Внеурочная деятельность
Внеклассная работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа объединения "Мир вокруг нас" | 98.24 КБ |
Посещаемость кружков обучающимися 2 а класса | 17.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМО Руководитель ШМО _________Л.Ш.Калиева Протокол №___от___0___2015г. | Согласовано Зам.директора поВР _________/_Р.А.Шарифьянова/ Пр. № ____ от «___» _________ 201__г. | Утверждаю Директор МОБУ СОШ №14 _____/ Е.А.Ижбулдин/ Приказ №__ от .___. 2015г. |
Программа внеурочной деятельности
«Мир вокруг нас »
в 1-4 классах
Составила : Калиева Л.Ш.
Нефтекамск, 2015 г.
Пояснительная записка
Программа «Мир вокруг нас» составлена на основе :
1.Закона «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования,
2.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России с учетом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических и иных особенностей региона, запросов семей и других субъектов образовательного процесса
3. авторской программы курса по формированию социального опыта учащихся начальных классов Кудаевой И.А.
4.Примерных программ внеурочной деятельности « Начальное и основное образование». под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
Данная программа направлена на реализацию социального направления, вместе с тем она обеспечивает духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное развитие школьника Социальное направление осуществляется через рассмотрение вопросов, связанных с основными социальными понятиями (семья, общество), обучение социальным действиям, необходимым в реальной жизни.
Духовно-нравственное воспитание осуществляется в процессе изучения этических норм и правил поведения, решение различных проблемных ситуаций, связанных с этическими нормами.
Общеинтеллектуальное направление реализуется посредством работы с разными источниками информации и, как следствие, приобретение знаний из различных предметных областей.
Знакомство с произведениями искусства – средство реализации художественно - эстетического развития.
Спортивно-оздоровительное воспитание осуществляется благодаря включению в содержание программы материала, ориентированного на здоровьесбережение: беседы о здоровом образе жизни, спорте, спортивные игры и другие.
Особая значимость данной программы состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.
В связи с этим цель данной программы:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества;
- формирование универсальных учебных действий, развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные учебно-воспитательные задачи:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
- последовательное формирование у школьников умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений;
- изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления);
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни;
- формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);
- формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени;
- формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
- ценность истины – это ценность научного познания как части культуры;
- ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию;
- ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни;
- ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе;
- ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства;
- ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» основывается на принципах природосообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности.
Принцип природосообразности предполагает, что познавательная деятельность основывается на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовывается с общими законами развития природы и человека.
Трактовка принципа коллективности предполагает, что данная деятельность даёт юному человеку опыт жизни в обществе, взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно настроенного самопознания.
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение значимости для школьников идентификации себя с Родиной, народами России, природой родного края.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию деятельности детей на «подготовку» и «выведение» к самостоятельному проектному действию.
Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания. Содержание педагогической программы построено таким образом, что знания обучающихся находят применения в учебном процессе и в реальной жизни, дополняя и углубляя учебный материал.
Весь материал рассматривается по следующим блокам: «Я - школьник», «Я среди людей», «Мой родной край», «Мир без опасностей».
Работа по блоку «Я - школьник» направлена на совершенствование представлений о правилах поведения, общения со сверстниками, учителем в обстановке школы, причинах успешности в учебной, внеурочной деятельности и во взаимоотношениях с одноклассниками и взрослыми людьми.
Работа по блоку «Я среди людей» ориентирована на формирование у обучающихся понимания и оценки нравственного содержания поступков окружающих людей и своего собственного, соблюдение принятых в семье, обществе моральных норм на основе учёта позиций партнёров.
Работа по блоку «Мой родной край» предусматривает формирование знаний о культурных ценностях своего народа, об уникальности природного мира России, Республики Башкортостан, воспитание патриотизма и гордости за свою родину, понимание своей роли в осуществлении процветания родного края.
Работа по блоку «Мир без опасностей» направлена на формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей (экологических, транспортных, бытовых, несоблюдения здорового образа жизни и т.д.), о мерах предупреждения и устранения чрезвычайных ситуаций, воспитание здоровьесберегающего поведения.
В содержание программы включены темы, связанные с особенностями региона.
Формы и виды внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, беседы, викторины, конкурсы, выполнение творческих заданий, сюжетно-ролевые игры, спортивные игры, акции, творческие работы, индивидуальные занятия и другие
Формы деятельности обучающихся: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы двух - четырех учеников); коллективная деятельность.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Согласно плану внеурочной деятельности МОБУ СОШ №14 на реализацию данной программы отводится 1 час в неделю в 1-й год обучения – 33 часа и 1 час в неделю во 2-й год обучения - 35 часов, в 3-й год обучения - 35 часов, в 4-й год обучения – 35 часов.
Ожидаемые (планируемые) результаты реализации программы
В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, семье;
- принятие образа «хорошего ученика», «хорошего товарища», «хорошего человека»
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- мотивация деятельности ( социальная, учебно- познавательная, внешняя)
- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;
- уважительное отношение к иному мнению, истории, культуре других народов;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- эстетические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.
Коммуникативные УУД:
- обращение за помощью;
- формулирование своих затруднений;
- умение задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- определение общей цели и пути ее достижения;
- осуществление взаимного контроля;
- оказание в сотрудничестве взаимопомощи;
- аргументация своей позиции и координация ее с позициями партнеров;
- прогнозирование возникновения конфликтов при наличии разных точек зрения;
- разрешение конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
Регулятивные УУД:
- формулирование и удерживание учебной задачи;
- постановка новых учебных задач в сотрудничестве с учителем;
- составление плана и последовательности действий;
- осуществление пошагового контроля по результату;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- предвидение возможностей получения конкретного результата при решении задачи;
- внесение необходимых коррективов в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;
- устанавливание соответствия полученного результата поставленной цели;
- соотнесение правильности выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
- различение способа и результата действия;
- осуществление констатирующего и прогнозирующего контроля по результату и способу действия;
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах ( текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- сбор (извлечение необходимой информации из различных источников), передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
- анализ, синтез, сравнение, сериация, классификация по заданным критериям, установление аналогий, установление причинно-следственных связей;
- контроль и оценивание процесса и результата деятельности;
- постановка, формулирование и решение проблемы;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем различного характера;
- построение рассуждения, обобщения;
- интерпретация, применение и представление информации;
- выбор вида чтения в зависимости от цели
- создание и преобразование моделей и схем для решения задач;
В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся:
- знания об особенностях природы родного края;
- знание этических норм, правил поведения, принятых в классе, семье, обществе, умение следовать принятым моральным нормам ;
- знания об особенностях быта, труда, духовно-нравственной культуры, традициях людей нашей страны;
- знания о современных угрозах для жизни и здоровья человека, мерах предупреждения негативных последствий чрезвычайных ситуаций, способов укрепления и сохранения своего здоровья.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение;
- выбирать оптимальные формы поведения на основе изученных правил безопасности;
- собирать материал и составлять портфолио о себе, родном крае.
В результате реализации программы «Мир вокруг нас» воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяется по трем уровням.
1. Результаты первого уровня.
Приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах поведения, отношения к природе, о правилах ведения здорового образа жизни, об основных правилах гигиены, о природе родного края, о традициях и культуре народов страны и республик, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождении информации в справочной литературе.
2. Результаты второго уровня.
Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, другим людям, к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к природе.
3. Результаты третьего уровня .
Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: приобретение школьником опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими людьми.
Тематический план
(1 год обучения)
№ п/п раздела | Название раздела | Количество часов на изучение раздела |
Я - школьник | 13 ч. | |
Я среди людей | 6ч. | |
Мой родной край | 7ч. | |
Мир без опасностей | 7ч | |
Итого: | 33 ч. |
Содержание программы
№ п/п | Тема | Элемент содержания | Ко- ли -чество ча- сов | Вид занятия |
Я - школьник (13 часов) | ||||
1 | Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись | Понятия «речевой этикет», «коллектив», правила общения с соседом по парте, с товарищами, с которыми работаешь в группе, оценивание собственных поступков и окружающих с точки зрения моральных норм поведения. | 1 | Беседа, моделирова-ние и решение проблемных ситуаций |
2 | Все начинается со слова «здравствуйте» | Правила поведения в классе, в фойе, коридоре, на лестнице. История возникновения хороших манер, правил этикета, обычаи и традиции разных стран. Вежливые слова, используемые в различных жизненных ситуациях, культура общения; | 1 | беседа моделирова-ние и решение проблемных ситуаций инсценирова-ние |
3 | Законы жизни в классе | Оценивание собственных поступков и окружающих с точки зрения моральных норм поведения; знакомство и обсуждение правил поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками; укрепление школьных традиций; сплочение классного коллектива; создание условий для творческой самореализации учащихся. Различие форм поведения, которые допустимы в школе и других общественных местах. | 2 | беседа моделирова- ние и решение проблемных ситуаций инсценирова-ние ситуаций |
4 | Мы теперь не просто дети- мы теперь ученики | Нравственно-ценностная ориентация; осмысливание своего нового статуса, способствование формулированию нравственных суждений; обсуждение проблем человеческой лени; | 2 | беседа праздник |
5 | Режим дня первоклассника | Понятие о гигиенических нормах и культуре поведения; составление собственного режима дня в рисунках ; расширение кругозора учащихся о режиме дня; | 2 | встреча со школьным фельдшером мини- проект |
6 | От улыбки стало всем светлей | Понятие: «улыбка»: представление о том ,что такое улыбка, в чем ее секрет (значение улыбки для здоровья человека | 1 | тренинг «улыбка» конкурс, рисунков |
7 | Права и обязанности школьников | Понятия «права» и « обязанности», единство прав и обязанностей | 1 | составление памяток обсуждение ситуаций из художественных произведений |
8 | Мой сосед по парте. (час откровенного разговора) | Предоставление возможности учащимся поближе узнать своих одноклассников;, проведение конкурса «Узнай своего соседа» | 2 | беседа моделирование и решение проблемных ситуаций инсценирова- ние проект «Мой сосед» |
9 | Дружба - чудесное слово | Понятие о взаимоотношениях людей, о дружбе, о доброжелательности понимание важности истинных друзей в жизни человека; понимания другого человека;. | 1 | фотоконкурс «Мой лучший друг», моделирова-ние и решение проблемных ситуаций инсценирова ние составление дерева дружбы |
«Я среди людей» (6 часов) | ||||
10 | Для чего я рожден? | Разговор «Откуда я родом? Почему меня так назвали»; обсуждение прав и обязанностей членов общества. | 2 | беседа обсуждение ситуаций из художественных произведений |
11 | Человек среди людей | Понятие «культура», «этика», разработка ряда правил поведения в общественных местах :на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке. | 1 | Беседа, игра «Вежливо-невежливо»; составление правил поведения; чтение и анализ художественных произведе ний; разбор ситуаций; |
12 | Моя семья- моя радость | Понятие «семья», семейные традиции и праздники; разыгрывание ситуаций, организация спортивного праздника «Папа, мама, я- спортивная семья» | 2 | Фотовыстав-ка, сюжетно-ролевая игра соревнова-ние мини-проект «Дом для моей семьи» |
13 | Я - помощник в своей семье | Понятие «домашние обязанности», правила жизни в семье, распределение обязанностей; | 1 | беседа моделирова-ние и решение проблемных ситуаций составление памятки |
Блок «Мой родной край» (7 часов) | ||||
14 | Наша Родина-Россия | Понятия «Родина», «столица нашей Родины», символы Российского государства; | 1 | виртуальная экскурсия работа с пословицами о Родине. |
15 | Город, в котором я живу | История города, его достопримечательности | 1 | экскурсия в краеведчес-кий музей |
16 | Моя Родина - Башкортостан | Государственные символы родного края (герб,гимн,флаг), природа Башкортостана, достопримечательности, народы РБ. | 1 | виртуальная экскурсия беседа |
17 | Зелёные ладошки Земли | Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни людей, растения родного края, названия и краткая характеристика. Лекарственные и ядовитые растения. Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие . | 2 | просмотр фильма создание фотоальбома викторина |
18 | Эти забавные животные | Животные, их разноообразие. Условия необходимые для жизни животных. Животные родного края ,названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Правила ухода за домашними питомцами Осознание ответственности человека за общее благополучие | 2 | выставка книг, фотовыстав-ка интеллекту-альная игра проект |
Мир без опасностей (7 часов) | ||||
19 | Безопасная дорога в школу | Безопасность дорожного движения; взаимоотношения пешеходов и водителей, наиболее безопасный путь в школу. | 1 | беседа моделирова-ние и решение проблемных ситуаций инсцениро-вание |
20 | Путь в страну «Здоровию» | Понятие о правилах гигиены, значении соблюдения гигиенических норм; Степень усвоения правил ЗОЖ | 2 | Анкетирова-ние викторина работа с пословицами мини- проект конкурс рисунков |
21 | Мой дом и опасности в нем | Представление о быте дома и окружающих опасностях. Воспитание ответственности за свои поступки и поведение дома | 2 | беседа моделирование и решение проблемных ситуаций инсценирование просмотр мультфильма |
22 | Скоро каникулы! | Повторение правил поведения на воде, в лесу, на дорогах, в быту Подведение итогов, проведение самооценки | 2 | викторина рефлексия |
Тематический план
(2-й год обучения)
№ п/п блока | Название блока | Количество часов на изучение блока |
1. | Я - школьник | 7 ч |
2. | Я среди людей | 7 ч |
3. | Мой родной край | 12 ч |
4. | Мир без опасностей | 9 ч |
Итого: | 35 ч |
Содержание программы
№ п/п | Тема | Элемент содержания | Ко-ли -чество час-ов | Вид занятия |
Я - школьник (7 часов) | ||||
1. | Я и школа. Я - ученик | Понятие о нравственных качествах, способах взаимодействия в коллективе. «Составление законов жизни в классе» | 1ч | Беседа, коллективнаяпроектная работа |
2 | Кто я и как выгляжу? | Понятия о культуре человека, её составляющих; оценивание собственных поступков и поступков одноклассников с точки зрения моральных норм поведения | 1ч | Беседа, работа с пословицами и поговорками |
3. | Школа вежливости. Правила этикета | Повторение вежливых слов, используемых в классе. Знакомство с историей возникновения хороших манер. | 1ч | беседа, сюжетно-ролевая игра, проблемные ситуации |
4. | Я, ты, мы. Моё свободное время | Игра как вид деятельности на перемене, правила общения и поведения в процессе игры; | 1ч | Игра, беседа, составление памятки, |
5. | Моё хобби | Понятие « хобби», виды занятий по интересам; пути достижения цели; целеустремлённость, упорство, усидчивость как основные качества личности достижения положительного результата. Хобби ребят класса | 1ч | беседа, моделирова- ние, фотовыстав- ка |
6. | Наше право и наш интерес | Понятия «можно» и «нельзя», «хочу и надо». Знакомство с историей появления законов. «Мои права и обязанности»
| 2ч | Моделирова- ние и решение проблемных ситуаций, игра, анкетирова-ние |
Я среди людей (7 часов) | ||||
7. | Я и другие | Взаимоотношение людей в коллективе. Потребности других людей, успехи других людей. Понятия «уважение», «понимание», «милосердие», «доброжелательность» и т.д. | 1ч | Беседа, анкетирова-ние, работа с пословицами, анализ фрагментов художествен-ных произведений |
8 | Семья – моя крепость | Понятие «семья», семья как коллектив, объединение близких людей, семейные ценности, распределение домашних обязанностей между членами семьи | 1ч | Коллектив-ный проект |
9. | Что я могу? Что я хочу? | Место человека в обществе; потребности человека; путь к поставленной цели. Интерес собственный, интерес и мнение другого человека. | 1ч | Беседа, моделирова-ние и решение проблемных ситуаций |
10. | Мои обязанности и дела в коллективе | Знакомство с общественными делами; общественные интересы, участие в школьных мероприятиях. Качества личности при выполнении общественных дел и поручений | 1ч | Анкетирова-ние, составление памятки, обсуждение героев произведений |
11. | Чувства и поступки | Поступки хорошие и плохие; разнообразие чувств человека, реакция человека на хорошие и плохие поступки. Закрепление общепринятых моральных норм | 1ч | Сюжетно-ролевая игра, анализ фрагментов произведений и известных картин |
12. | Мир, в котором я живу | «Я и мой класс», «Моя семья», «Добрые дела» и другие | 2ч | Презентация проектов |
Мой родной край (12 часов) | ||||
13. | Родной край в древности | История родного края, население, быт, традиции | 1ч | экскурсия |
14 | «С берёзовый листок величиной…» | «Что я знаю о своем крае?» Изучение обычаев и традиций разных народов; Республика Башкортостан в произведениях искусства | 1ч | беседа, викторина, виртуальная экскурсия в картинную галерею, конкурс чтецов |
15 | Уфа – столица Башкортостана | «Что я знаю об Уфе»? (передача собственного опыта от увиденного во время поездок в столицу) Достопримечательности города, | 1ч | беседа, виртуальная экскурсия |
16 | Славные люди Башкирии | Наши земляки – великие писатели, поэты, художники, артисты. | 1ч | беседа, чтение и анализ художественных произведений прослушива-ние музыкальных произведений |
17 | Жемчужина Урала | Знакомство с памятниками природы Башкортостана | 1ч | Виртуальная экскурсия, рассматрива-ние, фотоальбомов выполнение рисунков |
18 | Мой город – моя родина | Знакомство с символами города, его историей, достопримечательностями; «Мой город молод и красив» | 1ч | беседа, виртуальная экскурсия |
19 | Содружество семьи и города | «История моей семьи и моего города», «История города в семейных фотографиях», «Первые нефтекамцы – члены моей семьи», «Вклад моей семьи в развитие города»
| 2ч | исследовательская работа, проектная работа |
20 | Ими гордится наш город | Знакомство с писателями, поэтами города, творческими коллективами, знаменитыми спортсменами. «Те, кто прославил Нефтекамск» | 1ч | Исследова-тельская работа, фотовыставка |
22. | Уроки мудрости | Проекты «Мои предки в Башкирии», «Расскажи о бабушках и дедушках», «Моя родословная. Кем были мои прадеды?» | 2ч | Презентация творческих работ |
23. | Мои земляки – защитники Родины | Посещение городского краеведческого музея, сквера Победы | 1ч | экскурсия в музей |
Мир без опасностей (9 часов) | ||||
24. | Школа докторов здоровья | Понятие роли выполнения режима дня, соблюдения личной гигиены, правильного питания в жизни ученика | 1ч | беседа, составление режима дня, викторина |
25. | Вредные привычки | Виды вредных привычек. Влияние вредных привычек на жизнь человека. «Жизнь без вредных привычек» | 1ч | Беседа, моделирова-ние и решение проблемных ситуаций, составление рекламы |
27. | В гости к зелёной аптеке | Лекарственные растения. Правила сбора, хранения и использование лекарственных растений | 2ч | Выставка рисунков, просмотр фильма презентация мини-проектов
|
28. | Я выбираю движение | Правила здорового образа жизни. «Спорт – это жизнь» | 1ч | Викторина, подвижные игры |
29. | Чрезвычайные ситуации в быту | Виды чрезвычайных ситуаций. Работа пожарных | 2ч | Беседа, экскурсия в пожарную часть, решение проблемных ситуаций |
30. | «Готовимся к каникулам» | Повторение правил поведения на воде, в лесу, на дорогах, в быту. Подведение итогов, проведение самооценки | 2ч | конкурс рисунков, рефлексия |
Тематический план
3-й год обучения
№ п/п раздела | Название раздела | Количество часов на изучение раздела |
Я - школьник | 6 ч. | |
Я среди людей | 9 ч. | |
Мой родной край | 12 ч. | |
Мир без опасностей | 8 ч. | |
Итого: | 35 ч. |
Содержание программы
№ п/п | Тема | Элемент содержания | Коли чест-во часов | Вид занятия |
Я - школьник (6 часов) | ||||
1. | Мои права и обязанности в классном коллективе | Понятие «классный коллектив, взаимоотношения в коллективе. «Что я знаю о правах и обязанностях школьников? Для чего я должен их соблюдать?» | 1 | Беседа, соствале-ние мини-проекта «Наши обязанности в классе» |
2. | Как стать успешным в школе | Понятия «успех», «успешность»»; пути достижения успеха в учебной деятельности и во взаимоотношениях с товарищами | 1 | Беседа, составление памятки «Как стать успешным учеником?» |
3. | Культура поведения в классе | Понятие «культура поведения», основные правила взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в школе | 1 | Беседа, решение проблем-ных ситуаций |
4. | Поговорим о традициях | Понятие «традиции»; традиции нашего класса, их значение; роль каждого ученика в создании и поддержании традиций класса и школы | 1 | Беседа, встреча с президен-том школы |
5. | Законы и традиции нашей школы | «Я-школьник», «Школьные правила или для чего их соблюдаем?», «Наши школьные традиции», «Мой вклад в жизнь класса» и т.д. | 2 | Защита проектных работ |
Я среди людей (9 часов) | ||||
6. | Моя семья – моё богатство | Что такое семья? Взаимоотношения членов семьи, качества личности, помогающие сплочению семьи; домашние обязанности. «Я и моя семья» | 2 | Беседа, решение проблем-ных ситуаций, фотовыс-тавка |
7. | Семейные ценности | Понятие «семейные ценности», традиции семьи, значение семейных традиций в сплочении членов семьи | 1 | Составле-ние герба семьи, творческие работы «Традиция моей семьи» |
9. | Мы такие разные! | Люди разных национальностей; культура, традиции, обычаи; изучение обычаев и традиций разных народов; отношение к людям иной национальности; личностные качества | 2 | Беседа, викторина «Культура разных народов», исследова-тельская и проектная работа «Традиции и обычаи моего народа» |
10. | Правила поведения в общественных местах | История возникновения хороших манер; правила поведения в столовой, театре, на улице, в транспорте | 2 | Работа с книгой, беседа, моделирование и решение ситуаций, выпуск газеты |
11. | Чем я горжусь? | Достижения ученика и его семьи | 2 | Проект |
Мой родной край (12 часов) | ||||
12. | Наша Родина - Россия, Республика Башкортостан | Понятия «Родина», «столица», знакомство с символами (флаг, герб, гимн). Богатства нашей Родины: народ, природа, искусство и т.д.
| 1 | Беседа, выполнение коллектив-ного проекта «Моя Родина» |
13. | Достопримечатель-ности родного края | Памятники природы, памятники – дело рук человека; проблемы их сохранения; роль человека в сохранении и приумножении богатства родного края | 1 | Виртуальная экскурсия, беседа, викторина |
14. | Культура жителей Башкортостана | Народы, населяющие нашу республику. Изучение быта, обычаев, традиций, игр разных народов | 2 | Беседа, презентации, просмотр фильма, игры, выставка |
15. | Народные промыслы моего края | Понятие «народные промыслы», виды народных промысел Республики Башкортостан | 1 | Экскурсия в краеведчес-кий музей |
16. | «Моя малая родина - Нефтекамск» | История города; промышленность, центры культуры, творчества и спорта. Личный вклад жителя города в его процветание | 1 | Исследова-тельская работа |
17. | Мы гордимся нашими земляками | Деятели искусства, спорта; выполнение воинского долга – показатель гражданственности. Личностные качества, необходимые для достижения цели успеха в разных областях деятельности | 2 | Беседа, презентации, фотовыс-тавка, экскурсия на Аллею Славы |
18 | Природа -гениальный изобретатель | Природа и человек, природа на службе у человека | 1 | Беседа, виртуальная выставка |
19. | Экологическая обстановка в родном крае | Понятие «экология», виды и причины загрязнения природы; способы защиты и сохранения родного края. Личная ответственность каждого человека – бережное отношение к окружающему». Тропа здоровья | 2 | Решение и моделиро-вание проблемных ситуаций, акция «Внеси вклад в сохранение природы» |
20 | «Защищаю ли я природу?» | «Мой вклад в защиту природы моего края» | 1 | Проект. |
Мир без опасностей (8 часов) | ||||
22 | Культура здорового образа жизни | Режим дня, значение его соблюдения; гигиенические нормы и культура питания | 1 | Беседа, просмотр фильма, составле-ние рекламы |
23 | Азбука города | Правила дорожного движения, поведение на дороге водителя, пешехода и пассажира | 1 | Акция «Обраще-ние к участникам дорожного движения» |
24 | Бытовые опасности | Виды чрезвычайных ситуаций, причины их возникновения. Правила обращения с огнём, газом, Поведение около водоёмов, в лесу | 1 | Беседа, сюжетно-ролевые игры, решение проблем-ных ситуаций, составление памятки ученикам 1 класса |
25 | Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья | Роль воздушных, солнечных и водных процедур в сохранении здоровья человека; отдых на природе: виды, культура поведения | 1 | Беседа, рисунки, составление рекламы и памяток |
26. | Зеленая аптека | Лекарственные травы, встречающиеся в нашей местности, правила их сбора, бережное отношение. Простые способы оказания помощи себе и пострадавшему | 2 | Беседа, викторина, моделирова-ние и решение проблемных ситуаций, выпуск газеты «В гостях у зелёной аптеки» |
27. | «Что? Где? Когда?» | Закрепление правил безопасности жизнедеятельности человека | 2 | Конкурс |
Тематический план
(4-й год обучения)
№ п/п раздела | Название раздела | Количество часов на изучение раздела |
Я - школьник | 6 ч. | |
Я среди людей | 11 ч. | |
Мой родной край | 9 ч. | |
Мир без опасностей | 9 ч | |
Итого: | 35 ч. |
Содержание программы
№ п/п | Тема | Элемент содержания | Ко-ли -чество ча-сов | Вид занятия |
Я - школьник (6 часов) | ||||
1 | Я и мой класс | Взаимоотношения с коллективом в условиях класса. Понятия «товарищеские, дружеские отношения»; правила построения модели поведения с одноклассниками и учителями | 2 | Анкетирова-ние, беседа, анализ реальных ситуаций, фрагментов художествен-ных произведений |
2 | Что я делаю хорошо, а что - плохо? | Обязанности и права школьника, нравственно-этические нормы поведения. Эмоциональная оценка поступков, поведения товарищей, | 2 | Анкетирова-ние, анализ ситуаций, тренинг |
3 | Мое свободное время | Интересы учеников; их место, роль в жизни класса; правила организации своего свободного времени | 2 | Мини-проекты |
Я среди людей (11 часов) | ||||
4 | Для чего я рожден? | Цель в жизни человека. Профессии, интересы. Место учёбы, окружающих людей, личностных качеств в достижении цели. Взаимодействие с партнёрами по выполнению общих дел
| 1 | Беседа, |
5 | Знакомлюсь с Конституцией Российской Федерации | Конституция Российской Федерации – основной закон для каждого гражданина России; права и обязанности человека | 1 | Конференция |
6 | Проступок, правонарушение, преступление | Основные понятия «поступок», «правонарушение», «преступление», отличия этих понятий. Законы Конституции Российской Федерации связанные преступлением и правонарушением подростков. Меры ответственности подростка за правонарушение и преступление | 1 | Беседа, работа с источниками: словарями, нормативными документами |
7 | Разрешение конфликтов без насилия | Понятие «конфликт», виды и причины конфликта; способы предупреждения конфликтных ситуаций. Личностные качества, помогающие разрешению конфликта | 1 | Решение проблемных ситуаций, беседа, тренинг |
8 | Как стать успешным в обществе? | Понятия «успех», «успешность»; успех в разных видах деятельности человека; «ступеньки» к достижению успеха – личностные качества человека | 1 | Беседа, анализ ситуаций, встреча с успешным человеком, составление памятки |
9 | Я культурный человек? | Понятие «культурный человек», общепринятые нормы поведения в обществе; личностные качества как показатель и основа воспитанности человека. Для чего человек должен соблюдать этические правила? | 1 | Анкетирова-ние, моделирова-ние и решение проблемных ситуаций |
10 | Правила речевого этикета | Понятие «речевой этикет»; ситуации: приходим в гости, принимаем гостей, телефонный разговор, переписка (приветствие, поздравление, пожелание, письмо, SMS, социальные сети) | 2 | Практическая работа, сюжетно-ролевые игры, составление памяток |
11 | Семья в моей жизни | Семейные ценности, традиции, кодекс моей семьи. Права и обязанности членов семьи | 2 | Подготовка сборника «Семья – это семь Я» |
12 | Мой портрет | Ребенок в семье, в школе, в обществе. Интересы, взаимоотношения с окружающим миром | 1 | Проект. |
Мой родной край (9 часов) | ||||
13 | Природа- кормилица и вдохновительница | Природа в жизни каждого человека- источник жизни, вдохновения. Красота природы в произведения искусства разного вида | 1 | Исследова-тельская работа, выставка, конкурс рисунков, поделок |
14 | Освоение человеком законов жизни природы | Взаимосвязи между человеком и природой; освоение природы людьми; необходимость бережного отношения к природе | 1 | Конференция |
15 | Путешествуем по Красной книге | Красная книга России. Красная книга нашей республики. Растительный и животный мир просит о помощи. Причины вымирания животных и растений | 1 | Виртуальная экскурсия, фотовыставкавикторина |
16 | Заповеди юных защитников природы | Природа в опасности. Экологические проблемы – дело рук человека. Деятельность детей в деле спасения природы родного края | 2 | Беседа, составление памятки, практическая работа: поделки из отходов, акция «Сохраним природу!» |
17 | Выдающиеся люди моей Родины | Люди, прославившие себя в разных областях жизнедеятельности | 2 | Экскурсия в сквер Памяти, беседа, творческие работы |
18 | Помним, любим и гордимся | «Ими гордится наш народ», «Я хочу на него быть похожим», «Я хочу рассказать о …» и т.д. | 2 | Презентация проектных работ |
Мир без опасностей (9 часов) | ||||
19 | Правила поведения в общественных местах | Человек в школе, в обществе, театре, в транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе | 2 | Беседа, сюжетно-ролевая игра, посещение кинотеатра |
20 | Правила безопасного поведения в повседневной жизни | Противопожарная безопасность, дорожное движение: пешеход, пассажир и водитель | 1 | Моделирова-ние и решение проблемных ситуаций, встреча с инспектором |
21 | Культура здоровья | Гигиена тела, режим труда и отдыха, питание | 1 | Конкурс реклам, плакатов |
22 | Табакокурение, наркомания, алкоголизм – зло XXI века | Социальные явления; социологические исследования: табакокурение, наркомания, алкоголизм среди подрастающего поколения; вред здоровью. Спорт – альтернатива пагубным привычкам Личностные качества, необходимые человеку для избежания пристрастия к пагубным привычкам | 1 | Беседа с приглаше-нием специалистов, анкетиро-вание, создание буклетов |
23 | Культура отдыха | Игры, искусство, спорт, путешествие – виды отдыха человека; понятие «культура отдыха», соблюдение правил – залог успешного отдыха и сохранения своего здоровья | 2 | Спортивные игры, виртуальная экскурсия, посещение выставок |
24 | Моя безопасная жизнь | «Правила поведения в общественных местах», «Правила безопасного поведения в повседневной жизни», «Культура здоровья», «Культура отдыха», «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» | 2 | Презентация проектных работ |
Программно - методическое обеспечение
Литература
Для учителя:
1.В.Э.Рублях.Правила дорожного движения.Книга для учащихся 1 класса,-М:Просвещение 2007г.-47 с.
2.О.П.Павлова,Г.П.Попова,Г.Н.Шевченко.Пожарная безопасность в начальной школе.Конспекты занятий и классных часов.-Волгоград, Учитель, 2005г.- 142 с.
3.Образовательная система «Школа 2100».Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Начальная школа. /Под науч.ред.Д.И.Фельдштейна.-Баласс, 2011,-416с.
4.Окружающий мир: система уроков по учебникуА.А. Вахрушева, Д.Д.Данилова, О.В.Бурского, А.С.Раутиана/авт-сост.О.А.Тимофеева.- Волгоград: Учитель, 2012-229с.
5.Пахмутова Н.И.,Домрачева Л.Н. Ознакомление с окружающим миромв 1 классе. «марий Эл учитель»Йошкар-Ола,1996
6.Узорова О.В.,Нефедова Е.А.Внеклассное чтение для начальной школы,Москва «аквариум»,1996
7.Целоусова Т.Ю.,Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас», 3 класс»Вако:Москва,2003г.
8.Русские народные праздники и традиции /Л.Михеева, М.Короткова. – М.: дрофа-Плюс, 2008.-304 с.
Интернет-ресурсы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru
2. Презентация уроков «Начальная школа»: http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку): www.festival.1september.ru
5. Официальный сайт Образовательной системы школа 2100. http://www.school2100.ru
6. Образовательный портал «Учеба»: www.uroki.ru
7.www. nsc. 1september. ru
8.http://www.uchportal.ru
Информационно-коммуникативные средства:
1. Окружающий мир. 1-4 классы (DVD)
Технические средства обучения:
1. Компьютер
2. Медиапроектор
3. Фотоаппарат
4.Интерактивная доска или экран для показа слайдов
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Коли чество ча- сов | Дата проведения | |||
По плану | Фактич. | |||||
1 | Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись | 1 | 03.09 | |||
2 | Все начинается со слова «здравствуйте» | 1 | 10.09 | |||
3 | Законы жизни в классе | 1 | 17.09 | |||
4 | Классный уголок | 1 | 24.09 | |||
5 | Мы теперь не просто дети- мы теперь ученики. | 1 | 01.10 | |||
6 | Праздник в школе. | 1 | 08.10 | |||
7 | Поведение в школе и других общественных местах | 1 | 15.10 | |||
8 | Режим дня первоклассника. | 1 | 22.10 | |||
9 | Мини-проект «Мой режим дня» | 1 | 29.10 | |||
10 | От улыбки стало всем светлей | 1 | 12.11 | |||
11 | Права и обязанности школьников | 1 | 19.11 | |||
12 | Единство прав и обязанностей | 1 | 26.11 | |||
13 | Мой сосед по парте. | 1 | 03.12 | |||
14 | Час откровенного разговора | 1 | 10.12 | |||
15 | Дружба - чудесное слово | 1 | 27.12 | |||
16 | Для чего я рожден? | 1 | 24.12 | |||
17 | Человек среди людей | 1 | 21.01 | |||
18 | Моя семья- моя радость | 1 | 28.01 | |||
19 | Семейные традиции и праздники | 1 | 04.02 | |||
20 | Я - помощник в своей семье | 1 | 11.02 | |||
21 | Наша Родина-Россия | 1 | 18.02 | |||
22 | Город, в котором я живу: история города | 1 | 25.02 | |||
23 | Моя Родина – Башкортостан: государственные символы родного края (герб,гимн,флаг) | 1 | 04.03 | |||
24 | Зелёные ладошки Земли. Растения, их разнообразие. | 1 | 11.03 | |||
25 | Лекарственные и ядовитые растения | 1 | 18.03 | |||
26 | Эти забавные животные | 08.04 | ||||
27 | Мы в ответе за тех, кого приручили | 1 | 15.04 | |||
28 | Безопасная дорога в школу | 1 | 22.04 | |||
29 | Путь в страну «Здоровию» | 1 | 29.04 | |||
30 | Мы веселые ребята, мы ребята здоровята | 1 | 06.05 | |||
31 | Мой дом и опасности в нем | 1 | 13.05 | |||
32 | Один дома | 1 | 20.05 | |||
33 | Скоро каникулы. Мои планы | 1 | 27.05 |
Календарно-тематическое планирование 2класс
№ занятия п/п |
Тема занятия | Коли чест во часов | Дата проведения | ||
По плану | Факти- чески | ||||
1 | Я и школа. Я – ученик | 1ч | 03.09 | ||
2 | Кто я и как выгляжу? | 1ч | 10.09 | ||
3 | Школа вежливости. Правила этикета | 1ч | 17.09 | ||
4 | Я, ты, мы. Моё свободное время | 1ч | 24.09 | ||
5 | Моё хобби | 1ч | 01.10 | ||
6 | История появления законов | 1ч | 08.10 | ||
7 | Наши права и наши обязанности | 1ч | 15.10 | ||
8 | Я и другие | 1ч | 22.10 | ||
9 | Семья – моя крепость | 1ч | 29.10 | ||
10 | Что я могу? Что я хочу? | 1ч | 12.11 | ||
11 | Мои обязанности и дела в коллективе | 1ч | 19.11 | ||
12 | Чувства и поступки | 1ч | 26.12 | ||
13 | Мир, в котором я живу | 1ч | 03.12 | ||
14 | Родной край в древности | 1ч | 10.12 | ||
15 | «С берёзовый листок величиной…» | 1ч | 17.12 | ||
16 | Уфа – столица Башкортостана | 1ч | 24.12 | ||
17 | Славные люди Башкирии | 1ч | 21.01 | ||
18 | Жемчужина Урала | 1ч | 28.01 | ||
19 | Мой город – моя родина | 1ч | 04.02 | ||
20 | Содружество семьи и города | 1ч | 11.02 | ||
21 | Проект «День города» | 1ч | 18.02 | ||
22 | Ими гордится наш город | 1ч | 25.02 | ||
23 | Уроки мудрости. Наши бабушки и дедушки | 1ч | 04.03 | ||
24 | Моя родословная | 1ч | 11.03 | ||
25 | Мои земляки – защитники Родины | 1ч | 18.03 | ||
26 | Школа докторов здоровья | 1ч | 08.04 | ||
27 | Вредные привычки | 1ч | 15.04 | ||
28 | В гости к зелёной аптеке | 1ч | 22.04 | ||
29 | Конкурс рисунков «Зеленая аптека» | 1ч | 29.04 | ||
30 | Я выбираю движение | 1ч | 06.05 | ||
31 | Правила здорового образа жизни | 1ч | 06.05 | ||
32 | Чрезвычайные ситуации в быту | 1ч | 13.05 | ||
33 | Чрезвычайные ситуации на природе | 1ч | 13.05 | ||
34 | Служба спасения | 1ч | 20.05 | ||
35 | Готовимся к каникулам | 1ч | 27.05 |
Предварительный просмотр:
Сведения о занятости учащихся во внеурочное время