Конспект НОД по обучению грамоте. Буква Е.

Иваненко Ольга Валериевна

Конспект занятия в подготовительной к школе группе. Знакомство с буквой Е.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_bukva_e.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте в  подготовительной к школе группе для детей с ОНР

(составила: учитель-логопед Иваненко О.В.)

Тема: Буква Е.

Цель: познакомить детей с буквой Е, обозначением мягкости согласного звука.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-  закреплять понятия «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»;

- упражнять в дифференциации твердых и мягких согласных звуков на слух;

- упражнять в чтении прямых слогов с буквами Я, Е  

- упражнять в подборе слов, начинающихся с данного слога;

-  упражнять в выделении родственных слов;

- формировать навык печати букв, слов.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух, зрительное внимание, конструктивные навыки;

 - активизировать познавательные процессы;

- развивать координацию речи и движений, общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать навыки поведенческого самоконтроля;

- воспитывать активность, любознательность;

- формировать умение работать в коллективе, помогая друг другу.

Оборудование: кассы букв, буква Е «больная» и «здоровая», буква Е (контурное изображение), изображения старшего и младшего братьев-звуков, цветная таблица, карточки для игры «Клякса», предметные картинки  (слова, начинающиеся с буквы Е),  кубики Зайцева, материал для конструирования букв, прописи, карандаши.

Ход НОД:

1. Оргмомент

Логопед: Мы с вами отправляемся в страну звуков и букв.

а) Координация речи и движений (Дети проговаривают слова, сопровождая их соответствующими движениями)

В гости к звукам мы пойдем,

Друга за руку возьмем.

Влево, вправо посмотри,

Там два домика вдали.

Раз, два, три – к ним быстрей беги.

А теперь отдыхай – вдох и выдох повторяй (упражнение в  диафрагмально-релаксационном типе дыхания).

б) Логопед: Чтобы правильно услышать все звуки, сделаем массаж для ушей (аурикулярный самомассаж):

Пальчики побежали по ушкам вверх (продвижение по краю ушной раковины, сдавливая их указательным и большим пальцами).

Тянем ушко вверх (счет 1-5).

Пальчики побежали по ушкам вниз (продвижение по краю ушной раковины, сдавливая их указательным и большим пальцами).

Возьмите край ушка за середину, закрываем ушко, открываем (счет 1-5)

закрываем ушко ладонью и делаем круговые движения вперед 5 раз и назад 5 раз.

в) Логопед: В стране звуков и букв нас встречает младший брат. Сядет тот, кто произнесет его звук.  Какие звуки надо произносить?  (Согласные мягкие).

Дети произносят по одному звуку и садятся.

2. Повторение

Логопед: Сегодня в стране звуков и букв нас ждет в гости новая буква. Но сегодня утром она заболела. А вылечить ее могут только дети.  Вы готовы ей помочь?  (Ответы детей)

Логопед: Эта буква живет в домике гласных. Давайте посмотрим, какие буквы у нас там есть. (Дети называют буквы).

- Чем буквы первого подъезда отличаются от букв второго подъезда?   (Это улыбчивые буквы, они умеют смягчать согласные).

- С кем из братьев дружит буква А, а с кем буква Я?  (Буква А дружит со старшим братом, а буква Я с младшим братом).

Чтение пар слогов с буквами А, Я (МА – МЯ, ТА – ТЯ и т.п.)

 3. Объявление темы

Логопед: Буква, которая сегодня ждала нас в гости живет напротив буквы Э,   она тоже умеет смягчать согласные.  Кто догадался, что это за буква?   (Выставляю  грустную букву Е серого цвета.      (Дети повторяют название буквы).

- Пока буква болеет, ее заменила подруга – буква Э. Слова изменились, сможете вы их отгадать?  ВЭТКА, ТЕСТО, ЛЭТО, ТЕЛО, ЛЭС, СЕЛ, ПЭЛ, МЭЛ.

- Если вы выполните задания, буква Е станет здорова и сможет вернуться в свои слова.

4. Дифференциация слогов с твердым и мягким согласным звуком

- С кем из братьев дружит буква Е? (С младшим братом)

- Хлопните в ладоши, если услышите слог с мягким согласным звуком: пэ, се, ме, вэ, кэ, бе, гэ, де, зе, нэ, тэ…

5. Чтение  пар слогов с буквами Э и Е.

Логопед: Давайте поможем букве Е смягчить согласные.  (Дети читают пары слогов ПЭ – ПЕ)

-  Как мы читаем согласные, если после нее стоит буква Е?

6. Игра «Клякса»

Дети работают в парах. Получают карточку, на которой написаны первые две буквы слова, остальные закрывает клякса.  Дети должны прочитать их и вспомнить слово, которое начинается с этого сочетания букв.

НЕ … ,  ВЕ…., МЕ…, ПЕ…, ДЕ…, БЕ…, СЕ и т.п.

7.  Чтение слогов  с буквой Е по таблицам Зайцева.

8. Игры с кубиками Зайцева. 

Дети работают в группах по 3-4 человека.

а) «Найди кубик с буквой Е и прочитай»

б) « Собираем слово»

Логопед: Давайте составим из кубиков слова. Первое слово СЕТИ. Ищите кубик СЕ, кто нашел, несите. Ищите кубик ТИ.  Второе слово СЕНО. Ищите кубик СЕ, ищите кубик НО. (Далее выкладываем слова ВЕНИК, НЕБО, ЗЕБРА,  ЕДА, ЕНОТ)

Прочитываем хором все получившиеся слова.

- Объясните, что такое сено? Сети?

9.  Подбор слов, начинающихся с буквы Е.

Логопед: Чем похожи слова  ЕНОТ и ЕДА ?    (Они начинаются с буквы Е)

- Давайте подарим букве Е слова, которые начинаются на эту букву. ( Дети называют слова сами и с помощью логопеда,  одновременно выставляются соответствующие картинки с подписями. Слова: ЕЖЕВИКА,  ЕМЕЛЯ, ЕДИНИЦА,  ЕЖИХА, ЕЛЬ)

- Послушайте стихотворение и найдите слова родственные слову ЕЛЬ, они тоже начинаются на букву Е.

В лесу растут одни лишь ели,

Шишки еловые нам надоели.

 Ельник остался у нас позади,

Шишек еловых теперь не найти.

  Логопед: Ребята, вы выполнили правильно задания, посмотрите, буква Е – здорова!

10. Конструирование буквы.

Логопед: На дворе – такая жалость!-

                 Наша лесенка сломалась.

                 Наша лесенка сломалась,

                 Буква Е зато осталась.

- Из каких элементов состоит буква Е? В какую сторону смотрит буква Е?

- Маленькая буква Е выглядит по-другому.

- Достаньте коробочки и выложите букву Е. Из чего  удобно выкладывать большую букву? Из чего удобно выкладывать маленькую букву?

11. Работа в прописях.

Логопед: Подготовим пальчики.

Самомассаж пальцев рук « Точилка» 

(Сжав одну руку в кулак, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо по 2 раза)

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили,

Острый кончик получили.

Дети печатают букву Е, е. Одно из слов на выбор: СЕТИ, СЕНО.

12. Итог

Логопед: Буква Е будет жить в домике гласных напротив буквы Э. Чем отличаются эти буквы?

Логопед :  А эта буква Е (Демонстрирую контурное изображение) не очень красивая, давайте ее украсим картинками – словами с буквой Е. Какую бы картинку вы хотели ей подарить? (Ответы детей)  Найдите такие картинки дома с родителями, а буква Е будет с нетерпением ждать их завтра утром.  

Буква Е  благодарит вас за помощь!

.

 НОД по обучению грамоте в  подготовительной к школе группе для детей с ОНР (учитель-логопед Иваненко О.В.)

Тема: Буква Е.

Цель: познакомить детей с буквой Е, обозначением мягкости согласного звука.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-  закреплять понятия «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»;

- упражнять в дифференциации твердых и мягких согласных звуков на слух;

- упражнять в чтении прямых слогов с буквами Я, Е  

- упражнять в подборе слов, начинающихся с данного слога;

-  упражнять в выделении родственных слов;

- формировать навык печати букв, слов.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух, зрительное внимание, конструктивные навыки;

 - активизировать познавательные процессы;

- развивать координацию речи и движений, общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать навыки поведенческого самоконтроля;

- воспитывать активность, любознательность;

- формировать умение работать в коллективе, помогая друг другу.

НОД по обучению грамоте в  подготовительной к школе группе для детей с ОНР (учитель-логопед Иваненко О.В.)

Тема: Буква Е.

Цель: познакомить детей с буквой Е, обозначением мягкости согласного звука.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-  закреплять понятия «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»;

- упражнять в дифференциации твердых и мягких согласных звуков на слух;

- упражнять в чтении прямых слогов с буквами Я, Е  

- упражнять в подборе слов, начинающихся с данного слога;

-  упражнять в выделении родственных слов;

- формировать навык печати букв, слов.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух, зрительное внимание, конструктивные навыки;

 - активизировать познавательные процессы;

- развивать координацию речи и движений, общую и мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать навыки поведенческого самоконтроля;

- воспитывать активность, любознательность;

- формировать умение работать в коллективе, помогая друг другу.

Отзыв об открытом фронтальном занятии, проведенном для РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов  г. Богородицка и Богородицкого района на базе МДОУ «Детский сад №10 комбинированного вида» учителем-логопедом Иваненко О.В. на тему: «Буква Е».

СЕТИ  

СЕНО