Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_vyyavleniyu_i_razvitiyu_sposobnostey_uchashchihsya.docx | 16.72 КБ |
rezultaty_monitoringa_sformirovannosti_uud.docx | 30.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Работу по выявлению и развитию способностей выстраиваю с помощью:
-педагогического наблюдения;
- изучения результатов деятельности (работ учащихся);
-диагностики познавательных интересов;
- «пробы сил» в том или ином виде деятельности;
-наблюдения за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности;
- индивидуальных бесед с детьми и родителями;
- анкетирования, диагностической методики для выявления способностей обучающихся, заданий творческого характера.
Для определения способности к научной (интеллектуальной), творческой деятельности применяю методики, созданные А.И. Савенковым:
- «Оценка общей одаренности»;
- «Характеристика ученика»;
- «Карта одаренности»;
- Анкета одаренности (предлагаю заполнить родителям);
- Оценка одаренности самими учащимися (заполнение «Карты интересов для младших школьников»);
- «Интеллектуальный портрет»;
-выявление творческих способностей через анализ продуктов деятельности ( рисунков, поделок, творческих работ) учащихся;
- диагностика способностей к обучению (тесты «Способность к обучению в школе» Г.Вицлака);
- «Оценка уровня школьной мотивации» по методике Н.Г. Лускановой;
- анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года;
- анализ портфолио учащихся, отражающий творческие способности ребенка.
Одним из способов развития способностей обучающихся считаю применение индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных особенностей детей, с созданием условий для включения детей в активную познавательную деятельность; включаю в образовательный процесс современные инновационные технологии, формирую навыки исследовательской (проектной) деятельности (учу детей планировать свою деятельность, использовать метод исследования, записывать результаты наблюдений, после чего учащиеся принимают участие в НПК как школьного так и муниципального уровня), подбираю дополнительные задания для одаренных детей усложненного уровня; разноуровневые домашние задания (задания с *). Развиваю способности детей, с целью реализации в обучении и в повседневной жизни.
Применяю активные форы уроков: уроки-конкурсы, уроки – викторины, урок-игра, урок-проект и мн. др.. Использую в своей практике такой способ развития способностей, как дифференциация по широте и глубине изучаемого материала, а также творческие задания.
Всѐ это направлено на то, чтобы дети смогли раскрыть свой потенциал. В межаттестациоый период учащиеся принимают активное участие и занимают призовые места в предметных конкурсах, викторинах, олимпиадах, конференциях разного уровня: международные, федеральные, региональные, муниципальные, школьные
Одной из форм с одарѐнными детьми считаю научно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся. Готовясь к участию в научно-практической конференции, школьники развивают многие метапредметные качества. Ничто так не развивает личность, как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включѐн в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, выступает перед аудиторией, отстаивает свою точку зрения. Проектная и исследовательская деятельность развивает ребѐнка в целом.
Я считаю, раскрытие и реализация способностей детей важны не только для самого ребѐнка как для развития личности, но и для общества в целом.
Предварительный просмотр:
Результаты мониторинга сформированности УУД 2018-2019 уч. (1 класс) (тестирование, анкетирование, беседа)
Уровень | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | ||||||||||
Самопознание и самоопределение | Нравственно-этическая ориентация | |||||||||||||
Тест на определение самооценки «Лесенка» | Анкета по оценке школьной мотивации | «Что такое хорошо и что такое плохо» | Рисование по точкам | Кодирование | Найти отличия (сравнить картинки) | «Левая и правая сторона» | ||||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Высокий | 3 | 5 | 3 | 6 | 5 | 8 | 7 | 10 | 7 | 10 | 3 | 7 | 5 | 8 |
Средний | 19 | 18 | 19 | 18 | 20 | 17 | 14 | 13 | 14 | 13 | 19 | 16 | 13 | 14 |
Низкий | 4 | 3 | 4 | 2 | 1 | 1 | 5 | 3 | 5 | 3 | 4 | 3 | 8 | 4 |
Итого: | 26 | 26 | 26 | 26 | 26 | 26 | 26 | 26 | 26 | 26 | 26 | 26 | 26 | 26 |
Высокий | 8% | 14% | 8% | 17% | 14% | 22% | 20% | 28% | 20% | 28% | 8% | 20% | 14% | 22% |
Средний | 81% | 78% | 81% | 78% | 83% | 75% | 66% | 64% | 66% | 64% | 61% | 72% | 64% | 67% |
Низкий | 11% | 8% | 11% | 6% | 3% | 3% | 14% | 8% | 14% | 8% | 11% | 8% | 22% | 11% |
Итого: | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% | 100% |
Выводы:
- В конце 2018-2019 учебного года у первоклассников наблюдается положительная динамика в формировании личностных универсальных действий самоопределения и смыслообразования. Учащимся характерно сочетание ориентации на социальные и собственно- учебные аспекты школьной жизни, что свидетельствует о формирующихся мотивах учения и успешности протекания школьной адаптации.
- Уровень развития универсальных учебных действий нравственно-этического оценивания у учащихся соответствует второму уровню. Однако, большинство детей нуждается в помощи взрослых при выделении морального содержания действий и ситуаций. Наблюдается положительная динамика в развитии данного вида УУД у учащихся.
- Результаты сформированности регулятивных универсальных действий разнятся: у одних сформированы к концу учебного года, у других находятся в процессе формирования, что полностью соответствует возрастным нормативам развития. Для эффективного развития данного вида УУД учащиеся нуждаются в обучающей, организующей и стимулирующей помощи при выполнении учебных заданий.
- У большинства обследованных первоклассников выявлен средний уровень развития коммуникативных действий, направленных на учёт позиции собеседника (партнёра), т.е. дети не всегда учитывают позиции других людей и координируют их.
Результаты мониторинга сформированности УУД 2019-2020 уч. год (2 класс)
Личностные УУД | ||||||||||
Самопознание и самоопределение | Смыслообразование (мотивация) | Нравственно-этическая ориентация | ||||||||
Количество учащихся | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | |
8 | 15 | 1 | 9 | 14 | 1 | 9 | 14 | 1 | ||
Итого: | 23% | 74% | 3% | 26% | 71% | 3% | 26% | 71% | 3% | |
Регулятивные УУД | ||||||||||
Целеполагание | Контроль | Оценка | ||||||||
Количество учащихся | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | |
10 | 12 | 2 | 10 | 12 | 2 | 10 | 12 | 2 | ||
Итого: | 29% | 65% | 6% | 29% | 65% | 6% | 29% | 65% | 6% | |
Познавательные УУД | ||||||||||
Общеучебные универсальные действия | Логические учебные действия | Постановка и решение проблем | ||||||||
Количество учащихся | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | |
10 | 13 | 1 | 8 | 14 | 2 | 8 | 14 | 2 | ||
Итого: | 29% | 58% | 3% | 23% | 71% | 6% | 23% | 71% | 6% | |
Коммуникативные УУД | ||||||||||
Коммуникация как кооперация | Коммуникация как интеракция | Коммуникация как интериоризация | ||||||||
Количество учащихся | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | |
8 | 14 | 2 | 8 | 14 | 2 | 8 | 14 | 2 | ||
Итого: | 23% | 71% | 6% | 23% | 71% | 6% | 23% | 71% | 6% |
Выводы:
- У большинства учащихся наблюдается положительная динамика в формировании личностных универсальных действий самопознания и самоопределения. Учащимся характерно сочетание школьной мотивации, учебной активности, а также ориентации на моральные нормы и соблюдение конвенциональных норм.
- Большинство учащихся умеют ставить учебные цели, осуществлять планирование и контроль учебной деятельности; задачи, соответствующие усвоенному способу выполняют безошибочно.
- При исследовании уровня регулятивных УУД выяснилось, что учащиеся умеют ставить цели, осуществлять планирование и контроль учебной деятельности.
- При исследовании коммуникативных УУД наблюдается положительная динамика, большинство детей умеют договариваться, находить общее решение поставленной задачи.
Результаты мониторинга сформированности УУД 2020-2021 уч. год (3 класс)
Личностные УУД | ||||||||||
Самопознание и самоопределение | Смыслообразование (мотивация) | Нравственно-этическая ориентация | ||||||||
Количество учащихся | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | |
11 | 12 | 1 | 12 | 12 | 0 | 12 | 12 | 0 | ||
Итого: | 32% | 65% | 3% | 35% | 65% | 0% | 35% | 65% | 0% | |
Регулятивные УУД | ||||||||||
Целеполагание | Контроль | Оценка | ||||||||
Количество учащихся | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | |
11 | 23 | 0 | 12 | 22 | 0 | 12 | 22 | 0 | ||
Итого: | 32% | 68% | 0% | 35% | 65% | 0% | 35% | 65% | 0% | |
Познавательные УУД | ||||||||||
Общеучебные универсальные действия | Логические учебные действия | Постановка и решение проблем | ||||||||
Количество учащихся | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | |
12 | 22 | 0 | 10 | 23 | 1 | 10 | 23 | 1 | ||
Итого: | 35% | 65% | 29% | 68% | 3% | 29% | 68% | 3% | ||
Коммуникативные УУД | ||||||||||
Коммуникация как кооперация | Коммуникация как интеракция | Коммуникация как интериоризация | ||||||||
Количество учащихся | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | |
12 | 22 | 0 | 12 | 21 | 1 | 12 | 21 | 1 | ||
Итого: | 35% | 65% | 0% | 35% | 62% | 3% | 35% | 62% | 3% |
Выводы:
- Развитие универсальных учебных действий по определению уровня школьной мотивации учащихся соответствует 2 и 3 уровню школьной мотивации. Такой уровень мотивации является средней нормой. Учащимся характерно сочетание школьной мотивации, учебной активности, а также ориентации на моральные нормы и соблюдение конвенциональных норм.
- При исследовании уровня развития коммуникативных универсальных действий у большинства учащихся выявлен средний уровень формирования УУД.
- Развитие познавательных универсальных учебных действий, в частности, выявление уровня развития словесно-логического мышления, позволяет сделать вывод, что уровень развития логического УУД- средний.
- Развитие регулятивных универсальных учебных действий у большинства учащихся соответствует высокому уровню или возрастной норме. Учащиеся сознательно контролируют свои действия, ориентируются на заданную систему требований, имеют высокие и средние показатели концентрации внимания.