ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
В разделе представлено обобщение опыта работы Румянцевой Е.А. по теме "Проектная деятельность учащихся "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty_rumyantsevoy_ea.docx | 39.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Фурмановского муниципального района
Муниципальное учреждение
Отдел образования
Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории
как средство формирования ключевых компетенций учащихся
Румянцева Елена Анатольевна,
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ №10 г. Фурманова
2011
- Актуальность проблемы.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только повторять и копировать».
Л.Н. Толстой
Мы живём во время реформирования России, неотъемлемой частью которого является модернизация образования. Утверждаются качественно новые принципы организации жизнедеятельности людей, ведется работа по определению путей устойчивого развития общества, а значит, важной является проблема формирования личности, которая способна адаптироваться в быстро меняющихся социально-экономических условиях общества.
Кроме этого современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков – на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения, ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер.
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной сферах. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность.
Таким образом, важнейшая задача современной школы - раскрытие потенциальных возможностей и способностей каждого ученика в процессе творческой деятельности.
- Научно-теоретическое обоснование опыта
С понятием «ключевые компетенции» я познакомилась прочитав статьи Иванова Д.А., Хуторского А. В. И др., для себя определилась так: ключевые компетенции – это определённые обществом, самой личностью способности, умения, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов как в личной, так и в профессиональной сферах жизни. Хуторской А. В. в своих исследованиях выделил следующие группы ключевых компетенций отечественного образования:
- Ценностно-смысловая компетенция.
- Общекультурная компетенция.
- Учебно-познавательная компетенция.
- Информационная компетенция.
- Коммуникативная компетенция.
- Социально-трудовая компетенция.
- Компетенция личностного самоусовершенствования.
Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Самым удачным средством, помощником в данном деле, на мой взгляд, является проектно - исследовательский метод обучения. Ведь при подготовке любого проекта ребёнку необходимо научиться принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков (а это ценностно-смысловая компетенция); работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека (а это общекультурная компетенция); самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы и учиться на собственных ошибках и ошибках товарищей (а это учебно-познавательная компетенция); кроме того, ученику приходится осваивать современные средства информации и информационные технологии (а это информационная компетенция); учиться представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, убеждать, задавать вопросы (а это коммуникативная компетенция); ребёнок, выполняя работу над собственным проектом, учится быть личностью, осознавая необходимость и значимость труда, который он выполняет (а это и социально-трудовая компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования).
Метод проектов позволяет мне в работе с детьми решить ряд важных задач:
во-первых, проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учёбой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже, бывает, скучают на уроках, поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого;
во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими интересами;
в-третьих, выполняя проекты, школьники учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели.
в-четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, олимпиады, конкурсы различной направленности.
Технология проектного обучения принципиально изменяет характер взаимодействия ученика и учителя, нарушая традиционную схему «Субъект (учитель) – объект (ученик).
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Он не просто передает знания, а обеспечивает деятельность школьников, то есть:
- Консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя проблемные ситуации.
- Мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Ученик имеет свободу выбора и самоопределения.
- Наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности информационной и коммуникативной компетентностей учащихся.
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.
С самого начала ученик оказывается в ситуации неопределенности, но именно это и стимулирует его познавательную активность. При этом у учащихся вырабатывается собственный аналитический взгляд на информацию. Роль ученика при выполнении проекта также изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:
- Выбирает (принимает решения). Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;
- Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Выход за пределы школы в поисках информации или для реализации своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми и сверстниками с новых позиций;
- Оценивает. Одновременно ученик оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Рефлексия позволяет сформировать оценку и самооценку окружающего мира и себя.
Ученик – субъект обучения, учитель – партнёр, создающий условия. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и на приобретение новых, порой путём самообразования.
При анализе педагогической и методической литературы были выявлены следующие негативные моменты:
- Отсутствуют четкие представления и о формировании ключевых компетенций у учащихся в процессе организации проектной деятельности;
- Серьезной проблемой является создание контрольно-измерительных материалов, позволяющих отслеживать развитие компетентностей.
Главной педагогической идеей своей работы считаю:
- создание условий для самовыражения учащихся, формирования творчески мыслящей личности;
- развитие логического мышления;
- формирование умения самостоятельно находить решение поставленных задач;
- формирование познавательного интереса к изучению истории;
III. Практическая часть. Использование проектно-исследовательского метода в учебной и внеклассной деятельности.
Развитию навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся способствуют педагогические ситуации. В процессе обучения я применяю проблемный метод обучения. Ученикам погружаются в такие ситуации, в условиях которых они должны защищать свое мнение, приводить аргументы, доказательства, факты, выяснять непонятное.
На уроках по истории Древнего мира ученикам 5 класса предлагается решение познавательных задач.
Например, известно, что главную роль в гибели Ассирийского царства и разрушении Ниневии сыграли Вавилоняне. Мог ли Вавилонский царь Хаммурапи участвовать в празднике по случаю этой победы? Докажите свой ответ историческими фактами. Для решения данной задачи ученикам требуется проанализировать исторические эпохи , определив хронологический порядок правления царей, далее составить ленту времени, отметив даты правления и сделать письменный вывод. Заключительный этап – представление и аргументация своего решения.
На начальном этапе изучения предмета я развиваю навыки работы с историческими документами, умение извлекать информацию, анализировать статистические данные. Учащиеся выполняют следующие виды заданий:
- Составление сравнительной таблицы по теме « Природно-климатические условия как фактор формирования Древневосточной цивилизации» (на примере Египта, Двуречья, Финикии);
- Составление хронологий событий на основе исторической карты по теме «Монголо-татарское нашествие на Русь»;
- Сравнительный анализ исторических документов на примере «Русской Правды» и «Правды Ярославичей». Задание формирует умение анализировать, выявлять черты сходства и различия, развивает информационную и коммуникативную компетенции.
- На уроках истории в 5-8-х классах мы разрабатывали разнообразные игровые проекты. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями.
Обобщение материала по теме «Древний Восток и Передняя Азия» проводим в виде игры «КВН». Ученикам необходимо подготовить «Домашнее задание» по истории одной страны, обобщив материал в виде презентации. При подготовке к конкурсу «Разминка» ученики обращаются к дополнительным источникам информации : энциклопедии, справочники, электронные библиотеки, интернет.
Одной из интересных методик считаю «Слет специалистов». Данную технологию применяю в при изучении темы «Глобальные проблемы XXI века» . Целью этой методики активное включение учащихся в самостоятельную работу по изучению нового материала за отведенный промежуток времени: нужно было составить презентацию по своей проблеме(экологической, продовольственной, ядерной, демографической и т.д.) и предложить ряд мероприятий по выходу из неё. Кроме этого, учащиеся должны были развить умения передачи полученной информации, а также уметь работать коллективно, проявлять товарищескую взаимопомощь. Цель участников слета – ознакомить присутствующих с той проблемой, которая в данном научном коллективе разработана более подробно. Основная часть урока – доклады специалистов. Остальные члены группы дополняют, делают замечания. Все участники слета конспектируют в тетради доклады специалистов, задают вопросы всем присутствующим. В конце слета каждая научная группа получает тест, при выполнении которого учащимся нужно было применить научные исследования всех групп. На уроке широко использовались мультимедийные средства. Технология формирует все ключевые компетенции.
Ученики среднего звена(5-8)ориентированы на творческие проекты. Как правило, такие работы не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. Примером данного вида проекта является работа «Любимый город».
Наиболее сложными и трудоемкими считаю исследовательские проекты, которые требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Примером данного вида проекта является коллективная работа учениц 6 класса « Почему я должен знать свои права».
Исследовательские проекты активно применяю при работе с одаренными детьми во внеурочной деятельности. Универсальность метода заключается в возможности проведения исследования на протяжении нескольких лет, поэтапно отслеживая и демонстрируя результаты работы и углубляя изучение темы. Так ученицей 7 класса была в 2010 году была выбрана тема «Демографическая ситуация в Фурмановском муниципальном районе в 2005-2010гг.: проблемы и перспективы». На первом этапе исследуется статистические данные по количеству браков, разводов, рождаемости и смертности. ( 2010-2011 учебный год) . На втором этапе(2011-2012 учебный год) ведется мониторинг здоровья детей за указанный период времени и проводится социологический опрос. Каждый этап исследования предполагает презентацию результатов и объединение структурных компонентов проекта в единое целое.
III. Оценка результативности работы.
Создание различных типов проектов учащимися на уроках истории и в процессе внеклассной работы позволяет мне, как учителю, решить ряд важных образовательных задач и проследить результативность своей работы.
Достижением применения проектной деятельности считаю I место в конкурсе « Я – несовершеннолетний: что я могу и что я должен», номинация: «Почему так важно знать свои права и обязанности», возрастная группа:10-13 лет. (Региональный уровень, 2010 год). I место в городском конкурсе проектов «Если б я был депутатом…». Проект имеет практическую реализацию на территории Фурмановского района.
Позитивная динамика результата Всероссийской олимпиады школьников доказывает успешность проектной деятельности в работе с одаренными детьми (Приложение № 1).
Мониторинг качества знаний по предмету составляет 70 % (Приложение 2).
Изучение мотивов включения в исследовательскую деятельность позволило установить, что старшеклассники связывают свое участие в ней с социальной значимостью и неотложностью решения проблем (53%), желанием испытать свои силы и возможности в новой для себя сфере (22%), развитием познавательных интересов и мышления, необходимых для будущей профессиональной деятельности (12%).
IV. Заключение
Анализ теории и практики применения проектно-исследовательской деятельности позволяют сделать следующие выводы:
- Проектный метод обучения формирует ключевые компетенции учащихся, формирует творческую личность, способную действовать самостоятельно в условиях динамичного развития общества.
- Представление результатов проектно-исследовательской деятельности позволяет учащимся обрести опыт публичных выступлений, почувствовать уверенность в своих силах.
- Учителю – предметнику позволяет привить интерес к своему предмету разным категориям учеников, а также даёт возможность выйти за рамки образовательного стандарта по предмету, сделав его изучение более насыщенным и интересным.
- Закрепляет умения выполнять действия по определённому алгоритму.
- Обучает учащихся работать с разными источниками информации, в том числе и Интернет, анализировать, систематизировать, структурировать, выделять главное.
Накопленный опыт работы по проектно-исследовательской технологии распространяла на заседании методического объединения учителей истории и обществознания Фурмановского муниципального района в 2010 году. В марте 2010 года на I Форуме молодых педагогов ЦФО в городе Рязань «Старт в профессию» делилась опытом работы с одаренными детьми.
Для дальнейшего развития и совершенствования методов формирования ключевых компетенций на уроках истории я намерена продолжить изучение проектно-исследовательского метода обучения.
Список используемой литературы
1. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы. – 1995. - № 6, - С. 39-48.
2. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996. – 143с.
3. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998
4. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 384с.
5. Клименко А.В., Подколзина О.А. Проектная деятельность учащихся.//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - №9. – С.69-75.
6. Новикова Т. Д. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. - 2000. - № 7. - с 151-157
7. Новожилова Н.В. Использование Интернет – технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся. // Завуч. – 2003. - №8. – С.118-125.
8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 1999.
9. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.
10. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с.
11. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — С. 52-55
12. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45
13. Пахомова Н.Ю. Метод проектов: функции и структура учебного проекта // Технологическое образование. – 1997. – № 1. – С. 92-96.
14. Полат Е.С. Как рождается проект. – М.,1995 – 233с.