Самообразование 2015-17 уч. г.
"Считай несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил к своему образованию".
Я.А. Коменский
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Нетрадиционное
физкультурное оборудование
в физическом развитии
детей дошкольного возраста»
Инструктор по физической культуре Щеткова М.В.
МАОУДОД д/с «Дюймовочка»
2015-2017 учебный год
«Чтобы сделать ребенка умным
и рассудительным:
сделайте его крепким и здоровым!»
Народная мудрость
«Нетрадиционное физкультурное оборудование
в физическом развитии детей дошкольного возраста»
Растить детей здоровыми, сильными – задача каждого дошкольного учреждения. И в наш современный век особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту. А также обучение их доступным двигательным умениям и навыкам.
Надо признать, что в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже нормы. Это увеличивает статистическую нагрузку на определенные группы мышц. Снижается сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение функций организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Мы осознаем, что физическое и интеллектуальное развитие должно проходить параллельно, решение этой проблемы видится в совокупности социально-педагогических условий. Этому способствует использование нестандартного оборудования в работе по физическому воспитанию детей.
Движение – это жизненная потребность, средство укрепления организма. Малыш по своей природе – деятель, и деятельность его выражается в движении. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идет интеллектуальное развитие. Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился как можно с большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов.
К сожалению, есть дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата: сутуловатость, вялая осанка, уплощенная стопа. Все эти нарушения легко предупреждаются при использовании нестандартного оборудования, так как выполнение упражнений с пособиями и дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения.
В детском саду основная форма развития двигательной активности детей – физкультурные занятия. В целях развития и поддержания интереса к занятиям важно позаботиться о подборе физкультурного оборудования. Рациональный подбор оборудования, его обновление, внесение новых пособий, их перестановка или чередование. Все это помогает реализовать содержание разных видов занятий (тренировочное, игровое, сюжетно – игровое, контрольно – проверочное).
Таким образом, я пришла к выводу, что нестандартное оборудование позволяет повысить двигательную активность ребенка, развить основные движения, поддержать положительные эмоции, разнообразить игровую деятельность, повысить уровень воспитательно-образовательного процесса, развивать каждого ребенка с учетом его интересов и желаний.
Целью моей работы является использование нестандартного оборудования для увеличения двигательной активности детей за счет качественного улучшения методики занятий, повышения их моторной плотности.
Задачи.
- Обогащать знания детей о мире предметов и их многофункциональности.
- Повысить моторную плотность физкультурных занятий, улучшить методику их проведения, создать эмоциональный комфорт для детей на занятиях.
- Создать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий.
- Пробуждать интерес детей к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении.
- Изготовить силами сотрудников детского сада и родителей нестандартное оборудование для физкультурных занятий и самостоятельной деятельности.
Детям дошкольного возраста очень нравится нетрадиционное физкультурно-игровое оборудование. Одно дело выполнять упражнения для «поддержания здоровья», и совсем другое – помогать преодолевать препятствия сказочным героям, самим «превращаться» в сказочных героев, участвовать в сюжетной игре.
Применение нестандартного оборудования вносит разнообразие в физкультурные занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания. Оно объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.
Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы, поэтому оно, никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в физкультурном зале, если есть желание и немного фантазии.
В нашем детском саду создано много нестандартного оборудования, используемого в разных видах двигательной деятельности, бесполезные на первый взгляд предметы превращаются в яркое, удобное в использовании оборудование для занятий физкультурой. Многообразен и непредсказуем мир вещей, способных обрести вторую жизнь благодаря творчеству, выдумке и умелым рукам. Для изготовления нестандартного оборудования я выбираю различные предметы: пластиковые бутылочки, губки для мытья посуды, новогодний дождь, нитки для вязания, трубы из-под линолеума, кольца от скотча, фломастеры, поролон и многое другое. Эти, бесполезные на первый взгляд, предметы, превращаются в пособия для выполнения различных упражнений. Изготовленное нестандартное оборудование вносит в физкультурное занятие элемент необычности, интерес, желание играть, помогает малышам преодолевать свой страх.
Разрабатываю конспекты занятий и развлечений с использованием нестандартного оборудования и успешно применяю их на практике. Очень эффективны и интересны занятия с полосой препятствий, созданной из нестандартного оборудования. Эти занятия увлекательны для детей и позволяют закрепить разнообразные двигательные навыки, а также решить обучающие задачи. В занятия включаю разнообразные подвижные игры, а так же игры на развитие координации, ловкости, быстроты, выносливости.
Чтобы дети легко находили свое место для упражнений и не мешали друг другу, использую ориентиры: мягкие подушки, цветные коврики, бабочки из цветной ткани.
Выполнение комплексов упражнений общеразвивающего воздействия с различными пособиями и предметами (шишки, султанчики, цветные кольца от скотча, ленточки, листья из цветного картона, искусственные цветы, погремушки) оказывает огромное влияние на развитие разных групп мышц и укрепление мышечного тонуса.
Для основных видов движений использую следующее нетрадиционное спортивное оборудование:
- Многоуровневые стойки – изготовлены из картонных труб из-под линолеума, в них просверлены отверстия на высоте 10, 20, 50см, в которые вставляется гимнастическая палка. Для перешагивания, перепрыгивания, подлезания между гимнастическими палками.
- Бревно – длинная картонная труба от линолеума, обклеена цветным скотчем. Для развития равновесия, ловкости, уверенности в себе.
- Мягкое бревнышко – сшито из поролона, обтянутое тканью. Для развития равновесия, ловкости, уверенности в себе.
- Мячики – сшиты из цветной ткани, наполнены ватой. Для метания вдаль, в вертикальную, горизонтальную цель.
- Бабочки – сшиты из цветной ткани, с прикрепленной липкой лентой. Используются при прыжках в высоту – «Посади бабочку на цветок».
- Парашют» - сшит из цветной ткани. Развитие координационных способностей детей.
- «Туннели» - на обруч пришита ткань, другой конец свободный. Развитие координации движений, ловкость, смелость, умение лазать на четвереньках, опираясь на ладони и колени в замкнутом пространстве, ориентироваться в нем.
Во время подвижных и малоподвижных игр нестандартное оборудование просто незаменимо, например:
«Соберись в букет» - дети под музыку выполняют подскоки или бег врассыпную с цветами в руках, с окончанием музыки они должны собраться в букеты, состоящие из одинаковых цветов.
«Кто быстрее соберет» - на полу рассыпаны вязаные ягоды и грибы. Дети по сигналу собирают их в ведерки – кто быстрее. Другой вариант: собрать с завязанными глазами.
«Лети, как бабочка» - у каждого ребенка в руке «бабочка» на ниточке. Звучит музыка, дети «летают» по залу как бабочки. С окончанием музыки, приседают на корточки («садятся на цветок»).
«Посади бабочку на цветок» - у каждого ребенка в руке «бабочка» на ниточке, на полу разложены цветы, вырезанные из цветного картона. Звучит музыка, дети «летают» по залу как бабочки. С окончанием музыки посадить свою бабочку на цветок такого же цвета.
«Море волнуется» - держась за парашют, дети выполняют движения руками, изображая волны. После слов «Морская фигура замри», делают какую-нибудь фигуру, не отпуская парашют.
«Классики» - плотная ткань, на которой изображены геометрические фигуры. Количество игроков не ограничено, прыжки как в классиках.
Гармоничность строения тела человека зависит от осанки, которая формируется в период роста и развития организма, т.е. в дошкольном возрасте. Из-за неблагоприятных условий внешней среды могут возникнуть различные нарушения осанки, которые в дальнейшем могут привести к искривлению позвоночника. Установление начальных форм нарушений осанки и их профилактика наиболее эффективны в дошкольном периоде.
Упражнения для правильной осанки
- Ходьба с мешочком на голове, руки в стороны, спина прямая.
- Ходьба с мешочком на голове с перешагиванием через препятствия: «пенечки», косички.
- Ходьба с мешочком на голове с одновременным выполнением различных движений рук: вверх, вперед, в стороны.
- Под веселую музыку дети произвольно бегают на носочках между мешочками, разложенными на полу. Музыка затихает, дети поднимают мешочки, кладут их на голову и удерживают, стараясь сохранить правильную осанку.
На формирование осанки значительное влияние оказывает статико-динамическая функция стопы. Даже незначительное изменение ее формы может стать причиной нарушения правильного положения тела, позвоночника и как следствие этого – патологических дефектов осанки. Любое патологическое изменение стопы отрицательно сказывается на опорной функции нижних конечностей. Дети быстрее утомляются, ухудшается их самочувствие, снижается работоспособность. Дошкольники, страдающие плоскостопием, во время ходьбы сильно топают ногами. Походка у них неуверенная и напряженная.
Упражнения для профилактики плоскостопия:
- Ходьба по массажным коврикам.
- Захват, поднимание и перекладывание шишек, фасоли, бумажных салфеток, пуговиц пальцами ног в течение 1-3 минут (упражнение проводится поочередно одной и другой ногой).
- Пальчиками ног рвать газету на части «Обезьянки читают газету».
- Поднять пальцами ног погремушку и погреметь «Обезьянки – музыканты».
Зная, что положительных результатов можно добиться, лишь сделав своими союзниками родителей, стараюсь вызвать у них интерес к физическому воспитанию и укреплению здоровья своих детей. В связи с этим было проведено анкетирование родителей «Физическая культура и здоровье Вашей семьи». Анкетирование показало, что физическим воспитанием ребенка занимается в основном детский сад, даже дома дети большую часть времени проводят в статическом положении у телевизора, за столами. У многих дома нет никакого спортивного инвентаря, всего несколько семей посещают спортивный комплекс. Родители признаются, что мало времени проводят с ребенком на свежем воздухе.
Дав родителям возможность побывать на двух физкультурных занятиях – с использованием стандартного и нестандартного оборудования, я постаралась доказать, насколько у детей повышается интерес к выполнению основных движений и упражнений при использовании нестандартного оборудования. На первом занятии дети выполнили общеразвивающие упражнения без предметов, бросали мяч в корзину, ходили по гимнастической скамейке, перепрыгивали через бруски – лего. На втором – ребятам пришлось «превратиться» в зайчиков, сделать разминку с султанчиками из новогоднего дождя, выполнить ходьбу по дереву - бревну, бросать ягодки в сачок, перепрыгивать через гимнастические палки, закрепленные в стойки. После просмотра родители были просто в восторге от второго занятия, они отметили, что детей привлекают необычные формы и красочность такого оборудования, что способствует высокому эмоциональному тонусу во время занятий. Да и мне самой проводить такие занятия намного интересней.
В этом году мною оформлен стенд «Советы доктора Айболита», где размещена следующая информация: возрастные особенности детей от 3-7 лет – не меняется в течение года; «Грипп не пройдет», «Аллергия», «Что такое прививка», «Как одеть ребенка на прогулку», «Домашний стадион», «Нестандартное оборудование» и т.д. – эти консультации меняются 1-2 раза в месяц.
На сайте нашего детского сада имеется моя страница «Физкульт – УРА!», на которой родители могут найти для себя полезную дополнительную информацию, а так же задать мне любой интересующий их вопрос.
Заключение
Таким образом, правильное использование нестандартного оборудования в системе работы по формированию двигательной активности детей, способствует более быстрому и качественному формированию двигательных умений и навыков, повышает интерес к физкультурным занятиям, развитию двигательного воображения детей, укреплению здоровья дошкольников, привлечение семьи к работе детского сада по оздоровлению детей.
Необходимо помнить, что основная цель – научить детей правильно и красиво двигаться, развивать их физические способности, воспитывать моральные качества, помочь освоить элементы техники выполнения движений. Именно это, а не погоня за нетрадиционностью должно определять выбор вида занятия и формы его проведения. Для меня главное видеть, что малыши чего-то добиваются, что-то могут и хотят выполнять предложенное задание. Играя, ребенок незаметно осваивает основные движения, и самое главное каждому малышу следует дать почувствовать, что у него не только все получается, но каждый раз – все лучше и лучше. Я все чаще стала слышать от ребят: «А сегодня будет физкультура?» и это, конечно же, радует.
Планы на будущее:
- разработать систему работы по применению нестандартного физического оборудования на занятиях физкультурой и в свободной двигательной деятельности детей;
- пополнять картотеки общеразвивающих упражнений, подвижных игр, дыхательной гимнастики с использованием нестандартного физкультурного оборудования;
- продолжать оснащать физкультурный зал нестандартным физкультурным оборудованием в соответствии с возрастными особенностями детей.
- составить перспективное планирование физкультурных досугов совместно с родителями, обобщать опыт семейного воспитания родителей наиболее активно занимающихся спортом со своими детьми.
Только эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность дошкольников в детском саду является основой для решения всех воспитательных задач и в том числе физического развития.
Пора компьютеров настала,
Активно жить труднее стало.
И дети, словно старики
Несут до школы рюкзаки.
Движенье – жизнь и красота,
Здоровый дух и цель ясна:
Беги от лени и болезней,
Спорт для здоровья – всех полезней.
Как научить, здоровым быть
И физкультуру полюбить?
А просто сделай что-то сам
И подари все малышам.
В глазках блеск и звонкий смех –
Сколько радости для всех.
Прыгать, бегать, в цель бросать –
Каждый хочет ловким стать.
Приходит вывод без сомненья:
«Здоровье – жизнь,
А жизнь – движенье!»
ЛИТЕРАТУРА:
- Е.Ф. Желобкович «Физкультурные занятия в детском саду» Москва Издательство «Скрипторий 2003» 2010 г.
- Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия в средней группе»
- Журнал «Ребенок в детском саду» № 5 2009 г. «Нестандартное физкультурное оборудование»
- Журнал «Ребенок в детском саду» № 6 2011 г. «Коррекционные игры на занятиях по физической культуре»
- Журнал «Здоровье дошкольника» № 6 2010 г. «Использование нестандартного оборудования в физическом воспитании»
- Журнал «Здоровье дошкольника» 2008-2011 г. «Материалы и оборудование своими руками»
- Сайт «Allbest.RU – выбери лучшее»
- Сайт «Образовательный портал Claw.ru»
- Сайт «Актуальные проблемы: теория и практика»
- Сайт «Социальная сеть работников образования nsportal.ru»
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение дошкольного образования детей детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей «Сказка»
корпус «Дюймовочка»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Щетковой Марины Владимировны
инструктор по физическому воспитанию
стаж работы - 3 года
квалификационная категория - 1
2015 – 2017 уч. г.
с. Омутинское
Тема
«Нетрадиционное физкультурное оборудование в физическом развитии
детей дошкольного возраста»
ЦЕЛЬ: Выявить влияние использования нетрадиционного оборудования на формирование интереса детей на занятиях по физической культуре.
ЗАДАЧИ:
- Повысить собственный уровень знаний
- Разработать перспективный план работы с детьми
- Изготовление нового нетрадиционного оборудования для занятий
- Повышение родительской компетентности в области физической культуры, здорового образа жизни.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, самообразования.
- Повышение качества занятий по физической культуре.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Содержание деятельности | Форма отчетности | Сроки проведения |
Методическая работа | ||
Изучение методической литературы по теме | Оформление и пополнение папки | Постоянно |
Изготовление нестандартного оборудования для дошкольников (на занятиях, спортивных развлечениях, праздниках, в самостоятельной деятельности) | Наличие оборудования | Постоянно |
Консультация для педагогов на тему «Использование нетрадиционного оборудования для повышения интереса у детей к двигательной активности» | Конспект | Февраль |
Оформление картотеки игр, пальчиковых гимнастик, гимнастики для глаз | Наличие картотек | Постоянно |
Работа с детьми | ||
Наблюдение за детьми и состоянием здоровья в повседневной жизни | Анализ показателей заболеваемости, уровней физического развития | Постоянно |
Проведение закаливающих мероприятий, пальчиковой гимнастики, динамических пауз, элементов релаксации | Наличие картотеки | Постоянно |
Проведение «Недели здоровья» | Конспект сценария и фотографии | 1 раз в 3 месяца |
Проведение спортивных развлечений | Конспекты развлечений | 1 раз в месяц |
Беседы с детьми о ЗОЖ | Конспекты бесед | Постоянно |
Работа с родителями | ||
Изготовление информационных буклетов о ЗОЖ | Распространение среди педагогов | 1 раз в 3 месяца |
Консультации для стенда «Советы доктора Айболита» | Наличие консультаций | 1 раз в месяц |
Анкетирование | Анализ анкет | Март |
Проведение родительского собрания | Протокол собрания | Апрель |
СПОСОБ ДЕМОНСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТА ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЫ
- Отчет по плану самообразования
(спортивное развлечение; презентация оборудования)