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, на правильное отношение детей к окружающим, выработку правильного поведения в коллективе, а также развитие их этических и нравственных представлений. Воспитатель обязан быть внимательным к психическому состоянию ребенка, отмечать на каждом занятии все положительные изменения. Каждое занятие должно приносить ребенку чувство удовлетворения от успехов, которые он делает. Фиксация на успехах не только мотивирует ребенка к дальнейшим занятиям, но и способствует появлению уверенности в своих силах. Благодаря этому происходит постепенная перестройка отношения ребенка к своему дефекту, к себе, к окружающим, меняются в лучшую сторону его характерологические черты.

Коррекционно-воспитательная работа

с детьми первого уровня речевого развития

В работе с дошкольниками, имеющими первый уровень речевого развития, основной контингент которых представляют дети 3-4-летнего возраста, главными задачами воспитателя следует считать:

- формирование умений вслушиваться в речь, понимать ее содержание;

- развитие подражательной деятельности в виде произношения любых звуковых сочетаний;

- обогащение словаря, уточнение лексических и грамматических значений слов;

- развитие умения пользоваться речевыми средствами в общении.

Занятия с безречевыми детьми проводятся небольшими подгруппами (2-3 человека). Ведущая форма занятий — игра. Это помогает сформировать мотивационную основу речи.

Занятия первого периода обучения (сентябрь — ноябрь) должны быть насыщены невербальными заданиями: игры с пирамидками, с мячами, шариками, игрушками. Игры-упражнения направлены на развитие внимания, дифференциацию предметов по цвету, форме, величине, дифференциацию действий и их признаков.

Обязательным условием в коррекционно-воспитательном воздействии является многократное повторение одного и того же слова, фразы, предложения. Эмоциональный контакт между неговорящим ребенком и воспитателем обеспечивает успех работы.

 Направления, в которых ведется коррекционно-вспитательная работа.

Развитие понимания речи. На занятиях, в ходе режимных моментов дети усваивают определенные знания об окружающих предметах и явлениях. На полученных представлениях основана работа по расширению понимания конкретных слов и выражений.

Воспитатель может решать эти задачи с помощью следующих приемов обучения детей: показ и рассматривание игрушки, предмета, явления окружающего мира и его называние; выполнение поручений детьми; показ картинок; наблюдения. Воспитывая умение прислушиваться к речи взрослого, следует активно побуждать ребенка отвечать не только действиями, но и словами, речью.

Чтобы ребенок вместо мимики и жеста мог употребить слово, педагог может использовать специальные приемы для активизации его речи: внезапно убрать и снова показать предмет; побуждать отвечать на вопросы: кто это? что это? кто спрятался? и т. д.; отраженное и совместное проговаривание слова; договаривание знакомых слов; предъявление речевого образца.

На занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи детям предлагается запомнить, как называются: их игрушки; части тела (голова, ноги, руки, нос, рот, уши); предметы одежды (пальто, шапка, рубашка, платье и т. д.); предметы туалета (мыло, зубная щетка, полотенце, расческа); предметы домашнего обихода, с которыми ребенок ежедневно соприкасается (стол, стул, чашка, ложка); отдельные предметы и явления окружающей его жизни (цветы, дом, машина, трава, земля, солнце, вода); названия животных, которых ребенок часто видит.

Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые ребенок совершает сам (сидит, стоит, ест, спит, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, раздевается, причесывается, подметает, копает, поливает, едет, кричит, говорит, строит, рисует, несет). Кроме того, ребенок должен знать названия действий, которые совершают близкие ему люди и которые он неоднократно наблюдал (читает, пишет, рисует, стирает, чинит, шьет, гладит и т.д.). У детей с общим недоразвитием речи пассивный глагольный словарь по своему объему значительно меньше предметного словаря. Поэтому необходимо как можно раньше начинать обучать их понимать вопросы, задаваемые по поводу происходящих действий. Используя ситуативные моменты режимных процессов, игры, прогулки и т.д., воспитатель должен называть предметы, которые берет ребенок в руки, действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом, те ощущения, которые испытывает ребенок. Педагог должен говорить короткими предложениями из 2-4 слов, делая паузы. Важно, чтобы одни и те же словосочетания повторялись воспитателем по 2-3 раза, а слова употреблялись в разных грамматических формах.

Речь взрослых является средством регуляции детской деятельности. Она может как ограничивать действия детей («Нельзя!»), так и побуждать к действиям, совмещаться с действиями («Будем одеваться на прогулку» — «Оделись на прогулку» — «Раздеваемся»). Постепенно словосочетания усложняются. Адекватное выполнение заданий детьми говорит о правильном восприятии и понимании обращенной речи. Необходимо поддерживать у детей интерес к окружающим явлениям, предметам, игрушкам, картинам, к самим взрослым и на основе устойчивого интереса совершенствовать восприятие более сложных образцов речи, в том числе и различных вариантов предложений.

Вся речь воспитателя должна быть насыщена вопросами, которые нацелены на побуждение ребенка к общению со взрослыми с помощью речевых средств, имеющихся в его активном словаре (восклицания, звукоподражания, слоги, слова и т. д.).

На основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности происходит развитие речевых средств путем обогащения словаря, уточнения лексических и грамматических значений слов. Видимый предмет и слово, его обозначающее, предстают перед ребенком одновременно и воспринимаются как единое целое. Слово по мере усвоения его лексического значения закрепляется в понятии о предмете.

Развитие самостоятельной речи. Начинать работу по активизации лексического запаса у детей необходимо с создания потребности подражать слову взрослого. Первые слова и словосочетания у неговорящего ребенка появляются — как отраженное проговаривание — всегда в обстановке эмоционального напряжения, которое создается в ходе игры. Воспитатель должен создать такую игровую ситуацию, в которой у ребенка появятся звуковые комплексы или лепетные слова (подражание крикам животных, шуму и т. д.). При этом не ставится задача правильного звукового оформления. Любая речевая реакция поощряется.

Процесс речевого подражания должен быть тесно связан с практической деятельностью, с игрой, с наглядной ситуацией. Упражнения проводятся не только на занятиях воспитателя, но и на музыкальных занятиях, во время прогулок, экскурсий и т.д., при обязательном условии хорошего эмоционального контакта с ребенком, при наличии устойчивого произвольного внимания.

По мере развития речевой активности следует постепенно отказываться от звукоподражаний и учить детей правильно называть предметы окружающего мира {машина вместо «би-би» и т.д.).

Необходимо учить детей пользоваться побудительной формой речи: выражать просьбу одним словом (дай, пойдем), затем — словосочетанием (Дай машину и т. д.) и предложением. Речевое общение должно развиваться сначала через отраженную побудительную речь, а затем через самостоятельную.

На основе развития интереса к окружающим предметам надо учить детей обращенной речи в форме простых вопросов: кто это? Куда положил? и т. д. При этом допустимо обращение к взрослым на ты.

По мере усвоения речевых средств необходимо обучать детей переносу слов — использованию их в других обстоятельствах. Например, при изучении темы «Фрукты» дети знакомятся со словами зеленый, круглый, большой, маленький. Дальнейшее уточнение значений этих слов осуществляется при изучении темы «Овощи». В рамках изучения других тем происходит широкая активизация данного ряда слов.

Формирование самостоятельной речи связано не только с накоплением запаса слов, но и с усвоением правил их употребления. Дети с трудом усваивают согласование слов в роде, числе, падеже, выражаемое их окончаниями; употребление слов с различными смысловыми оттенками, которые выражаются суффиксами и приставками; образование новых слов и т. д.

Во втором периоде обучения (декабрь — март) на занятиях воспитателя особое внимание уделяется развитию у детей умения употреблять в самостоятельной речи слова в полной и уменьшительно-ласкательной форме, грамматические формы единственного и множественного числа, существительные в сочетании со словом много; правильно передавать слоговую структуру двуи трехсложных слов; активно пользоваться известным словарем. На общеобразовательных занятиях педагог закрепляет речевые навыки и умения, полученные детьми на логопедических занятиях.

В процессе третьего периода обучения (апрель — июнь) детей с первым уровнем речевого развития воспитатель продолжает работу по расширению объема предложения.

Как можно раньше на занятиях по развитию речи следует начинать заучивать двустишия вроде следующих:

Лена по лесу идет, Сидит на окошке громко песенки поет. Маленькая кошка.

Заучивание должно проводиться с обязательной опорой на предметные или несложные сюжетные картинки. При этом необходимо убедиться, что ребенок понимает содержание стихов, для чего к картинкам ставятся соответствующие вопросы.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми второго

уровня речевого развития

Работа с детьми, достигшими второго уровня речевого развития, предусматривает:

  • дальнейшее развитие понимания речи, связанное с различением форм слова;
  • развитие устной речи, уточнение и расширение словаря;
  • практическое усвоение простых грамматических категорий;
  • работа над структурой предложения, его грамматическим и интонационным оформлением;
  • закрепление правильного произношения;
  • обучение составлению рассказов.

В первом периоде обучения воспитатель закрепляет умение детей распространять двусоставное предложение. Сначала в предложение вводится прямое и косвенное дополнение в форме винительного, дательного, творительного падежей. Хлеб режут ножом. Оля убирает игрушки. Затем вводится определение: Сережа построил большой дом. Далее в предложение вводится косвенное дополнение с предлогом: Машина едет по дороге. Дети смотрели на машину. И наконец, вводятся обстоятельства.

Параллельно с формированием у детей простого распространенного предложения с второстепенными членами формируется и простое предложение с однородными второстепенными членами, ведется работа по его грамматическому оформлению. Эта работа начинается с усвоения согласования существительного с прилагательным в роде, числе, падеже; местоимения с глаголом в числе, лице и роде; существительного с глаголом (прошедшего времени) в роде и числе.

Во втором периоде обучения после отработки беспредложных падежных конструкций необходимо познакомить детей с назначением предлогов через их практическое усвоение.

Параллельно с работой над структурой предложения воспитатель должен вести работу над повествовательной и вопросительной интонацией.

На занятиях воспитателя продолжается работа по расширению объема предложения и строятся первые сложные предложения.

При обучении детей правильному синтаксическому и грамматическому построению сложного предложения хорошо использовать вопросо-ответную форму речи. Сначала от детей требуется только проговаривание второй части сложного предложения, которая является ответом на поставленный вопрос. (Воспитатель: «Почему ты сел на стул?» Ребенок: «Потому, что я устал».) В дальнейшем сложное предложение проговаривается все целиком. Необходимо следить за правильным синтаксическим и грамматическим оформлением всего предложения, так как в придаточном предложении дети часто опускают вторую часть союза или подлежащее.

В это же время продолжается работа по формированию диалогической речи. Воспитатель может вести диалог с ребенком в процессе любой деятельности, на текущих занятиях и в свободное от занятий время. Овладение диалогической речью ускорит переход к связной речи в дальнейшем.

В третьем периоде на занятиях воспитателя дети учатся объединять в короткий рассказ предложения, составленные по вопросам, наглядным действиям и картинкам. Сначала воспитатель дает образец короткого рассказа. Ребенок повторяет образец. Затем ребенок с помощью педагога составляет свой рассказ по картинке, схеме-плану, наглядной ситуации.

Планируя работу, воспитатель должен иметь в виду, что в этот период дети еще не владеют навыками самостоятельного высказывания, и потому при составлении предложения они нуждаются в наглядной опоре.

Дошкольники более подробно знакомятся с признаками и качествами предметов и действий, с их словесными обозначениями. Рассматривание хорошо знакомых детям игрушек дает возможность перейти к их описанию. Признаки предмета объединяются и обобщаются в короткие высказывания.

Работа по развитию речи может эффективно включаться в конкретные режимные моменты. Ситуации, предполагающие соответственную работу над лексико-грамматическим строем речи, достаточно разнообразны: самообслуживающий труд, уборка игрушек, уход за растениями и т.д.

Основными этапами обучения в ходе овладения практическими навыками являются:

  • детальный показ способов и порядка выполнения действий, совместное их выполнение;
  • действия по образцу, по словесной инструкции;
  • анализ результатов работы с описанием последовательности действий;
  • оценка результатов работы.

Особое значение на каждом этапе уделяется стимуляции речевой активности детей, которая предполагает выработку у них потребности общения в совместной практической деятельности, закрепление и автоматизацию слов в морфологических и синтаксических моделях. Закрепление достигается тем, что на каждом этапе ребенок сочетает практические действия с проговариванием.

В ходе обучения практическим навыкам воспитатель оречевля-ет все действия, объясняет их, планирует предстоящую работу, оценивает отношение ребенка к труду и его результатам.

В качестве задания на занятии, проводимом воспитателем, можно предложить дошкольникам назвать предметы, их части (реальные, изображенные графически, по памяти), свойства, материал, цвет, форму, величину, принадлежность предмета и т.д. Например, во время уборки посуды детям предлагается: перечислить предметы посуды, дать обобщающее название, назвать выполняемые действия, выполнить их по инструкции, перечислить качества и свойства предмета, сравнить предметы, оценить их, охарактеризовать действие, оценить работу товарища, свою собственную по качеству ее выполнения (используя отрабатываемую лексику и синтаксические конструкции); угадать предмет по описанию, отгадать или составить загадку; дать ответ с опорой на вопрос педагога (Какой чайник? Как стоят тарелки? Когда ты сядешь за стол? Чей это стул?).

Учитывая требования программы и особенности речевого развития детей, воспитателю следует предусмотреть возможность использования дополнительных заданий, направленных на совершенствование не только лексических, но и фонетико-фонемати-ческих и элементарных морфологических навыков детей. К числу подобных заданий можно отнести следующие: называние предметов, в наименовании которых есть определенный звук; перечисление слов, имеющих общую морфологическую часть (расстелить, разложить); называние предмета по родовому окончанию прилагательного (чистая ... ложка).

Коррекционно-воспитательная работа с детьми

  третьего уровня речевого развития

Основной контингент дошкольников в группах с общим недоразвитием речи имеет третий уровень речевого развития. В работе с этими детьми главными задачами являются следующие:

  • совершенствование связной речи;
  • обогащение и уточнение словаря;
  • практическое усвоение грамматических средств языка;
  • формирование правильного произношения, воспитание артикуляционных навыков, фонетико-фонематической стороны речи, слоговой структуры;
  • подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.

С детьми, имеющими третий уровень речевого развития, так же, как и с детьми первого и второго речевого уровня, ведется работа по накоплению и обогащению словаря. Методисты, решающие проблемы обучения родному языку, рекомендуют в работе над словом тематический подход, тематическое объединение слов, связанных ситуативной близостью. Знакомство с группой тематически близких слов на логопедических и общеобразовательных занятиях облегчает детям с общим недоразвитием речи их усвоение и запоминание. Темы являются «сквозными», что придает особое значение каждому временному циклу словарной работы, предусматривающей постоянное расширение лексического материала, усложнение содержания коррекционно-воспитательной работы.

В первом периоде обучения на занятиях воспитателя прорабатываются следующие тематические циклы: «Помещение детского сада», «Профессии людей», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи — фрукты».

Особое внимание уделяется развитию у детей умения слушать и понимать обращенную к ним речь.

На общеобразовательных занятиях данного периода обучения знания сообщаются в основном воспитателем. Педагог закрепляет в речи детей лексико-грамматические конструкции, включающие существительные в форме множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательным значением, глаголы единственного и множественного числа прошедшего времени, часто употребляемые в детской речи.

В процессе изучения разнообразного материала общеобразовательных занятий дети под руководством воспитателя закрепляют навыки составления предложений с опорой на вопрос, картину, демонстрацию действия. В конце первого периода обучения дети должны уметь составлять рассказ из трех-четырех предложений.

Рассказывая детям сказки или читая рассказы на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, педагог учит детей внимательно слушать обращенную к ним речь. После чтения воспитатель задает вопросы по содержанию прослушанного текста, предлагает детям выбрать соответствующие иллюстрации. При этом отрабатываются те названия предметов, действий, признаков, которые запланированы логопедом.

В занятия по развитию речи включаются дидактические игры, направленные на закрепление грамматических категорий.

На занятиях по ознакомлению с окружающим в ходе беседы об изменениях в природе педагог предлагает детям сравнить, например, осень с летом, с помощью вопросов стимулирует употребление слов дни, ночи, дожди, цветы и т. п.

На занятиях по развитию элементарных математических представлений дети употребляют существительные в форме множественного числа с окончаниями -и, -ы, называя предложенный педагогом счетный материал (кубики, палочки и т. д.).

Занятия воспитателя по ознакомлению с окружающим создают сенсорную базу для усвоения детьми соответствующих их возрасту понятий по всем лексическим темам. Знакомство детей с реальными предметами дает возможность говорить о морфологических и грамматических особенностях тех слов, которые обозначают известные им объекты. Полученный детьми на общеобразовательных занятиях сенсорный опыт логопед использует для того, чтобы показать роль той или иной части слова, например, на практическом уровне — роль суффикса в относительных прилагательных, указывающих на соотнесенность их с определенным материалом (шерстяной, деревянный), роль окончания при согласовании прилагательного с существительным (чистая салфетка, маленький чайник, большое окно и т. д.) и др.

Так, при изучении темы «Одежда» дети вместе с педагогом вспоминают, что одежда бывает для мальчиков и для девочек, зимняя и летняя, определяют ее качества и свойства (байковая рубашка, шерстяной шарф, трикотажное платье, клетчатые брюки, пестрые колготки и т. д.), определяют действия, которые могут быть связаны с предметами одежды (завязывать шарф, надевать платье, застегивать пуговицы и т.д.). Особое внимание воспитатель уделяет тем детям, которые, по данным обследования речи, проводимого в начале учебного года, дают ошибочные ответы по данной теме.

Воспитатель, индивидуализируя коррекционное воздействие логопедических занятий, может использовать следующие приемы, способствующие закреплению материала: добавление и уточнение ответов детей; выбор правильного ответа из ряда других; добавление слова; поиск пропущенного слова; заучивание чистогово-рок, потешек и т. п.

Во втором периоде обучения при проведении занятий используется лексический материал по темам: «Одежда», «Продукты питания», «Домашние и дикие животные», «Части тела», «Новый год», «Зима», «8 марта», «Весна». Воспитатель активно включает в занятия различные грамматические формы слов, изученные на практическом уровне в ходе логопедических занятий.

Воспитателем закрепляются предложно-падежные формы существительных, относительных прилагательных. Особое значение придается закреплению в речевой практике детей предложений с однородными членами, некоторых видов сложносочиненных предложений (с союзами и, а) и сложноподчиненных предложений (с союзами потому что, когда), формированию навыков связного речевого высказывания.

Упражняя детей в употреблении предложно-падежных конструкций, воспитатель использует вопросы, начинающиеся словами где, куда, откуда и т. п. Если в процессе логопедических занятий дети овладевают значением предлогов на, над, под и др., то конструкции с ними закрепляются в ходе занятия по рисованию, аппликации или лепке.

Применяя в качестве счетного материала предметы, изготовленные из различного материала, педагог стимулирует детей к включению в речь относительных прилагательных.

Основная работа по развитию связного речевого высказывания проходит на логопедических занятиях. На общеобразовательных занятиях воспитателя проводится закрепление этих навыков с использованием программного материала.

В связи с тем что во втором периоде обучения многие звуки в речи детей уже поставлены, на занятиях воспитателя необходимо автоматизировать произносительные навыки на уровне предложений, стихотворных текстов, связной речи.

На занятиях по рисованию, по ознакомлению с элементарными математическими представлениями воспитатель использует такие предметы и дидактический материал, в названии которых часто встречается автоматизируемый звук.

В процессе третьего периода обучения на занятиях воспитателя продолжается работа по закреплению у детей навыков употребления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, по преодолению аграмматизма. В соответствии с задачами логопедической работы основной акцент в коррекционной работе воспитателя переносится на развитие связной речи детей. При подборе лексического материала воспитатель ориентируется на следующие лексические циклы, отрабатываемые на логопедических занятиях: «Весна», «Лето», «Сад — огород», «Профессии», «Мебель», «Транспорт» (повторение всех ранее пройденных тем).

На занятиях и в ходе режимных моментов воспитатель с помощью вопросов, просьб, указаний побуждает детей к составлению краткого сообщения о выполненных ими действиях, их результатах.