Проект "Чудесные листочки" ( лексическая тема "Деревья")
Предварительный просмотр:
Проект «Чудесные листочки» ( Лексическая тема: Деревья)
Вид проекта: информационный, творческий
Продолжительность: краткосрочный (1-2 недели)
Участники проекта: дети логопедической группы, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Цель: расширить и обобщить знания детей по лексической теме: «Деревья»
Задачи:
- Побуждать интерес детей к предлагаемой деятельности, приобщать их к процессу познания;
- развивать психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение;
- расширять и закреплять словарь по теме ( названия деревьев, частей дерева, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительных прилагательных от деревьев, подбор глаголов и слов-антонимов, образование сложных прилагательных типа желто-красный);
- формировать грамматический строй ( формы И.п и Р.п существительных мн.ч.; согласование глаголав с существительными ед. и мн. числа, существительных с числительным и фразовой речи);
-заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней, познакомить родителей с задачами логопедической работы по данной теме, познакомить с играми и игровыми упражнениями по данной теме;
-активизировать родителей к совместной с детьми продуктивной деятельности;
- воспитывать любовь, бережное отношение к природе;
- учить видеть красоту окружающего мира
- воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать её красоту и многообразие.
Планирование и организация деятельности
Формы работы над проектом | Участники | Задачи |
1 этап Организационный | ||
Ознакомительная беседа с воспитателями логопедической группы (формулировка задач проекта) | Воспитатели, учитель-логопед | Познакомить педагогов с проектом, сформировать интерес по созданию условий для реализации проекта |
Подбор иллюстраций, фотографий, пособий, игр, книг по теме ( организация развивающей, познавательной, предметной среды) | Воспитатели, учитель-логопед | Подобрать методическое обеспечение проекта, разработать дидактические игры, содержание консультаций |
Консультация для родителей «Играем – деревья изучаем» ( знакомство с играми лексико-грамматического содержания по теме проекта) | Родители, учитель-логопед | Познакомить родителей с проектом, сформировать интерес по созданию условий для реализации проекта |
2 этап Практический | ||
Проведении НОД учителем-логопедом в соответствии с календарным планированием | Учитель-логопед, дети | Соответствуют задачам НОД |
Познавательные беседы: «Если бы я был деревом» «Наши зеленые друзья» «Зачем деревья сбрасывают листья» «Как зимуют деревья» «Деревья нашего участка» «Как помочь деревьям» | Воспитатели, дети | Организовать коммуникативные ситуации, закреплять речевые навыки детей. Побуждать детей к решению проблемных ситуаций, активизировать инициативу в действии. |
Изо деятельность | Воспитатели, дети | Организовать художественно-речевую деятельность детей, развивать творческие способности , развивать мелкую моторику детей. |
Рассматривание книг и иллюстраций, листьев и плодов деревьев | Воспитатели, родители, дети | Организовать коммуникативные ситуации, дидактические игры. Расширять и закреплять словарь по выбранной теме. Формировать грамматический строй речи. Побуждать детей к решению проблемных ситуаций, активизировать инициативу в действиях. Познакомить с художественной литературой. |
Дидактические игры и упражнения « Назови ласково». « Один-много», «Много», «Веселый счет», «Скажи по-другому», «Как назвать лес?», «Чьи плоды», «Подбери слова-действия», «Четвертый лишний» | Воспитатели, дети | |
Игры и упражнения на прогулке « 1-2-3 – к дереву беги», «Найди свой дом», «Найди такой же», «Разложи листочки в порядке увеличения, уменьшения размера», «Назови цвет листочка» | Воспитатели, дети | |
Ознакомлении с художественной литературой: Чтение стихов, отгадывание загадок, знакомство с пословицами и поговорками о деревьях . Л.Н. Толстой «Дуб и орешник». Соколов-Микитов «Осень». Е.Трутнева «По лесным тропинкам». Н.Сладков «Осень на пороге». Б. Заходер «Почему деревья ходят» | Воспитатели, родители, дети | |
Заучивание детьми стихотворений о деревьях | Воспитатели, родители, дети | |
Творческие работы родителей и детей: Как нас лечат деревья (изготовление листков-памяток) Работы на тему: «Самый большой и самый маленький кленовый листок», « Чудесные листочки»( поделки из листьев) | Родители, дети | Повышать уровень активности, психолого-педагогической культуры родителей. Способствовать формированию эмоционального контакта родителей с детьми. |
3 этап Заключительный | ||
Итоговая НОД с родителями | Учитель-логопед, дети, родители | Соответствуют задачам НОД. |
Подведение итогов конкурса творческих работ | Учитель-логопед, дети, родители | Оформить выставку работ. |
Подведение итогов реализации проекта на педсовете. | Учитель-логопед, педагоги ДОУ | Проанализировать отношение всех участников образовательного процесса к проекту, результативность развивающего и коррекционного процессов. Обобщить проект, систематизировать практический материал. |
Конспект открытого занятия « Такие разные деревья»
(Занятие проводится с детьми двух подгрупп: старшей и подготовительной к школе).
Цель: обобщить знания детей по теме: «Деревья»; показать родителям пример проведения логопедических игр и упражнений.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
- закреплять словарь по теме «Деревья»;
- закреплять умение употреблять существительные единственного числа в творительном падеже и множественного числа в родительном падеже;
- закреплять умение образовывать относительные прилагательные и сложные прилагательные (типа желто-зеленый);
- закреплять умение согласовывать словосочетание существительное+прилагопельное с числительным;
- упражнять в подборе прилагательных-антонимов;
- формировать грамматически правильную фразовую речь.
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое внимание и память, мышление, общую моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
- воспитать любовь и бережное отношения к природе.
Оборудование: наборное полотно, мяч, предметные картинки по теме (деревья, листья), половинки листьев для составления двуцветных листьев, натуральные листья деревьев.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Координация речи и движения:
Мы руками – хлоп, хлоп.
Мы ногами – топ, топ.
Мы плечами – чик, чик.
Мы глазами – миг, миг.
Раз – туда, два – сюда.
Повернись вокруг себя.
Раз, два, раз, два – заниматься нам пора!
- Отгадайте загадку:
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Упали все рубашки.
Логопед:
- Как вы догадались, что это дерево?
- Сядет тот, кто скажет, какая погода может быть осенью? (Дети подготовительной к школе подгруппы).
- Сядет тот, кто назовет дерево. (Дети старшей подгруппы). (Логопед выставляет на наборное полотно картинки деревьев в два ряда – лиственные и хвойные).
Логопед:
- Почему картинки деревьев я поставила в два ряда? (Дети отвечают).
- Деревьев кругом много, давайте поиграем в игру. Я буду называть одно дерево, а вы много деревьев. ( Игра с мячом «Много»)
- Дерево что делает? (Дети подбирают глаголы)
- Листья что делают? (Дети подбирают глаголы)
3. Логопед:
- Что происходит с деревьями осенью? (Дети отвечают).
- Какого цвета могут быть листья деревьев осенью? (Дети отвечают).
- Чаще всего лист дерева бывает не одного, а двух или более цветов. Старшие ребята составьте листочки, а ребята подготовительной к школе подгруппы назовут цвет. (Дети находят половинки листьев, составляют двуцветный лист. Дети подготовительной к школе подгруппы называют цвет: Этот лист красно-желтый)
- Игра « Раз-два-три, к дереву беги»
Дети подготовительной к школе подгруппы берут картинки деревьев и располагаются в разных местах групповой комнаты. Дети старшей подгруппы по команде логопеда бегут к названному дереву.
Логопед:
- Кажется. дождь начинается, прячьтесь от дождя под деревьями. ( Дети старшей подгруппы подходят к разным деревьям и говорят, кто под каким деревом спрятался: Я спрятался под липой.)
- Логопед:
- Наши ребята знают, как называются листочки от разных деревьев.
Игра с мячом «Скажи по-другому» ( образование относительных прилагательных от деревьев)
- Логопед:
- Ребята подготовительной к школе подгруппы даже посчитать листочки могут (дети считают листочки от1 до 5: один березовый листок, и т.д.)
- Ребята наши разбираются, где какой листочек. ( Дети берут один листок, подходят к своему родителю и называют его.)
- Логопед:
- Мы говорили о листьях, а что еще есть у дерева? (Дети перечисляют части дерева).
- Давайте мы станем деревьями. ( упражнение на координацию речи и движений)
Станем мы деревьями, сильными, большими
Ноги – это корни, их расставим шире
Чтоб держали дерево, падать не давали.
Из глубин подземных воду доставали
Наше тело – прочный ствол он чуть-чуть качается
И своей верхушкой в небо упирается
Наши руки – ветви крону образуют
Вместе им не страшно, если ветры дуют.
Логопед:
- Деревья бывают разные: высокие и … ( дети подбирают слова – антонимы, руками показываем названные качества), ствол бывает прямой и..., толстый и …, ветки длинные и ….
8. Логопед:
- Дети подготовительной подгруппы выучили стихотворения о деревьях. (Дети читают стихи).
9. Логопед:
- Зачем нам нужны деревья? (Дети отвечают).
- Как можно помочь деревьям?
Логопед читает стихотворение «Консилиум» Ольги Шалимовой (см. Приложение)
10. Логопед:
- А теперь я проверю, как вы хорошо знаете деревья. (Логопед загадывает загадки о деревьях)
11. Итог:
- О чем мы с вами говорили? Какое дерево вам больше всего нравиться? Почему?
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Стихотворения и загадки о деревьях
Березка
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой – зимой,
Вся в сережках – весной,
Сарафан зеленый – летом,
В день осенний – в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
И. Семенова
Елка
Елка, елка,
Елочка,
Вершинка –
Что иголочка!
С буйным ветром
Борется,
Дотронешься –
Уколешься!
А. Прокофьев
На сосну уселась галка.
Мне бедняжку очень жалко:
Зачем себя так мучает,
Ведь сосна колючая!
М. Дружинина
Почему у дуба листья облетели
Говорили на опушке
Две залетные кукушки:
"Дуб зеленый, почему
Не летишь за нами?
Будет грустно одному
Зимними ночами".
Дуб зеленый услыхал,
Долго думал думу,
Долго ветками махал,
Много было шуму.
За ночь листья пожелтели
И наутро облетели.
В. Бояринов
Берёза
Если б дали берёзе расчёску,
Изменила б берёзка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
Автор: И.П. Токмакова.
Дуб
Он из жёлудя пророс,
А потом всё рос и рос,
Год за годом подрастал -
И могучим дубом стал!
Автор: Санин Е. Г.
Клены
Осень-художница дерево кистью
красит и красит влюблённо:
жёлтые листья,
красные листья -
разные листья у клена.
Автор: Ю. Насимович
Липа
От простуды
И от гриппа
Дарит нам
Цветочки липа!
Автор: Санин Е. Г.
Рябина
Под окном растёт рябина -
в красных ягодах вершина.
Прилетели
свиристели -
угощенье мигом съели.
Автор: Ю. Насимович
Ели.
Ели на опушке -
До небес макушки -
Слушают, молчат,
Смотрят на внучат.
А внучата-елочки -
Тонкие иголочки
У лесных ворот
Водят хоровод.
И. Токмакова
Сосны.
Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода.
И. Токмакова
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(березы)
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
(елка, сосна)
Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем!
(дуб)
Они и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют.
(рябины)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают.
(липа)
Все знают, что у елки
Не листья, а иголки,
И так же, как она
С иголками ...
Консилиум
Рядом с нами доктора,
И сегодня, и вчера,
И всегда, бок о бок с нами,
И с цветами, и с плодами,
И листочки, и кора...
Все деревья - доктора!
Дуб могучими ветвями
Зашумел шурша словами -
Я вас тенью одарю
И от солнца защищу,
А отвар коры от дуба
Крепче сделает вам зубы!
От березки белой стройной
Донеслись слова "мне больно!"
Да! Все верно, потерплю,
Соком свежим напою!
Свежий веник в баню дам,
Чтоб здоровья вам додал,
И сережки подарю -
Отравление удалю!
Черноплодная рябина
Очень гордо заявила,
Что она любым прохожим
Всем с давлением поможет,
А обычная рябина
С красным плодом на весу
Заявила, коль постыло,
От курения спасу!
В разговор вмешалась липа -
От простуды хорошо
Чай цветочный - то напиток,
И от жажды - что еще?
Тут калина поддержала
Интересный разговор -
Ягод красных разве мало,
И о чем ведем мы спор?
Все деревья чем-то славны -
Знать полезно кто и чем?
Хороши коры отвары
Или ягод - польза всем!
Задачи :
побуждать интерес к предлагаемой деятельности;
приобщать детей к процессу познания;
формировать различные представления, обогащать и расширять представления об окружающем мире;
побуждать детей к совместной деятельности;
формировать эмоциональную заинтересованность;
развивать мышление и воображение;
формировать различные способы общения;
овладение различными способами решения поставленных задач.
Цель проекта:
- Создание условий для обогащения знаний детей о родном городе.
- Развивать познавательные и творческие способности воспитанников.
- Сформировать у детей и родителей интерес к культурным ценностям прошлого и настоящего города Новокуйбышевска, уважение к его жителям, воспитание любви к родному городу, уважение к его традициям и обычаям.
Задачи:
- Воспитывать чувства любви к своей малой родине.
- Исследовать информацию вместе с детьми и родителями о родном городе.
- Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.
- Способствовать развитию памяти, мышления.
- Организовать сотрудничество с родителями в процессе реализации проекта.
- Изучить историю родного города, познакомить с улицами, достопримечательностями, а также с его жителями и их профессиями.
Участники проекта:
- воспитатели,
- дети старшей группы комбинированной направленности ,
- родители.
Срок реализации проекта:
- март, апрель, май.
Тип проекта:
- информационный, исследовательский, творческий.
Распределение деятельности между участниками проекта
Педагоги:
- Наличие у педагога знаний о прошлом и настоящем своего города, его достопримечательностях, традициях.
- Активное взаимодействие с семьями воспитанников.
- Организуют работу по реализации проекта.
Дети:
- Дети совместно со взрослыми собирают информацию из разных источников.
- Высказывают (зарисовывают) свои идеи.
- Участвуют совместно с родителями, воспитателями в презентации и защите проекта.
Родители:
- Совместно с ребёнком собирают информацию из разных источников.
- Совместно с ребёнком оформляют проект, делают зарисовки и т.д.
- Наличие у родителей знаний о прошлом и настоящем своего города, его достопримечательностях, традициях.
Интеграция образовательных областей:
- «Коммуникация», «Познание», «Художественное- творчество» (рисование, аппликация),
- «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Здоровье», «Безопасность», «Труд».
Предполагаемый результат проекта
- Знать названия окружающих улиц.
- Узнавать исторические места и названия города по картинкам.
- Знать людей прославивших город.
- Составлять связный рассказ с опорой на картинки и слайды о родном городе.
- Уметь находить и отбирать материал совместно с родителями по заданной теме.
- Уважать историческое прошлое своего города и бережно относиться к его достопримечательностям.
Основные этапы проекта:
1 этап – подготовительный.
Включает в себя: изучение знаний родителей и детей по данному направлению, пополнение знаний воспитателя об истории города, его культурных достопримечательностях, традициях, планирование работы, выбор форм и методов, подбор иллюстративного и литературного материала для работы с детьми.
2 этап – практический, исследовательский.
Он включает в себя два направления: взаимодействие с детьми, сотрудничество с родителями воспитанников.
3 этап – обобщающий.
Презентация проекта.
№ | Формы работы над проектом | Участники | Пополнение развивающей среды. | |
I этап Подготовительный | ||||
Ситуативный разговор: «Откуда берутся названия улиц?» | Воспитатели, дети | Иллюстрации с изображением улиц города | ||
Подбор художественной литературы, книг для чтения и рассказывания детям. | Воспитатели, родители | Пополнение книжного уголка. | ||
Анкетирование родителей: «Знаешь ли ты свой город?» | Воспитатели, дети | Изготовление бланков для анкеты. | ||
II этап Исследовательский |
III этап. Обобщающий
Конкурс творческих работ: «Улицы родного города».Создание уголка «Мой город родной». | Воспитатели, дети, родители | ||||
Фото -выставка совместно с родителями «Наш любимый город» | Воспитатели, дети | ||||
Тематическая выставка плакатов: «Каким я бы хотел видеть наш город». | Воспитатели, дети, родители | ||||
Игра – викторина «Знатоки родного города» (совместно с родителями). | Воспитатели, дети, родители | ||||
Музыкальный праздник посвящённый 60- летию города Новокуйбышевска «Свой город любит каждый житель». | Воспитатели, дети, родители |
Приложение к проекту: План-конспект непосредственно-образовательной деятельности: Игра
Я предлагаю, для примера, несколько паутинок тематических недельных проектов, по которым мы совместно с воспитателями и детьми логопедической группы работали:
ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ: - комплекс утренней гимнастики “Игрушки”; - пластический этюд “Заводная игрушка”. | ЦЕНТР НАУКИ: - рассказать, где и как делают игрушки; - рассмотреть материал, из которого сделаны игрушки (пластмасса, мех, синтепон, керамика, глина, дерево); - исследовать игрушки в натуральном виде; - организовать выставку любимых игрушек детей. | ЦЕНТР МАТЕМАТИКИ: - счёт игрушек (прямой, двойками, парами, на ощупь); - ориентировка в пространстве “Найди игрушку”; - игра на логическое мышление “Определи по контуру”, “Исключи 4-го лишнего”. |
ЦЕНТР КНИГИ: - чтение и рассказывание стихов А. Барто “Игрушки”; - чтение и пересказ рассказа Л. Толстого “Была у Насти кукла”; - заучивание и отгадывание загадок; - чтение “Игрушкины частушки”; - составление по плану описательного рассказа о матрёшке. | ИГРУШКИ | ЦЕНТР БУКВОВЕДА: - звуковой анализ и синтез слов: кукла, мишка, машина; - разгадывание ребусов по теме; - составление рассказа “Любимая игрушка”. |
ЦЕНТР УМЕЛЫЕ РУЧКИ: - изготовление игрушек из материала и картона для театрального уголка; - вырезать и вклеить в альбом картинки (игрушки). | ЦЕНТР ИСКУССТВА: - рассмотреть игрушки на иллюстрациях (цвет, форма, величина, части (детали) игрушек); - рассказать о народных умельцах; - нарисовать “Моя любимая игрушка”; - аппликация “Весёлая семейка” (5 матрёшек, от самой большой до самой маленькой). | ЦЕНТР ИГРЫ: - сюжетно-ролевая игра “Магазин игрушек”; - музыкально-дидактическая игра “Пищалки”; - дидактическая игра “Назови игрушку”. |
Лексическая тема «Деревья»
Предметы: дерево, береза, осина, рябина, клен, дуб; ель, елка, сосна, пихта, кедр; дерево, корни, ствол, кора, ветки, листья, почки, пень; земля, лес, хвоя, иголки.
Признаки: лиственные, хвойные деревья; лиственный, хвойный лес; светлый, летний, осенний, весенний, зимний; березовый, осиновый и т.д.; зеленый, желтый, красный, бурый, черный.
названия;деревья, клен, тополь, осина, черемуха, липа, дуб, береза, ива, рябина, ель, сосна, вишня, яблоня, слива, груша, лес, бор, роща, чаща, сад, плод, шишка, желудь, сережка, крона, макушка, ствол, ветка, сук, корни, кора, листья, иголки, хвоя, лепестки, цветки, почка, толщина, высота, цвет, листопад;
признаки: хвойные, лиственные, фруктовые, смешанный, сосновый, дубовый, березовая, кленовый, рябиновый, еловый, цветущий, душистый, нарядный, кудрявый, дремучий, густой, багряный, темно-зеленый, желтый, стройная, тонкая, высокая, низкая, колючая, крупные, мелкие, продолговатые, длинные, резные, зубчатые, волнистые,
круглые, острые;
действия: копать, сажать, поливать, расти, цвести, зреть, срывать, падать, осыпаться, лететь, шуршать, шелестеть, желтеть, сохнуть, распускаться, качаться, зеленеть, наклоняться, спиливать, ронять, очищать, ломать, охранять.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Грамматический строй речи
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково»
Тополь — тополек, дуб — дубок,осина — осинка (осиночка), береза — березка (березонька), рябина — рябинка (рябинушка), ива — ивушка, елка — елочка, сосна — сосенка, клен — кленок, яблоня — яблонька, шишка — шишечка, ветка — веточка, лист — листик, листок, листочек, лес — лесок, иголка — иголочка.
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Один — много» Клен — клены — кленов; тополь — тополя — тополей; осина — осины — осин; дуб — дубы — дубов; липа — липы — лип; береза — березы — берез; ива — ивы — ив; рябина — рябины — рябин; ель — ели — елей; елка — елки — елок; сосна — сосны — сосен; яблоня — яблони — яблонь; плод — плоды — плодов; шишка — шишки — шишек; желудь — желуди — желудей; сережка — сережки — сережек; крона — кроны — крон; макушка — макушки — макушек; корень — корни — корней; ствол — стволы — стволов; ветка — ветки — веток; сук — сучья — сучьев; иголка — иголки — иголок; лепесток — лепестки — лепестков; лес — леей — лесов; чаща — чащи — чащ.
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай»
- Одно дерево — два дерева — пять деревьев,
- одно высокое дерево — два высоких дерева — пять высоких деревьев,
- одна ветка — две ветки — пять веток,
- одна сосновая ветка — две сосновые ветки — пять сосновых веток,
- один могучий дуб — два могучих дуба — пять могучих дубов.
Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая?»
Лист березы — березовый; ветка сосны — сосновая;
... рябины — рябиновый; ... ели — еловая;
... дуба — дубовый; ... тополя — тополиная;
... сосны — сосновый; ... осины — осиновая;
... клена — кленовый; ... липы — липовая.
Образование прилагательного женского, мужского и среднего рода «Назови предмет со словом "сосновый"»
Бор (какой?) — сосновый;
кресло (какое?) — сосновое;
мебель (какая?) — сосновая;
полено, запах, бревно, шишка, ветка, ствол, хвоя, иголки.
Образование относительных прилагательных «Как назвать
лес?»
Если в роще растут деревья, то эта роща называется — березовая;
если в роще растут дубы — дубовая;
... осина — осиновая;
... ивы — ивовая;
... клены — кленовая.
Лексический строй речи.
Поиск соответствующего понятия «Чьи плоды (семена)?»
Желуди растут на — дубе; яблоки растут на — яблоне; круглая шишка на — сосне; длинная шишка у — ели; грозди рябины растут на — рябине; сережки растут — на березе, ольхе, иве.
Поиск соответствующего понятия, выраженного глаголом «Подбери слова-действия»
Лист (что делает?) желтеет, краснеет, вянет, опадает, летит, кружится, сохнет ... ; дерево ... ; крона ... ; почки ... ; корни ... ; ветви ... .
Поиск соответствующего понятия «Какие бывают леса?»
Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес — лиственный; если в лесу растут сосны и елки — хвойный; если в лесу растут ели, березы и дубы, то этот лес — смешанный.
Классификация понятий «Четвертый лишний» Клен, рябина, ель, осина (ель); липа, тополь, ива, яблоня (ива); береза, дуб, клен, смородина (смородина); яблоня, груша, слива, рябина (рябина).
Построение монолога «Опиши дерево по плану»:
1) как называется дерево;
2) хвойное, лиственное или фруктовое;
3) как выглядит дерево (ствол, листья, плоды);
4) в каком лесу растет.
Например. В сосновом бору выросла высокая, стройная, красивая сосна. У нее длинный, прямой, почти совсем голый ствол. Только вверху растут большие пушистые ветки. На густых пушистых ветках висят круглые коричневые не очень крупные шишки. Иголки у сосны длинные, колючие, и растут они парами. Свежий запах сосновой хвои целебен, а ее соком и настоем сосновых почек можно вылечить кашель и простуду.
Прочитайте следующие произведения.
Л.Н. Толстой «Дуб и орешник».
Соколов-Микитов «Осень».
Е.Трутнева «По лесным тропинкам».
Н.Сладков «Осень на пороге».
Побеседуйте с детьми о пользе деревьев и кустарников.
Разделы программы | Виды детской деятельности |
Игровая деятельность | Сюжетно-ролевая игра «Дом», «Семья»; «Мебельный салон», «Магазин». Игры-драматизации по произведениям: «Гуси-лебеди». Настольно-печатная игра «Чей листочек», «От какой ветки детка?», «Части дерева». Экологические игры «Если бы я был деревом…», «Дерево – это…». |
Здоровье и физическое развитие | Прогулка с родителями в лесу, в парке. |
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | |
Развитие речи | Творческое рассказывание «Чем мне нравится это дерево?», «Друзья дерева». Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Старик и яблони». |
Экологическое воспитание | «Деревья вокруг нас», «Наши зеленые друзья». Кроссворды «Деревья нашего двора», «Хвойные деревья», «Лиственные деревья». |
Природное окружение | «Зачем деревья сбрасывают листья», «Как дерево живет зимой», «Почему весенние морозы страшнее зимних». |
Предметное окружение | Знакомство со свойствами дерева. Использование дерева человеком. |
Опытно-экспериментальная деятельность | Строение дерева. Условия, необходимые для жизни дерева (ветки тополя). Как зимуют деревья (крахмал). |
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | |
Художественная литература | Пословицы и поговорки о деревьях. Чтение стихов о деревьях. Заучивание стихотворений С.Есенина «Пороша», «Береза». Чтение исказки Б. Заходера «Почему деревья не ходят». |
ИЗО | Рисование «Осеннее дерево», «Деревья в ветреную погоду», «Лес зимой», «Веточки тополя в вазе». Лепка «Осенний парк», «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна…» Поделки из бумаги и частей дерева (семена, плоды, опавшие листья и т.д.). |
Настольно – печатные игры:
«Как зовут тебя, деревце? », «Что растёт в лесу? », «Выложи дерево», «Четвёртый лишний».
Словесно – дидактические игры:
«Чудесный мешочек», «Найди дерево по описанию», «Что будет, если? ».
Рассматривание иллюстрированного материала по теме.
Составление альбома со стихами и загадками «Моё любимое дерево».
Создание в группе макета «Деревья и кустарники участка нашего детского сада».
Составление рассказов о бережном отношении к деревьям.
Речевые логические задачи: «Что за дерево такое? ».
Уроки мышления: «Почему у ёлки зелёные иголки? », «Чем питаются деревья? ».
Составление и решение задач на сложение и вычитание.
Классификация «Лиственные, хвойные деревья».
Составление плана – схемы «Деревья нашего детского сада».
Подвижные игры на участке:
«Найди дерево по листу», «Найди пару».
Экскурсия по участку детского сада, в сквер на «Набережную космонавтов».
Занятие «Пернатые друзья деревьев».
Рассматривание семян различных деревьев.
Беседы: «О видах деревьев», «Деревья – доктора», «Люблю берёзку русскую», «Что происходит с лесами на нашей планете? », «Деревья «Красной книги Саратовской области», «Почему желтеют и опадают листья? ».