Развивающая предметно- пространственная среда

Флягина Марина Владимировна

Предварительный просмотр:

Проект

создания развивающей предметно-пространственной среды

в подготовительной группе №2

МАДОУ "Детский сад №13" КГО в 2016-2017 г.г.

В развитии ребенка образование и среда играют бОльшую роль, чем наследственность...Вопрос в том, какое образование и какая среда лучше всего развивают потенциальные способности ребенка.

Миссару Ибука

        В детском саду ребенку приходится находиться довольно продолжительный период времени. Поэтому детский сад, и группа в частности, являются тем местом, где ребенок получает значительный опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с окружающими - взрослыми и сверстниками. Один из способов получения этого опыта - это конечно же те предметы и условия, что его окружают. Именно поэтому к развитию предметной среды в группе предъявляются высокие требования .

        Анализ ПРС в группе.

        В ДОУ все группы оборудованы отдельными спальными, раздевальными и игровыми помещениями. В групповых помещениях созданы центры активности. Раздевальные комнаты оборудованы информационными стендами, выставками детских работ. ПРС группы оборудована с учетом возрастных особенностей детей, связана между собой по состоянию  и стилю. В нашей группе созданы игровые центры:

  • Физкультурно-игровой, оздоровительный  «Здоровейка» (оборудование для развития физических качеств: баскетбольное мини-кольцо, мячи, скакалки, кольцебросы, кегли, обруч, мешочки с песком; для укрепления здоровья: массажные дорожки);
  • Предметно-игровой (оборудование для сюжетно-ролевых игр: «Дом», «Больница», «Аптека», «Магазин», «Театр», «Почта», «Салон красоты», «Ателье», «Автопарк», «Инспектор ГИБДД»,  и др.);
  • Центр искусства (материалы по ознакомлению с искусством, материалы и оборудование для детской деятельности (лепки, аппликации, рисования, ручного труда и т. д.);
  • Книжный «Здравствуй, книжка!»;
  • Музыкальный (детские музыкальные инструменты,  картотека песен, иллюстрации с изображением разных видов музыкальных инструментов, ленточный магнитофон);
  • Театральный (костюмы для ряжения,  настольные театры по сказкам - деревянные, бумажные, конусные, Би-Ба-Бо, маски театральные);
  • Центр природы (календарь природы, комнатные растения, предметы за их уходом, фото и художественные иллюстрации по разделу "Флора и фауна", коллекции семян, листьев деревьев, образцы круп и др.);
  • Центр экспериментирования «Юный исследователь» (предметы для исследования, экспериментирования);
  • Центр грамотности (игры и оборудование для развития речи, развития математических представлений);
  • Центр строительно-конструктивных игр (крупный и мелкий деревянный конструктор, «Лего», как для мальчиков, так и для девочек, др.виды конструкторов);
  • Центр безопасности: «Светофорчик» (наглядно-иллюстративный материал по ОБЖ, настольно-печатные игры (лото, машинки с картой города, разрезные картинки…), напольный перекресток, разный транспорт, фигурки людей, светофоры, атрибуты для сюжетно-ролевой игры (фуражка, дорожные знаки), детская художественная литература по тематике дорожного движения, пожарной безопасности, конструкторы, пособия и игры по ПДД, ПБ, альбом творческих работ детей по ПДД, ПБ);
  • Центр гражданско-патриотического воспитания «Моя Родина» (карта животного мира, глобус, спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, страны, иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского (и городского) герба и флага, кукла в национальном русском костюме).

        В центре для художественного творчества есть все необходимое для деятельности детей: различные художественные средства, бумага, картон, пластилин, образцы художественного и декоративно-прикладного искусства и пр. Дети очень любят здесь заниматься.

        В группе представлены игрушки для режиссерских игр: куклы, одежда для них, предметы для оперирования с ними, посуда и пр. Но, главным образом, эти игрушки интересны для девочек. Для мальчиков недостает атрибутов для сюжетно-ролевых игр "Армия", "Автосервис", "Моряки". Хотелось бы сделать полифункциональные трансформируемые мобильные объекты из ткани (автомобиль, корабль).

        Используются традиционные игры по правилам: лото, домино, настольные игры. Хорошо представлено оборудование для познавательной деятельности: детская литература (художественная, энциклопедическая). Но не достает материала для самостоятельного детского экспериментирования (нет специальных динамических игрушек - катапульт, волчков, желобков и пр.).

        В соответствии с ФГОС, детям необходимы центры не только для активного самовыражения, но также и для уединения, восстановления эмоционального равновесия. Им необходимо побыть одним, наедине с самим собой.  Именно для этого в группе должен быть центр релаксации. В планах - его создать.

        В группе есть театральный центр с различными видами театра. Дети очень любят играть в театр, а также часто играют в маленькие куколки, но без домиков. Настольная ширма может выполнять как роль кукольного театра, так и роль домика для маленьких кукол. Она также является своего рода способом уединения, когда хочется поиграть одному - двоим, "закрывшись" ею от остальных ребят.

        Пространство в группе должно быть использовано рационально. Один из вариантов "разгрузить" напольное пространство - это "поднять" вверх некоторые модули. Например в рамках реализации будущего проекта "Космос" планируется создать некоторые подвесные атрибуты  - "Солнечная система", "Созвездия".

        Таким образом, в группе создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям ФГОС, и не несет той положительной развивающей роли в развитии детей, которую могла бы нести.

Цель проекта: разработка развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей.

Задачи проекта:

  1. изучить и внедрить новые подходы к организации ПРС, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников;
  2. организовать развивающую среду;
  3. создать условия для обеспечения разных видов деятельности детей;
  4. содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной среды;
  5. приобщить детей и их родителей к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

Предполагаемый результат: обогащение ПРС группы.

Продукт проекта: оформление ПРС группы.

Тип проекта: долгосрочный (сентябрь 2016-май 2017гг).

Этапы проекта:

  1. Подготовительный (сентябрь - октябрь 2016г.)

- анализ методической литературы;

- анализ имеющейся ПРС в группе;

- разработка группового проекта усовершенствования развивающей среды;

- защита педагогами проекта развития ПРС;

  1. Основной (ноябрь - апрель 2017 г.)

- подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, а также материалов для их самостоятельного изготовления;

- создание развивающей предметно-пространственной среды в групповых комнатах в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими нормам;

  1. Заключительный (май 2017 г.)

- презентация реализации проектов педагогами;

- описание опыта построения развивающей предметно-пространственной среды педагогами групп.



Предварительный просмотр:

Предметно-пространственная среда  группы:

 1. Содержательно-насыщенная -  соответствует возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста и содержанию основной образовательной Программы. Образовательное пространство группы оснащено средствами обучения и воспитания, игровым и спортивным оборудованием. Разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в группе и на участке)  обеспечивает:

-   игровую  деятельность

Игровой центр оснащен  атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными.

Мебель в игровом центре функциональна, легко трансформируется, что позволяет варьировать пространство центра (стеллаж для игрушек, банкетки, угловые тумбы). В игровом центре располагается центр театральной деятельности, способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления.

-    познавательную деятельность

- Для расширения возможности познать свой родной край и свою Родину, в группе создан центр патриотического воспитания, он способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей  страны и города. Детям представлены фотографии и достопримечательности города, герб, флаг, страны и края.

-    Библиотечный центр представляет собой стеллаж с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Мини-библиотека размещена рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению;

-   исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами

-  Центр природного воспитания расположен непосредственно у окна. Цель его- обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви и бережного отношения к природе, формирование начал экологической культуры;

-  Центр экспериментирования оснащен всем необходимым материалом для экспериментирования (весы, увеличительные стекла, магниты, очки, разнообразные коллекции, природный материал, сыпучие продукты, настольно-печатные игры для формирования естественно-научных представлений для воспитанников).  В центре детского экспериментирования дошкольники учатся фиксировать результат эксперимента с помощью зарисовок. Знакомство детей с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир (лупа, магнит, весы и т. д.) также происходит в центре экспериментирования;

-  двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики

- В группе оборудован центр физкультурного воспитания  для самостоятельной физической активности детей, центр оформлен эстетично, соответствует возрасту детей, достаточное количество оборудования, обеспечивает двигательную активность детей в течение дня; 

-  В центре конструирования находятся материалы для конструирования, а также игры по ориентировке в пространстве. Материал по конструированию классифицирован по форме и размеру и хранится в специально отведённых для него коробках. Крупный напольный строительный материал размещён в игровом центре, свободное пространство на ковре даёт возможность сооружать постройки, в которые дети любят играть. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких игрушек.

2. Трансформируемая

В группе мебель и оборудование установлено так, что каждый ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в т. ч. и разно уровневая: диванчик, кресла, деревянные модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе. Такая организация пространства дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка.

Полифункциональная

Полифункциональность среды в данной группе дает каждому ребенку возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм и т.д.;

Предметы не обладают жестким креплением, в том числе природных материалов, и пригодны для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативная,

В группе имеются в наличии различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающее свободный выбор детей;

Игровой материал периодически сменяется, вносятся новые предметы, стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

В пространстве группы используются переменные и заменяемые элементы убранства: сезонные ветки в вазе, материал на познавательной стене, библиотека и книжная выставка.

Доступная

Воспитанники группы имеют свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.  Все групповое пространство доступно детям, они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Есть уголок уединения, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива.

Безопасная.

Материалы и оборудование группы исправно,  все элементы среды соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Поддержка индивидуальности и инициативы детей  происходит через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности. Предметно-пространственная среда группы организуется таким образом, что каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом, позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности.

В группе созданы условия для того, чтобы ребенок мог выразить свои чувства и мысли.

Целью центра творчества «Мастерская художника» является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.

      В раздевальной комнате организована выставка детского творчества (рисунков, поделок, записей детских стихов, рассказов, сказок).

      Для развития музыкальных способностей детей, в музыкальном центре «Музыкальная шкатулка» есть различные музыкальные инструменты, альбомы, дидактические музыкальные игры.

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда подготовительной  группы №2соответствует ФГОС ДО.