Мое педагогическое эссе
Предварительный просмотр:
Эссе «Моя педагогическая философия»
Флягина Марина Владимировна
Воспитатель МАДОУ «Детский сад №13» КГО
Г. Камышлов
«От педагога зависит,
Чем станет сердце ребенка:
нежным цветком или засохшей корой»
(В. А. Сухомлинский)
Нет ничего проще, чем играть взрослому человеку в прятки с малышом. «Раз, два, три, четыре, пять – я иду искать!». А что искать? Особенно, если ты проработал с детьми на этом месте уже много лет. И всё-таки я каждый раз ищу, нахожу и делаю это очень серьезно.
Долго ищу, и, по мнению ребят, не слишком успешно. Зато успешно замечаю еще кое - что: качества детей, их успехи, достижения… Дима, оказывается, бегает плохо, Никита вообще прятаться не умеет, Настя- трусиха, боится «выручиться». Катя только за себя болеет, других не выручит, выходит, не зря искала!
Воспитатель детского сада – это следопыт, исследователь, который находится в постоянном поиске. Могу сказать, в игре «Прятки», - что-то находишь, и безумно радуешься открытию.
Но бывают и огорчения. Нередко слышу мнение: «Что делают в детском саду? Накормил, спать уложил и порядок!» И становится очень обидно, ведь это не так.
Мы не только находимся рядом с детьми, оберегаем их от возможных напастей, но и вместе с ними проживаем их детскую жизнь. Мы просто обязаны каждый рабочий день прожить ребячьей жизнью – их маленькими заботами и радостями. И нам, взрослым, это интересно. Где еще, как не в детском саду, можно вернуться в детство?
Воспитатель должен быть по - настоящему талантливым, рукотворным, чтобы многое сделать своими руками. И вещи надо учится беречь: не охраняя от прикосновения. А по хозяйски: сломал- починил.
Воспитателем я стала не случайно. Моя мама всю жизнь проработала в детском саду, и старшая сестра тоже работает педагогом. Вот и я пришла и осталась надолго, хотя зарплата маленькая. Плюс те самые высокие требования…
Однажды спросили у меня:
-Что же вы тут работаете столько времени?
Я почти не задумалась:
-Трудно, но чувствуешь себя, как на самом ответственном производстве, И уважают!
Да, уважают. Непросто требуют, а все замечают и ценят: и то что сбиваемся с ног, и то что, бывает, ночей не спим, готовя что-то…Чувствуешь свою необходимость, важность.
Я считаю, что мне очень повезло, что работаю с исключительно хорошими, замечательными и удивительными людьми.
Самый большой праздник для меня- поход в лес. Самая большая радость – хорошая новая книга. Не люблю формализма: фальши и обмана.
Я люблю воспитывать красотой и искусством. Почему? А потому, что сразу появляется много новых дополнительных возможностей, эмоционального воздействия на маленького человека.
- Вслушайтесь в музыку! Это что? Это тревога! Слышите? А вот- покой, радость. И нам, хорошо, правда? А вот – репродукция замечательной картины. Видите, какое чудо? Красиво?
Разумеется, слова – результат долгой подготовительной работы: поисков репродукций, музыки и т.д. и помогает такая работа научить детей тонко понимать прекрасное и быть восприимчивым ко всему доброму.
Всегда (и еще как!) борюсь за «запоминание», «отложение в памяти». Конечно, что ни вложи воспитатель, а если дома маме с папой это «ерундой» покажется – ребенок все из головы выбросит.
Часто так бывает- родители приходят за детьми и первый вопрос: «Что ты ел?». И почти никто не спросит: «Что ты видел? Чему ты научился? Как провел день? Что нового?».
Вот и приходится убеждать родителей в необходимости интересоваться внутренним миром собственных детей, не только интересоваться - сопереживать.
Вот один из примеров. Воспитанница группы Соня долго приносила в детский сад свои рисунки: знала, что тут их оценят. У родителей совсем не было на это времени. Поговорила с мамой, да Соня похвалила:
-Вы заметили, как она рисует? До чего необычно!
И в один прекрасный день несет Соня картину домой: мама ждет, ей интересно! Вот он – результат долгой и кропотливой работы!!! Но не все родители воспринимают наши советы. В родителях иногда надо будить ценностные качества: внимательность, бережливость, ответственность и т. д. не только к окружающему. А даже и в отношении к своим детям.
Вот еще пример. Разбил как-то Тима горшок с цветком. Пришла за ним мама:
- Ну и что, подумаешь, разбил! Дети всегда все бьют! Новый горшок купите!
- Но он даже цветок не поднял! Ведь он живой!
- Подумаешь! Если ребенку захотелось!
Спорить не стала. Прошла неделя. Во время прогулки Тима взял мяч, который принес из дома и кинул за забор. Пошла, принесла мяч, а он опять кинул. Больше ходить не стала, да и Тима о мяче не вспомнил. Пришла вечером мама и стала кричать: «Как же вы смотрели? Где же я денег наберу мячи покупать?!»
Я только руками развела:
- Если ребенку так захотелось!
Мама поняла, замолчала. Но уходя громко сыну объясняла:
- Ты хоть различай, что свое, а что детсадовское!
На следующий день объяснила ей: ребенок не различает – свое или чужое. Все, пользуется - свое. Тут уж все беречь или ничего не беречь! Нужно ребёнка учить бережливости. Вот так разобрались.
Куда труднее контролировать «домашнее время» детей. Тут уж ставка на сознательность родителей.
Убеждать, убеждать, убеждать!!!...
- Марина Владимировна! Идите с нами в прятки играть! Будете нас искать!
Знаю, что я – взрослый человек, для них – друг! Они мне доверяют, и смело принимают в игру.
Что – что, а искать я умею!
Флягина Марина Владимировна