РОДИТЕЛЯМ

В разделе содержаться советы родителям школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya_obucheniya.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Советы психолога

С первого дня обучения ребёнка в школе родители сталкиваются с рядом проблем, связанных с адаптацией, обучением, поведением, успеваемостью. Зачастую они не знают, как поступить в той или иной ситуации, как помочь ребёнку на начальных этапах обучения, а затем и в подростковый период. Действенную помощь родителям в решении их проблем, самим детям и даже педагогам смогут оказать специалисты школьной психологической службы.

Адаптация первоклассника к новым условиям обучения

С поступлением ребёнка в первый класс существенно меняется стиль его жизни, режим дня, коллектив. Это зачастую приводит к социальному стрессу, существенно влияющему на адаптацию ребёнка к новым условиям обучения. И родители, и дети начинают новую, насыщенную событиями жизнь, поэтому от умения родителей поддержать малыша в этот период напрямую зависит качество школьного обучения в будущем. По мнению специалистов, адаптационный период у первоклассника длится от двух до шести месяцев. Важно, чтоб всё это время ребёнок чувствовал поддержку семьи. Большинство родителей понимают степень ответственности и правильно организовывают совместную деятельность с сыном или дочерью, однако иногда всё-таки упускают некоторые важные моменты, на которые обращает внимание детский специалист-психолог.

Советы мамам и папам первоклассника

В первые недели обучения необходимо помочь первокласснику поверить в свои силы. Новые условия способствуют тому, что ребёнок теряется, начинает сомневаться в том, что у него получится сделать так, как велит учитель. Задача родителей на данном этапе - постоянно быть рядом и подбадривать своего ученика, выражать уверенность в его возможностях и способностях, и тогда ребёнок начнёт верить в себя сам. Не менее важно постоянно интересоваться жизнью класса, событиями школьного дня, причём нужно спрашивать у самого ребёнка. Стоит дать ему возможность посмотреть на события со стороны ещё раз, возможно, он увидит что-то важное, что изначально не привлекло его внимания. Ни в коем случае не стоит порицать маленького ученика, тем более что на первом этапе он делает только пробные шаги. Критика в этот период способна лишь усугубить проблему, к тому же, его и так будут критиковать одноклассники, возможно, даже сам учитель, если что-то не получится. Не следует забывать, что темперамент малыша напрямую влияет на скорость адаптации: активные дети долго не научатся сидеть на одном месте, медлительные – не будут успевать за школьным ритмом. Потому важно не сравнивать ребёнка с другими детьми, их успехами. Стоит помнить, что каждый малыш – индивидуальность, которую следует просто понять и принять. Советы родителям первоклассников направлены на осознание того, что успех адаптации в школе во многом зависит от родителей.

Поведенческие проблемы учеников

Часто, беседуя с родителями, можно услышать от них фразу: «Все дети нормально сидят на уроках, а наш не сидит. Он с рождения такой». Проблемы некоторых учеников становятся заметны с первого дня обучения в школе: повышенная двигательная активность, болтливость, суетливость, неусидчивость. Кроме того, у таких учеников, как правило, практически сразу возникают проблемы с вниманием, сосредоточенностью. Это становится причиной недостаточного усвоения школьной программы, неуспеваемости. При нормальном интеллекте, ребёнок начинает отставать от сверстников в усвоении материала. Советы родителям о дополнительных мерах воспитательного воздействия эффекта не дают: ребёнок продолжает демонстрировать неконтролируемое поведение. В таких случаях специалисты могут предположить, что имеют дело с гиперактивным ребёнком.

Советы родителям гиперактивного ученика

С учётом того, что в школе главной деятельностью ребёнка является обучение, в первую очередь необходимо правильно организовать процесс усвоения знаний гиперактивным ребёнком. Дети с таким поведенческим расстройством не могут удержать одновременно большой объём информации, поэтому задания для них следует дробить на части, что способствует поэтапному усвоению учебного материала. Гиперактивный ребёнок не может выстраивать для себя отдалённую перспективу: ему нужно всё здесь и сейчас. Потому родителям следует продумать систему получения результата за каждое выполненное задание без отсрочки: пусть это будут очки или жетоны. Постепенно следует приучать ребёнка к умению отслеживать время, так как у таких детей проблемы именно с его ощущением. Зная "беду" своего малыша, стоит избегать ситуаций, в которых провоцируется плохое поведение, напоминающее маме и папе, что им достался гиперактивный ребёнок. Советы психолога родителям таких детей направлены также на то, чтоб меньше провоцировать ситуаций, в которых захочется отругать школьника.

Причина плохой успеваемости в начальной школе

Часто родители, проверяя дневник и тетради своего ученика, начинают обвинять ребёнка в лени, нежелании работать в полную силу. Испробовав все возможные варианты наказания и поощрения, приходят к выводу, что их ребёнок просто неспособный, продолжая винить в этом самого ученика. Специалисты по детской психологии утверждают, что причина кроется не в лени или неспособности, проблему следует искать в другом. В первую очередь ребёнок может таким образом требовать к себе больше внимания со стороны мамы и папы, понимая, что если у него что-то не будет получаться, то родители отставят все дела и начнут уделять внимание только ему. Часто такая ситуация диагностируется в семьях, где взрослые постоянно заняты выяснением отношений друг с другом, частыми ссорами. Ребёнок обязательно начнёт стараться отвлечь самых близких ему людей от выяснения отношений любыми доступными ему способами, в том числе и плохой учёбой. В любом случае стоит обратиться за консультацией к школьному специалисту-психологу, который, изучив ситуацию, даст советы родителям по организации действенной помощи ребёнку.

Плохая успеваемость – советы психолога

Те родители, которые хотят видеть в дневнике своего ребёнка хорошие отметки, должны усвоить для себя несколько правил:

• нельзя награждать ребёнка обидными эпитетами, кричать на него за плохую успеваемость;

• нельзя при совместном выполнении домашних заданий брать основную нагрузку на себя: помощь родителя должна быть минимальной, ребёнок должен научиться работать самостоятельно;

• нельзя показывать ребёнку сильную озабоченность его успехами, так как он может подумать, что его любят не просто так, а за успехи в учёбе: принцип безусловной любви должен присутствовать в жизни ребёнка постоянно.

Специалисты утверждают, что залогом успеха в обучении являются три составляющих:

  1. Труд самого ребёнка.
  2. Время родителей.
  3. Терпение.

Таким образом, главными помощниками ученика в школе являются родители. И дети обязательно оценят помощь, оказанную им, успеваемость постепенно наладится.

Главные проблемы пятиклассника

С переходом ученика из начального звена в среднее возникает ряд проблем, на первый взгляд невидимых. Ребёнок попадает в новую для него социальную ситуацию, примеряет на себя новую роль ученика средней школы. В пятом классе, как правило, успеваемость снижается за счёт замедления темпа деятельности в силу психологических особенностей ученика. К тому же дети уходят от одного учителя и приходят сразу к нескольким преподавателям, у каждого из которых своя методика и свой подход. Ребёнок должен привыкнуть ещё и к новым педагогам. Специалисты-психологи, как правило, диагностируют в этот период у пятиклассников повышенную возбудимость, вспыльчивость, снижение навыков волевой саморегуляции, некоторую склонность к аффектам. Педагогические советы родителям в этот период содержат рекомендации по улучшению успеваемости и организации режима дня пятиклассника. Несколько другую направленность, более конкретизированную, имеют советы школьного психолога родителям и классным руководителям.

Рекомендации родителям пятиклассника

Советы психолога родителям пятиклассников основываются на психологических особенностях младшего подростка. Родителям следует понимать, что именно в этот период ребёнок требует к себе повышенного внимания как со стороны учителей, так и со стороны родителей. Ему необходима помощь, поддержка и понимание семьи. Советы родителям ученика пятого класса отражают модель поведения членов семьи в этот ответственный для школьника период:

  1. Необходимо постоянно проявлять интерес к школьной жизни ребёнка, новостями из жизни класса.
  2. Стоит поддерживать тесную связь с классным руководителем, регулярно интересоваться успеваемостью, взаимоотношениями в классе.
  3. Не стоит связывать оценки за успехи в учёбе с системой поощрений.
  4. При выполнении домашних заданий стоит предоставить пятикласснику максимальную самостоятельность, контроль осуществлять незаметно и ненавязчиво.
  5. Необходимо помочь ребёнку почувствовать интерес к школьным знаниям.
  6. Необходимо поддерживать в семье ровную и доброжелательную атмосферу постоянно.
  7. Способствовать развитию самоконтроля, самооценки и самодостаточности школьника.

Психологические особенности современного подростка

О проблемах подросткового возраста говорят и пишут много, возраст учеников 8 и 9 классов считается проблемным. Психологические советы родителям школьников принимают особую актуальность в этот период. Специалисты называют этот возраст «периодом бури и натиска», действительно, именно сейчас и происходит окончательное становление личности. Семья отходит на второй план, а на первый выходят межличностные отношения. Дружба становится главной ценностью, подростки начинают заниматься поисками смысла жизни, что отражается на поведении и манере вести себя в коллективе. Постоянные конфликты со взрослыми также являются издержками подросткового периода, так как подросток постоянно чувствует ущемление взрослыми своих прав. Считая себя уже достаточно зрелыми и самостоятельными людьми, они довольно агрессивно реагируют на любые, с их точки зрения, притеснения со стороны старшего поколения. Советы психолога родителям подростков направлены прежде всего на установление равных взаимоотношений между взрослыми и детьми, так как подросток, почувствовав, что с ним считаются, уважают его мнение, сможет адекватно оценивать своё поведение и возможности.

Психологическая помощь родителям подростка

Помощь специалиста в период взросления ребёнка особенно необходима родителям. Возникающие в этот период между родителями и детьми разногласия основываются на недостаточной осведомлённости о психологических особенностях взрослеющего ребёнка. Советы родителям подростков направлены на формирование правильного подхода к воспитанию повзрослевшего ученика:

  1. Обязательным условием является установка на безусловную любовь. Подростку особенно необходимо ощущать любовь и поддержку близких ему людей.
  2. Нельзя забывать о позитивном личном примере: не стоит давать ребёнку поводов для упрёка.
  3. Не стоит умалять значимость образования, этот период особенно важен для формирования позитивной мотивации к обучению.
  4. Нельзя унижать ребёнка и оскорблять его достоинство: в период становления личности особенно необходимо поддерживать уверенность в своих возможностях.