ИСТОРИЯ

Материалы для учителей истории и учеников

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Румянцева Е.А., учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 10 2014 г. «И жизнью смерть была побеждена…» 8 сентября 1941- 27 января 1944

Слайд 2

8 сентября 1941-27 января 1944 900 блокадных дней Смерть Голод Холод Бомбежка Отчаяние Мужество

Слайд 3

План Германии « …стереть город с лица земли, уничтожить все население города» 8 сентября 1941-27 января 1944

Слайд 4

Блокадный Ленинград Нет водоснабжения, отопления, электричества 3 % смертей – фашистские артобстрелы 97 % смертей - голод

Слайд 5

Живой город Все для фронта, все для победы! Производство в дни блокады: 2000 танков 1500 самолетов 150 тяжелых морских орудий 12000 минометов

Слайд 6

Живой город И самый большой подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились! А. Фадеев В дни блокады работали 39 школ

Слайд 7

Зоопарк в годы блокады

Слайд 8

Зоопарк в годы блокады

Слайд 9

Кошка Василиса и кот Елисей

Слайд 10

9 августа 1942 год В зале консерватории Большого симфонического Оркестра исполнена «Седьмая симфония» В.Р. Шестаковича Сердце города

Слайд 11

Дорога жизни В связи с прекращением связи с Большой землей особое значение приобрела дорога через Ладожское озеро, ставшая легендарной "Дорогой Жизни"

Слайд 12

18 января 1943 - фронт прорван 27 января 1944 – окончательное снятие блокады Ленинграда Памятник в честь прорыва блокады Ленинграда Памятникам героическим защитникам блокадного Ленинграда



Предварительный просмотр:

Звучит 7  симфония Д.Д. Шостоковича

Опять война,
Опять блокада,
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
“Не надо,
Не надо раны бередить”.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
И может показаться:
Правы
И убедительны слова,
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!

Сегодня , 27 января, в день воинской славы, я приглашаю вас на урок истории « И жизнью смерть была побеждена!»

Война. Блокада. Голод. Страшные слова. Но для жителей блокадного Ленинграда в 1941 году слова превратились в ужасающую действительность. Блокада Ленинграда - одна из самых трагических страниц  истории Второй мировой войны. Это долгих 900 дней смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей города. Ни один город мира за всю историю войн не отдал за Победу столько жизней, сколько отдал Ленинград.

22 июня 1941 года в Ленинграде было введено военное положение.  Гитлер направил на захват города лучшие дивизии – группу армий «Север». Немецкое командование разработала план уничтожения города - стереть город с лица земли, уничтожить все население города.

Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск, немцы решили взять город измором.  8 сентября 1941 года противник захватил Шлиссельбург. Сухопутное снабжение с Большой землей прекратилось.

В блокированном городе оказалось более 2,5 млн жителей, в том числе 400 тыс. детей. К началу блокады в городе не имелось достаточных по объему запасов продовольствия.  С первых дней блокады ввели карточную систему распределения продуктов питания. Нормы хлеба постоянно снижались. В ноябре 1941 года. Рабочие  - 250 грамм хлеба, дети, служащие – 125 грамм. На 50 процентов данный хлеб состоял из несъедобных примесей, заменявших муку. Выдача других продуктов в этот период фактически прекратилась. 
Ольга Бергольц: « 125 блокадных грамм, с огнем и кровью пополам». В городе не было света, тепла, не работала канализация.

 В Ленинграде наступил голод. Варили и употребляли в пищу ремни, куски кожи, клей, несли домой землю, в которой осели частицы муки из разбомбленных немцами продовольственных складов. В ноябре ударили морозы. В дома не подавали тепло. В квартирах на стенах выступал иней, обледенели потолки. Не было воды, электричества. В те дни закрылись почти все ленинградские школы. За водой приходилось ходить на Неву и набирать её из замерзающих прорубей. Не работал транспорт. Основным транспортным средством были детские саночки. На них перевозили мебель для отопления из разрушенных домов, воду их проруби, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни (дерева на гроб не было).

Практически ежедневно происходили артобстрелы города. Начался блокадный ад.

Только 3% смертей приходятся на фашистские артобстрелы и бомбежки, остальные 97% погибли от голода. Мертвые тела, лежащие на улицах города, воспринимались прохожими как обыденное явление. Большинство погибших в блокаду похоронены на Пискаревском мемориальном кладбище. По всему городу появлялись объявления об обмене мебели, драгоценностей на любые продукты питания. В 1941 году началась суровая и продолжительная зима.

Однако надежды Рейха на панику и хаос среди населения не оправдались. Город продолжал жить и трудиться. Работали административные и детские учреждения, типографии, поликлиники, театры, продолжали работу ученые. Подростки работали на заводах, заменили отцов, ушедших на фронт. В условиях блокады трудящиеся города продолжали выпускать военную продукцию.

«Все для фронта, все для победы!» - боевой девиз ленинградцев.

За 900 дней блокады они произвели для фронта более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 12000 минометов, 10 млн. снарядов и мин. В городе постоянно ощущалась нужда в рабочих руках. На заводы пришли выпущенные из ремесленных училищ мальчики и девочки, вчерашние школьники, многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Голодные, изможденные подростки рабочие по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов.

Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, дров, теплой одежды, многие дети учились. Писатель Александр Фадеев сказал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились...»

Опасен и тяжел был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто рвались снаряды, и идти приходилось, преодолевая холод и снежные заносы. В бомбоубежищах, подвалах, где проходили занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса жестяная печурка - «буржуйка» не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофий. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десна, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

 Девчонка руки протянула

И головой

На край стола.

Сначала думали - уснула,

А оказалось – умерла…

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель вымолвил, что снова

Занятья - после похорон.

Учителя наравне с учениками переносили все ужасы блокады. Учитель часто был для ребят и отцом и матерью. Ведь отцы были на фронте, а матери - на казарменном положении на заводах. Ради встречи друг с другом учителя и ученики ежедневно проделывали тяжкий и долгий путь в школу.

Звук метронома.

 Жители блокадного Ленинграда называли эти звуки – сердцем города. В первые месяцы блокады для оповещения жителей Ленинграда о вражеских авианалетах на улицах города было установлены громкоговорители. Сигналом тревоги стал звук метронома: его быстрый ритм означал начало воздушной атаки, медленный – отбой. Радиовещание в блокадном Ленинграде было круглосуточным. В городе действовало распоряжение, запрещающее отключать радиоприемники в домах. Дикторы радио рассказывали о ситуации в городе. Когда прекратилось вещание радиопередач, стук метронома все рано продолжал транслироваться в эфире. Его стук называли живым биением сердца Ленинграда.

9 августа 1942 года немцы были ошеломлены.

 В замерзающем, умирающем от голода город,  в зале консерватории  Большого симфонического  Оркестра была исполнена великая симфония (седьмая симфония Шостаковича) , прославляющая силу русского духа, славу русского оружия. В дни блокады множество музыкантов умерли от голода. Когда в марте 1942 года возобновились репетиции, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Но они играли. Несмотря на бомбежку и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры.  

Зал филармонии был полон. Исполнение симфонии длилось 80 минут. Все это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ — во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий.

Новое произведение Шостаковича потрясло слушателей: многие из них плакали, не скрывая слез. Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей в то трудное время, — веру в победу, жертвенность, безграничную любовь к своему городу и стране.

Во время исполнения Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.

«Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть».  Немцы обезумели. Они-то считали, что город мертв»  Но, город жил, работал.

В январе 1942 года для детей организовали елку.

Дорога жизни.

Чтобы как-то помочь осажденным жителям, через Ладогу была организована "Дорога жизни", единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, связывающая в сентябре 1941 - марте 1943 года осажденный немецко-фашистскими войсками Ленинград со страной. "Дорога жизни" сыграла большую роль в Ленинградской битве 1941-1944 годов. По ней проходили эвакуация населения и промышленного оборудования из Ленинграда, доставка в город продовольствия, топлива, подкреплений, боеприпасов и вооружения.  Этот путь приобрел стратегическое значение. Особое значение "Дорога жизни" имела в первую блокадную зиму. Для подачи в город нефтепродуктов по дну озера был проложен Ладожский трубопровод.

Однако поставки в город были невелики. Проход по озеру был узок, его постоянно обстреливали и бомбили немцы, но он был единственным спасением для жителей блокадного Ленинграда. Немецко-фашистское командование прилагало большие усилия, чтобы парализовать "Дорогу жизни". Она подвергалась систематическим ударам авиации и обстрелу тяжелой артиллерией противника, который пытался также перерезать магистраль высадкой десантов и постановкой мин, но все попытки врага были успешно отражены советскими воинами.

Для защиты "Дороги жизни" от ударов с воздуха и обеспечения ее бесперебойной работы были привлечены значительные силы и средства ПВО Ленинградского фронта, войск ПВО страны, Балтийского флота и Ладожской военной флотилии.

Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
О. Берггольц

Прорыв блокады

18 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов во взаимодействии с Балтийским флотом блокада была прорвана, и враг был отброшен от города. Операция под кодовым названием "Искра" проводилась в ходе общего наступления Советской Армии, развернувшегося после окружения немецко-фашистских войск под Сталинградом. 

Окончательно блокада Ленинграда была снята 27 января 1944 года. Вечером небо озарилось салютом в честь освобождения города на Неве.

 Память о погибших ленинградцах обязывает нас ко многому. Это пример мужества, справедливости, стойкости духа. Пример жителей блокадного Ленинграда обязывает быть достойными наследниками великой страны.

Стой, как стоял, наш город величавый, 
Над свежею и светлою Невой, 
Как символ мужества, как воплощенье славы, 
Как разума и воли торжество!




Предварительный просмотр:

Методические рекомендации.

       Исторические задачи являются хорошим инструментарием для творческого освоения предмета. Их решение требует от учащихся не только хорошего знания событий, исторических фактов, но и смекалки, творческого подхода, логического мышления, самостоятельности. Исторические задачи можно применять на уроках и во внеурочное время.

Задача 1. Для письма египтяне использовали  папирус, который изготавливали из растений. Листья склеивали в длинные полосы, свитки. Почему египтяне не сшивали листы в книги?

Ответ: папирус – очень тонкий материал, его нельзя складывать как листы современной книги.

Задача 2. Все знают, что сутки принято делить на 24 часа. В какой стране Древнего мира  это сделали впервые?

Ответ: Древний Египет.

Задача 3. В один из дней путешествия финикийский торговый корабль, который вез груз соды, пристал к песчаному берегу острова. Купцы развели костер. Вместо камней, на которые можно было поставить котелки,  они использовали куски каменной соды с корабля. Огонь был очень сильным, так что сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками, от костра начали течь прозрачные струйки с жидкостью. Что таким образом изобрели финикийцы?

Ответ: стекло.

Задача 4. Китайский врач навещает больного, дает ему выпить лекарство. Больной капризничает, морщится и говорит: «Какая гадость, лекарство горчит, вяжет, имеет странный запах!». Врач: «Лекарство редко бывает приятным на вкус! Но оно способно вернуть тебе силы, поможет встать на ноги! Целебные свойства этого настоя велики. Помни мои слова, за этим питьем большое будущее!» О чем идет речь?

Ответ: чай.

Задача 5. Европейский путешественник, вернувшись домой из Индии, начал рассказывать своим товарищам, какая это удивительная страна. Он утверждал, что в Индии на кустах растет белая шерсть. К тому же хитрые индийцы добывают мед без всяких пчел, они выжимают  сок из тростника и уваривают его. Сок становится твердым, сладким и хрустит на зубах. Друзья назвали путешественника вруном. Был ли он на самом деле вруном? О чем он рассказывал?

Ответ: хлопок и сахар.

Задача 6. Почему древнегреческий крестьянин после войны больше горевал по нескольким загубленным масленичным деревья, чем по целому вытоптанному полю ячменя?

Ответ: оливковое дерево живет 250 лет, плоды же начинает давать только на 16-18 год. Врачи преднамеренно во время набега вырубали оливковые деревья.

Задача 7. На заседании сената в Древнем Риме присутствовал народный трибун. Обычно он не вмешивался в обсуждение, но внимательно слушал всех присутствующих. А если сенат хотел принять постановление, которое было не выгодно плебеям, то он тут же говорил «Запрещаю!». Так возникло очень известное выражение. Какое?

Ответ: по-латински «запрещаю» – «вето». Сегодня «право вето» – право запретить какое – либо решение.

Задача 8. Жители какой страны широко использовали глину? Они делали из глины кирпичи, домашнюю утварь, книги. Здесь даже возник миф, что бог мог создать человека, вылепив его из глины.

Ответ: Междуречье/Двуречье.

Задача 9. Из истории Древнего мира к нам пришли «крылатые выражения» - «яблоко раздора», «троянский конь», «ахиллесова пята», «нить Ариадны». Объясните значение выражений.

 Ответ:

Яблоко раздора – причина ссоры

Троянский конь –подарок, который преподносятся с целью обмануть или погубить.

Ахиллесова пята – слабое, уязвимое место

Нить Ариадны – спасительный путь, верный выход из ситуации

Задача 1. У франков существовал обычай: если свободная женщина желал выйти замуж за раба, то перед ней клали два предмета и предлагали принародно подтвердить согласие. Назовите предметы. Какой предмет должна была выбрать женщина?

Ответ: меч и веретено. Женщина при согласии должна была выбрать веретено.

Задача 2. Какой германский король в ответ на предупреждение послов, что Риме населения словно песка в море, ответит « Чем гуще песок, тем легче косить»?

Ответ: король Аларих.

 

Задача 3. У франков существовал обычай: если человек был не в силах отдать вергельд(денежную компенсацию за убийство), он должен был просить о помощи ближайшего родственника, бросив в его сторону… Что именно?

Ответ: горсть земли.

Задача 4. Отгадай загадки, предложенные Алкуином, монахом, автором учебника, руководителем придворной академии Карла Великого.

  1. Как называется то, что делает горькое сладким?
  2. Что не утомляет человека?
  3. Недавно я видел человека, стоящего, качающегося, гуляещего, который никогда не существовал.
  4. Я слышал, что мертвые много говорили
  5. Что такое немой вестник?
  6. Со мной говорил незнакомец, без языка и без голоса. Его не было прежде и не будет потом. Я его не слышал и не знаю
  7. Я видел, как мертвые породили живого, и дыхание живого поражало мертвых.

Ответ: 1. Голод 2. Богатство  3. Отражение в воде  4. Колокола  5.письмо  6.тяжелый сон  7.огонь

Задача 5. Кто из королей и где написал собственной рукой: Теперь я могу сказать, что я всю жизнь стремился жить достойно и оставил память о себе в добрых делах для тех, кто будет после меня»?

Ответ: Альфред Великий. Рукопись перевода из трактата Боэция.

Задача 6. О смерти какого легендарного героя и в каком произведении написано:

«Костер погребальный воздвигли ведеры, мужи дружинные, украсив ложе щитами, кольчугами, как завещал им дружиноводитель еще при жизни…»?

Ответ: речь идет о короле-когунге Беовульфе. Отрывок взят из произведения «Песня о Беовульфе».

Задача 7. О каком короле и где сказано следующее : « Пытался он писать и с этой целью постоянно держал под подушкой дощечки для письма, дабы в свободное время приучать руку выводить буквы. Но труд его, слишком поздно начатый, имел мало успеха»?

Ответ: Карл Великий, «Жизнеописание Карла Великого, сочинение Эйнгада.

«ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ. КИЕВСКАЯ РУСЬ».

Задача 1. Во времена Святослава одних мужчин называли «мужами», а других – «мужиками». Почему?

Ответ: «Мужами» называли сильных, смелых, крепких мужчин, которые участвовали в военных походах. «Мужиками» - тех, которые не годились для боевой службы, занимались промыслами, земледелием, скотоводством.

Задача 2. Какие изделия в Киевской Руси вы могли бы приобрести у «златарей» и «серебрянников»?

Ответ: Ювелирные изделия из золота и серебра.

Задача 3. В «Повести Временных лет» упоминаются такие транспортные средства как «волокуши». Где и как их использовали?

Ответ: Волоки – дороги из бревен, по которым перетаскивали суда при переходе из одной реки в другую. Отсюда название волокуш- колесных повозок из саней.

Задача 4.В Киевской Руси существовали люди, занимающиеся «оборонной работой». Что это за люди, чем они занимались?

Ответ: Это ремесленники, занимавшиеся рельефной чеканкой, которая получила большое распространение в Киевской Руси.

Задача 5. Византийский император Константин примерно в 948 году писал: «Когда наступает ноябрь месяц, князья их в тотчас выходят со всеми русами и отправляются в круговой объезд именно в славянские земли. Прикармливаясь там в течении целой зимы, они в апреле месяце, когда растает лед на Днепре, снова возвращаются в Киев. Затем забирают свои корабли… снаряжаются и отправляются в Византию». Кто эти князья и какое явление описывал император?

Ответ: полюдье, киевкие князья

Задача 6. Какой алфавит состоит из шести букв?

Ответ: азбука

Задача 7. Как в древности можно было попасть из Царьграда в Константинополь?

Ответ: Это названия одного города.

Задача 8. В 1072 году в Киеве один из торговцев обвинил крестьянина в краже принадлежавшей ему вещи. На суде крестьянин показал, что купил эту вещь в соседней волости… и тут же был приговорен к наказанию. Почему ему никто не поверил?

Ответ: В условиях господства натурального хозяйства и покупка вещи в другой волости была маловероятна, и сам факт покупки тоже.

«ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ»

Задача 1. В состав этого государства входили земли Окско-Клязьминского междуречья со средним течением Волги, на юго-западе граница доходила до реки Вазузы, северные границы-до нижних течений Тверцы и Мологи, а также земли Белого и Лаче озер, Покубенье, на востоке – земли по Нижней Сухоне и притоками Ваги. О каком государстве идет речь?

Ответ: Владимиро-Суздальское княжество

Задача 2. «Не передавивши пчел, меду не есть», очень часто говорил утвердившийся в Галиче Роман Мстиславич Волынский. Что он имел в виду?

Ответ: Под «пчелами» Роман Мстиславич имел в виду бояр, политическое значение которого было очень велико и с которыми ему приходилось постоянно бороться.

Задача 3. Могущество Всеволода Большое Гнездо, по свидетельству летописей, основывалась на «детских», «отроках», «пасынках», «милостниках», «мечниках», «вирниках». Что это за люди?

Ответ: Это члены «младшей» дружины князя, военный служилый слой, в который входили различные люди, начиная от холопов и заканчивая обедневшими крестьянами.

Задача 4. Кого в Новгороде  Великом называли «господою»?

Ответ: членов «совета господ» Новгорода»

Задача 5. Он стал правителем, когда ему было 4 года; он был самым молодым князем, участвовавшим в сражении на Калке; о его отце сохранилось предание, будто своих побежденных врагов он запряг в луг, заставив их расчищать и обрабатывать землю; он породнился с венгерским королем, австрийским герцогом, литовским князем; время его правления было временем расцвета подвластных ему земель.  О ком идет речь?

Ответ: Даниил Романович Галицкий

Задача 6. Во время нашествия монголо-татар на Русь русские плотники ставили избы, хоромы, церкви  «в один стук топора». Что это значит?

Ответ: Набеги татар приучили русских очень быстро отстраивать дома и другие постройки. Плотники работали днем и ночью, без перерыва, пока все не было готово.

Задача 7. Известно, что великий князь Ярослав Владимирович получил прозвище Мудрого. Но и в 13 веке во Владимире был князь, также получивший прозвище Мудрого. Чем это было заслужено и о ком идет речь?

Ответ: Прозвище «Мудрого» получил старший сын Всеволода Большое Гнездо Константин за необычайную начитанность, образованность, страсть к книгам

Задача 8. 13 век, время когда русским людям приходилось постоянно сражаться с иноземными завоевателями. Каковы же были основные законы средневекового боя? Все ли определялось только численным перевесом?

Ответ: Главную роль играл не численный перевес, а умение владеть холодным оружием, умение сражаться в дружине плечом к плечу, смелость. Численный перевес начинал влиять лишь при соотношении 1:10 и более. Один воин, профессионально владевший мечом, мог разогнать десяток непрофессионалов.

Задача 9. В эти годы на Руси: 1 Москва впервые упоминается в русских летописях 2 Ярослав Осмомысл начал княжить в Галиче 3 На Калке монголы разбили соединенное русско-половецкое войско 4 Завершилась ордынская перепись Руси. Что в эти годы произошло в странах Европы и Востока.

Ответ: 1147 год- португальцы и крестоносцы взяли Лиссабон, 1152 год- Фридрих 1 Барбаросса избран императором Германии, 1223 г. – умер Филипп 2 Август, 1258 год- монголы взяли Багдад.

Задача  10. В Пскове в 1368 году разбирается судебное дело – ремесленник-плотник жалуется в суде, что богатый торговец не выплатил ему всей суммы за работу, которую он выполнил для него по найму. Торговец объясняет, что поступил так потому, что плотник не выполнил всего объема работы, который был предусмотрен договором. Плотник же утверждал, что работа выполнена полностью. Письменной записи договора  суде нет, так как договор заключался устно. Какое решение вынесет суд? На какой документ при этом будет опираться судья?

Ответ: Суд возьмет сторону хозяина – согласно статьям «Псковской Судной грамоты», если письменного договора нет, то суд верит хозяину на слово, достаточно ему поцеловать крест- принести присягу.

Задача 11.  История Новгорода в 12-15 веках- это необычный пример существования не княжества, а феодальной республики. Можно ли найти подобные примеры в истории других государств, например, в Западной Европе?

Ответ: Флоренция- богатая торговая республика.

 Задача 12. В 1396 году в Торжке крестьянин Влас Михалев взял в долг у землевладельца 2 кади зерна. Когда пришло время отдавать долг, у Власа этой емкости не оказалось, и он отмерил 9 четвертей. Хватит ли ему этого, чтобы вернуть долг? Переведите эти меры в современную метрическую систему.

Ответ: В кади содержалось 4 четверти, поэтому у Власа останется еще 1 четверть (3-3,5 пуда). В кади же было приблизительно 12-14 пудов – 192-224 кг.

Задача 13. Как  в старину на Руси называли тех, кто собирался в каком-нибудь одном месте?

Ответ: сволочи

Задача 14. Князя отличали осторожность, расчетливость, стремление решать политические проблемы дипломатическим путем. Ему удалось получить в Золотой Орде ярлык на великое княжение. Ярлык стал наградой за помощь в подавлении вспыхнувшего в 1327 году в Твери восстания, где горожане перебили ханских баскаков. О ком идет речь?

Ответ: Иван Калита.

Задача 15. Какие земли в 14 веке стали «прикупом» Ивана Калиты?

Ответ: Галич, Углич, Белоозеро и земли вокруг, Устюжна и близлежащие земли. Часть историков считает, что это действительно были покупки, другие – что он просто захватывал их силой.

Задача 16. В 14 веке Москву охватил Москву охватил «пожар всех святых». Почему он так назывался? Каковы были масштабы пожара, судя по названию?

Ответ: «Пожар всех святых» уничтожил все церкви, выгорела вся Москва, по версии пожар и начался в одной из церквей Москвы.

Задача 17. Большую роль в Куликовской битве сыграли пороки русских воинов. Как это понять?

Ответ: Пороки - это камнеметы, которые использовались чаще при обороне крепостей, а применение их в полевом бою было новшеством.

Задача 18. Что в 14 веке в Великом Новгороде делали «шильники»?

Ответ: «Шильники»- чернь, разбойники. В. Даль - выжига, плут, мошенник.

«ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В ЕДИНОЕ РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО. РОССИЯ 16 ВЕК».

Задача 1. «Жениха звали Иваном, а ему было 7 лет от роду. Невеста же звалась Марьей, а ей было 5 лет». Кто эти жених и невеста, чем объяснялся их столь юный возраст?

Ответ: Иван – это будущий Иван 3, Марья – дочь тверского князя Бориса Александровича. Эту помолвку заключил Василий 2, чтобы при помощи династического брака заручиться поддержкой  князя для борьбы с Дмитрием Шемякой.

Задача 2. Почему церкви, выстроенные  по инициативе Ивана Третьего (в том числе церковь Иоанна Златоуста), долгое время оставались неосвященными?

Ответ: Это произошло в результате конфликта Ивана 3 с митрополитом. Феодальная церковь болезненно воспринимала усиление великокняжеской власти.

Задача 3. Двадцать лет он провел в борьбе с собственными родственниками, поставившими под сомнение его власть; он был ослеплен и на какое-то время сослан в Углич вместе с матерью; предание гласит, что он отравил своего главного соперника; он обладал суровым и властным характером и смог не только сохранить доставшееся ему наследство, но и существенно увеличить его размеры. Кто этот человек?

Ответ: Василий II Темный

Задача 4. Кого на Руси в 15 веке называли «печальниками»? Почему?

Ответ: «Печалиться» означало заботиться, или поддерживать кого либо. В 15 веке «печальники» находились и у великого князя Василия 2, и у его противников. Когда в 1480 году начался феодальный мятеж братьев Ивана 3 князя Андрея Большого и князя Бориса,  в Москве у них нашлось немало «печальников», в том числе мать Ивана 3.

Задача 5. Для чего Иваном 3 был отправлен в Венецию Семен Толбузин?

Ответ: Чтобы найти архитектора для постройки Успенского собора, после того, как его здание почти полностью рухнуло, выстроенное московскими мастерами. В 1475 году Толбузин привез в Москву архитектора и инженера Аристотеля Фиорованти.

Задача 6. В 1498 году один крестьянин ушел от своего землевладельца, выплатив полтину за «пожилое». Второй крестьянин при уходе от землевладельца уплатил рубль. Где жили эти крестьяне?

Ответ: Первый в лесной зоне, второй в степной, где плата за «Пожилое» была выше в следствии дороговизны леса и более легких условий обработки земли.

Задача 7. Мог ли Иван 3 видеть часы, установленные на одной из кремлевских башен Христофором Галовеем?

Ответ: Нет, часы изготовленные по проекту английского мастера Христофора Галовея, были установлены на Спасской башне Московского Кремля в 20-е гг. 17 века.

Задача 8. Летописи упоминают, что на реке Угре против Ахмата были выставлены «огненные стрельцы» и «полевой наряд». Что это за воины и наряды?

Ответ: «Огненные стрельцы» - пехотинцы, вооруженные огнестрельным оружием, «полевой наряд» - это пушки, которые использовали в открытом бою.

Задача 9. В 1543 году и в 1552 году поместье дворянина Афанасия Караулова подверглось разбойному нападению, была похищена часть имущества. Кто должен был заниматься расследованием этого дела в первом случае и кто – во втором? Почему?

Ответ:  В 1543 году этим бы делом занимался наместник, в 1552 году дела такого рода были переданы в ведение губных старост, в результате Реформы местного самоуправления Ивана 4.

Задача 10. Чем в Эпоху Ивана Грозного крепостной снаряд отличался от полевого?

Ответ: Полевой наряд» - это артиллерия, используемая в открытых сражениях, «крепостной наряд» -   пушки, используемые на крепостных стенах для обороны города.

Задача 11. Когда в 16 веке боярские дети переставали быть «недорослями» и становились «новиками». Что это означало?

Ответ: в 15 лет, когда дети феодалов начинали нести военную службу.

Задача 12. Она воспитывалась в Западной Европе; ради нее великий князь нарушил один из самых строгих церковных законов; она стала первой женщиной в средневековой России, отказавшейся от «вдовьего удела» после смерти мужа; она провела денежную реформу и усилила подчинение местных органов власти центральной; ее сын был уверен, что она была отравлена боярами. Кто эта женщина?

Ответ: Елена Глинская.

Задача 13. Какую крепость при Иване Грозном называли «Гуляй-поле» и почему?

Ответ: была деревянная церковь, очень быстро выстроенная у деревни Молоди в 45 верстах от Москвы. Она состояла из деревянных щитов, скрепленных железными скобами.

Задача 14. В 15 веке в России были щитники, бронники, гвоздочники, игольники. Кто они?

Ответ: Это все кузнецы, которые специализировались на изготовлении различных изделий из железа – щитов, кольчуг, гвоздей, железных игл.

Задача 15. Введенные в 1581 году «заповедные лета» действовали поначалу не на всей территории страны. В Каких землях они были введены прежде? Почему?

Ответ: Прежде всего тех, которые ранее «состояли» в опричнине и наиболее пострадали от террора, откуда особенно интенсивно бежали крестьяне, для чего и потребовалось их насильно прикрепить к земле.

Задача 16. Где в 16 веке жили «горные люди»?

Ответ: Так называли чувашей и марийцев, которые жили на правом берегу Волги

Задача 17. Что общего можно найти между одной из шахматных фигур и взятием Казани в 1552 году?

Ответ: Перед взятием Казани в 1552 году Иван 4 отдал приказ рубить туры – передвижные башни из бревен, которые подводили к крепостным стенам. Внешне они с шахматной фигурой, имеющей такое же название.

Задача 18. Как в 16 веке называлась Красная площадь?

Ответ: Великий торг.

Задание 19. Два документа. К одному прикреплена печать с изображением двуглавого орла, к другому – с изображением знака Рюриковичей. Какой из документов написан раньше? Почему?

Ответ: второй, знак Рюриковичей существовал до середины XIII века, двуглавый орел появляется на печати в XV веке.

«РОССИЯ 17 ВЕК»

  1. Почему Лжедмитрий сначала провозгласил Марину Мнишек императрицей, а затем женился на ней?

Ответ: чувствуя свое непрочное положение в Москве Лжедмитрий надеялся на то, что в случае его смерти сохранить престол за Мариной не по праву его жены, а по праву закона. Однако ему было не понять что в эту пору, в эпоху смуты, закон мало что значил.

  1. Трое бояр в 1605 году подали Лжедмитрию 1 челобитные с просьбой вернуть бежавших от них  крестьян а) холоп боярина Басманова убежал от хозяина в 1600 году, до начала голода б) холоп боярина Плещеева убежал от хозяина в 1602 году, когда хозяин в голодный год отказал ему в ссуде зерна в) холоп боярина Чистого бежал в 1603 году, бросив, как уверял хозяин, вполне благополучное хозяйство. Как решиться вопрос с этими челобитными?

Ответ: А) Басманову вернут его холопа, так как он ушел не в голодные годы и еще не истек пятилетний срок сыска беглых крестьян. Б) Плещееву холопа не вернут, так как Лжедмитрия 1 освобождал от возвращения тех крестьян, что ушли в голодные годы из-за невозможности прожить у данного хозяина. В) если Лжедмитрий 1 «поверит», что бежавшему от Чистого крестьянину действительно можно было у него жить, не опасаясь голода, его вернут обратно.

  1. Во время организации Второго ополчения была введена «пятая деньга». Для каких целей?

Ответ: Это был налог – отчисляли 20 процентов всех  доходов купцов и ремесленников для оплаты «ратным людям» за службу в ополчении.

  1. Он происходил из захудалого княжеского рода, никогда не игравшего главных ролей при московском дворе; он стал во главе освободительного движения по выбору простых людей, однажды он сознался, что его «к тому делу насильно приневолили бояре и вся земля»; за свои заслуги он всего лишь был назначен в Боярскую думу; современники вспоминали, что он страдал «черным недугом» - меланхолией; после ликвидации Смуты он воеводствовал некоторыми приказами, участвовал  войнах, но опять таки «на вторых ролях». Кто это человек?

Ответ: Дмитрий Михайлович Пожарский.

  1. Почему Патриарх Никон назвал «Соборное уложение» «беззаконной книгой»?

Ответ: Соборное Уложение запретило принимать монастырям земли « на помин души», покупать земли, что резко сократило доход церкви.

  1. В 17 веке один молодой торговец решил забросить торговлю сукном и, чтобы разбогатеть, заняться торговлей с иностранцами пушниной, черной икрой и поташом. Но его планам не суждено было осуществиться. Почему?

Ответ: Так как торговля данными товарами была исключительной монополией государства

  1. Можно ли было в 17 веке в России за один рубль получить целых 15 рублей?

Ответ: Можно. В годы денежной реформы 1662 года началось резкое обесценивание медных денег, в середине 1663 года за один  серебряный рубль давали 15 медных.

  1. Одно время его называли «великим государем»; однажды царю пришлось стоять перед ним на коленях; он стал виновником одного из самых значительных социальных потрясений; длившегося не одно десятилетие; восемь лет он руководил самой важной организацией государства после того, как он сам от этого оказался; он завершил свою жизнь там, где и начал ее: простым монахом. Кто этот человек?

Ответ: Патриарх Никон

  1. В эти годы в России произошли события: началось восстание И.И.Болотникова, принято «Соборное Уложение», состоялась Переяславская рада, основан г. Нерчинск. Что в эти годы произошло в странах Западной Европы и Востока?

Ответ: . 1606 – империя Габсбургов заключила мир с Османской империей, 1649 – в Англии казнен король Карл 1, 1654- окончание англо-голландской войны, 1658 год – завершился протекторат Кромвеля.

  1. Документы утверждают, что С.Т.Разин происходил из зажиточной казачьей семьи. Каким количеством земли нужно было обладать в 17 веке, чтобы быть причисленным к зажиточным казакам? Сколько человек трудилось на пашне богатого казака в то время?

Ответ: В 17 веке донским казакам запрещалось заниматься земледелием. Зажиточные казаки, как правило, получали жалование от государя, владели сенокосными, рыбными угодьями, занимались промыслами и.т.д.

  1. Что именно входило в «царское жалованье» присылаемое казакам на Дон из Москвы.

Ответ: Деньги, сукно, хлеб, вино, порох, селитра, оружие, свинец.

  1. Мог ли французский король Людовиг 14 быть свидетелем «Азовского сидения казаков», если бы он приехал в Россию?

Ответ: Людовиг 14 родился в 1638 году, поэтому увидеть и в титуле короля в возрасте 4 лет он это событие увидеть не мог, а королем он стал в 1643 году.

  1. В 17 веке донские казаки дали первую офицерскую клятву на верность московскому царю. Когда это произошло и чем было вызвано?

Ответ: В 1676 году, было вызвано тем, что правительство стремилось не повторить «разинской смуты».

  1. Первая морская победа России одержана в 17 веке. Когда это произошло и какое отношение к этому имеют донские казаки?

Ответ: Первой морской (официальной) победой России было взятие Азова, когда осада с суши, предпринятая Петром 1 в 1696 году была подкреплена действиями донских казаков с моря

  1. В 17 веке возникла насмешливая поговорка; «Аз, буки, веди страшат, что медведи». Что она означала и против кого была направлена, о каких переменах в общественной жизни свидетельствовала?

Ответ: В 17 веке. Так насмешливо называли тех, кто не желал учиться грамоте.

  1. Можно ли было в 17 веке прочитать московские Куранты? Кто мог это сделать?

Ответ: Куранты»- так называли выписки из иностранных газет, сделанные в посольском приказе для царя и его окружения.

  1. В 1670 году иностранный купец Иоган фон Румпе открыл в Москве собственную лавку, где продавались различные мануфактурные изделия, предметы быта и прочее. В первый же день он продал зашедшему покупателю одни ножницы и несколько лент. За это он был оштрафован, а лавку пришлось закрыть. Почему? В соответствии ли с законом поступили русские власти?

Ответ: Согласно новоторговому уставу 1667 года иностранцам была запрещена розничная торговля в России, чем и занимался фон Румпе.

«РОССИЯ 18 ВЕК».

  1. Где в России находилось Лодейное поле и почему оно так называлось?

Ответ: Поле на берегу реки Свири, где строили корабли – ладьи.

  1. Какое сооружение в России в 18 веке было сооружено так, как никогда и нигде не сооружалось, потому что, оно было ограничено территорией другого архитектурного сооружения. Что это за сооружение?

Ответ: Это Арсенал, который находится на территории Московского Кремля, его планировка обусловлена стенами Кремля.

  1. Что общего в 18 веке было между чтением газеты «Ведомости» и асторией (рестораном) у Главной аптеки на Красной площади?

Ответ: Тот, кто прочтет газету «Ведомости» от начала до конца, имел право на бесплатный обед в астории у Главной Аптеки.

  1. Один из первых учебников русской истории «Синопсис» весьма оригинально объяснял происхождение людей и государства? Каким образом?

Ответ: 1707год- начало восстания под руководством К.А.Булавина. 1787 год-  начало войны  России с Турцией. 1793 год – второй раздел Польши при участии России. 1797 год- Манифест о трехдневной барщине.

  1. «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за царя, но за государство. Не должна вас также смущать слава неприятеля-шведа, будто бы непобедимого. Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога…». Кому принадлежали эти слова?

Ответ: Петр I

  1. По свидетельству современников, петровские школяры организовывали шайки для разбойных нападений на обывательские погреба и их кладовые. Почему так получилось?

Ответ: Школярам подолгу не выплачивали жалование, и они лишенные средств к существованию вынуждены были идти на эти меры.

  1. Какое наказание ожидало учеников петровских школ и училищ, если они прогуливали занятия?

Ответ: в случае прогулов по указу 1707 года с состоятельных учеников взымались огромные штрафы, за первый день прогула 5 рублей, за второй 10 рублей, за третий и последующие по 15 рублей. Бедных били плетью.

  1. Елизавета Петровна называла его «голштинским чертушкой»; ярый поклонник  прусского Фридриха Второго; «случайный гость русского престола» по определению В.О.Ключевского. О ком идет речь?

Ответ: Петр 3.

  1. Он был одним из последних, кто открыто восстал за сохранение казачьих льгот и привилегий; тайно он присутствовал на казачьем круге, где решался вопрос о его поимке; два месяца он был войсковым атаманом; он был казнен целых три раза. Кто этот человек?

Ответ: К.А.Булавин

  1. В эти годы в России произошли события: а) Полтавская битва б) проведена подушная перепись населения и первая ревизия в) Крым присоединен к России г) издана Жалованная грамота дворянству. Что в эти годы произошло в Странах Европы и Востока?

Ответ: 1724 год родился мировой философ И. Кант, 1783 год- Уильям Питт Младший пришел к власти в Англии, 1785 год Э. Картрайт изобрел механический ткацкий станок.

  1. Пришла к власти в результате дворцового переворота; любила балы и маскарады; страшная модница, в ее гардеробе было 15 тысяч нарядов; была тайно обвенчана с сыном украинского казака. О ком идет речь?

Ответ: Елизавета Петровна.

  1. В знаменитом «Наказе» Екатерины 2, изданном для депутатов Уложенной комиссии, сформулирована мысль о том, что Россия нуждается в крепкой единоличной власти. Для чего понадобилось это «упоминание»?

Ответ: «Наказ» напоминал депутатам, что Россия – государство обширное и поэтому особенно нуждается в единой крепкой власти. Несмотря на свои либеральные воззрения, Екатерина 2 дала понять, что не уступит власть ни кому и не насколько.

  1. Для каких целей Екатерина привлекала в «Новороссию» немцев, армян, греков и даже татар?

Ответ: Запорожская Сечь была уничтожена, на освободившиеся земли в Малороссии нужно было привлекать мирных людей.

14.Кому из людей 18 века принадлежит впервые сказанная фраза, что «крестьянам помещики не вековые владельцы». К чему это привело?

Ответ: . Эти слова принадлежат современнику Петра 1 крестьянину И.Т. Посощкову, публицисту, он написал несколько политических и экономических сочинений. Возможно, подобные настроения в крестьянской среде подготовили крестьянскую войну под рук. Е.Пугачева.

  1. В 1771 году в Москве были закрыты все лавки и прекратились все работы. Почему?

Ответ: В связи с эпидемией чумы

  1. Был ли знаком А.В.Суворов с Е.И. Пугачевым?

Ответ: Да, молодой офицер Суворов конвоировал клетку с Пугачевым в Москву.

  1. Представьте себе, что Вы - свободный крестьянин и в 1758 году  решили открыть свою мануфактуру. Удаться ли Вам это сделать?

Ответ: Нет

  1. Каким образом русско-турецкие войны 18 века влияли на изменение фамилий русских людей?

Ответ: П.А.Румянцев получил к фамилии приставку «Задунайский». Г.А. Потемкин – «Таврический». А.В.Суворов – «Рымникский».

«РОССИЯ 19 ВЕК».

  1. На его гербе был начертан девиз: «Без лести предан»; обладал обширными знаниями в математике и военных науках;  современники отмечали такие черты его характера, как безупречную честность, высокомерие по отношению к тем, кто стоял ниже властной лестнице; на протяжении четверти века фактически управлял Россией; любимец императоров Павла 1 и Александра 1. О ком идет речь?

Ответ: Аракчеев А.А.

  1. Какой овощ русские крестьяне называли «чертово яблоко»?

Ответ: картофель

  1. Как назывался доклад, отчет чиновника в 19 веке?

Ответ: сказка

  1. В какой конечный пункт вы смогли бы доехать по первой железной дороге Санкт-Петербург--- _________________?

Ответ: Царское село

  1. Слово «бухгалтер» появилось в русском языке в 19 веке. А что оно означает дословно в переводе с немецкого языка?

Ответ: «держащий книгу»

  1. Какого царя и за что называют царь «Освободитель»?

Ответ: Александр II за отмену крепостного права

  1. Кого из императоров 19 века называют «Благословенным»?

Ответ: Александр I

  1. «День коронации государя ознаменовался целым рядом милостей. На три года приостановлены рекрутские наборы, прощены все казенные недоимки, освобождались, или, по крайней мере, смягчалось наказание разным преступникам, в том числе и государственным, участникам мятежа 14 декабря 1825 года, и в тайных обществах того времени. Но все эти частные меры, встреченные с восторгом Россией, были только преддверием тех коренных реформ, которыми ознаменовалось новое царствование. О каком императоре идет речь?

Ответ: Александр II