Инновационная деятельность на базе КФУ
Участие в работе Республиканской инновационной площадки по теме "Модели организаци внеурочной деятельности школьников в соответствии с требованиями ФГОС ООО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ozero_moego_detstva.docx | 52.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КУРСА «ОЗЕРО МОЕГО ДЕТСТВА» В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Автор проекта:
_Губайдуллина Т.В. – учитель биологии МБОУ «Раифская СОШ ЗМР РТ»
Оглавление
- Введение………………………………………………………………..3
- Актуальность проекта………………………………………………….3
- Цель и задачи проекта …………………………………………………5
- Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его
новизну)……………………………………………………………………..6
- Жизненный цикл и этапы реализации проекта………………………10
- Бюджет проекта………………………………………………………….11
- Ожидаемые результаты реализации проекта…………………………..12
- Основные критерии и показатели эффективности реализации
проекта……………………………………………………………………13
1. Введение
В соответствии с ФГОС ООО основная образовательная программа основного общего образования реализуется общеобразовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность, под которой следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной (кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно- полезная практика, военно-патриотические объединения и т. д.).Эта деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, личностных и метапредметных результатов.
В связи с этим следует учитывать, что в ходе внеурочной деятельности обучающийся не только должен узнать, но и научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО, что накладывает определенные ограничения на программы курсов внеурочной деятельности в аспекте ее структуры, содержания, направлений, методического инструментария.
В своем проекте мы разработали программу экологического курса «Озеро моего детства», который может быть реализован в рамках внеурочной деятельности.
- Актуальность проекта
Актуальность проекта обусловлена следующими обстоятельствами.
Во-первых, экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на окружающую среду, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления.
Во-вторых, введением в действие нового Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Впервые в истории отечественной системы образования в стандарт включен воспитательный компонент, представленный Примерной программой воспитания и социализации обучающихся. Проект «Озеро моего детства» способствует развитию и полноценной реализации воспитательного потенциала образовательных учреждений в направлении формирования ценностного отношения к окружающей среде и формированию научного экологического мировоззрения.
Новизна курса заключается в том, что:
- современный научный исследовательский метод в образовательный процесс внедряется постепенно в ходе знакомства с природой родного края для решения проблемных ситуаций эколого-биологического плана;
- проектно-исследовательская деятельность сочетается с социально значимой природоохранной работой.
В проекте «Озеро моего детства» реализуется системно-деятельностный подход в обучении школьников, который становится наиболее актуальным в условиях перехода к новым образовательным стандартам.
- Цель и задачи проекта
Цель проекта: Разработка и реализация программы экологического курса «Озеро моего детства», направленной на совершенствование эколого-биологических знаний и умений, формирование общей экологической культуры в рамках внеурочной деятельности учащихся 5-х классов с учетом требований ФГОС
Задачи проекта:
- Подобрать учебный материал об экологических проблемах современности и путях их разрешения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся 5 классов;
- Разработать формы и методы проведения внеурочных занятий с учетом требований ФГОС
- Обосновать межпрежметные связи курса с биологией, географией, историей и химией;
- Охарактеризовать особенности реализации курса внеурочной деятельности: его форму, режим и место проведения занятий, виды деятельности;
- Определить количество часов курса внеурочной деятельности и их место в учебном плане
- Определить планируемые результаты освоения учащимися курса внеурочной деятельности
- Разработать формы учета знаний и умений, систему контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения курса внеурочной деятельности
Целевая группа проекта: учащиеся 5 классов
- объект исследования программы по экологическому образованию и воспитанию школьников средней ступени обучения
- Предмет исследования формирование экологической культуры, совершенствование эколого-биологических знаний у школьников в ходе изучения курса «Озеро моего детства»
- Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)
Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий.
Целью обучения во внеурочной деятельности является формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.
Программа экологического курса «Озеро моего детства» - часть системы экологического образования и направлена на получение детьми начальных знаний о взаимосвязях в природе. Программа включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие гармоничное взаимодействие ребенка с окружающей его природой. Она рассчитана на изучение общего материала, индивидуальные или групповые творческие работы отдаренных и увлеченных детей. Программа внеурочной деятельности по экологическому направлению «Озеро моего детства» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию экологической культуры и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на понимание законов природы, бережного отношения к окружающей среде как необходимого условия социального благополучия и успешности человека.
Программа экологического курса «Озеро моего детства» носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
Цели программы:
- способствовать пониманию сути глобальных проблем экологии,
- обеспечить усвоение учащимися основных положений экологической науки, на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду
- формирование понятий научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, активной роли и места человека в биосфере как социального существа
- формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира
Задачи:
Обучающие:
- создание условий для получения учащимися системных знаний об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
- научиться применять на практике полученные знания
- формировать навыки простейших исследовательских работ
Развивающие:
-развивать у школьниковков эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
-формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
-повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
-развивать коммуникативные способности каждого ребенка с учетом его индивидуальности, научить общению в коллективе, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге
Воспитательные:
-прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
-воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
-воспитывать потребность в общении с природой;
- способность формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
-Экологическое образование и воспитание позволяют прививать детям общечеловеческие ценности гуманистического характера:
- понимание жизни как высшей ценности;
- человек как ценность всего смысла познания; - универсальные ценности природы;
- ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли.
Средствами экологического образования можно формировать следующие ключевые компетентности:
• компетентность в области общественно-политической деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций гражданина в охране и защите природы своей страны);
• компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.);
• компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный поиск и получение информации из различных источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т. д.);
• компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и практические навыки существования и сосуществования в реальных природных условиях) и другие.
В соответствии с ФГОС на ступени основного общего образования решаются следующие задачи:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
В числе основных задач курса - творческое развитие личности ребенка, особое внимание уделено развитию воображения. В каждом задании, на каждом уроке детям дается возможность проявить фантазию, поощряется отход от шаблона. Занятия направлены на то, чтобы ‘расковать” детей, высвободить их творческую энергию.
Соответствие целей и задач программы экологического курса «Озеро моего детства» целям и задачам основной образовательной программы учреждения будет способствовать осуществлению пролонгированного эффекта от ее реализации в педагогической практике.
Межпредметные связи программы экологического курса
Программа экологического курса «Озеро моего детства» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: биология, география, химия, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Таблица №1.
Межпредметные связи программы экологического курса
предмет | содержание учебной дисциплины | содержание программы |
Биология | Биосфера Цепи питания Организмы –индикаторы Организм человека | Сколько экосистем в биосфере Экологические цепочки Биоиндикация Живые предсказатели погоды Человек – сын природы |
География | Географическая карта Жизнь в океане Геохронологическая шкала Земли | Земля – наш общий дом Многообразие экосистем Почему исчезли динозавры? |
Химия | Химические элементы Влияние химических веществ на организм человека | Кислотный дождь, под который лучше не попадать Что такое пестициды? Осторожно! Нефть в океане! |
Технология | От замысла к результату. Технологические операции. | Изготовление панно «Мы – жители Земли» Модель «Круговорот воды в природе» |
ИЗО | Мир фантазии. | Лента Времени, Модель экосистемы |
Физическая культура | Подвижные экологические игры | Экологические игры «Совы-вороны», «Паутина жизни», |
Музыка | Выразительность музыкальной интонации. | Мир эмоций и чувств. Прослушивание музыкальных композиций Моцарта, Бетховена, Шопена, Штрауса, Глинки, «Звуки природы» |
Особенности реализации программы экологического курса:
форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности
Программа экологического курса «Озеро моего детства» предназначена для обучающихся 5 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 30-35 минут.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям школьников 5-х классов. Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности материал в процессе обучения предлагается в игровой форме. Игровая форма программы обусловлена возрастными особенностями детей.
Дети, как и взрослые, лучше усваивают учебный материал, когда они активно вовлечены в учебный процесс и испытывают добрые чувства по отношению друг к другу.
Предлагаемые занятия предусматривают вовлечение детей в разнообразные виды деятельности и основаны на участии всех органов чувств.
На занятиях по программе используются разнообразные приемы, способы и формы вовлечения детей в активную деятельность:
- игровые приемы;
- непосредственные наблюдения в окружающей среде;
- поисковая работа на основе иллюстративного и природного материала;
- использование психологических текстов при изучении отдельных тем;
- использование вспомогательных приемов: музыка, танец и т.д.;
- игры-задания для развития фантазии и творческих способностей;
- игры-задания для пополнения словарного запаса и развития речи;
- кукольные и игровые спектакли;
- наглядные пособия и вспомогательные материалы для развития всех чувств ребенка;
- коллективные формы деятельности с целью формирования опыта творческого общения и работы в группе.
Основы экологии рассматриваются на примере экосистемы озера и леса, как наиболее знакомые детям и расположенные рядом со школой, что облегчает проведение экскурсий в природу.
На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.
При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки.
Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.
Подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляют их интересы.
Делается акцент на то, что человек является неотъемлемой частью природы, поэтому в программе большое внимание уделяется заботе о своем здоровье, как экологическом факторе.
Таблица №2.
формы проведения занятия и виды деятельности | тематика |
игры | «Паутина жизни», «Пищевые цепочки», «Кто я?», «Совы-вороны», «Пищевая пирамида» и др. |
беседы | Экологические «законы» Барри Коммонера, Экологические проблемы России, Почему скупой платит дважды? |
тесты и анкетирование | Что такое экология? Красная книга Татарстана Как беречь природу Потребности человека Чему мы научились за год. |
круглые столы | Хорошо ли, что климат теплеет? Последствия вмешательства человека в экологическое равновесие |
школьные конференции | Презентация проектов по интересующим темам. |
просмотр тематических видеофильмов | «Земля – биография планеты» «Помоги природе» «Червяк учит школу» «О заботах лесных жителей» «Еще не поздно» |
экскурсии | Многообразие экосистем Биоиндикация Экологическая ниша Экологические сукцессии |
Лабораторные и практические работы | Биологическая индикация Почему на Земле не кончается кислород? Построение экологической цепи на примере живых организмов своей местности |
решение ситуационных задач | Чем нам грозит «озоновая дыра», или всегда ли полезно загорать? Царь ли природы человек? Место обитания, преобразованное человеком |
Количество часов экологического курса
и их место в учебном плане
Программа экологического курса «Озеро моего детства» предназначена для обучающихся 5 классов, с учётом реализации её учителями биологии, географии, химии, занимающихся вопросами экологического образования. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся, и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 35 занятий в год.
Программа экологического курса «Озеро моего детства» состоит из 5 разделов:
- «Что изучает экология»: основные понятия и термины экологии, ее место и роль в современном мире; законы экологии и экологические проблемы России;
- «Экосистемы»: состав экосистемы, виды экосистем, пищевые цепи, пищевые пирамиды, экосистемы своей местности.
- «Экологическое равновесие»: взаимоотношения организмов вертикальные и горизонтальные, экологическая сукцессия, биоиндикация;
- «Экология Земли»: озоновые дыры, парниковый эффект, кислотные дожди, пестициды, Красная книга;
- «Природа и человек»: Место обитания, преобразованное человеком, человек – сын природы, потребности человека.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил бережного отношения к природе, экологической культуры у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по экологическому курсу «Озеро моего детства» является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы экологическому курсу «Озеро моего детства» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на занятии.
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительной литературе, СМИ, ресурсах Интернет.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания занятия, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах
Результат по экологическому образованию и воспитанию
Свободная творческая личность, осознающая ответственность по отношению к среде своего обитания - к нашему общему дому, обладающая знаниями экологических законов и экологической культурой, соблюдающая нравственные и правовые принципы природопользования, ведущая активную природоохранительную деятельность, противодействующая нарушителям связей в биосфере - социально ориентированная личность с развитым экологическим сознанием.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации экологического курса
В ходе реализация экологического курса обучающиеся должны получить:
1. Экологические знания: а) знания объектов природы; б) знания о единстве природы, взаимосвязях природных объектов и явлений; в) знания о взаимосвязях человека и природы; г) знания норм и правил поведения в природной среде.
2. Экологические умения, навыки и привычки: а) умения и навыки по изучению окружающей среды; б) умения, навыки и привычки соблюдения норм поведения в природе; в) элементарные навыки; г) умения и навыки природоохранной деятельности; д) постоянные привычки бережного отношения к животным, объектам природы;
3. Качества личности, связанные с отношением к природе: а) интеллектуальные: любознательность, познавательный интерес к объектам природы, к труду природоохранительного характера; б) нравственные: гуманность (доброта, любовь ко всему живому, сострадание, доброжелательность); бережливость, прилежание (как основа конкретной ответственности); в) эстетические: эстетическая заинтересованность природными объектами и явлениями; реакция на красоту природы, переживания от созерцания прекрасного; выражения в речи эмоционально-эстетической оценки восприятия природы;
4. действенно-волевые: а) трудолюбие, дисциплинированность и добросовестность; б) стремление к природоохранительному труду; в) активность и самостоятельность в работе по охране и приумножению природных богатств
уметь:
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы экологического курса у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.
Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения
программы экологического курса
Программа экологического курса «Озеро моего детства», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей экологии; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения учащихся в экологические практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося.
Календарно-тематическое планирование занятий «Озеро моего детства»
5 класс
№ п\п | Тема занятия | Дата проведения | |
план | факт | ||
Что изучает экология | |||
Что такое экология? | |||
Экологические «законы» Барри Коммонера | |||
Экологические проблемы России | |||
Экосистема | |||
Экосистема – что это? | |||
Экологические цепочки | |||
Экологические пирамиды | |||
Сколько экосистем в биосфере? | |||
Многообразие экосистем | |||
Экологическое равновесие | |||
Понятие экологического равновесия | |||
Горизонтальные взаимоотношения организмов | |||
Сигнальные взаимоотношения между организмами | |||
Как природа сама себя регулирует? | |||
Экологическая ниша | |||
Типы стратегии организмов | |||
Вертикальные взаимоотношения организмов | |||
Экологические сукцессии | |||
Биологическая индикация | |||
Последствия вмешательства человека в экологическое равновесие | |||
Экология Земли | |||
Почему на Земле не кончается кислород? | |||
Почему исчезли динозавры? | |||
Живые предсказатели погоды | |||
Земля – наш общий дом | |||
Как человек пишет Красную книгу? | |||
Хорошо ли, что климат теплеет? | |||
Кислотный дождь, под который лучше не попадать | |||
Чем нам грозит «озоновая дыра», или всегда ли полезно загорать? | |||
Что такое пестициды? | |||
Невидимая опасность | |||
Осторожно! Нефть в океане! | |||
Почему скупой платит дважды? | |||
Природа и человек | |||
Царь ли природы человек? | |||
Человек – сын Природы | |||
Место обитания, преобразованное человеком | |||
Потребности человека | |||
Человек и биосфера |
5. Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта
Оценка эффективности реализации проекта проводится методом сравнительного анализа, который показывает произошедшие изменения у учащихся на контрольном этапе эксперимента.
Заключение
Формирование экологической культуры, является одним из наиболее динамично развивающихся компонентов образования, и рассматривается в мировой практике как важнейшая мера преодоления экологической опасности. В Федеральной целевой программе записано, что возникновение экологических проблем обусловлено социально-экономическими факторами, и решаться эти проблемы должны не только техническими средствами, но и путем переориентации ценностей, взглядов и поведения отдельных лиц и групп населения в отношении к окружающей среде. Этому в определенной степени способствует экологическое образование и воспитание в средней школе.
Экологически образованный и воспитанный ученик должен обладать навыками правильного поведения при общении с природой, сознательно заботиться о сохранении экологической ситуации в пределах нормы, понимать сущность основных экологических взаимосвязей, необходимость предвидеть последствия воздействия человека на природу.
Список использованных документов и источников информации
http://www.rae.ru/forum2012/10/2831
Приложения
Занятие № 17 по проекту «Озеро моего детства»
«Живые индикаторы»
Цели занятия: Привлечь внимание учащихся к вопросам сохранения окружающего мира, развить понимание учеников о взаимозависимости и взаимосвязи всех живых существ и окружающей среды; научить выделять причины загрязнения атмосферы;
Познакомить учащихся с основными источниками загрязнения воздуха и методами по определению чистоты воздуха, познакомиться с понятиями «биоиндикация», «фитоиндикация»;
Освоить с учащимися приемы работы по определению чистоты воздуха по состоянию сосны обыкновенной;
Воспитывать личностные качества самостоятельность и умение отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: лупы, пинцеты, ветки сосны, собранные в лесу и у автомобильной дороги, проектные листы, компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Ход занятия:
- Реализация целей урока:
Под тихую музыку учитель читает текст.
Закройте на минутку глаза и представьте себя в сосновом бору. Вы идете по нежной и чуть влажной траве. Вам легко и свободно дышится. Хочется вдыхать и вдыхать этот свежий и чистый воздух. Посидим в лесу в тишине минутку, подышим свежим и чистым воздухом. Откроем глаза.
- Понравилось ли вам в лесу? Почему?
- Почему в лесу так легко и свободно дышится?
- Везде ли воздух такой чистый?
- Как же определить чистоту воздуха?
Оказывается, есть живые организмы, которые очень чутко реагируют на загрязнение воздуха. Такие организмы называются биоиндикаторами. Итак, биоиндикаторы – это биологические объекты, используемые для оценки состояния среды.
И наиболее чувствительны к загрязнению воздуха сосновые леса. Хвойные леса плохо переносят загазованность, копоть, так как их хвоинки многолетние и в них накапливаются ядовитые вещества, а устьица забиваются копотью, что вызывает пожелтение и отмирание хвои на 1-2 года раньше. В загрязненной атмосфере появляются повреждения и снижается продолжительность жизни хвои сосны.
Биоиндикация нужна не только специалистам, каждый человек должен знать окружающий его растительный мир, уметь пользоваться этим уникальным зеркалом природы.
- Сегодня мы с вами выполним небольшой проект по биоиндикации. Изучим и сравним состояние хвои сосны обыкновенной, которая растет у дороги и в сосновом лесу. По состоянию хвои сосны обыкновенной мы дадим оценку качеству воздуха. На каждой парте у вас имеется 50 хвоинок с дерева растущего у дороги и 50 хвоинок с дерева, растущего в лесу. Вы внимательно изучите хвоинки под лупой определите их состояние по шкале:
Шкала оценки повреждения хвои:
- Хвоинки не имеют пятен.
- Хвоинки имеют немногочисленные пятна.
- На хвоинках большое количество желтых и черных пятен, в том числе во всю ширину хвоинки.
Шкала оценки усыхания хвои:
- Сухие участки отсутствуют.
- Кончики усохли на 2-5 мм (светлый шипик на конце хвоинки не учитывается).
- Усохла треть хвоинки.
- Усохло более половины хвоинки или вся жесткая.
Посчитаете число хвоинок с различными повреждениями и запишете результаты в таблицу.
Повреждение и усыхание хвойных | 1 участок вблизи дороги | 2 участок в глубине леса |
Общее число обследованных хвоинок | 50 | 50 |
Количество хвоинок с пятнами | ||
Количество хвоинок с усыханием | ||
Количество неповрежденных хвоинок |
Теперь, мы сравним число хвоинок с повреждениями и сделаем вывод о качестве воздуха у дороги.
(Воздух у дороги более загрязненный, поэтому число поврежденных хвоинок больше)
Конечно, чтобы получить точные результаты, надо провести не одно исследование и рассматривать хвоинки с разных деревьев. Это сложная и кропотливая научная работа. Такое исследование вы можете провести уже в старших классах. А сегодня мы познакомились с простым и доступным методом исследования загрязнения воздуха – биоиндикацией.
Но люди должны не только исследовать состояние воздуха, но и принимать активные меры по предотвращению его загрязнения. Как вы думаете, какие?
(Сажать деревья, следить за качеством автомобилей и выхлопных труб, создавать очистители на заводах и т.п.)
И будем помнить, что мы должны беречь нашу прекрасную природу, наш замечательный Раифский лес.
Спасибо, лес, тебе за всё:
За тишину уединенья,
За россыпь птичьих голосов,
И теплоту прикосновенья,
За воздух, что пахуч, как мёд,
За аромат полян цветущих,
За всё живое. Что живёт,
За всех свистящих и поющих.
ЗА бескорыстье бытия,
За щедрость до самозабвенья.
Инструктивная карта
Работу выполнили______________________________________
Практическая работа
«ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ХВОИ СОСНЫ ОБЫКНОВЕННОЙ»
Оборудование: лупы, пинцеты, ветки сосны, собранные в лесу и у автомобильной дороги, проектные листы.
Ход работы:
- Внимательно рассмотри в лупу хвоинки. Найди неповрежденные, хвоинки с пятнами и усыхающие.
- Посчитай количество каждого вида хвоинок. Диктуй своему помощнику в какую строку надо писать палочку.
Участок 1 Вблизи дороги
№ п/п | Вид хвоинок | Количество хвоинок | Всего |
Количество хвоинок с пятнами | |||
Количество хвоинок с усыханием | |||
Количество неповрежденных хвоинок |
Участок 2 В лесу
№ п/п | Вид хвоинок | Количество хвоинок | Всего |
Количество хвоинок с пятнами | |||
Количество хвоинок с усыханием | |||
Количество неповрежденных хвоинок |
- Перепиши полученные результаты в таблицу
Повреждение и усыхание хвойных | 1 участок вблизи дороги | 2 участок в глубине леса |
Общее число обследованных хвоинок | 50 | 50 |
Количество хвоинок с пятнами | ||
Количество хвоинок с усыханием | ||
Количество неповрежденных хвоинок |
- Сравни результаты и сделай вывод, где поврежденных хвоинок больше.