Районные, школьные мастер-классы, занятия, мероприятия и т.п.

Степкина Татьяна Викторовна

Районные мастер- классы, занятия, мероприятия и т.п.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИНСАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

431430, г. Инсар, ул. Советская, 22а тел. факс (834-49) 2-10-57, 2-10-20

wisdom@moris.ru 

Развитие познавательных процессов на материале

сказки «Колобок»

Коррекционное занятие для учащихся первого класса

Автор-составитель:

Степкина Татьяна Викторовна

педагог-психолог

Инсар

2017

Введение

Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (на всех возрастных этапах их индивидуального развития) является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики.

Коррекционные занятия, специфически направленные на развитие базовых психических функций детей, приобретают особую значимость в учебном процессе младшей школы. Причиной тому являются психофизиологические особенности младших школьников, а именно то обстоятельство, что в этот период, характеризующийся повышенной сензитивностью, наиболее интенсивно протекает и по существу завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка.

В младших классах общеобразовательной школы игра является одним из методов и приемов, активно действующим на познавательную деятельность умственно отсталых учащихся. Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, дает возможность воспринимать материал без монотонности и скуки. 

В форме игрового сказочного путешествия на таких занятиях у  учащихся  можно развить: умения слушать и выполнять указания взрослого, умение действовать по предварительно разработанному плану действия, умение анализировать образец и результаты работы и т. д. С помощью игр и упражнений с четко выраженными правилами хорошо поддается тренировке произвольное внимание. Важно, чтобы коррекционное занятие было оснащено специальной наглядностью (картинный, игровой, раздаточный материал).

         Использование развивающих игр и коррекционных занятий в учебном процессе младших школьников оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но также и личностно-мотивационной сферы учащихся. Создаваемый на уроках благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием успешного протекания всей последующей учебной деятельности.

         Таким образом, подводя итоги выше сказанного, можно подчеркнуть, что в результате проводимых занятий у учащихся повышается самооценка, происходит коррекция психических процессов, совершенствуются умения и навыки, которые помогут дальнейшей успешной адаптации  детей в обществе.

Коррекционное занятие по теме: «Развитие познавательных процессов на материале сказки «Колобок».

Цель: Развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.

 

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

-  Развитие мелкой моторики ;                                                        

-  Развитие зрительного и слухового восприятия, зрительной и слуховой памяти;

-  Развитие навыков обобщения и группировки; коррекция внимания,  

    мышления;

-  Развитие речи и мышления.

Образовательные:

-  Развитие умения ориентироваться на листе бумаги

-  закрепление счета от 1 до 20.

Воспитательные:

-  Воспитание способности подчинять свои действия инструкции.

-  Воспитание взаимопонимания, доброжелательного отношения к

    окружающим.

     

Этапы занятия:

1. Организационная часть.

2. Работа по теме занятия.

3. Динамическая пауза.

4. Продолжение работы по теме занятия.

5. Итог занятия.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Сегодня на занятии у нас гости. Поприветствуем их своей улыбкой. А теперь посмотрим друг на друга, улыбнемся друг другу. Молодцы!

2. Работа по теме занятия.

Что за чудо? - Неизвестно,-

Покатился шар из теста!

Этим шариком лисица

На тропинке подкрепится.

Подрумянен круглый бок,-

Это вкусный…(колобок!).

Совершенно верно, ребята. Это – колобок!

Показываю детям картинку, на которой изображен колобок

 Ребята! Давайте вместе с колобком еще раз прокатимся по лесным дорожкам и поможем колобку. Не дадим колобка на съедение лисе.

Катится колобок по дорожке а на встречу ему зайка…

Показываю картинку с зайчиком.

Ребята! Чтобы зайчик не съел колобка, мы должны помочь  колобку.

 

Задание 1.  «Нарисуй по точкам» (упражнение на развитие мелкой моторики рук, умения ориентироваться на листе бумаги, навыков устного счёта)

Ребята! Нарисуйте картинку, соединяя точки по порядку. Скажите: Что получилось?

Молодцы, ребята!

Отправляемся дальше вместе с колобком.

Показываю картинку с волком

Ребята! Поможем колобку?..

Задание 2. «Вспомни и назови» (зрительная память)

Ребята! В течении 10 сек. Вы смотрите на рисунок. Запоминаете, что на нем нарисовано и по моей команде называете то, что помните.

( Шесть рис.: цветок, медвежонок, птица, пчела, морковь, яблоко).

         Молодцы, ребята!

(Слуховая память).

Читаю стихотворение:

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!..

Ребята! Постарайтесь вспомнить, какие овощи принесла с базара хозяйка.

Молодцы, ребята!

3. Динамическая пауза.

Устали? Давайте поиграем. Наша игра называется «Пожалуйста».

Ребята, я буду давать вам задания, вы их будете выполнять только в том случае, если я скажу слово «пожалуйста». Попробуем?..

Ребята! Встаньте пожалуйста, сядьте…пожалуйста сядьте…пожалуйста поднимите вверх правую руку, а теперь левую…пожалуйста левую…опустите руки…пожалуйста опустите руки… Пожалуйста, встаньте…пожалуйста, подпрыгните на месте один раз…сядьте на место…пожалуйста, сядьте…

4. Продолжение работы по теме занятия.

Показываю картинку, на которой изображен медведь

А тут ему колобок навстречу…

Ребята! Давайте скорее поможем колобку, пока его не съел медведь.

Задание 3. «Собери урожай» (развитие навыков обобщения и группировки; коррекция внимания, мышления)  

Ребята! Соберите фрукты в одну корзину, а овощи в другую. Ягоды в третью.

Задание 4. «Назови порядок событий» (развитие мышления, речи)

Ребята! Из этих картинок нужно составить рассказ. Назовите последовательность событий, что было сначала, а что потом…

Молодцы, ребята!

Снова отправляемся в путь вместе с колобком. Катиться колобок, катиться а на встречу ему лиса.

Показываю картинку, на которой изображена лиса.

Ребята, что же делать, как помочь колобку?

Выполнить задание.

Задание 5. Лабиринт

 Проведите линию посередине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.

5. Итог занятия.

Вот вы и помогли колобку не попасть лисе на обед.

Как вы думаете, колобку понравилось то, как вы ему помогали?

А, что больше всего понравилось вам?

А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.

         Молодцы. Спасибо вам, ребята.

Список литературы.

  1. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
  2. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИТЕР, 2002.
  3. Катаева Л.И. «Коррекционно-развиающие занятия в подготовительной группе», 2005г.
  4. Семенака С.И. «Социально-психологическая адаптация ребёнка в обществе», 2006г.
  5. Тукачёва С. «Коррекционно-развиающие занятия 3-4 класс», 2004г.
  6. Шарохина В.Л. «Коррекционно-развиающие занятия в старшей группе», 2005г.

Интернет-ресурсы

  1. Газета "Школьный психолог"
  2. Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php
  3. "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
  4. "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti
  5. "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru



Предварительный просмотр:

Технологическая карта классного часа на тему «Темперамент»

ФИО педагога: Степкина Татьяна Викторовна, педагог-психолог

Учебное заведение: МБОУ «Инсарская СОШ № 1»

Внеклассное мероприятие: Классный час

Форма: Беседа

Используемые средства: Мультимедийный проектор, ПК

Тема: « Темперамент»

   Данная тема классного часа соответствует возрасту учащихся и основным требованиям: развивает кругозор учащихся, способствует духовному развитию ребят, формированию их интересов и способности к саморазвитию и самовыражению.

Цель: познакомить учащихся с психодинамическими особенностями личности, понятием «темперамент», дать представление  о типах нервной системы и истории развития учения о темпераменте.

Задачи:

Практические:

  1. Усвоить понятия по теме «Темперамент»
  2. Изучить характерные особенности четырех типов темперамента.
  3. Выработать умение определять свой тип темперамента и одноклассников.

Образовательные:

  1. Определять по поведению (его описанию) тип темперамента человека, устанавливать связи между типом темперамента и общением, характером, способностями.
  2. Углубить самопонимание, развить навыки самоанализа с помощью определения своего типа темперамента.

Развивающие:

  1. Развивать коммуникативные способности, умения межличностного общения.
  2. Развивать умения анализировать учебный материал и соотносить его с практикой.
  3. Строить межличностное взаимодействие с учетом особенностей темпераментов.

Воспитательные:

  1. Сплотить коллектив в результате совместного изучения личностных особенностей обучающихся.
  2. Показать взаимосвязь темперамента и поведения человека.

Ожидаемые результаты:    В ходе проведения классного часа дети должны получить понятие, что такое темперамент, узнать историю развития учения о темпераменте. Получить сведения об основных типах темперамента. Определить свой тип темперамента.

п/п

Этапы

Задачи этапа

Время

(мин.)

Содержание деятельности

Форма и методы работы

Обратная связь

Преподавателя

Учащихся

1

2

3

4

5

6

7

9

1

Мотивационный

Формирование у обучающихся готовности к работе, погружения в проблему.

Постановка задач.

3

Проверяет готовность обучающихся к кл.часу,

объявляет тему и цели классного часа, раскрывает содержание  его содержание (вместе)

Включаются в процесс целеполагания.

Фронтальная;

объяснительно-иллюстративный.

Готовы к изучению нового материала, настрой на успешную работу.

2

Ориентирующий

Актуализация представлений  о понятии темперамент.

Активизация мыслительных процессов.

17

Беседа. Демонстрация презентации.

Слушают педагога-психолога. Отвечают на поставленные вопросы.

Объяснительно-иллюстративная.

Учащиеся понимают и принимают основное содержание информации.

3.

Деятельностный

Включение в  деятельность, моделирующую элементы технологии эффективной коммуникации.

15

1.Предлагает проверить себя через тест на определение типа темперамента, 2.Проводит тестирование;

1.Отвечают  на вопросы  теста, 2.Осуществляют  самопроверку;

1.Индивидуальная;

2.Объяснительно-иллюстративный, практический

1. Самопроверка 2.Анализ результатов тестирования.

4

Рефлексивный

Создание условий, активизирующих рефлексивный анализ, подведение итогов.

10

Подводит итог беседы о типах темперамента, побуждает к высказыванию своего мнения с помощью вопросов, примеров из жизни, акцентирует внимание на конечных результатах  деятельности учащихся на кл.часе.

Слушают педагога-психолога, высказывают своё мнение, отвечая на вопросы, определяют тип темперамента по примеру из жизни, обсуждают, задают вопросы.

Фронтальная;

объяснительно-иллюстративный.

Анализируют свои знания. Рефлексия.

Итого:

45 мин



Предварительный просмотр:

На базе МБУДО «Инсарский районный Дом творчества» состоялся семинар зам. директоров по воспитательной работе и классных руководителей по вопросу «Профилактика социальных рисков и правонарушений несовершеннолетних в образовательной среде».
В заключительной части семинара было принято несколько решений, требующих совершенствования дальнейшей работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях. На данном семинаре выступили с докладами заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «ИСОШ№1» А.М. Мельников и педагог-психолог Т.В.Степкина

https://sun7-9.userapi.com/c854520/v854520503/1f0962/BXAw1xDyYX8.jpg