Развитие психических процессов на занятии.

Иваненко Ольга Валериевна

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rzvitie_psihicheskih_protsessov_na_zanyatii.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Развитие психических процессов на занятии»

В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что патология речевого развития в детском возрасте не может рассматриваться как изолированный локальный дефект. Так, у большинства детей с нарушениями речи отмечаются своеобразие психического развития: общая эмоциональная незрелость, задержка в развитии вербального интеллекта, слабая регуляция произвольной деятельности. И одновременно, несформированность психических  функций оказывает большое влияние на развитие речи детей. (Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев). Учёные Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.Н. Поддьяков указывали, что в структуре коррекционно-педагогической работы с дошкольниками значительное место должно отводиться развитию познавательных процессов .

Поэтому, необходимо обратить особое  внимание на то, что в структуру  занятия необходимо включать упражнения, нормализующие те или иные отклонения в области анализаторной, аналитико-синтетической деятельности, то есть обратить особое внимание на развитие неречевых психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие, воображение).

 

 Без  знаний психологических особенностей детей с нарушенной речью невозможно создать эффективные условия их обучения, поскольку предпосылкой к развитию речи служат невербальные (неречевые) психические процессы.

 

Доказано, что речь появляется на этапе формирования наглядно-образного мышления, когда становится возможным закрепление связи между образом предмета, признака или действия и образом слова. Совершенствование мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения определяет в дальнейшем усвоение лексических, грамматических, морфологических, синтаксических закономерностей языка.

 

Становится очевидным, что на современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание должно уделяться переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия и успешной социализации.

 

В связи с этим, на  занятиях необходимо проводить работу по развитию всех компонентов психического развития, не вырывая функцию речи из общей системы.

Для того, чтобы дети максимально усвоили учебный материал, рекомендуется соблюдать  следующие принципы развития высших психических функций (неречевые психические процессы) в структуре  занятия:

 

-проводить  мероприятия, направленные на развитие неречевых психических процессов параллельно основной программе , что позволит максимально полезно и целесообразно затрачивать время, отведённое для непосредственно-образовательной деятельности;

 

-осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на основе принципов развития и коррекции высших психических функций: единство развития речи и других психических процессов, принцип мотивации и динамичности восприятия, принцип поэтапного формирования умственных действий;

 

-максимально включать в работу анализаторы разной модальности (слуховой, зрительный, кинестетический) для более эффективного усвоения учебного материала.

 

Таким образом, применение дидактических игр и  коррекционных заданий, направленных на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, будет способствовать более быстрой и эффективной коррекции речи у детей, а также познавательной активности в целом.

В настоящее время достаточно много литературы  играми  и упражнениями на развитие психических процессов в работе с детьми дошкольного возраста. Ниже приведены примеры подобных игр.

 

1. «Делай, как я»

Цель: развитие произвольного внимания, умения ориентироваться на зрительный сигнал при выполнении действия.

 

Описание игры: дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу ведущего первый ребенок поднимает вверх правую руку, по второму сигналу – второй ребенок и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал  начинают поднимать в том же порядке левую руку. Затем дети по сигналу ведущего должны опускать вниз сначала поднятую правую руку, затем левую.

 

Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. И во второй раз ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры. Так продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.

 

2. « Расставить посты»

Цель: развитие произвольного внимания, умения ориентироваться на звуковой сигнал при выполнении действия.

 

Описание игры: дети маршируют друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир подаст сигнал (хлопнет в ладоши или свистнет в свисток), идущий последним ребенок должен немедленно остановиться и стоять на посту не двигаясь, а остальные продолжают ходьбу. Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т. д.). Затем назначается новый командир и т. д., пока командиром не побывает каждый ребенок.

 

3. «Цветные треугольники»

Цель: развитие произвольного внимания  и вербальной памяти.

 

Описание игры: детям дают бумагу, цветные карандаши и предлагают нарисовать под диктовку треугольник, квадрат, круг, снова квадрат и т. д. Всего 10-12 фигур. Когда эта работы будет завершена, детей предупреждают о необходимости быть внимательными, т. к. инструкция произносится только два раза: « Вам нужно заштриховать красным карандашом все треугольники, один круг и два квадрата» или: «Вам нужно заштриховать синим карандашом все круги, зеленым карандашом все квадраты, а красным карандашом все треугольники». Если дети справляются с первым  заданием, то в следующий раз условия можно усложнять.

 

4. «Не пропусти профессию»

Цель: развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора.

 

Описание игры: дети сидят в кругу и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны хлопнуть в ладоши.

 

Варианты слов:

 

ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, МЕХАНИК,

 ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЕВАР, ЯБЛОКО,

 БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ,

 ГРОЗА, ОБРУЧ, СТОЛЯР, МЕЛЬНИЦА,

ТКАЧ, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЕР,

 ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, СЕНО,

 ТЕРПЕНИЕ, КОНДИТЕР, ОЧКИ, РЕКА,

 ПРОДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ПАРИКМАХЕР,

 ФАНТАЗИЯ, ТРАКТОРИСТ, ВЕТЕРИНАР, ЛОЖКА

 

5. «Запретный номер»

Цель: развитие произвольного внимания, самоконтроля, самодисциплины,  а также закрепление навыков счета.

 

Описание игры: выбирается определенная цифра, например, 4. Дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: 1,2,3… Когда доходит очередь до четвертого ребенка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши. Далее дети считают по очереди до 10. Можно выбрать две запретные цифры (4,7). Дети, допускающие ошибки во второй раз, выбывают из круга до тех пор, пока не останется кто-то один (чемпион).

 

6. «Птица, не птица»

Цель: развитие произвольности внимания, быстроты реакции.

 

Описание игры: Взрослый читает стихи о животном мире. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните: "А муха - это кто?"

7.  «Кто кем будет?»

Цель: развитие мышления, внимания, воображения, речи.

 

Описание игры: дети сидят по кругу. Ведущий, обращаясь по очереди к каждому ребенку, задает вопрос (можно использовать мяч):

 

«КЕМ БУДЕТ (ИЛИ ЧЕМ БУДЕТ) ЯЙЦО, ЦЫПЛЕНОК, МАЛЬЧИК, ЖЕЛУДЬ,

СЕМЕЧКО, ИКРИНКА, ГУСЕНИЦА, МУКА, ЖЕЛЕЗО, КИРПИЧ, ТКАНЬ,    УЧЕНИК,  БОЛЬНОЙ, ДЕВОЧКА, ПОЧКА НА ДЕРЕВЕ, ЩЕНОК, ТЕЛЕНОК, ДОСКА, ПТЕНЕЦ, КОЗЛЕНОК, ЯГНЕНОК?

 

При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница.

 

8. «Найди лишнее слово»

Цель: развитие процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

 

Описание игры: детям зачитывается  серия слов. Каждая серия состоит из 4 слов.  3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите детям определить слово, которое является лишним. Особенность данного упражнения в том, что здесь нужно проводить мыслительные операции без опоры на наглядность.

 

ЯБЛОКО, АПЕЛЬСИН, ОГУРЕЦ, ГРУША.

 МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ.

 ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА.

 ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, РУБАШКА, ШАПКА.

 МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ.

 

9. "На что это похоже"?

Цель: развитие образного мышления

 

Описание игры: само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т. е. визуализировать.

 

Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.

 

10. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек.

Цель: развитие образного мышления.

 

Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

"Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата».

"Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4треугольника".

"Составить два разных квадрата из 7 палочек".

 

Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения фигуры.

"В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника".

"В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата".

"Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы,

 получился флажок".

"Переложить 6 палочек так, чтобы, из корабля получился танк".

11.«Скажи наоборот »

Цель: развитие мышления, активизация памяти, словарного запаса, быстроты реакции при подборе нужного слова.

 

Описание игры: дети сидят по кругу. Ведущий бросает им по очереди мяч, произнося при этом слово, к которому ребенок  должен подобрать слово, противоположное по значению. После этого ребенок возвращает мяч ведущему.

 

БЕЛЫЙ, БЛЕДНЫЙ, БОГАТЫЙ, ВЕСЕЛЫЙ, БОЛЬНОЙ, СТАРЫЙ, ПОЛЕЗНЫЙ,

 МОКРЫЙ, ДРУЖБА, РАДОСТЬ, ТЬМА, СТАРИК, ЗИМА, ТАЯТЬ, ЗАСЫПАТЬ

ПОДНИМАТЬСЯ, НЫРЯТЬ, НАГРЕВАТЬ, РИСОВАТЬ, ПАЧКАТЬ, ЧИНИТЬ

 

12.  "Кто без чего не обойдётся".

Цель: развитие словесно-логического мышления.

 

Описание игры: взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?"

Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы дети поняли, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:

Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)

Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)

Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)

Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)

Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)

 

13. «О чем я сказала?»

 Цель: развитие мышления, речи.

 Описание игры: есть слова, которыми мы называем много разных предметов. Например, головка – у человека, куклы, головка лука, чеснока, ракеты. Детям предлагается предложить свои варианты для следующих слов:

 

ИГОЛКА (шприц, ель, сосна, еж, для шитья)

 ЗВОНОК (у велосипеда, дверной звонок)

  НОС (у человека, самолета, корабля, чайника)

 УШКО (у куклы, иглы, у кошки)

 НОЖКА (стул, гриб, мебель, ребенок)

 РУЧКА (у ребенка, чайника, чемодана, у двери)

 МОЛНИЯ, ГЛАЗОК, ГОРЛЫШКО, ЯЗЫЧОК, КРЫЛО.  

 

14.  «Снежный ком»

 Цель: развитие вербальной механической памяти, активизация внимания, закрепление обобщающих понятий.

 

Количество играющих: любое.

 

Описание игры: Дети стоят полукругом. Первый ребенок называет какое-либо слово из известной группы (игрушки, посуда, транспорт и т. д.) и передает мяч другому. Второй ребенок повторяет это слово и  добавляет своё. Третий ребенок повторяет предыдущие два слова и добавляет своё. И так далее по кругу, дети передают мяч друг другу и количество повторяемых слов нарастает, пока мяч снова не вернется к первому ребенку. Рекомендуемое количество детей для игры – 8 -12 чело

 

15. «Запомни цвет»

Цель: развитие зрительной памяти, внимания, цветовосприятия.

 

Описание игры: дети должны в течение 10-15 секунд внимательно осмотреться вокруг себя и запомнить как можно больше предметов (или их деталей) одного и того же цвета, например, красного. Затем дети поворачиваются лицом к педагогу, который дает задание перечислить все красные предметы в группе. Один ребенок начинает перечисление, затем другие ему помогают. Повторяться нельзя.

 

Комментарий: для детей младшего возраста время можно увеличить. Взрослый должен следить за тем, чтобы в игре участвовали все дети.

 

16. « Знайка»

 Цель: развитие зрительной памяти, внимания, речи.

 

Игру можно проводить после занятия по ИЗО или рисования детей в свободной деятельности.

 Необходимые приспособления: мольберт с рисунком.

 

Описание игры: дети выбирают «Знайку», он становится спиной к мольберту со своим рисунком. Дети по очереди задают ему всевозможные вопросы. Они могут касаться цветовой гаммы рисунка, изображенных на нем предметов, их расположения. «Знайка» должен ответить на них быстро и правильно. Интересным оказывается выяснить, помнит ли вообще ребенок, что он рисовал и как.

18. «Головомяч» (К. Фопель)

 Цель: развитие навыков сотрудничества в парах или тройках.

 Возраст: 6—7 лет.

 Количество играющих: любое четное.

 Необходимые приспособления: мяч для каждой пары детей.

 

Описание игры: дети ложатся на живот на пол парами, так,чтобы головы оказались рядом. Точно между головами нужно положить мяч. Цель игры — встать, не уронив мяч.

 

Мяч нельзя трогать руками!

 

Усложнить игру можно, предложив поднимать мяч втроем. После этого можно поставить эксперимент: каково самое большое число детей, при котором можно поднять мяч?

 

Комментарий: игра достаточно трудна для дошкольников, еще не обладающих хорошо развитой координацией. Но тем не менее она интересна как возможность достичь определенного результата совместными усилиями. Исходное положение, из которого начинается игра, можно менять в зависимости от уровня развития навыков детей.