Работа в ДОУ с одаренными детьми
Предварительный просмотр:
Работа с одаренными детьми
Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов и родителей ДОУ с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
Система воспитательно — образовательной деятельности по развитию детских способностей основывается на максимальном раскрытии природного потенциала каждого воспитанника.
Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем. При организации работы с одаренными детьми в условиях ДОУ особое внимание уделяем созданию образовательной среды, которая обеспечит возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.
В своей работе мы руководствуемся следующими принципами:
- Преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей.
- Учет синзитивности дошкольного детства.
- Индивидуальный подход,
- Своевременное начало.
- Возможность выбора.
- Комплексный подход.
- Рациональное соотношение индивидуальной и коллективной деятельности ребенка, объема специальных и объема общеразвивающих занятий.
Дети с признаками одаренности имеют возможность раскрыть и реализовать свои способности в кружках, секциях, организованных в ДОУ и учреждениях дополнительного образования города .
Формы работы с одаренными детьми:
—групповые занятия с одаренными детьми;
— индивидуальные занятия;
-конкурсы, викторины , интеллектуальные олимпиады, спортивные игры;
-дополнительные образовательные услуги в кружках по направлениям;
-исследовательская деятельность.
В нашем детском саду имеются творческие кружки по интересам: «Смешарики», «АБВГДейка», «Мастерилочка», «Соленое тесто». Но не каждый кружок является мастерской для одаренных детей. Данные кружки, музыкальные занятия, праздники и развлечения, в частности народные праздники такие как «Масленица», «Осенины», «Троица», «Рождественские посиделки» — это сопровождающий фон развития ребенка, пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника.
Наши дети участвуют в различных мероприятиях и выступают на городской сцене, также в детском саду ежегодно проводится творческий отчет для родителей о деятельности ДОУ в мае месяце.
Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и школа- эти учреждения охватывают наиболее широкий круг детей. На уровне детского сада необходимым условием является наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане развития, учебы и отношений со сверстниками.
Следует помнить: как бы ни был одарен ребенок, его нужно учить.
План работы с одаренными детьми
МАДОУ «Детский сад №13»
Цель: ранняя диагностика одаренности детей в различных областях, усиление научно – методического сопровождению данного направления.
Основной принцип – каждый ребенок от природы одарен по- своему.
Задачи:
- Предусматривать степень и методы самораскрытия одаренных и высокомотивированных детей;
- Оказывать помощь одаренным детям в реализации своих способностей;
- Обратить внимание родителей на развитие способностей ребенка в той или иной области.
Сроки | Содержание деятельности | Ответственные |
сентябрь | Составление плана работы с одаренными детьми. Уточнение интересов одаренности по жанрам | Ст. воспитатель Инструктор по физическому воспитанию Музыкальный руководитель |
октябрь | Организация работы кружков по интересам Работа воспитателей с одаренными детьми (выявление умственного потенциала, стимулирование творческой активности) Участие в конкурсах различного уровня | Воспитатели Музыкальные руководители Воспитатели групп среднего и старшего возраста |
ноябрь | Оформление выставки детских работ к публичному отчету ДОУ Участие в конкурсах различного уровня | Воспитатели Музыкальные руководители Воспитатели групп среднего и старшего возраста |
декабрь | Участие детей в новогодних утренниках и спектаклях Конкурс творческих работ «Зимушка-Зима» | Музыкальный руководитель Ст. воспитатель |
январь | Участие в традиционных праздниках «Рождественские посиделки», «Колядки» | Воспитатели групп среднего и старшего возраста |
февраль | Участие детей в праздничном мероприятии, посвященном 23 Февраля. | Музыкальный руководитель |
март | Участие в концерте, посвященном Международному женскому дню Участие в конкурсах различного уровня | Воспитатели Музыкальный руководитель Воспитатели групп среднего и старшего возраста |
апрель | Участие в конкурсе детского творчества | Воспитатели |
май | Итоговая выставка работы кружков дополнительного образования Праздничный концерт для родителей «Итоги за год». Круглый стол – подведение итогов работы ДОУ с одаренными детьми | Воспитатели групп среднего и старшего возраста Музыкальные руководители Ст. воспитатель |
В течение года | Опытно-исследовательская деятельность | Воспитатели групп среднего и старшего возраста |
В течение года | Индивидуальные развивающие занятия в игровых формах. | Воспитатели групп среднего и старшего возраста |