Школьное научное общество "Человек. Природа. Общество"

Губайдуллина Татьяна Валентиновна

Анализ работы школьного научного общества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_shkolnogo_nauchnogo_obshchestva.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы школьного научного общества «Человек и природа» в Раифской средней общеобразовательной школе.

Губайдуллина Татьяна Валентиновна, учитель биологии и химии Раифской средней общеобразовательной школы. Зеленодольский муниципальный район.

В настоящее время перед учителем стоит проблема повышения интереса школьников к своему предмету. Одной из причин потери интереса – это непригодность ряда традиционно применяемых приемов обучения для нынешнего контингента учащихся. Необходимы новые методы и средства обучения, учитывающие индивидуальные особенности учащихся, рассчитанные на различную степень подготовки и позволяющие усваивать школьную программу на различных уровнях.

Известно, что одаренные учащиеся очень легко и быстро усваивают программу, рассчитанную на среднего ученика. Им быстро становится скучно и интерес к предмету угасает. Поэтому им необходимы такие средства обучения, которые опираются на возросшую самостоятельность и позволяют получать более углубленные знания. Одной из таких форм является научно-исследовательская  работа  учащихся.

С 1995 года     в Раифской средней школе работает  научный кружок, который  в 1998 году был преобразован в школьное научное общество «Человек и природа».

  Научное общество учащихся   Раифской средней общеобразовательной школы является добровольным объединением школьников, стремящихся совершенствовать свой образовательный уровень, повышать собственный интеллектуальный потенциал, приобретать умение и навыки научно-исследовательской и экспериментальной деятельности под руководством творческих педагогов и ученых.

   За 10 лет работы в школе  сформировалось интеллектуальное общешкольное сообщество со своими традициями. Были  созданы условия, способствующие выявлению, раскрытию и стимулированию интересов и склонностей, учащихся к научно-исследовательской деятельности. Произошло становление сферы предметного общения внутри ученического коллектива, активизирующей интерес к знаниям предметов, входящих в базисный учебный план, и стимулирующей самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся.

НОУ способствует формированию у школьников осознанного восприятия науки в качестве одного из атрибутов и значимой ценности современной цивилизации и профессиональному самоопределению учащихся. Учащиеся ориентируются на  проведение исследований, имеющих практическое значение.

 Работа НОУ включает  ознакомление школьников с новейшими достижениями науки, а также научно-популярной литературой, организацию лекций, консультаций, семинаров по методике организации, проведения и оформления учебно-исследовательских работ школьников с целью рекомендации лучших из них для участия в районных, республиканских и прочих конференциях, конкурсах и выставках. Реализацию исследований, спланированных совместно с администрацией, научными руководителями и имеющих практическое значение. Взаимодействие с подобными объединениями в иных учебных заведениях.

 Работы участников НОУ отличаются разнообразной тематикой и регулярно представляются на различных  районных, республиканских и федеральных конференциях и конкурсах.

Одним из направлений работы НОУ является экологический  мониторинг.

 Первая исследовательская работа «Изучение стока взвешенных частиц, приносимых р. Сумкой в оз. Белое во время половодья 1995 года»,   стала лауреатом первой Поволжской экологической научно-практической  конференции школьников.

Затем, работа  «Фенологические исследования в Волжско-Камском заповеднике» стала призером городской экологической конференции г. Зеленодольска и 3 республиканской конференции в г. Чебоксары. (1996 г.)

 Многие работы были призерами Зеленодольской районной научно-практической конференции им. А.П. Мариновича: «Экологическая оценка состояния оз. Белое» 1998;   «Фенологические исследования в Волжско-Камском госзаповеднике» 1999; «Изучение численности земноводных в летний период» 2000;   «Исследование изменений биоразнообразия в Раифском лесу возле Раифского монастыря»; «Анализ двигательных способностей учащихся Раифской средней школы» 2005 и др.

В 1998 году работа «Аквавита 98» получила диплом 2 ступени в федеральном конкурсе «Хранители воды».

В 2001 году работа «Изучение древостоя Раифского леса» стала лауреатом  федерального конкурса «Подрост».

С 2003 года в НОУ начинается работа по здоровьесберегающим технологиям. В 2003 году в республиканской научно-практической конференции старшеклассников «Интеллект, здоровье, нравственность» в номинации «Основы рационального питания»,   работа «Изучение важности рационального питания для обеспечения нормального физического развития учащихся средних классов Раифской средней школы» заняла 1 место.

В 2004 году две работы стали лауреатами Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодежи «Меня оценят в XXI веке»: «Оценка уровня здоровья учащихся Раифской средней школы» и «Изучение двигательных способностей учащихся средних классов Раифской средней школы».  Работа «Исследование активности амилазы» стала лауреатом федерального конкурса «Меня оценят в XXI веке» в 2007 году.

Занятия естественнонаучными исследованиями для некоторых из   ребят стали приоритетными, и они выбрали    своей специальностью биологию и  экологию.

          В настоящее время работа НОУ успешно продолжается, и его участники стремятся к новым победам.