Дәрестән тыш эшчәнлек
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Образовательная программа внеурочной деятельности «Родной язык и литературное чтение на родном языке» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предназначена для учащихся 1-4 классов и реализуется на базе МАОУ «Гимназия №2» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа и народов, проживающих рядом, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.
Конституция Российской Федерации гласит: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённый общей судьбой …» На территории города Стерлитамак и Республики Башкортостан проживают представители многих национальностей. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Программа адресована учащимся 1-4 классов, интересующимся родным языком, историей своего края, обычаями и традициями своего народа. Она направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Цель программы: приобщение детей изучению родного языка и литературы, к культуре татарского народа, его истокам, познание быта и традиции предков, постижение своих родословных корней, формирование у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России.
Задачи:
- формировать умение общаться на татарском языке с учётом речевых возможностей и потребностей учащихся;
- развивать элементарные представления об истории и культуре татарского народа;
- ознакомить с произведениями искусства, предметами быта и народного фольклора;
- воспитывать интерес к родному языку и народу, обычаям и традициям своего народа;
-воспитывать чувство принадлежности к своей нации и уважение к традициям других национальностей, основываясь на опыт народа и мудрость поколений;
- воспитывать у учащихся чувство толерантности как основы взаимоуважения и понимания культуры и речи татарского народа;
-развивать способности школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога;
- познакомить учащихся со способами поиска информации, со структурой исследовательской деятельности,
- мотивировать учащихся на выполнение задач, требующих усердия и самостоятельности,
-прививать интерес к родному языку, краю, к обычаям и традициям своего народа,
-прививать навыки организации научного труда, работы со словарями, энциклопедиями, периодической печатью.
Срок реализации программы: 2016-2020 год
Изучение культуры и традиций татарского народа начинается с I класса. Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к изучению языков, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.
Содержание образовательной программы предусматривает различные формы организации внеурочной деятельности. Предполагается оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности (коммуникативной, игровой, учебной, речевой, двигательной, изобразительной, музыкальной, театрализованной). Логика изложения материала построена в соответствии с основными закономерностями развитии ребенка младшего школьного возраста с учетом особенностей детского восприятия, мышления, общения.
Изучение каждой темы начинается с просмотра и обсуждения наглядного материала. Дети знакомятся с национальными костюмами, предметами быта, народными изделиями и многое другое и т.п. На занятии используются игровые ситуации, знакомство с легендами, сказками в различных изобразительных и познавательных формах.
В содержание занятий включены темы, которые наиболее интересны и доступны младшим школьникам: «Моя семья», «Природа родного края», «Народное творчество». К темам подобран и систематизирован разнообразный наглядно-иллюстративный материал, подготовлены альбомы, дидактические пособия, предметы быта, куклы в национальных костюмах, детские и взрослые национальные костюмы татарского народа. Познавательный материал способствует расширению и углублению детских представлений о том, как жил татарский народ в разное историческое время. Изучение речевых традиций позволяют в интересной, увлекательной форме закреплять и совершенствовать необходимые в школе знания и умения детей: освоение форм общения, формирование звуковой культуры речи. Связующим звеном выстроенной системы работы по ознакомлению с культурой татарского народа является познавательная деятельность детей, основанная на естественном интересе детей, направленная на освоение культурного наследия.
Новизна разработки в том, что содержательной основой внеурочной деятельности является богатейший познавательно - исторический материал, адаптированный для детей младшего школьного возраста. Весь познавательно - исторический материал разделен на три тематических блока. Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса приобщения детей к национальной культуре. Наличие блоков и тем способствует системному и целенаправленному блочно – тематическому планированию процесса реализации основных задач.
В свою очередь, изучение татарского языка способствует развитию речевых способностей младших школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке, моделировать собственную интонацию в зависимости от цели высказывания (утверждение, вопрос, отрицание), планировать элементарное монологическое высказывание. Помимо этого изучение татарского языка позволяет расширить словарный запас младшего школьника на родном языке за счет так называемых "интернациональных слов" и т. д.
Одним из приоритетов начального образования признается развитие личностных качеств и способностей ребенка в процессе приобретения им опыта разнообразной деятельности – учебно-познавательной, практической, социальной. Данный подход реализуется при обучении курсу «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
Наряду с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения татарского языка в различном социально-ролевом и ситуативном контексте, курс насыщен заданиями учебно-познавательного характера.
Темы, связанные с коммуникативной деятельностью, раскрываются путем:
- расширения у младших школьников представлений об истории возникновения татарского народа, об архитектурных, исторических, экологических памятниках, исторических личностях, выдающихся деятелях, народных героях.
- самостоятельного детского исследования особенностей основных, традиционных видов труда татарского народа: народных промыслов и ремесел, быта, хозяйственного труда в семье. При этом активно привлекаются родители, которые помогают детям узнать о реальных исторических фактах, собрать ознакомительный материал, приобщают детей к выполнению трудовых поручений в домашнем хозяйстве.
Темы, связанные с творческой деятельностью, раскрываются путем:
- сообщения детям знаний о народных героях, национальных поэтах, писателях, спортсменах, обычаях, обрядах.
- практического освоения детьми фольклора: сказок, пословиц, поговорок, изучения колыбельных песен, потешек.
Темы, связанные с познавательной деятельностью, раскрываются путем:
- сообщения детям сведений этнографического характера: характерные национальные имена, национальный костюм, национальная кухня, народные праздники, народные игры;
- практического освоения изобразительных средств для выражения своего отношения к народным традициям.
Деятельностный характер курса «Родной язык и литературное чтение на родном языке» позволяет сочетать речевую деятельность на татарском языке с другими видами деятельности (игровой, познавательной, художественной), осуществляя разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать универсальные учебные действия.
Обучение татарскому языку на первой ступени (1 – 4 классы) обладает выраженной спецификой по сравнению с последующими ступенями. На первых годах обучения происходит интенсивное накопление языковых средств, необходимых для решения достаточно широкого круга коммуникативных задач. В дальнейшем на старших ступенях обучения учащиеся будут решать эти же задачи в других ситуациях общения, в рамках новых тем. Однако первоначальное накопление языковых и речевых средств происходит именно на первой ступени. При этом существенное влияние на эффективность процесса обучения оказывает динамика накопления языковых средств, последовательность, обоснованность и интенсивность их введения.
При реализации программы применяются технологии
- личностно – ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности.
- развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников:
- технология критического мышления, направленного на усвоение учебного материала: развитие критического мышления, творческих способностей учащихся.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, метод проектов.
Формы обучения: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Прогнозируемые результаты
- Готовность к социальному самоопределению учащихся
- Сформированные знания о татарских народных традициях, основных достижениях культуры этого народа;
- Развитые навыки культурного поведения и нравственного отношения к себе и другим людям в учебной и внеурочной деятельности;
- Сформированное национальное сознание и толерантное отношение к культурам других народов.
Учащиеся должны знать:
- историю родного края, его традиции, обычаи и обряды;
- основы материальной культуры народов России (занятия, жилище, одежда, кухня, декоративно-прикладное искусство, быт);
- основы духовной культуры народов России.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать и сравнивать;
- объяснять смысл, значение основных понятий;
- владеть письменной и устной речью;
- вести диалог;
-взаимодействовать в коллективе
Система оценки достижений учащихся предполагает организацию выставок, викторин, конкурсов чтецов, рисунков, создание папок с творческими работами.
Общая характеристика курса
Рабочая программа разработана на основе программы по татарскому языку и литературе для русских школ (Обучение учащихся-татар). 1- 11 классы. Ф.Ф.Харисов, Ч.М. Харисова, В.А.Гарипова, Р.Р. Замалетдинов, Г.Ф. Замалетдинова, Ф.Г.Галимуллин, А.Н.Хузиахметов, З.Н.Хабибуллина, Х.Г.Фардиева.- Казань: Магариф, 2010., с добавлениями и изменениями, внесенными в связи со спецификой образовательной концепции и учебного плана.
Специфика данного курса заключается в его тесной взаимосвязи с историей и культурой Башкортостана и татарского народа.
На основе изучения произведений развивается нравственные и эстетические нормы, ведется работа над связанным текстом: определение вида и жанра литературных произведений. Знакомятся с жизнью и творчеством башкирских и татарских композиторов, поэтов, писателей, художников, артистов.
Предметное содержание устной и письменной речи для начальных классовсоответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям младших школьников.
Рабочая программа составлена в соответствии с годовым календарным графиком, учебным планом на текущий учебный год.
Курс внеурочной деятельности «Родной язык и литературное чтение на родном языке» относится к направлению «Общекультурное» и изучается в течение 4 лет обучения. На изучение курса «Родной язык и литературное чтение на родном языке» в 1 классе отведен 1 час в неделю, 33 часа в год, во 2-4 классах 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности «Родной язык и литературное чтение на родном языке» основывается на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой реализации ФГОС общего образования. В соответствии с данной концепцией «духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культура, Отечество.
В учебном процессе школьники представлены в ситуациях, которые позволяют на доступном для младших школьников уровне обсуждать такие вопросы, как любовь к своей семье, здоровый образ жизни, трудолюбие, почитание родителей, забота о старших и младших, отношение к учебе, интерес к творчеству в разных его проявлениях. Существенное место уделяется и современным проблемам бережного отношения к природе и природным ресурсам, осознанию необходимости сохранения разнообразия природы не только родной страны, но и всей планеты Земля, что закладывает основы формирования экологического сознания младших школьников.
Таким образом, содержание курса внеурочной деятельности в начальной школе отражает базовые ценности современного российского общества и реализует поставленную в ФГОС начального общего образования задачу – средствами курса обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования.
Планируемые результаты.
Предметныерезультаты | Личностные результаты | Метапредметные результаты |
1 класс Обучающиеся научатся: -владеть произносительными нормами звуков, которые является специфичными в татарском языке ; -соблюдать правильное ударение; -различать коммуникативные типы предложений по интонации; -соблюдать интонацию перечисления;читать изучаемые слова по транскрипции. -составлять диалог и общаться; -понимать информацию, содержание текста и пересказывать; -составлять предложения по определенным темам используя наглядность; -распознавать татарские народные праздники. -делать обобщения, выводы; - систематизировать полученные знания; -формировать уважительное отношение к иному мнению; -овладевать начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; | 1 класс У обучающихся будет сформирована: -внутренняя позиция на уровне положительного отношения к внеурочной деятельности, к школе; Обучающиеся получат возможность для формирования: -учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; Обучающиеся научатся: -сопереживать; -свободно общаться со сверстниками, друзьями и уважительно обращаться к взрослым; -правильно применять слова этикета; -развивать этические чувства стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; | 1 класс Обучающиеся научатся: -принимать активное участие в групповой и коллективной работе; -выполнять учебные действия в устной, письменной форме; -самостоятельно делать выводы по тексту; -свободно владеть правилами вежливости в различных ситуациях; -активно проявлять себя в коллективной работе, понимая важность своих действий для конечного результата; -строить монологическое и диологическое высказывание; сформулировать собственное мнение, позицию; -задавать вопросы; |
2 класс Обучающиеся научатся: -пользоваться двуязычным словарём; -пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил; -вести словарь (словарную тетрадь); -опознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке;составлять диалог и общаться; -понимать информацию, содержание текста и пересказывать; -самостоятельно сочинять письма, поздравительные открытки, и небольшие тексты используя наглядность; - создавать диалог и монолог по определенный теме и по предложенному заголовку; -пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил; -развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; | 2 класс У обучающихся будут сформированы: -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; -широкий интерес к новому учебному материалу; Обучающиеся научатся: развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; | 2 класс Обучающиеся научатся: -различать способы и результат действия; -вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учёта характера сделанных ошибок; -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -излагать свои мысли в устной и письменной форме; -допускать существование различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнёра в общении, уважать чужое мнение; -учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; |
3 класс Обучающиеся научатся: - пользоваться компьютерным словарём; -систематизировать слова, например по тематическому принципу; -распознавать в тексте и употреблять в речи изученные части речи:имя существительное, имя прилагательное, глагол; -распознавать исторические сведения о различных периодах жизни татар; -формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; | 3 класс У обучающихся будут сформированы: -широкий интерес к исследовательской деятельности в области литературы; -навыки оценки и самооценки результатов внеучебной деятельности на основе критерия её успешности; -способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Обучающиеся научатся: -саморазвиваться, сформировывать мотивацию к обучению и познанию; | 3 класс Обучающиеся научатся: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и поисково-творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы; -строить логические рассуждения; -использовать учебную и дополнительную литературу для творческих заданий; -аргументировать свою позицию; |
4 класс Обучающиеся научатся: -владеть основными явлениями, как сингармонизм ( созвучие, гармония гласных) и аглютинативный характер морфологического строя (последовательное присоединение стандартных аффиксов друг за другом). -распознавать связующее вспомогательное слова в речи и уметь его использовать; -распознавать в тексте и употреблять в речи изученные части речи:имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, числительное, служебные слова, модальные слова, -подробно и выборочно пересказывать текст; -анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями -формировать эстетические потребности, ценности и чувства; | 4 класс Обучающиеся научатся: -распознавать главные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение; -уважать ценности многонационального российского общества; У обучающихся будут сформированы: -эстетические и ценностно-смысловые ориентации; -чувства сопричастностии гордости за свою Родину, народ и историю; -осознание ответсвенности человека за общее благополучие; | 4 класс Обучающиеся научатся: -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -преобразовывать практическую задачу в познавательную; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; -использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата; -самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и выносить необходимые коррективы; -расширять свои представления о языке; -осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; -осуществлять запись выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью ИКТ; -учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других; -пользоваться основными коммуникативными типами речи: описание, рассказ, характеристика (персонажей); |
Тематическое содержание курса по каждому классу
1 класс
В 1 классе дополнительно включены блоки «Моя семья» и «Природа родного края». Блок «Моя семья» позволит составить наиболее полный рассказ о себе и своей семье, а также поможет при составлении своего генеалогического древа. Блок «Природа родного края» даст более богатый материал о природе Башкортостана, географических названиях, о природных явлениях, ознакомит с растительным и животным миром.
«Вводное занятие» (2 часа) – проведение инструктажа по охране труда и технике безопасности и ознакомление с тематикой внеурочной деятельности
«Мой родной язык» (5 часов) - этапы исторического развития татарского народа. Данный блок является начальным, но предусматривает закрепление всего пройденного материала.
«Природа родного края» (9 часов)
«Моя семья» (7 часов)
«Народное творчество» (9 часов) - устное, литературное и певческое.
«Национальные традиции татарского народа» - народные традиции, обычаи, праздники, обряды, народные игры, особенности национальной одежды.
«Подведение итогов» (1 час)
2 класс
Во 2-м классе есть дополнительный блок «Слово», которое дает полное представление об особенностях словообразования в татарском языке и начальные лингвистические представления.
«Вводное занятие» (2 часа)
«Мой родной язык» (9 часов)
«Слово» (8 часов)
«Народное творчество» (9 часов)
«Подведение итогов» (1 час)
3 класс
В 3 классе включен блок «Творческая мастерская», предполагающая создание творческих работ и организацию выставок работ, а также их систематизация.
«Вводное занятие» (2 часа)
«Мой родной язык» (6 часов)
«Народное творчество» (6 часов)
«Национальные традиции татарского народа» (15 часов)
«Творческая мастерская» (4 часа)
«Подведение итогов» (1 час)
4 класс
В 4 классе ярко выражена речевая направленность курса и изменена тематика блоков.
Повторение пройденного (2 часа)Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.Фонетический анализ слов.
Морфология. (9 часов)Имя существительное. Глагол. Имя прилагательное. Местоимения. Имя числительное.
Синтаксис. (5 часов)Словосочетание и предложение. Главные члены предложения. Порядок слов в предложении. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения.
Развитие речи (3 часа)Уфа- моя столица. Башкортостан – наша Родина. Национальная одежда татар и башкир.
Литература (14 часов)Произведения татарских и башкирских писателей. Произведения русских и зарубежных писателей. Устное народное творчество.
Повторение (1 час)
Тематическое распределение часов
№№ | Наименование раздела и тем | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | ||
1 класс | |||||
1. | Вводное занятие. Ознакомление с тематикой курса | 2 | Различать звуки: гласные, согласные. Группировать слова по первому и последнему звуку. Характеризовать особенности гласных и согласных звуков. Классифицировать слова по количеству слогов.Отвечать на вопросы по содержанию текста, определять главную мысль. | ||
2. | Мой родной язык | 5 | |||
3. | Природа родного края | 9 | |||
4. | Моя семья | 7 | |||
5. | Народное творчество | 9 | |||
6. | Подведение итогов | 1 | |||
2 класс | |||||
1. | Вводное занятие. Ознакомление с тематикой курса | 2 | Характеризовать особенности гласных и согласных звуков. Объяснять работу гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного. Отвечать на вопросы по содержанию текста, определять главную мысль. | ||
2. | Мой родной язык | 9 | |||
3. | Слово | 8 | |||
4. | Народное творчество | 14 | |||
5. | Подведение итогов | 1 | |||
3 класс | |||||
1. | Вводное занятие. Ознакомление с тематикой курса | 2 | Определять жанр; анализировать текст: осознавать смысл прочитанного текста, определять главную мысль. Конструировать: логично и последовательно строить высказывание; формулировать главную мысль, отбирать доказательства. | ||
2. | Мой родной язык | 6 | |||
3. | Народное творчество | 6 | |||
4. | Национальные традиции татарского народа | 15 | |||
5. | Творческая мастерская | 4 | |||
6. | Подведение итогов | 1 | |||
4 класс | |||||
1. | Повторение пройденного | Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки | 1 | Различать звуки: гласные, согласные. Группировать слова по первому и последнему звуку. Характеризовать особенности гласных и согласных звуков. Классифицировать слова по количеству слогов Определять жанр; анализировать текст: осознавать смысл прочитанного, определять главную мысль. Характеризовать особенности гласных и согласных звуков. Объяснять работу гласной буквы как показателя твердости и мягкости предшествующего согласного. Отвечать на вопросы по содержанию текста, определять главную мысль. Конструировать: логично и последовательно строить высказывание; формулировать главную мысль, отбирать доказательства | |
Фонетический анализ слов | 1 | ||||
2. | Морфология | Имя существительное | 3 | ||
Глагол | 1 | ||||
Имя прилагательное | 2 | ||||
Местоимения. | 1 | ||||
Имя числительное. | 2 | ||||
3. | Синтаксис | Словосочетание и предложение. | 1 | ||
Главные члены предложения. | 1 | ||||
Порядок слов в предложении. | 1 | ||||
Второстепенные члены предложения. | 1 | ||||
Однородные члены предложения. | 1 | ||||
4. | Развитие речи | Уфа- моя столица. | 1 | ||
Башкортостан – наша Родина. | 1 | ||||
Национальная одежда татар и башкир. | 1 | ||||
5. | Литература | Произведения татарских и башкирских писателей | 8 | ||
Произведения русских и зарубежных писателей | 3 | ||||
Устное народное творчество | 3 | ||||
6 | Повторение | 1 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
- телевизор
-DVD -проигрыватель
- компьютер
Учебно-методический комплекс
1. Ф.А. Гафурова, Л.Ш. Гайнетдинова. Алифба: для первого класса татарской школы Башкортостана (на татарском языке), Уфа - Китап,2010.
2. Харисов Ф.Ф. Татарский язык: учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы с русским языком обучения (для учащихся-татар).- Казан: Магариф, 2013г.
3. Ягафарова Р.Х. Книга для чтения: учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы с русским языком обучения (для учащихся-татар).- Казан: Магариф, 2013г.
4. Гафурова Ф.А., Салимгараева Б.С. Татарский язык: Учебник для 2 класса татарской школы Башкортостана (на татарском языке), Уфа - Китап,2013.
5. Нуриева А.Х.. Татарский язык : учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы с русским языком обучения (для учащихся-татар).- Казан: Магариф, 2013.
6.Ягафарова Р.Х. Книга для чтения: учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы с русским языком обучения (для учащихся-татар).- Казан: Магариф, 2013.
7.Гафурова Ф.А., Салимгараева Б.С., Татарский язык: Учебник для 3 класса татарской школы Башкортостана.- Уфа: Китап, 2010.
8.Харисов Ф.Ф., Хисамова Ф.М., Татарский язык: учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы с русским языком обучения (для учащихся-татар).- Казан: Магариф, 2013.
9.Ягафарова Р.Х. Книга для чтения: Книга для чтения: учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы с русским языком обучения (для учащихся-татар).- Казан: Магариф, 2013.
10. Харисов Ф.Ф., Хисамова Ф.М., Татарский язык: учебник для 4 класса общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной).- Казань: Татарское книжное издательство, 2014.
11. Ягафарова Р.Х. Книга для чтения: Книга для чтения: учебник для 4 класса общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как родной).- Казань: Татарское книжное издательство, 2014.
12.Программы по татарскому языку и литературе для русских школ (Обучение учащихся-татар). 1- 11 классы. Ф.Ф. Харисов, Ч.М. Харисова, В.А. Гарипова, Р.Р. Замалетдинов, Г.Ф. Замалетдинова, Ф.Г. Галимуллин, А.Н. Хузиахметов, З.Н. Хабибуллина, Х.Г. Фардиева.- Казань: Магариф, 2010.
13.А.М. Кондаков. Примерные программы по учебным предметам.-М.: Просвещение, 2011.
14.С.С. Пичугин рабочая программа учебного предмета, дисциплины(модуля) начальное общее образование. Методическое пособие по составлению. Уфа: Издательство ИРО, 2011.
15.Ф.С.Сафиуллина Карманный татарско-русский и русско-татарский словарь издательство казань "ТаРИХ" 2007г
16.Замалетдинова З.И. Уроки татарского языка. Методическое пособие к учебнику Татарский язык для 2 класса.- Казань: Магариф, 2004.
17.Сафиуллина Ф.С., Фатхуллова К.С. Обучение русскоязычных учащихся татарскому языку. 3 класс. Методическое пособие для учителей.-Казань: Магариф, 2005.
18.Хасанова М.Х., Сафиуллина Г.М. и др. Уроки риторики. 1,2,3 класс. Методическое пособие для учителей.-Казань: Магариф, 2004.
19.Бухарова Ф.Т., Ялчина А.Ф. Занимательная грамматика. Учебно-методические материалы для учителей татарского языка и литературы. Стерлитамак: Издательство СГПА, 2009.
20.Газизова А.Н. Дидактические материалы по татарскому языку для начальных классов. Пособие для учителей татарского языка и литературы в русской школе. Казань: Яналиф, 2005.
Согласовано
Зам. директора
________О. И. Астахова
«____»__________2016г.