Мастер – класс « Групповая работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО»
Мастер – класс
« Групповая работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс
« Групповая работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО»
Цель повышение уровня профессиональной компетенции учителей по организации работы в группах в начальной школе.
Задачи:
1) раскрыть сущность групповой работы;
2) продемонстрировать особенности организации, технологический процесс групповой работы, а также разновидности групповых технологий;
3) обсудить особенности реализации технологии на разных предметах;
4) мотивировать педагогов к повышению своей профессиональной компетентности.
Ход мастер-класса:
- Здравствуйте уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас!
Я работаю учителем начальных классов 30 лет. Мое педагогическое кредо «Учить детей учиться!».
- Вашему вниманию я хотела бы представить видеоролик. Просмотрев его, мы определим вместе с вами тему мастер-класса. (Просмотр ролика и обсуждение темы).
Слайд 1.
Тема моего мастер-класса «Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО».
Эпиграфом к нашему разговору могут послужить слова величайшего швейцарского педагога Г.А. Цукерман. Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества
- Коллеги, вы поприветствовали меня, теперь я вам предлагаю поздороваться друг с другом. Я попрошу встать в круг и рассчитаться на «один-четыре»:
- каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти
были направлены в разные стороны;
- каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
- каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку – на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны;
- каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в стороны).
А теперь, не меняя позы, вам предстоит поздороваться локтями друг с другом.
- Всем спасибо! Занимайте свои места! На этой позитивной нотке мы начнем мастер-класс.
В условиях введения стандартов нового поколения задача учителя начальной школы состоит в том, чтобы обеспечить организацию учебной деятельности обучающихся таким образом, чтобы в процессе этой деятельности развивались бы способности, творческие силы и индивидуальность школьников и каждый обучающийся смог бы достичь своего расцвета.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы.
Предлагаю участникам по цепочке произнести фразу «Я – учитель» с разной интонацией - задумчиво, с удовольствием, с гордостью, ласково. И теперь вам необходимо распределиться на 4 группы: «Задумчивые», «Довольные», «Гордые», «Ласковые».
- Вот мы с вами готовы к дальнейшему изучению и обсуждению темы. Разделив вас на группы, я дам вам возможность ощутить на себе положительные стороны групповой работы. В ходе мастер-класса каждой группе предстоит составить кластер по обсуждаемой нами теме.
Итак, давайте определимся с понятием – что же такое групповая работа. (Рассуждение участников).
Слайд 2.
Подводим итоги: групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога. Такая работа стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.
Предлагаю вам при помощи кластера систематизировать наши знания. (В верхней части листа оформим понятие групповой работы).
Групповые формы работы на уроке способствуют развитию у учащихся критического мышления, развивают самостоятельность и ответственность, способность к сотрудничеству.
Принцип работы в группе состоит в передаче учащимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль.
- Какова же основная цель групповой работы? (Рассуждение участников).
Слайд 3.
Итак, основная цель групповой работы – активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала. (Оформление кластера).
- Обсудим задачи, которые решаются в ходе групповой формы работы. (Рассуждение участников).
Слайд 4.
- Подведем итоги. Задачи групповой формы работы:
- Активизация познавательной деятельности.
- Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.
- Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).
- Совершенствование межличностных отношений в классе.
(Оформление кластера).
Я использую элементы групповой работы уже с первых дней учебы детей в школе и заметила, что моим учащимся интересно работать в группе со своими товарищами. Это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.
При систематической организации групповой работы в учебном процессе и соблюдении определенных условий у школьников происходит рост их субъектной активности, становление в учащемся субъекта саморазвития. Дети учатся с удовольствием, ощущая радость познания, и чувствуют при этом себя превосходно. В таких условиях организации учебной деятельности дети переживают чувство наслаждения, осуществляют свободу выбора и принятия ответственности, обретая уверенность в собственных силах, а, значит, становятся счастливыми и здоровыми
- Давайте порассуждаем о плюсах и минусах групповой работы. (Рассуждение участников).
Слайд 5.
Плюсы и минусы групповой работы.
Плюсы:
- Повышается учебная и познавательная мотивация.
- Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
- В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
- Улучшается психологический климат в классе.
Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.
Минусы:
Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
- Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
- Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
- При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
- Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя. (Оформление кластера).
Зачастую учителя начальных классов отказываются использовать на своих уроках групповую форму работы. Причина тому – повышенный уровень шума детей в процессе выполнения заданий. Но и этого можно избежать.
Как показала практика, есть «хитрые» приемы для соблюдения дисциплины в классе. Сейчас я снова попрошу вас окунуться в мир детства и выполнить групповую работу.
Итак, игра «Однорукие»: перед вами на столе лежит набор для работы: конверт с фигурами и клей. Разложите весь набор перед собой. Слайд 6.
Представьте, что у каждого из вас одна рабочая рука, вторую уберите за спину. Ваша задача собрать по образцу на слайде не разговаривая между собой, т.е. молча. (Выполнение работы участниками). Данная игра учит детей общаться невербальными способами и приучает учащихся к слаженной работе в группе, когда результат зависит не от одного человека, а от работы коллектива.
Проводя эту игру, со своим классом, я обратила внимание, что с каждой новой игрой учащиеся быстрее справляются с заданием. А умение договариваться бес слов помогает и в других видах работы.
Например, дети могут без слов сказать, кто должен в этот момент встать и ответить, при работе в группе, если лидер сам отвечает то, он показывает на себя, если должен ответить товарищ, он указывает на него.
При парной работе, когда дети возьмутся за руки и поднимут их вверх, обозначает, что они закончили работу и готовы к ответу.
- Приступаем к выполнению аппликации по образцу.
Таким образом, наглядный пример показал, что при использовании групповой формы работы вполне реально сохранить тишину и выполнить предложенное задание.
Далее рассмотрим принципы групповой работы. По мере того, как я буду освещать вам данный материал, вы будете продолжать составлять кластер.
Слайд 7.
Принципы групповой работы.
С целью успешного проведения групповой работы важно соблюдать следующие принципы:
- Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся.
- Учитывать особенности состава группы.
- Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.
- Распределять роли между участниками группы.
- Организовывать коммуникацию в группе и между группами.
- Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности. (Оформление кластера).
Успешность групповой работы зависит от того насколько правильно и удачно сформированы группы. Опыт показывает, что высокую результативность дают не все группы, целесообразно так же знать, какие опасности могут подстерегать учителя.
- Поговорим о вариантах комплектования групп. (Рассуждение участников).
Группа по желанию | - учащиеся сами выбирают тех, с кем они хотели бы работать, т. Е. объединяются по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться в двух вариантах: - разделитесь на группы по … человек в каждой. - разделитесь на одинаковые группы. |
«Случайная» группа | – группа, формируемая по принципу случайности. Формирование «случайной» группы: из тех, кто сидит рядом – на одном ряду, за соседними столами. Это может быть билетик с номером или названием группы, полоски бумаги разного цвета, различные геометрические фигуры; фанты; считалки, а также деление по порядку дней рождений (группы образуются из детей родившихся зимой, весной, летом и осенью); расчёт по росту, цвету волос, полу и т.д. |
Группа, сформированная лидером (капитаном, командиром). | Формирование группы лидером: * Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидер набирает себе группу. Эту работу можно провести так: а) первые 4 человека, заявившие о своём желании работать в определённой группе, становятся её участниками. Можно предложить желающим поднять руки или записаться под названием групп на листочках или на доске; б) лидеры по очереди набирают себе команды, (каждый называет по одному человеку, затем по второму, и так далее до полного набора группы). * Если же выбор лидеров производится учащимися, то учитель говорит: «Для работы нам понадобится разделиться на группы. Давайте выберем лидеров, которые эти группы сформируют. Кого бы вы хотели видеть лидерами?» Учащиеся называют кандидатов в лидеры, обсуждают варианты и принимают решение (в крайнем случае, с помощью голосования). |
Группа, сформированная учителем в соответствии с поставленными целями. | Например, в такую группу можно объединить лидеров или особо успешных учеников с целью либо получения хорошего результата (например, на конкурсе или олимпиаде), либо для того, чтобы исключить их из общей работы, тем самым, создав условия остальным для самостоятельной работы. «Медленных» участников тоже можно выделить в отдельную группу, чтобы дать им возможность работать с «собственной скоростью». |
По теме работы | Группы выполняют задания, отличающиеся по теме работы. |
По уровню сложности задания. | Учащиеся в группах выполняют задания различной степени трудности, которые либо учитель предлагает учащимся, учитывая достигнутый ими уровень усвоения знаний, либо каждый ученик выбирает для себя наиболее оптимальный вариант. |
(Оформление кластера).
Выбор того или иного способа формирования групп зависит от целей, которые ставит учитель в данный момент. Например, для того, чтобы школьники научились работать вместе, целесообразно использовать тщательно подобранные учителем группы, которые могут оставаться без изменения достаточно долго (5- 6 недель). Когда дети уже усвоят основные навыки работы в группах, учитель может поставить перед ними задачу – научиться устанавливать нормальные рабочие отношения с любыми людьми, даже если они вам не нравятся. В этом случае самый подходящий способ формирования групп – по принципу случайности.
Итак, прежде чем продолжить работу над кластером и заполнить раздел «Способы формирования групп», давайте вспомним, каким же способом вы делись на группы. (Рассуждение, составление кластера).
-Видов групповой работы бесчисленное множество, но я бы хотела поделиться с вами теми видами, которые я использую в своей практической деятельности.
Слайд 9.
Виды групповой работы:
- Работа в парах.
- Мозговой штурм.
- Игра «Продолжи».
- Охота за сокровищами.
- Снежный ком.
- Мозаичная группа или Пазлы.
Слайд 10.
- Рассмотрим каждый вид по отдельности.
Работа в парах оказывает неоценимую помощь. Её я использую в своей работе довольно часто. В результате ребята активнее включаются в учебный процесс, работают увлеченно, учатся общению. У них вырабатываются навыки совместной работы. Чтобы работать таким образом, потребовалось определенное время. Ведь детей нужно было научить:
- работать в паре, то есть научить слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказать свое мнение, выслушать мнение товарища;
- работать с карточкой: читать и формулировать прочитанное, ставить вопросы к тексту, выделять главные мысли, озаглавливать текст, четко формулировать свое понимание, свою мысль.
Особенности организация парной работы таковы, что с первых дней организации такой работы необходимо вводить правила совместной работы:
- Работать дружно.
- Быть внимательными друг к другу, вежливыми.
- Вовремя оказывать помощь.
- Вводить правило этики совместной работы (как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять.)
- Вводить особенный знак, который показывает, что пара с заданием справилась.
Так постепенно у детей появляется навык работы в паре. Дети учатся внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовятся к ответу (для ребенка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать.
Ребенок чувствует себя комфортно, он может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться, свободно сидеть.
Работу в парах я также ввела в 1 классе с первых дней обучения.
Какие задания я предлагала детям?
1. Взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.
Можно это же задание несколько изменить: один ученик задает вопрос по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимается монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу).
2. Проверка домашнего задания. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разнообразными: найти в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определить тему и основную мысль, найти грамматическую основу предложения. Такая работа полезна при проверке сложного домашнего задания.
3. Работа с карточками. На отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы. Сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правило, приводит свои примеры и т.д. (Составление кластера).
- Коллеги, я вас попрошу скооперироваться в пары и выполнить следующее задание: в процессе диалога со своей парой выясните сходства и отличия между вами. (Заслушивание ответов участников).
Слайд 11.
Мозговой штурм - метод продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – активизация мышления учащихся и развитие умения краткого, четкого изложения мыслей. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников.
Этапы:
- Создание банка идей.
- Анализ идей.
- Обработка результатов.
Организация:
- Формируется группа из 4 человек.
- Учитель дает всем группам общее задание (около 5 мин).
- Представители от каждой группы отвечают по заданию.
- Обработка результатов.
В моей практике методом мозгового штурма был использован в виде решения задач такого плана:
1. Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?
2. Как можно определить время, если нет часов?
3. Что надо сделать, чтобы кукла Барби никогда не терялась?
4. Надо вычистить изнутри извилистую трубу. Как быть?
- В ходе данного задания у учащихся развивается логическое мышление, умение выстраивать алгоритм действий в той или иной ситуации, развивается речь. Ответы учащихся вызывали у меня чувство восхищения и гордости. (Составление кластера).
- Вот вам такое задание: Вам необходимо дать мастер-класс. Вы заболеваете. Предложите алгоритм Ваших действия при такой ситуации.
Слайд 12.
Игра «Продолжи».
Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Данную игру я использую на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном, на уроках литературного чтения при чтении произведений «по цепочке»). К этой игре мы с вами вернемся в заключении мастер-класса. (Составление кластера).
Слайд 13.
Охота за сокровищами.
Учитель составляет вопросы. Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.
Бывает так, что на перемене, в ходе обсуждения какой-то темы учениками происходит спор – разделение мнений. Они, как правило, обращаются за помощью ко мне с целью разрешения их спора. Я им не даю прямой ответ, а прошу отыскать ответ на этот вопрос самостоятельно. Как только ребята группами либо индивидуально изучили информацию, я прошу их снова обсудить ее в группе и дать полный, точный ответ на вопрос, который подвергся спору. А ведь известно, что тот материал, который ребенок узнает в спорной ситуации откладывается в памяти лучше.
Но в этом году мною планируется использование данной группы работы на уроках окружающего мира и на внеурочной деятельности «Природа Брянского края» с целью углубленного изучения некоторых тем. (Составление кластера).
Слайд 14.
Снежный ком.
Суть данной дидактической игры, цель которой развитие навыков аудиальной памяти, состоит в том, что первый играющий называет любое слово, второй повторяет названное слово и добавляет к нему какое-нибудь свое. Следующий называет по порядку названные до него слова и добавляет к ним свое слово и т. д. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
Игру «Снежный ком» я люблю использовать для знакомства с новым коллективом учащихся. Дети активно включаются в работу, стараются запомнить имена друг друга. Но знакомиться с новыми коллективами приходится нечасто, поэтому нашлось ей применение и на уроках русского языка в работе со словарными словами. Так, дети друг за другом повторяют словарные слова, добавляя каждый раз своё, тем самым идет повторение и запоминание перечня словарных слов. (Составление кластера).
Слайд 15.
Пазлы.
Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы. Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы. В заключение работы делают выводы.
Так, например, в 1 классе при изучении темы «Растения» дети были разделены на 3 группы. 1-ая группа изучала деревья, 2-ая – кустарники, а третья – травы. Каждая группа, изучив свою часть темы, представляла полученный результат, который помог обобщить всю тему полностью. В заключение работы делались выводы.
В процессе выполнения задания я следила за работой в группе, помогая конструктивно вести диалог, используя фразы-шаблоны:
- Какие группы растений вы изучали?
- Каковы признаки деления растений на группы?
- Какие названия растений относятся к каждой группе?
Результатом нашей работы стала вот такая таблица, при этом учащиеся учились представлять усвоенный материал в развернутом ответе. (Составление кластера).
Слайд 16.
Рассмотрим алгоритм работы в группе:
1.Повторение задания для осознанного понимания.
2. Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи).
3. Выдвижение версий всеми членами группы.
4.Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих.
5.Совместное принятие решения.
6.Анализ решения. Оформление.
7.Проговаривание в группе выступления.
8.Представление решения. (Составление кластера).
Слайд 17 (читать со слайда).
Принципы выбора заданий для групповой работы.
Очень важно подобрать задания правильно.
1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех
членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.
Целесообразно использовать:
- задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
- задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
- задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;
2. Содержание работы должно быть интересно детям.
3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.
4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.
Слайд 18.
Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:
1. Он может контролировать.
2. Организовывать.
3. Оценивать работу учеников.
4. Участвовать в работе группы.
5. Предлагать участникам разные варианты решений.
6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.
- Ув. коллеги, давайте с вами вспомним общие правила совместной работы.
(Рассуждение).
Слайд 19.
Правила совместной работы:
1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего
2) работать по алгоритму (плану)
3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца
4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы
5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.
(Составление кластера).
Слайд 20.
А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:
- формировать пару из двух слабых учеников
- уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
- исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);
- оказывать давление на участников или мешать им высказываться.
- нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если
- они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;
- нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на участников подавляюще;
- не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.
- не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.
- нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать; следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
- групповая работа должна занимать не более 10-15 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;
- нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);
- нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
Я вам обещала в заключении вернуться к игре «Продолжи». Так вот, выскажите свое мнение, продолжив фразу: « Этот мастер-класс...».
Выводы:
В заключение хотелось бы отметить, что в групповой работе не следует ожидать быстрых результатов, поскольку всё осваивается практически. Нужны время и практика, необходим анализ ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливого труда. Итогом является, как правило, рефлексивное оформление проделанной работы, т.е. выделение способа её выполнения и полученного (пусть даже не окончательного, а промежуточного) результата.
Кроме того, коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю контролировать знания, умения и навыки всех учащихся класса.
Дети – это будущие взрослые. Любой детский коллектив – это модель будущего общества. Обучая сегодня детей сотрудничеству, умению владеть собой в критических ситуациях, умению цивилизованно отстаивать свою точку зрения, мы можем в большей мере рассчитывать в будущем жить в действительно демократическом обществе.
Поэтому считаю использование группового метода в образовании и воспитании детей обоснованным и своевременным.
- Свое выступление я хочу закончить вот таким прекрасным стихотворением нашей коллеги Юлии Алексеевны Шорстовой:
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Спасибо за внимание!