Духовно-нравственное воспитание
Материалы по духовно-нравственному воспитанию младших школьнтков
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад»
города Сафоново Смоленской области
МАТЕРИАЛЫ НА УЧАСТИЕ
В ФЕСТИВАЛЕ ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ
учителя начальных классов
Ольги Владимировны Шаховой
2018 год.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности.
Преамбула к конституции Российской Федерации гласит:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Закон РФ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами общества. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно – нравственных качеств личности школьника.
Работая над темой «Формирование духовно-нравственных качеств личности младших школьников в условиях МБОУ «Начальная школа – детский сад» в аспекте реализации ФГОС», мною были выявлены следующие противоречия:
- между объективной потребностью общества в нравственных, духовно развитых гражданах и традиционной организацией процесса формирования ценностных ориентаций в школе, недостаточно учитывающей возможности традиций русской национальной школы в нравственном развитии личности младшего школьника;
-между потребностью педагогов-практиков в получении качественных программ духовно-нравственного воспитания личности – и отсутствием разработанных и готовых к использованию целостных систем духовно-нравственного воспитания для использования в работе с детьми младшего школьного возраста.
Эти противоречия заставили задуматься над особой значимостью и актуальностью традиций православного воспитания, о выявлении педагогических условий, форм, средств и методов использования этих традиций в процессе нравственного воспитания младших школьников.
Основной педагогической идеей данного опыта является воспитание духовно-нравственных качеств личности младших школьников через обращение к традициям православной культуры и православной педагогики.
Теоретическая база опыта строится на определённом научном фундаменте педагогической науки и морально-нравственных ценностях православия, изложенных в Священном Писании, в сочинениях православных мыслителей, работах современных педагогов и психологов, занимавшихся изучением проблемы нравственности и православия: Д.К.Ушинского, Ю.К. Бабанского, Н.М. Болдырева, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова и др.
Основной целью данного опыта является целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности младшего школьника, развитие его духовного, психического и телесного здоровья.
Для достижения данной цели, я поставила следующие задачи:
- создать педагогические и психологические условия, позволяющие обучащимся начальной школы формировать необходимых духовно-нравственных качества;
- обеспечить целостное проживание детства ребенком в школе, дома, в группе сверстников и обществе посредством использования современных игровых технологий;
- разработать систему упражнений по психогимнастике, направленные на формирование нравственной позиции и позитивного отношения к окружающему миру и к людям;
- использовать возможности внеурочной деятельности в аспекте формирования духовно-нравственных качеств личности;
- разработать классные часы;
- разработать программу духовно-просветительской работы с родителями учащихся начальной школы «Мы вместе».
Для реализации поставленных задач я разработала инструментарий, который помогает решить поставленные задачи.
В учебной деятельности я использую интеллектуальные, ролевые игры, работу в группах, в парах, физкультминутки, на уроках использую современные игровые технологии; разработала систему упражнений по психогимнастике, направленные на формирование нравственной позиции и позитивного отношения к окружающему миру и к людям; авторскую программу по факультативному курсу «Основы православной культуры», классные часы; программу духовно-просветительской работы с родителями учащихся начальной школы «Мы вместе».
Для обеспечения целостного проживания детства ребенком в школе, дома, в группе сверстников и обществе я использую современные игровые технологии.
«Игра – это действенное средство духовно-нравственного воспитания детей». «Без игры нет и не может быть полноценного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский
Как вспомогательное пособие учителю по формированию нравственного развития и воспитания школьников, я составила подборку нравственно – этических игр. (Приложение 1)
Уроки литературного чтения содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся. Произведения А. С. Пушкина, М. Цветаевой, Л. Н. Толстого, Н. Н. Носова и других писателей знакомят детей с таким сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, гнев и сострадание, бездушие и милосердие. С помощью художественной формы у детей постепенно формируется внутренний импульс к содействию, сопереживанию.
Большую роль я отвела творческим сочинениям. Так, в устных сочинениях «Кому светит солнце?», «Какой я друг?», «Чего я боюсь в этой жизни?» дети широко использовали понятия: заботливость, сострадание, доброта, жалость.
Вот одно из устных детских сочинений: Чего я боюсь в этой жизни? «Я очень боюсь в этой жизни людей, которые говорят неправду и ложь. С ними непонятно: как они к тебе относятся, можно ли им рассказывать секреты, тайны. Иногда они могут что-нибудь посоветовать специально, чтобы у тебя ничего не получилось. С виду они кажутся добрыми, внимательными, заботливыми, а внутри злые и вредные. » (А.Ротарь).
Также в целях духовно - нравственного воспитания я использую на уроках развития речи и краткие изложения с элементами сочинения. Для этого в текст рассказа для изложения я включаю проблемную нравственную задачу, требующую выбора поведения.
Например, детям был прочитан текст: «Пришла летняя пора. Поспела в лесу малина. Решили три друга - Вася, Митя, Миша - принести домой по корзинке спелой малины. Долго бродили по лесу. Малины наелись, корзинки наполнили. Вдруг увидел Митя, что нет ключа от дома в кармане. Решил вернуться поискать, где малину собирали. Миша вздохнул, пожалел товарища и пошел домой. Вася…»
Задание: допишите, что произошло дальше, как поступил Вася.
В период адаптации в 1 классе я применяю элементы психогимнастики. Это курс специальных занятий на развитие различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). Я разработала комплекс занятий, направленные на формирование нравственной позиции и позитивного отношения к окружающему миру и к людям.
Занятия состоятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз. Основной акцент на занятиях я делаю именно:
1) на обучение элементов техники выразительных
движений(мимические и пантомимические этюды): мимике, жестам, позам, походке – I фаза.
2) на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств – II-III фазы. Включаю этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций (жадность, доброта, честность и т.д.), имеющие психотерапевтический характер. Использую мимические и пантомимические способности детей для естественного воплощения в заданный образ.
3) на приобретение навыков в саморасслабления (IV фаза) – психомышечная тренировка. На этом этапе провожу упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, на внушение желательного настроения, поведения, черт характера.
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника и формировании его духовно-нравственных качеств. Поэтому каждый последующий год реализации данного опыта опирается на результаты предыдущего года воспитания. Я разработала программу классных часов в 1-4 классах.
1 класс « Познай себя» - на первом этапе, где дошкольник - уже школьник, где ведущая деятельность – учёба, в которой происходит узнавание себя, даётся оценка собственным взглядам на окружающих.
2 класс «Научись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
3 класс «Коллективная жизнь» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
4 класс « В единстве - сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
Мною разработана программа по курсу «Основы православной культуры». (Приложение 2)
Работа по данной программе ведется интересно и оживленно. Вместе с детьми организуем выставки рисунков и поделок. Наши выставки посещают не только дети, занимающиеся на моих занятиях, но и родители, и дети из нашего детского сада. На занятиях мы знакомимся с православными праздниками, традициями. Мы рисуем масленичные блины, разукрашивали пасхальные яйца, собираем кулинарные рецепты кулича, мастерим игрушки для рождественской елки. Большой интерес у детей вызывает история возникновения праздников. Уже традицией стало проводить в нашем учебном заведении православные праздники: Рождество, Святки, Масленицу, Пасху.
Некоторые мероприятия освещаются в средствах массовой информации (местное телевидение, печать).
Так же я являюсь координатором и учителем пилотной площадки по духовно-нравственному воспитанию, а данная программа участвует в пилотном проекте.
Гражданское и патриотическое воспитание учащихся поставлено во главу угла уже не первый год. В нашем учреждении я регулярно организую встречи с ветеранами войны и труда, малолетними узниками. Традиционно в нашем образовательном учреждении проводятся следующие мероприятия: «День пожилых людей», «День матери», музыкально-литературные гостиные, посвящённые Дню освобождения Смоленщины, Дню Победы, смотры-конкурсы строевой песни, открытые уроки, выставки. Где мои учащиеся являются активными участниками. Мои ученики являются постоянными участниками городских митингов. Так же мы выпускаем газету для жителей нашего микрорайона к этим памятным дням.
С учащимися своего класса были реализованы социальные проекты «Огород без химии» и «Друзья пернатых». Эти проекты объединили учащихся, воспитанников детского сада, сотрудников нашего ОУ, жителей микрорайона, а наш проект «Помощники птиц» оказался учебным пособием для дошкольников.
На ступени начального обучения важно наладить позитивное взаимодействие семьи и школы, вести профилактическую работу по предотвращению негативных воспитательных воздействий на ребёнка в семье. Данная проблема может успешно решаться средствами духовно-просветительской работы, поскольку именно такая форма работы носит активный, помогающий, поддерживающий и сопровождающий характер. Недостаточное внимание к информированию родителей и привлечению их к духовно-нравственному воспитанию учащихся в семье ведет к утрате нравственных ценностей, потере нравственных устоев семьи, деградации общества.
При планировании воспитательной работы с классом на каждый год я продумываю мероприятия разных направлений, включая и духовно-нравственное воспитание. Придерживаясь мнения психологов, что ребенок 7-10 лет берет пример, прежде всего, с родителей, я считаю, что воспитание, прежде всего, рождается в семье. Разрабатывая программу работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию, я поставила цель: содействовать формированию и развитию духовно-нравственной личности младшего школьника через просветительскую работу с родителями. (Приложение 3)
Я провожу экскурсии в городской краеведческий музей, на экспозиции, посвящённые Дню Победы, Дню города и т.д. В нашем учреждении, в библиотеке находится уголок Русской старины, большинство экспонатов которого собраны учащимися нашей школы, в том числе и моими детьми. В мае 2017 года в нашей библиотеке был создан уголок, посвящённый Великой Отечественной войне, который помогли создать из бойцы боевого братства «Поиск».
Также я провожу выезд своих учеников в областной центр г.Смоленск с посещением памятных мест, музеев, театра.
Вот уже несколько лет мы сотрудничаем с заводом «Гидрометприбор». Наших детей приглашают с концертными номерами на праздничные концерты.Учащиеся второй год выступают на этих концертах с танцевальными номерами. Директор завода «Гидрометприбор» Н.А. Куликов является почётным гостем на мероприятиях нашего учебного заведения. Ни один ребёнок не остаётся без подарка.
Вся работа по формрованию духовно-нравственных качеств личности младшего школьника организована с учетом индивидуального подхода к каждому ученику, путём создания в классе особой психологической ситуации. Творческий подход в организации образовательного процесса. Владение современными, в том числе инновационными образовательными технологиями, способствующими усвоению учащимися материала на продуктивном уровне. Изменение классно-урочной системы через введение оригинальных приемов и нетрадиционных форм урока.
Воспитание нравственных качеств младших школьников не может эффективно осуществляться без учета результативности этого процесса, его диагностики. Необходимо отметить, что в педагогической теории данная проблема освещалась в основном на уровне обобщения результатов опыта воспитательной работы учителей и классных руководителей. Вопросы диагностики нравственной воспитанности младших школьников не получили всесторонней научной разработки и затрагивались при исследовании отдельных аспектов педагогической диагностики в практике учебно-воспитательной работы школы и в связи с изучением эффективности воспитания.
В практике нравственного воспитания младших школьников диагностика нравственной воспитанности личности выполняет прежде всего информационно-прогностическую функцию. К началу обучения в школе у ребенка формируется комплекс определенных нравственных привычек, а также отдельных структурных компонентов нравственных качеств. С другой стороны, процесс нравственного формирования личности младшего школьника является непрерывным. Поэтому на начальном этапе организации нравственного воспитания учащихся учителю начальных классов очень важно иметь информацию об уровне их нравственной воспитанности.
Для того чтобы выяснить уровень нравственной воспитанности школьников МБОУ «Начальная школа – детский сад» я решила выяснить структуру понятия «нравственность». Поэтому я попросила учеников 1 класса - 18 чел объяснить категории этого понятия: добро, зло, мудрость, мужество, уверенность, справедливость, счастье, дружба, милосердии на начало и конец учебного года.
Оказалось, что в начале года учащимся первого класса проще было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», труднее «милосердие», «мудрость», «уверенность», «справедливость», «мужество» ,«долг». К концу года затруднения вызвали только «милосердие» и «долг».
Для того чтобы выяснить уровень развития культурно нравственных качеств школьников МБОУ «Начальная школа – детский сад», необходимо было изучить мотивационную сферу младших школьников. Для этого я использовала диагностику мотивационной сферы по методике М.В. Матюхиной.
Цель: определение ведущих мест в структуре мотиваций младших школьников.
Я предложила учащимся 2, 3 и 4 классов карточки с суждениями, на которых они должны были отобрать три самые важные, имеющие наибольшее для них значение. (Приложение 4)
Проанализировав ответы учащихся, я получила следующие результаты.
Во 2 классе мотивы долга и ответственности выбрали 12% учащихся, мотивы самоопределения и самосовершенствования – 7%, мотивы благополучия – 6%, престижная мотивация – 30%, мотивация избежания неприятностей – 28%, мотивация содержанием – 10%, мотивация процессом познания – 7%.
В 3 классе мотивы долга и ответственности выбрали 24% учащихся, мотивы самоопределения и самосовершенствования – 10%, мотивы благополучия – 10%, престижная мотивация 25%, мотивация избежания неприятностей – 21%, мотивация содержанием – 4%, мотивация процессом познания – 6%.
В 4 классе мотивы долга и ответственности выбрали 18% учащихся, мотивы самоопределения и самосовершенствования – 9%, мотивы благополучия – 10%, престижная мотивация - 11%, мотивация избежания неприятностей – 7%, мотивация содержанием – 22%, мотивация процессом познания – 23%.
Статистика ответов представлена в таблице.
.
Суждения | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Мотивы долга и ответственности | 12% | 24% | 18% |
Мотивы самоопределения и самосовершенствования | 7% | 10% | 9% |
Мотивы благополучия | 6% | 10% | 10% |
Престижная мотивация | 30% | 25% | 11% |
Мотивация избежания неприятностей | 28% | 21% | 7% |
Мотивация содержанием | 10% | 4% | 22% |
Мотивация процессом познания | 7% | 6% | 23% |
Из данных таблицы видно, что во втором и третьем классах преобладают узко-личностная, престижная и мотивация избежания неприятностей. В третьем классе повысилась мотивация долга и ответственности.
В четвёртом классе преобладает мотивация процессом познания и мотивация содержания. (см. диаграмму)
Диаграмма результатов диагностики мотивационной сферы по методике М.В. Матюхиной.
Таким образом, проанализировав результаты всех исследований и наблюдений за учащимися, я пришла к выводу: работа, проводимая мной по воспитанию духовно-нравственных качеств личности младших школьников, даёт положительный результат, что видно из таблиц и диаграмм.
Установлено, что учебно-воспитательная деятельность учителей, которые систематически проводят диагностику нравственной воспитанности младших школьников, характеризуется следующими признаками:
— четкостью и конкретностью в определении воспитательных задач, поиском оптимальных путей их реализации;
— осуществлением преемственности в нравственном воспитании учащихся в течение их обучения в начальной школе;
— творческим подходом к планированию воспитательных мероприятий и отбору методов нравственного воспитания;
— повышением роли обучения в воспитании у учащихся нравственных качеств;
— осуществлением постоянного контроля за ходом нравственного воспитания учащихся и его корректировкой;
— организацией совместной целенаправленной работы с родителями по воспитанию у учащихся нравственных качеств;
— сопоставлением и анализом запланированных результатов с полученными в ходе нравственного воспитания учащихся;
— учетом возрастных и индивидуальных особенностей школьников при организации их нравственного воспитания;
— овладением учителем научными методами изучения личности младшего школьника.
Появление указанных выше признаков в педагогической деятельности учителя начальных классов, несомненно, свидетельствует не только о совершенствовании воспитательной работы по формированию у учащихся нравственных качеств, но и о росте его педагогического мастерства.
Опытом работы я делюсь на мероприятиях муниципального, регионального, Всероссийского уровней.
Выступление на Совете педагогов школы, школьном методическом объединении, городском методическом объединении;
на VI образовательные чтения ЦФО
«Нравственные ценности – основа образования и воспитания» в г. Костросма, сентябрь, 2011 г.;
мастер-класс рамках Целевых курсов повышения квалификации педагогов Смоленской области «Новый учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»» г. Сафоново, май, 2012 г.;
семинар «Актуальные вопросы введения курса «Основы религиозных культур и светской этики»: проблемы и пути их решения» г.Смоленск, февраль 2013 г.;
Интернет – конференция «Актуальные вопросы введения курса ОРКСЭ. Проблемы и пути их решения», март, 2013;
выступление на VI межрайонных Сретенских чтениях с презентацией опыта по теме «Опыт работы по духовно- нравственному воспитанию младших школьников: «Сеять разумное, доброе, вечное» г.Вязьма, апрель 2014;
педагогический форум «Духовно-нравственное просвещение на уроках Православной культуры» г. Смоленск 28-29 октября 2014.
Так же я распространяю и обобщаю свой педагогический опыт на страницах всероссийского Интернет-портала www.proShkolu.ru., в социальной сети работников образования nsportal.ru.
В 2014 и в 2015 годах была участником областного конкурса «Учитель года»
В 2016 году выиграла гранд губернатора Смоленской области участвуя в конкурсе на денежное поощрение лучших учителей России.
Я являюсь членом временной научно-исследовательской коллектива по разработке экспериментального пакета контрольно-измерительных материалов предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР.
Состою в РЕГИОНАЛЬНОМ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО ОБЩЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ СМОЛЕНСКОИ ОБЛАСТИ (ОМО преподавателей ОРКСЭ, ОДНКНР)
Учитель МБОУ «Начальная школа – детский сад» г.Сафоново О.В.Шахова
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад»
Принято на педсовете Утверждаю
МБОУ «Начальная школа – детский сад» Директор МБОУ «Начальная школа –
Протокол №____ от____________ детский сад»
Зам. директора по УВР _________ _____________Е.В.Прудникова»
О.В.Асташенкова Приказ № от ________________
Региональная пилотная площадка
по духовно-нравственному воспитанию
в рамках внеурочной деятельности обучающихся
ПРОГРАММА
ПИЛОТНОЙ ПЛОЩАДКИ
Духовно-нравственное воспитание обучающихся в рамках внеурочной деятельности
2015 год
Содержание
- Пояснительная записка………………………………………………..1
- Паспорт программы проекта………………………………………….8
- Поэтапная деятельность в рамках реализации проекта…………….12
- Ресурсное обеспечение проекта………………………………………14
- Ожидаемые результаты, социальные эффекты, критерии оценки…15
- Мероприятия по обобщению результатов……………………………18
Литература……………………………………………………………..........19
- Пояснительная записка
Настоящий проект определяет разработку и реализацию модели организации внеурочной деятельности в системе непрерывного духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ «Начальная школа – детский сад» во 2–4 классах.
Значимость работы по созданию пилотной площадки (далее ПП) обусловлена основными требованиями Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся как воспитательной компоненты ФГОС.
Многочисленные глобальные проблемы современности (рост напряженности в межнациональных отношениях, между человеком и природой, распространение терроризма, нарастание межконфессиональной розни и др.) связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей. И в то же время, наряду с этими негативными явлениями, для современной России характерны процессы возрождения национальных культур, оживления традиций и духовных основ жизни народов. В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.), обладающей опытом этнокультурной ориентации, самоопределения в поликультурной среде, проявляющей толерантное отношение к представителям других культур. Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей. Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Дух, который царит в семье и детском саду, школе, детском объединении, дух, которым живут родители и педагоги – люди, составляющие ближайшее социальное окружение, – оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.
Ситуация по данной проблеме в массовой школе на современном этапе характеризуется следующими параметрами:
- отсутствием системной работы по организации духовно-нравственного воспитания в современной школе;
- необеспеченностью образовательных учреждений необходимыми средствами: методиками, специальными программами, учебно-наглядными пособиями, литературой, кадрами;
- несогласованностью действий социальных институтов по духовно-нравственному воспитанию своего жизненного пути;
- низкой степенью включенности родителей (законных представителей) обучающихся в воспитательный процесс на уровне образовательной организации.
Выделенные противоречия позволяют сформулировать проблему:
при каких педагогических условиях национальные традиции функционируют как эффективное средство духовно-нравственного воспитания школьников в условиях Смоленского региона? Как обеспечить комплексный подход к использованию национальных традиций в процессе духовно-нравственного воспитания, интеграцию содержания учебных предметов, взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности? Какой педагогический инструментарий в рамках заявленного социального проектирования в наибольшей степени соответствует природе традиций, обеспечивает их ценностно-смысловой синтез и эффективное функционирование в качестве средства духовно-нравственного воспитания школьников.
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в урочной и внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Также в организации внеурочной деятельности по ФГОС рассматривается такое явление, как воспитательный эффект.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся – формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т.д.
Следует заметить, что традиционная культура – это та корневая система, на которой возникла и развивается российская цивилизация. Она тесно связана с жизнью каждого человека и общества в целом.
Православная культура в общеобразовательной школе имеет огромный воспитательный потенциал. Она призвана решить очень непростую задачу – научить детей разбираться в истинных и мнимых ценностях, помочь им в выборе своего жизненного пути, в формировании своего духовно-нравственного начала.
В связи с тем, что в современном образовательном учреждении практически отсутствует эффективная работа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, а в нашей школе накоплен положительный опыт духовно-нравственного образования явной становится необходимость внедрения модели организации духовно-нравственного воспитания во внеурочную деятельность для обеспечения системы непрерывного духовно-нравственного воспитания.
В нашем образовательном учреждении работа по ДНВ начинается еще в детском саду в старшей группе, так как именно там начинает действовать кружок по духовно-нравственному воспитанию «Добрый мир».
В начальной школе начинает действовать факультатив «Основы православной культуры», придя на занятиях которого дети чувствуют себя уверенно.
Также темы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников включены в план воспитательной работы, в календарно-тематическое планирование классных часов и план школьного методического объединения.
Уже традицией стало проводить в нашем учебном заведении православные праздники.
Осознавая значимость работы и возможные трудности при реализации проекта, мы стараемся использовать «внешние» возможности, способствующие решению целей и задач проекта:
- поддержка органов управления образованием, общественных организаций, религиозных организаций, учреждений культуры, социальных служб обеспечивают нам возможность реализации социального заказа на духовно-нравственное воспитание детей,
- методическое сопровождение разработки моделей организации непрерывного процесса духовно-нравственного воспитания в школе Смоленским областным институтов развития образования, при поддержке Смоленской духовной православной семинарии и отдела по образованию и катехизации Смоленской митрополии РПЦ.
2. Программа региональной пилотной площадки по теме
«Духовно-нравственное воспитание обучающихся
в рамках внеурочной деятельности»
МБОУ «Начальная школа – детский сад»
Паспорт программы
Наименование программы | Программа муниципального бюджетного образовательного учреждения «Начальная школа – детский сад» «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в рамках внеурочной деятельности» |
Основания для разработки |
|
Заказчик | Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи |
Нормативная база |
|
Цель | Создать систему непрерывного духовно-нравственного воспитания обучающихся в школе, на основе традиционных православных ценностей |
Задачи | Программа направлена на решение следующих задач:
|
Сроки | 2015–2022 годы |
Этапы реализации проекта | Диагностико-прогностический этап (с сентября 2015 г. по ноябрь 2015 г.) Применение и анализ теоретических и методических источников по проблеме духовно-нравственного воспитания; постановка проблемы и обоснование ее актуальности; сбор и систематизация материала по проблеме исследования. Выявление готовности педагогического коллектива к работе в условиях реализации проекта, изучение социального заказа, изучение специфики культурно-образовательной среды муниципального образования. Проектировочный этап (с ноября 2015 г. по декабрь Постановка цели исследования, построение концептуальной модели, формирование гипотезы, прогнозирование ожидаемых положительных результатов, а также возможных негативных последствий, разработка нормативно-правового обеспечения проекта. Организационно- практический этап (с 2016–2022 гг) Обеспечение условий для реализации программы исследования (подготовка материальной базы, распределение управленческих функций, научно-методическое и кадровое обеспечение); отслеживание промежуточных результатов, корректировка программы. Обобщающий этап (2022 г.) Обработка данных, соотнесение результатов исследования с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы и модели в соответствии с результатами. Завершение проекта, подведение его итогов, выявление результативности. |
Оценочные |
|
Основные |
|
Ожидаемые |
|
Риски |
|
Управление и контроль за | Администрация муниципального образования «Сафоновский район» |
Разработчик | Асташенкова Ольга Владимировна |
3. Поэтапная деятельность в рамках реализации проекта
Поэтапная деятельность в рамках реализации проекта и соответствующие им нововведения, направления инноваций представлены в таблице ниже.
Деятельность | Результат |
Подготовительный этап | |
Создание рабочей группы (КРГ) в рамках деятельности региональной пилотной площадки МБОУ «Начальная школа – детский сад» | Включение в КРГ педагогов- преподавателей на основе локального организационно-распорядительного документа по школе. |
Проведение SWOT-анализа и инвентаризации имеющихся ресурсов для реализации проекта | Выявление инновационного потенциала: информационных, учебно-электронных, научно-методических, кадровых, организационных, материально-технических, финансовых ресурсов. Выявление внешних и внутренних сильных и слабых сторон, возможностей и рисков. |
Разработка и утверждение проекта пилотной площадки (далее ПП) МБОУ «Начальная школа – детский сад» | Разработка силами КРГ проекта, его широкое интерактивное обсуждение и утверждение педагогическим коллективом школы. Включение педагогов в деятельность по реализации ПП через разработку личностных траекторий участия. |
Создание школьной нормативно-правовой базы по обеспечению реализации ПП | Внесение нововведений в Устав школы (должностные инструкции, локальные акты). |
Организация системы мониторинга результатов реализации ПП | Разработка инновационного мониторингового комплекса на разных этапах реализации ПП (анкеты, наблюдения, опросы всех участников образовательного процесса, аналитическая обработка материалов мониторинга). |
Расширение сети социального партнерства с организациями, учреждениями, центрами | Разработка плана сетевого взаимодействия в социуме. |
Анализ социального заказа на услуги во внеурочной деятельности в контексте ДНРВ | Инновационная схема моделирования внеурочной деятельности, обеспечение сетевого взаимодействия с социальными партнерами школы. |
Этап реализации | |
Организация непрерывного повышения квалификации педагогического коллектива школы для работы в сфере ДНРВ | Система постоянно действующих практических и теоретических семинаров, предусматривающих повышение квалификации. |
Проведение входного, промежуточного, итогового мониторинга | Нововведение – мониторинговые исследования: входное, промежуточное, итоговое (с участием учеников, родителей, классных руководителей). |
Создание образовательной среды, стимулирующей проектную деятельность участников образовательного процесса согласно структуре ПП: педагогические, ученические, общешкольные и сетевые, управленческие проекты (Пример см. приложение № 2) | Создание и деятельность библиотечно-информационного центра (БИЦ) и креативно-инновационного Центра (КИЦ). |
Пошаговая разработка и внедрение модели внеурочной деятельности МБОУ «Начальная школа – детский сад» | Разработка, экспериментальная апробация, экспертиза приобретенного опыта с участием Совета обучающихся, родительской общественности. Внедрение модели внеурочной деятельности. |
Завершающий этап (аналитический) | |
Обработка и обобщение информации, полученной в ходе реализации ПП Комплексный анализ полученных результатов по направлениям реализации проекта Планирование путей дальнейшего развития проекта | Нововведения: - алгоритм сравнительного анализа в процессе деятельности; - алгоритм критического анализа по выявлению позитивных, негативных и инновационных результатов образовательно-воспитательного процесса. Анализ удовлетворенности учителей, учеников, родителей, социальных партнеров нововведениями в школе с приоритетом духовно-нравственного развития и воспитания. |
Диссеминация опыта инновационной деятельности учителей школы | Презентация результатов реализации ПП на школьном, муниципальном, региональном, всероссийском и международном уровнях. |
4. Ресурсное обеспечение проекта
- Нормативно-правовое обеспечение:
- формирование пакета документов, необходимого для реализации проекта деятельности экспериментальной площадки,
- внесение изменений в Устав и другие локальные акты школы.
- Программно-методическое обеспечение – формирование банка методических материалов, позволяющих обеспечить:
- качественное развитие, воспитание и обучение школьников;
- деятельность пилотной площадки по совершенствованию системы непрерывного духовно-нравственного воспитания и развития.
- Информационное обеспечение:
- сайт школы,
- открытое информационное образовательное пространство.
- Кадровое обеспечение – включение в деятельность по реализации проекта развития школы учителей, учеников, представителей родительской общественности, местного сообщества, привлеченных специалистов, представителей Вяземской епархии РПЦ.
- Материально-техническая база школы.
5. Ожидаемые результаты, социальные эффекты, критерии оценки
Школьники приобретают:
- осознание личной сопричастности к истории и культуре родной страны;
- мотивацию на изменения: внутренние (иерархия ценностей) и внешние;
- положительный социальный опыт для личностного развития – быть полезным семье, родной школе, родному городу, родной стране;
- знания об эффективных способах самореализации, удовлетворения потребностей без обращения к опасным соблазнам;
- способность к нравственной рефлексии.
Результат – становление личности, укореняющейся в культурно-исторических традициях российского народа и направленной на активную социально значимую деятельность во благо Отечества.
Учителя:
- осознают свою культурологическую принадлежность;
- повысят уровень педагогической и личной компетентности в сфере духовно-нравственного развития и воспитания учащихся;
Результат – педагог-профессионал (высокообразованная личность, умеющая работать с процессами образования и развития, владеющая профессиональной деятельностью и средствами ее развития). Соединение в учителе личности и мастера. Осознание и принятие (на личностном уровне) служения важнейшей миссией педагога в нашем культурно-историческом типе.
Родители:
- начинают осознавать свою культурологическую идентичность;
- обращаются к традиционному культурно-историческому пониманию воспитания детей;
- повышают психолого-педагогическую культуру;
- становятся деятельными участниками детско-взрослой событийной общности.
Результат – становление родителя, опирающегося на традиции православной культуры, принимающего воспитание как добровольное крестоношение, жертвенную любовь, труд, усилия, направленные на установление отношений духовной общности в семье.
Критерии оценки эффективности проекта
- Степень включенности всех участников образовательного процесса в деятельность по реализации проекта ПП по совершенствованию системы ДНРВ;
- Степень удовлетворенности качеством образовательных услуг, рейтинг образовательного учреждения по результатам независимых обследований качества основного и дополнительного образования.
Критерии | Показатели | Метод оценивания |
Самоактуализация личности ученика |
|
|
Удовлетворенность учеников жизнедеятельностью в школе |
|
|
Конкурентоспособность образовательного учреждения |
|
|
6. Мероприятия по обобщению результатов
Школьный уровень
- Внутришкольное повышение квалификации («Школа молодого классного руководителя», «Школа молодого учителя», Методические объединения).
- Педагогические взаимопосещение, проведение, представление.
- Ученические конференции.
- «Круглые столы» родительских клубов.
Муниципальный, региональный уровень
- Педагогические форумы «Проблемы и перспективы социального партнерства в духовно-нравственной сфере деятельности общеобразовательных школ региона. Инновации. Обмен опытом».
- Православная конференция (летописи, проекты, обращения, буклеты, детские творческие работы, музейные, библиотечные, выставочные экспозиции).
- Организация и проведение сетевых родительских конференций, интернет-конференций: ученик-учитель-родитель.
- Представление опыта на педагогических чтениях (Рождественских, Сретинских).
- Выступления (презентации) в СМИ, публикации.
Всероссийский и международный уровень
Участие во всероссийских и международных педагогических диалоговых площадках по вопросам ДНРВ.
Литература
- Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ, принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.) - Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г.
№ 1726-р) - Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»
- Постановление Администрации Смоленской области от 06 ноября 2012 г. № 850 «О региональной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»
- Распоряжением Администрации Смоленской области от 23.09.2014 г. № 1293-р / адм. «Об утверждении Концепции развития системы духовно нравственного воспитания детей и молодежи в культурно-образовательной среде Смоленской области (на период 2013–2016 годы)
- Договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской епархией Русской Православной Церкви от 30 декабря 2009 г.
- Соглашение о мерах по реализации Договора о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной, культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской епархией русской Православной Церкви от 21.08.2013 г.
- Областная государственная программа «Развитие образования и молодёжной политики в Смоленской области» на 2014-2018 годы (утверждена постановлением Администрации Смоленской области от 29 ноября 2013 г. № 0984 с изменениями от 27.12.2013 г. № 1173)
- План мероприятий по выполнению соглашения о мерах по реализации Договора о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской епархией Русской Православной Церкви («дорожная карта» на 2014–2015 годы)
Предварительный просмотр:
Принято на Педагогическом совете Утверждаю
МБОУ «Начальная школа - Директор МБОУ «Начальная детский сад» школа - детский сад»
Протокол №___от_________ _________Е.В.Прудникова
Заместитель директора по УВР Приказ № ___ от __________
О.В.Шахова
Программа воспитательной работы по патриотическому воспитанию
младших школьников МБОУ «Начальная школа – детский сад»
Разработала:
учитель начальных классов
О.В.Шахова
2017г.
I. Введение. «Малое деревцо, куда наклонить его,
туда и будет расти новый сосуд,
будет издавать тот запах, каким
напитаете вы его, вливая в него или
смрадную жидкость
или ароматную и чистую»
Святой Тихон Задонский
Сегодня совершенно очевидно, что нравственные болезни общества отрицательно действуют на все стороны человеческой жизни, в первую очередь на детей и молодежь. В настоящее время смяты нравственные ориентиры. Подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивавших сплоченность народа, помогавших ему преодолеть трудности и невзгоды, был патриотизм – любовь к Родине, своему народу, а также стремление своими действиями служить интересам Отечества, защищать его от врагов.
Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в себе социальные, политические, духовно – нравственные, культурные, исторические компоненты, в известной степени является естественным инстинктом самосохранения любой нации, когда ей плохо. Патриотизм выступает в единстве глубочайшего духовного освоения истории и культуры своего народа и активно – деятельного участия в решении важнейших проблем современного общества, а также в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, которая осознает свою неразрывность с Отечеством, социальную значимость деятельности в интересах его возрождения и надежной защиты.
Современное падение нравов есть страшное следствие оскудения духовной традиции в нашей жизни. Трагедия состоит в том, что из-под ног человека выбиты твердые основы нравственности, поэтому бессильны становятся подчас и родители, и школа, и органы правосудия, которые не в состоянии уберечь детей и подростков от падения. В этих условиях необходимо найти силы, знания, мудрость, чтобы исполнить задачу нравственного воспитания детей. Если мы хотим, чтобы у нас было достойное будущее, необходимо вернуться к тому, чем жил наш народ тысячу лет, усвоить душой нравственные идеалы добра, красоты, любви к людям и к Отечеству.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Следовательно, одним из аспектов обеспечения национальной безопасности нашей страны является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
В этих условиях очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма, как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения.
II. Основная часть
Пояснительная записка к программе по патриотическому воспитанию младших школьников
Нормативно - правовой и методологической основой программы патриотического воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются:
закон РФ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
программа воспитания и социализации учащихся начальных классов МБОУ «Начальная школа – детский сад».
Актуальность патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях обусловлена насущной потребностью качественного обновления содержания гуманитарного образования с опорой на ценности традиционной отечественной культуры, а также необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.
Цель программы:
1.Патриатическое воспитание младших школьников:
- воспитание у учащихся чувства патриотизма;
- развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края;
- развитие способностей осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего;
- становление многосторонне развитого гражданина России в культурном, нравственном и физическом отношениях;
- развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов.
2.Обеспечение высокого уровня образования и воспитания младших школьников:
- раскрытие творческого потенциала детей через осуществление личностно-ориентированного и культурологического подхода;
- использование в работе эффективных форм воспитательной работы с детьми;
- повышение уровня воспитанности младших школьников за счёт активизации работы с детьми в духовно-нравственном, нравственно-этическом направлении, реализации программы воспитания младших школьников МБОУ «Начальная школа - детский сад».
Достижение цели становится возможным через решение следующих задач:
- формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
- создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
- развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.
- формировать у учащихся чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;
- физически развить учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни
- активизировать работу педагогического коллектива по гражданскому и патриотическому воспитанию
- воспитывать у обучающихся готовность к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях.
Таким образом, работа с младшими школьниками в данной программе строится на основе следующих принципов:
- Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»);
- Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
- Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
- Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).
- Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).
- Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью).
- Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.
Изложенные выше принципы отражают современные взгляды на патриотическое и духовно-нравственное воспитание младших школьников.
Для реализации программы используются следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время
- чтения педагогом рассказов;
- наблюдений;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр;
- экскурсий по городу, целевых прогулок;
- моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе
- чтения литературных произведений учителем;
- чтения стихотворений детьми, учителем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов учителя;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала учителем;
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- разбора житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
Практический метод используется, когда необходимо
- организовывать продуктивную деятельность;
- провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
- приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре, овощной суп и др.);
- оформить коллекцию для занятия;
- сшить кукол к сказкам;
- организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
- провести экскурсии различной направленности;
- организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы:
Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе, крае.
Духовно- нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Гражданско – правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
Военно –патриотическое. Ориентировано на формирование у учащихся высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.
Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Для эффективной работы по данной программе необходимо учитывать психологические особенности младших школьников. Отсюда вытекают следующие методические выводы:
- в связи с тем, что у младших школьников преобладает непроизвольное внимание, восприятие основано преимущественно на эмоциях, целесообразно использовать те материалы, которые могут быть наиболее интересны детям и вызовут у них эмоциональную реакцию - например, младшим школьникам будет интересно слушать про детство знаменитых людей;
- так как у младших школьников воображение непроизвольное, надо направлять его на воссоздание данного образа. С этой целью может быть использован приём словесного иллюстрирования;
- опорой для наглядно-образного мышления могут стать используемые для урока различные репродукции, а так же иконы;
Для развития словесно-логического мышления необходимо на уроках
задавать вопросы на установление логических связей событий.
Ожидаемые результаты
Личностные
Ученики осознают свою принадлежность к своей стране — России, к своему народу; будут знать и уважать такие традиции своего народа, как любовь к Отечеству, к родной земле и своему дому, любовь к ближним и уважение к старшим; осознают роль труда в жизни россиян, будут знать и хранить историко-духовную память, культуру и быт своего народа, традиции защитников нашей Родины, смогут применять полученные знания в дальнейшей жизни.
Повысится мотивация сопереживать радостям и бедам своего народа и проявлять эти чувства в добрых поступках.
Смогут выстраивать отношения, общение со сверстниками, несмотря на национальную принадлежность, на основе общекультурных принципов, уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания.
Метапредметные
Научатся отбирать источники информации для поиска нового знания.
Презентовать результаты своей деятельности, в том числе средствами ИКТ
Участвовать в коллективном диалоге по постановке общей цели и путей её достижения, уметь договариваться о распределении функций и ролей при работе в паре, в творческой группе; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные
Сформируется готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
Повысится понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
Повысится уровень сформированности духовно-нравственных качеств личности учащихся через приобщение детей к опыту своего народа; сформируется желание следовать нравственным принципам наших предков.
Новизна программы:
систематизирование и совершенствование содержания программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению через интеграцию урочной и внеурочной деятельности в сотрудничестве с родителями;
создание авторского поурочного планирования по программе с обновлением содержания программы фольклорным и краеведческим материалом.
Основные характеристики деятельности
- Программа используется в начальной школе в 1– 4 классах
- Вся программа разбита по блокам, в рамках которых проводится работа.(Приложение 1)
Блоки | Направления |
Духовно-нравственное воспитание и развитие | В гармонии с традициями |
В гармонии с природой | |
Социальное воспитание и развитие | В гармонии коллективом |
В гармонии с семьёй | |
В гармонии с собой | |
Общекультурное воспитание и развитие | В гармонии с искусством |
Спортивно-оздоровительное воспитание и развитие | В гармонии со здоровьесбережением и безопасностью |
Обще интеллектуальное воспитание и развитие | В гармонии с познанием |
Ш.Паспорт программы
Разделы паспорта программы | Содержание разделов программы |
1. Название программы | Программа патриотического воспитания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Начальная школа – детский сад» города Сафоново Смоленской области |
2. Сроки реализации | 2017 – 2021 г. Программа рассчитана на 4 года |
3. Основание для создания программы |
|
5. Заказчик программы |
|
6. Источники финансирования |
|
7. Аннотация программы | Программа патриотического воспитания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Начальная школа – детский сад» г. Сафоново составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического коллектива, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Она рассчитана на детей младшего школьного возраста. Программа дает возможность объединить различные виды деятельности детей: познавательную, трудовую, краеведческую, поисковую, экологическую деятельность, направленные на усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков. Программа основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала школьников, развитии в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями; на сотрудничество ребят, сверстников разного возраста и взрослых при подготовке общественно-полезных дел. В программе созданы условия для развития творческих индивидуальных способностей и роста личности ребенка. |
8. Предполагаемый результат | Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный и культурный подъем учащихся, высокая гражданская позиция, патриотическое сознание учащихся себя как россиян, определяющих будущее России:
|
IV.Оценка эффективности Программы
Оценка эффективности Программы патриотического воспитания обеспечивается:
- через публичный доклад школы, "Дни открытых дверей", конференции, круглые столы, семинары, проводимые администрацией школы, управлением образования;
- регулярным обсуждением хода реализации в методических объединениях, на совещаниях;
- проведением диагностической работы в ходе внедрения программных мероприятий в практику воспитания школы;
- разработкой локальных актов, методических материалов, направленных на совершенствование системы воспитания в образовательном пространстве муниципального общеобразовательного учреждения «Начальная школа – детский сад»;
- подготовкой и информационным обеспечением кадров, ведущих работу по реализации Программы;
- участием и победами в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах патриотической направленности.
IV. Оценка результатов Программы включает в себя следующие показатели:
Широта охвата объектов воспитания;
Целенаправленность;
Системность;
Содержательность;
Инновации.
VI.Риски программы
Риск | Пути преодоления риска |
1. Сопротивление педагогического коллектива | Убеждение в необходимости гражданско-патриотического воспитания школьников |
2. Препятствия со стороны учащихся и их родителей | Осуществление разъяснительной работы, привлечение на принципе добровольности |
3. Перегрузка учащихся | Согласование планов работ классных руководителей, составление единого плана воспитательной работы школы |
4. Недостаточность материальных средств для реализации программы | Привлечение спонсорских средств |
Заключение
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Литература
1. Байкова Л. А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике//Педагогика. 1998, № 8. Стр. 62
2. Барышников Е. Н., Петрова Т. И. Воспитательная работа: Новый смысл. Новая цель. Новое содержание//Современные подходы к методологии и технологии воспитания. ., 1997. Стр.75
3. Вершинин В. Н. Педагог меняющейся школы//Открытая школа. 2000, № 1.
4. Газман О. С. Ответственность школы за воспитание детей//Педагогика. 1997, № 4. Стр.52
5. Капустин Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., 1999.
6. Колесникова И. А. Воспитание человеческих качеств//Педагогика. 1998, № 8. Стр.62
7. Краткий справочник по педагогическим технологиям /Под редакцией Н. Е. Щурковой. М., 1997
8. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.
9. Смирнова В. А. Программа патриотического воспитания 2006 – 2008 г.г.
10. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
11. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.
12. Шилова М. И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников//Классный руководитель. 2000, № 6. С. 19 - 43
13. Якиманская И. С. Личностно - ориентированное обучение в современной школе. М. 1996