ТАССРга 100 ел

Гасимова Светлана Иргиз кызы

 

   Хәзерге Татарстанның барлыкка килү датасы буларак берничә дата карала ала, әмма «рәсми» версия буларак 1920 елның 27 мае карала. Ул көнне Бөтенрусия үзәк башкарма комитетының һәм РСФСР Совнаркомының ТАССР төзү турында карары чыга.

 

Татарстан Республикасы гимны – Гимн Республики Татарстан

Р.Яхин музыкасы

Мәңге яшә, газиз Ватаныбыз,

Халкым тели изге теләкләр.

Гомерлеккә якын туган булып

Яши бездә төрле милләтләр.

 

Күп гасырлар кичкән чал тарихлы

Данлы илем, үзең бер дастан

Синдә генә безнең язмышыбыз,

Республикам минем, Татарстан!

 

Цвети, священная земля моя,

Да будет мирным твой небосвод.

Единый дом у нас, одна семья,

Живет в согласии наш народ.

 

Богатый мудростью седых веков,

Надеждой, верою ты нам стал.

И пусть хранит тебя моя любовь,

Моя республика, мой Татарстан!

 

ТАССРның 100 еллыгына багышланган фильмнарга сылтамалар:

Анимацион фильм  www.youtube.com/watch?v=DddEKwgVYPM

Культура  http://www.youtube.com/watch?v=GboLL6YBewk&feature=emb_logo

Промышленность http://www.youtube.com/watch?v=Mlf-iZEtcKo&feature=emb_logo

 

Халкыбызның күңел җәүһәрләренә багышланган материалны сыйныф сәгатләрнедә кулланырга мөмкин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Халкыбызның күңел җәүһәрләре154.78 КБ

Предварительный просмотр:

Жемчужины народной души

(Устный журнал)

Светлана Гасимова,

МБОУ «Тетюшская СОШ №1 им. Ханжина П.С.»

Учитель:

Здравствуйте, дорогие ученики, гости сегодняшней встречи. Сегодня мы продолжим наш разговор о татарской этнокультуре. В ходе этой встречи будут задаваться вопросы, просим активно участвовать, показать свои знания и традициях и быте татарского народа. Самых активных участников ждут призы в конце мероприятия. Художественный талант татарского народа, его творческий потенциал, духовный, эстетический идеал ярко и зримо обнаружили себя в замечательных творениях сотен и сотен безымянных мастеров и мастериц. Их искусству посвящен наш сегодняшний устный журнал “Жемчужины народной души”.

А сейчас я предоставлю слово организаторам и ведущим сегодняшнего устного журнала.

  1. страница. Гончарных дел мастера.

(Слайды 1, 2, 3 - «Воде, земле и огню слава!»)

Давайте вместе отправимся в гости к мастеру гончарного дела. Вот он сидит под навесом и что-то делает. Повязан кожаным передником, огромные руки испачканы красной глиной. Рядом - горы красной глины.

Вот он берет с корыта глиняный раствор и кладет в середину круглого стана. Удобно садится около стола и начинает его крутить. Вот его пальцы надавили в центр глиняного кома, комок расплющился и воспрял вверх. Гончар намочил вторую руку, дотронулся ею до глины с внешней стороны, которая приняла форму кувшина - глина заблестела, будто засмеялась. Когда тарелка стана прекратила вертеться (крутиться), в середине тарелки находился красивый кувшин. Гончар приглашает нас туда, где хранятся готовые изделия. На полках тарелки, чашки, посуда, кувшины - одна краше другой. И все это чудо - из обыкновенной глины.

Слава вам, мастера глиняных дел!

  1. страница. Поющие паласы.

(Слайды 4, 5, 6, 7)

40


Раньше в татарских деревнях каждая семья занималась ткачеством. Узорное ткачество - одна из самых древних достояний декоративно-прикладного искусства. Сотканные и вышитые вещи тесно связаны с татарским народными традициями. Скатерти, полотенца, платки, паласы, половики, ковры - все это занимало достойное место в приданом невесты. По ним судили о мастерстве и умелости невесты.

Раньше почти в каждом татарском доме были тканые половики, тканые бордюры-занавески (кашага) над окном, кашага и вдоль регеля, чаршау (полог), делящий дом пополам, ковры на стенах, паласы по полу.

И в современных татарских домах можно встретить много тканых вещей. Они передаются по наследству из поколения в поколение.

Широко распространенное в народе узорное ткачество привлекает внимание особой декоративностью художественной формы, воплотившей в себе черты древнейших традиций и достижения не столь отдаленных времен - XIX-XX веков.

В своем подлинно-массовом выражении оно имело в быту универсальный характер и существовало в виде домашнего ремесла и нескольких основанных на ручном труде мелких мануфактур.

Ткани с их теплой интенсивной колористической гаммой, многообразной, насыщенной узорной плоскостью, осязаемой фактурой в быту имели не только утилитарно-функциональное значение, но и играли особую роль в декоративном оформлении интерьерного пространства. Узорные полотенца, скатерти, покрывала, безворсовые ковры тщательно береглись народом и передавались по наследству. Они входили в приданое невесты и свидетельствовали о ее рукоделии. Некоторые из них связывались со свадебными ритуалами и дарились жениху и его родственникам. Играли они особое значение в обрядах по случаю смерти человека и рождения ребенка, были непременным атрибутом всех национальных праздников.

Так, яркими красно-белыми узорными полотенцами награждали победителей татарского весеннего праздника земледелия - «Сабантуя» («праздника плуга»). Развеваясь на высоких шестах в центре поля, где проходят состязания в силе, ловкости и отваге, они и поныне являются связующим огромный майдан символом.

41


Издавна татарские женщины проводили долгие часы за ткацким станком, имевшим характерную конструкцию рамного типа.

Для орнамента тканых изделий характерно многообразие композиций, основанное на бесконечном множестве вариантов сочетания одного и того же мотива, который мастерицы виртуозно варьировали, никогда не повторяясь. Большую роль в этом играла цветовая композиция, в которой узоры ткались на красном, малиновом и реже золотисто-желтом фоне.

III страница.        Мастера деревянных дел.

(<Слайды 9, 10,11, 12)

Проживая в районах, богатых сосновыми и лиственными лесами, на берегах полноводных рек Волги и Камы, татарский народ и его предки издавна занимались художественной обработкой древесины.

Археологические исследования деревянных сооружений - оборонных, жилых и хозяйственных - показывают высокое мастерство их создателей. О сельских домах казанских татар русский князь А.Курбский еще в середине XVI века писал как о «зело прекрасных и воистину удивления достойных». В народном творчестве по-своему пережитая поэтика леса органически вошла в орнаментальный строй деревянного зодчества.

Татарские резчики и плотники-балтачи (от татарского «балта» - топор) использовали как твердые (дуб, береза, клен) породы древесины. Их богатая фантазия и незаурядный художественный вкус ярко проявились в образе сельского народного жилища. Полихромностью расцветок и нарядной резной орнаментацией на фоне зеленых массивов выделяются постройки татарских деревень, расположенных в долинах небольших рек. Настоящим заповедником народного зодчества можно назвать Заказанье - Арский, Балтасинский, Сабинский, Высокогорский районы. Здесь сохранились старинные постройки, двух и трехэтажные байские дома, украшенные резным и накладным орнаментом, архитектурно декоративными деталями - колонками с ордерами, пилястрами, стрельчатыми и килевидными фронтонными нишами, легкими верандами, галереями.

Резные узоры в украшении татарского жилища отличаются разнообразием и традиционным кругом мотивов. В виде солнечных «сияний» они представлены на плоскости фронтонов. Стилизованные изображения одно- и двуглавых птиц с распростертыми крыльями

42


можно видеть в декорировке наличников, солярные знаки и геометрические мотивы - на полотнищах и столбах ворот, завершениях оград. Зооморфные мотивы в резном декоре являются отражением народной мифологии, геометрические и цветочно растительные - связаны с древней символикой. Наиболее популярный из них - мотив ромба символизировал четыре стихии, четыре времени года, четыре стороны света, а изображение тюльпана олицетворяло солнце (огонь) и жизнь на земле.

Декоративная выразительность татарского жилища, его экстерьера находится в единстве с предметно-бытовой средой интерьера. Скромная и удобная мебель - столики, качалки, имитирующие городские горки для посуды резные шкафчики и другие в сочетании с мягкой утварью т яркими декоративными тканями создавали эмоционально-выразительную среду, отвечающую индивидуальным представлениям о красоте и домашнем уюте.

IV страница. Кожаная мозаика.

(песня «Эх, Арча читеклэре»; слайды 13, 14, 15, 16)

Кожаная мозаика - один из традиционных видов татарского народного искусства - находит применение в создании цветной узорной обуви. Сапожки («ичиги», «читек»), прекрасные образцы художественно-конструктивного решения обуви, своей популярностью обязаны тонкому умению и технической изобретательности создателей, сложной природе ичижного шва, одновременно тачающего и украшающего изделие, остроумному расположению мозаичных узоров, скрывающих место стачки швов.

Узорные кожаные ичиги были составной частью ансамбля костюма казанской татарки, одним из главных его орнаментально цветовых акцентов. В старину их носили и мужчины — представители татарской феодальной знати.

Материалом для изготовления ичигов и туфель служили прекрасной выделки мягкий сафьян, более жесткая юфть и изредка - козловая кожа, которые окрашивались почти во все цвета радуги.

При создании узора ичигов кожа разного цвета складывалась в несколько слоев, а затем прорезалась особым способом по орнаментальным трафаретам. Из кусочков кожи составлялся сложный узор. Они сшивались встык прокладыванием узлами вышивальной цепочки из цветных шелковых и в отдельных случаях золотых или серебряных нитей. Вышивальный шов, оконтуривая и

43


соединяя мозаичный орнамент, был многоцветным. Подобные швы не зафиксированы ни в древнем, ни в современном искусстве других народов.

Изделия из кожаной мозаики были всегда рукотворны и поэтому уникальны. В творчестве современных профессиональных художников И.Гайнутдинова, С.Кузьминых индивидуальность замысла проявляется в поисках новых мотивов декорировки, цветовых решений и современных видов изделий. Кожаная мозаика применяется в убранстве общественных интерьеров в виде настенных панно и облицовок мебели и вместе с другими видами декоративного искусства вносит в него элементы национального своеобразия.

V страница. Вышивка.

(слайды 20, 21, 22, 23)

Яркие декоративные полотенца, покрывала и занавески, нарядные скатерти, салфетки, «намазлыки», золотошвейные головные уборы, узорная обувь, платки, нагрудники, мешочки и футляры для книг и покрывала на книгу - таков далеко не полный перечень изделий татарских мастериц-вышивалыциц.

Ведущей и популярной техникой вышивки татарских рукодельниц был тамбур - суть которого заключалась в выкладывании одинаковых стежков-цепочек, образующих как бы звенья узора. Татарская золотошвейная гладь использовалась в украшении женских и мужских головных уборов (калфаков, тюбетеек) и художественной обуви. В диапазон техник вышивания входили «ковровый шов», выполняющий декоративный застил орнамента, вышивка жемчугом и бисером, синелью, драгоценными камнями, а также «ушковая» аппликативная вышивка.

Именно в вышивке, в формах любимого народом цветочно растительного орнамента предстал весь многообразный мир чувств и настроений человека. Самые распространенные тамбурные композиции - ленточная (бордюрная) и геральдическая в виде букета, изменяющиеся и переходящие друг в друга в одной декоративной плоскости, а также круговая, розетчатая, шахматная, сетчатая и буквенная.

В образах татарских вышивок живет прямая генеалогическая связь с окружающим природным миром. Внимательный, пытливый взгляд мастерицы вбирает в себя всю структурную утонченность

44


цветочно-растительного образа - вплоть до прожилок на листке, тычинок в цветке, очертаний легких, трепетных спор.

Своеобразие композиционного и колористического строя татарской тамбурной вышивки воплотилось в «намазлыках» - молитвенных ковриках из сукна, атласа, шелка различных тонов. Основу композиции намазлыков составляло изображение стрельчатой арки, пространство над которой заполнялось мотивами пышного геральдического букета или крупных розеток с богато разработанным фоном. Тамбурной вышивкой украшались также нагрудники под вырез платья - «кукракчи», несущие в себе наиболее архаичные композиции - своеобразные трансформации «древа жизни» в форме его реликта - веточки или опоэтизированного букета. Узор на более поздних нагрудниках, заполненных ковровым швом, асиметричен, интенсивен и более плотен.

Красотой и древностью орнаментальных мотивов впечатляют казанские полотенца - устойчивый атрибут интерьера татарского дома, емкий образ-символ, ассоциирующийся с атмосферой народных празднеств, свадеб и обрядов. Вышитые тамбуром полотенца - «солге» вобрали в себя все цветовое и орнаментальное богатство татарской вышивки.

VI страница. Обряд имянаречения.

Татарский язык относится к капчакско-булгарской подгруппе кипчакской группы тюркских языков, однако, собственно тюркских имен в настоящее время насчитывается немного. Основная масса имен, употребляющаяся у татар, заимствована из арабского языка вместе с мусульманской религией. Их длительное пребывание в татарском языке привело к тому, что былая чуждость многих из них забыта и они воспринимаются как свои, национальные, наряду с сохранившимися древнетюркскими именами.

Происхождение и мотивы присвоения тюркских имен связаны с восприятием древними тюрками окружающей действительности, в частности, с одухотворением сил природы, Кояш - солнце, Чулпан - планета Венера, Йолдыз - звезда, Айбикэ - луна-хозяйка, Айсылу - луна-красавица, айбулат - луна-сталь. В основе ряда имен лежат различные пожелания, чувства родителей: Куандык, Соендек - обрадовались, тансык - желанный, редкостный, Торсын - пусть живет, Улмэс - не умрет, Талмас - не возьмет и т.д.

45


Желание родителей видеть ребенка богатым, смелым, здоровым, счастливым отразилась в именах Алтын - золото, Алтынбай - золото богатый, Жаухар - бриллиант, Ташмир - камень-железо, Батыр - сильный, Батыржан - сильная душа, Котлы - счастливый, Котлыбай - счастьем богатый и т.д.

У татар также было распространено наречение детей названиям животных. В этом, вероятно, отражается желание родителей видеть своих сыновей сильными, быстрыми и ловкими: Аюхан (медведб- хан), Арслан (лев), Юлбарыс (тигр) и т.д.

Имена, происходящие от различных названий птиц, обычно встречаются у женщин: Сандугач (соловей), Карлыгач (ласточка), Былбыл (соловей).

На время появления ребенка на свет и сопутствующие этому обстоятельства указывают имена типа Танатар (родился на рассвете), Айтуган (родился, когда была луна), Яукилде (родился при нашествии, при битве) и т.д.

Одним из распространенных компонентов в образовании личных имен в прошлом у татар служило слово мин - родинка. Вероятно предполагалось, что родинки приносят счастье, и, если прибавить к имени компонент мин, это может предохранить ребенка от несчастья. Например, Минлебай (родинка -богатый), Минлебикэ (родинка- хозяйка, госпожа), Минленур (родинка-луч, свет) и т.д.

По мере укрепления ислама и при усиленном содействии мусульманского духовенства в имениннике татарского народа число заимствованных арабско-персидских имен увеличивается за счет имен самого пророка Мухаммета и многочисленных других святых.

При наречении имени татары-мусульмане пользовались, как правило мусульманским именником, в основном это были сложносоставные имена арабского или персидского происхождения, по своему значению так или иначе имевшие отношение к религии. Обряд имянаречения (исем кушу) был центральным событием при рождении ребенка. Ребенка выносили к мулле, который, положив его ногами в сторону Каабы и спросив родителей о предполагаемом имени, читал молитву, трижды произносил имя и делал запись в книге регистрации новорожденных.

Мальчикам чаще давали имена с компонентами -улла (бог), -дин (религия),-абд (вера), -зян (душа): Халиулла, Исламутдин, Сабирзян и различные производные имена от имени самого пророка Магомета: Динмухамед, Мухаметзян, Мухаметсафа.

46


Девочек называли именами жен и дочерей Магомеда (Гайша, Зайнаб, Фатима, Хадича) или сложносоставными именами с компонентами - биби, -бикэ, -бану (госпожа, княгиня), -ниса (женщина), -зямал (красивая): Бибигайша, Гайшабике, Хабибзямал.

Для татар был характерен большой разброс имен: ребенку старались дать имя, которого не было в селе. Но при этом в татарской семье старались называть детей именами, созвучными между собой или с именами родителей: Абдулкутдус, Абдулкадыр, Абдулкашиф; Валей, Гарей, Ахмадей.

При выборе имени новорожденному современные родители стараются выбрать благозвучное имя, часто с положительным оттенком.

В советское время громоздкие имена мусульманского именинника сменялись одно- и двусложными татарскими именами типа Ильнур (луч земли), Ильхам (вдохновение), Азат, Ирек (свободный), Алсу (румяная), Айсылу (лунная красавица), именами образованными от апеллятивной лексики (Марсель, Венера, Лилия, Резеда), именами- аббревиатурами (Ленар, Виль), именами заимствованными (Лариса, Эдуард, Марат, Рафаэль, Луиза). Эти имена, как правило, фонетически близки первичным татарским именам и достаточно распространены сейчас в татарских семьях.

При выборе имени для ребенка родители не должны забывать, чтобы красивые и звучные имена приносили детям только радость, а не заставляли их краснеть и смущаться.

Наиболее святое среди имен - Мухаммед, а также имена пророков и ангелов. Но, давая этим детям эти имена, нельзя забывать, что детей, носящих эти имена, ни в детстве, ни в зрелом возрасте нельзя ругать, бить или подвергать другим унижениям. Особо почитаемо среди мусульман имя Мухаммеда, и ребенок, названный этим именем, должен быть достоин его; если же он его не оправдает, на его жизненном пути встанут тяжелые испытания. Вероятно, поэтому некоторые книги по шариату осуждают родителей, дающих своим детям имена ангелов, пророков и святых.

Невозможно предвидеть и предсказать все, что произойдет с человеком на протяжении его жизни. Поэтому лучше всего дать ребенку имя приятное, но скромное.

Начинают обряд наречения имени, прочитав молитву азана. Затем следует предварительная молитва (камэт), и в оба уха ребенка произносят его имя. После этого читают следующую молитву: «О,

47


боже! Да суждено будет этому ребенку стать поборником ислама и вырасти добропорядочным сыном своих отца и матери, милосердным и сострадательным, в добром здравии тела и духа».

Обряд имянаречения - исем кушу имеет множество вариантов. Объединяет их то, что исполнитель читает молитву и потом шепчет имя ребенку на ухо. Кроме того, младенцу сообщается и имя родителей: вдруг, не дай бог, ребенок умрет и на том свете не будет знать своих родителей.

Если ребенок заболел или у него на теле выходило родимое пятно, ему часто давали новое имя.

VII страница. Конкурс «О чем говорят татарские имена»

Вопросы

  1. С чем связано то, что одним из распространенных компонентов в образовании личных имен в прошлом у татар служило слово миц  родинка?
  2. Назовите татарские имена, заимствованные из арабского языка.
  3. Назовите татарские имена, заимствованные из фарси.
  4. Назовите самое длинное мужское имя.
  5. Назовите самое короткое имя.
  6. Назовите редкие имена.
  7. Назовите татарские мужские имена, которые соответствуют названиям животных.
  8. Назовите женские имена, которые означают камни.
  9. Какие мужские имена означают нравственное качество.
  10. Назовите татарские женские имена - названия цветов, скажите их перевод.
  11. Назвать татарские мужские имена, которые означают мужество.
  12. Предлагаем ответить на вопрос, что означает ваше имя?
  13. Что означают следующие имена: Тариф, Салих, Хаят, Минтимер, Венера, Исхак и т.д.
  14. Отгадать кроссворд.
  15. Назвать песни, в которых звучат женские татарские имена или в названиях которых есть упоминание женских имен.
  16. Исполнить по одному куплету песни, где есть женское имя.

17.

48