МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА. "Интеллектуальная разминка"

Методическая копилка. "Интеллектуальная разминка". раздел иллюстрирует прием, которы применяю на уроках истории и обществознания.На каждом этапе  стремлюсь развить мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования творческого мышления. Традиционно урок начинаем с «Интеллектуальной разминки». Данный  непродолжительный этап урока(5-7 минут) имеет, на мой взгляд,  стратегическое значение,  обеспечивая мотивацию учащихся,  включение их в активную познавательную деятельность на уроке. Задания «Интеллектуальной разминки» позволяют качественно организовать повторение ранее изученного материала, так как требуют применения предметных знаний  и метапредметных  умений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metedicheskaya_kopilka._intellektualnaya_razminka.ppsx1.92 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Румянцева Елена Анатольевна учитель истории и обществознания МОУ СШ № 10 города Фурманова 2016 «Интеллектуальная разминка» Методическая копилка

Слайд 2

Практика применения Информационная карта методического приема Продолжительность 5-7 минут Этапы урока : мотивационный этап этап актуализации знаний Требуют применения предметных знаний метапредметных умений Развитие творческого мышления, внимания, смекалки Обеспечивает мотивацию учащихся, включение в активную деятельность на уроке Повторение ранее изученного материала Побуждение интереса учащихся к изучаемому материалу Образовательные эффекты применения интеллектуальной разминки

Слайд 3

Каким будет урок? Вызвал ли урок интересу у учеников? Данные вопросы я часто задаю себе. 45 минут –это много или мало? На одних уроках время летит стремительно, но бывает и так, что урок продолжается вечность. Как искоренить монотонность, унылость, но при этом не превратить урок в развлекательное мероприятие, не имеющее предметной составляющей ? В ходе практической работы заметила, что учитель чаще всего теряет время в начале урока: длительный организационный этап урока, неэффективная организация повторения( отвечает один, большинство занимает пассивную позицию) – главные «враги» продуктивного урока. Предлагаю рассмотреть опыт организации «Интеллектуальной разминки» на уроках истории. Универсальность методического приема позволяет применять его на любом уроке. Для удобства рассмотрения приемов создана навигация слайдов(№ 4-15). Гиперссылки позволят Вам рассмотреть желаемые приемы! навигация

Слайд 4

Навигация презентации Фотогалерея у г н и л х е о п с о б р а и н у т к н Змейка Ребус Свободное задание Лови ошибку ! Лишнее понятие и обобщающее слово Познавательная задача Загадочное послание «Отечества достойные сыны» История в художественной литературе

Слайд 5

Практика применения Интеллектуальной разминки Определите по изображению египетского бога Тот Бастет Геб Маат Лишняя картинка № 2, так как изображение Хаммурапи не относится к теме Древний Египет навигация

Слайд 6

Интеллектуальная разминка. Ребус. У +ОД Урук Город Составлением ребусов занимаются ученики. Практикуем решение ребусов по текущей теме и по пройденному материалу. Ряд учеников составляет небольшие послания в форме ребусов. Решение и составление ребусов повышает грамотность учащихся, развивает фонематический и слоговой анализ. Занятие влияет на важнейшие психические процессы: внимание, память, понятийное мышление, обогащение словарного запаса учащихся. Формируются межпредметные связи . навигация

Слайд 7

Интеллектуальная разминка «Найди слово» К О Н Ф У Ц И Й С Д Ж У Н Г Л И О А М Ж Р А М Н Л Р У С И Н У Д О И Г А Н Г Р Ю М Й Б А М Б У К О П А П И Р У С Н Т у Т М О С Ь К О Н Ф У Ц И Й С Д Ж У Н Г Л И О А М Ж Р А М Н Л Р У С И Н У Д О И Г А Н Г Р Ю М Й Б А М Б У К О П А П И Р У С Н Т у Т М О С Ь Почему я использую прием каждый урок? 1.Данный прием позволяем мобилизовать внимание учеников всего класса, что особенно важно в первые минуты урока. 2.. Практика показала, что в активную работу включаются все ученики класса без исключения!!! 3. Качественная организация повторения материала!!! Как я использую прием на уроке? Формы применения зависят от продолжительности применения приеме, уровня подготовки класса. Варианты: Найти и назвать слово. Найти слово и дать определение /характеристику. Найти слова, составить предложение, рассказ. навигация

Слайд 8

Практика применения Определение исторический периодов и параллелей. Мог ли французский король Людовиг 14 быть свидетелем «Азовского сидения казаков», если бы он приехал в Россию? Определение подлинности исторического события В музей попала глиняная табличка. Надпись на ней свидетельствует о том, что это письмо вавилонского царя Хаммурапи фараону Тутмосу. Признают ли ученые находку подлинной? Определение исторического деятеля Рубрика «Что в имени тебе моем» Рубрика «Дети в истории» Рубрика «Отечества достойные сыны» Определение причинно –следственных связей Во времена опричнины народ безмолвствовал, несмотря на страшные публичные казни и поражение в войне. А в XYII в. Поднял восстание в ответ на повешение цен на соль. Почему? Познавательные задачи навигация

Слайд 9

Прием «Свободное задание» навигация Технология приема. 1 этап. Предлагаю ученикам самостоятельно определить задание для данных слов, текста, словосочетаний. 2 этап. Выполнение задания. 3 этап. Рефлексия или повторное возвращение к 1 этапу. Практические рекомендации: Предоставьте ученикам полную свободу творчества! Даже самые «безумные идеи» могут содержать рациональное зерно, если ученик докажет свое «безумие»! Не повторяйтесь из урока в урок, задания должны быть максимально разнообразными! Пример № 1. Инд, Нил, Янцзы, Иордан, Библ, Тигр. Варианты: найти лишнее слово; назвать государство Древнего мира, связанное с данным объектом; составить предложение; -показать объекты на исторической карте; Пример № 2. Жители Египта , писцы, вельможи, земледельцы, фараон, ремесленники Варианты: -составить схему; -определить лишнее слово; - назвать обобщающее слово;

Слайд 10

Практика применения Интеллектуальной разминки Прием «Лови ошибку» Задание формирует умение критически оценивать информационные источники навигация Пример. Древнееврейские племена жили в долинах плодородных рек. Основное занятие было скотоводство и земледелие. Во главе племени стояли вожди, которые бережно передавали предания, вошедшие в рукописи. Для просмотра ответа перейдите по гиперссылке . Технология метода Предлагаю ученикам исправить текст ( графическая схема, таблица, фотоматериал) с ошибками. Добавляю в текст или схему безошибочный материал. Удивите учеников! Предложите безошибочный текст в рамках данного задания!

Слайд 11

Прием «Лови ошибку». Практика применения . Древнееврейские племена жили в долинах плодородных рек. Основное занятие было скотоводство и земледелие. Во главе племени стояли вожди, которые бережно передавали предания, вошедшие в рукописи. Ответ. Древнееврейские племена жили в степных холмистых районах. Основным занятием было скотоводство. Следовательно, первые два предложения содержат ошибки – жили в долинах плодородных рек и занимались земледелием. Третье предложение также содержит ошибку, так как во главе племени были старейшины, а не вожди . Предания передавались из поколения в поколение и впоследствии вошли в Библию. навигация

Слайд 12

«Загадочное послание» Пример № 2. Восстановим слово ИОРОПГ - ? ИСОЗА -? АДТЛЬЕ- ? Пример № 3. Загадочное послание египтян. ырэ йешан до адог 0062 олокоанеортсоп алыб Аспоех адимарип . Пирамида Хеопса была построена около 2600 года до нашей эры. Пример № 1. Нзвт стлц Дрвнг Кт? Назовите столицу Древнего Китая? Попробуем еще? Ккй нрд мг ствть тк зпсь ? Такую запись могли оставить финикийцы, которые не изобрели букв для гласных звуков. Пороги Оазис Дельта навигация

Слайд 13

Лишнее слово и обобщающее понятие Сформированность данного умения проверяется в задания ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию, на олимпиадах различного уровня. Задание № 1 : определить только лишнее понятие и кратко обосновать. Задание № 2: определить обобщающее понятие. Задание №3: определить лишнее понятие и из оставшихся понятий определить обобщающие понятие . Пример № 1 Анубис, Маат , Амон-Ра, клятва, суд, Осирис, свирепое чудовище. Лишнее слово – Амон -Ра(Бог Солнца в Древнем Египте) Обобщающее понятие – суд О сириса навигация

Слайд 14

«Отечества достойные сыны» История России состоит из судеб великих людей, чьим мужеством и героизмом мы гордимся. Минин и Пожарский, Федор Ушаков и Михаил Кутузов, Александр Суворов и Александр Невский, герои Великой Отечественной войны. Цель уроков истории - формирование уважительного отношения к героям страны, прошлому нашей Родины. Технология приема Использую текстовые файлы, фото и видеоматериалы. Определение исторического деятеля или нескольких героев, связанных общим событием. Характеристики деятельности исторического героя. Пример № 1. « Он создал первый университет. Он, лучше сказать сам был первым нашим университетом». Кому принадлежат эти слова, кому они посвящены? ( А.С. Пушкин о М. В Ломоносове) Пример № 2. Определите имена полководцев и назовите военные компании, в ходе которых они прославились. П.С. Нахимов П.И. Багратион В.А. Корнилов Крымская война, оборона Севастополя Отечественная война 1812 г., Бородино Крымская война, оборона Севастополя навигация

Слайд 15

История в художественной литературе Интеграция способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся Расширяют кругозор ученика. Способствует преодолению дисциплинарной разобщенности . Пример № 1. «Помню я Петрашевского дело, Нас оно поразило, как гром, Даже старцы ходили несмело, Говорили негромко о нем. Молодежь оно сильно пугнуло, Поседели иные с тех пор, И декабрьским террором пахнуло На людей, переживших террор». (Н.А. Некрасов «Недавнее время») Объясните, о каком деле говорит автор. Пример № 2. Назовите год, когда произошло описываемое в стихах событие, и имя московского князя. «Государь прочитал и, Спокоен и строг, Повернулся к Ахметовым людям, Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог И сказал: «Дань платить мы не будем!» История и литература навигация

Слайд 16

# Любимая работа #