Публикации Степкиной Т.В. (районные, республиканские, российские, международные)

Степкина Татьяна Викторовна

Предварительный просмотр:

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях

инклюзивного образования.

C:\Users\User\Desktop\фотки\сделать\29.12 173-001.jpg

Степкина Т.В.,

Педагог-психолог первой  категории

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

г. Инсар

                                                                         E-mail: ctepkina@yandex.ru

          Адрес личного сайта, странички: http://nsportal.ru/styopkina-tatyana

      Аннотация:  В статье раскрываются особенности организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного образования. Рассматривается основное содержание психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 

       Ключевые слова: инклюзия, ребенок с ОВЗ, психолого-педагогическое сопровождение, психолого-медико-педагогический консилиум, индивидуальный образовательный маршрут, адаптированная образовательная программа.

       Изменение подходов к обучению, воспитанию и развитию обучающихся с ОВЗ направлено на социализацию личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения в современных социально-экономических условиях.

       Одним из путей решения этой проблемы является инклюзивное образование, обеспечивающее равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.

      Одним из основных положений инклюзивного образования является признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется тем способом, который наиболее подходит этому ребенку.

        Важным условием результативной работы образовательной организации в области развития инклюзивной теории и практики является эффективное управление всем процессом включения обучающегося с ОВЗ и его семьи в общеобразовательную среду. Создание системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ можно рассматривать как одно из основных условий и составляющих успешности инклюзии.

        На сегодня основная задача состоит в том, чтобы на основе существующего опыта в области образования обучения и воспитания детей с ОВЗ создать оптимальную и результативную систему психолого-педагогического сопровождения. Необходимо создать такую систему действий, при которой объединение в одном классе детей с нормальным развитием и детей с особенностями психофизического развития, оказывает содействие полноценному участию последних в жизни класса.

     В ходе работы мной были выделены принципы психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в образовательной организации: системность; единство диагностики и коррекции; индивидуальный подход; обеспечение положительного эмоционального сочувствия всех участников образовательного процесса; междисциплинарное взаимодействие в команде специалистов сопровождения.

     В инклюзивном образовании психолого-педагогическое сопровождение как система деятельности специалистов охватывает: обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и условно нормативным развитием, их родителей, а также педагогов, участвующих в инклюзивной практике. Свою деятельность специалисты службы сопровождения осуществляют на основе рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК), которые подлежат обязательному учету при создании специальных условий образования ребенка с ОВЗ. В процессе психолого-педагогического сопровождения важно получить информацию о наличии или отсутствии статуса «ребенок с ОВЗ»: прошел или не прошел ПМПК, а также наличие или отсутствие инвалидности.

     Службы сопровождения, определяя стратегию и тактику деятельности, программу работы специалистов учитывают:

- возможности образовательной среды образовательной организации для обучения и развития в соответствии с требованиями к уровню развития обучаемого с ОВЗ;

- проблемы создания эмоционального благоприятного климата в педагогическом, детском и родительском коллективах;

- особенности диагностики психического, личностного и социального развития обучаемого с ОВЗ;

- специфику реализации программ коррекционно-развивающей направленности в индивидуально-групповых занятиях.

      Концептуальными ориентирами сопровождения являются не столько преодоление неуспешности в обучении, сколько решение проблем социальной адаптации обучающихся с ОВЗ, а также комплексное, гибкое и оперативное решение проблем, возникающих при инклюзивном обучении ребенка с ОВЗ.

     Мною были выделены два основных направления психолого-педагогического сопровождения  обучающихся с ОВЗ:

  1. Актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей;
  2. Перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обучении и развитии.

       Наш опыт работы по организации психолого-педагогического сопровождения, позволяет определить алгоритм создания и реализации программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ в образовательной организации.

  1. Осуществление входной диагностики.
  2. Организация психолого-медико-педагогического консилиума.
  3. Составление индивидуального образовательного маршрута.
  4. Разработка адаптированной образовательной программы.
  5. Реализация индивидуального образовательного маршрута.
  6. Проведение повторной диагностики
  7. Анализ и оценка результатов сопровождения.
  8. Разработка стратегии и тактики дальнейшего сопровождения.

           Таким образом, процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзии – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов различных профилей, педагогов и семьи «особого» ребенка. Данный вид сопровождения можно рассматривать как систему деятельности коллектива образовательной организации, направленную на оказание помощи обучающимся с ОВЗ в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, воспитании и развитии, эффективной межличностной коммуникацией, жизненным и профессиональным самоопределением.

Список использованной литературы:  

  1. Дулисова Т. В., Каменцева О. Н. Новые формы организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы). / http: // festival. 1 september.ru. / 2015. Раздел «Школьная психологическая служба». 
  2. Овденко Н. Б. Психологическое сопровождение учащихся начальной школы как фактор сохранения психологического здоровья. / http: // festival. 1 september.ru. / 2015 Раздел «Школьная психологическая служба».
  3. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др. – Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. – 204с. 
  4. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и отчетность/сост. И.В. Возняк [и др.]- Волгоград : Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2015. – 235 с.


Предварительный просмотр: