Внеурочная деятельность
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой, Москва,2001.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_klass_programma_vneurochka_tropinka_k_svoemu_ya.docx | 35.96 КБ |
programma_vneurochka_tropinka_k_svoemu_ya.docx | 51.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Инсарская средняя общеобразовательная школа № 1»
ИНСАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей начальных классов Руководитель МО ___________Маврушкина Е.Н. протокол № ________ «29» августа 2017 г. | «Согласовано» заместитель директора по ВР МБОУ «Инсарская СОШ №1» ____________Зорина Т.А. «30» августа 2017 г. | «Утверждаю» директор МБОУ «Инсарская СОШ №1» ___________ Гулькина Е.В. «31» августа 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
« Тропинка к своему Я»
на 2017-2018 учебный год
Класс: 2 «а»
Разработчик программы:
Степкина Татьяна Викторовна педагог-психолог
г. Инсар
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой, Москва,2001.
Программа предназначена для обучающихся 2 классов.
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.
Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребѐнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всѐ это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным
факторам реальности и создаѐт условия для полноценного развития личности
ребѐнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребѐнка является его успешная адаптация к социуму.
Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:
- осознание себя с позиции школьника
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния
- способность справляться со страхами, обидами, гневом
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам
- умение справляться с негативными эмоциями
- стремление к изучению своих возможностей и способностей
- успешная адаптация в социуме.
Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий
для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить
интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам,
голосу, понимать чувства другого человека.
3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -
установку преодоления.
4.Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для
установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего
эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к
мнению собеседника.
6.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
7.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Структура занятий
По своей структуре каждое занятие построено с учетом особенностей работы
с младшими школьниками, специфики программы. Занятия поделены на пять
этапов:
1. Приветствие
Цель: обозначить начало занятия, установить эмоциональный контакт между
всеми участниками, подчеркнуть безопасность, обеспечить комфортное
вхождение в группу для каждого участника.
2. Введение в тему
Цель: настройка на совместную работу, эмоциональное включение детей в
тему занятия, содействие развитию воображения.
3. Основная часть
Цель: научить детей понимать свое собственное эмоциональное состояние,
выражать свои чувства и чувства других людей.
4. Завершение занятия
Цель: снятие эмоционального напряжения, закрепление положительных
эмоций; подведение итогов.
5. Прощание
Цель: обозначить конец занятия, эмоциональная поддержка детей, умение
расставаться.
Методы работы
- Ролевая игра.
Выход запрещенных или социально не одобряемых побуждений Обращение обычных ролей. Через драматическую игру ребенок пытается расширить свое Я, сломать ригидные и телесные пределы, которые обстоятельства ставят ему.
Разрешение в игре своих проблем.
Выражение подавленных потребностей.
- Рисуночные методы. Арт-терапия.
Использование визуального канала коммуникации имеет целый ряд достоинств: рисунок помогает оживить сферу физических ощущений, заблокированных в результате травмы и способствовать выражению подавленных чувств. Изобразительная деятельность позволяет обходить «цензуру сознания», то есть представляет уникальную возможность для выражения и актуализации спящих идей и состояний, тех социальных идей и
состояний, которые слабо проявлены в повседневной жизни. Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее
особенно ценной для детей младшего школьного возраста, так как дети данного возраста еще затрудняются в словесном описании своих переживаний. Символическая речь позволяет по-новому позволяет взглянуть на ситуацию и благодаря этому найти путь к их решению.
- Элементы сказкотерапии
Сказки являются непосредственным отображением психических процессов
бессознательного и по своей ценности превосходят любую другую форму донесения информации. В сказках типы разных людей предстают в наиболее
простой, чистой и краткой форме, благодаря этому образы героев позволяют
осмысливать собственные переживания и процессы, происходящие в обществе.
- Групповое обсуждение
Дети учатся находить компромисс и отстаивать свои взгляды и жизненные
позиции.
- Когнитивные методы
Помогают освободить мышление от иррационных убеждений, которые вызывает эмоциональную боль. В основе когнитивного метода лежит информационный метод. Для решения жизненных ситуаций, этот метод позволяет действовать не импульсивно, не принимать скоропалительных выводов, а привлекать собственные умственные возможности.
Основные компоненты работы
Психологический- коррекция психологических потребностей личности, способствующих формированию отклоняющегося и аддиктивного поведения, создание благоприятного психологического климата в коллективе. Работа с чувствами вины, страха, формированием ответственности, принятием конструктивных решений.
Потребностно-мотивационный – обеспечивает у детей потребность в саморазвитии, самореализации.
Аксиологический – предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей его полноте.
Социальный – помощь в социальной адаптации ребенка.
Задачи развития являются четвѐртым компонентом в данной модели. Работа
с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Занятия проходят по определѐнной схеме, каждая часть которой
выполняет свои задачи:
1.Введение в тему.
2.Развѐртывание темы.
3.Индивидуализация темы.
4.Завершение темы
Формы организации учебного процесса
Для успешной реализации учебного процесса используются групповые
занятия.
.
Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
2 класс
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников
- учиться прогнозировать последствия своих поступков
- определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя
- учиться высказывать своѐ предположение в ходе работы с различными источниками информации.
- строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в различных источниках информации
(текст, рисунок.фото)
- делать выводы в результате совместной работы в группе
- учиться графически оформлять изучаемый материал
- моделировать различные ситуации
- усваивать разные способы запоминания информации
Коммуникативные УУД:
- учиться позитивно проявлять себя в общении
- учиться договариваться и приходить к общему решению
- учиться понимать эмоции и поступки других людей
- овладевать способами позитивного разрешения конфликтов
Режим работы
Программа состоит из 33 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю.
Ожидаемый результат: научить детей понимать свои чувства, адекватно выражать их и находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций, формирование позитивной самооценки, коммуникативных навыков, навыков сплочения группы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Второй класс.
Раздел 1. Вспомним чувства (5часов)
Радость. Радость можно выразить мимикой. Мимика выражает наши мысли и чувства. Мимика помогает лучше понять собеседника.
Жесты. Передать радость другому человеку можно с помощью жестов.
Мимика и жесты –наши первые помощники в общении.
Страх. Какие бывают страхи? Как справиться со страхом?
Гнев. Гнев как выражение чувств: страх и обида часто вызывают гнев. Как справиться с гневом?
Может ли гнев принести пользу?
Разные чувства. Как можно выразить свои чувства?
Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга?(2часа)
Что такое качества людей и какие они бывают? Какие качества окружающим нравятся, а какие –нет?
Как мы видим друг друга?.
В каждом человеке есть « тѐмные» и «светлые» качества. Самое важное
качество.
Раздел 3. Я – фантазѐр (7 часов)
Я – второклассник. Что интересно второкласснику? Что случится, если
на свете не будет ни одной школы?
Школа моей мечты - какая она?
Что такое фантазия и зачем она нужна человеку?
Все ли дети умеют фантазировать? Нужно ли учиться фантазировать?
Кого можно назвать фантазѐром?
Мои сны: что в них правда, а что –фантазии?
Мои мечты. О чѐм я мечтаю? Мечты и фантазии.
Фантазии и ложь. Как отличить ложь от фантазии. Ложь может
приносить вред окружающим, а фантазии не вредят никому.
Раздел 4. Я и моя школа (6 часов)
Что такое лень?
Я и мой учитель. Ученики любят учителя когда…
Кто такие «Немогучки» Мой немогучка. Не хочу= не могу, хочу= могу
Раздел 5. Я и мои родители (3 часа)
Я и мои родители.
Я умею просить прощения.
Почему родители наказывают детей? Осознание требований родителей.
Раздел 6. Я и мои друзья (5 часов)
Каким должен быть настоящий друг.
Умею ли я дружить и можно ли этому научиться?
Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся?
Какие у меня есть «колючки» и как избавиться от «колючек» в моѐм характере?
Какие чувства возникают во время ссоры и драки? Как нужно вести себя, чтобы избежать ссоры?
Что такое одиночество? Как не стать одиноким среди своих сверстников?
Раздел 7. Что такое сотрудничество (6 часов)
Что такое сотрудничество?
Из каких умений складывается умение сотрудничать. Умение понимать другого.
Я умею договариваться с людьми.
Мы умеем действовать сообща.
Что такое коллективная работа?
Тематическое планирование 2 класс
№ | Тема урока | Количество часов |
Раздел 1. Вспомним чувства | 5 | |
1 | Радость | 2 |
2 | Страх | 1 |
3 | Гнев | 1 |
4 | Разные чувства | 1 |
Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга? | 2 | |
5 | Что такое качества людей и какие они бывают | 1 |
6 | Самое важное качество | 1 |
Раздел 3. Я- фантазер | 7 | |
7 | Я - второклассник | 1 |
8 | Кого можно назвать фантазером? | 1 |
9 | Я умею фантазировать! | 1 |
10 | Мои сны | 1 |
11 | Я умею сочинять! | 1 |
12 | Мои мечты | 1 |
13 | Фантазии и ложь | 1 |
Раздел 4. Я и моя школа | 6 | |
14 | Я и моя школа | 1 |
15 | Что такое лень? | 1 |
16 | Я и мой учитель | 2 |
17 | Как справляться с «Немогучками» | 1 |
Раздел 5. Я и мои родители | 3 | |
18 | Я и мои родители | 1 |
19 | Я умею просить прощения | 1 |
20 | Почему родители наказывают детей? | 1 |
Раздел 6. Я и мои друзья | 5 | |
21 | Настоящий друг | 1 |
22 | Умею ли я дружить? | 1 |
23 | Трудности в отношениях с друзьями | 2 |
24 | Ссора и драка | 1 |
Раздел 7. Что такое сотрудничество | 6 | |
25 | Что такое сотрудничество? | 1 |
26 | Я умею понимать другого | 1 |
27 | Я умею договариваться с людьми | 1 |
28 | Мы умеем действовать сообща | 1 |
29 | Что такое коллективная работа? | 1 |
30 | Итоговое | 1 |
Планируемые результаты
К концу 2 –го класса ребенок должен:
- получить полное представление о своих индивидуальных особенностях и возможностях, о собственных достоинствах и недостатках;
- выполнять творческие задания;
- научится сдерживать свои эмоции;
- способствовать сотрудничеству в играх и учебе;
-уметь договариваться, уступать друг другу;
-распределять задания без помощи взрослых;
- научиться пользоваться не только вербальными, но и невербальными способами передачи информации;
Учебно - методическое обеспечение программы
Ведение курса психологических занятий обеспечивается следующими пособиями:
- Хухлаева О. В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе», Москва, 2011г.
- Бодалева А. А «Популярная психология для родителей». Москва, 1989г.
- Ковалев Г. А. «Мир детства: младший школьник». Москва, 1988г.
- И. В. Шаповаленко «Возрастная психология». Москва «Гардарики», 2004г.
- Р. С. Немов «Психология в трех книгах». Москва «ВАЛДОС», 2002г.
- .Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе», Москва, «Сфера», 2001.
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Утверждаю
На заседании методического Директор МБОУ «Инсарская
совета школы средняя общеобразовательная
Протокол № от 30.08.2014 школа №1
___________ Е.В. Гулькина
Приказ № от 01. 09. 2014
Программа
Внеурочной деятельности
« Тропинка к своему Я»
1-4 класс
Составила : Степкина Т.В.
педагог-психолог
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы формирования психологического здоровья младших школьников «Тропинка к своему Я» кандидата психологических наук О.В.Хухлаевой, Москва,2001.
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов.
Проблема формирования психологически здоровой личности в условиях обучения в общеобразовательной школе в настоящее время является очень актуальной, т.к. учебные нагрузки, несоответствие между внешними требованиями и психофизиологическими возможностями учащихся, слабая функциональная готовность к школе, отсутствие учебной мотивации приводят к тому, что школа для многих детей становится источником стресса. В особой ситуации риска находятся младшие школьники, поскольку именно им необходимо быстро адаптироваться к непростым условиям школьной жизни при физиологической незрелости организма.
Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребѐнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всѐ это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным
факторам реальности и создаѐт условия для полноценного развития личности
ребѐнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребѐнка является его успешная адаптация к социуму.
Курс психологических занятий с младшими школьниками направлен на формирование у них следующих умений и способностей:
- осознание себя с позиции школьника
- умение адекватно вести себя в различных ситуациях
- умение различать и описывать различные эмоциональные состояния
- способность справляться со страхами, обидами, гневом
- умение отстаивать свою позицию в коллективе, но в то же время дружески относиться к одноклассникам
- умение справляться с негативными эмоциями
- стремление к изучению своих возможностей и способностей
- успешная адаптация в социуме.
Цель курса психологических занятий: формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий
для их успешной адаптации к школьной жизни.
Задачи:
1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить
интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам,
голосу, понимать чувства другого человека.
3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -
установку преодоления.
4.Развивать социальные и коммуникативные умения , необходимые для
установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего
эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к
мнению собеседника.
6.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
7.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Структура занятий
По своей структуре каждое занятие построено с учетом особенностей работы
с младшими школьниками, специфики программы. Занятия поделены на пять
этапов:
1. Приветствие
Цель: обозначить начало занятия, установить эмоциональный контакт между
всеми участниками, подчеркнуть безопасность, обеспечить комфортное
вхождение в группу для каждого участника.
2. Введение в тему
Цель: настройка на совместную работу, эмоциональное включение детей в
тему занятия, содействие развитию воображения.
3. Основная часть
Цель: научить детей понимать свое собственное эмоциональное состояние,
выражать свои чувства и чувства других людей.
4. Завершение занятия
Цель: снятие эмоционального напряжения, закрепление положительных
эмоций; подведение итогов.
5. Прощание
Цель: обозначить конец занятия, эмоциональная поддержка детей, умение
расставаться.
Методы работы
- Ролевая игра.
Выход запрещенных или социально не одобряемых побуждений Обращение обычных ролей. Через драматическую игру ребенок пытается расширить свое Я, сломать ригидные и телесные пределы, которые обстоятельства ставят ему.
Разрешение в игре своих проблем.
Выражение подавленных потребностей.
- Рисуночные методы. Арт-терапия.
Использование визуального канала коммуникации имеет целый ряд достоинств: рисунок помогает оживить сферу физических ощущений, заблокированных в результате травмы и способствовать выражению подавленных чувств. Изобразительная деятельность позволяет обходить «цензуру сознания», то есть представляет уникальную возможность для выражения и актуализации спящих идей и состояний, тех социальных идей и
состояний, которые слабо проявлены в повседневной жизни. Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее
особенно ценной для детей младшего школьного возраста, так как дети данного возраста еще затрудняются в словесном описании своих переживаний. Символическая речь позволяет по-новому позволяет взглянуть на ситуацию и благодаря этому найти путь к их решению.
- Элементы сказкотерапии
Сказки являются непосредственным отображением психических процессов
бессознательного и по своей ценности превосходят любую другую форму донесения информации. В сказках типы разных людей предстают в наиболее
простой, чистой и краткой форме, благодаря этому образы героев позволяют
осмысливать собственные переживания и процессы, происходящие в обществе.
- Групповое обсуждение
Дети учатся находить компромисс и отстаивать свои взгляды и жизненные
позиции.
- Когнитивные методы
Помогают освободить мышление от иррационных убеждений, которые вызывает эмоциональную боль. В основе когнитивного метода лежит информационный метод. Для решения жизненных ситуаций, этот метод позволяет действовать не импульсивно, не принимать скоропалительных выводов, а привлекать собственные умственные возможности.
Основные компоненты работы
Психологический- коррекция психологических потребностей личности, способствующих формированию отклоняющегося и аддиктивного поведения, создание благоприятного психологического климата в коллективе. Работа с чувствами вины, страха, формированием ответственности, принятием конструктивных решений.
Потребностно-мотивационный – обеспечивает у детей потребность в саморазвитии, самореализации.
Аксиологический – предполагает осознание ребенком ценности, уникальности себя, окружающих, единства с миром во всей его полноте.
Социальный – помощь в социальной адаптации ребенка.
Задачи развития являются четвѐртым компонентом в данной модели. Работа
с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Занятия проходят по определѐнной схеме, каждая часть которой
выполняет свои задачи:
1.Введение в тему.
2.Развѐртывание темы.
3.Индивидуализация темы.
4.Завершение темы
Формы организации учебного процесса
Для успешной реализации учебного процесса используются групповые
занятия.
.
Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
1 класс
Регулятивные УУД:
- овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
- извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
- учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
- строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
- уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя
- учиться исследовать свои качества и свои особенности учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
- учиться наблюдать
- моделировать ситуацию с помощью учителя
Коммуникативные УУД:
- учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах
- учиться работать в паре и в группе
- выполнять различные роли
- слушать и понимать речь других ребят
- осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
Режим работы
Программа состоит из 32 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю.
Ожидаемый результат: научить детей понимать свои чувства, адекватно выражать их и находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций, формирование позитивной самооценки, коммуникативных навыков, навыков сплочения группы.
2 класс
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников
- учиться прогнозировать последствия своих поступков
- определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя
- учиться высказывать своѐ предположение в ходе работы с различными источниками информации.
- строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в различных источниках информации
(текст, рисунок.фото)
- делать выводы в результате совместной работы в группе
- учиться графически оформлять изучаемый материал
- моделировать различные ситуации
- усваивать разные способы запоминания информации
Коммуникативные УУД:
- учиться позитивно проявлять себя в общении
- учиться договариваться и приходить к общему решению
- учиться понимать эмоции и поступки других людей
- овладевать способами позитивного разрешения конфликтов
Режим работы
Программа состоит из 33 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю.
Ожидаемый результат: научить детей понимать свои чувства, адекватно выражать их и находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций, формирование позитивной самооценки, коммуникативных навыков, навыков сплочения группы.
4 класс
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением
- извлекать необходимую информацию из текста
- определять и формулировать цель в совместной работе
- учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
- осознавать свою долю ответственности за всѐ, что с ним происходит
- реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
- планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
- соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
- наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
- обогатить представление о собственных возможностях и способностях
- учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
- оценивать правильность выполнения действий и корректировать при
необходимости
- учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного
опыта
- находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
- адекватно воспринимать оценку учителя
КоммуникативныеУУД:
- ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии
- учиться контролировать свою речь и поступки
- учиться толерантному отношению к другому мнению
- учиться самостоятельно решать проблемы в общении
- осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
- формулировать своѐ собственное мнение и позицию
- учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Средствами формирования УУД служат психогимнастические и ролевые игры, психодрама, дискуссионные игры, эмоционально- символические, релаксационные и когнитивные методы .Основной формой работы является психологический тренинг.
Содержание программы
Содержание программы для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
Первый класс
Раздел 1.Введение в программу (1час)
Что такое психология и зачем она нужна человеку? Психология изучает чувства и мысли людей, чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно, помогать друг другу.
Раздел 2.Сказки школьной адаптации (5часов)
Лесная школа. Букет для учителя. Смешные страхи. Игры в школе. Школьные правила.
Раздел 3.Осознание статуса школьника (3 часа)
Школьник и дошкольник. Для чего ходят в школу. Учимся работать дружно.
Раздел 4.Мои чувства (11часов)
Радость. Радость можно выразить мимикой. Мимика выражает наши мысли и чувства. Мимика помогает лучше понять собеседника.
Жесты. Передать радость другому человеку можно с помощью жестов.
Мимика и жесты –наши первые помощники в общении.
Страх. Какие бывают страхи? Как справиться со страхом?
Гнев. Гнев как выражение чувств: страх и обида часто вызывают гнев.
Как справиться с гневом?
Может ли гнев принести пользу?
Разные чувства. Как можно выразить свои чувства Основной формой работы является психологический тренинг.
Раздел 5. Чем люди отличаются друг от друга (4часа)
Что такое качества людей и какие они бывают? Какие качества окружающим нравятся, а какие –нет?
Как мы видим друг друга?
Способность поставить себя на место другого помогает лучше понять друг друга.
В каждом человеке есть « тѐмные» и «светлые» качества. Самое важное качество.
Кто такой сердечный человек.
Кто такой доброжелательный человек. Трудно ли быть доброжелательным человеком?
Раздел 6. Какой Я – какой Ты (3 часов)
Люди отличаются друг от друга своими качествами. У каждого человека есть много разных положительных качеств.
Как научиться находить положительные качества у себя?
Как правильно оценить себя?
Как распознать положительные качества у других людей?
Когда стараешься лучше понять другого человека, возникает чувство симпатии, сопереживания. А это важно при общении с окружающими.
Какие качества нужны для дружбы?
Раздел 7. Трудности первоклассника (5часов)
Школьные и домашние трудности. Как с ними справиться?
Какие я знаю способы борьбы с трудностями: обратиться за помощью, вспомнить свой прошлый опыт, договориться, изменить своѐ отношение к
проблеме, понять, что трудности встречаются в жизни всех первоклассников.
Главное- помнить, что я живу среди людей, и каждый мой поступок и желание отражается на людях, где бы я ни находился: в школе, дома, на улице.
Тематическое планирование 1 класс
№ | Тема урока | Количество часов |
Раздел 1. Введение в программу | ||
1 | Знакомство. Введение в мир психологии | 1 |
Раздел 2. Сказки школьной адаптации | ||
2 | Лесная школа | 1 |
3 | Букет для учителя | 1 |
4 | Смешные страхи | 1 |
5 | Игры в школе | 1 |
6 | Школьные правила | 1 |
Раздел 3. Осознание статуса школьника | ||
7 | Школьник и дошкольник | 1 |
8 | Для чего ходят в школу | 1 |
9 | Учимся работать дружно | 1 |
Раздел 4. Мои чувства | ||
10 | Радость. Что такое мимика? | 1 |
11 | Радость. Как её доставить другому человеку? | 1 |
12 | Жесты | 1 |
13 | Радость можно передать прикосновением | 1 |
14 | Радость можно передать взглядом | 1 |
15 | Страх | 1 |
16 | Страх, его относительность | 1 |
17 | Как справиться со страхом? | 1 |
18 | Гнев. С какими чувствами он дружит? | 1 |
19 | Может ли гнев принести пользу? | 1 |
20 | Разные чувства | 1 |
Раздел 5. Чем люди отличаются друг от друга | ||
21 | Качества людей | 1 |
22 | Люди отличаются друг от друга своими качествами | 2 |
23 | В каждом человеке есть «светлые» и «темные» качества | 1 |
Раздел 6. Какой Я – какой Ты | ||
24 | Какой Я? | 1 |
25 | Какой ты? | 2 |
Раздел 7. Трудности первоклассника | ||
26 | Трудности первоклассника в школе, дома, на улице | 1 |
27 | Школьные трудности | 2 |
28 | Домашние трудности | 2 |
Планируемые результаты
К концу 1 –го класса ребенок должен:
- идентифицировать себя как школьника;
- развить уверенность в себе и своих учебных возможностях;
- понимать и контролировать свои эмоциональные состояния;
- распознавать и описывать свои чувства, понимать чувства других людей;
- уметь использовать приемы для преодоления неприятных чувств;
- уметь объяснить свои шаги при принятии какого – либо решения;
- уметь устанавливать атмосферу дружелюбия;
- осознавать уникальности культуры, к которой он принадлежит;
Второй класс.
Раздел 1.Вспомним чувства (5часов)
Радость. Радость можно выразить мимикой. Мимика выражает наши мысли и чувства. Мимика помогает лучше понять собеседника.
Жесты. Передать радость другому человеку можно с помощью жестов.
Мимика и жесты –наши первые помощники в общении.
Страх. Какие бывают страхи? Как справиться со страхом?
Гнев. Гнев как выражение чувств: страх и обида часто вызывают гнев. Как справиться с гневом?
Может ли гнев принести пользу?
Разные чувства. Как можно выразить свои чувства?
Раздел 2.Чем люди отличаются друг от друга?(2часа)
Что такое качества людей и какие они бывают? Какие качества окружающим нравятся, а какие –нет?
Как мы видим друг друга?.
В каждом человеке есть « тѐмные» и «светлые» качества. Самое важное
качество.
Раздел 3. Я – фантазѐр (7 часов)
Я – второклассник. Что интересно второкласснику? Что случится, если
на свете не будет ни одной школы?
Школа моей мечты - какая она?
Что такое фантазия и зачем она нужна человеку?
Все ли дети умеют фантазировать? Нужно ли учиться фантазировать?
Кого можно назвать фантазѐром?
Мои сны: что в них правда, а что –фантазии?
Мои мечты. О чѐм я мечтаю? Мечты и фантазии.
Фантазии и ложь. Как отличить ложь от фантазии. Ложь может
приносить вред окружающим, а фантазии не вредят никому.
Раздел 4. Я и моя школа (6 часов)
Что такое лень?
Я и мой учитель. Ученики любят учителя когда…
Кто такие «Немогучки» Мой немогучка. Не хочу= не могу, хочу= могу
Раздел 5. Я и мои родители (3 часа)
Я и мои родители.
Я умею просить прощения.
Почему родители наказывают детей? Осознание требований родителей.
Раздел 6. Я и мои друзья (5 часов)
Каким должен быть настоящий друг.
Умею ли я дружить и можно ли этому научиться?
Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся?
Какие у меня есть «колючки» и как избавиться от «колючек» в моѐм характере?
Какие чувства возникают во время ссоры и драки? Как нужно вести себя, чтобы избежать ссоры?
Что такое одиночество? Как не стать одиноким среди своих сверстников?
Раздел 7. Что такое сотрудничество (6 часов)
Что такое сотрудничество?
Из каких умений складывается умение сотрудничать.Умение понимать другого.
Я умею договариваться с людьми.
Мы умеем действовать сообща.
Что такое коллективная работа?
Тематическое планирование 2 класс
№ | Тема урока | Количество часов |
Раздел 1. Вспомним чувства | 5 | |
1 | Радость | 2 |
2 | Страх | 1 |
3 | Гнев | 1 |
4 | Разные чувства | 1 |
Раздел 2. Чем люди отличаются друг от друга? | 2 | |
5 | Что такое качества людей и какие они бывают | 1 |
6 | Самое важное качество | 1 |
Раздел 3. Я- фантазер | 7 | |
7 | Я - второклассник | 1 |
8 | Кого можно назвать фантазером? | 1 |
9 | Я умею фантазировать! | 1 |
10 | Мои сны | 1 |
11 | Я умею сочинять! | 1 |
12 | Мои мечты | 1 |
13 | Фантазии и ложь | 1 |
Раздел 4. Я и моя школа | 6 | |
14 | Я и моя школа | 1 |
15 | Что такое лень? | 1 |
16 | Я и мой учитель | 2 |
17 | Как справляться с «Немогучками» | 1 |
Раздел 5. Я и мои родители | 3 | |
18 | Я и мои родители | 1 |
19 | Я умею просить прощения | 1 |
20 | Почему родители наказывают детей? | 1 |
Раздел 6. Я и мои друзья | 5 | |
21 | Настоящий друг | 1 |
22 | Умею ли я дружить? | 1 |
23 | Трудности в отношениях с друзьями | 2 |
24 | Ссора и драка | 1 |
Раздел 7. Что такое сотрудничество | 6 | |
25 | Что такое сотрудничество? | 1 |
26 | Я умею понимать другого | 1 |
27 | Я умею договариваться с людьми | 1 |
28 | Мы умеем действовать сообща | 1 |
29 | Что такое коллективная работа? | 1 |
30 | Итоговое | 1 |
Планируемые результаты
К концу 2 –го класса ребенок должен:
- получить полное представление о своих индивидуальных особенностях и возможностях, о собственных достоинствах и недостатках;
- выполнять творческие задания;
- научится сдерживать свои эмоции;
- способствовать сотрудничеству в играх и учебе;
-уметь договариваться, уступать друг другу;
-распределять задания без помощи взрослых;
- научиться пользоваться не только вербальными, но и невербальными способами передачи информации;
4 класс
Раздел 1. Кто я? Мои силы, мои и возможности (12 часов)
Мое лето.
Кто я? Какой я большой или маленький?
Мои способности. Что такое способности?
Мой выбор, мой путь. Способности моих родителей. Выбор пути.
Мой внутренний мир. Какой я?
Уникальность внутреннего мира каждого, бережного к нему отношения.
Кого я могу впустить в свой внутренний мир? Кому я могу все рассказать о себе?
Что значит верить? Значение взгляда. Работа со сказкой «Тайна другого берега»
Раздел 2. Я расту я изменяюсь (4 часа)
Мое детство. Маленькое имя. Любимая фотография. Детство – наше неотъемлемое состояние.
Я изменяюсь. Какими вы станете? Какие ваши качества будут нравятся окружающим.
Раздел 3. Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? (4 часа)
Мое будущее. Возможные варианты будущего. Хочу в будущем – делаю сейчас! Будущее начинается в настоящем. Понятие «жизненный выбор»
Хочу вырасти здоровым человеком! Взаимосвязь физического и психологического здоровья. Эмоциональная грамотность – одна из предпосылок психологического здоровья.
Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно? (4 часа)
Кто такой интеллигентный человек? Интеллигентность. Качества человека и поведение.
Хочу вырасти интеллигентным человеком. Кто может стать интеллигентным человеком?
Что такое идеальное «Я» Качества, которыми человек хотел бы обладать.
Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? (10 часов)
Кто такой свободный человек? Личная свобода и свобода другого.
Права и обязанности школьника. Должен и имею право: в школе, дома на улице.
Что такое «право на уважение»? Обсуждение ситуаций.
Права и обязанности. Составление списка прав и обязанностей.
Нарушение прав других люде может привести к конфликтам. Нарушение прав. Конфликт.
Как разрешать конфликты мирным путем? Дружба, ссора, конфликт.
Тематическое планирование 4 класс
№ | Тема урока | Количество часов |
Раздел 1. Кто я? Мои силы, мои и возможности | 12 | |
1 | Мое лето | 1 |
2 | Кто я? | 1 |
3 | Какой я- большой или маленький? | 1 |
4 | Мои способности | 2 |
5 | Мой выбор, мой путь | 1 |
6 | Мой внутренний мир | 1 |
7 | Уникальность моего внутреннего мира, уникальность твоего внутреннего мира | 2 |
8 | Кого я могу впустить в свой внутренний мир? | 1 |
9 | Что значит верить? | 2 |
Раздел 2. Я расту я изменяюсь | 4 | |
10 | Мое детство | 2 |
11 | Я изменяюсь | 2 |
Раздел 3. Мое будущее. Каким бы я хотел стать в будущем? | 4 | |
12 | Мое будущее | 2 |
13 | Хочу вырасти здоровым человеком! | 2 |
Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно? | 4 | |
14 | Кто такой интеллигентный человек? | 2 |
15 | Хочу вырасти интеллигентным человеком | 1 |
16 | Что такое идеальное «Я» | 1 |
Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? | 10 | |
17 | Кто такой свободный человек? | 1 |
18 | Права и обязанности школьника | 2 |
19 | Что такое «право на уважение?» | 1 |
20 | Права и обязанности | 2 |
21 | Нарушение прав других людей может привести к конфликтам | 1 |
22 | Как разрешать конфликты мирным путем | 2 |
23 | Итоговое | 1 |
Планируемые результаты
К концу 4 –го класса ребенок должен:
- легко включаться в беседы о прошлом и будущем;
- уметь анализировать происходящие изменения в самих себе;
- знать и размышлять о своих способностях и возможностях;
- составить определенный личностный идеал в качестве внутреннего ориентира поведения и поступков;
- приобрести способность делать осознанный выбор в сложных ситуациях;
- научиться ощущать свою долю ответственности за все, что с ним происходит;
- научиться быть самостоятельным в решении проблем общения и в школьных делах;
- знать виды давления на личность и способы сопротивления им
Учебно - методическое обеспечение программы
Ведение курса психологических занятий обеспечивается следующими пособиями:
- Хухлаева О. В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе», Москва, 2011г.
- Бодалева А. А «Популярная психология для родителей». Москва, 1989г.
- Ковалев Г. А. «Мир детства: младший школьник». Москва, 1988г.
- И. В. Шаповаленко «Возрастная психология». Москва «Гардарики», 2004г.
- Р. С. Немов «Психология в трех книгах». Москва «ВАЛДОС», 2002г.
- .Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе», Москва, «Сфера», 2001.