Фольклор
Презентации, игры, песни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», письмом ДОО Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования», на основе авторской программы Л.Л. Куприянова «Русский фольклор».
В основе содержания и структуры рабочей программы «Разноцветье» лежит идея школьного музыкально-эстетического образования на основе русского народного песенного фольклора и творческой деятельности, программа ориентирована на базовый компонент музыкально-фольклорного образования школьников.
Настоящая программа отличается от аналогичных по профилю тем, что направлена на изучение, освоение народного творчества в единстве песни, танца, инструментальной музыки (обучение игре бубнах, трещотках), народнопоэтического творчества, игры и костюма. Набор в фольклорный ансамбль производиться по желанию учащихся. Пропаганда и агитация проходит через уроки музыки.
Востребованность и актуальность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности.
Новизна программы состоит в том, что она позволяет охватить русский фольклор как целостное явление через изучение народных песен. Она заложена и в непосредственном цикле народного календаря, в повторности и периодичности обрядовых песен, закличек, колядок и т.д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, даёт возможность детям в течение 1 года изучать и проживать обряды, праздники, обычаи, а значит и соответствующий им музыкальный материал.
В соответствии с этим целью программы является формирование способностей к полноценному восприятию музыкальных фольклорных произведений.
Задачи программы определены её целью и связаны как с познавательно-исполнительской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией фольклора:
-обучение навыкам пения без сопровождения (пения «без заданного тона»), дикционным навыкам, художественной выразительности;
- формирование представлений о разнообразных жанрах народных песен, об основных музыкально- фольклорных понятиях;
-воспитание чувства принадлежности к русскому народу, его истории и культуре;
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 7-8 лет.
Сроки реализации образовательной программы –1 час в неделю , 1 год обучения – 33 часа в год.
Форма и режим занятий. Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей – наполняемостью 8-10 человек. Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуализация процесса обучения с применением дифференцированного подхода к учащимся. Также используется комбинированная форма обучения.
Формы занятий: беседа, дискуссия, игра, экскурсия, концерт, диспут, театрализация и т. д.
Ожидаемый результат и способы определения их результативности.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
-эмоционально «проживать» произведения русского фольклора,
-выражать свои эмоции;
- высказывать своѐ отношение к услышанному
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- проговаривать последовательность действий на занятии;
Познавательные УУД
– преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Коммуникативные УУД
- учиться работать в группе, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
Предметные УУД
По окончании учащийся научится:
• выразительно петь простейшие песенки;
• выразительно, активно без напряжения декламировать освоенные словесные тексты и песенные ритмотексты;
• слышать и различать звучание народного оркестра от симфонического;
По окончании учащиеся научатся:
• исполнять песни и движения в танцах в соответствии с характером музыки;
• рисовать народные орнаменты и узоры;
• создавать эскизы народных костюмов;
• рассказать о своих впечатлениях от игр, о наблюдениях за явлениями природы с позиций народного календаря.
Результативность обучения по программе определяется с помощью диагностической карты
Диагностическая карта к программе «Разноцветье»
Теоретические знания
Ф.И. учащегося | Знание жанров русской народной песни | Знание истории возникновения русских народных инструментов | Знание народных праздников, обрядов. Игр. | Знание русского народного прикладного искусства | Умение узнавать героев и события в произведениях изобразительного искусства |
Практические умения
Ф.И учащегося | Умение грамотно петь соло и в ансамбле с товарищами a capella и в сопровождении простейших русских народных инструментов | Умение на слух определять жанры русской народной музыки (вокальной, хоровой, инструментальной) | Умение анализировать, сравнивать, различать музыку народную и композиторскую | Участие в праздниках и концертной жизни школы |
Критерии к диагностической карте.
За наличие знаний и умений в той или иной графе карты ребенок получает один балл, по окончании диагностики баллы складываются, и сумма баллов определяет уровень знаний и умений учащегося.
Высокий уровень (8 и более баллов)
Знает, различает на слух жанры русской народной песни. Умеет анализировать, сравнивать, находить общее и различия в музыке народной и композиторской;
Чисто интонируя мелодию, поет a capella 3-4 русских народных песни;
Знает, различает на слух звучание русских народных инструментов, дает характеристику тембрам;
Знает былинных и сказочных героев, узнает их в произведениях изобразительного искусства;
Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках;
Умеет играть (знает правила игры и может о ней рассказать) в подвижные и хороводные народные игры;
Имеет представление о народных промыслах, архитектуре Руси, знает
название элементов русского традиционного костюма;
Средний уровень (5-7 баллов)
Знает, различает на слух, умеет исполнить 2-3 русских народных песни;
Знает, различает на слух звучание русских народных инструментов;
Знает некоторых былинных героев, умеет их узнавать в произведениях искусства;
Знает названия некоторых народных праздников и принимает активное участие в них;
Знает русские народные игры и умеет объяснить правила некоторых из них;
Имеет минимальное представление о народных промыслах, знает некоторые элементы народного костюма.
Низкий уровень (1-4 балла)
Знает, различает на слух некоторые жанры русской песни;
При поддержке товарищей умеет петь a capella 1-2 русских народных песни;
Знает названия некоторых русских народных праздников, но принимает в них пассивное участие;
Знает 2-3 подвижных игры;
Имеет элементарное представление о русском народно- прикладном искусстве.
Содержание курса
Тема: «Потешный фольклор» (33 часа)
1.Введение. Мир фольклора. Специфика детского фольклора.
Теория. Знакомство с предметом; мир фольклора – мир народной мудрости; особенности народного пения; простейшие исполнительские навыки.
Практика. Развитие певческих навыков: упражнения на дыхание, звукообразование, ритм, пение в унисон по методике Е. Назаровой. Освоение песенного материала посиделок.
2. Потешный фольклор как часть детского фольклора.
Потешки.
Теория. Потешки как один из видов народного творчества, их назначения.
Практика. Разучивание слов, работа над выразительным исполнением. Освоение песенного материала посиделок.
Прибаутки.
Теория. Прибаутки как жанр фольклора, их место в жизни детей.
Практика. Разучивание слов и мелодий прибауток. Освоение песенного материала посиделок.
Загадки.
Теория. Загадка как вид фольклора, ее назначение и место в жизни детей.
Практика. Разучивание загадок, изготовление книжек – малышек с загадками; проведение конкурса на самую интересную музыкальную загадку; сочинение загадок. Освоение песенного материала посиделок и его реализация в досуговых формах осенних посиделок и празднике Кузьмы и Демьяна, Покрова;
Небылицы.
Теория. Небылицы как вид творчества, их назначение; особенности данного вида творчества.
Практика. Разучивание песен- небылиц и их обыгрывание. Освоение святочного репертуара.
Дразнилки.
Теория. Дразнилки, как вид творчества, их место в жизни детей.
Практика. Разучивание дразнилок, обыгрывание, работа над выразительным исполнением; сочинение дразнилок. Освоение святочного репертуара.
Скороговорки.
Теория. Скороговорки как вид народного творчества.
Практика. Разучивание музыкальных скороговорок. Освоение святочного репертуара с последующим исполнением на Рождество, Васильев вечер, Крещение.
Считалки.
Теория. Считалки как вид народного творчества, их назначение.
Практика. Разучивание музыкальных считалок, умение применять их на практике. Освоение масленичного репертуара, веснянок.
Молчанки.
Теория. Молчанки как вид народного творчества; игры - уговоры, где проигрывает тот, кто не обладает достаточной выдержкой.
Практика. Разучивание музыкальных молчанок. Освоение масленичного репертуара, веснянок.
Игры.
Теория. Виды игр, воплощение художественного образа в драматическом действии; обрядовые игры, соответствие игр календарному годовому кругу; музыкальные припевы в играх, их особенности.
Практика. Разучивание игр; работа над выразительным исполнением. Освоение свадебного, масленичного репертуара, веснянок и реализация его в рамках свадебного мясоеда, Масленицы, праздника Сорок Сороков, Красной горки, Зеленых святок, реализация его в рамках праздничной весенне-летней обрядности. Освоение элементов русской пляски: притоп, хлопки, вращение кистей, хороводный и дробный шаг.
Творческая мастерская «Делу – время, потехе – час».
Практика. Праздник по мотивам потешного фольклора.
Творческие задания:
1) Импровизация мелодий и ритмов.
2) Импровизация попевок и песен на фольклорные тексты.
Учебно-тематический план первого года обучения
№ п/п | № урока | Название темы урока | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 четверть 8 ч. | ||||
1 | 1 | Вводное занятие: «Мир фольклора- мир народной мудрости | ||
2 | 2 | Приветствие. Формы приветствия. | ||
3 | 3 | Прощание. Формы прощания. | ||
4 | 4 | Потешки. Освоение песенного репертуара. | ||
5 | 5 | Практика. Разучивание слов потешек. Работа над выразительностью произношения. | ||
6 | 6 | Теория. Прибаутки. Их место в жизни ребёнка. | ||
7 | 7 | Практика. Разучивание мелодий прибауток. | ||
8 | 8 | Загадки, как вид народного творчества. | ||
2 четверть 8 ч. | ||||
9 | 1 | Небылицы. Их назначение и особенности. | ||
10 | 2 | Практика. Обыгрывание небылиц. | ||
11 | 3 | Частушки, как жанр фольклора. Конкурс. | ||
12 | 4 | Дразнилки, как вид народного творчества. | ||
13 | 5 | Скороговорки, как вид народного творчества. | ||
14 | 6 | Освоение святочного репертуара. Колядки. | ||
15 | 7 | Считалки, как вид народного творчества, их назначение. | ||
16 | 8 | Практика. Разучивание музыкальных считалок. Умение применять их на практике. | ||
3 четверть 10 ч. | ||||
17-18 | 1,2 | Рождество. Крещение – праздники народного календаря. | ||
19 | 3 | Веснянки. | ||
20 | 4 | Освоение масленичного песенного репертуара. Масленица. | ||
21 | 5 | Народные игры, их значение в жизни ребёнка. | ||
22 | 6 | Практика. Разучивание народных игр, работа над выразительным исполнением. | ||
23 | 7 | Сорок Сороков - праздник народного календаря. | ||
24 | 8 | Русская пляска, значение танца в жизни ребёнка. | ||
25-26 | 9-10 | Практика. Освоение элементов русской пляски. Молчанки, как вид народного творчества. | ||
4 четверть 7 ч. | ||||
27 | 1 | Русские народные инструменты, их применение на практике. Ритм, метр. | ||
28 | 2 | Вербное воскресение – праздник народного календаря. | ||
29 | 3 | Освоение Пасхального репертуара. | ||
30 | 4 | При народе в хороводе. Освоение элементов русского хороводного танца. Исполнение песни «Земелюшка-чернозём». | ||
31 | 5 | Колыбельные песни, жанр народного песенного фольклора. Практика. Разучивание колыбельных песен. | ||
32 | 6 | Игровые песни, их применение на практике | ||
33 | 7 | Делу время - потехе час. Подготовка к празднику по мотивам потешного фольклора. |
Примерный репертуар 1-го года обучения
Потешки:
«Три-та-та, вышла кошка…», «Идет коза рогатая», «Скоро Саше годочек», «Солнышко-ведрышко», «Вот коровушка, буренушка», «А вот козлик-шалунишка», «Я точу, молочу на чужом гумне».
Прибаутки:
«Стучит, бренчит по улице», «Федул, что губы надул», «Здорово, кума», «Ты видел моего теленочка?», «Куда, кум, идешь?»
Загадки:
Русский фольклор:
«Летом вырастают, а осенью опадают», «Лежал, лежал, да в реку побежал», «Дед в шубу одет, наружу мех», «Бородой трясет, лыко дерет, а лаптей не плетет» и др.
Небылицы:
«Чики-чики-чиколочки», «Таракан дрова рубил», «Как петух в печи пироги печет», «По синю морю корабль бежит», «Ехала деревня мимо мужика», «Ай, чу-чу», «А где это видано», «Вы послушайте, ребята».
Дразнилки:
«Резорок с вершок», «Флор», «Ваня едет на быке», «Антошка», «Алеша-белеша», «Ванюша-рамок», «Ерема-Ерема».
Скороговорки:
«Бобры», «Улетели у Маруси», «Стали - ковали», «Веники-помелики», «Хитрая сорока», «Краб крабу сделал грабли», «Сел сокол на колокол», «Бык тупогуб», «Проворонила ворона», «Баран-Буян».
Считалки:
«Первадан, другодан», «Ты куковка, я куковка», «Кошка учится считать», «Возьму из кадушек», «Трынцы-брынцы», «Шла коза по мостику», «Я сказала», «Спиря-Спиридон».
Молчанки:
«Чок,чок зубы на крючок», «Ехали бояре», «Шел Молчан», «Кони, кони, мои кони», «Прилетели журавли», «Кони-огони», «Венчики, венчики».
Игры:
«Грачи летят», «Дед Сысой», «Козынька», «В перстни», «Девочка и медведь», «Лиса в норку», «Почта», «В птицы», «В кувшинчики», «Горшки», «Закуски», «Лапта», «Олень», «Редька», «Сидит Дрема», «Пошла коза по лесу», «Колпачок», «Гори, гори жарко», «Костромушка, Кострома».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Детский фольклор в себя включает: Скороговорки Считалки Дразнилки Страшилки Молчанки Прибаутки Заклички Небылицы Загадки Сказки
Шёл баран по крутым горам, Вырвал травку, Положил на лавку. Кто её возьмёт- Тот вон пойдёт. Тучи, тучи, тучи, тучи, Скачет конь большой, могучий. Через тучи скачет он. Кто не верит – Выйди вон! считалки
Поля шла полоть петрушку. Опять пять ребят нашли у пенька пять опят. Не хочет косой косить косой; Говорит: «Коса коса». скороговорки
Антошка – картошка, Соломенная ножка, Сам с ноготок, Голова с локоток. Лёшка – лепёшка, Голова с лукошко, Шапка с колышком, Ноги брёвнышком. дразнилки
Ехали бояре, Кошку потеряли, Кошка сдохла, Хвост облез, Кто промолвит, Тот и съест! Венчики, венчики, Летали бубенчики По травке и росе, По чужой стороне. Собирали орешки, Медок, сахарок – Молчок! молчанки
Ветер – ветерцо, Не дуй мне в лицо А дуй мне в спину, Чтоб идти было в силу. Гром гремучий Тресни тучи, Дай дождя С небесной кручи. заклички
На улице две курицы С петухом дерутся. Две девушки – красавицы Смотрят и смеются: - Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Как нам жалко петуха! Как у нашего соседа Весела была беседа: Гуси - в гусли, Утки – в дудки, Овцы – в донцы, Тараканы - в барабаны. прибаутки
Чепуха, чепуха, Это просто враки! Сено косят на печи Молотками раки. Чик, чики, чикалочки! Едет гусь на палочке, Уточка на дудочке, Курочка на чурочке, Зайчик на тачке, Мальчик на собачке. небылицы
Был ребёнок – не знал пелёнок, Стал стариком – сто пелёнок на нём. Сам не видит, а другому указывает. Серый маленький Денис на верёвочке повис. загадки
Предварительный просмотр:
Внеклассное занятие по теме «Русские народные песни, потешки, прибаутки».
Цель: обогащение культурного уровня учащихся.
Задачи: образовательная: познакомить детей с малыми фольклорными жанрами, способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
развивающая: развивать творческие способности, речевые умения, умение рассуждать, делать выводы;
воспитывающая: способствовать воспитанию уважительного отношения к народному творчеству.
Оборудование: карточки со словарными словами «потешка», «прибаутка», «береста», матрёшка, выставка русских народных костюмов (можно сшить костюмы для кукол), индивидуальные карточки с потешками, карточки с прибаутками для работы в парах, отрывки колыбельных песен на полосках бумаги для групповой работы, шаблоны матрёшек для каждого ребёнка, аудиозаписи песен «Два весёлых гуся», «Во поле берёза стояла», карандаши, три тюбика клея, кукла.
Ход занятия.
I Вводная часть.
Этюд «Весёлая минутка»
На доске напечатана потешка. Дети читают хором.( Слайд№1)
Чики – чики – чикалочки,
Едет Ваня на полочке,
А Дуня в тележке
Щёлкает орешки!
- Что необычного вы заметили в четверостишье? (Шуточное, смешные словечки….)
- А как в народе называют такие стишки, вы узнаете, расшифровав, следующее слово. ( Чтение справа налево)
АКШЕТОП
II Основная часть.
- Правильно, ребята, вы прочитали потешку. (На доске появляется карточка со словом «ПОТЕШКА»)
- Итак, что такое потешка?
- Потешка – это весёлые народные песенки, название, которых происходит от слова потешаться, то есть веселиться.
- Сегодня, мы познакомимся с русскими народными потешками, песнями, прибаутками.( Слайд№2)
- Почему потешки называют народными? (Автором потешек является народ)
- Как вы думаете, кого потешали такими задорными потешками? (Детей)
Индивидуальная работа по карточкам.
Дети по желанию читают потешки. (Приложение 1)
Стучит, бренчит по улице:
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке.
На стене часы висели,
Тараканы стрелку съели,
Мыши гири оторвали,
И часы ходить не стали.
А коток, коток, коток,
Кучерявенький лобок,
Украл у бабушки клубок,
И запрятал в уголок,
А бабушка догнала
ЗА чубочек подрала.
Инсценировка прибауток.
Заранее подготовленные ученики инсценируют прибаутки.
Сценка №1 «Федул»
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожёг?
- Можно зашить.
- Да иглы нет.
- А велика дыра?
- Один ворот остался.
Сценка №2 «Храбрец»
- Я медведя поймал!
- Так веди сюда!
- Так не идёт.
- Так сам иди!
- Да он меня не пускает!
Сценка №3 «Собака»
- Собака, что лаешь?
- Волков пугаю.
- Собака, что хвост поджала?
- Волков боюсь.
- Ребята, чем похожи и чем отличаются потешки от услышанных стишков?
(Стихи в сценках и в потешках смешные, но в сценках стихи в виде разговора двух людей, животных)
- Итак, в народе маленькие сказки, короткие смешные рассказики иногда в виде диалога, называют прибаутками. Диалог – разговор двух людей.
Работа в парах. (Приложение 2)
Дети в парах читают прибаутки.
Музыкальная физминутка. (Слайд №3)
- А сейчас я хочу потешить вас забавной потешкой «Весёлые гуси». (Звучит аудиозапись «Два весёлых гуся», дети с учителем выполняют движения)
Жили у бабуси Вот кричит бабуся:
Два весёлых гуся «Ой, пропали гуси –
Один серый, Один серый,
Другой белый Другой белый,
Два весёлых гуся. Гуси, мои гуси!»
Вытянули шеи Выходили гуси,
У кого длиннее – Кланялись бабусе –
Один серый, Один серый,
Другой белый, Другой белый,
У кого длиннее. Кланялись бабусе!
Мыли гуси лапки
В луже у канавки –
Один серый,
Другой белый,
Спрятались в канавке.
Рассказ о прикладном народном творчестве.
- В старину люди много работали и создавали замечательные изделия.
Русские мастера, чтобы потешить своих деток, делали игрушки своими руками. Так появилась первая деревянная кукла – матрёшка. (Слайд№4)
(Учитель показывает матрёшку)
- Люди для работы собирались в больших комнатах – мастерских за длинными столами. Кто- то вырезал из дерева, кто-то разрисовывал узорами готовые изделия из дерева, кто-то сплетал из бересты лукошки и короба. (Слайд№5)
( Словарная работа: береста – это кора берёзы)
- Девушки шили и вышивали. Вот, что у них получалось. (Слайд №6)
(Учитель показывает модели сарафанов)
- Чтобы не было скучно, девушки пели песни. Так появились русские народные песни.
- Одну из них мы сейчас исполним. (Слайд №7)
На доске напечатаны слова русской народной песни «Во поле берёза стояла»
Чтение слов песни хором.
Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.
Некому берёзку заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли заломати.
Я пойду во поле погуляю,
Белую берёзу заломаю,
Люли, люли заломаю.
Срежу я с берёзы три пруточка,
Сделаю из них я три гудочка,
Люли, люли три гудочка.
Звучит аудиозапись песни. Исполнение песни.
- Какие ещё песни пели бабушки, пра-пра-бабушки своим внукам?
(Колыбельные)
- Колыбельку раньше подвешивали к потолку и качали, чтобы ребёнок заснул, и при этом напевали колыбельные песни.
Работа в группах. Класс делится на три группы.
Задание: каждой группе надо объединить отрывки колыбельной песни и исполнить её. (Приложение 3)
Для исполнения колыбельной, каждой группе раздаётся кукла. (Слайд №8)
Колыбельная песенка для первой группы. ( На трёх полосках бумаги напечатаны отрывки песни, ребята должны их склеить и исполнить песню)
Ой, баюшки-баюшки,
В огороде заюшки______
Травушку щипают,
Марину забавляют.
А Марина умная________
Да очень разумная.
Спи-усни, спи-усни,
Крепкий сон тебя возьми.
Колыбельная песенка для второй группы. ( На трёх полосках бумаги напечатаны отрывки песни, ребята должны их склеить и исполнить песню)
Баюшки-баю-баю
Тебе песенку спою.
Расскажу я сказочку______
Про звезду алмазочку,
Улиточку рогатую________
Про белочку хвостатую,
Баюшки-бай-бай
Ты же, милый, засыпай.
Колыбельная песенка для третьей группы. ( На трёх полосках бумаги напечатаны отрывки песни, ребята должны их склеить и исполнить песню)
Котя, котик, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котик ночевать,_____
Мою деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:__________
Дам кувшин молока
Да кусок пирога.
III Заключительная часть.
- С чем вы познакомились на занятии?
- Расшифруйте, как, в общем, называются народные песни, потешки, прибаутки?
На доске: НОЕУСТ РОДНОЕНА ЧЕСТВОТВОР (УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО)
Рефлексия
На парте у каждого ребёнка лежит шаблон матрёшки, у которой нарисованы глазки. Детки должны дорисовать ротик. (Приложение 4)
- Ребята, нарисуйте на лице матрешки, какое настроение было у вас на занятии.
Список литературы.
- Коненкина Г. Идёт коза рогатая. – ООО «Издательство Астрель», 2009
- Лагутина Т.В. Народные скороговорки, прибаутки, частушки, пословицы, загадки. – Рипол Классик, 2010.
Раздаточный материал.
Приложение 1Потешка Стучит, бренчит по улице: Фома едет на курице, Тимошка на кошке По кривой дорожке. |
Потешка На стене часы висели, Тараканы стрелку съели, Мыши гири оторвали, И часы ходить не стали. |
Потешка А коток, коток, коток, Кучерявенький лобок, Украл у бабушки клубок, И запрятал в уголок, А бабушка догнала ЗА чубочек подрала.
|
Приложение 2Сценка №1 «Федул» - Федул, что губы надул? - Кафтан прожёг? - Можно зашить. - Да иглы нет. - А велика дыра? - Один ворот остался. |
Сценка №2 «Храбрец» - Я медведя поймал! - Так веди сюда! - Так не идёт. - Так сам иди! - Да он меня не пускает! |
Сценка №3 «Собака» - Собака, что лаешь? - Волков пугаю. - Собака, что хвост поджала? - Волков боюсь. |
- Дома ль кум воробей? - Дома. - Что он делает? - Болен лежит. - Что у него болит? - Плечики. |
- Кисонька-мурысонька, где была? - Коней пасла. - Где кони? - За ворота ушли. - Где ворота? - Огонь сжёг. - Где огонь? - Вода залила. - Где вода? - Быки выпили. - Где быки? - За гору ушли. - Где гора? - Черви выточили. - Где черви? Утки склевали. |
- Рассказать ли тебе сказочку про белого гуся? - Расскажи. - Вот она и вся. |
- Летит пуля, жужжит, я в бок, она за мной, я в другой – она за мной, я упал в куст – она меня в лоб, я цап рукой – ан это жук. |
Приложение 3Отрывки колыбельной песенки Ой, баюшки-баюшки, В огороде заюшки Травушку щипают, Марину забавляют. А Марина умная Да очень разумная. Спи-усни, спи-усни, Крепкий сон тебя возьми. |
Отрывки колыбельной песенки Баюшки-баю-баю Тебе песенку спою. Расскажу я сказочку Про звезду алмазочку, Улиточку рогатую Про белочку хвостатую, Баюшки-бай-бай Ты же, милый, засыпай. |
Отрывки колыбельной песенки Котя, котик, коток, Котя, серенький хвосток, Приди, котик ночевать, Мою деточку качать. Уж как я тебе, коту, За работу заплачу: Дам кувшин молока Да кусок пирога. |
Приложение 4
Шаблон матрёшки.
Комментарии
Хорошее методическое пособие,
Хорошее методическое пособие, воспользуюсь этим материалом на своих уроках.