Конспект занятия. Составление рассказа по сюжетной картинке "Удачная рыбалка"
Конспект логопедического занятие по формированию связной речи. Подготовительная группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_rybalka.docx | 16.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия по формированию связной речи у детей с ОНР по теме: «Составление рассказа по сюжетной картинке
« Удачная рыбалка».
Цель: обучение детей составлению рассказа по сюжетной картине.
Задачи:
-закрепление словаря по теме «Рыбы»;
- закрепление умения подбирать родственные слова к слову «рыба»;
- упражнение в согласовании существительных с числительными;
- формирование навыков целенаправленного восприятия наглядного содержания картины, анализа изображенной ситуации;
- формирование навыков планирования связного высказывания;
- формирование умения составлять развернутый рассказ по сюжетной картине, опираясь на план;
- развитие фразовой речи,
- формирование грамматически правильной речи;
- формирование навыков самоконтроля при составлении рассказа;
- развитие памяти, внимание, мышления, мелкой моторики, координации речи и движений;
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.
Оборудование: предметные картинки по теме, сюжетная картина «Удачная рыбалка», карточки с рисунками-схемами, обозначающими родственные слова, лист рисунками для составления предложений, волшебницы Настоящего, Прошлого и Будущего, схема-памятка о том, какой должен быть рассказ, маркер, блокноты, простые карандаши.
Ход:
1. Орг. момент.
а) Упражнение на координацию речи и движений:
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
Потом их разведем и к себе скорей прижмем.
Хлоп раз, еще раз, мы похлопаем сейчас,
А теперь быстрей, быстрей прыгай, прыгай веселей.
б) Диафрагмально-релаксационное дыхание.
2. Введение в тему.
- Вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить, когда отгадаете загадку. (Загадку загадывает ребенок).
У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыба)
- Как вы догадались, что эта загадка о рыбе?
- Сядет тот, кто скажет, без чего не бывает рыб?
3. Подбор родственных слов.
- Хвост рыбы, как можно сказать по-другому? Маленькая рыба, как можно сказать по-другому?
- Рыба, рыбешка, рыбий – что вы можете сказать про эти слова?
- Среди карточек, которые у вас на столе, найдите те, которые помогут вспомнить другие родственные слова к слову «рыба». (Дети находят нужные карточки, ставят на наборное полотно, называют родственные слова. Проговариваем слова хором еще раз.)
- Зная эти слова, вы легко можете помочь закончить стихотворные строки. (Игра «Доскажи словечко».)
Плавники у нас росли бы, мы бы плавали как … .
Я б хвостом махала гибким и резвилась словно … .
Вот с крючка срывает крошки очень мелкая … .
Выплывает корм ища пребольшая … .
Рыба не клюет никак, видно, я плохой … .
Если наживки вам на жалко, будет отличная …. .
Вот какой у нас улов – мама славный … .
4. Беседа по теме:
- А кто такой рыболов?
- Вы были когда-нибудь на рыбалке?
- Что нужно для рыбалки?
- Как ловят рыбу с помощью удочки?
- Что насаживают на крючок?
- Каких рыб можно поймать в реке? (Выставляются картинки)
- Вам удавалось поймать рыбу? Почему?
- Я сегодня вам принесла картину, на которой изображена рыбалка. Давайте посмотрим.
5. Разбор содержания картины.
- Какое время года изображено на картине?
- Кем приходятся друг другу двое людей, изображенных на картине?
- Откуда прибыли рыболовы на рыбалку? Как они добрались до водоема?
- Что за водоем нарисован на картине?
- Поймали ли кого-нибудь рыболовы? Откуда вы это узнали?
- Зачем пойманную рыбу опускают в ведро с водой?
- Кто поймал эту рыбу? Почему вы так думаете?
- Что делает мальчик? Почему?
- Кто поймает рыб больше, мальчик или папа?
6. Лексико-грамматические упражнения.
- Назовите всё, что вы видели на картине (картина временно закрывается).
- Некоторые из названных предметов я нарисовала на листке, давайте их подружим. (Дети составляют предложения и соединяют линией соответствующие картинки).
- А вот и наши гости – волшебницы. Волшебница Настоящего интересуется, как выглядела бы картина, если все происходило зимой?
- Волшебница Прошлого интересуется, что было раньше с мальчиком? С удочкой?
- Волшебница Будущего интересуется, что будет дальше с папой? С ведром? С рыбой?
7. Физ.минутка
Пальчиковая гимнастика «Рыбки весело резвятся»
Игра «Изобрази» (изобразите, как вы насаживаете червяка на крючок, как закидываете удочку, как достаёте рыбу из воды)
Игра «Веселый счет» Посчитаем, сколько рыб вы поймали (Посчитайте любых речных рыб от 1 до 5)
- Сядет тот, кто продолжит предложение: Я поймал двух …
8. Составление плана рассказа, изображение его в виде значков-схем.
- Чтобы рассказать все по порядку, давайте нарисуем значки, открывайте свои блокноты.
- О чем будем рассказывать сначала? (Рисуем в блокнотах соответствующий значок.)
- О чем будем говорить дальше? ( В блокнотах рисуем соответствующие значки.)
9. Составление рассказов детьми.
- Как можно начать рассказ?
- Какие слова-родственники нам понадобятся для рассказа?
- Давайте вспомним, как нужно рассказывать, чтобы получился хороший рассказ. ( По значкам-схемам дети вспоминают, что рассказывать нужно самостоятельно, по порядку, предложения должны быть правильными, рассказывать интересно).
1-2 ребенка составляют рассказ по картине, опираясь на план из значков-схем.
Оценка составленных рассказов.
10. Итог.
Чтение ребенком стихотворения «Рыбка»
Разве рыбке страшен рак?
Вряд ли, рыбке рак не враг!
Рыбке страшен червячок,
Что насажен на крючок.
- Что мы сегодня делали на занятии? Какие слова-родственники вы запомнили?
Оценка деятельности детей.